Североморский летчик. 1945, сентябрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 2 сентября 1945 г., № 209 (589). Схема района военно-морской базы Порт-Артура ПРИЛОЖЕНИЕ К „СОГЛАШ ЕНИЮ О ПОРТ-АРТУРЕ ‘ , ПОДПИСАННОМУ В МОСКВЕ 14 АВГУСТА 1945 г. Территория района военно-мор ской базы, предусмотренная с тать ей ІІ-й Соглашения О Порт-Арту ре, расположена южнее линии, к о торая начинается на западном по бережье Ляодунского полуостро в а—южнее Хоусаньдаовань, и про ходит в общем восточном направ лении через станцию Шнхэ и пункт Цзоуцзяцзюйцзы на восточное по бережье того же полуострова, исключая город Дальний (Дайрэн). Все острова, расположенные в водном пространств?, прилега ющем к западной стороне установ ленного Соглашением района на Ляодунском полуострове и южнее линии, проходящей через точки с координатами: широта равна 39 градусов 00 секунд северная, д о л гота равна 120 градусов 49 секунд восточная; широта равна 39 граду сов 20 секунд северная и долгота равна 121 градус 31 секунда восточная, и далее в общем севе ро-восточном направлении по оси фарватера, ведущего в порт Пу- ланьдянь к начальной сухопутной точке, присоединяются к району военно-морской базы. Все острова, расположенные в водном пространстве, прилега ющем к восточной части района на Ляодунском полуострове и южнее линии, проходящей от конечной, сухопутной Тбчки в восточном на правлении к точке с координата ми: широта равна 39 градусов 20 секунд северная и долгота равна 123 градуса 08 секунды восточная и далее на юго-восток через точку с координатами: широта-равна 39 градусов 00 секунд северная и долгота равна 123 градуса 16 се кунд восточная, присоединяются к району. (См. приложенную рус скую карту масштаба 1:500.000). Линия границы района будет д е маркирована на местности Совет ско-Китайской Смешанной Комис сией. Комиссия установит гранич ные знаки и на воде в необходи мых случаях—вехи, составит под робные описания этой линии, нане сет ее на топографическую карту масштаба 1:25.000 и линию грани цы по водному пространству на морскую карту масштаба 1:300.000. О сроке начала работы Комис сии стороны договорятся особо. Составленные упомянутой выше Комиссией описания линии грани цы района и карты этой линии подлежат утверждению обоими Правительствами. В. ш . в. м. Почему слабо отражен опыт войны? Н -СКИП АЭРОДРОМ . (От наш. спец. корр.). Шло занятие. Герой Советского Союза майор т. Шипов, разместившись в кабине самолета, рассказывал окружив шим машину летчикам о земном магнетизме, о девиации и ее устра нении. Истребители внимательно слушают майора и задают ему ряд вопросов. — Все ясно? — спрашивает т. Шипов, ответив на вопросы. Ясно, — отвечают летчики. — Тогда направимся в учебный класс и разберем теорию девиации и земного магнетизма. Расставленные столы, скамейки, ученическая доска с мелом и сы рой тряпкой, развешанные по с т е лам график девиации, высоты и скорости, схемы, карты учебные, высотомер, компас, термометр, ли тература по радионавигации и бом бометанию—все это находится в штурманском классе к услугам истребителей. Офицеры рассажи ваются за столами и начинаются занятия. Таких классов, как штурман ский, на аэродроме несколько. Расположены они компактно и очень удобно — в одном доме. Оборудованы классы т акж е непло хо. Чувствуется, что и коман дование и руководители спе циальных служб немало по трудились над их у с т р о й -; ством. И класс авиасвязи и классы спецоборудования, воздуш ной стрельбы, материальной части, вооружения, бомбардировочный и парашютный являются любимыми местами летного и технического состава. Зд есь проходят занятия и консультации .. Однако почти во всех этих к л ас сах есть один существенный недо статок: не чувствуется в них, если можно так выразиться, дыхания войны, не отображено по-настоя- шему то новое, что внесла в тактику, в особенности в эксплоатацню материальной ча сти Великая Отечественная война. Когда входишь в классы, то чувствуешь — почти абсолют но ничем они не отличаются от тех, что были в наших частях до начала войны. Взять хотя бы, к примеру тот ж е штурманский класс. К июню 1941 года все аэро навигационные средства, приме няемые в войну у -советских авиа торов были. Ничего нового не вне сли в эти средства и боевые дей ствия. Они только расширили, раз нообразили применение аэронави гационных средств, укрепили в некоторые из них веру. Нашел ли отражение в классе этот вопрос? Нет. Нашим летчикам в дни войны пришлось столкнуться с новыми тактическими приемами врага, средствами обнаружения самоле тов. Это новое заставило изме нить маршруты, изучаемые л е т ным составом до войны. Экипажам приходилось иногда уходить д а л е ко в море, совершать полет на бреющем. При этом штурманский состав сталкивался с немалыми трудностями. Почему бы не с д е лать схемы нескольких в аэро навигационном отношении с л ож ных полетов, показав- на них как штурманам удалось найти пра вильные решения. Неплохо, ее- ли бы в классе имелся сборник статей, рассказывающих об опыте навигационной подготовки в дни войны. Новые программы боевой подго товки, составленные на основе опыта Великой Отечественной войны, требуют максимально го приближения учебных заня тий к боевой действитель ности. Отсюда в классах, должно быть в полной мере отображено то новое, что внесла в нашу тактику, в эксплоатацню материальной части война. Схемы наиболее успешных воздушных боев, новых боевых пооядков, опи сания особенностей применения штурмовиков по кораблям, назем ным целям и т. п. должны найти соответствующее место в классах. Помочь частям все это сделать должен отдел боевой подготовки и флагманские специалисты штаба. И. КОНСТАНТИНОВ. ПЕСНЯ ВОЕННЫХ ЛЕТЧИКОВ Сергей МИХ АЛКОВ П о всю д у, гд е битва с врагами идет За счастье советской держ авы , П о всю д у воздуш ны й, наш стал и н ски й ф лот, Овеян военною .славо й . Бесстраш но воюет моряк на воде, О тваж но д е р е тся пехота, Но так ж е, не зр я, у в аж аю т везде. Героев во здуш н о го ф ло та. М ы смерти в гл а за научились см отр еть, .Ѵ\ы ищем воздуш ного боя. Не раз мы врага заставляли гореть— Гореть над его же землею. Советский народ дал нам право летать И крылья, чтоб в воздух подняться, А право летать — это право дерзать И сталинским соколом зваться! Смелей же вперед, боевые друзья! Расправим могучие крылья! За правое дело, за наши края Ложится на курс эскадрилья. Когда обходят непосредственного командира О ПОВСЕДНЕВНОЙ ОПЕКЕ И ИНИЦИАТИВЕ В РАБОТЕ В наших уставах записано о том, что любой вышестоящий н а чальник обязан непосредственно подчиненным военнослужащим (когда позволяет обстановка) от давать те или иные распоряжения, через нижестоящих начальников. Категорически запрещается под мена их в работе. Правдивость этих положений многими приме рами постоянно подтверждает жнзнь. Однако на практике мы иногда встречаем обратное. С л у чаи нарушения этих уставных пра вил имеют место и в нашей части. Подменяют, порой, нас, команди ров подразделений, подменяем и мы командиров звеньев... Я не б у ду брать старых фактов, возьму самые свежие, недавно происшед шие. Может быть, они и незначи тельны, но очень наглядны. Я, как командир подразделения, наметил график отпусков офицерского, р я дового и серж антского состава. Предварительно этот вопрос со гласовал с командирами звеньев и ад’ютантом. Кому-кому, а нам-то было видней, кто отпуск за с л у жил в первую очередь, кто во вто рую, а кто в третью. Однако как- то раз является ко мне один т е х ник и заявляет: — Товарищ командир, после завтра я уезжаю в отпуск. — Как уезжаете? — недоуменно спросил я (технику этому был з а планирован отпуск через месяц). Оказывается, штаб части, не спро сив нас об этом, составил свой график отпусков и, минуя коман дование подразделения, об’являет о их сроках личному составу. Спрашивается: разве после даже этого небольшого случая не сни зится авторитет командира под разделения? Конечно, снизится. Военнослужащие, подчиненные мне, после этого подумают: «Что командир подразделения, все равно ничего не сможет Сделать». Я привел последний, свежий факт. А сколько у нас случаев, когда подчиненных мне людей посылают на работу, не постав» об этом в известность непосре ственных командиров, когда о*Д' церы штаба, обходя нижестояцГ,- командиров, о тдаю т распоря^ ния непосредственным исполнит» лям. Правда, в Уставе такая воз можность предусмотрена. Но она до лж н а применяться, как ясклю- чение, а не как система. Частен ько и мы, командиры подразделений, подменяем в ра. боте командиров и техни ков звеньев. Отчасти это о б о няется слабой организационной подготовкой. Но это только отча сти. Почему мы редко прккз- зываем командирам и техникам звеньев, например^ обеспечить то- то, аі идем н даем задание людям на месте. Ведь от это го подры. вается авторитет командира, на чальника, и увеличивается об’ем нашей работы. Д е л а я та к, мы по том ж алуем ся: «Врем я загружено командиры звеньев в работе слабо помогают». А на самом деле во всем этом виноваты мы сами: на рушаем Устав, д а и на себя роп щем. У нас очень часто и много гово рят об инициативе в работе. Пра вильная инициатива для команди ра очень важное и нужное дело. Но очень обидно бывает, когда вышестоящие начальники ру гают за отсутствие иници ативы, а сами подменяют в работе. Новые программы боевой под готовки дают командирам подраз делений немалую инициативу в учебно-боевой подготовке. Надо, чтобы ею командиры полностью пользовались, чтобы снова не бы ло мелочной и вредной опеки свер ху. Если командир, начальник, бу дет чувствовать, что он. полно властный хозяин в своем заведы- вании, подразделении, то и дисци плина среди личного состава не сомненно повысится, и культура в работе будет на более высоком уріэвне. Старший лейтенант Л. ЛАПИН - Круговой перелет самолета „Пролетарий4* по Европе Впервые о достижениях совет ской авиационной техники евро пейское общественное мнение ши роко узнало, когда пилотируемый М. М. Громовым первый советский цельно-металлический самолет АНТ-3, под названием «Пролета рий» совершил круговой перелет по Европе. Перелет начался на рассвете 2 сентября 1926 года. Громов завт ракал в Кенигсберге, обедал в Берлине. Поздно вечером он был над Парижем, а утром 3 сентября •^Пролетарий» пролетел над Аль пами и в полдень описывал круги над древними зданиями Рима. Вечером в тот же день совет ского летчика с факелами и ре волюционными песнями встречали рабочие Вены, а днем 4 сентября самолет возвратился в Москву. За тридцать четыре часа было пройдено семь тысяч сто п ятьде сят километров. АНТ-3— третья по счету маши на, сконструированная А. Н. Тупо левым в Опытном Отделе Цаги. Это цельно-металлический биплан, снабженный первым советским мотором. Самолет целиком был построен из советских материалов, руками советских рабочих и инже неров. Некоторые европейские газеты писали, что «Пролетарий» строил ся при содействии иностранных конструкторов. Однако вскоре мир мог убедиться в том, что совет ская авиация развивается своим собственным путем. В 1928 году первый советский многомоторный самолет АНТ-9 под названием «Крылья Советов» проделал но вый круговой перелет по Европе, а в 1929 году самолет АНТ-4 под названием «Страна Советов» со вершил перелет из Москвы в Нью-Йорк. После этого тяжелые самоле ты конструкции А. Н. Туполева Ш раз тенью своих крыльев осеняли земли Старого и Нового Света, выдвигая советскую конструктор скую мысль на одно из первых мест в мире. И ЗДАНИЕ ДЕТСКОЙ ЭНЦИКЛОП ЕДИИ Совет Народных Комиссаров РСФСР приступил к изданию д ет ской энциклопедии для детей младшего и среднего школьных возрастов. Г лазным редактором детской энциклопедии утвержД4Я Президент Академии П едагоги че ских Наук РСФСР В. П. Потем- кин. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz