Североморский летчик. 1945, сентябрь.

4 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к Полковник Н. ФЕДОРОВ. Как изучать историю ВКП(б) по основным этапам Продолжение. Начало см. на 3-й стр. фактах можно лучше, естествен- [ товарищем Сталиным учения об нее к понятнее раз’яснить основные | условиях победы советского наро- еи марксизма-ленинизма, так как | да в Великой Отечественной вой-1 н; сама, история ВКП(б) есть марк­ сизм-ленинизм в действии, так как правильность и жизненность марк­ систско-ленинской теории прове­ рены практикой, на основе опыта классовой борьбы пролетариата, и сама марксистско-ленинская тео­ рия развивалась и обогащалась в теснейшей связи с практикой, на ос нове обобщения практического омыта революционной борьбы про­ летариата. В-третьих, дать слушателям краткое первоначальное представ­ ление з целом об истории ВКП(б) путем ясной и последовательной характеристики ее трех основных этапов. При этом надо особо ука­ зать, что большевистская партия выросла и окрепла в борьбе с мно­ гочисленными врагами рабочего класса, что ее исторические победы стали возможны благодаря такому мощному идейному ору­ жию, как марксистско-ленинская теория. Ленин и Сталин, развивая ѵ рксіістско-лениаскую науку о законах общественного развития, помОгли рабочему классу и трудя­ щимся крестьянам нашей страны одержать победу сначала над ц а­ ризмом, а затем над капитализ­ мом. Эту мысль надо проиллю­ стрировать указанием на историче­ ское значение основных работ Ленина и Сталина. Особо следует подчеркнуть, что Красная Армия и советский народ сумели достиг­ нуть величайших успехов в войне против немецко-фашистских за­ хватчиков благодаря разработке не. В-четвертых, раз’яснить слуша­ телям, что их главная задача .ри изучении истории ВКП(б)—не зуб­ режка фактов и дат, а усвоение основных идей марксизма-лениниз­ ма. на фактах истории большевист­ ской партии, знание того, как пар­ тия применяла свою теорию на практике, умение самому руковод­ ствоваться идеями марксизмі- денинизма в своей практической работе. В заключительной части вступи­ тельной лекции преподаватель должен ознакомить слушателей с учебным планом и методикой занятий. Занятия по первому этапу исто­ рии ВКП(б) — «Борьба за создг,- ние большевистской партии в Рог ■ сип (1883 — 1912 годы)» — вклю ­ чают в себя четыре лекции и два классных занятия по четырем те- м.м: 1. Борьба за создание социал- демократической рабочей партии в России (1883— 1901 годы). 2. Образование РСДРП . Появле­ ние внутри партии фракциіі боль­ шевиков и меньшевиков (1901 — 1904 годы). 3. Меньшевики и большевики в период русско-японской войны и первой русской революции (1904— 1907 годы). 4. Меньшевики и большевики в период столыпинской реакции. Оформление большевиков в само­ стоятельную марксистскую пар­ тию (1908— 1912 годы). Борьба за создание социал-демократической рабочей партии в России (1883—1901 годы) Марксистская социал-демокра-1денне труда», основанная Г. В. тическая партия могла появиться б j Плехановым в 1883 году. Заслуга России только тогда, когда появи- | этой группы состоит в том, что лось массовое рабочее движение в стране и когда русские марксист­ ские кружки связались с этим ра­ бочим движением, стали им руко­ водить. Поэтому в самом начале данной темы необходимо кратко рассказать о том. как развивалось в России в конце XIX века рабо­ чее движение, как на этой почве стали распространяться идеи ре­ волюционного марксизма и как по­ явились первые марксистские кружки. При характеристике экономичес­ ких и политических условий, в .ко­ торых развивалось рабочее движе­ ние з России, очень важно отме­ тить, что, несмотря на экономи­ ческую отсталость страны, на гнет царского самодержавия, капита­ листов и помещиксг. русский на­ род отличался любовью к своей стране и героически защищал ее от внешних врагов. Он выдвинул из своей среды ряд выдающихся пи­ сателей. ученых, философов, рево­ люционеров. Ленин указывал, что передовые мыслители России под ‘нетом царизма жадно искали пра- 1ильную революционную теорию, тщательно следя за развитием нау­ ки во всем мире. Русские револю­ ционеры обладали такой превос- ходной осведомленностью насчет всемирных форм и теорий револю­ ционного движения, какой не име­ ли революционеры ни одной дру- й страны в мире. Все эти теории ■'ь:ли проверены на практике, ко­ торая показала, что единственно правильной революционной теорией язляется марксизм. «Марксизм, к j к единственно правильную ре- FO .-п о ц и оян ую теорию. Россия по- ' но выстрадала полувековой историей неслыханных мѵк и жертв, невиданного революционно- ■ героизма, невероятной энергии и С е -злзетности исканий, обучения, чсяытакия ча практике, разочаро- -'ий. проверки. сопоставления га Е в р о п ы » ( т . XXV. стр. 175). Таким образом, уже во второй половине XIX века Россия стано­ вилась в революционном отноше­ н и и самой передовой страной в ми­ ре. Первой организацией русских ѵ -рксн была группа «Освсбож- она пропагандировала в России идеи научного социализма и тем помогла передовым рабочим-рево- люционерам усвоить эти идеи, осознать необходимость создания самостоятельной политической партии пролетариата. Но создать такую партию группа «Освобожде­ ние труда» не смогла, так как она не была связана с массовым рабо­ чим движением и непосредственно не руководила борьбой рабочих. Преподавателю следует добить­ ся. чтобы каждый слушатель со­ ставил себе ясное представление о научном социализме и усвоил его основные идеи, сформулиро­ ванные в «Кратком курсе истории ВКП(б)» на стр. 11. Без этого сл у ­ шателям трудно будет разобраться но всей последующей борьбе боль­ шевиков за партию, за диктатуру пролетариата, за победу социа­ лизма. Очень важно при этом отметить, что Маркс и Энгельс были не только теоретиками рабочего клас­ са. Идеи научного социализма они несли в среду рабочих, учили их сознавать свои силы и с о еди н ят ь ­ ся для борьбы за победу социали­ стической революции, принимали непосредственное участие в рево­ люционной борьбе пролетариата, руководили этой борьбой. Основным идейным препятстви­ ем на пути развития научного со­ циализма в России как в восьмиде­ сятых. так и в первой половине де­ вяностых годов было народничест­ во. В лекции по данной теме да­ вать отдельно характеристику на­ родничества не следует. Ошибоч­ ность и вред основных идей народ­ ников можно разобрать в связи с характеристикой борьбы Плехано­ ва и Ленина против народничест­ ва. Однако в лекции надо сказать. \ русский РАБОЧИЙ , поднявшись ми»; народники не вели среди ра­ бочих и крестьян революционной работы. Во-вторых, народники отвлекали внимание трудящихся от борьбы с классом угнетателей бесполезными д л я революции убийствами отдел ь­ ных представителей этого класса. Они тормозили развитие революци­ онной инициативы и активности ра­ бочего класса и крестьянства. В-третьих, народники выступали против марксизма. Они смотрели на появление пролетариата в Ро с ­ сии как на «несчастье»,* мешали рабочему классу понять его руко­ водящую роль в революционном движении, задерживали создание самостоятельной партии рабочего класса. Надо было развенчать идеи на­ родничества, вскрыть их вред и опасность для рабочих іг кресть­ ян. Без этого марксизм в России не мог вырасти и окрепнуть. Идейную борьбу против народ­ ничества вел сначала Плеханов и его группа «Освобождение труда». Плеханов нанес решающий ѵдар народничеству. Но окончательный идейный разгром народничества, как врага марксизма, выпал на д о ­ лю Ленина. Почему? Потому, что группа «Освобожде­ ние труда» не была практически связана с массовым рабочим дви­ жением в России. В этом заключа­ лась ее основная слабость. Ленин же и Сталин с первых дней своей революционной деятельности пра­ ктически связались с рабочим дви­ жением, руководили им. Они вос­ питали те кадры передовых рабо­ чих, которые несли идеи научного социализма в среду пролетариата, руководили стачками и забастовка­ ми, поднимали рабочих на борьбу против царизма и буржуазии, по­ казывали на деле, каким путем должен итти пролетариат, чтобы освободить себя и всех трудящих­ ся от ига эксплоатации. Из этих кадров и сложилась социал-демо­ кратическая партия. В лекции должно быть уделено серьезное внимание характеристи­ ке деятельности созданного Лени­ ным Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Этот «Союз борьбы» Ленин назвал зачатком революци­ онной партии, опирающейся на ра­ бочее движение. Одновременно не­ обходимо ознакомить слушателей с революционной деятельностью товарища Сталина в Закавказье в девяностых годах. Преподаватель должен подчеркнуть при этом две главные черты борьбы Ленина и Сталина за создание социал-демо­ кратической партии в России. Во-первых, соединение пропаган­ ды марксистской теории с практи­ кой массового рабочего движения, непосредственное руководство этим движением. Во-вторых, развитие марксист­ ской теории на основе опыта рево­ люционной борьбы рабочего к л ас­ са России и других стран. В своей замечательной работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демокра­ тов?», вышедшей в 1894 году, Ленин писал: «На класс рабочих и обращают социалдемократы все свое внима­ ние и всю свою деятельность. Ког­ да передовые представители его усвоят идеи научного социализма, идеи об исторической роли русско­ го рабочего, когда эти идеи полу­ чат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие тепе­ решнюю разрозненную экономи­ ческую войну рабочих в сознатель­ ную классовую борьбу. — тогда Выступление В. М. Молотоъа на пресс-конференции в советском посольстве в Лондоне Окончание. Начало см. на 1-й стр. Вопрос: Я имею ввиду решение 1этот принцип правильным. Перед почему народничество было пре­ пятствием для развития марксизма I! России. Во-первых, народники не знали и не понимали законов общественно­ го развития. Они считали, что ис­ торию делают не классы, а отдель­ ные личности—«герои», что масса, классы—это толпа, которая неспо- собна к организованным действиям и обречена слепо итти за «героя­ ве глазе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТА ­ РИАТ (рядом с пролетариатом ВСЕХ СТРАН), прямой дорогой открытой политической борьбы К ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИ- СТИЧЕСКОИ РЕВОЛЮЦИИ (т. I, стр. 194). Эти слова Ленина жизнь подтвердила целиком. Продолжение следует. о создании демократических пра­ вительств во всех освобожденных странах. Ответ: Можете быть уверены, что Советское Правительство счи­ тает, что чем скорее в Греции бу­ дет создано демократическое пра­ вительство, тем будет лучше как для самой Греции, так и для союз­ ников. Вопрос: В чем состоит русская точка) зрения по вопросу админи­ страции бывших итальянских к о ­ лоний? Придерживается ли СССР принципа коллективной опеки Со­ вета Соединенных Наций или принципа индивидуальной опеки отдельных государств? Ответ: Советское Правительст­ во, как и другие участники Конфе­ ренции в Сан-Франциско, высказа- , --- ------------ ------- . лось как в пользу применения ' рить об этом раньше чем за- прпнципа коллективной опеки, так j к ° н чится это обсуждение, и в пользу индивидуальной опеки Вопрос: Считаете ли Вы Додека- отдельных государств. *незские острова колонией, и будет ли вопрос, о них обсуждаться в связи с вопросом об итальянских колониях? нами стоит ьопрос, как лоступт , с итальянскими колониями. Буди разумно сказать, что поскольку речь идет о первом случае приме нения принципа коллективной опеки, мы должны быть особенно осторожными. Этот принцип еще не применялся на практике. Поэте му мы думаем, что применение ин­ дивидуальной опеки не должно . быть игнорировано при решении вопроса об итальянских коло­ ниях. Вопрос: Требовал ли СССР, что­ бы ему была предоставлена инди­ видуальная опека над какой-либо из итальянских колоний? Ответ: Я снова повторяю, чте поскольку этот вопрос обсуждает­ ся в Совете Министров, я не хотеі В настоящий момент мы об суж ­ даем первый конкретный случай, когда эти принципы должны найти свое применение. Опыт опеки или мандатов отдельных государств известен. Я не хочу сказать, что этот о-пыт во всех случаях был хо­ рошим (смех), но все же такой опыт имеется. Что касается ко л ­ лективной опеки, то таких приме­ ров еще не было, хотя мы считаем остаться у Италии. Ответ: Конечно Додеканезскпе острова не колония. Вопрос оС этил островах обсуждается, но не как вопрос о колониях, а как во­ прос о дальнейшей судьбе этих итальянских владений, которые, как это понятно, не должны КОММЮНИКЕ СЕКРЕТАРИ АТА СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЛОНДОН , 19 сентября. (ТАСС).] На состоявшемся во второй поло- Вечером 18 сентября секретариат вине дня заседании, на котором Совета Министров иностранных председательствовал госудагст- дел опубликовал следующее ком- венный секретарь США Бирнс, мюнике: j Кардель закончил свое заявление, «На утреннем заседании Совета , а мин,~тр иностранных дел Италии Министров иностранных дел, н а , граф де Гаспери изложил точку котором председательствовал ки- зрения своего правительства, тайский министр иностранных дел | Было решено провести дальней- Ван Ши-цзе, вице-премьер Юго- : шее совещание вечером для того, славии Кардель изложил точку і зрения югославского правительст- ! ЧТ00ЬІ выслушать точки зрения ва по вопросу итало-югославской j представителей английских доми- границы. I н-ионов». АНГЛО -АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ О НЕФТИ ЛОНДОН , 19 сентября. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, вчера в Лондоне открылись англо- американские переговоры по во­ просу о заключении нефтяного' соглашения. ЧИСЛЕННОСТЬ ЖЕРТВ ФАШИСТСКОГО ТЕРРОРА В АВСТРИИ ВЕНА, 19 сентября. ' (ТАСС). Венская ратуша собирает материа­ лы о жертвах нацистского террора. По предварительным данным, толь­ ко в Вене насчитывается 70.000 лиц. пострадавших от фашистско­ го режима. Около 8.000 из них уничтожения. ЗАБАСТОВКИ В АРГЕНТИНЕ находились в каторжных тюрьмах и концентрационных лагерях. Гит­ леровцы казнили 1. 205 человек. В эти цифры не включены 46.5001 евреев, увезенных из Вены для НЬЮ-ЙОРК . 15 сентября. (ТАСС). Как передает агентство Асссшиэйтед Пресс, 35.000 тран­ спортных рабочих, об’явивших за­ бастовку несколько дней тому на­ зад не приняли во внимание при­ каза военного министра Аргенти­ ны Перона о возврате на работу. Они требуют повышения заработ­ ной платы и сокращения рабочего дня. Медицинская ассоциация Арген­ тины предложила научным работ­ никам прекратить научную дея­ тельность до тех пор, пока не бу­ дет восстановлен нормальный кон­ ституционный порядок в стране. Такое ж е решение приняли недав­ но аргентинские адвокаты. О— В ЮЖНОМ ТИРОЛЕ НЕМЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ НАХОДЯТСЯ НА СВОБОДЕ РИМ, 13 сентября. (ТАСС), редвигаться из города в пород. В Агентство Анса сообщает, что в верхнем Адидже (южный Тироль)' немецкие военные продолжают пе- качестве средств транспорта они используют находящиеся в их рас­ поряжении автомобили. ------ О— Иностранная хроника * В связи с назначением Кая Сундстрема посланником Финлян­ дии в СССР он освобожден от обя­ занностей первого вице-председа­ теля сейма. * В Хельсинки открылась выстав­ ка «Др ужба советских народов», отражающая жизнь Советского Союза. Открывая выставку, член управления общества «Финлян­ дия — Советский Союз» отметил основные принципы ленинско- сталинской национальной полити­ ки, обеспечивающие дружбу и со­ трудничество многочисленных на­ циональностей Советского Союза. * В Рангуне состоялось офи­ циальное подписание акта о капи­ туляции японских войск в Бирме. * По приказу генерала Макар- тура арестован японский минист; без портфеля Огата. Он являлся одним из активнейших членов об­ щества «черный дракон». Ответственный редактор Г. БЕССОНОВ. ГМ 214813. Заказ № 849.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz