Североморский летчик. 1945, сентябрь.
4 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к Полковник Н. ФЕДОРОВ. Как изучать историю ВКП(б) по основным этапам Продолжение. Начало см. на 3-й стр. фактах можно лучше, естествен- [ товарищем Сталиным учения об нее к понятнее раз’яснить основные | условиях победы советского наро- еи марксизма-ленинизма, так как | да в Великой Отечественной вой-1 н; сама, история ВКП(б) есть марк сизм-ленинизм в действии, так как правильность и жизненность марк систско-ленинской теории прове рены практикой, на основе опыта классовой борьбы пролетариата, и сама марксистско-ленинская тео рия развивалась и обогащалась в теснейшей связи с практикой, на ос нове обобщения практического омыта революционной борьбы про летариата. В-третьих, дать слушателям краткое первоначальное представ ление з целом об истории ВКП(б) путем ясной и последовательной характеристики ее трех основных этапов. При этом надо особо ука зать, что большевистская партия выросла и окрепла в борьбе с мно гочисленными врагами рабочего класса, что ее исторические победы стали возможны благодаря такому мощному идейному ору жию, как марксистско-ленинская теория. Ленин и Сталин, развивая ѵ рксіістско-лениаскую науку о законах общественного развития, помОгли рабочему классу и трудя щимся крестьянам нашей страны одержать победу сначала над ц а ризмом, а затем над капитализ мом. Эту мысль надо проиллю стрировать указанием на историче ское значение основных работ Ленина и Сталина. Особо следует подчеркнуть, что Красная Армия и советский народ сумели достиг нуть величайших успехов в войне против немецко-фашистских за хватчиков благодаря разработке не. В-четвертых, раз’яснить слуша телям, что их главная задача .ри изучении истории ВКП(б)—не зуб режка фактов и дат, а усвоение основных идей марксизма-лениниз ма. на фактах истории большевист ской партии, знание того, как пар тия применяла свою теорию на практике, умение самому руковод ствоваться идеями марксизмі- денинизма в своей практической работе. В заключительной части вступи тельной лекции преподаватель должен ознакомить слушателей с учебным планом и методикой занятий. Занятия по первому этапу исто рии ВКП(б) — «Борьба за создг,- ние большевистской партии в Рог ■ сип (1883 — 1912 годы)» — вклю чают в себя четыре лекции и два классных занятия по четырем те- м.м: 1. Борьба за создание социал- демократической рабочей партии в России (1883— 1901 годы). 2. Образование РСДРП . Появле ние внутри партии фракциіі боль шевиков и меньшевиков (1901 — 1904 годы). 3. Меньшевики и большевики в период русско-японской войны и первой русской революции (1904— 1907 годы). 4. Меньшевики и большевики в период столыпинской реакции. Оформление большевиков в само стоятельную марксистскую пар тию (1908— 1912 годы). Борьба за создание социал-демократической рабочей партии в России (1883—1901 годы) Марксистская социал-демокра-1денне труда», основанная Г. В. тическая партия могла появиться б j Плехановым в 1883 году. Заслуга России только тогда, когда появи- | этой группы состоит в том, что лось массовое рабочее движение в стране и когда русские марксист ские кружки связались с этим ра бочим движением, стали им руко водить. Поэтому в самом начале данной темы необходимо кратко рассказать о том. как развивалось в России в конце XIX века рабо чее движение, как на этой почве стали распространяться идеи ре волюционного марксизма и как по явились первые марксистские кружки. При характеристике экономичес ких и политических условий, в .ко торых развивалось рабочее движе ние з России, очень важно отме тить, что, несмотря на экономи ческую отсталость страны, на гнет царского самодержавия, капита листов и помещиксг. русский на род отличался любовью к своей стране и героически защищал ее от внешних врагов. Он выдвинул из своей среды ряд выдающихся пи сателей. ученых, философов, рево люционеров. Ленин указывал, что передовые мыслители России под ‘нетом царизма жадно искали пра- 1ильную революционную теорию, тщательно следя за развитием нау ки во всем мире. Русские револю ционеры обладали такой превос- ходной осведомленностью насчет всемирных форм и теорий револю ционного движения, какой не име ли революционеры ни одной дру- й страны в мире. Все эти теории ■'ь:ли проверены на практике, ко торая показала, что единственно правильной революционной теорией язляется марксизм. «Марксизм, к j к единственно правильную ре- FO .-п о ц и оян ую теорию. Россия по- ' но выстрадала полувековой историей неслыханных мѵк и жертв, невиданного революционно- ■ героизма, невероятной энергии и С е -злзетности исканий, обучения, чсяытакия ча практике, разочаро- -'ий. проверки. сопоставления га Е в р о п ы » ( т . XXV. стр. 175). Таким образом, уже во второй половине XIX века Россия стано вилась в революционном отноше н и и самой передовой страной в ми ре. Первой организацией русских ѵ -рксн была группа «Освсбож- она пропагандировала в России идеи научного социализма и тем помогла передовым рабочим-рево- люционерам усвоить эти идеи, осознать необходимость создания самостоятельной политической партии пролетариата. Но создать такую партию группа «Освобожде ние труда» не смогла, так как она не была связана с массовым рабо чим движением и непосредственно не руководила борьбой рабочих. Преподавателю следует добить ся. чтобы каждый слушатель со ставил себе ясное представление о научном социализме и усвоил его основные идеи, сформулиро ванные в «Кратком курсе истории ВКП(б)» на стр. 11. Без этого сл у шателям трудно будет разобраться но всей последующей борьбе боль шевиков за партию, за диктатуру пролетариата, за победу социа лизма. Очень важно при этом отметить, что Маркс и Энгельс были не только теоретиками рабочего клас са. Идеи научного социализма они несли в среду рабочих, учили их сознавать свои силы и с о еди н ят ь ся для борьбы за победу социали стической революции, принимали непосредственное участие в рево люционной борьбе пролетариата, руководили этой борьбой. Основным идейным препятстви ем на пути развития научного со циализма в России как в восьмиде сятых. так и в первой половине де вяностых годов было народничест во. В лекции по данной теме да вать отдельно характеристику на родничества не следует. Ошибоч ность и вред основных идей народ ников можно разобрать в связи с характеристикой борьбы Плехано ва и Ленина против народничест ва. Однако в лекции надо сказать. \ русский РАБОЧИЙ , поднявшись ми»; народники не вели среди ра бочих и крестьян революционной работы. Во-вторых, народники отвлекали внимание трудящихся от борьбы с классом угнетателей бесполезными д л я революции убийствами отдел ь ных представителей этого класса. Они тормозили развитие революци онной инициативы и активности ра бочего класса и крестьянства. В-третьих, народники выступали против марксизма. Они смотрели на появление пролетариата в Ро с сии как на «несчастье»,* мешали рабочему классу понять его руко водящую роль в революционном движении, задерживали создание самостоятельной партии рабочего класса. Надо было развенчать идеи на родничества, вскрыть их вред и опасность для рабочих іг кресть ян. Без этого марксизм в России не мог вырасти и окрепнуть. Идейную борьбу против народ ничества вел сначала Плеханов и его группа «Освобождение труда». Плеханов нанес решающий ѵдар народничеству. Но окончательный идейный разгром народничества, как врага марксизма, выпал на д о лю Ленина. Почему? Потому, что группа «Освобожде ние труда» не была практически связана с массовым рабочим дви жением в России. В этом заключа лась ее основная слабость. Ленин же и Сталин с первых дней своей революционной деятельности пра ктически связались с рабочим дви жением, руководили им. Они вос питали те кадры передовых рабо чих, которые несли идеи научного социализма в среду пролетариата, руководили стачками и забастовка ми, поднимали рабочих на борьбу против царизма и буржуазии, по казывали на деле, каким путем должен итти пролетариат, чтобы освободить себя и всех трудящих ся от ига эксплоатации. Из этих кадров и сложилась социал-демо кратическая партия. В лекции должно быть уделено серьезное внимание характеристи ке деятельности созданного Лени ным Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Этот «Союз борьбы» Ленин назвал зачатком революци онной партии, опирающейся на ра бочее движение. Одновременно не обходимо ознакомить слушателей с революционной деятельностью товарища Сталина в Закавказье в девяностых годах. Преподаватель должен подчеркнуть при этом две главные черты борьбы Ленина и Сталина за создание социал-демо кратической партии в России. Во-первых, соединение пропаган ды марксистской теории с практи кой массового рабочего движения, непосредственное руководство этим движением. Во-вторых, развитие марксист ской теории на основе опыта рево люционной борьбы рабочего к л ас са России и других стран. В своей замечательной работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демокра тов?», вышедшей в 1894 году, Ленин писал: «На класс рабочих и обращают социалдемократы все свое внима ние и всю свою деятельность. Ког да передовые представители его усвоят идеи научного социализма, идеи об исторической роли русско го рабочего, когда эти идеи полу чат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие тепе решнюю разрозненную экономи ческую войну рабочих в сознатель ную классовую борьбу. — тогда Выступление В. М. Молотоъа на пресс-конференции в советском посольстве в Лондоне Окончание. Начало см. на 1-й стр. Вопрос: Я имею ввиду решение 1этот принцип правильным. Перед почему народничество было пре пятствием для развития марксизма I! России. Во-первых, народники не знали и не понимали законов общественно го развития. Они считали, что ис торию делают не классы, а отдель ные личности—«герои», что масса, классы—это толпа, которая неспо- собна к организованным действиям и обречена слепо итти за «героя ве глазе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТА РИАТ (рядом с пролетариатом ВСЕХ СТРАН), прямой дорогой открытой политической борьбы К ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИ- СТИЧЕСКОИ РЕВОЛЮЦИИ (т. I, стр. 194). Эти слова Ленина жизнь подтвердила целиком. Продолжение следует. о создании демократических пра вительств во всех освобожденных странах. Ответ: Можете быть уверены, что Советское Правительство счи тает, что чем скорее в Греции бу дет создано демократическое пра вительство, тем будет лучше как для самой Греции, так и для союз ников. Вопрос: В чем состоит русская точка) зрения по вопросу админи страции бывших итальянских к о лоний? Придерживается ли СССР принципа коллективной опеки Со вета Соединенных Наций или принципа индивидуальной опеки отдельных государств? Ответ: Советское Правительст во, как и другие участники Конфе ренции в Сан-Франциско, высказа- , --- ------------ ------- . лось как в пользу применения ' рить об этом раньше чем за- прпнципа коллективной опеки, так j к ° н чится это обсуждение, и в пользу индивидуальной опеки Вопрос: Считаете ли Вы Додека- отдельных государств. *незские острова колонией, и будет ли вопрос, о них обсуждаться в связи с вопросом об итальянских колониях? нами стоит ьопрос, как лоступт , с итальянскими колониями. Буди разумно сказать, что поскольку речь идет о первом случае приме нения принципа коллективной опеки, мы должны быть особенно осторожными. Этот принцип еще не применялся на практике. Поэте му мы думаем, что применение ин дивидуальной опеки не должно . быть игнорировано при решении вопроса об итальянских коло ниях. Вопрос: Требовал ли СССР, что бы ему была предоставлена инди видуальная опека над какой-либо из итальянских колоний? Ответ: Я снова повторяю, чте поскольку этот вопрос обсуждает ся в Совете Министров, я не хотеі В настоящий момент мы об суж даем первый конкретный случай, когда эти принципы должны найти свое применение. Опыт опеки или мандатов отдельных государств известен. Я не хочу сказать, что этот о-пыт во всех случаях был хо рошим (смех), но все же такой опыт имеется. Что касается ко л лективной опеки, то таких приме ров еще не было, хотя мы считаем остаться у Италии. Ответ: Конечно Додеканезскпе острова не колония. Вопрос оС этил островах обсуждается, но не как вопрос о колониях, а как во прос о дальнейшей судьбе этих итальянских владений, которые, как это понятно, не должны КОММЮНИКЕ СЕКРЕТАРИ АТА СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЛОНДОН , 19 сентября. (ТАСС).] На состоявшемся во второй поло- Вечером 18 сентября секретариат вине дня заседании, на котором Совета Министров иностранных председательствовал госудагст- дел опубликовал следующее ком- венный секретарь США Бирнс, мюнике: j Кардель закончил свое заявление, «На утреннем заседании Совета , а мин,~тр иностранных дел Италии Министров иностранных дел, н а , граф де Гаспери изложил точку котором председательствовал ки- зрения своего правительства, тайский министр иностранных дел | Было решено провести дальней- Ван Ши-цзе, вице-премьер Юго- : шее совещание вечером для того, славии Кардель изложил точку і зрения югославского правительст- ! ЧТ00ЬІ выслушать точки зрения ва по вопросу итало-югославской j представителей английских доми- границы. I н-ионов». АНГЛО -АМЕРИКАНСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ О НЕФТИ ЛОНДОН , 19 сентября. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, вчера в Лондоне открылись англо- американские переговоры по во просу о заключении нефтяного' соглашения. ЧИСЛЕННОСТЬ ЖЕРТВ ФАШИСТСКОГО ТЕРРОРА В АВСТРИИ ВЕНА, 19 сентября. ' (ТАСС). Венская ратуша собирает материа лы о жертвах нацистского террора. По предварительным данным, толь ко в Вене насчитывается 70.000 лиц. пострадавших от фашистско го режима. Около 8.000 из них уничтожения. ЗАБАСТОВКИ В АРГЕНТИНЕ находились в каторжных тюрьмах и концентрационных лагерях. Гит леровцы казнили 1. 205 человек. В эти цифры не включены 46.5001 евреев, увезенных из Вены для НЬЮ-ЙОРК . 15 сентября. (ТАСС). Как передает агентство Асссшиэйтед Пресс, 35.000 тран спортных рабочих, об’явивших за бастовку несколько дней тому на зад не приняли во внимание при каза военного министра Аргенти ны Перона о возврате на работу. Они требуют повышения заработ ной платы и сокращения рабочего дня. Медицинская ассоциация Арген тины предложила научным работ никам прекратить научную дея тельность до тех пор, пока не бу дет восстановлен нормальный кон ституционный порядок в стране. Такое ж е решение приняли недав но аргентинские адвокаты. О— В ЮЖНОМ ТИРОЛЕ НЕМЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ НАХОДЯТСЯ НА СВОБОДЕ РИМ, 13 сентября. (ТАСС), редвигаться из города в пород. В Агентство Анса сообщает, что в верхнем Адидже (южный Тироль)' немецкие военные продолжают пе- качестве средств транспорта они используют находящиеся в их рас поряжении автомобили. ------ О— Иностранная хроника * В связи с назначением Кая Сундстрема посланником Финлян дии в СССР он освобожден от обя занностей первого вице-председа теля сейма. * В Хельсинки открылась выстав ка «Др ужба советских народов», отражающая жизнь Советского Союза. Открывая выставку, член управления общества «Финлян дия — Советский Союз» отметил основные принципы ленинско- сталинской национальной полити ки, обеспечивающие дружбу и со трудничество многочисленных на циональностей Советского Союза. * В Рангуне состоялось офи циальное подписание акта о капи туляции японских войск в Бирме. * По приказу генерала Макар- тура арестован японский минист; без портфеля Огата. Он являлся одним из активнейших членов об щества «черный дракон». Ответственный редактор Г. БЕССОНОВ. ГМ 214813. Заказ № 849.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz