Североморский летчик. 1945, сентябрь.
2 С Е В Е Р О М О Р С К И Й л е т ч и к 20 сентября 1945 г., № 224 (604) ЗАМ Е ТКИ ИНЖ ЕНЕРА я В учебный полет! Фото А. Тиланова. Капитан С. МАЛИНЦЯН . ЧТО ПОШ АЛИ В03ДУШН0- СТРЕЛНОВЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Недавно в нашем соединении были проведены воздушно-стрел ковые соревнования. Они пресле довали цель повысить качество воздушно-стрелковой подготовки и 1 выявить лучших воздушных стрел ков с тем. чтобы потом опыт по- следних широко распространить. Подготовка к соревнованиям длилась две недели. В ходе ее вы являлись подразделения и части, I имеющие лучшие показатели. Пер -| пае место в предварительной про верке занял личный состав стар шего лейтенанта т. Шзайлах, на брав 49 очков. Дл я составления программы и плана соревнований, для проверки состояния теоретической учебы, оборудования классов, тиров, зна ния летным составом материальной части вооружения и подведения итогов стрельб, приказом коман дира была создана судейская ко миссия в составе майора т. Тома- шевского, инженер-капитана т. Ер молаева и капитана т. Красильни кова. Согласно условиям соревнова ний. к участию в них допускались летчики до командира части вклю чительно, выполнившие в 1945 г. стрельбу по конусу и упражнения по воздушному бою. Допущенные к. соревнованиям летчики должны I были знать свое оружие и боепри- | паси хорошо и уметь самостоя- | тельно рассчитать поправку на 1 стрельбу по конусу, щиту и дви- I жущимся морским целям. Соревнования явились действен ным средством повышения общего уровня знаний по материальной части вооружения, -по теории воз душной стрельбы и технике вы полнения заданий. Лучших результатов на соревно ваниях достигли известные северо- морские летчики гвардии старший лейтенант т. Гредюшко, Герой Со ветского Союза капитан т. Саха ров старший лейтенант т. Швай лах. Гвардии старший лейтенант т. Гредюшко по результатам стрель бы и по другим видам подготовки набрал 32 очка, капитан т. Саха ров — 31 и старший лейтенант т Швай'ах — 28 очков. При ус ловии. когда 4 попадания в конус считают отличным показателем, гвардии старший лейтенант т. Гре дюшко дал 12 попаданий, капитан т Сахаров — 11 и старший лейте нант т. Швайлах — 8. Кроме того, все трое отлично знают материаль ную часть вооружения, теорию стрельбы и превосходно сочетают огонь с маневром. Командир части наградил гвар- 'нн старшего лейтенанта т. Гре дюшко. занявшего .первое место.— ручными часами, капитана т. Саха рова. занявшего второе место, старшего лейтенанта Швайлах, за- ■■•япшего третье место. — денеж- чьіѵн премиями. Из остальных то- в з р я ц е і, участвовавших в сорев- тлзнипх. отмечены гвардии стар- > йтенант т. Голодников, гр .годин младшігй лейтенант т. А іярееа. лейтенант т. Джулаев и тентен.і:'т т. Сумнин. Проведенная пеоед соревнова ниями проверка состояния обору дования классов, тиров, стрелко- Современные винто-моторные группы и тенденции их развитил Д л я уменьшения склонности к тонации в современных двигате зо-тренировочной аппаратуры, во оружения и конусного хозяйства показала, что с этим делом ь ча стях стало значительно лучше. В части, где т. Бабернов, наглядные пособия и учебные экспонаты в хо рошем состоянии, но отсутствие помещения вынудило разложить их на командных пунктах подразде лений. Стрелковый тир в этой ча сти оборудован в соответствии с курсом боевой подготовки и нахо дится в гораздо лучшем состоя нии. чем, например, у истребите лей т. Маренко. В части выделен специалист, отвечающий за тир, у гвардейцев же тир — без присмот ра. Хорошо в части содержится во оружение. Освоена буксировка к о нуса. Неплохих успехов добился также личный состав части по с о держанию тира и стрелково-тре- нировочной аппаратуры. Минусом для этой части является то, что из-за подвески дефектного кону са и установки скрученного троса произошел на соревнованиях обрыв конуса. В части, где т. Маренко, воору жение к соревнованиям было под готовлено отлично, буксировка ко нусов освоена хорошо. Н а д л еж а щий порядок в конусном хозяйст ве и вооружении обеспечили гвар дейцам безотказность учебно-бое вой работы в 1945 г. Поэтому часть т. Маренко в эксплоатации конусного хозяйства и вооружения добилась лучших показателей, чем часть т. Баібернова. Гвардейцы обеспечили за собой также общее первенство и по всем другим ви дам подготовки. Успех соревнований в значи тельной мере обеспечили своей добросовестной работой механики самолетов и вооруженны. Лучшие из них премированы. Механик са молета гвардии старший сержант т. Коханов и мастер по вооруже нию гвардии старший сержант т. Крыльцов получили премии по 200 рублей каждый. Механик са молета Героя Советского Союза капитана т. Сахарова старший сер жант т. Удовиченко и мастер по вооружению сержант т. Артюшин премированы 150 рублями. По 100 руб. получили старшие сержанты тт. Божич и Гордеев. Благодар ность от командира и денежные премии получили также старший инженер но вооружению одной из частей т. Шафоростов и старший техник по вооружению подразде ления старшина т. Прокшин. Воздушно-стрелковые соревно вания прошли организованно. Они не только показали общее улуч шение воздушно-стрелковой и тео ретической подготовки летчиков и возросшую техническую грамот ность, профессиональное умение механиков самолетов и вооружен- цев, но и. в свою очередь, в зна- чіггельной мере способствовали по вышению качества подготовки. Со ревнования показали также, что высокие результаты по стрельбе доступны каждому летчику, если он пред’явит к себе соответству ющие требования и будет настой чиво, кропотливо работать над по- ввшением своих знаний и навы- Война с Германией была войной машин и моторов. С той и другой стороны участвовали десятки ты сяч самолетов. Борьба за господ ство в воздухе выдвинула перед конструкторами ряд новых задач, которые необходимо было решить, чтобы победить противника в воздушной войне. Необходимо бы ло иметь самолеты с максималь ными скоростями, с наибольшим практическим потолком полета, с наибольшим радиусом действия. В борьбе за достижение макси мальных скоростей самолетов, конструкторам надлежало решить ряд проблем. Наиболее важной из них является аэродинамика само лета и мощность винтомоторной группы, в которую входит коэфи- циент полезного действия винта. Улучшение аэродинамики само лета шло по направлениям: 1 1 уменьшения площади крыла для тяжелых бомбардировщиков со 150 до 30 кв. метров. Но уменьшение площади крыла при постоянном полетном весе связано с ухудш е нием взлетных и посадочных к а честв самолета; 2) удаления всех выступающих предметов или све дения их к минимуму (подвеска бомб снаружи, выступающие баш- іи турелей сильно снижают макси мальную скорость самоле-та, под веска на бомбардировщике четы рех бомб по 250 кг. уменьшает максимальную скорость .на 45 — 55 клм. в час); 3) проведения гер- метнзациии капотов, лючков, щ и т ков. Проведенная на одном из на ших отечественных самолетов гер метизация капота дала возмсж ПО МА Т Е РИАЛАМ ИНОСТ РАННО ! ! ПЕЧАТИ применяют топливо анти детонационными с высоким,, ^®ойствами ра, при этом максимальная мощ- непосредственный впрыск топлива в цилинлп ип ность мотора растет пропорцио- «в м ѵ . 8 0 ь и™ Др на МО- -нально номинальной. воды в цилиндр дв^ате.™ 11ри первом методе фарси-ров а- , „ П. Г.,1П|ПІѴ _ й»еля на фор. , сированных режимах ня ния мотора скорость самолета воз- , ' (lr \г ^ моторе г к фирмы іір атт Уитни—Р -2800 „о растает на большую величину по : сравнению со вторым, т. к. при вто ром методе вместе с увеличением мощности растет вес мотора и са молета. Поэтому второй метод б у дет менее эффективен для повы шения скорости и скоропсд’емно- ст и . Кратковременное форсирование мотора приводит к снижению ре сурса мотора, но оно оказалось все же самым эффективным в наши дни средством повышения л етно тактических данных самолета. Этим можно об’яснить, что во вре мя войны форсирование авиадвига телей, особенно установленных на истребителях, шло по пути приме нения кратковременных чрезвычай ных, военные и других режимов. Во ‘всех странах 'наряду с рабо тами по форсированию моторов в е дутся интенсивные работы по по вышению основного ресурса мото ра и его надежности. С этой целью непрерывно улучшается винтомо торная группа на двухрядном зв е з дообразном моторе фирмы Пратт Уитни — «Дабл-Уоп». устанавли ваются противовесы для уравнове шивания. На моторах «Геркулес» и «В'МѴ-801» в маслосистему вво дятся дополнительные маслофильт- воздушных становка ров д л я охлаждения того воздуха на том же ность повысить максимальную I Ры‘ осуществляется зашприцовка скорость самолета на 30—40 клм. ! горячего- масла перед запуском, в час; 4) применения оламинарен- ных профилей; 5) соблюдения не изменности сочетания профиля и гладкости обшивки: современнее скоростные самолеты имеют хоро шо обработанные, отполированные поверхности крыльев. За время войны значительно уве личился полетный вес почти всех самолетов. Увеличение было вы звано вооружением, ростом бом бовой нагрузки и бронированием. Если средний вес истребителя в 1941 году равнялся 2.740 кг., то в 1943 г. он достиг 3.415 кг., а по летный вес некоторых тяжелых истребителей, как «Тандорболт», «Тайфун», достигает 5000 — 6000 кг. Требование увеличения скорости самолетов и потолка заставили конструкторов увеличить мощно сти моторов при сохранении их габаритов и, по возможности, веса. Это привело к форсированию мо торов, причем моторов стандарт ных конструктивных схем V -об разных 12 цилиндровых и двухряд ных звездообразных 14 и 18 ци линдровых. Появился новый тип мотора—это Н-образный (горизон тально расположенное Н). Если до войны мощности серий ных моторов были порядка 1000-1500 и только отдельные несе рийные моторы имели мощность порядка 2000 лошадиных сил, то сейчас мощности серийных мото ров возросли до 2500-3000 л/с. Се рийный мотор 24-цилиндровый «Аллисон» V—3420 развивает мощ ность 3000 л/с. Дальнейшее усовершенствова ние истребителей, в частности, по вышение скорости. в основном определяется усовершенствова нием и форсированием двигателя. Анализируя методы развития авиа двигателей во время войны, можно заметить два метода фоосирования: 1) повышение максимальной мощ- ; ности мотора на кратковременных I режимах («чрезвычайный», «воен ный» и другие): 2) повышение но минальной мощности пропорцио нально увеличению веса. т. е. с сохранением удельного веса мото- нроизводится разжижение масла бензином при запуске в холодную погоду, масляные и бензиновые ба ки ставятся под давлением, приме няются подкачивающие бензопом пы и т. д.- Характерной особенностью раз вития серийных моторов является то, что темп роста номинальных мощностей моторов, составлявший до войны 6—8 процентов в год, со хранился таким ж е іг во время в ой ны, а темп роста максимальных мощностей значительно повысился и достигает 15 -2 0 процентов в год. Например, за время войны от мото ров 1939 года «Мерлин-10» до м о торов 1943 г. «Мерлин-63» макси мальная мощность форсирована до 50 процентов. Медленнее рост но минальной мощности—25 процен тов. А удельный вес мотора, отне сенный к номинальной мощности, изменился незначительно—от 0,6 до 0.56 кг. лошадиных сил. На мо торах «Аллисон» V - 1710 от мотора 1939 г. V -1710 С-15 до мотора 1943 г. Ѵ-1710-89 максимальная мощность увеличилась примерно на 50 процентов, а номинальная — всего на 10 процентов. Форсирование моторов тем и другим мето дами шло за счет у в е личения наддува и оборотов (в основном за счет наддува). Наддѵв моторов до военного периода был порядка 1.2— 1,4 кг. на см. кв. Н а д дув современных моторов дошел до 3 кг. на см. кв. (мотор «Мерлин- 65»). Такой высокий наддув на дви гателях достигается за счет поста новки двухскоростных и д в ух сту пенчатых нагнетателей, на моторах Фирмы Пратт-Уитни — «Да 5л- Уоп» — постановкой турбоком прессора или комбинированного наддува турбокомпрессором и нагнетателем. Увеличение наддува моторов до таких высоких величин привело к введению ряда новых усовершен ствований, которые обеспечивают нормальную работу авиадвигате лей на всех режимах. Большой неприятностью при увеличении наддува является возникновение детонаций при работе двигателя. Радигто- поджа- мотопе установка специального отдельно, го радиатора, жидкостного д1я охлаждения поджатого воздуха на моторе фирмы Ролле Рсйс—«ГпИ(ь бон». Кроме форсирования моторов' по наддуву шло также форсирование моторов по оборотам. Современные моторы жидкостного охлаждения уже имеют обороты коленчатого вала порядка 3.000—3.200 в. мину ту. Моторы ж е воздушного ох л ажд ени я имеют несколько пони женные обороты, — а да вой ны имели 1800 — 2300. фор. сирование моторов по обо ротам связано с возникнове нием больших нагрузок на дета іи шатунно-кривошипного механизма и особенно— на подшипники. Это, в свою очередь, ограничивает быстроходность двигателя. Повы шение ж е быстроходности двига теля весьма благоприятно с точки зрения использования топлива и снижения склонности мотора к де тонации. Д л я моторов с большими воз вратно-поступательно движущи мися массами («АМ-35»), с точки зрения равнопрочнооти. требуется почти такой ж е процент снижения числа оборотов, как и для легкого быстроходного мотора «Мерлин'>. Повышение наддува на 80 процен тов требует снижения числа обо ротов. Из приведенного примера выхо дит, что незначительное повыше ние числа оборотов, с точки зре ния напряженности кривошипно шатунного механизма, эквивалент но значительному7 увеличению над дува в большей степени для мото ров с большими возвратно-поступа тельно движущимися массами и в меньшей степени—для легких мо торов. В связи с возникновением новых режимов работы моторов со значи тельной кратковременной форси ровкой мотора, позволяющей снять большую мощность за счет ресурса мотора, значительно изме нились удельные параметры в сто рону роста. Средне-эффективное давление Ре возрастает из года в год. Начиная с 1941 г., с появле нием новых режимов работы мото ра -{«чрезвычайный», военный» и т. д.), у всех моторов, особенно стоящих на истребителях, темп роста Р е сильно увеличился. Осо бенно на моторах «Аллисон» и «Пратт Уитни» Р-2800. Если пред положить, что прогрессивный путь развития серийных моторов для истребителей будет иметь место в будущем (нет основания, что он будет задержан), то среднее эф фективное давление моторов этого типа к концу настоящего десяти летия дойдет до значений 22—23 кг. на см. кв. (мотор «Мерлин-65 имеет Р е 19,5 кг. см. кв., а давле ние наддува около 3 кг на см.кв. ). Несомненно, такое значение Ре потребует новых изысканий по улучшению рабочих процессов, применению топлива с октановым числом выше ста и различных кон структивных мероприятий, обеспе чивающих надежную работу мото ра на значительно форсированных кратковременных режимах. Инженер-капитан И. МАЛЬКОВ. Больше товаров широкого потребления! ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РА БО ТНИКОВ МЕСТНОЙ П Р ОМЫШ Л Е НН О С Т И ^ ПРОМЫСЛОВОЙ К О О П Е Р А Ц И И И К О О П Е Р А Ц И И И Н В А Л И Д О В 16 сентября открылось созвзн- ров широкого потребления и про пое Совнаркомам РСФСР всерос- ; довольстзенных товаров. сииское совещание работников докладом выступил замести- мостнои гтэомыш іеяностл, промыс- тель председателя РСФСР товарищ Совнаркома ков. лен й к''Операции и кооперации 1 т ва Н. Е. Чесноков. инвалидов. Оно - і ° н охарактеризовал задачи, стоя- сбеудит вопросы об увеличении произвгдстза тоза- і Щие перед местной промышлен ностью н кооперацией. В работе совещания принимает участие заместитель председателя Совнаркома СССР и председатель Совнаркома РСФСР товарищ А. Н. Косыгин. . Щ Совещание продлится несколько дней. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz