Североморский летчик. 1945, сентябрь.
jg сентября 1945 г., ,Ys 223 (603 С Е В Е Р О М О Р С К И Й ЛЕТЧИК БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ Есть ли жизнь на других мирах? Техник-лейтенант т. Звягин в день материальной части ос матривает пневмосистему самолета, Фого А. Типанопи. Как наше партбюро руководит агитаторами Старший краснофлотец Н. ЕЛЮШКИН парторг первичной организации. В нашем подразделении за пос леднее время несколько сократи лось, общее количество агитато ров, но значительно улучшился их состав. Агитаторами на заседании партийного бюро утверждены то варищи, являющиеся примерными в боевой подготовке и дисципли не — это повысило авторитет аги таторов, качество и действенность .агитации. Для того, чтобы агитаторы по стоянно повышали уровень своих знаний, учились методике прове дения бесед, с ними не реже двух оаз в месяц проводятся семинары. На семинарах кроме общеполити ческих вопросов освещаются и об суждаются вопросы, вытекающие из конкретных задач, стоящих пе ред нашим подразделением. С уче том вопросов агитаторов, для них ; читаются доклады и лекция. За последнее время были прочитаны доклады на следующие темы: «Товарищ Сталин—великий пол ководец», «Работа товарища ’'Сталина «Марксизм и националь ный вопрос», «Было ли начало и будет ли конец мира», «О проис хождении человека» и другие. Партбюро помогает агитаторам и Е их практической работе. Крѳме заслушивания докладов на бюро и совещаний по обмену опытом ра боты проводили инструктивные з а нятия на темы: «Как проводить бе седу», «Агитатор В' борьбе за укрепление воинской дисциплины», «Личный пример агитатора» и д р у гие. Дается перечень рекоменда тельной литературы к проводимым беседам, а также рекомендуются тему бесед и проводятся инструк тажи. Члены бюро и парторги контро лируют, к ак агитаторы подготав ливаются и проводят беседы. Это Дает возможность выяснить, в ка кой помощи н уж д а е т с я агитатор, какие недостатки есть в проведе нии бесед. На инструктажах внимание аги таторов обращается на язык прово димых бесед. Мы настойчиво реко мендуем товарищам беседы прово дить в непринужденной задушев ной форме, избегая малопонятных и иностранных слов и добиваясь простоты и ясности изложения. организованной консультации. Ха рактерно, что те агитаторы, кото рые систематически работают над повышением своего идейно-поли тического уровня, наиболее успеш но делом и словом мобилизуют личный состав на отличное выпол- j нение задач, поставленных перед подразделением. Примером может j служить агитатор, молодой комму- j нист т. Мельников. Он системати чески работает над изучением Краткого курса истории ВКП(б), j книги товарища Сталина «О Вели^ кой Отечественной войне Совет ского Союза», много читает худо жественной литературы. Недавно группа краснофлотцев была на правлена на заготовку камня. Аги татор т. Мельников умело приме нил свои знания, словом и делом мобилизовал личный состав на вы полнение задания командования. В результате задание было выполне но на 450 процентов. Коммунисты и комсомольцы заняли авангард- ! нѵю роль. Особенно отличились в ! работе сам т. Мельников, а также, ! по его примеру, тт. Бугаков, Гро- I шев, Шихалев, Лапин, Цабров, Козлов и другие. Агитатор, член ВКП(б) т. Шве цов,также систематически работа ет над повышением своего идейно- политического уровня. Все при обретенные знания он стремится передать личному составу караула, где он агитатором. Личный при мер и действенное слово дали свои плоды. Благода-ря повседневной работе т. Швецова, личный состав караула отлично несет гарнизон ную службу и является примером в воинской дисциплине. Хорошо работает агитатор т. Антипов. Он часто проводит груп повые и индивидуальные беседы с личным составом, организует об суждение отдельных статей и книг. Сам он является примером для личного состава, эа отличное выполнение заданий командования удостоен правительственной на грады. Постоянная работа с агитатора ми, воспитание в них чувства пар тийной ответственности за пору ченную работу всегда дает поло жительные результаты: агитаторы на деле являются активными по - мощниками командиров. В этом с Звезды всегда сохраняют отно сительно друг друга одинаковое видимое расположение. Всем из вестна, например, группа из семи звезд, образующих фигуру боль шого ковша- или кастрюли с изог нутой ручкой: это наиболее яркие звезды созвездия Большой Мед ведицы. В таком видимом располо жении мы видим эти звезды те перь, так же, судя по странным изображениям, они были располо жены и в далеком прошлом. На блюдая это постоянное видимое расположение звезд, люди пред ставляли себе, что звезды каким- то образом закреплены в небесной выси, приклеены или приколочены к твердому небесному своду. Но на фоне этого постоянного звездного узора имеются и такие светила, которые, хотя на взгляд и не отличаются от остальных звезд, но, не в пример им, заметно перемещаются по небу, как бы бродят или блуждают по созвез диям. Таких блуждающих звезд насчитали пять. Древне-греческие наблюдатели неба, в отличие от «неподвижных» звезд, назвали их планетами, что и значит «блужда ющие» светила. Планетам дали имена богов; под именами древне римских богов они и теперь из вестны: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Великий славянский ученый Ни колай Коперник (1473 — 1543) ге ниально раскрыл причины загадоч ных блужданий планет: он устано вил, что планеты движутся вокруг Солнца, и в их ряду — Земля, за нимающая третье по расстоянию от Солнца место. Следовательно, и она является планетой. Планеты — это такие же, как и Земля, шаровидные темные с по верхности тела. Их, как и Землю, освещает Солнце; поэтому они и светят в темных глубинах небес ного пространства. Естественно, что возникает вопрос: может быть и на других планетах есть жизнь и даже мыслящие разумные суще ства? Еще в XVI столетии гениальный ученый Джордано Бруно (1550----- 1600), родом итальянец, писал в своей книге «О бесконечности все ленной и мирах»: «Невозможно вообразить себе, чтобы эти бесчи сленные миры, которые столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были бы лишены обита телей, подобных нашим или даже лучших». Пламенный борец за научное ми ровоззрение, горячий пропаган дист великой идеи множествен ности обитаемых миров в бесконеч ной вселенной, Бруно погиб в не равной схватке с защитниками ста рых представлений о мире. Он был сожжен живым на костре в Риме р 1600 году. Через десять лет после этой ѵжасной казни великий соотечест- В. А. ШИШАКОВ Ученый секретарь Моск. Отд. Всесоюзного Астронемо-Геодезич. обществ^. :ем Боѵ •ь. Внес иенник Бруно — Га;;: (1564— 1642) увидел та но мог только предпо. вые в истории человечества Га лей направил на небо собственно ручно сделанный телескоп ѵ б е-; дидся в справедливости учения Коперника и Бруно. А з даль: шем мощное развитие телескопи ческой техники и других м.-r. дс.> исследования небесных те : д з з і ; э в руки ученых все больше доводов в пользу возможности жизни :-: і других мирах. Однако, было бы ошіюкзн ду мать, что телескопы могут дать возможность непосредственно узи- деть живые существа на других планетах. Этому мешают огромные расстояния до них. Но астрономы зовсе и не ищут живые сущестза на планетах. Они стремятся устз- 1 повить природу планет и, главным ] образом, физические условия на этих небесных телах, з первую ; очередь—наличие у них атмосфер, состав этих газовых оболочек, при- j сутствие на планетах влаги. И вот : к каким выводам пришла совре- j менная наука. Вторая по расстоянию от Солн ца планета Венера окружена плот ной воздушной оболочкой, состав которой, к сожалению, пока еще не известен. Атмосферная оболоч ка Венеры заполнена обильными облаками, которые не дают воз можности видеть поверхность пла неты. Наличие на Венере атмосфе ры и облаков, а также еще боль шая ее близость к Солнцу, по (■ сравнению с Землей, позволяют думать, что на Венере возможна жизнь. Если облака Венеры подоб ны земным, т. е. образованы части цами воды, следует думать, что на этой планете имеются общин ные моря и океаны, с поверхности которых и испаряется в больших количествах влага. При сильном нагревании Солнцем водяной пар поднимается вверх и сгущаясь об разует ледяные кристаллики и во дяные капельки, из которых, мож но полагать, и состоит сплошной облачный покров планеты. И кто знает, может быть под этими обла ками развивается жизнь. Четвертая по расстоянию от Солнца планета Марс имеет ряд характерных особенностей. Уста новлено, что на .Марсе есть зоздух и влага. На нем наблюдается сме на времен года, как и на Земле. Только сезоны здесь имеют вдзое большую продолжительность, по тому что время одного оборота Марса вокруг Солнца составляет почти два года (687 суток). Наблюдаемые картины смены ------- -а времен года на Марсе имеют такие характерные особенности: весной 5 данном полушарии Марса неко- торые области планеты приобрета- 2 осенью з этих областях наблю дается процесс- увядания расти тельности: появляются блеклые тона, напоминающие цвета осени, цзет опавшей листвы. Одновре менно заметно изменяются разме ны белой полярной шапки, накры вающей видимый с Земли полюс планеты: зимой в данном полуша рии Марса полярная шапка вели ка. весной и летом уменьшается — шийся за зиму. Не может быть сомнения, что на Марсе, хотя и в суровых относи тельно условиях (разреженность атмосферы, сравнительная бед ность злагой, значительно более низкие температуры и резкие пе реходы от тепла к холоду) жизнь так или иначе есть. Ее проявления наблюдаются. Уже из этих общих соображений следует, что Земля не является каким-либо исключением в смысле наличия на ней жизни. Но помимо планет нашей сол нечной системы, существуют бес численные другие миры. Вселенная бесконечна. Она з а полнена неисчислимым множе ством солнц — светил, подобных нашему Солнцу: это — звезды. Замечательными открытиями по следних лет с несомненностью" установлено, что у многих звезд имеются спутники, подобные боль шим планетам нашей солнечной системы. Ссылаясь на эти откры тия, один из виднейших современ ных ученых—американский астро ном Г. Н. Русселл пишет: «Разру шена последняя твердыня старого образа мыслей и больше не остает ся никаких оснований утверждать, что наш мир или его обитатели являются в каком бы то ни было отношении «первыми, высшими и лучшими» из всех». Великий основоположник науч ного социализма Фр. Энгельс с гениальной проницательностью о т метил в одной из своих записей: «...материя в своем вечном круго вороте движется согласно законам 1и на известной ступени должна — I то в одном месте, то в другом про изводить с необходимостью мыс лящий дух» («Диалектика приро- і ды», стр. 23). Вселенная бесконечна. Миров в ней бесчисленное множество. Су ществуют и развиваются они нз ; основе единых законов природы. И если на Земле жизнь могла воз никнуть и достигла высоких сту пеней развития, то при соответ- I стзѵющих условиях она, конечно, может и неизбежно должна возни- I кать и развиваться и на бесчи-слеп- ; пых других планетах безграничной вселенной. Ш Щ Ш Т т ДЕСЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО Партбюро также контролиру-1 , д нас пра,кхика работы ег, как агитаторы самостоятельно ; у ' -Работают по повышению своих зна- j агитаторами, установившаяся * ний и оказывает им помощь путем j шей партийной организации. Прыжка с парашютами на- В этот день на Н-ском аэродро- , было особенно оживленно: ‘Руппа молодых летчиков цод ру ководством инструктора-парашю- і*ста т. Шелкопляс производила -рыжки по программе. спешно выполнили упражнения многие летчики. Среди них гвар- младший лейтенант т. Кара- чевский. который совершил в этот день восьмой прыжок, тт. Тихо нов, Коковин и другие. Гвардии младший лейтенант т. Шелкопляс в этот день довел свой счет прыжков с парашютом до 72. а гвардии старший техник- лейтенант т. Цыплоз до 18. Признанный ныне всем миром •. «патриарх ракетоплавания» и зна- ! менитый деятель науки Констан тин Эдуардович Циолковский скончался 19 сентября 1935 года. Десятую годовщину со дня его смерти мы отмечаем в момент, ког да основная идея, которой Циол ковский служил всю свою долгую жизнь — развитие реактивного движения — может считаться че только осуществленной, но и имеющей огромные перспективы для своего дальнейшего развития и практического применения. Сын лесничего, К. Э. Циолков ский. родился 5 сентября 1857 го да в селе Ижевском, Рязанской губернии. Он вспоминал, что его воображение было впервые потря сено когда он, восьмилетний маль чик, взял за ниточку из рук мате ри воздушный шар. Этот напол ненный водородом игрушечный шар пробудил в ребенке мысль о полете, которая не оставляла Ц и олковского потом всю жизнь. Возможно, что идея летания по воздуху так прочно жила з нем потому, что в тот же год Циол ковский перенес скарлатину, по следствием которой была сильная глухота. Она отрезала ум ребенка от воздействия окружающих, зам кнула его в себе самом, с его ран ними впечатлениями, развитию и росту которых до фантастических пределов никто и ничто не меша ло. Глухому мальчику нельзя было учиться в школе и вот он, одарен ный способностями, зынужден был пройти тяжелый путь самоучки. Он учился по собственной систе ме—читая и проверяя тут же на опыте прочитанное. Эта система помогла юноше стать замечатель ным педагогом. Учителем сначала ь Боровске, а потом в Калуге Циолковский и проТыл большую часть своей жизни, занимаясь в то же время теоретическим исследо ванием проблемы летания по воз духу. Собственные его решения в этой облает:; представляются со вершенно оригинальными и идущи ми далеко впереди своего време- НИ. За восемь лет до первых поле- ; то.з братьев Райт Циолковский j опубликовал свой проект аэропла на, по конструкции очень дал е кого от машин его предшественни ков, но очень близкого к совре- і менномѵ типу самолета. За десять I лет до появления первого цеппели- j на, Циолковский выступил с I проектом своего дирижабля, имею- \ щего оболочку из волнистой ста ли, дирижабля гораздо более со- j вершенного, чем цеппелины. И за пятнадцать лет до работ Годдар- \ да, поднявшего вопрос о практи- : ческом использовании реактивного ! двигателя, Циолковский разрабо тал теорию реактивного движения, дал схему космической работы, доказал возможность межпланет ных путешествий. I Но понадобилось почти полвека для того, чтобы мы могли понять, і j усвоить и оценить идеи этого зы- ' дающегося ученого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz