Североморский летчик. 1945, сентябрь.

jg сентября 1945 г., ,Ys 223 (603 С Е В Е Р О М О Р С К И Й ЛЕТЧИК БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ Есть ли жизнь на других мирах? Техник-лейтенант т. Звягин в день материальной части ос­ матривает пневмосистему самолета, Фого А. Типанопи. Как наше партбюро руководит агитаторами Старший краснофлотец Н. ЕЛЮШКИН парторг первичной организации. В нашем подразделении за пос­ леднее время несколько сократи­ лось, общее количество агитато­ ров, но значительно улучшился их состав. Агитаторами на заседании партийного бюро утверждены то­ варищи, являющиеся примерными в боевой подготовке и дисципли­ не — это повысило авторитет аги­ таторов, качество и действенность .агитации. Для того, чтобы агитаторы по­ стоянно повышали уровень своих знаний, учились методике прове­ дения бесед, с ними не реже двух оаз в месяц проводятся семинары. На семинарах кроме общеполити­ ческих вопросов освещаются и об­ суждаются вопросы, вытекающие из конкретных задач, стоящих пе­ ред нашим подразделением. С уче­ том вопросов агитаторов, для них ; читаются доклады и лекция. За последнее время были прочитаны доклады на следующие темы: «Товарищ Сталин—великий пол­ ководец», «Работа товарища ’'Сталина «Марксизм и националь­ ный вопрос», «Было ли начало и будет ли конец мира», «О проис­ хождении человека» и другие. Партбюро помогает агитаторам и Е их практической работе. Крѳме заслушивания докладов на бюро и совещаний по обмену опытом ра­ боты проводили инструктивные з а ­ нятия на темы: «Как проводить бе­ седу», «Агитатор В' борьбе за укрепление воинской дисциплины», «Личный пример агитатора» и д р у ­ гие. Дается перечень рекоменда­ тельной литературы к проводимым беседам, а также рекомендуются тему бесед и проводятся инструк­ тажи. Члены бюро и парторги контро­ лируют, к ак агитаторы подготав­ ливаются и проводят беседы. Это Дает возможность выяснить, в ка­ кой помощи н уж д а е т с я агитатор, какие недостатки есть в проведе­ нии бесед. На инструктажах внимание аги­ таторов обращается на язык прово­ димых бесед. Мы настойчиво реко­ мендуем товарищам беседы прово­ дить в непринужденной задушев­ ной форме, избегая малопонятных и иностранных слов и добиваясь простоты и ясности изложения. организованной консультации. Ха­ рактерно, что те агитаторы, кото­ рые систематически работают над повышением своего идейно-поли­ тического уровня, наиболее успеш­ но делом и словом мобилизуют личный состав на отличное выпол- j нение задач, поставленных перед подразделением. Примером может j служить агитатор, молодой комму- j нист т. Мельников. Он системати­ чески работает над изучением Краткого курса истории ВКП(б), j книги товарища Сталина «О Вели^ кой Отечественной войне Совет­ ского Союза», много читает худо­ жественной литературы. Недавно группа краснофлотцев была на­ правлена на заготовку камня. Аги­ татор т. Мельников умело приме­ нил свои знания, словом и делом мобилизовал личный состав на вы­ полнение задания командования. В результате задание было выполне­ но на 450 процентов. Коммунисты и комсомольцы заняли авангард- ! нѵю роль. Особенно отличились в ! работе сам т. Мельников, а также, ! по его примеру, тт. Бугаков, Гро- I шев, Шихалев, Лапин, Цабров, Козлов и другие. Агитатор, член ВКП(б) т. Шве­ цов,также систематически работа­ ет над повышением своего идейно- политического уровня. Все при­ обретенные знания он стремится передать личному составу караула, где он агитатором. Личный при­ мер и действенное слово дали свои плоды. Благода-ря повседневной работе т. Швецова, личный состав караула отлично несет гарнизон­ ную службу и является примером в воинской дисциплине. Хорошо работает агитатор т. Антипов. Он часто проводит груп­ повые и индивидуальные беседы с личным составом, организует об­ суждение отдельных статей и книг. Сам он является примером для личного состава, эа отличное выполнение заданий командования удостоен правительственной на­ грады. Постоянная работа с агитатора­ ми, воспитание в них чувства пар­ тийной ответственности за пору­ ченную работу всегда дает поло­ жительные результаты: агитаторы на деле являются активными по - мощниками командиров. В этом с Звезды всегда сохраняют отно­ сительно друг друга одинаковое видимое расположение. Всем из­ вестна, например, группа из семи звезд, образующих фигуру боль­ шого ковша- или кастрюли с изог­ нутой ручкой: это наиболее яркие звезды созвездия Большой Мед­ ведицы. В таком видимом располо­ жении мы видим эти звезды те­ перь, так же, судя по странным изображениям, они были располо­ жены и в далеком прошлом. На­ блюдая это постоянное видимое расположение звезд, люди пред­ ставляли себе, что звезды каким- то образом закреплены в небесной выси, приклеены или приколочены к твердому небесному своду. Но на фоне этого постоянного звездного узора имеются и такие светила, которые, хотя на взгляд и не отличаются от остальных звезд, но, не в пример им, заметно перемещаются по небу, как бы бродят или блуждают по созвез­ диям. Таких блуждающих звезд насчитали пять. Древне-греческие наблюдатели неба, в отличие от «неподвижных» звезд, назвали их планетами, что и значит «блужда­ ющие» светила. Планетам дали имена богов; под именами древне­ римских богов они и теперь из­ вестны: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Великий славянский ученый Ни­ колай Коперник (1473 — 1543) ге­ ниально раскрыл причины загадоч­ ных блужданий планет: он устано­ вил, что планеты движутся вокруг Солнца, и в их ряду — Земля, за­ нимающая третье по расстоянию от Солнца место. Следовательно, и она является планетой. Планеты — это такие же, как и Земля, шаровидные темные с по­ верхности тела. Их, как и Землю, освещает Солнце; поэтому они и светят в темных глубинах небес­ ного пространства. Естественно, что возникает вопрос: может быть и на других планетах есть жизнь и даже мыслящие разумные суще­ ства? Еще в XVI столетии гениальный ученый Джордано Бруно (1550----- 1600), родом итальянец, писал в своей книге «О бесконечности все­ ленной и мирах»: «Невозможно вообразить себе, чтобы эти бесчи­ сленные миры, которые столь же великолепны, как наш, или даже лучше его, были бы лишены обита­ телей, подобных нашим или даже лучших». Пламенный борец за научное ми­ ровоззрение, горячий пропаган­ дист великой идеи множествен­ ности обитаемых миров в бесконеч­ ной вселенной, Бруно погиб в не­ равной схватке с защитниками ста­ рых представлений о мире. Он был сожжен живым на костре в Риме р 1600 году. Через десять лет после этой ѵжасной казни великий соотечест- В. А. ШИШАКОВ Ученый секретарь Моск. Отд. Всесоюзного Астронемо-Геодезич. обществ^. :ем Боѵ •ь. Внес иенник Бруно — Га;;: (1564— 1642) увидел та но мог только предпо. вые в истории человечества Га лей направил на небо собственно­ ручно сделанный телескоп ѵ б е-; дидся в справедливости учения Коперника и Бруно. А з даль: шем мощное развитие телескопи­ ческой техники и других м.-r. дс.> исследования небесных те : д з з і ; э в руки ученых все больше доводов в пользу возможности жизни :-: і других мирах. Однако, было бы ошіюкзн ду­ мать, что телескопы могут дать возможность непосредственно узи- деть живые существа на других планетах. Этому мешают огромные расстояния до них. Но астрономы зовсе и не ищут живые сущестза на планетах. Они стремятся устз- 1 повить природу планет и, главным ] образом, физические условия на этих небесных телах, з первую ; очередь—наличие у них атмосфер, состав этих газовых оболочек, при- j сутствие на планетах влаги. И вот : к каким выводам пришла совре- j менная наука. Вторая по расстоянию от Солн­ ца планета Венера окружена плот­ ной воздушной оболочкой, состав которой, к сожалению, пока еще не известен. Атмосферная оболоч­ ка Венеры заполнена обильными облаками, которые не дают воз­ можности видеть поверхность пла­ неты. Наличие на Венере атмосфе­ ры и облаков, а также еще боль­ шая ее близость к Солнцу, по (■ сравнению с Землей, позволяют думать, что на Венере возможна жизнь. Если облака Венеры подоб­ ны земным, т. е. образованы части­ цами воды, следует думать, что на этой планете имеются общин­ ные моря и океаны, с поверхности которых и испаряется в больших количествах влага. При сильном нагревании Солнцем водяной пар поднимается вверх и сгущаясь об­ разует ледяные кристаллики и во­ дяные капельки, из которых, мож­ но полагать, и состоит сплошной облачный покров планеты. И кто знает, может быть под этими обла­ ками развивается жизнь. Четвертая по расстоянию от Солнца планета Марс имеет ряд характерных особенностей. Уста­ новлено, что на .Марсе есть зоздух и влага. На нем наблюдается сме­ на времен года, как и на Земле. Только сезоны здесь имеют вдзое большую продолжительность, по­ тому что время одного оборота Марса вокруг Солнца составляет почти два года (687 суток). Наблюдаемые картины смены ------- -а времен года на Марсе имеют такие характерные особенности: весной 5 данном полушарии Марса неко- торые области планеты приобрета- 2 осенью з этих областях наблю­ дается процесс- увядания расти­ тельности: появляются блеклые тона, напоминающие цвета осени, цзет опавшей листвы. Одновре­ менно заметно изменяются разме­ ны белой полярной шапки, накры­ вающей видимый с Земли полюс планеты: зимой в данном полуша­ рии Марса полярная шапка вели­ ка. весной и летом уменьшается — шийся за зиму. Не может быть сомнения, что на Марсе, хотя и в суровых относи­ тельно условиях (разреженность атмосферы, сравнительная бед­ ность злагой, значительно более низкие температуры и резкие пе­ реходы от тепла к холоду) жизнь так или иначе есть. Ее проявления наблюдаются. Уже из этих общих соображений следует, что Земля не является каким-либо исключением в смысле наличия на ней жизни. Но помимо планет нашей сол­ нечной системы, существуют бес­ численные другие миры. Вселенная бесконечна. Она з а ­ полнена неисчислимым множе­ ством солнц — светил, подобных нашему Солнцу: это — звезды. Замечательными открытиями по­ следних лет с несомненностью" установлено, что у многих звезд имеются спутники, подобные боль­ шим планетам нашей солнечной системы. Ссылаясь на эти откры­ тия, один из виднейших современ­ ных ученых—американский астро­ ном Г. Н. Русселл пишет: «Разру­ шена последняя твердыня старого образа мыслей и больше не остает­ ся никаких оснований утверждать, что наш мир или его обитатели являются в каком бы то ни было отношении «первыми, высшими и лучшими» из всех». Великий основоположник науч­ ного социализма Фр. Энгельс с гениальной проницательностью о т ­ метил в одной из своих записей: «...материя в своем вечном круго­ вороте движется согласно законам 1и на известной ступени должна — I то в одном месте, то в другом про­ изводить с необходимостью мыс­ лящий дух» («Диалектика приро- і ды», стр. 23). Вселенная бесконечна. Миров в ней бесчисленное множество. Су­ ществуют и развиваются они нз ; основе единых законов природы. И если на Земле жизнь могла воз­ никнуть и достигла высоких сту­ пеней развития, то при соответ- I стзѵющих условиях она, конечно, может и неизбежно должна возни- I кать и развиваться и на бесчи-слеп- ; пых других планетах безграничной вселенной. Ш Щ Ш Т т ДЕСЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО Партбюро также контролиру-1 , д нас пра,кхика работы ег, как агитаторы самостоятельно ; у ' -Работают по повышению своих зна- j агитаторами, установившаяся * ний и оказывает им помощь путем j шей партийной организации. Прыжка с парашютами на- В этот день на Н-ском аэродро- , было особенно оживленно: ‘Руппа молодых летчиков цод ру­ ководством инструктора-парашю- і*ста т. Шелкопляс производила -рыжки по программе. спешно выполнили упражнения многие летчики. Среди них гвар- младший лейтенант т. Кара- чевский. который совершил в этот день восьмой прыжок, тт. Тихо­ нов, Коковин и другие. Гвардии младший лейтенант т. Шелкопляс в этот день довел свой счет прыжков с парашютом до 72. а гвардии старший техник- лейтенант т. Цыплоз до 18. Признанный ныне всем миром •. «патриарх ракетоплавания» и зна- ! менитый деятель науки Констан­ тин Эдуардович Циолковский скончался 19 сентября 1935 года. Десятую годовщину со дня его смерти мы отмечаем в момент, ког­ да основная идея, которой Циол­ ковский служил всю свою долгую жизнь — развитие реактивного движения — может считаться че только осуществленной, но и имеющей огромные перспективы для своего дальнейшего развития и практического применения. Сын лесничего, К. Э. Циолков­ ский. родился 5 сентября 1857 го­ да в селе Ижевском, Рязанской губернии. Он вспоминал, что его воображение было впервые потря­ сено когда он, восьмилетний маль­ чик, взял за ниточку из рук мате­ ри воздушный шар. Этот напол­ ненный водородом игрушечный шар пробудил в ребенке мысль о полете, которая не оставляла Ц и ­ олковского потом всю жизнь. Возможно, что идея летания по воздуху так прочно жила з нем потому, что в тот же год Циол ­ ковский перенес скарлатину, по­ следствием которой была сильная глухота. Она отрезала ум ребенка от воздействия окружающих, зам­ кнула его в себе самом, с его ран­ ними впечатлениями, развитию и росту которых до фантастических пределов никто и ничто не меша­ ло. Глухому мальчику нельзя было учиться в школе и вот он, одарен­ ный способностями, зынужден был пройти тяжелый путь самоучки. Он учился по собственной систе­ ме—читая и проверяя тут же на опыте прочитанное. Эта система помогла юноше стать замечатель­ ным педагогом. Учителем сначала ь Боровске, а потом в Калуге Циолковский и проТыл большую часть своей жизни, занимаясь в то же время теоретическим исследо­ ванием проблемы летания по воз­ духу. Собственные его решения в этой облает:; представляются со­ вершенно оригинальными и идущи­ ми далеко впереди своего време- НИ. За восемь лет до первых поле- ; то.з братьев Райт Циолковский j опубликовал свой проект аэропла­ на, по конструкции очень дал е­ кого от машин его предшественни­ ков, но очень близкого к совре- і менномѵ типу самолета. За десять I лет до появления первого цеппели- j на, Циолковский выступил с I проектом своего дирижабля, имею- \ щего оболочку из волнистой ста­ ли, дирижабля гораздо более со- j вершенного, чем цеппелины. И за пятнадцать лет до работ Годдар- \ да, поднявшего вопрос о практи- : ческом использовании реактивного ! двигателя, Циолковский разрабо­ тал теорию реактивного движения, дал схему космической работы, доказал возможность межпланет­ ных путешествий. I Но понадобилось почти полвека для того, чтобы мы могли понять, і j усвоить и оценить идеи этого зы- ' дающегося ученого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz