Североморский летчик. 1945, сентябрь.
С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К IS сентября 1945 г., до 222 іц.у Штурманская подготовка летчика-штурмовика Летчик-штурмовик совмещает обязанности и пилота и штурмами. Поэтому вопрос о его штурманской подготовке всегда стоял очень остро. Это убедительно подтвер дил опыт войны. Случай с лет чиком т. Васильевым и с младшим лейтенантом т. Мампорья, когда последний, отштурмовавшись но аэродрому Луостари, отстал от группы, потерял ориентировку <: не мог ее восстановить, говорят о необходимости иметь каждому летчику-штурмовику высокую на вигационную подготовку. Что же требуется для этого? 1. Отличное знание района поле- топ, 2. Тщательная подготовка к каждому полету в навигационном отношении. 3. Умение сличать кірѵѵ с мест ностью и вести глазомерную про кладку пути. 4. Умение грамотно использо- иать средства радиоориеипгкнжи. Разберем каждое из этих усло вий •» отдельности. Каждый летчик так должен изу чить район, чгойы в полете, не пользуясь картой, мог всегда опре делять свое местонахождение. Причем не только опираясь на крупные ориентиры, но дажз и на нее мелкие (маленькие реки, озер ки, чередование покрова почвы, проселочные дороги и пр.). Иначе говоря, летчик должен читать рельеф местности, как книгу, пред видеть какие ориентиры будут впереди. Некоторые летчики при науче нии района обращают внимание ю/іько на крупные опорные ориен- ііі >ы и пренебрегают более мелки ми, недостаточно или совсем не >і іу чают покров и рельеф мест* н > 1 sr. Это большая ошибка. Мел кие ориентиры особо важно знать в наших заполярных районах, где мало крупных ориентиров. Однако простое заучивание района на зем ле не решает полностью задачу подготовки летчика в навигацион ном отношении. Необходимо уметь хороша читать карту и при одном взгляде на местность и карту опре делять свое местонахождение. После тщательного изучения района на земле не менее важным является облет его на баетем са молете и, в крайнем случае — на учебном. Над местностью, имеющей мало характерных ориентиров (над. мо рем, над большими лесными масси вами, боштами, тундрой), где поч ти нет условий вести детальную ориентировку, штурмовик обязан умеіь нес ги глазомерную проклад ку маршрута. Постоянная ско рость и курс дают летчику воз можность по времени определять район своего местонахождения. Исключительную важность глало- мерная прокладка имеет в боевых .чвднчх. Норой, во время вшдуш- ••• о боя, летчику не вреде гав- .:-it-гея возможным следить за сри- :>'№кой. В результате но окон* ч г,пт '.он он теряет ее. Поэтому 1 і.-к in ЗАПОМНИТЬ арем* начала боя. км.’Рпые курсы с какими ходил ■-'ГЧик по время его и тенденцию Герой Советского Союза чайор С. ГУЛЯЕВ. I уклонения. Ва I нить в какой с находится л ориентир Пос. прикинув время В ШІМЯТН МЗійСВ] лить дестовахо щаться на свой Некоторые лет чи тправке не доаеря.ч. пьем приборам si 60 . на свой глаз. Это бенно — в плохую лой видимости, обычно поспешно t противоречивых ре: «о также заяом- роие от летчика упный линейный боя, мысленно го js восстановив , следует опреде ление н возвра- »родром. шкн прн ориен- я кп навигацион- 5олыпе надеются вредно и осо- югоду, при ма ркой летчик риниыает ряд іешш и. как правило, теряет ориентировку. Из всего этого можно сделать следу ющие выводы; первое — летчик должен обязательно помнить курс, скорость и время полета от круп ного ориентира. Именно помнить, т. к. летчику-штурмовику, вести записи навигационных данных в полете не представляется возмож ным. Второе — при сомнении в ориентировке никогда не надо при нимать поспешных и необдуман ных решений, обязательно сначала проверить себя расчетами (что так же летчик должен производить в уме), после чего принимать твер дые решения. Летчику-штурмоанку для ориен тировки нужно использовать ра дио. Полет на приводную станцию и от нее, запрос курса на свой аэ родром, полет по пеленгу — все эги вопросы должны находить се бе место прн проведении учебы. Чтобы уметь использовать радио средства в полете, надо их отлич но знать. Легкомысленное отноше ние к радиосредстаам или недове рие, незнание их (что у некоторых наших штурмовиков ішеет место по сей день/ мешает летчику вести или восстанавливать ориентиров ку. Решающее значение в обеспече нии себя ориентировкой в полете имеет для летчика наземная нави гационная подготовка. Несерьез ное отношение к этой подготовке приводит к тому, что отдельные летчики, даже в районе своего аэ родрома, теряют ориентировку. Необходимость наземной подго товки обуславливается еще и тем, что у нас, на Севере, очень часто погода меняется буквально за ми нуты. При подготовке к полету на зем ле штѵрмовнк обязан тщательно, но всем требованиям наставления, проложить маршрут. Весь марш рут полета, а также время полета от одного контрольного ориентира д о другого, курсы—летчик должен інать капамять и ориентировку на мести I метес ватьс кым. как вести свободно, не стой. группой некоторые so внимания уделяют всецело иадеясь на го неправильно. В бое- ке или прн ухудшении < летчик может отор- удучи неподготовлен- эй!«ло, теряется н не /ш р т Зарубежной • ^ Я ^ а в нации НОВЫЕ О Х Л А Ж Д А Ю ИЩ Е Р Е БР А АВ И АМО Т О Р ОВ *I хдэ&дзкиц we |>с6р4, обычно вы- ІМЧНЯвСМЫФ ЯШОХ' ко СО стенками стальны* цилинд ров. заменяются в последнее время и торов Райт «Цик лон • накладными ребрами кз здяо* МННИЯ. При ІІКОЙ конструкции Ш ‘ чнтел:ыюулучшает- і s од л з «кдею е цнли в др ов, Ч?0 НА ЦИЛИНДРАХ I позволяет ф о р с и ровать мотор б о лее продолжитель ное время. Кроме того, применение алюминия у с к о ряет производст венный процесс. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ Д Л Я З А Щ И Т Ы СЛУХА Л ЕТЧИКО В В морской авиа- цен СШ А принят особый предохра нитель лая а а ц у гш органов слуха лет ного состава от непрерывного шу ма моторов, гро хота взрывов. СТрсМЕЬбш Н ДрѴПІІ p t m n x iijT E o i. шн- м и юндох боле вые о т ѵтем** я двже в р е м е т у п r a n e t j . Вт г прсао* р а киг*зк «делаяжмй из особого CJItl неопрена («ластич ного. водонепро ницаемого и не сгораемого м а т е риала), легко вкладывается в у х о и на вы зы ва ет раздражений. находит своего аэродрома. Поэто^- му навигационной подготовкой должен заниматься весь ле^ньгй состав. Действуя по мелким, плохо находимым целям, летчик обязан прекрасно знать район. Незнание района ведет к пустому «утю- женью» воздуха, а порой и к не выполнению задания. Летчику-штурмовику необходи мо помнить, что всю ответствен ность за сохранение ориентировки несет только он. Отсюда его зна ния, как и знания истребителя, в навигационном отношении должны быть выше летчиков других родов авиации. Учесть это должны все летчики нашей части и при прове дении навигационной подготовки по-серьезному и глубоко изучать все ее средства и особенности. На К р а с н о з н а м е н н о м к р е й е з р е . К и р о в * . С таршина ІІ статья В. 8. Ч а п н м е н к о (з цен тре), п а д а в ш и й д о к л а д н у ю о сверхсрочной с л у ж б е , б е с е д у е т с к р а с н о ф л о т ц а м и Б. Д. Ив ан овым (слева, и П. И. А л е х и н ым о свое й с л у ж б е на фл о те . Фото Г. Ч ертова. Фотохроника ТАСС В ПОМОЩЬ ОФИЦЕ РУ ШТАБА Как написать боевой приказ Одним из важнейших факто ров в достижении успеха боевых действий является правильная постановка боевой задачи. От дать боевой приказ частим, под разделениям и отдельным эки пажам — один из ответствен ных моментов в боевой жизни, к которому нужно относиться со всей серьезностью и рассуди тельностью. Что такое боевой приказ? Боевой приказ—это воплоще ние решении командира, приня того на основе всесторонней оценки обстановки с целью успешного выполнения боевой задачи. Боевой приказ по своему изложению должен быть кратким, всесторонним, и не должен вызывать каких либо вопросов у исполнителя. Правильно написать боевой при каз—не легкая задача. Это—ис кусство, которое дается штабно му офицеру путем систематичес кой тренировки и отрабатывает ся в системе офицерской уче бы, военных игр и учений. В августе этого года мы в с и стеме ВВС проводили уче ния по боевому управлению. Эти учения помогли вскрыть недо статки в отработке боевой доку ментации, особенно боевого при каза и побудили выступить с этой статьей - консультацией. Как правильно должен состав ляться боевой приказ? Первый пункт приказа должен давать краткие выводы о действи ях противника. Характерной ошиб кой в изложении этого пункта яв ляются слишком пространные рассуждения о противнике. Вме сто того, чтобы сделать вы вод в разрезе задачи, по ставленной соединению или ча сти, некоторые штабы характе ризуют противника в «мировых масштабах», переписывают выводы о нем из приказов вышестоящих командиров. Этим самым штабы затушевывают главное, на что бу дет влиять выполнение чагтной бо евой задачи, поставлены^ перед соединением или частью. Второй пункт приказа должен давать краткую информацию г дейс.твнях соседей. Характерными ошибками в из ложении этого пункта являются: 1. Неправильная ориентация о действительных соседях. 2 . Слишком обширная информа ция о действиях соседей, иногда раскрывающая замысел вышестоя щего командования. Соседа авиационный командир должен рассматривать с точки зре ния выполнения поставленной за дачи, а не с точки зрения базиро вания. Могут д-ве части находиться из одном аэродроме, но в выпол нении боевых задач не являться соседяш и и 'іорот. могут бази роваться на далеком расстоянии Майор В. ВЕТОШКИН . друг от друга и оыть соседями, о которых нужно обязательно гово рить в боевом приказе. Кроме то го, соседом могут быть соединения и части флота, а также наземные войска. Иными словами: з боевом приказе нужно говорить о таком соседе, который оказывает злня- ние на выполнение поставленной богвой задачи и действия которого в бою необходимо обязательно учитывать. Часто соседями язляются соеди нения и части ВВС или флота, дей ствующие в проводимой операции по приказу вышестоящего коман дира. Подробная характеристика действий таких соседей может привести к раскрытию замысла проводимой операции. Примером такого неправильного изложения второго пункта являлся боевой приказ, составленный на послед нем учении штабом, где т. Пронин. В приказе этой части характери стика действий соседей вскрыла по сути дела, замысел прозодиме й операции. Третий пункт боевого приказа состоит из двух частей. Петвая часть должна давать общую ха рактеристику задачи данно о сое динения или части и фзоѵ • вать идею решения .■илп.чдир--. Пишется она в повествовательной форме. Вторая часть, отдельными подпунктами, должна стазить за дачи подчиненным частям или под разделениям и предваряться сло вом «приказываю». Пишется <на в повелительной форме. На отработку т р е ты г о луг-кта боевого приказа нужно з сисіеме офицерской учебы эбрзшать осо бо серьезное внимание. Третий пункт приказа ставит коикргт- Лвтчик-развеачнк лейтенант т. Быстров. 8 дни войны н осо бенно в наступательных боях показал образцы иужественно- го и умелого выполнения бое вых заданий командования. Фото А . П е ту х ѳ з а. ные задачи перед исполнителями j должен отрабатываться со в- і тщательностью. В первой ч.;, 1 ретьего пункта основное внима .- нужно уделять формула; идеи решения командира. Обык венно в представляемых б-., приказах, отрабатываемых на ниях, играх и других видах one: - тивно-тактической подготовка указывают только выполняем..; соединением, частью задачу и не отражают идею решения ком.-: дира. Это смазывает всю значи мость приказа. Некоторые оф; церы пишут так: «Такая-то часть, в период такой-то, или в таком, время наносит удар по кового противника». Подобное изложен? является простой формулировкой выполняемой задачи. Другое дело получится, если написать: «Такая- то часть, в такое-то время, атакой с двух бортов, при обеспечена дымза-весчиками, наносит удар а конвою противника в таком-п районе, с задачей пото,плени; стольких-то единиц». Здесь выэа- жена уже идея решения, требую щая глубокой продуманности выборе способа и средств для г^- полнения поставленной зала Как выполнить поставленную за дачу—командир на практике ре- шает у нас всегда, а вот правиль но сформулировать ее в боезок приказе не всегда и не всем удгет ся. А почему так? Потому, чт формулировка конечной цели, т. <• что и как нужно уничтожить повредить, или временно выь:-.' из строя заставляет командна і! его штаб заранее производить і:~ тельные тактические расчеты. Вторая часть третьего пу приказа должна ставить коякрг: ные задачи подчиненным и оп тивно приданным частям или разделениям. Причем, неишм'ь но ставить задачу: «Быть гот >< к действию», как это сделал в ' - ном из последних учений шг где т. Павлов. Нужно ставить к кретную боевую задачу. Бое;'* приказ— приказ для действий. ^ д л я подготовки к действиям. н' го не следует забывать. Для готовки к действиям отдают нас предварительные распор**' ния,а иногда пишутся органиі- онные приказы. Если команд - нню неполностью ясно время ра или время начала деи по решение на удар уже кято, то в прігказе должно >*•••' ■_ ваться, что начало действий * сигналу с КП командира, сгвшего приказ. Иногда при •• ж е положении выбор времен места дл я удара может бить - решен исполнителю после яро<! денной им доразведки. Боевой приказ — первосте-^ ный боевой документ, о т р ^ - , которого в системе офяаер—-. учебы штабов нужно у д ел ять ^ , симум внимания. По соде?*-;_ записанного боевого п р н к -5- лО всегда уверенно сказать -•н и подготовки штабного --*• эз. его кругозоре и уровне , -- на* им техники штабной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz