Североморский летчик. 1945, сентябрь.

С Е В Е Р ОМ О Р С К И Й Л Е Т Ч И К IS сентября 1945 г., до 222 іц.у Штурманская подготовка летчика-штурмовика Летчик-штурмовик совмещает обязанности и пилота и штурмами. Поэтому вопрос о его штурманской подготовке всегда стоял очень остро. Это убедительно подтвер­ дил опыт войны. Случай с лет­ чиком т. Васильевым и с младшим лейтенантом т. Мампорья, когда последний, отштурмовавшись но аэродрому Луостари, отстал от группы, потерял ориентировку <: не мог ее восстановить, говорят о необходимости иметь каждому летчику-штурмовику высокую на­ вигационную подготовку. Что же требуется для этого? 1. Отличное знание района поле- топ, 2. Тщательная подготовка к каждому полету в навигационном отношении. 3. Умение сличать кірѵѵ с мест­ ностью и вести глазомерную про­ кладку пути. 4. Умение грамотно использо- иать средства радиоориеипгкнжи. Разберем каждое из этих усло­ вий •» отдельности. Каждый летчик так должен изу­ чить район, чгойы в полете, не пользуясь картой, мог всегда опре­ делять свое местонахождение. Причем не только опираясь на крупные ориентиры, но дажз и на нее мелкие (маленькие реки, озер­ ки, чередование покрова почвы, проселочные дороги и пр.). Иначе говоря, летчик должен читать рельеф местности, как книгу, пред­ видеть какие ориентиры будут впереди. Некоторые летчики при науче­ нии района обращают внимание ю/іько на крупные опорные ориен- ііі >ы и пренебрегают более мелки­ ми, недостаточно или совсем не >і іу чают покров и рельеф мест* н > 1 sr. Это большая ошибка. Мел­ кие ориентиры особо важно знать в наших заполярных районах, где мало крупных ориентиров. Однако простое заучивание района на зем­ ле не решает полностью задачу подготовки летчика в навигацион­ ном отношении. Необходимо уметь хороша читать карту и при одном взгляде на местность и карту опре­ делять свое местонахождение. После тщательного изучения района на земле не менее важным является облет его на баетем са­ молете и, в крайнем случае — на учебном. Над местностью, имеющей мало характерных ориентиров (над. мо­ рем, над большими лесными масси­ вами, боштами, тундрой), где поч­ ти нет условий вести детальную ориентировку, штурмовик обязан умеіь нес ги глазомерную проклад­ ку маршрута. Постоянная ско­ рость и курс дают летчику воз­ можность по времени определять район своего местонахождения. Исключительную важность глало- мерная прокладка имеет в боевых .чвднчх. Норой, во время вшдуш- ••• о боя, летчику не вреде гав- .:-it-гея возможным следить за сри- :>'№кой. В результате но окон* ч г,пт '.он он теряет ее. Поэтому 1 і.-к in ЗАПОМНИТЬ арем* начала боя. км.’Рпые курсы с какими ходил ■-'ГЧик по время его и тенденцию Герой Советского Союза чайор С. ГУЛЯЕВ. I уклонения. Ва I нить в какой с находится л ориентир Пос. прикинув время В ШІМЯТН МЗійСВ] лить дестовахо щаться на свой Некоторые лет чи тправке не доаеря.ч. пьем приборам si 60 . на свой глаз. Это бенно — в плохую лой видимости, обычно поспешно t противоречивых ре: «о также заяом- роие от летчика упный линейный боя, мысленно го js восстановив , следует опреде­ ление н возвра- »родром. шкн прн ориен- я кп навигацион- 5олыпе надеются вредно и осо- югоду, при ма­ ркой летчик риниыает ряд іешш и. как правило, теряет ориентировку. Из всего этого можно сделать следу­ ющие выводы; первое — летчик должен обязательно помнить курс, скорость и время полета от круп­ ного ориентира. Именно помнить, т. к. летчику-штурмовику, вести записи навигационных данных в полете не представляется возмож­ ным. Второе — при сомнении в ориентировке никогда не надо при­ нимать поспешных и необдуман­ ных решений, обязательно сначала проверить себя расчетами (что так­ же летчик должен производить в уме), после чего принимать твер­ дые решения. Летчику-штурмоанку для ориен­ тировки нужно использовать ра­ дио. Полет на приводную станцию и от нее, запрос курса на свой аэ­ родром, полет по пеленгу — все эги вопросы должны находить се­ бе место прн проведении учебы. Чтобы уметь использовать радио­ средства в полете, надо их отлич­ но знать. Легкомысленное отноше­ ние к радиосредстаам или недове­ рие, незнание их (что у некоторых наших штурмовиков ішеет место по сей день/ мешает летчику вести или восстанавливать ориентиров­ ку. Решающее значение в обеспече­ нии себя ориентировкой в полете имеет для летчика наземная нави­ гационная подготовка. Несерьез­ ное отношение к этой подготовке приводит к тому, что отдельные летчики, даже в районе своего аэ­ родрома, теряют ориентировку. Необходимость наземной подго­ товки обуславливается еще и тем, что у нас, на Севере, очень часто погода меняется буквально за ми­ нуты. При подготовке к полету на зем­ ле штѵрмовнк обязан тщательно, но всем требованиям наставления, проложить маршрут. Весь марш­ рут полета, а также время полета от одного контрольного ориентира д о другого, курсы—летчик должен інать капамять и ориентировку на мести I метес ватьс кым. как вести свободно, не стой. группой некоторые so внимания уделяют всецело иадеясь на го неправильно. В бое- ке или прн ухудшении < летчик может отор- удучи неподготовлен- эй!«ло, теряется н не /ш р т Зарубежной • ^ Я ^ а в нации НОВЫЕ О Х Л А Ж Д А Ю ИЩ Е Р Е БР А АВ И АМО Т О Р ОВ *I хдэ&дзкиц we |>с6р4, обычно вы- ІМЧНЯвСМЫФ ЯШОХ' ко СО стенками стальны* цилинд­ ров. заменяются в последнее время и торов Райт «Цик­ лон • накладными ребрами кз здяо* МННИЯ. При ІІКОЙ конструкции Ш ‘ чнтел:ыюулучшает- і s од л з «кдею е цнли в др ов, Ч?0 НА ЦИЛИНДРАХ I позволяет ф о р с и ­ ровать мотор б о ­ лее продолжитель­ ное время. Кроме того, применение алюминия у с к о ­ ряет производст­ венный процесс. ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ Д Л Я З А Щ И Т Ы СЛУХА Л ЕТЧИКО В В морской авиа- цен СШ А принят особый предохра­ нитель лая а а ц у гш органов слуха лет­ ного состава от непрерывного шу­ ма моторов, гро­ хота взрывов. СТрсМЕЬбш Н ДрѴПІІ p t m n x iijT E o i. шн- м и юндох боле­ вые о т ѵтем** я двже в р е м е т у п r a n e t j . Вт г прсао* р а­ киг*зк «делаяжмй из особого CJItl неопрена («ластич­ ного. водонепро­ ницаемого и не­ сгораемого м а т е ­ риала), легко вкладывается в у х о и на вы зы ва­ ет раздражений. находит своего аэродрома. Поэто^- му навигационной подготовкой должен заниматься весь ле^ньгй состав. Действуя по мелким, плохо находимым целям, летчик обязан прекрасно знать район. Незнание района ведет к пустому «утю- женью» воздуха, а порой и к не­ выполнению задания. Летчику-штурмовику необходи­ мо помнить, что всю ответствен­ ность за сохранение ориентировки несет только он. Отсюда его зна­ ния, как и знания истребителя, в навигационном отношении должны быть выше летчиков других родов авиации. Учесть это должны все летчики нашей части и при прове­ дении навигационной подготовки по-серьезному и глубоко изучать все ее средства и особенности. На К р а с н о з н а м е н н о м к р е й е з р е . К и р о в * . С таршина ІІ статья В. 8. Ч а п н м е н к о (з цен тре), п а д а в ш и й д о к л а д н у ю о сверхсрочной с л у ж б е , б е с е д у е т с к р а с н о ф л о т ц а м и Б. Д. Ив ан овым (слева, и П. И. А л е х и н ым о свое й с л у ж б е на фл о те . Фото Г. Ч ертова. Фотохроника ТАСС В ПОМОЩЬ ОФИЦЕ РУ ШТАБА Как написать боевой приказ Одним из важнейших факто­ ров в достижении успеха боевых действий является правильная постановка боевой задачи. От­ дать боевой приказ частим, под­ разделениям и отдельным эки­ пажам — один из ответствен­ ных моментов в боевой жизни, к которому нужно относиться со всей серьезностью и рассуди­ тельностью. Что такое боевой приказ? Боевой приказ—это воплоще­ ние решении командира, приня­ того на основе всесторонней оценки обстановки с целью успешного выполнения боевой задачи. Боевой приказ по своему изложению должен быть кратким, всесторонним, и не должен вызывать каких либо вопросов у исполнителя. Правильно написать боевой при­ каз—не легкая задача. Это—ис­ кусство, которое дается штабно­ му офицеру путем систематичес­ кой тренировки и отрабатывает­ ся в системе офицерской уче­ бы, военных игр и учений. В августе этого года мы в с и ­ стеме ВВС проводили уче­ ния по боевому управлению. Эти учения помогли вскрыть недо­ статки в отработке боевой доку­ ментации, особенно боевого при­ каза и побудили выступить с этой статьей - консультацией. Как правильно должен состав­ ляться боевой приказ? Первый пункт приказа должен давать краткие выводы о действи­ ях противника. Характерной ошиб­ кой в изложении этого пункта яв­ ляются слишком пространные рассуждения о противнике. Вме­ сто того, чтобы сделать вы­ вод в разрезе задачи, по­ ставленной соединению или ча­ сти, некоторые штабы характе­ ризуют противника в «мировых масштабах», переписывают выводы о нем из приказов вышестоящих командиров. Этим самым штабы затушевывают главное, на что бу­ дет влиять выполнение чагтной бо­ евой задачи, поставлены^ перед соединением или частью. Второй пункт приказа должен давать краткую информацию г дейс.твнях соседей. Характерными ошибками в из­ ложении этого пункта являются: 1. Неправильная ориентация о действительных соседях. 2 . Слишком обширная информа­ ция о действиях соседей, иногда раскрывающая замысел вышестоя­ щего командования. Соседа авиационный командир должен рассматривать с точки зре­ ния выполнения поставленной за­ дачи, а не с точки зрения базиро­ вания. Могут д-ве части находиться из одном аэродроме, но в выпол­ нении боевых задач не являться соседяш и и 'іорот. могут бази­ роваться на далеком расстоянии Майор В. ВЕТОШКИН . друг от друга и оыть соседями, о которых нужно обязательно гово­ рить в боевом приказе. Кроме то­ го, соседом могут быть соединения и части флота, а также наземные войска. Иными словами: з боевом приказе нужно говорить о таком соседе, который оказывает злня- ние на выполнение поставленной богвой задачи и действия которого в бою необходимо обязательно учитывать. Часто соседями язляются соеди­ нения и части ВВС или флота, дей­ ствующие в проводимой операции по приказу вышестоящего коман­ дира. Подробная характеристика действий таких соседей может привести к раскрытию замысла проводимой операции. Примером такого неправильного изложения второго пункта являлся боевой приказ, составленный на послед­ нем учении штабом, где т. Пронин. В приказе этой части характери­ стика действий соседей вскрыла по сути дела, замысел прозодиме й операции. Третий пункт боевого приказа состоит из двух частей. Петвая часть должна давать общую ха­ рактеристику задачи данно о сое­ динения или части и фзоѵ • вать идею решения .■илп.чдир--. Пишется она в повествовательной форме. Вторая часть, отдельными подпунктами, должна стазить за дачи подчиненным частям или под­ разделениям и предваряться сло­ вом «приказываю». Пишется <на в повелительной форме. На отработку т р е ты г о луг-кта боевого приказа нужно з сисіеме офицерской учебы эбрзшать осо­ бо серьезное внимание. Третий пункт приказа ставит коикргт- Лвтчик-развеачнк лейтенант т. Быстров. 8 дни войны н осо­ бенно в наступательных боях показал образцы иужественно- го и умелого выполнения бое­ вых заданий командования. Фото А . П е ту х ѳ з а. ные задачи перед исполнителями j должен отрабатываться со в- і тщательностью. В первой ч.;, 1 ретьего пункта основное внима .- нужно уделять формула; идеи решения командира. Обык венно в представляемых б-., приказах, отрабатываемых на ниях, играх и других видах one: - тивно-тактической подготовка указывают только выполняем..; соединением, частью задачу и не отражают идею решения ком.-: дира. Это смазывает всю значи­ мость приказа. Некоторые оф; церы пишут так: «Такая-то часть, в период такой-то, или в таком, время наносит удар по кового противника». Подобное изложен? является простой формулировкой выполняемой задачи. Другое дело получится, если написать: «Такая- то часть, в такое-то время, атакой с двух бортов, при обеспечена дымза-весчиками, наносит удар а конвою противника в таком-п районе, с задачей пото,плени; стольких-то единиц». Здесь выэа- жена уже идея решения, требую­ щая глубокой продуманности выборе способа и средств для г^- полнения поставленной зала Как выполнить поставленную за­ дачу—командир на практике ре- шает у нас всегда, а вот правиль­ но сформулировать ее в боезок приказе не всегда и не всем удгет ся. А почему так? Потому, чт формулировка конечной цели, т. <• что и как нужно уничтожить повредить, или временно выь:-.' из строя заставляет командна і! его штаб заранее производить і:~ тельные тактические расчеты. Вторая часть третьего пу приказа должна ставить коякрг: ные задачи подчиненным и оп тивно приданным частям или разделениям. Причем, неишм'ь но ставить задачу: «Быть гот >< к действию», как это сделал в ' - ном из последних учений шг где т. Павлов. Нужно ставить к кретную боевую задачу. Бое;'* приказ— приказ для действий. ^ д л я подготовки к действиям. н' го не следует забывать. Для готовки к действиям отдают нас предварительные распор**' ния,а иногда пишутся органиі- онные приказы. Если команд - нню неполностью ясно время ра или время начала деи по решение на удар уже кято, то в прігказе должно >*•••' ■_ ваться, что начало действий * сигналу с КП командира, сгвшего приказ. Иногда при •• ж е положении выбор времен места дл я удара может бить - решен исполнителю после яро<! денной им доразведки. Боевой приказ — первосте-^ ный боевой документ, о т р ^ - , которого в системе офяаер—-. учебы штабов нужно у д ел ять ^ , симум внимания. По соде?*-;_ записанного боевого п р н к -5- лО всегда уверенно сказать -•н и подготовки штабного --*• эз. его кругозоре и уровне , -- на* им техники штабной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz