Североморский летчик. 1945, сентябрь.

2 С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 14 сен тяб р я 1945 г., Л» 219(595 D период атаки штурмовиков U истребители прикрытия пе­ решли на южную сторону конвоя, откуда вероятнее всего бы ­ ло ожидать появления вражеских истребителей. Результаты удара: потоплены, транспорт 6000 тонн, транспорт 2000 тонн. Третий транспорт в 4000 тонн — сильно поврежден, взят кораблями охранения на буксир н отведен в Киркенес. Потоплено также 2 сторожевика и 2 морских охотника. Мы потерь не имели. Так тесное, хорошо отработан­ ное и осуществленное взаимодей­ ствие привело к полному разгрому вражеского конвоя. Этот удар может служить образ­ цом взаимодействия различных по выполняемым задачам групп шту р­ мовиков. Высокий боевой успех I был достигнут благодаря грамот- ; ному решению тактической задачи ведущими тактических групп (.я і сознательно подчеркиваю роль в е - 1 дущих, ибо еще буду о них гово-1 рить), благодаря точному выходу в атаку с минимальным по времени| интервалом. Малый по времени ин тер в а л ; между атаками групп, сокращение | глубины боевых порядков штурмо­ виков привели к рассредоточению зенитного огня противника по всем группам сразу, привели к неорга­ низованности этого огня, подавляе­ мого, к тому же, огнем наших пу­ шек, пулеметов и бомбами. Это влияло на психологию обороняю­ щихся и дезорганизовывало оборо­ ну конвоя. В итоге мы избежали потерь. I 5 Нанесение удара в тесном взаи­ модействии тактических групп имеет своей целью сломить орга­ низованное противодействие про­ тивника, т. е. расстроить систему его зенитной обороны, парализо­ вать его истребительную авиацию и дать 'свободу действий нашей ударной авиации для уничтожения вражеских кораблей с наибольшей эффективностью. Главных элементов взаимодейст­ вия в авиации три: I) временной интервал выхода в атаку различ­ ных тактических групп; 2) направ­ ление и высота выхода на цель различных тактических групп; 3) очередность атаки различных ударных групп. При выходе на цель с минималь­ ным временным интервалом не­ скольких взаимодействующих т ак ­ тических групп и при нанесении удара с различных направлений и высот, зенитные средства обороны цели рассрсдотачивают свой огонь по атакующим группам. Интенсив­ ность и эффективность такого рас­ средоточенного огня в несколько рал меньше, чем при налете от- ударных групп с большим ггком времени между ата- дельных нромгжѵ ками. При сильно /дарах штурмовиков по защищенным конвоям и портам, временной интервал или Тактические заметки о взаимодействии различных групп морской авиации совсем й с к л ю ч а е т с я , т. е. грѵ ппы а т а к у ю т о д н о в р е м е н н о по р а з: ШЧ- ! н и м ч а с гям цели, защ и щ е н н о й об- щ ей сис тем о й зен и тн о й оборе или ОН Jдолжен б ы т ь не б о л е е н и ­ Боевм 1 п р ак ти ка п о к аза л а . что j при н а№ісеки к ударов с миннм. ІЛЪ- ним вре м-енным интервалом д а ж е по ц ел и м с МОЩНОЙ И ОрГЗНИЗО! ной эені!ггиой обороной (к р у п ные конвои, порты Киркенес. Вэ] Вадсе) штурмовик к потерь имел и. И наоборот, при по* с л е д о в а гельных ударах е іпро­ м е ж утке >м времени в 3 и бе- л е е M’пнут. у д а р н а я авиа мо ж от иметь значительные гют Происхо ►дит это потому. ЧТО 1про* тивник г ш и выходе на цель отд* тельным временным интераз лом и м еет в( ъчможмость о б р а т и т ь л ив каж д о й ИЗ НИХ ВСЮ СИСТ гемѵ с воей эе Н р а к т ииггиой оборомгы что тактичен :ких гр у п п о с у щ е с т ? только I три выходе ка ц е л ь з щем бос•!\ітм гюрядке или при « 1r^iffrvv f v и,! оаіігс дов&шщ МДО Iptt' ITU iv іь гедьмой сидаи. При с SMO- (Окон ц4і(нс М.ічідо см. «Северо- «ШрСККЙ : дегчик> и Т. 9 и II сеи- штурмозихов и торпедоносцев трудно добиться одновременного прихода на цель хотя бы потому, что конвой — подвижная цель и при полете морем много сложнее контролировать свое место по о т­ ношению к нему. Всегда возможна ошибка в выходе на цель в 2-3 ми­ нуты. Следовательно, дл я обеспе­ чения надежного выхода в атаку, -апрнмер, низких торпедоносцев, штурмовикам необходимо итти с ними в общем боевом порядке. К тому же почти одновременный вы­ ход всех тактических групп на цель, кроме морального воздейст­ вия на обороняющихся, позволит сосредоточить в мощный кулак на­ ших истребителей сопровождения. Последним представится в озмож ­ ность успешнее отражать атаки истребителей противника на удар- ! :;ые самолеты. Чрезвычайно важно для взаимо- ; действия иметь безотказную т е х ­ нику радиосвязи и отлично проду- ѵіанную систему ее осуществления з воздухе. Командовать эволюция­ ми или использовать личный при­ мер командира для указания дей ­ ствий можно лишь при небольшой группе, да и то если она — одно­ родна, идет во главе с одним в е­ дущим. Управлять боем, в котором I взаимодействует несколько групп, ' ■; радио невозможно. Я считаю, I к том;.' же, что рации всех у-част- 'іью щ и х в операции самолетов : ѵіжны быть настроены на какую- ; либо одну — в каждом случае на I рацию командующего группой. На- ! стройка необходима совершенно і точная. 6 Действия по таким подвижным целям, как корабли и конвои, иног­ да лимитируют время на подготов- ; к у, требуют быстрого принятия ; решения на организацию вылета. Иногда не представляется возмож­ ным проработать задание совмест- ( но всем взаимодействующим груп- м. Ведущие договариваются по прямому телефону и затем дают краткие указания личному составу о порядке выхода в атаку и при- ' крытия и сообщают данные о кон­ вое. В таких случаях прекрасно оправдывают себя выделенные за- ; ранее постоянные тактические I группы, взаимодействующие м еж ­ ду собой. Эти группы еще в про- іессе учебы или разборов догова- >нваются о деталях взанмодейсг- иія и. неоднократно проверив их практике, закрепляют более или .( 1 'нее постоянно. Кратких допол­ нительных указаний при таком по­ ложении вполне достаточно. Это юказал. в частности, удар по кот- жтября 1944 года, образом, при достаточной і подготовке заранее выдз- II > частник многих д е р і к и х у д а- >» ш т у р м о в и к о в по портам и к о п ­ и м п р о ти вн и к а.— старш и й л ей те- »нт Н. Су р о во е. Герой Советского Союза майор С. ГУЛЯЕВ ленных тактических групп, непос­ редственную подготовку к вылет-/ па удар можно свести к минимуму. На определенный боевой период желательно иметь постоянные т а к ­ тические ударные группы с по­ стоянно закрепленными труппами истребителей сопровождения, и з­ менение которых производить лишь в самом крайнем случае. Положительным в создании по­ стоянных тактических групп является прежде всего то, что эта мера обеспечивает повышенную боевую готовность. Группы в про­ цессе боевых действий слетываюі - ся и лучше понимают друг друга как в полете, так и в действиях по цели. Тесная совместная работа дает возможность, выявив ошибки один раз, не повторять их второй. Крепнет боевая дружба, которая помогает в критические минуты, служит основой товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки в бою. При закреплении за группой штурмовиков истребителей сопро­ вождения, последние становятся нашими лучшими друзьями и при­ крывают в бою не самолеты, а лет- чиков-товарищей, родных и близ­ ких людей, ради которых не страш ­ но пойти и на смерть. А штурмо­ вики, в свою очередь, действуют увереннее и смелее, беззаветно ве­ ря в своих защитников, в их готов­ ность скорее пожертвовать ж и ­ знью, чем дать сбить своего това­ рища. 7. Выполнению удара взаимодейст­ вующими группами должна пред­ шествовать* тщательная подготов­ ка. Она слагается из: 1) общей т а к ­ тической подготовки всего лично­ го состава и особенно — ведущих тактических групп; 2) проверки новых тактических приемов на л е т ­ но-тактических учениях, 3) конк­ ретной подготовки к каждому о т ­ дельному удару. Опыт войны показал, что взаи­ модействие при массированных на­ летах на об’екты противника как в самой организации, так и в дейст­ виях над целью, является одной из сложных задач, с успехом р аз­ решить которую могѵт лишь высо­ ко грамотные в тактическом отно­ шении офицеры, которые повсе­ дневно совершенствуются на опы­ те проведенных боев и пристально следят за всем новым в тактике авиации. Важнейшим источником роста военной культуры авиационного офицера являются: глубокое изу­ чение техники, тактики сил и воз­ можностей противника; изучение тактики поотиводействия 'против­ ника нашим ударам; детальный и беспристрастный анализ ранее про­ веденных операций, характеристи­ ка и оценка их ошибок и положи­ тельных сторон с целью отбросить нее ошибочное и развить, двинуть дальше все положительное, новое, дающее победу. Такой подход к разбору проведенных операций бу­ дет способствовать устранению недостатков и немовторению сд е­ ланных ошибок в организуемых операциях. Как организовать учебу и само­ подготовку офицеров? Какими пу­ тями и средствами обеспечить их 1 актичеекое соверщенствовэьгие? Тактическая подготовка летного состава должна слагаться из изу­ чения театра боевых действий, ве­ роятных целей, возможных средств противодействия зенитной артил­ лерии и истребительной авиации противника, их тактики в данный пегнюд. Занятия могут быть к л ас­ сными и самостоятельными. ро восполнить с большой пп, д л я дела. ЛЬзѵ- Исключительную роль в ме общей подготовки имеет п товка ведущих тактических г От их умения грамотно о ц е ^ Г умело использовать конкое^ обстановку над целью, от их • циативности и быстроты з в ы ? наиболее верного решения заз ! успех всего удара. Ведущий группы, предПрИн, ѵ тот или инои маневр, или и зо б ­ р етени е, должен знать и всео ронне учитывать возможности"’' своей группы, так и взаимоде.ѵ вующих. Иногда к моменту в-’г ' да на цель обстановка изменяет к не соответствует полученной - вылете (изменился ордер КОщ^ усилилось авиационное прикрыт-' его, стали иными метеродогте ские условия, что на Севере -у вает достаточно часто). Это -'і I Тактические летучки, гр у пп о вы е ; хотя бы д аж е на самый коротка упражнения, тактические игры и j срок. Распорядительность рукозѵ конференции должны наполняться ди теля операции в воздухе, сче конкретным, взятым из практики j лые, решительные, разумные, инн- содержанием. Н ельзя допускать ! циативные действия ведущих всех академического отрыва теории от тактических групп позволят на®, действительности. Надо брать осо- Разборы проведенных операций и учений являлись всегда и о ст а­ лись лучшим средством д л я пони­ мания как тактики противника, так к нашей. бенности обстановки на данный мо­ мент, условия, близкие к тем. к о ­ торые или чаще всего имели место в бою, или могут быть при с л е д ую ­ щем вылете. Такие занятия, по с у ­ ществу, будут подготовкой пред­ стоящих операций. Завершением всей предваритель­ ной подготовки должны являться летно-тактические учения. На них, непосредственно в полете, в у сл о ­ виях, наиболее близких к боевым— с фактическим вылетом всех воз­ ложенных тактических групп с полным нарядом истребителей со­ провождения — отрабатывать и проверять новые тактические прие­ мы, новые формы взаимодействия. Штурмовикам часто приходилось наносить удары по конвоям совме- J' ч а стн и к м н о ги х д е р з к и х у д а ­ ров ш т у р м о в и к о в по п о р там и к о н ­ во я м п р о т и в н и к а ,— с т а р ш и й л е й т е ­ нант В. С к о п и н ц е в . Фото В. Абрамова. стно с торпедоносцами. В некото­ рых случаях замысел таких совме­ стных операций не осуществлялся. Штурмовикам, обычно, стави­ лась задача обеспечить~выход тор ­ педоносцев в атаку путем уничто­ жения или подавления огневых средств противника, или отвлече­ ния на себя его огня. Штурмовики приходили на цель, но иногда либо раньше, либо позже времени. Ошибка эта повторялась, а в прак­ тике предварительной подготовки на нее должного внимания некото­ рое время не обращали. Совмест­ ные разборы совместных ударов, совместные тактические игры и конференции не практиковались. Не было и совместных летно-так­ тических учений по отработке ти- 0!№Рании. Штурмовики и j боевого порядка. Только на вили „ -°^пы слало знали такти- мости цели, за несколько минут г ские приемы и возможности друг друга. А при регулярно проводи­ мых летно-тактических учениях сти удар четко и организованно д аж е в том случае, если обстанов­ ка изменилась коренным образом Чтобы было в действительности так, все участники операции, а лучше всех — ведущие групп должны отчетливо представлю себе идею операции, знать твердо” что от них требуется в данном ударе, иметь подготовленными не­ сколько вариантов возможных ре­ шений в случае изменения обста­ новки над целью. Ведущему сле­ дует твердо помнить: правильная оценка обстановки, выбор наибо­ лее подходящего момента выхода в атаку в сообразовании с дейст­ виями других обеспечивающих и ударных групп — будет во многом способствовать успешному выпол­ нению поставленной задачи. Вопросы взаимодействия веду­ щих надо с особой вниматель­ ностью изучать еще на земле - при проведении тактических игр, групповых упражнений, тактиче­ ских летучек и конференций. В проведении этих учебных меро­ приятий ведущие должны быть первыми и самыми активными участниками. Следует при этом поднимать вопросы, связанные непосредственно с боевой практи­ кой и из нее вытекающие: сбор, групп после взлета в общий бое- еой порядок; следование до цели; своевременный выход на цель и удар; очередность выхода в атак;.; прикрытие. Особенное внимание желательно уделять взаимодейст­ вию различных родов авиации Скажу прямо: многие из нас росли бы куда быстрее, как ведущие, если бы эти моменты были лучш учтены раньше. Командовать в воздухе на про­ тяжении всей операции долже: один тактически грамотный офи­ цер, имеющий большой опыт. Хо­ рошо, когда участники операции знают своего командира и смело пверяют ему свою судьбу. Указать место командира-руко- годителя в воздухе на все случаи жизни невозможно. Но что оно будет зависеть от состава сил. участвующих в операции, и конкретной обстановки в кажді« случае — сказать можно. Коман­ дир-руководитель должен быть там, где ему легче разбираться з обстановке и удобнее руководит- боем. Желательно, чтобы он нахо­ дился в основной ударной группе тогда ему легче определить мо­ мент выхода в атаку обеспечи- ющих групп. При организации сбора, отхода от исходного пункта маршрута г следовании по маршруту сто командира — впереди всего атаки ему следует занимать поло­ жение. выгодное как для выход -то т , - ............ 3 атаку, так и для осуществления .1 можно было бы быст- командования группой. Т - , ☆ - и ? 0™- на которых мне хотелось остановиться, Я по- г ) , , 0 эт0 -1а-1еко не все из того, что связано с веаимодейот- “ ' , е з м . ж.іы также по отдельным вопросам различные мнения . _ 1 ° - что я изложил —- это результат более чем пол г ‘ р“‘ °-»---*-*ых наблюдений и вызодов из моего ѵчастия в боевых опе­ рациях К из опыта моих ближайших товарищей! -''е ^э рзд. если мои ззметки пригодятся не только сос. - ™ частл- — штурмовикам, но и офицерам других родов сезе- poMop^oft ^зизцил. ибо зее мы, как показали бои. заинтересоз? : 3 том- чтобы взаимодействие внутри ВВС отра' отлично. і абот:-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz