Североморский летчик. 1945, сентябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК. 8 сентября 1943 г., № 214 (ісц У Ч И С Ь НА О ПЫТ Е В О Й Н Ы Организация боевого вылета на сопровождение штурмовиков Война с немецко-фашистскими (Захватчиками показала, какую большую роль в успехе боевого вылета на сопровождение штур мовиков играет штаб истребитель ной части. В своей статье я хочу поделиться опытом, как лучше организовать такой вылет, какую работу и в какой последователь- ности должен выполнять штаб. Начальник штаба, получив бое- > ное задание, немедленно доклады вает о нем командиру и отдает распоряжение подразделениям о подготовке материальной части и ; летного состава к выполнению предстоящей задачи. Одновремен но по телефону, или, высылая | старшего офицера по оперативной части, он связывается с начальни- j ком штаба штурмовой части. Уточ нив какая цель, по которой штур- мовики наносят удар, количество j самолетов, групп, выполняющих! данную задачу, маршруты и про- j филь полета, порядок связи в группе и с землей (общая волна взаимодействия), порядок взлета, место сбора группы и боевой по рядок,—начальник штаба со стар шими офицерами оперативной и разведывательной части, а также с флагштурманом и начальни ком связи приступает к подготов ке соответствующего материала дл я доклада командиру части. После принятия окончательного решения комашшром, начальник штаба для уточнения поставлен ной задачи вызывает командиров эскадрилий на командный пункт, или высылает офицеров штаба в подразделения. Получив задание и доведя его до летного состава, старший группы истребителей со провождения, для совместной про работки поставленной задачи со всем летным составом, следует на КП штурмовиков. При проработке с о штурмовиками необходимо уточнить следующие вопросы: 1. Об’ект атаки (цель, ее дан ные); а) характер цели (транспор ты, военные корабли и т. д.); б) си стема охранения конвоя боевыми кораблями и с воздуха; в) коли чество единиц в конвое; г) систе ма ПВО охранения; д) последнее место нахождения конвоя (курс, ход). 2. Боевой порядок групп штур мовиков и истребителей. 3. Порядок взлета, сбор группы. 4. Полет по маршруту (высота, скорость). 5. Порядок взаимодействия в группах между истребителями и штурмовиками при встрече с истребителями противника. 6 . Подход к цели. 7. Тактические приемы атаки цели самолетами-штурмовиками. 8 . Порядок отхода от цели и сбор после атаки. 9. Организация прикрытия под битых самолетов. 10. Порядок осуществления івч- . н самолетов с землей и вяутзи групп. И . Порядок посадки. Когда совместная прор-.боі кз боевого задания закончена, летный состав, в соответствии с указания ми старшего начальника, мает боевую готовность. Сигналы на вылет и времч г.ы- лета устанавливаются штабом ор ганизующим выполнение данной задачи. Начальник штаба дает своим подразделениям вылет ;;ѵ- тем дачи команды с КП по теле фону или ракетой уст-гіовлечьо-о цвета (как крайний случай — по радио, пользуясь таблицей услов ных сигналов). При этом нэчаяь- ігнк штаба обязан точно указать ведущему группы истребителей порядок взлета и номера групп штурмовиков, которые он будет Майор В. АНДРЮШИН группы истребителей старшим лейтенантом т. Под’ячевым был перепутан порядок взлета. П о д ’я- чез должен был взлететь с третьей группой штурмовиков, а взлетел со второй. Командование пыталось исправить допущенную ошибку и несколько раз открытым текстом, без таблицы условных сигналов, д ало по радио: «Ждите третью группу, сопровождайте ее». Чисто случайно противник не разгадал замысел командования и не поме шал нашим летчикам внезапно нанести удар. Установление хорошей радио связи — большой и сложный во прос. Штаб части должен уделять ему особое внимание. Однажды ьедущий группы штурмовиков т. Каличев не установил связь с ведущим группы истребителей т. Адонкиным. Не удосужился он І! договориться с ним о дублирова нии этой связи эволюциями само лета. При полете по маршруту к об’екту нанесения удара т. Адон- кин заметил 26 истребителей про тивника, барражирующих по курсу штурмовиков. Сообщив об этом Каличеву по радио, Адонкин вы шел вперед и самолетом стал д е лать эволюции, показывая: идем к цели мористее. Ни того ни другого сигнала капитан Каличев не при нял. В результате восьмерке на ших истребителей пришлось ве сти бой с противником, Превосхо дящим наши силы втрое. При хо рошей организации управления этого можно было бы избежать. Во время полета группа истре бителей с КП части или соедине ния все время должна информи роваться о воздушной обстановке, о наличии авиации противника в воздухе (ее месте, типах, количе стве, высоте и курсе полета). Организация боевого управле ния на земле и в воздухе должна обеспечивать возможность нара щивания сил наших истребителей в бою. Делать это надо путем привлечения в район боя самоле тов, действующих в других зонах или находящихся на земле. Управ ление истребителями в воздухе и особенно в бою связано с боль.ни- мн трудностями. Поэтому коман диры всех степеней должны перед вылетом ориентировать своих под чиненных о подробностях пред стоящего полета и способах дейст вия в воздухе. Помочь им сделать это должен штаб. Начальник штаба в период вы полнения боевого задания истре- / Ііфріій ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА . I бителями обязан находиться на КП и информировать командира полка о всех данных, полученных от истребителей по радио. Одно временно в его обязанность входит передавать дополнительные при казания ведущему группы истре бителей. При возвращении само летов с задания начальник штаба должен организовывать прием их п высылку в подразделения офи церов штаба. Опыт показал, что офицер штаба должен быть в с е сторонне подготовленным челове ком. Его долг не только спросить летчиков, д а записать рассказан ное, но и найти, указать на новые тактические приемы противника, зафиксированные истребителями. При опросе летчиков после воздушного боя штабные офицеры должны выяснить следующие во просы: а) место и время обнару жения противника, и кто первый обнаружил его; б) состав групп и действия противника в момент об наружения; в) время, место и вы сота в начале воздушного боя; г) обстановка и условия, при к о торых произошел воздушный бой; д) в чем было преимущество про тивника и как оно парировалось; е) метеоусловия в районе боевых действий и как они использова лись летчиками; ж) в чем выража лось боевое управление и инициа тива ведущего группы (четверки, пары); з) решение и отдельные команды в бою ведущих групп; и) ѵвремя, место гь высота оконча ния боя. Результаты воздушного боя лучше указывать в следующем по рядке: 1. Место и время падения сбитого самолета противника; 2. Кем подтвержден сбитый са молет противника; 3. Выводы. Когда опрос своих летчиков з а кончен, офицеры штаба должны вместе со штурмовиками уточ нить ход воздушного боя. После подведения итогов выполнения боевого задания офицеры д о к л а дывают начальнику штаба. П о следний в свою очередь д ок л а дывает командиру части и на чальнику штаба соединения. Опе ративный дежурный заносит ре зультаты боя в журнал боевых действий. Доложив по всем инстанциям о результатах вылета, штаб части должен приступить к описанию действий летного состава во время воздушного боя. В описании д олж ны быть вскрыты тактические "риемы своей авиации и авиации противника, даны -схемы боя. Первый в мире „воздушный таран* К oprat подходить ио. Поч;« доодоокѵ Л у вылета следует ічптельно серьез- ік , можно заклю- его факта. При Искусство высшего пилотажа родилось в России. З а одиннадцать лет до того, как поднялся г» воздух самолет брать ев Райт, «отец русской авиации», проф. Н. Е. Жуковский опублико вал замечательное сочинение «О парении птиц». Об’ясняя каким об разом птицы могут парить в возду хе с неподвижно распростертыми крыльями, Жуковский теоретиче ски доказывал, что можно постро ить аппарат д л я искусственного парения — планер, который будет устойчивым в воздухе и даже смо жет совершать «мертвые петли». Один то первых русских летчи ков Петр Николаевич Нестеров решил осуществить теоретически предсказанную великим ученым «мертвую петлю». Никто в те вре мена не верил в возможность реа лизации этой идеи, казавшейся Ссзу ч іш м предприятием. И тем не иенее. после тщательной подго товки и теоретических размышле ний П. Н Нестеров 9 сентября 1913 года (по новому стилю) с о вершил «мертвую петлю» на Сы- рецком военном аэродроме в Ки еве. Через год, во время первой им периалистической войны, замеча тельный русский летчик снова изу мил весь мир своим бесстрашием и отвагой. Он первым в истории авиации нанес таранный удар в воздухе по вражескому самолету. Произошло это 8 сентября 1914 года. Во время напряженных боев под Львовом австрийские самолеты .де тали на большой высоте и стрель ба по ним была безуспешной. В на мят ный день 8 сентября три вра жеских самолета появились над расположением рѵссккх зонск, сравнительно на небольшой зысо- те. П. Н. Нестеров решил за с т а вить австрийцев снизиться еще Тяжелые условия североморско го театра военных действий поста вили ряд вопросов перед работ никами авиационной техники, к о торые необходимо было быстро и правильно решить дл я того, чтобы успешно бить врага. На флот по ступала иностранная материальная часть, которая имела н едостаточ ное и маломощное вооружение. Старший техник-лейтенант Д а в ы дов и младший авиационный спе циалист Смородинов, инженер- майоры Бабкин, Соболевский и Ломанов проделали большую ра боту по усовершенствованию стрелкового и бомбардировочного вооружения на ряде самолетов. Это значительно увеличило б о е вую эффективность машин. За проделанную работу народный комиссар вознаградил Давыд ова и Смородина денежными премиями в сумме 3.000 рублей и остальных по 1.000 рублей. Кроме того, само леты не были приспособлены к войне в условиях Севера. Необхо димо было их переоборудовать и приспособить так. чтобы получить наибольший боевой эффект. И н ж е нер-полковник т. Собченко, инж е нер-подполковник т. Андреев, ин- женер-капитаны Агроскин и Левин переобразовали эти самолеты, и наши летчики на этих машинах у с пешно выполняли все задания командования. Ими ж е созданы но вые варианты самолетов дл я топ- мачтового бомбометания, учебные и другие. Особое состояние аэродромов ВВС с наличием большого к о лич е с т в а пыли заставило творческую инициативу инженеров направить на то, чтобы защитить моторный парк от пыли, которая не позволя ла моторам вырабатывать ресурс. Группа инженеров ВВС в соста ве: инженер-полковника Собчен ко, инженер-подполковника Ми- шук, инженер-майора Круглова и инженер-капитана Маслова разра ботала такую конструкцию воздушных фильтров, которые д а ли возможность моторам выраба тывать почти полностью свой ре сурс. Инженер-капитан Агроскин р аз работал систему автоматического управления этими фильтрами. В ряде случаев тол ько благодаря творческой инициативе и изобре тательности рационализаторов, командирам частей удавалось д ер жать в строю все самолеты. У о д ного из самолетов стало выходить из строя переднее колесо, а з а пасных колес не было. Старший техник-лейтенант Качук предло жил отлить вту л к у колеса под отечественную покрышку и взялся за это дело сам. Он прекрасно изготовил вту л к у и это дало воз можность ввести самолеты в строй, за что командующий премировал Качѵка денежным вознагражде нием в сумме 900 руб. В части, где подполковник Ѵ. Фокин, рационали- •аторы внесли ряд ценных предло- больше, но неполадки в моторе его самолета не позволили Нестерову выполнить эту задачу. Австрий ский летчик барон Розенталь, з а метив, что русский самолет из-за неисправности пошел на посадку, смело стал снижаться к русским ангарам, намереваясь поджечь их. Тогда Нестеров, наспех приведя з порядок свой самолет, снова под нялся в воздух и стал нагонять , зражеский самолет. Попытка уйти ст быстроходного самолета Несте- I рова австрийцу не удалась. Н ест е ров направил свою машину на вра га. На высоте 600—700 м. русский ~етчик настиг тяжелый австрий ский самолет и колесами своего шасси ударил по его плоскостям. На мгновение обе машины как бы повисли неподвижно в воздухе, но затем австрийский самолет упал и его экипаж погиб. От самолета Не- I стерова оторвался мотор, а вслед за ним стал падать и самолет. Метров за 60 — 80 от земли ! летчик выпал из машины и разбил ся насмерть. В лице П. Н. Нестерова русская j авиация потеря.-» замечательного j человека. «Наряду с безграничным опытом, Нестеров сочетал глубочайшую уверенность в силу теории и на уки. — писал о нем известный кон- - т і ктор первых в мире многомо торных самолетов И. И. Сикор- жений, которые обеспечили Лѵч шую эксплоатацию материально* части. Старший техник-лейтенант Михолев предложил новый способ подогрева моторов, который cokd 3 тил в р е м я с 2 0 — 2 5 д о 1 0 — 15 ми нут. Инженер-майор Ж у к о в прел ложил конструкцию к л ю ч а , кото рый значительно о б л е г ч и л у х о д Зі самолетом и д а е т в о з м о ж н о с т ь исключить п о т е р ю м а с л а . Наиболее широкий размах эз. ционализаторская работа получи в ремонтных мастерских, где т. к маров. Г руппа рационализаторов старшины Остудим, Смиченм сержанты Пенов. Крайнов, Л,- к ■ч Чистка оружия после стрельбы. Фото А . Т н п а н о в а . -------------- ♦ ♦ ------ рев, Черепков внесли п р е д л о ж е ния, которые дали в о з м о ж н о с т ь м а стерским успешно в ы п о л н я т ь план ремонта самолетов и м о то р о в . В мастерских, где и н ж е н е р - майор Соловьев, с т а р ш и й с е р ж а н т Минаков и Козлов в н е с л и ряд предложений, которые д а л и воз можность мастерским б ы с т р о про изводить разборку и с б о р к у м о т о ров. Творческая и н и ц и а т и в а р а ц и о нализаторов с ы г р а л а б о л ь ш у ю роль в ускорении р е м о н т а а в т о м а шин в мастерских, г д е с т а р ш и й техник-лейтенант А у л о в . Только благодаря в н е д р е н и ю ряда ценных предложений м а с т е р ские начали выполнять п л а н ре монта автомоторов. Сам Аул); разработал станок для обкатки и испытания отремонтированных мо торов. Сержант Колесов р а з р а б о тал и изготовил станок для шли фовки цилиндров из деталей, вы бранных из утиля. Б е з т а к о го станка мастерские не могли п р о и з водить шлифовку цилиндров. Ои же усовершенствовал п р и с п о с о бление д л я расточки вкладышей шатунов. Это намного с о к р а т и л о время необходимое д л я р а с т о ч к и этих деталей. Инженер-капитан М. МАЛЬКОВ. ский. — Бывало, он уединяется на неделю, на месяцы, чертит, рисует, вычисляет, составляет таблицы, и только после большой, упорной, чисто кабинетной работы выле тает, поражая всех смелостью и точностью расчета... Значение та ких людей, как Нестеров, сейчас, в наше время бесконечно велико. Авиаторов-практиков весьма до- статочно. Но авиаторов — ученых, людей, которые соединяют умение летать с глубоким знанием теории летания, которые ни на минуту не порывают связи с наукой, очень немного. Нестеров бызал у нас я ! Киеве часто, где я близко его изу чил как человека. Хладнокровие и выдержка, наряду с величайшей готовностью совершить любой по двиг, — отличительная черта его характера поражала всех его близ ких. Характеристика Н е с т е р о в а л « г^ ко может быть р а с п р о с т р а н е н а , как показали советские герои-летчики в годы Отечественной в о й н ы , яа весьма многих из них, и явтяет:^ по с у т и дел а х а р а к т е р и с т и к о й русского летчика вообще. В этом смысле личность Н е с т е р о в ? я ’ - ляется как бы п р о р о ч е с к о й . Оя первым стал на тот славный, ронческий путь, каким п р о ш л и сот ни советских летчиков, с т я ж а в ш и * всемирную славу русской военной авиации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz