Североморский летчик. 1945, сентябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1 сен тября 1945 г., „Ѵ° 208 {щ М ИМО этого человека я проходил несколько раз, не обращая на него ника­ кого внимания, и не по­ дозревая, что это именно тот, ко­ го я ищу. Офицеры, к которым я обращался с вопросом о нем, отве­ чали коротко и односложно: — Где-то здесь. Только сейчас л его видел. Посмотрите вон там,— II указывали на палатки, стоящие невдалеке. Невысокий парень, в голубой майке быстро ходил меж­ ду палаток, с кем-то громко пере­ говаривался, смеялся, перекиды­ вался шутками с товарищами. Я остановил его несколько неохот­ но, на всякий случай, спросил, за ­ ранее зная, что он мне скажет так же. как и все: «Где-то здесь». — Не видали ли вы майора Ко­ жедуба? Я ищу его полтора часа. — Почему же вы не спросили меня об этом раньше? — сказал он вполне серьезно. — Я бы вам давно сказал. Это мне ничего не стоит сделать, потому что это я сам и есть. Вы не верите? Я могу надеть гимнастерку, там все мои звезды,—добавил он, смеясь. Передо мной стоял парень с бе­ лесыми бровями, улыбающийся простой, обаятельной улыбкой, с которым, думается, легко жить в одной палатке, весело бродить по улицам и надежно ходить в бой. Может быть, в том и заключается сила нашей армии, что вот такие простые, двадцатипятилетние лю­ ди, не отмеченные печатью героя, являются истинными ее героями с непреклонной внутренней мощью и волей, составляющие бесстра­ шие и непобедимость нашей армии. Думал ли он, майор Иван Коже­ дуб, сидя за партой в химическом техникуме города Шостка, что он будет таким блистательным воен­ ным летчиком? Думал ли он, обу­ чая потом молодых пилотов в авиашколе, что он будет трижды Героем и приобретет народную славу? Он вспоминает горькие дни на­ чала войны. Немцы быстро двига­ лись по Украине. Авиашкола из Чугуева эвакуировалась в Сред­ нюю Азию, в Чимкент. Поезда тянулись медленно по голой тыль­ ной степи, подолгу простаивали на станции, и было время глубоко по­ думать и о судьбе страны и о сво­ ей собственной судьбе. Чем даль­ ше он забирался в глубь безлюд­ ных песков, тем больше думал, что не на восток надо ехать, а на­ оборот, на запад, не от врага, а навстречу ему. Вести с фронта приходили в Чимкент с опозда­ нием. Эти вести были тревожные, и тревога усиливалась •еще тем расстоянием, которое легло меж­ ду фронтом и Средней Азией. Ко­ жедуб готовил летчиков для фронта. А по вечерам, возвраща­ ясь домой с аэродрома, пыльный и усталый, думал лишь об одном: как выбраться отсюда и встать в строй. Школа держала, но он д о­ бился своего. Его, сержанта Ко­ жедуба, командируют в Москву. Он тихо шел на вокзал с солдат­ ским мешочком за плечами, чемо­ даном в руке. Минута была зна­ чительной, и он негромко сказал провожавшей его девушке: — Я не знаю, буду ли я героем, по трусом я никогда не буду. Девушка ответила также тихо и искренно: — Я знаю. Лети, мой сокол. Эти слова он помнил всегда, когда поднимался в синее небо. В марте 1943 года Иван Ко­ жедуб прибыл на Воронежский фронт рядовым летчиком-истреби- телем. Даже теперь, после войны, когда рост и формирование людей были необычайно стремительны, редко можно встретить человека, который сделал такой изумитель­ ный взлет за два года — от сер­ жанта до майора, получив при этом три золотые звезды. Невоз­ можно описать все бои, в кото­ рых участвовал этот человек. Их слишком много для этих коротень­ ких строчек. О первой встрече с немцами, например, Кожедуб рас­ сказывает немного с юмором. Он часто видел, как летчики, возвра­ щаясь из полета, говорили о во­ здушных боях, со смехом описы-, вали разные небесные приключе­ ния, сбивали вражеские самолеты, получали награды. А Кожедуб еще в глаза не видел ни одного немецкого самолета и только с о ­ бирался с ним встретиться. СлѴ- лись и ревели. Некоторые хизали и падали вниз, оСт!Ся" за собой черные шлейфы - J го дыма. В небе стояла было тесно и, кажется, жапНИні Кожедуб в этом хаосе ^ очень явственно различал іьакомый голос: «Лети, мо’Сі<І" 3вУко, К „ "I шии , кол>-. Это не давало ему горяч- чай представился. Испытывая са­ молет, проверяя работу матери­ альной части, он кружился над аэ­ родромом. Пробуя скорость, он прошелся один раз, другой, тре­ тий, туда и обратно. День был яс­ ный, безоблачный. Он уже хотел итти на посадку, посмотрел вниз и увидел, что его аэродром бомбят немецкие самолеты. На земле как бы вздувались огромные белые шары. Это были разрывы авиабомб. Шесть бомбардировщиков кару­ селью кружились над аэродромом, пикировали и бросали бомбы. Ко­ жедуб даже задрожал весь от не­ ожиданности. Он развернулся и. зайдя со стороны солнца, не разду­ мывая, устремился на две задние машицы. Кожедуб приближался к ним быстро, подошел вплотную и был вполне уверен в эту мину­ ту, что собьет оба эти самолета, сначала один, затем другой. Он даже представил себе, как они го­ рящими факелами полетят книзу, прямо на аэродром, как он потом явится к начальству и доложит о своем успехе, пройдется к друзь­ ям и с независимым видом и не­ брежностью скажет: — Кокнул двух сегодня. — И как другие летчики будут смо­ треть на него с завистью и уваже­ нием. Но прежде чем выпустить оче­ редь по самолету, что-то внутрен­ нее, может быть предчувствие, заставило его оглянуться на­ зад. Он был поражен. Прямо у I его самолета, почти цепляясь, как ему показалось, за его хвост, шли два немецких истребителя. Они застали его врасплох. Перед этим они кружились где-то невдалеке, охраняя бомбардировщиков, и сей­ час, завидя советский истребитель, мгновенно подскочили, чтобы сбить его. Не успел Кожедуб с о ­ образить. что делать, как пули уже решетили его самолет. Он был напуган. Не сделав ни одного выстрела, спасаясь от атаки, он кинул свой самолет вниз, начал уходить, попал в зону обстрела своих же зениток и кое-как при­ землился на аэродроме рядом с огромной воронкой от авиабомбы. Выбравшись из самолета, он не по­ шел отдыхать, а все время ходил вокруг машины, хрустя корочками легкого льда. Только сейчас он глубоко обдумывал вопрос: как себя вести в воздухе? Вот тебе и два самолетаI .Вот тебе почет и уважение! Так, пожалуй, надолго жизни нехватит. Что же нужно? Нужны тщательная осмотритель­ ность и осторожность. Это первое, что он решил. Завидя вражеский самолет, не кидаться на него очер­ тя голову, а тщательно осмотреть­ ся. убедиться, что кругом безопас­ но, и тогда атаковать стремитель­ но и сокрушительно. Налетай на заднего, сбивай его и свечой взмы­ вай вверх—эта тактика у К ож ед у­ ба до последнего дня осталась самой надежной и неизменной. ...Кожедуб на своем самолете сопровождал штурмовиков на бом­ бежку. В воздухе было пусто и немного скучно до тех пор. пока не пришли решающие дни начала июля 1943 года, которые памятны сражением на Курской дуге. Нем­ цы бросили против нас колоссаль­ ные силы на земле и также силы в воздухе. Начался поединок двух огромных армий. Иван Кожедуб в группе старшего лейтенанта Семе­ нова поднялся с аэродрома и на­ правился к линии фронта. Фронт и воздух над фронтом представля­ ются сейчас Кожедубу так: будто столбом гигантских размеров оста­ новился от земли до самого неба вихрь, с неумолимой силой крутя воздух. А в этом воздухе, как большие листья с дерева, носились тысячи самолетов — больших и малых. Кожедуб оглядывался по сторонам, и куда бы он ни кинул взгляд, повсюду находил самоле­ ты — и свои, и немецкие, которые, перемешавшись, гонялись друг за другом, колыхались в синеве, кру­ жились, клевались, переворачива- 10 лет стахановского движения В истории социалистического строительства есть даты, которые будут жить в веках, напоминая че­ ловечеству о том, как советский народ шел вперед, завоевывая все новые и новые победы. В памяти поколений никогда не померкнет слава о первых комму­ нистических субботниках, в кото­ рые производительность труда увеличивалась на 270 процентов. Уже тогда начали сбываться про­ роческие слова Владимира Ильича Ленина, что «Коммунизм — есть высшая, против капиталистиче­ ской, производительность труда добровольных, сознательных, с о ­ единенных, использующих передо­ вую технику рабочих». Прошли годы. Социалистиче­ ское соревнование, рожденное со>- циалистическим отношением к труду рабочих Советского Союза, стало основным методом социали­ стического строительства. Оно явилось прочной основой, по­ служившей успешному заверше­ нию 1-й и 2-й сталинских пятиле­ ток. Дальнейшее процветание на­ шей Родины, окончательная лик­ видация эксплоататорских клас­ сов, рост техники, зажиточная жизнь трудящихся социалистиче­ ского государства создали усло­ вия для перехода к более высшей форме соревнования—стахановско­ му методу труда. Выступая в Кремле в 1935 году на выпуске академиков, товарищ Стайин призвал рабочий класс и колхозное крестьянство к еще ' большему овладению техникой, к максимальному ее использованию. ! Призыв вождя воодушевил мил­ лионные массы на новые трудовые подвиги и особенно тех, кто неу- Jстанно боролся за повышение про­ изводительности труда. Вооду- j шевленный речью великого Сталина, донецкий шахтер Алек- , сей Стаханов построил метод j своего труда на основе всесторон- ; него и наиболее рационального использования отбойного молотка. Он предложил отделить работу I забойщика от работы крепильщн- ; ка. В результате такой работы 1 Алексей Стаханов за 5 часов 45 ; минут добыл 102 т. угля при нор­ ме в 7—8 тонн. Этот трудовой под- > виг произвел коренную ломку норм во всех отраслях нашей промыш­ ленности, транспорта и сельского хозяйства. Мировой рекорд Стаха­ нова навсегда похоронил старые ме­ тоды организации труда. Рекорд Стаханова явился той неугасимой искрой, из которой впоследствии возгорелось пламя стахановского движения. Через 19 дней кузнец Горьковского автозавода Бусыгин перекрыл все американские норма­ тивы поковки коленчатых валов. В текстильной промышленности пионерками стахановского движе­ ния явились Дуся и Маруся Вино­ градовы. В 1938 году фре­ зеровщик Иван Гудов за 5 часов 30 минут выполнил дневную нор­ му на 3505 процентов. На тран­ спорте стахановское движение бы­ ло подхвачено машинистами Кри­ воносом, Огневым, Омельяно- вым и другими. Здесь были пере­ числены имена зачинателей стаха­ новского труда, пионеров, кото­ рые увлекали за собой тысячи стахановцев. Среди колхозного крестьянства пример стахановско­ го метода указали пятисотница Мария Демченко, трактористки Паша Ангелина, Паша Ковардак и другие. Миллионы трудящихся Со­ ветского Союза всех отраслей на­ родного хозяйства, всех специаль­ ностей были охвачены горячим по­ рывом, который значительно помог з обогащении нашей страны, в ее экономическом и военном процве­ тании. Стахановское движение сыграло одну из решающих ролей в победе над немецкими захватчиками в Отечественной войне. Постоянное стремление увеличить производи­ тельность труда в годы войны породило тысячи фронтовых бригад, которые бееперестанно обеспечивали фронт необходимой боевой техникой и в потребном количестве. В годы Отечествен­ ной войны из рабочей среды выш­ ли многотысячные массы тысячни­ ков и двухтысячников. Рабочие стахановцы параллельно работали на станках товарищей, ушедших на фронт, заменяя собой несколько высоко квалифицированных рабо­ чих. Благодаря стахановских норм множество военных предприятий сумело перейти на метод поточно­ го производства вооружения и бое­ припасов. В войне с Германией ;стахановцы нЗшей промышлен­ ности были, также необходимы, как ІІРИЛ“Ва"°,К OCJOPO*KOCTK . ' Уав Тяжелы- осмотрительности. Кожедуд дел в стороне от себя Тя^ 5в" немецкий самолет «Ю-87» крикнул своему ведомому' м.° шему лейтенанту Мухину ’ '! — Иду в атаку, прикрой - - Двигай. Я буду Следить тобой, — ответил Мухин - г ' ливо. ’ 1(1 И Кожедуб пустил самолет „ мо на «Юнкерса». Не додете» сколько метров до него, стал Не стреливать, самолет накрени,?35 медленно пошел вниз, очевил r/олучив повреждение. к ож. : мчался за ним почти до самой Г ли. пока не поджег его и і-нал в землю. Это был „ L , сбитыи им самолет. Под„Яв^ вверх, он крикнул Мухину: 1 Н у как, старик, ничего’ — На первый раз ничего,' м дет. Смотри, на тебя заходит „ ребитель. — Отобьем. После этого Кожедуб аа... «щелкать» немецкие самолет!? «как орехи». Он воевал с лихосг* и страстью молодого горяч" парня и с умением и мастерив- опытного летчика. Видели, наз- но, люди с земли, как горели падали вражеские самолеты по- Белгородом и под Харьковом Полтавой и Кривым Рогом л ' Кировоградом, на Днепре, на Бг п на Одере. Иван Кожедуб сбил 60 вражеских машины. Два последних самолета Коже­ дуб сбил над Берлином. К этом времени немецкая авиация совсем оскудела, немцы кидали в бой свои последние резервы. До 40 са­ молетов «Фокке-Вульф-190» щ"\ на бомбежку наших штурм;, ющ- частей. Они тяжело покачивал:- в воздухе. Кожедуб был толь- ; со своим ведомым. Он врезался « гущу вражеских самолетов, под­ бил одну машину, затем другую Самолеты, расстроив боевой поря­ док, разлетелись в разные стороны. Иван Кожедуб Закончил вой- в Берлине. Трижды Герой Совет­ ского Союза гвардии майор Иван Кожедуб прошел суровую школ, воздушной войны и закончил эту школу блестяще. Капитан А. АНДРЕЕВ. («Комсомольская правда»). А. Г. СТАХАНОВ, я герои фронта, цементирующяе нашу Красную Армию и Военно- Морской Флот. Воодушевленные историческим победами нашей Родины на фрон­ тах со злейшими врагам» W 1 выполняя пятилетний план восста­ новления н развития народного хозяйства СССР, рабочие и работ­ ницы, колхозники и колхозник, наша интеллигенция будут впредь всемерно увеличивать п: изводнтельность труда, всемер.-у- развивая метод производства, нак- денный 10 лет назад* соз.’т::-: патриотом Алексеем Стахановйм

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz