Североморский летчик. 1945, сентябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1 сен тября 1945 г., „Ѵ° 208 {щ М ИМО этого человека я проходил несколько раз, не обращая на него ника кого внимания, и не по дозревая, что это именно тот, ко го я ищу. Офицеры, к которым я обращался с вопросом о нем, отве чали коротко и односложно: — Где-то здесь. Только сейчас л его видел. Посмотрите вон там,— II указывали на палатки, стоящие невдалеке. Невысокий парень, в голубой майке быстро ходил меж ду палаток, с кем-то громко пере говаривался, смеялся, перекиды вался шутками с товарищами. Я остановил его несколько неохот но, на всякий случай, спросил, за ранее зная, что он мне скажет так же. как и все: «Где-то здесь». — Не видали ли вы майора Ко жедуба? Я ищу его полтора часа. — Почему же вы не спросили меня об этом раньше? — сказал он вполне серьезно. — Я бы вам давно сказал. Это мне ничего не стоит сделать, потому что это я сам и есть. Вы не верите? Я могу надеть гимнастерку, там все мои звезды,—добавил он, смеясь. Передо мной стоял парень с бе лесыми бровями, улыбающийся простой, обаятельной улыбкой, с которым, думается, легко жить в одной палатке, весело бродить по улицам и надежно ходить в бой. Может быть, в том и заключается сила нашей армии, что вот такие простые, двадцатипятилетние лю ди, не отмеченные печатью героя, являются истинными ее героями с непреклонной внутренней мощью и волей, составляющие бесстра шие и непобедимость нашей армии. Думал ли он, майор Иван Коже дуб, сидя за партой в химическом техникуме города Шостка, что он будет таким блистательным воен ным летчиком? Думал ли он, обу чая потом молодых пилотов в авиашколе, что он будет трижды Героем и приобретет народную славу? Он вспоминает горькие дни на чала войны. Немцы быстро двига лись по Украине. Авиашкола из Чугуева эвакуировалась в Сред нюю Азию, в Чимкент. Поезда тянулись медленно по голой тыль ной степи, подолгу простаивали на станции, и было время глубоко по думать и о судьбе страны и о сво ей собственной судьбе. Чем даль ше он забирался в глубь безлюд ных песков, тем больше думал, что не на восток надо ехать, а на оборот, на запад, не от врага, а навстречу ему. Вести с фронта приходили в Чимкент с опозда нием. Эти вести были тревожные, и тревога усиливалась •еще тем расстоянием, которое легло меж ду фронтом и Средней Азией. Ко жедуб готовил летчиков для фронта. А по вечерам, возвраща ясь домой с аэродрома, пыльный и усталый, думал лишь об одном: как выбраться отсюда и встать в строй. Школа держала, но он д о бился своего. Его, сержанта Ко жедуба, командируют в Москву. Он тихо шел на вокзал с солдат ским мешочком за плечами, чемо даном в руке. Минута была зна чительной, и он негромко сказал провожавшей его девушке: — Я не знаю, буду ли я героем, по трусом я никогда не буду. Девушка ответила также тихо и искренно: — Я знаю. Лети, мой сокол. Эти слова он помнил всегда, когда поднимался в синее небо. В марте 1943 года Иван Ко жедуб прибыл на Воронежский фронт рядовым летчиком-истреби- телем. Даже теперь, после войны, когда рост и формирование людей были необычайно стремительны, редко можно встретить человека, который сделал такой изумитель ный взлет за два года — от сер жанта до майора, получив при этом три золотые звезды. Невоз можно описать все бои, в кото рых участвовал этот человек. Их слишком много для этих коротень ких строчек. О первой встрече с немцами, например, Кожедуб рас сказывает немного с юмором. Он часто видел, как летчики, возвра щаясь из полета, говорили о во здушных боях, со смехом описы-, вали разные небесные приключе ния, сбивали вражеские самолеты, получали награды. А Кожедуб еще в глаза не видел ни одного немецкого самолета и только с о бирался с ним встретиться. СлѴ- лись и ревели. Некоторые хизали и падали вниз, оСт!Ся" за собой черные шлейфы - J го дыма. В небе стояла было тесно и, кажется, жапНИні Кожедуб в этом хаосе ^ очень явственно различал іьакомый голос: «Лети, мо’Сі<І" 3вУко, К „ "I шии , кол>-. Это не давало ему горяч- чай представился. Испытывая са молет, проверяя работу матери альной части, он кружился над аэ родромом. Пробуя скорость, он прошелся один раз, другой, тре тий, туда и обратно. День был яс ный, безоблачный. Он уже хотел итти на посадку, посмотрел вниз и увидел, что его аэродром бомбят немецкие самолеты. На земле как бы вздувались огромные белые шары. Это были разрывы авиабомб. Шесть бомбардировщиков кару селью кружились над аэродромом, пикировали и бросали бомбы. Ко жедуб даже задрожал весь от не ожиданности. Он развернулся и. зайдя со стороны солнца, не разду мывая, устремился на две задние машицы. Кожедуб приближался к ним быстро, подошел вплотную и был вполне уверен в эту мину ту, что собьет оба эти самолета, сначала один, затем другой. Он даже представил себе, как они го рящими факелами полетят книзу, прямо на аэродром, как он потом явится к начальству и доложит о своем успехе, пройдется к друзь ям и с независимым видом и не брежностью скажет: — Кокнул двух сегодня. — И как другие летчики будут смо треть на него с завистью и уваже нием. Но прежде чем выпустить оче редь по самолету, что-то внутрен нее, может быть предчувствие, заставило его оглянуться на зад. Он был поражен. Прямо у I его самолета, почти цепляясь, как ему показалось, за его хвост, шли два немецких истребителя. Они застали его врасплох. Перед этим они кружились где-то невдалеке, охраняя бомбардировщиков, и сей час, завидя советский истребитель, мгновенно подскочили, чтобы сбить его. Не успел Кожедуб с о образить. что делать, как пули уже решетили его самолет. Он был напуган. Не сделав ни одного выстрела, спасаясь от атаки, он кинул свой самолет вниз, начал уходить, попал в зону обстрела своих же зениток и кое-как при землился на аэродроме рядом с огромной воронкой от авиабомбы. Выбравшись из самолета, он не по шел отдыхать, а все время ходил вокруг машины, хрустя корочками легкого льда. Только сейчас он глубоко обдумывал вопрос: как себя вести в воздухе? Вот тебе и два самолетаI .Вот тебе почет и уважение! Так, пожалуй, надолго жизни нехватит. Что же нужно? Нужны тщательная осмотритель ность и осторожность. Это первое, что он решил. Завидя вражеский самолет, не кидаться на него очер тя голову, а тщательно осмотреть ся. убедиться, что кругом безопас но, и тогда атаковать стремитель но и сокрушительно. Налетай на заднего, сбивай его и свечой взмы вай вверх—эта тактика у К ож ед у ба до последнего дня осталась самой надежной и неизменной. ...Кожедуб на своем самолете сопровождал штурмовиков на бом бежку. В воздухе было пусто и немного скучно до тех пор. пока не пришли решающие дни начала июля 1943 года, которые памятны сражением на Курской дуге. Нем цы бросили против нас колоссаль ные силы на земле и также силы в воздухе. Начался поединок двух огромных армий. Иван Кожедуб в группе старшего лейтенанта Семе нова поднялся с аэродрома и на правился к линии фронта. Фронт и воздух над фронтом представля ются сейчас Кожедубу так: будто столбом гигантских размеров оста новился от земли до самого неба вихрь, с неумолимой силой крутя воздух. А в этом воздухе, как большие листья с дерева, носились тысячи самолетов — больших и малых. Кожедуб оглядывался по сторонам, и куда бы он ни кинул взгляд, повсюду находил самоле ты — и свои, и немецкие, которые, перемешавшись, гонялись друг за другом, колыхались в синеве, кру жились, клевались, переворачива- 10 лет стахановского движения В истории социалистического строительства есть даты, которые будут жить в веках, напоминая че ловечеству о том, как советский народ шел вперед, завоевывая все новые и новые победы. В памяти поколений никогда не померкнет слава о первых комму нистических субботниках, в кото рые производительность труда увеличивалась на 270 процентов. Уже тогда начали сбываться про роческие слова Владимира Ильича Ленина, что «Коммунизм — есть высшая, против капиталистиче ской, производительность труда добровольных, сознательных, с о единенных, использующих передо вую технику рабочих». Прошли годы. Социалистиче ское соревнование, рожденное со>- циалистическим отношением к труду рабочих Советского Союза, стало основным методом социали стического строительства. Оно явилось прочной основой, по служившей успешному заверше нию 1-й и 2-й сталинских пятиле ток. Дальнейшее процветание на шей Родины, окончательная лик видация эксплоататорских клас сов, рост техники, зажиточная жизнь трудящихся социалистиче ского государства создали усло вия для перехода к более высшей форме соревнования—стахановско му методу труда. Выступая в Кремле в 1935 году на выпуске академиков, товарищ Стайин призвал рабочий класс и колхозное крестьянство к еще ' большему овладению техникой, к максимальному ее использованию. ! Призыв вождя воодушевил мил лионные массы на новые трудовые подвиги и особенно тех, кто неу- Jстанно боролся за повышение про изводительности труда. Вооду- j шевленный речью великого Сталина, донецкий шахтер Алек- , сей Стаханов построил метод j своего труда на основе всесторон- ; него и наиболее рационального использования отбойного молотка. Он предложил отделить работу I забойщика от работы крепильщн- ; ка. В результате такой работы 1 Алексей Стаханов за 5 часов 45 ; минут добыл 102 т. угля при нор ме в 7—8 тонн. Этот трудовой под- > виг произвел коренную ломку норм во всех отраслях нашей промыш ленности, транспорта и сельского хозяйства. Мировой рекорд Стаха нова навсегда похоронил старые ме тоды организации труда. Рекорд Стаханова явился той неугасимой искрой, из которой впоследствии возгорелось пламя стахановского движения. Через 19 дней кузнец Горьковского автозавода Бусыгин перекрыл все американские норма тивы поковки коленчатых валов. В текстильной промышленности пионерками стахановского движе ния явились Дуся и Маруся Вино градовы. В 1938 году фре зеровщик Иван Гудов за 5 часов 30 минут выполнил дневную нор му на 3505 процентов. На тран спорте стахановское движение бы ло подхвачено машинистами Кри воносом, Огневым, Омельяно- вым и другими. Здесь были пере числены имена зачинателей стаха новского труда, пионеров, кото рые увлекали за собой тысячи стахановцев. Среди колхозного крестьянства пример стахановско го метода указали пятисотница Мария Демченко, трактористки Паша Ангелина, Паша Ковардак и другие. Миллионы трудящихся Со ветского Союза всех отраслей на родного хозяйства, всех специаль ностей были охвачены горячим по рывом, который значительно помог з обогащении нашей страны, в ее экономическом и военном процве тании. Стахановское движение сыграло одну из решающих ролей в победе над немецкими захватчиками в Отечественной войне. Постоянное стремление увеличить производи тельность труда в годы войны породило тысячи фронтовых бригад, которые бееперестанно обеспечивали фронт необходимой боевой техникой и в потребном количестве. В годы Отечествен ной войны из рабочей среды выш ли многотысячные массы тысячни ков и двухтысячников. Рабочие стахановцы параллельно работали на станках товарищей, ушедших на фронт, заменяя собой несколько высоко квалифицированных рабо чих. Благодаря стахановских норм множество военных предприятий сумело перейти на метод поточно го производства вооружения и бое припасов. В войне с Германией ;стахановцы нЗшей промышлен ности были, также необходимы, как ІІРИЛ“Ва"°,К OCJOPO*KOCTK . ' Уав Тяжелы- осмотрительности. Кожедуд дел в стороне от себя Тя^ 5в" немецкий самолет «Ю-87» крикнул своему ведомому' м.° шему лейтенанту Мухину ’ '! — Иду в атаку, прикрой - - Двигай. Я буду Следить тобой, — ответил Мухин - г ' ливо. ’ 1(1 И Кожедуб пустил самолет „ мо на «Юнкерса». Не додете» сколько метров до него, стал Не стреливать, самолет накрени,?35 медленно пошел вниз, очевил r/олучив повреждение. к ож. : мчался за ним почти до самой Г ли. пока не поджег его и і-нал в землю. Это был „ L , сбитыи им самолет. Под„Яв^ вверх, он крикнул Мухину: 1 Н у как, старик, ничего’ — На первый раз ничего,' м дет. Смотри, на тебя заходит „ ребитель. — Отобьем. После этого Кожедуб аа... «щелкать» немецкие самолет!? «как орехи». Он воевал с лихосг* и страстью молодого горяч" парня и с умением и мастерив- опытного летчика. Видели, наз- но, люди с земли, как горели падали вражеские самолеты по- Белгородом и под Харьковом Полтавой и Кривым Рогом л ' Кировоградом, на Днепре, на Бг п на Одере. Иван Кожедуб сбил 60 вражеских машины. Два последних самолета Коже дуб сбил над Берлином. К этом времени немецкая авиация совсем оскудела, немцы кидали в бой свои последние резервы. До 40 са молетов «Фокке-Вульф-190» щ"\ на бомбежку наших штурм;, ющ- частей. Они тяжело покачивал:- в воздухе. Кожедуб был толь- ; со своим ведомым. Он врезался « гущу вражеских самолетов, под бил одну машину, затем другую Самолеты, расстроив боевой поря док, разлетелись в разные стороны. Иван Кожедуб Закончил вой- в Берлине. Трижды Герой Совет ского Союза гвардии майор Иван Кожедуб прошел суровую школ, воздушной войны и закончил эту школу блестяще. Капитан А. АНДРЕЕВ. («Комсомольская правда»). А. Г. СТАХАНОВ, я герои фронта, цементирующяе нашу Красную Армию и Военно- Морской Флот. Воодушевленные историческим победами нашей Родины на фрон тах со злейшими врагам» W 1 выполняя пятилетний план восста новления н развития народного хозяйства СССР, рабочие и работ ницы, колхозники и колхозник, наша интеллигенция будут впредь всемерно увеличивать п: изводнтельность труда, всемер.-у- развивая метод производства, нак- денный 10 лет назад* соз.’т::-: патриотом Алексеем Стахановйм
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz