Североморский летчик. 1945, сентябрь.

2. СЕВЕ РОМОРСКИЙ Л Е Т ЧИ К 6 сентября 1945 г., № 212 (г) 9 ‘> ИЗ БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА Д А Л Ь Н Е М В О С Т ОК Е Победа торпедоносца Североморским летчи кам х о ­ рошо известно имя одного из первы х начинателей д е р зк и х то р п едны х атак в Баренцевом море гвардии майора Григор ия Поповича. Вм есте с капитаном Иваном Я ковлевичем Гарбузом , которого по праву летчики- торпедоносцы Севера счи таю т своим уч и тел ем , гвардии майор Попович о ткры вал п ути к вра­ ж еским караванам, портам и ба­ зам. Е го эки п аж в числе первых одерж ивал победы над немец­ кими пиратами в море и этими победами приумнож ал с л а в у се ­ вероморских торпедоносцев-гвар- дейцев. 15 сен тября 1942 г., почти три го да том у н азад, Григорий П о­ пович впервые в боевой п р ак ти ­ ке на своей грозной машине о т­ правился на ночное торпедоме- тание. Т о гд а еще н и кто не имел опы та ночны х а т а к . Но Попо­ вич, тщ а те л ь н о готови вш ийся к тр уд н ом у ночному п о л ету, бы стро обнаруж ил в море немец­ кий конвой и, и сп о л ьзуя темно­ т у , к а к ср ед ство маскировки, н а­ нес по самому крупном у кораб­ лю со кр уш и тел ь ны й удар . Ноч­ ная победа эки паж а Поповича о тк ры ла перед североморскими торпедоносцами новые боевые возможности и расширила сф е ­ ру их боевы х д ействи й. В с л е д за Поповичем в сум ер ках и ночью д обивались побед многие л етчи ки -гв ар д ейцы . В 1943 г. и осо­ бенно в 1944 г. гвардии майор Попович провел больш ую работу по обучению и воспитанию моло­ д ы х кадров. К о м а н д у я одним из авиационных подразделений на Ти хом океане, он неустан но переда­ вал подчиненным летчи кам и ш ту р ­ манам свой б о га­ ты й боевой опыт, н акопленный в боях на Севере. К о г д а на Д а л ь ­ нем В о сто к е на­ чались боевые операции против яп о н ски х агрессо­ ров, подр азд еле­ ние гвардии майо­ ра Поповича с первы х дней при­ нимало самое а к ­ тивное уч асти е в боях. 11 а в гу ста звено под коман­ дованием гвардии майора запи­ сало на свой боевой счет заме­ ч ател ьн ую победу — потоплен­ ный японский эсминец. Н иж е мы публи куем матери­ ал . из которого североморские л етч и ки у зн аю т о подробности атаки гвардии майора Попови­ ча— и х славного боевого со р ат­ ника по боям с немецкими за ­ хватчи кам и в Заполярьи. ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЕРХСРОЧНУЮ, КРЕПИТЕ АВИАЦИЮ СЕВЕРА! СЛОВАМИ РАПОРТА I В 1I нетерпеливо рвался в часть из командировки. Ж е ­ лание вернуться, вступить в строй действующих экипажей и вместе . с ними принять участие в боях с врагом было так сильно, что Попо- і вич старался время, оставшееся до отбытия в часть, сократить, уре- 1 зать. На вопрос товарищей: разре- ' шат ли сразу участвовать в бое­ вых действиях, — Григорий Дани­ лович неизменно отвечал: — Как только придем в часть, сразу , же полетим бить японцез. И действительно вышло т а к ,; как он говорил. Летчики верну­ лись в часть 9 августа вечером, а десятого днем они уже были на боевы-х машинах, готовые к поле­ ту. Отлично зная современную бо­ евую технику и в совершенстве г.ладея ею, а также имея богатый опыт Великой Отечественной вой­ ны, гвардии манор Поповігч уве­ рен был в ѵстіехе. Собрав вокруг себя летный состав экипажей сво­ ей группы, он старательно, по-от- цовскн внушал им твердую уверен­ ность в успехе, расскззывал о тех ­ нических приемах, которыми нуж ­ но будет пользоваться. Попович указывал: — Если хочешь потопить тран- • спорт врага,—забудь о себе, д у ­ май только о том. что тебе нужно потопить транспорт, и ты пото­ пишь. Смело и д и на огонь против­ ника, не бойся. Помни, что не ты должен бояться его, а он тебя. Летчики, штурманы и стрелки- радисты внимательно слушали своего учителя, отважного летчи­ ка. Очи в е р т и ему. да и не могли не верить. Мастерство Григория Поповича известно не только им. остряковцам, но и всем воздуш­ ным воинам Военно-Морского флота. Известив ракетой о готовности, Попович получил добро на вылет. Задача была ясна. В море нахо­ дятся транспорты противника, их нужно потопить. Вот и все. Коор­ динаты известны. Погода благо­ приятствовала — видимость была хорошая. Один за другим самоле- гы поднимались в воздух и брали курс на море. Летели вдоль бере­ говой черты до корейской грани­ цы, перелетев ее, взяли мористее, но уходить в море далеко нельзя. По данным разведки, японские транспорты жмутся к берегам. Их ьужно было не пропустить. Метеорологические условия, не­ смотря на яркое солнце, усложня­ лись. Над морем появилась лег­ кая дымка и чем дальше, тем она . гановилась шире и более плотной. Но это обстоятельство не могло чзотивостоять нашим летчикам. Штурманы усилили наблюдение за морем. Вот показался первый транспорт, он был огромных раз­ меров, водоизмещением 10-12 ты- I яч тонн. На него тотчас же у с ­ тремилось звено самолетов, ведо­ мое летчиком гвардии майором Поповичем и штурманом старшим лейтенантом Тощезым. Но в чем дело, почему враг молчит? Без­ действие японцев Поповичу пока­ залось подозрительным. Решил проверить. Попович зашел на цель, снизившись до предельной высоты ; для торпедирования. Транспорт молчал. Наконец, с него заговорил пулемет, но что такое? Пулемет бьет в сторону. Подозрение гвар- ; дин майора Поповича еще больше усилилось. Внимательное наблгоде- На сним ке: гвардии майор Г . Попович. ние дало возможность сделать вывод. — Ловушка, а не транспорт,— подумал ведущий. Обстреляв транспорт-ловушку, самолеты пошли дальше вдоль б е­ реговой черты. Вскоре на травер­ зе мыса Г’олтина в двух километ­ рах от береговой черты .показался военный корабль. Летчики экипа­ жей все свое внимание сосредото­ чили на нем. Цель стремительно приближалась. Но корабль так же, как и транспорт, не проявлял приз­ наков жизни, молчал. — Что за чорт! Неужто опять ловушка, — подумал Попович и приказал экипажам быть внима­ тельнее и осторожнее. Эта предо­ сторожность оправдалась. Ко­ рабль противника тотчас же от­ крыл интенсивный прицельный огонь по нашим самолетам. Ма­ неврируя .первым, смело ринулся на вражеский эсминец лейтенант Громаков, за ним уверенно и р е­ шительно шел гвардии майор По­ пович. Враг бесновался, строчил из всех своих пулеметов и зенитной артиллерии. Ливень смертоносно­ го огня летел навстречу летчи­ кам. Но ничто не могло поколе­ бать волю наших людей к победе. Твердой и уверенной рукой Попо­ вич вел свой самолет на сближе­ ние. Приближалась дистанция торпедного удара. 500—600 метров отделяли эсми­ нец от самолета. Торпеда пущена. Она стремительно несется на ко- іь. Огонь врага становится все ожесточеннее. В предчувствии’ скорой своей гибели, враг отчаян­ но сопротивляется, но напрасно. Сброшенные торпеды с самолетов идут точно в цель. Удар! От эс­ минца поднимаются огромные клу­ бы пара, потом оглушительный взрыв. — Взрыв!—кричит стрелок-ра­ дист- Азизов. Гварднп майор Попович резко бросает самолет в сторону, делает разворот, возвращается на место атаки, чтобы убедиться в резуль­ тате торпедирования. Пенистый бурун воды поглотил вражеский корабль. Японский эсминец пошел ко дн.у. Всемирно-исторические победы Красной Армии над злейшим вра­ гом нашей Родины— Японией быва­ лые воины североморской авиации отмечают рапо;ртами с просьбой зачислить их на сверхсрочную службу. В своих рапортах они пи­ шут о готовности и в дальнейшем, не жалея сил и знаний, честно и преданно служить Родине, крепить ее могущество и благосостояние в рядах вооруженных сил страны. Авиационный механик старшина т. Лошков в рапорте на имя свое­ го командира — майора т. Осипо­ ва— пишет: «Прослужив сверхсрочно в Военно-Морском Флоте 9 лет, я могу смело заявить, что служба эта многое мне дала, с ней связа­ но все самое дорогое в моей жи з­ ни, поэтому обращаюсь к вам с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием о з а ­ числении меня еще на 3 года сверхсрочной службы на д о лж ­ ности авиационного механика в своей части». Просьба патриота удовлетворе­ на. Он зачислен на сверхсрочную службу по десятому гоідѵ. Лошков один из лучших младших специа­ листов своей части. Во время на­ пряженных воздушных боев он об­ служил лично 225 боевых вылетов самолетов. Произвел 6 средних, 3 восстановительных и 30 текущих ремонта машин. Родина высоко оценила ратные дела патриота. Правительство удостоило его тре­ мя-наградами — орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья». Следуя примеру т. Лошкова, остался на сверхсрочную службу отличник боевой и политической г.одготовкн части старший сержант т. Сивков. В годы войны он проя­ вил себя отличным воином, воле­ вым и дисциплинированным млад­ шим командиром. Защищая Совет­ ское Заполярье от немецких за ­ хватчиков, он получил тяжелое ра­ нение, однако это не помешало ему вернуться в часть и отлично вы­ полнять все задания командова­ ния. Сейчас старший сержант т. Сив­ ков работает на эксплоатации ма­ териальной части. Он поставил пе­ ред саоои задачу совершенстве вать свои знания, чтобы и в " нейшем быть готовым к защг- своей Родины. . По седьмому году сверхсрочной службы на 5 лет зачислен" Н-скую бомбардировочную красно" знаменную часть старшина тоа' Смирнов. Он также является од ним из старейших механиков сти. Ветеран Отечественной войны' Смирнов воевал на многих фрон’ тах. I рудь механика украшена з правительственными наградами Труден и славен его боевой путь 148 боевых вылетов обеспечщ он в годы воины. труд­ ных условиях Заполярья Симо­ нов заменил на самолетах 15 моторов, произвел 21 теку­ щий и 2 средних ремонта. В со­ ставе ремонтной бригады произвел 4 капитальных и 3 средних ремон­ та самолетов. При его активном участии эвакуировано 2 аварийных самолета -кПе-З» с передового края обороны. Другой отличник боевой и по­ литической подготовки, авиацион­ ный механик этой же части стар­ ший сержант т. Темляков также зачислен на сверхсрочную служ­ бу. В дн и войны он лично обслу­ жил 115 боевых самолетовылетов, отремонтировал 7 машин и прошел со своей частью весь ее боевой путь. Когда закончился срок его действительной службы, он обра­ тился к командиру эскадрильи с рапортом: «Прошу вашего хода­ тайства перед вышестоящим командованием об оставлении ме­ ня на сверхсрочную службу сро­ ком на 3 года в должности авиа­ ционного механика. Оставаясь нз сверхсрочную, как и раньше, буду отдавать все свои силы и знания для еще большего укрепления боевой мощи нашего Военно-Мор­ ского Флота и его авиации.!’. Просьба т. Темлякова. удовлетво­ рена. Бывалые воины северомор­ ской авиации отвечают на победи Красной Армии и Военно-Морско­ го Флота, готовностью и в даль­ нейшем крепить военно-экономи­ ческую мощь нашей Родины. П . В А С И Л Ь Е В . ПОД КОЛПАНОМ НА ПО-2 Летчики-торпадоносцы гвардейского подразде­ ления, который командует т. Перехрнст, ѵже про­ должительное время усиленно тренируются по о с ­ воению техники слепого полета. К< ' «деления н опытные летчики- ночникн еж едневно ѵ д еляю т внимание слепьгм по­ летам . С молодыми пилотами и штурманами часто ' и на самоле- г Н а э е м т я подготовка рассчитана таким обра- ! 0 \г. чг ' -і п пчаюшнйся садился в самолет доста­ точно подготовленным. Вчі' і ’['сколько мллодыт летчнков-торпедо- ноецер зме-те с кнстрѵкт ир ѵюшимн хоманднрами пропели контрольные вылеты я: слепую подго­ товку. Гвардии майор т. П е р е х г ; : и ггярдии стар­ ший лейтенант т. Глѵховцез во время этих выле­ т о в проверял я п о д г о т о в к у л е т ч и к о в тт. Сунгурова, Захарова. Гребельникова и Тарцан. Все они показали хорошие результаты. Сегодня следѵет особо выделить гвардии младшего лейтенанта т. Гребельникова. — расска­ зывает т. П.ерехрист. — Этот молодой летчик безукоризненно водит самолет под колпаком. Н.і контрольной проверке он превосходно справлялся с выдерживанием курса, грамотно производил ви­ ражи и развороты, хорошо набирал в ы с о т у и и 7 - нироваі. Дальнейшая тренировка ночным пол ^ м поможет т. Гребельникову стать одним из лучших лётчиков-ночников. Такие же высокие оценки дает и гвардии став­ ший лейтенант т. Глуховцев молодым летчикам тт. Сунгуровѵ и Захарову, которые, хорошо пило­ тировали в этот день под колпаком на По-2. Д. НИКОЛАЕВ. Те хн и к самолета старшина А хм ато в проверяет г о т о в н о с т ь машины. Фото А. Липкииа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz