Североморский летчик. 1945, сентябрь.
2. СЕВЕ РОМОРСКИЙ Л Е Т ЧИ К 6 сентября 1945 г., № 212 (г) 9 ‘> ИЗ БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА Д А Л Ь Н Е М В О С Т ОК Е Победа торпедоносца Североморским летчи кам х о рошо известно имя одного из первы х начинателей д е р зк и х то р п едны х атак в Баренцевом море гвардии майора Григор ия Поповича. Вм есте с капитаном Иваном Я ковлевичем Гарбузом , которого по праву летчики- торпедоносцы Севера счи таю т своим уч и тел ем , гвардии майор Попович о ткры вал п ути к вра ж еским караванам, портам и ба зам. Е го эки п аж в числе первых одерж ивал победы над немец кими пиратами в море и этими победами приумнож ал с л а в у се вероморских торпедоносцев-гвар- дейцев. 15 сен тября 1942 г., почти три го да том у н азад, Григорий П о пович впервые в боевой п р ак ти ке на своей грозной машине о т правился на ночное торпедоме- тание. Т о гд а еще н и кто не имел опы та ночны х а т а к . Но Попо вич, тщ а те л ь н о готови вш ийся к тр уд н ом у ночному п о л ету, бы стро обнаруж ил в море немец кий конвой и, и сп о л ьзуя темно т у , к а к ср ед ство маскировки, н а нес по самому крупном у кораб лю со кр уш и тел ь ны й удар . Ноч ная победа эки паж а Поповича о тк ры ла перед североморскими торпедоносцами новые боевые возможности и расширила сф е ру их боевы х д ействи й. В с л е д за Поповичем в сум ер ках и ночью д обивались побед многие л етчи ки -гв ар д ейцы . В 1943 г. и осо бенно в 1944 г. гвардии майор Попович провел больш ую работу по обучению и воспитанию моло д ы х кадров. К о м а н д у я одним из авиационных подразделений на Ти хом океане, он неустан но переда вал подчиненным летчи кам и ш ту р манам свой б о га ты й боевой опыт, н акопленный в боях на Севере. К о г д а на Д а л ь нем В о сто к е на чались боевые операции против яп о н ски х агрессо ров, подр азд еле ние гвардии майо ра Поповича с первы х дней при нимало самое а к тивное уч асти е в боях. 11 а в гу ста звено под коман дованием гвардии майора запи сало на свой боевой счет заме ч ател ьн ую победу — потоплен ный японский эсминец. Н иж е мы публи куем матери ал . из которого североморские л етч и ки у зн аю т о подробности атаки гвардии майора Попови ча— и х славного боевого со р ат ника по боям с немецкими за хватчи кам и в Заполярьи. ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЕРХСРОЧНУЮ, КРЕПИТЕ АВИАЦИЮ СЕВЕРА! СЛОВАМИ РАПОРТА I В 1I нетерпеливо рвался в часть из командировки. Ж е лание вернуться, вступить в строй действующих экипажей и вместе . с ними принять участие в боях с врагом было так сильно, что Попо- і вич старался время, оставшееся до отбытия в часть, сократить, уре- 1 зать. На вопрос товарищей: разре- ' шат ли сразу участвовать в бое вых действиях, — Григорий Дани лович неизменно отвечал: — Как только придем в часть, сразу , же полетим бить японцез. И действительно вышло т а к ,; как он говорил. Летчики верну лись в часть 9 августа вечером, а десятого днем они уже были на боевы-х машинах, готовые к поле ту. Отлично зная современную бо евую технику и в совершенстве г.ладея ею, а также имея богатый опыт Великой Отечественной вой ны, гвардии манор Поповігч уве рен был в ѵстіехе. Собрав вокруг себя летный состав экипажей сво ей группы, он старательно, по-от- цовскн внушал им твердую уверен ность в успехе, расскззывал о тех нических приемах, которыми нуж но будет пользоваться. Попович указывал: — Если хочешь потопить тран- • спорт врага,—забудь о себе, д у май только о том. что тебе нужно потопить транспорт, и ты пото пишь. Смело и д и на огонь против ника, не бойся. Помни, что не ты должен бояться его, а он тебя. Летчики, штурманы и стрелки- радисты внимательно слушали своего учителя, отважного летчи ка. Очи в е р т и ему. да и не могли не верить. Мастерство Григория Поповича известно не только им. остряковцам, но и всем воздуш ным воинам Военно-Морского флота. Известив ракетой о готовности, Попович получил добро на вылет. Задача была ясна. В море нахо дятся транспорты противника, их нужно потопить. Вот и все. Коор динаты известны. Погода благо приятствовала — видимость была хорошая. Один за другим самоле- гы поднимались в воздух и брали курс на море. Летели вдоль бере говой черты до корейской грани цы, перелетев ее, взяли мористее, но уходить в море далеко нельзя. По данным разведки, японские транспорты жмутся к берегам. Их ьужно было не пропустить. Метеорологические условия, не смотря на яркое солнце, усложня лись. Над морем появилась лег кая дымка и чем дальше, тем она . гановилась шире и более плотной. Но это обстоятельство не могло чзотивостоять нашим летчикам. Штурманы усилили наблюдение за морем. Вот показался первый транспорт, он был огромных раз меров, водоизмещением 10-12 ты- I яч тонн. На него тотчас же у с тремилось звено самолетов, ведо мое летчиком гвардии майором Поповичем и штурманом старшим лейтенантом Тощезым. Но в чем дело, почему враг молчит? Без действие японцев Поповичу пока залось подозрительным. Решил проверить. Попович зашел на цель, снизившись до предельной высоты ; для торпедирования. Транспорт молчал. Наконец, с него заговорил пулемет, но что такое? Пулемет бьет в сторону. Подозрение гвар- ; дин майора Поповича еще больше усилилось. Внимательное наблгоде- На сним ке: гвардии майор Г . Попович. ние дало возможность сделать вывод. — Ловушка, а не транспорт,— подумал ведущий. Обстреляв транспорт-ловушку, самолеты пошли дальше вдоль б е реговой черты. Вскоре на травер зе мыса Г’олтина в двух километ рах от береговой черты .показался военный корабль. Летчики экипа жей все свое внимание сосредото чили на нем. Цель стремительно приближалась. Но корабль так же, как и транспорт, не проявлял приз наков жизни, молчал. — Что за чорт! Неужто опять ловушка, — подумал Попович и приказал экипажам быть внима тельнее и осторожнее. Эта предо сторожность оправдалась. Ко рабль противника тотчас же от крыл интенсивный прицельный огонь по нашим самолетам. Ма неврируя .первым, смело ринулся на вражеский эсминец лейтенант Громаков, за ним уверенно и р е шительно шел гвардии майор По пович. Враг бесновался, строчил из всех своих пулеметов и зенитной артиллерии. Ливень смертоносно го огня летел навстречу летчи кам. Но ничто не могло поколе бать волю наших людей к победе. Твердой и уверенной рукой Попо вич вел свой самолет на сближе ние. Приближалась дистанция торпедного удара. 500—600 метров отделяли эсми нец от самолета. Торпеда пущена. Она стремительно несется на ко- іь. Огонь врага становится все ожесточеннее. В предчувствии’ скорой своей гибели, враг отчаян но сопротивляется, но напрасно. Сброшенные торпеды с самолетов идут точно в цель. Удар! От эс минца поднимаются огромные клу бы пара, потом оглушительный взрыв. — Взрыв!—кричит стрелок-ра дист- Азизов. Гварднп майор Попович резко бросает самолет в сторону, делает разворот, возвращается на место атаки, чтобы убедиться в резуль тате торпедирования. Пенистый бурун воды поглотил вражеский корабль. Японский эсминец пошел ко дн.у. Всемирно-исторические победы Красной Армии над злейшим вра гом нашей Родины— Японией быва лые воины североморской авиации отмечают рапо;ртами с просьбой зачислить их на сверхсрочную службу. В своих рапортах они пи шут о готовности и в дальнейшем, не жалея сил и знаний, честно и преданно служить Родине, крепить ее могущество и благосостояние в рядах вооруженных сил страны. Авиационный механик старшина т. Лошков в рапорте на имя свое го командира — майора т. Осипо ва— пишет: «Прослужив сверхсрочно в Военно-Морском Флоте 9 лет, я могу смело заявить, что служба эта многое мне дала, с ней связа но все самое дорогое в моей жи з ни, поэтому обращаюсь к вам с просьбой ходатайствовать перед вышестоящим командованием о з а числении меня еще на 3 года сверхсрочной службы на д о лж ности авиационного механика в своей части». Просьба патриота удовлетворе на. Он зачислен на сверхсрочную службу по десятому гоідѵ. Лошков один из лучших младших специа листов своей части. Во время на пряженных воздушных боев он об служил лично 225 боевых вылетов самолетов. Произвел 6 средних, 3 восстановительных и 30 текущих ремонта машин. Родина высоко оценила ратные дела патриота. Правительство удостоило его тре мя-наградами — орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья». Следуя примеру т. Лошкова, остался на сверхсрочную службу отличник боевой и политической г.одготовкн части старший сержант т. Сивков. В годы войны он проя вил себя отличным воином, воле вым и дисциплинированным млад шим командиром. Защищая Совет ское Заполярье от немецких за хватчиков, он получил тяжелое ра нение, однако это не помешало ему вернуться в часть и отлично вы полнять все задания командова ния. Сейчас старший сержант т. Сив ков работает на эксплоатации ма териальной части. Он поставил пе ред саоои задачу совершенстве вать свои знания, чтобы и в " нейшем быть готовым к защг- своей Родины. . По седьмому году сверхсрочной службы на 5 лет зачислен" Н-скую бомбардировочную красно" знаменную часть старшина тоа' Смирнов. Он также является од ним из старейших механиков сти. Ветеран Отечественной войны' Смирнов воевал на многих фрон’ тах. I рудь механика украшена з правительственными наградами Труден и славен его боевой путь 148 боевых вылетов обеспечщ он в годы воины. труд ных условиях Заполярья Симо нов заменил на самолетах 15 моторов, произвел 21 теку щий и 2 средних ремонта. В со ставе ремонтной бригады произвел 4 капитальных и 3 средних ремон та самолетов. При его активном участии эвакуировано 2 аварийных самолета -кПе-З» с передового края обороны. Другой отличник боевой и по литической подготовки, авиацион ный механик этой же части стар ший сержант т. Темляков также зачислен на сверхсрочную служ бу. В дн и войны он лично обслу жил 115 боевых самолетовылетов, отремонтировал 7 машин и прошел со своей частью весь ее боевой путь. Когда закончился срок его действительной службы, он обра тился к командиру эскадрильи с рапортом: «Прошу вашего хода тайства перед вышестоящим командованием об оставлении ме ня на сверхсрочную службу сро ком на 3 года в должности авиа ционного механика. Оставаясь нз сверхсрочную, как и раньше, буду отдавать все свои силы и знания для еще большего укрепления боевой мощи нашего Военно-Мор ского Флота и его авиации.!’. Просьба т. Темлякова. удовлетво рена. Бывалые воины северомор ской авиации отвечают на победи Красной Армии и Военно-Морско го Флота, готовностью и в даль нейшем крепить военно-экономи ческую мощь нашей Родины. П . В А С И Л Ь Е В . ПОД КОЛПАНОМ НА ПО-2 Летчики-торпадоносцы гвардейского подразде ления, который командует т. Перехрнст, ѵже про должительное время усиленно тренируются по о с воению техники слепого полета. К< ' «деления н опытные летчики- ночникн еж едневно ѵ д еляю т внимание слепьгм по летам . С молодыми пилотами и штурманами часто ' и на самоле- г Н а э е м т я подготовка рассчитана таким обра- ! 0 \г. чг ' -і п пчаюшнйся садился в самолет доста точно подготовленным. Вчі' і ’['сколько мллодыт летчнков-торпедо- ноецер зме-те с кнстрѵкт ир ѵюшимн хоманднрами пропели контрольные вылеты я: слепую подго товку. Гвардии майор т. П е р е х г ; : и ггярдии стар ший лейтенант т. Глѵховцез во время этих выле т о в проверял я п о д г о т о в к у л е т ч и к о в тт. Сунгурова, Захарова. Гребельникова и Тарцан. Все они показали хорошие результаты. Сегодня следѵет особо выделить гвардии младшего лейтенанта т. Гребельникова. — расска зывает т. П.ерехрист. — Этот молодой летчик безукоризненно водит самолет под колпаком. Н.і контрольной проверке он превосходно справлялся с выдерживанием курса, грамотно производил ви ражи и развороты, хорошо набирал в ы с о т у и и 7 - нироваі. Дальнейшая тренировка ночным пол ^ м поможет т. Гребельникову стать одним из лучших лётчиков-ночников. Такие же высокие оценки дает и гвардии став ший лейтенант т. Глуховцев молодым летчикам тт. Сунгуровѵ и Захарову, которые, хорошо пило тировали в этот день под колпаком на По-2. Д. НИКОЛАЕВ. Те хн и к самолета старшина А хм ато в проверяет г о т о в н о с т ь машины. Фото А. Липкииа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz