Североморский летчик. 1945, октябрь.

2 октября 1945 г.. 234 (614). С Е В Е РО М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К М . Ч Е Р Н Е Н К О ЛЕНИИСНИИ НАКАЗ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ Четверть века н азад, 2 октяоря 1920 года, на первом зас-.'Д;:нии Ш с'езда РКСМ с историческ й речью «Задачи союзов молодежи • выступил Владимир И льи ч Ленин. Страна тогда еще вела войну пио- тив интервентов и вооруженных армий внутренней к о н тр р ев олю ­ ции. Еще не был добит Врангель. Дальний Восток был оккупирован японцами. Зап адную часть моло­ дой Советской республики терза­ ли банды легионеров П ил судск о го . В эти дни т яж ел ейших и спы та­ ний народ мечтал о том. как бы поскорее разбить врагов на фрон­ тах. преодолеть разруху, г о л о д и тиф внутрн страны. Об этом д ум а­ ли и детегаты комсомольского с’езда. Многие из них совсем недавно бились с оелополяками, ловили дезертиров и шпионов, собирали в деревнях хлеб для голодающих рабочих и детей. Ленин, выступивший перед делегатами к ом со ­ мольского с’езда, своим орлиным взором прони­ кал далеко вперед. Он знал, что Советская Р о с ­ сия выстоит и в н е д а л е ­ ком будущем обязатель- яо разобьет врагов. Его пламенная речь была по­ летом в завтрашний день — наказом поколениям, которым предстояло на обломках старого с т р о ­ ить новую жизнь, могучее советское государство, коммунистическое о бщ е­ ство. «И вот, — говорил Ленин, — подходя с этоіі точки зрения к вопросу о задачах молодежи, я д о л ­ жен сказать, что эти за­ дачи молодежи вообще и союзов коммунистиче­ ской молодежи и всяких других организаций в ча­ стности, можно было бы выразить одним словом: задача с о ­ стоит в том, чтобы учиться». В. И. Ленин в своей речи у к а ­ зал пути учения, воспитания и о б ­ разования молодого советского по­ коления. Он начертал обширную и многостороннюю программу ком ­ мунистического воспитания моло­ дежи. Речь В. И Ленина «Задачи со ­ юзов молодежи» может быть о т ­ несена к важнейшим програмным документам ленинизма. В ней воплотился не только много­ летний опыт большевистской партии по воспитанию масс, но н гениальный ленинский прогноз будущего: из сурового и голодного 1920 года Ильич р а з­ глядел будущее нашей страны. Вот почему ленинский наказ не стареет: он служит путеводной звездой для нас и сегодня. На протяжении всей своей исто­ рии большевистская партия у д е ­ ляла огромное внимание воспита­ нию молодежи. Как подлинно р е ­ волюционная партия, большевики всегда активно боролись іа то, чтобы подготовить молодую д о­ стойную смену, способную про­ должать дело отцов и старших братьев. Гигантски выросли, у с­ ложнились задачи воспитания мо­ лодежи, когда рабочий класс России, совершив социалистичес­ кую революцию, стал у власти. Отныне задачи коммунистического воспитания стали делом не то л ь ­ ко партии, но и советского госу­ дарства. Речь В. И. Ленина на III с’езде РКСМ и последующие вы ­ ступления И. В. Сталина вооружа­ ли партию, комсомол программой воспитания молодежи. Как числил г-*?" В. И. Ленин коммунистическое воспитание мо­ лодежи? Ппежде всего образование. ■^Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою па­ мять знанием всех тех богатств, которые выработало человечес­ тво». Важнейшим условием коммуни­ стического воспитания Ленин счи­ тал сочетание книжной учебы с «рактикой жизни. «Без работы, Зм борьбы книжное знание ком ­ мунизма из коммунистических К 2 5 - л е т и ю р е ч и В . И . Л Е Н И Н А . . З а д а ч и с о ю з о в м о л о д е ж и " о р л л ю р и произведений ровно ни­ чего не стоит...» И далее: «Нужно, чтобы Союз коммунистической мо­ лодежи свое образование, свое ’ учение и свое воспитание соеди- , кил с трудом рабочих и крестьян... Только з труде вместе с рабочими ■ и крестьянам)! можно стать насто- I ящнми коммунистами». Ленин призывал превратить коммунизм в руководство для по­ вседневной практической работы. «Вы.— говорил он, обращаясь к В. И. ЛЕНИН. Из альбома худ. П. Васильева. Так на деле осуществлялась ленинская программа коммунисти­ ческого воспитания молодежи. Белинский более ста лет назад ухазызал, что в истории хгждого народа есть такие критические мо­ менты, когда особенно ярко сказы­ ваются величие его духа, моло­ дость и свежесть его сил. Отечественная война Советского I Союза против гитлеровской Герма- ! нии была таким критическим мо­ ментом в истории нашего государ­ ства. Никогда не изгладятся в па­ мяти дни, когда немцы стояли под Москвой, под Ленинградом, под- : ходили к Волге, рвались за Кав­ казский хребет. В эти тяжелые для нашей страны дни сноза показала | себя, свои силы и вели- чие своего духа совет- ] ская молодежь. ГТо всей ■ стране прогоемела слава \ бесстрашной партизанки j Зои Космодемьянской, I отважного аса Покрыш- ! кина, братьев-бронебой- : щиков Остапенко, ком- і омольца-снайпера Зай- j цева и тысяч их сверст- : пиков. Именно в ту пору ! огромный размах приняло движение «двухсотни- ков», молодежных фрон­ товых бригад на заводах, соревнование м олодеж ­ ных тракторных бригад и звеньев высокого урожая s колхозах и совхозах. Суровые испытания войны не испугали и не согнули нашу молодежь. Советский молодой чело­ век с честью и славой выдержал суровый экза­ мен Отечественной вой­ ны. И в этом мы видим великую победу ленин- ско-сталинской школы воспитания. Характерная черта на­ шей молодежи, воспиты­ ваемой партией больше­ виков, ленинско-сталин- Техиически й экипаж т Бенделикова — пеоедовой j экипаж в части Сн лучше и раньше других прдгото - вил к зиме материальную часть. Коммунист т. Бенде- ликов отлично организовал работу. Личным примером воодушевлял людей и заво- j евал среди подчиненных горячую любовь и глубокое ' уважение На снимке стар­ ший сержант т. Бенделиков, ветеран Отечественной вой­ ны, обслуживший свыше 250 боевых вылетов. Фото А. Храмова. ;• Г в а р д и и с т а р ш и й т е х н и к - л е йт е н . інт И. ОВСЯННИКОВ Коммунисты— пѳрѳдовини боевой подготовки комсомольцам,—должны быть пер­ выми строителями коммунистичес­ кого общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка». Д л я этого Ленин призывал ком­ сомол «быть ударной группой, которая во всякой работе оказы ­ вает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин». Ленин подчеркивал, что надо воспиты­ вать молодежь с двенадцати лет «в сознательном и дисциплиниро­ ванном труде», что молодежь к а ж ­ дый день в любой деревне, в лю ­ бом городе должна решать прак­ тически ту или иную задачу о б ­ щего труда, пускай самую малень­ кую, пускай самую простую. Обучаясь и работая, связывая каждый шаг своего учения, воспи­ тания и образования с участием в общей борьбе всех трудящихся за і построение нового общества, моло­ дежь должна была выковать у се­ бя коммунистическую убежден ­ ность, ту высокую нравственность, которая побуждает человека к аж ­ дый свой поступок, каждый шаг своей жизни подчинять интересам нашей общей борьбы за комму­ низм. Вспомним годы сталинских пяти леток, когда советские люди соз давали могучѵю социалистическую индустрию. Вспомним коллективи зацию, когда раздробленная масса крестьянства, по призыву больше риков. соединилась в одну вели кѵю могучую силу и, сметая ку лацкое сопротивление, стала на ІІѴТІ, общего труда на общей зем- Па всех этих исторических э та­ пах развития советского государ- ским комсомолом,—уменье соче­ тать свое ученье с практическим трудом, уменье воплотить свою го­ рячую любовь к родине в практиче­ ские дел а— получила особенно яр­ кое выражение именно в годы О те­ чественной войны. «Навсегда вой­ дут в историю беспримерные тру­ довые подвиги советских женщин и нашей славной молодежи, вынес­ ших на своих плечах основную т я ­ жесть труда на фабриках и заво­ дах, в колхозах и совхозах», — говорил товарищ Сталин в докладе о 27-й годовщине Великой О к ­ тябрьской социалистической рево­ люции. В новых, мирных условиях зад а­ ча дальнейшего улучшения всей практики коммунистического вос­ питания молодежи приобретает еще большее значение. Приветст­ вие товарища Сталина «Комсо­ мольской правде» ко дню её двад­ цатилетия с новой силон говорит об этом. Товарищ Сталин указал га необходимость «и впредь у с ­ пешно выполнять задачи воспита­ ния подрастающего поколения в духе преданности ленинской пар­ тии, помогать молодежи овладе­ вать достижениями науки и к у л ь ­ туры, поднимать силы юных пат­ риотов на борьбу за дальнейший расцвет нашей великой Родины!» Так, в духе указаний Ленина, указаний Сталина, партия воспи | тывала и воспитывает молодежь, j Война закончилась. Советское і государство, озаренное сиянием ве- і лихих побед Красной Армии, пере- ^ ходит к мирному строительству I Наша партийная организация, как и другие, ведет работу по мо­ билизации коммунистов и всего личного состава на отличное вы­ полнение задач боевой подготов­ ки. В августе месяце проведен ряд бесед и встреч молодого пополне­ ния с опытными летчиками, вете­ ранами Отечественной войны, на которых летчики-фронтовики по­ делились своим опытом боевых действий с молодыми летчиками. Подразделение наше является передовым в учебно-боевой подго­ товке, по нему равняются осталь­ ные. Первое место завоевало под­ разделение прежде всего потому, что командир прочно в своей ра­ боте опирается на партийную и комсомольскую организацию. Пар­ торг т. Литвинов и комсорг т. Тон­ ких умело направляют работу пар­ тийной и комсомольской организа­ ций по оказанию помощи коман­ дованию в учебно-боевой подго­ товке и укреплении воинской дис­ циплины. Сами они являются при­ мером для всех. Молодой коммунист т. Глуховцев является отличником боевой под­ готовки, он настойчиво и глубоко изучает опыт Отечественной вой­ ны, совершенствует свою спе­ циальность. Наояду с этим он глу­ боко изучает «Краткий курс исто- :------О—— П Р О Ч Т И Э Т У К Н И Г У «в м о р я х твоя ДОРОГА». Б. В А Д Е Ц К И Й . Военмориздат, 1945 г. Цена 2 р. 75 к. Недавно в наши библиотеки посту­ пила книга Б. Вадецкого «В морях твоя дорога». В этой книге описывается ж и з­ ненный путь лицейского друга великого ' русского писателя Александра Сергееви­ ча Пушкина — Федора Матюшкина. Фе­ дор Матюшкин учился в лицее вместе с Пушкиным, Кюхельбекером, Пущиным и другими и все время мечтал о море. Отложив лицейские учебники, часто си­ дел он над «Теорией мореходства», над «Наукой о ветрах». В изданном сборнике «Лицейский мудрец» юный почитатель моря Матюшкин, писал о морской службе. Матюшкин остался верен своей мечте. По окончании лицея он о т ­ правился в кругосветное морепла­ вание. Четыре года провел Федор Ма­ тюшкин в суровом, неизведанном тогда Северном крае. С севера Федор Матюшкин был переведен в Средиземное море. Здесь лейтенант Матюшкин коман­ довал бригом «Ахиллес». Эскадра блокировала Дарданеллы. А через рии ВКП(б)». Тов. Глуховцев на де­ ле оправдывает звание коммуниста. Хорошо организует работу в своем звене коммунист товарищ Труборов. Его подчиненные тт. Сунгуров и Захаров учатся на опы те героев Отечественной войны, совершенствуют свои знания. На­ стойчивая и упорная учеба дала свои результаты—они имеют хоро шие показатели в боевой подготов­ ке. Хорошо работает по подготовке материальной части к зиме и осва ивает боевой опыт технический состав, а особенно тт. Котовский, Бенделиков, Поднстов и др. Заслуживает особого внимания работа старшего механика т. Ж у равлева. Обслуживая учебный са молет, на котором обучались все молодые летчики, он добился хо роших результатов: самолет отра ботал свой ресурс, не имея ни од ного случая отказа материальной части, как в воздухе, так и на земле. Следует отметить и заслуги коммунистов тт. Бычкова и Долго- гятова по передаче боевого опыта молодому летному составу. Они являются отличниками боевой под готовки. Этого же требуют они и от своих подчиненных. - ' ' ! I ііі A W J s ' A но сюртуку его, который аккурат но висел на помпе. У старика были жилистые руки мастерового и хо­ дуном ходившие мохнатые брови. Старик быстро сказал, не остав ляя каната: «Такелажные занятия плохо проводите, лейтенант!...». Затем надел сюртук и медленно обошел корабль, пригласив с собой матроса. Потом подошел к тра пу. Матросы выстроились вдоль палубы. — Братцы,—сказал адмирал. — Россия здесь. — Он показал на го­ с т ю молодежь, не отставая, шла в Возникают новые, большие и слож первых рядах строителей. Ленич- _ко-сталинский комсомол и руко- годима-я им молодежь выступили инициаторами социалистического соревнования. Молодежь шла на саѵьіе трудные участки строитель­ ства, она была проводником социа­ листической реконструкции,^ з а ­ стрельщиком внедрения новой те ха­ чики. Деревенская молодежь своей инициативой во многих местах под­ готовила переход крестьян к к о л -.j хозам. ные задачи. Комсомол попрежнем , будет верным помощником партии. Он будет передовым бойцо.м за дальнейший рост военно-экономи­ ческого могущества нашей родины. Проникнутые героикой Великой Отечественной войны, наш комсо­ мол, наша молодежь добьются но­ вых побед великих идей Ленина — Сталина. некоторое воемя Матюшкин пере-: ры, на стапеля, на паруса, в мо велся на Черное море. Он был на- ' ре.—Вот упремся ногами и не значен командиром 30-пушечно-1 сдвинут нас отсюда враги», го фрегата «Браилов». На Черном j Будучи под командованием ад море он встретился с адмиралом Михаилом Петровичем Лазаревым. Автор так описывает эту встречу: «Однажды, выйдя на корабль, Матюшкин обнаружил на нем ста­ рика в нижней рубахе с засучен­ ными рукавами, молча показывав­ шего вахтенному матросу, как вя­ зать в узел канат. Федор признал в нем Лазарева мирала Лазарева, которого искрек ке любил весь личный состав фло­ та, Матюшкин встречался с К о р ­ ниловым, художником Айвазов • ским. В книге «В морях твоя дорога» рассказывается читателю о рус­ ском моряке, всю свою жизнь по­ святившем укреплению могуществл русского флота. Г, ИЛЬИН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz