Североморский летчик. 1945, октябрь.

10 октября I94o г.. ,Y» 24! C62 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Из опыта боевых действий Н-ского соединения Прикрытие конвоев и отдельных кораблей на морских коммуникациях силами истребительной авиации Г в а р д и и п о д п о л к о в н и к Д . Б Е Л Я К О В Вопрос прикрытия морских ком­ муникаций силами истребитель­ ной авиации не является каким-то отвлеченным вопросом в области изыскания новых форм оператив­ но-тактического использования НА, а вызван он, прежде всего, тем, что угроза нападения на ко ­ рабли и транспорты с воздуха стала реальным фактором, ибо все коммуникации, в той или иной ме­ ре, находятся в сфере действия бомбардировочной или торпедонос­ ной авиации с береговых аэродро­ мов. Опыт войны показал, что боль­ шинство кораблей и транспортов в море, 'подвергаясь нападению авиа­ ции, при отсутствии истребитель­ ного прикрытия гибли и, наобо­ рот,—наличие прикрытия спасало их от гибели и повреждения. До Отечественной войны ни в каких программах и указаниях не предусматривался вопрос прикры­ тия морских коммуникаций силами истребителей, почему с начала вой­ ны, приступая практически к вы ­ полнению прикрытия, мы не имели опыта, накопленного в процессе боевой подготовки мирного време­ ни. Не имели также теоретически и практически обоснованных на- Если мы рассмотрим удельный зес количества самолетовылетов, произведенных ИА на прикрытие конзоев. кораблей и транспортов в море по отношению к общему числу самолетовылетов, мы убе­ димся в том огромном значении, которое война застави та нас при­ давать этому виду боевой дея­ тельности. Опыт боевых действий показал огромную важность и сложность охраны морских коммуникаций на предельный радиус истребитель­ ной авиации. Эта сложность з а ­ ключается не только в дли тель­ ных полетах над морем и плохих метеоусловиях, но и в том, что в процессе прикрытия истребителям приходится вести воздушные бон с численно превосходящими си­ лами противника, в обстановке сложности наращивания сил. Рассматривая вопрос прикры­ тия, я буду исходить из той кон­ кретной обстановки, которая для этого вида боевой деятельности Л ож и л ас ь на северном театре, и тех тактических приемов и правил оперативного использования, ко­ торые выработались на основе собственного опыта. В этой схеме дается лишь прин- і конюя з цип поиска, который в технике і робочка-» выполнения может видоизменяться . в зависимости^ от конкретной об- j становки. Например, при движении 1НУ моР1!С дет гща 2-Й С П О С О Б — « Ф Р О Н Т О М П А Р Ы Н А В И Д И М О С Т Ь * МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРИКРЫТИЯ Обеспечение конвоев, кораблей, отдельных транспортов в море прикрытием их с воздуха истреби­ телями требует во всех случаях пребывания истребителей в море, что не всегда возможно как по ра­ диусу действя, так и по налично­ му боевому составу, почему необ­ ходимо выбирать место и время, когда обеспечение будет наиболее эффективным. Этот вьгбор во многом зависит от активности действия авиации противника, удаления об’екта при­ крытия от аэродромов базирова­ ния, его состава и скорости хода, продолжительности светлого вре­ мени суток, наличия сил и резер­ вов для усиления патруля. Если нельзя прикрыть коммуни­ кацию на всем ее протяжении, то необходимо выбирать наиболее ответственные участки, доступные Для прикрытия истребителями. Одноместный истребитель мо­ жет привлекаться для прикрытия коммуникаций в удалении до 100 миль от аэродромов базирования, что подтверждено практической боевой работой, прикрытие же коммуникаций в зоне более 100 миль от аэродромов базирования ИА, должно осуществляться мно­ гоместными истребителями с б о л ь­ шим запасом' горючего, или ск о ­ ростными бомбардировщиками с мощным пулеметно-пушечным во­ оружением. Это об’ясняется сложностью са­ молетовождения в море одномест­ ного истребителя и выхода его в район цели, особенно при отсут­ ствии лидера; ограниченным ко ли ­ чеством горючего на самолетах- истребителях; ограниченным ради­ усом действия радиостанций ист­ ребителей. Прикрытие конвоев и о т д е л ь ­ ных транспортов и кораблей в мо- . Ре должно осуществляться толь- I I ко непосредственным патрулирова­ нием в воздухе, прикрытие же де- j журством на земле допустимо в I исключительных случаях, поэтому прикрытие является одной из I сложных и трудоемких задач. Само патрулирование, по харак- I теру, является подвижным. В этом I его своеобразие, влекущее за со- I бой ряд дополнительных труд- {ностей: отсутствие каких-либо I ориентиров в море при ограничен­ ных навигационных возможностях ! летчика-истребителя, что требует I высокой навигационной подготов- j ки, достаточной тренировки его в і самолетовождении над морем; трудность обнаружения об'екта, подлежащего прикрытию, если он находится в море вне видимости берегов. Северный морской театр, в силу своих природных климатических условий, изобилует большим коли­ чеством дней плохой погоды, поче­ му приходится прикрывать конвои в условиях плохой погоды и с л а ­ бой видимости (например, 24 нояб­ ря 1943 года наши истребители прикрывали конвой в течение все­ го светлого времени при сплошной облачности высотою 50— 100 м.). Поиск конвоя в море поэтому имеет большое значение, тем б о ­ лее, что часто место конвоя дается не точно. Успех отыскания конвоя в море зависит от знания точных коорди­ нат конвоя, подготовки экипажей к полету над морем и их натре­ нированности работать в сложных условиях, от метеоусловий на маршруте самолетов и пути с л е ­ дования конвоя и от качества подготовки материальной части к вылету. В .практической работе поиск конвоя рекомендуется производить двумя способами: 1-Й СПОСОБ—«КОРОБОЧКОЙ». I I *1 I Ч ® - - - - - - - - - - - - - - - I < о - I 1 t і 4 Желательно практиковать вы­ вод истребителей к кривою путем их «лидирования» скоростными многоместными самолетами, для обеспечения выхода к конвою при удалении его в море порядка 80— і 00 миль. Наиболее опасным и ответствен­ ным моментом прикрытия являют­ ся утренние и вечерние сумерки, а отсюда одно из важных требова­ ний к истребителям — иметь в своемі составе такое количество ночных экипажей, которое обеспе­ чило бы возможность высылки на­ дежного первого (утреннего) и по­ следнего (вечернего) патруля. Основными требованиями, пред’- являемыми к истребителям, при­ крывающим конвои ил» отдельные корабли, являются следующие: 1. Не сбивать (как самоцель) самолеты противника нападающие на охраняемый об’еда- (конвой, ко­ рабль, отдельный ТР), а отгонять их или, в крайнем случае, сбивать с боевого, курса, чтобы не дать прицельно сбросить бомбы или торпеды. Отсюда — связанность При прикрытии больших конвоев истребители могут патрулировать отдельными группами на флангах, в голове и хвосте, но при условии, если с кораблей конвоя будет ор­ ганизовано управление и наведе­ ние по радио. Практика боевой работы по прикрытию конвоев подтвердила, что прикрытие необходимо произ­ водить 2—3 группами эшелоннро- ванно по высоте. В тех случаях, когда конвой большой и занимает большую пло­ щадь, а противник может избрать любое направление для удара, расположение патруля должно обеспечить круговую защиту. (См. схему). Если же противник ожидается с одного направления, то же та­ те л ьно патрулирование произво­ дить со стороны вероятного напа­ дения на конвой в удалении 2—б миль от прикрываемого об'екта. В силу того, что корабли и тран­ спорты — цели сравнительно огра­ ниченных размеров и имеют воз­ можность, свободно маневрируя, уклоняться от атак самолетов- I V ч \ > ч. О І О «О О О У ' " V , А к * * / ' к к / ѵ / ѵ истребителя в своих действиях, невозможность и недопустимость ведения им свободного воздушно­ го боя. 2. Не увлекаться преследова­ нием самолетов противника, что связано с отрывом от прикрывае­ мого об’екта. По решению коман­ дира группы прикрытия и доста­ точного количества сил можно уничтожать отдельно оторвав­ шиеся самолеты врага, выделяя для этого не более 50 лроц. своих сил, но по первому сигналу коман­ дира группы эти истребители должны немедленно вернуться на свои места. 3. Патрулирование строить так, чтобы при появлении противника атаковать его с любого направле­ ния до выхода его на боевой курс (атака вне зоны огня ЗА кораб­ лей), в последующем продолжая атаки и а зоне огня ЗА, ш> не п е­ ренося бой за пределы своей зоны патрулирования. 4. Если в составе сил против­ ника имеются истребители или они появляются над об’ектом для отвлечения нашей ИА, то всячески избегать боя с ними или сковать их минимумом своих сил, сохраняя основную силу для отражения на­ лета бомбардировщиков и торпе­ доносцев. 5. Патрулирование должно быть организовано так, чтобы прикры­ ваемый об’ект находился все вре­ мя в поле зрения истребителей. Удаление может колебаться в пре­ делах 3—6 миль. бомбардировщиков, бомбометіние по ним с высоты порядка более 3.000 м. мало эффективно, по іемѵ и высота верхнего патруля дог,ж на быть не более 2.500 — 3.000 м Если же противник будет иметь более значительную высоту, то на­ личие радиолокационной аппара­ туры на побережье и кораблях позволит засечь его на большем удалении и своевременно передать информацию патрулирующим са­ молетам. Минимум сил, которые могут противоде йствов ать прот ивник у , для небольших групп ТР ТР (до 3-х) можно рекомендовать в с о ­ ставе двух пар истребителей, пат­ рулирующих на разных высотах. При осуществлении прикрытия двумя группами, в верхнюю груп­ пу желательно назначать самоле­ ты более скоростного типа, в ниж­ нюю— менее скоростные. Но это не значит, что в нижнюю группу нельзя назначать также и ск о ­ ростные типы при достаточном их количестве. Наоборот, это даже желательно. Задача нижней группы состоит в обеспечении ТР ТР от нападения торпедоносцев. штурмовиков и борьбы с пикировщиками при вы­ ходе их из атаки. На нее же мож ­ но возложить задачу уничтожения торпедных катеров, если таковые будут использованы противником. Таким образом, высота патрѵля нижней группы должна быть по­ рядка 800— 1.000 м. На верхнюю группу возлагается задача борьбы с разведчиками. кысотными оомоарднровщнками и задача поддержки нижней группы при отражении атак торпедонос­ цев и штурмовиков. Таким образом, высота патруля j верхней группы должна быть по- ] рядка 2.000 — 2.500 м. Если прикрытие осуществляется ' двумя группами, то группы обяза- ! ны ходить на встречных курсах, j обеспечивая просмотр задней по­ лусферы каждой из групп. Облачность может видоизменить высоту патруля — сплошная — і порядка 800 1.000 м. пред’являет требование патрулирования всех истребителей под облачностью; рваная облачность порядка 7—8 баллов, высотою 2.000 м., обязы­ вает патруль верхней группы пе­ риодически просматривать воздух ! парой самолетов за облачностью. При приближении конвоя к п о ­ бережью, когда близость аэродро- I міов противника дает ему возмож ­ ность использовать для сопровож- і дения бомбардировщиков и торпе- I доноспев своих истребителей, с о ­ став патрулирующих групп необ­ ходимо увеличивать 6—8 скорости нымн самолетами для борьбы с истребител ями противник а. Резерв сил, находящихся в го­ товности № 1 (желательно иметь не менее 8 самолетов') поднимать I сообразуясь с обстановкой. Патдулированне лучше всего I производить мелкими труппами, і эшеланнроаанно по высоте, т. к. I это повышает качество прикрытия, I ибо здесь каждой группе предо- і ставлена инициатива в поиске гіро- ! тивника и маневрировании, а смену их производить в разное время. Это имеет еще и то преимущество, j что если противнику иногда и удастся атаковать одну из групп і наших самолетов, то эффектив- I ность .такой атаки будет незначи- I тельной. ! Успешным действиям мелких j групп способствует повышенная I маневренность их и взаимное прѵ ' I крытие от нападения сверху, поче- I му, учтя все перечисленное, мы „ I практической работе под’ем групп і патруля в воздух производили в разное время с интервалом 15—20 мин., что дает возможность над і об’ектом всегда иметь истребите­ лей с достаточным количеством ! горючего. j Особенно важным вопросом яв- I ляется наращйвайий сил в* бою j (что должно быть учтено при пла- : нировании боевой работы), сообра- ! зованное с удалением аэродроме'!: j базирования от прикрываемого j об’екта и надежностью службы оповещения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИКРЫТИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ АВИАЦИИ Ограничиваться только пассив­ ной защитой конвоев- нельзя. Д л я надежной защиты необхо­ димо вести активные боевые дей ­ ствия по уничтожению ударной авиации противника, на его аэро­ дромах и наносить бомбо-торпед- ные удары по базам, проводимым конвоям противника, что будет отвлекать часть его сил. Длительные удары ночью на­ ших бомбардировщиков по а э ­ родромам противника значитель­ но способствуют истребителям в охране конвоя, т. к. эти налеты не только приносят противнику материальный ущерб, затрудняют нормальную работу, но и подры­ вают его моральный дух. Это первое и важнейшее усло­ вие взаимодействия истребите­ лей с ударной авиацией при обес­ печении своих морских комму­ никаций от нападения авиации противника. Второе — взаимодействие ис­ требителей прикрытия с лидирую­ щим их самолетом. Продолжение следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz