Североморский летчик. 1945, октябрь.
10 октября I94o г.. ,Y» 24! C62 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Из опыта боевых действий Н-ского соединения Прикрытие конвоев и отдельных кораблей на морских коммуникациях силами истребительной авиации Г в а р д и и п о д п о л к о в н и к Д . Б Е Л Я К О В Вопрос прикрытия морских ком муникаций силами истребитель ной авиации не является каким-то отвлеченным вопросом в области изыскания новых форм оператив но-тактического использования НА, а вызван он, прежде всего, тем, что угроза нападения на ко рабли и транспорты с воздуха стала реальным фактором, ибо все коммуникации, в той или иной ме ре, находятся в сфере действия бомбардировочной или торпедонос ной авиации с береговых аэродро мов. Опыт войны показал, что боль шинство кораблей и транспортов в море, 'подвергаясь нападению авиа ции, при отсутствии истребитель ного прикрытия гибли и, наобо рот,—наличие прикрытия спасало их от гибели и повреждения. До Отечественной войны ни в каких программах и указаниях не предусматривался вопрос прикры тия морских коммуникаций силами истребителей, почему с начала вой ны, приступая практически к вы полнению прикрытия, мы не имели опыта, накопленного в процессе боевой подготовки мирного време ни. Не имели также теоретически и практически обоснованных на- Если мы рассмотрим удельный зес количества самолетовылетов, произведенных ИА на прикрытие конзоев. кораблей и транспортов в море по отношению к общему числу самолетовылетов, мы убе димся в том огромном значении, которое война застави та нас при давать этому виду боевой дея тельности. Опыт боевых действий показал огромную важность и сложность охраны морских коммуникаций на предельный радиус истребитель ной авиации. Эта сложность з а ключается не только в дли тель ных полетах над морем и плохих метеоусловиях, но и в том, что в процессе прикрытия истребителям приходится вести воздушные бон с численно превосходящими си лами противника, в обстановке сложности наращивания сил. Рассматривая вопрос прикры тия, я буду исходить из той кон кретной обстановки, которая для этого вида боевой деятельности Л ож и л ас ь на северном театре, и тех тактических приемов и правил оперативного использования, ко торые выработались на основе собственного опыта. В этой схеме дается лишь прин- і конюя з цип поиска, который в технике і робочка-» выполнения может видоизменяться . в зависимости^ от конкретной об- j становки. Например, при движении 1НУ моР1!С дет гща 2-Й С П О С О Б — « Ф Р О Н Т О М П А Р Ы Н А В И Д И М О С Т Ь * МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРИКРЫТИЯ Обеспечение конвоев, кораблей, отдельных транспортов в море прикрытием их с воздуха истреби телями требует во всех случаях пребывания истребителей в море, что не всегда возможно как по ра диусу действя, так и по налично му боевому составу, почему необ ходимо выбирать место и время, когда обеспечение будет наиболее эффективным. Этот вьгбор во многом зависит от активности действия авиации противника, удаления об’екта при крытия от аэродромов базирова ния, его состава и скорости хода, продолжительности светлого вре мени суток, наличия сил и резер вов для усиления патруля. Если нельзя прикрыть коммуни кацию на всем ее протяжении, то необходимо выбирать наиболее ответственные участки, доступные Для прикрытия истребителями. Одноместный истребитель мо жет привлекаться для прикрытия коммуникаций в удалении до 100 миль от аэродромов базирования, что подтверждено практической боевой работой, прикрытие же коммуникаций в зоне более 100 миль от аэродромов базирования ИА, должно осуществляться мно гоместными истребителями с б о л ь шим запасом' горючего, или ск о ростными бомбардировщиками с мощным пулеметно-пушечным во оружением. Это об’ясняется сложностью са молетовождения в море одномест ного истребителя и выхода его в район цели, особенно при отсут ствии лидера; ограниченным ко ли чеством горючего на самолетах- истребителях; ограниченным ради усом действия радиостанций ист ребителей. Прикрытие конвоев и о т д е л ь ных транспортов и кораблей в мо- . Ре должно осуществляться толь- I I ко непосредственным патрулирова нием в воздухе, прикрытие же де- j журством на земле допустимо в I исключительных случаях, поэтому прикрытие является одной из I сложных и трудоемких задач. Само патрулирование, по харак- I теру, является подвижным. В этом I его своеобразие, влекущее за со- I бой ряд дополнительных труд- {ностей: отсутствие каких-либо I ориентиров в море при ограничен ных навигационных возможностях ! летчика-истребителя, что требует I высокой навигационной подготов- j ки, достаточной тренировки его в і самолетовождении над морем; трудность обнаружения об'екта, подлежащего прикрытию, если он находится в море вне видимости берегов. Северный морской театр, в силу своих природных климатических условий, изобилует большим коли чеством дней плохой погоды, поче му приходится прикрывать конвои в условиях плохой погоды и с л а бой видимости (например, 24 нояб ря 1943 года наши истребители прикрывали конвой в течение все го светлого времени при сплошной облачности высотою 50— 100 м.). Поиск конвоя в море поэтому имеет большое значение, тем б о лее, что часто место конвоя дается не точно. Успех отыскания конвоя в море зависит от знания точных коорди нат конвоя, подготовки экипажей к полету над морем и их натре нированности работать в сложных условиях, от метеоусловий на маршруте самолетов и пути с л е дования конвоя и от качества подготовки материальной части к вылету. В .практической работе поиск конвоя рекомендуется производить двумя способами: 1-Й СПОСОБ—«КОРОБОЧКОЙ». I I *1 I Ч ® - - - - - - - - - - - - - - - I < о - I 1 t і 4 Желательно практиковать вы вод истребителей к кривою путем их «лидирования» скоростными многоместными самолетами, для обеспечения выхода к конвою при удалении его в море порядка 80— і 00 миль. Наиболее опасным и ответствен ным моментом прикрытия являют ся утренние и вечерние сумерки, а отсюда одно из важных требова ний к истребителям — иметь в своемі составе такое количество ночных экипажей, которое обеспе чило бы возможность высылки на дежного первого (утреннего) и по следнего (вечернего) патруля. Основными требованиями, пред’- являемыми к истребителям, при крывающим конвои ил» отдельные корабли, являются следующие: 1. Не сбивать (как самоцель) самолеты противника нападающие на охраняемый об’еда- (конвой, ко рабль, отдельный ТР), а отгонять их или, в крайнем случае, сбивать с боевого, курса, чтобы не дать прицельно сбросить бомбы или торпеды. Отсюда — связанность При прикрытии больших конвоев истребители могут патрулировать отдельными группами на флангах, в голове и хвосте, но при условии, если с кораблей конвоя будет ор ганизовано управление и наведе ние по радио. Практика боевой работы по прикрытию конвоев подтвердила, что прикрытие необходимо произ водить 2—3 группами эшелоннро- ванно по высоте. В тех случаях, когда конвой большой и занимает большую пло щадь, а противник может избрать любое направление для удара, расположение патруля должно обеспечить круговую защиту. (См. схему). Если же противник ожидается с одного направления, то же та те л ьно патрулирование произво дить со стороны вероятного напа дения на конвой в удалении 2—б миль от прикрываемого об'екта. В силу того, что корабли и тран спорты — цели сравнительно огра ниченных размеров и имеют воз можность, свободно маневрируя, уклоняться от атак самолетов- I V ч \ > ч. О І О «О О О У ' " V , А к * * / ' к к / ѵ / ѵ истребителя в своих действиях, невозможность и недопустимость ведения им свободного воздушно го боя. 2. Не увлекаться преследова нием самолетов противника, что связано с отрывом от прикрывае мого об’екта. По решению коман дира группы прикрытия и доста точного количества сил можно уничтожать отдельно оторвав шиеся самолеты врага, выделяя для этого не более 50 лроц. своих сил, но по первому сигналу коман дира группы эти истребители должны немедленно вернуться на свои места. 3. Патрулирование строить так, чтобы при появлении противника атаковать его с любого направле ния до выхода его на боевой курс (атака вне зоны огня ЗА кораб лей), в последующем продолжая атаки и а зоне огня ЗА, ш> не п е ренося бой за пределы своей зоны патрулирования. 4. Если в составе сил против ника имеются истребители или они появляются над об’ектом для отвлечения нашей ИА, то всячески избегать боя с ними или сковать их минимумом своих сил, сохраняя основную силу для отражения на лета бомбардировщиков и торпе доносцев. 5. Патрулирование должно быть организовано так, чтобы прикры ваемый об’ект находился все вре мя в поле зрения истребителей. Удаление может колебаться в пре делах 3—6 миль. бомбардировщиков, бомбометіние по ним с высоты порядка более 3.000 м. мало эффективно, по іемѵ и высота верхнего патруля дог,ж на быть не более 2.500 — 3.000 м Если же противник будет иметь более значительную высоту, то на личие радиолокационной аппара туры на побережье и кораблях позволит засечь его на большем удалении и своевременно передать информацию патрулирующим са молетам. Минимум сил, которые могут противоде йствов ать прот ивник у , для небольших групп ТР ТР (до 3-х) можно рекомендовать в с о ставе двух пар истребителей, пат рулирующих на разных высотах. При осуществлении прикрытия двумя группами, в верхнюю груп пу желательно назначать самоле ты более скоростного типа, в ниж нюю— менее скоростные. Но это не значит, что в нижнюю группу нельзя назначать также и ск о ростные типы при достаточном их количестве. Наоборот, это даже желательно. Задача нижней группы состоит в обеспечении ТР ТР от нападения торпедоносцев. штурмовиков и борьбы с пикировщиками при вы ходе их из атаки. На нее же мож но возложить задачу уничтожения торпедных катеров, если таковые будут использованы противником. Таким образом, высота патрѵля нижней группы должна быть по рядка 800— 1.000 м. На верхнюю группу возлагается задача борьбы с разведчиками. кысотными оомоарднровщнками и задача поддержки нижней группы при отражении атак торпедонос цев и штурмовиков. Таким образом, высота патруля j верхней группы должна быть по- ] рядка 2.000 — 2.500 м. Если прикрытие осуществляется ' двумя группами, то группы обяза- ! ны ходить на встречных курсах, j обеспечивая просмотр задней по лусферы каждой из групп. Облачность может видоизменить высоту патруля — сплошная — і порядка 800 1.000 м. пред’являет требование патрулирования всех истребителей под облачностью; рваная облачность порядка 7—8 баллов, высотою 2.000 м., обязы вает патруль верхней группы пе риодически просматривать воздух ! парой самолетов за облачностью. При приближении конвоя к п о бережью, когда близость аэродро- I міов противника дает ему возмож ность использовать для сопровож- і дения бомбардировщиков и торпе- I доноспев своих истребителей, с о став патрулирующих групп необ ходимо увеличивать 6—8 скорости нымн самолетами для борьбы с истребител ями противник а. Резерв сил, находящихся в го товности № 1 (желательно иметь не менее 8 самолетов') поднимать I сообразуясь с обстановкой. Патдулированне лучше всего I производить мелкими труппами, і эшеланнроаанно по высоте, т. к. I это повышает качество прикрытия, I ибо здесь каждой группе предо- і ставлена инициатива в поиске гіро- ! тивника и маневрировании, а смену их производить в разное время. Это имеет еще и то преимущество, j что если противнику иногда и удастся атаковать одну из групп і наших самолетов, то эффектив- I ность .такой атаки будет незначи- I тельной. ! Успешным действиям мелких j групп способствует повышенная I маневренность их и взаимное прѵ ' I крытие от нападения сверху, поче- I му, учтя все перечисленное, мы „ I практической работе под’ем групп і патруля в воздух производили в разное время с интервалом 15—20 мин., что дает возможность над і об’ектом всегда иметь истребите лей с достаточным количеством ! горючего. j Особенно важным вопросом яв- I ляется наращйвайий сил в* бою j (что должно быть учтено при пла- : нировании боевой работы), сообра- ! зованное с удалением аэродроме'!: j базирования от прикрываемого j об’екта и надежностью службы оповещения. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИКРЫТИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ АВИАЦИИ Ограничиваться только пассив ной защитой конвоев- нельзя. Д л я надежной защиты необхо димо вести активные боевые дей ствия по уничтожению ударной авиации противника, на его аэро дромах и наносить бомбо-торпед- ные удары по базам, проводимым конвоям противника, что будет отвлекать часть его сил. Длительные удары ночью на ших бомбардировщиков по а э родромам противника значитель но способствуют истребителям в охране конвоя, т. к. эти налеты не только приносят противнику материальный ущерб, затрудняют нормальную работу, но и подры вают его моральный дух. Это первое и важнейшее усло вие взаимодействия истребите лей с ударной авиацией при обес печении своих морских комму никаций от нападения авиации противника. Второе — взаимодействие ис требителей прикрытия с лидирую щим их самолетом. Продолжение следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz