Североморский летчик. 1945, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК - 10 октября 1945 г., № 241 (62і) М а й о о Л . Н А К О Н Е Ч Н Ы Й П О Л Е Т Ы Н О Ч Ь Ю 4. 0 ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ В ТЕМНУЮ И Л УНН УЮ НОЧЬ Техника пилотирования в лун­ ную безоблачную ночь сравни­ тельно мало чем отличается от полета днем. Лунной ночью д о ­ статочно хорошо виден горизонт, различаются с высоты леса, озе­ ра, реки, шоссейные и железные дороги. Правда, сама земля видна слабо, но при видимости выше­ указанных ориентиров это не име­ ет особого значения. . У нас на Севере при снежном покрове полеты в лунную ночь еще более просты. Обычно начи­ нающие летать в лунную ночь даже говорят, что при луне ле­ тать лучше, нежели днем. И это, пожалуй, правильно. Но при по­ летах лунной ночью имеется та особенность, что выполнять эво­ люции на луну лучше, чем от л у ­ ны. В море, например, на луну можно с успехом вести разведку кораблей противника, что почти исключается в темную ночь. Ввиду сравнительной легкости техники пилотирования в лунную ночь, обучение ночным полетам j вообще и следует начинать на 'боевых самолетах именно с поле­ тов в лунную ночь с постепенным ■переходом к более сложным усло­ виям. В темную безоблачную ночь горизонта не видно, земли также почти не видно. Самолетом, по­ этому, приходится управлять ис­ ключительно по приборам. В пи­ лотировании темной ночью летчи­ ку значительно помогает, особен­ но в ориентировке положения самолета, звездное небо и с в е тя ­ щиеся точки на земле. Однако вести ориентировку по звездам или светящимся ориентирам нЗ земле, особенно когда их много, не так просто. Летчику нужно быть особенно внимательным и иметь достаточную тренировку, которая вырабатывается в процес­ се полетов. Пилотирование в облачную темную ночь—это, пожалуй, са ­ мое трудное для летчика-ночника. Ему в этих условиях приходится пилотировать исключительно по приборам, так как теряется вся­ кое представление о высоте, по­ ложении самолета и направлении его движения. Это еще более усугубляется, если полет происхо­ дит над морем, где исключается почти всякая возможность уви­ деть хотя бы одну светящуюся точку. В темную ночь очень трудно вести такж е детальную ориенти­ ровку даже в районе аэродрома. Нередки случаи, когда летчики в зоне техники пилотирования те­ ряют ее и «блудят» над самим аэ­ родромом. Поэтому перед нача­ лом полетов в темную ночь н е­ обходимо детально изучать све­ товые ориентиры, помня, что л ет­ чику всегда хорошо помогают ориентироваться средства 5. П О С А Д К А Т О С ся. (световые маяки, прожекторы и пр.) Особую трудность представля­ ет собой полет ночью в рему (болтанка). Производя его в тем­ ную ночь на тренировочных само­ летах, следует выбирать высоту с таким расчетом, чтобы рему было наименьшим и высота облачности 600—800 метров. Мы уже говорили о том, что над сушей в темную ночь произво­ дить полеты значительно легче, чем над морем. Это обязывает особенно тщательно к ночным по­ летам готовить-ся летчиков р аз­ ведывательной авиации. Опыт войны показал, что именно им приходится более, чем кому-либо, летать ночью над вражескими коммуникациями, ведя постоян­ ную разведку и доразведку конво­ ев. Опыт войны также показал, что даже такой сложный полет может с успехом быть выполнен при условии, если экипаж отлич­ но слетай и тщательно готовится к заданию. Полет в темную ночь над мо­ рем вне видимости берегов со­ вершенно невозможен без поль­ зования специальными прибора­ ми. Надо сказать, что на наших машинах имеется все необходимое оборудование для такого полета. Дело только за тем, чтобы л ет­ чики отлично изучили его и уме­ ли в совершенстве им пользовать- Летчики-севепп м о р ц ы знают и ли бят ОПЫТНОГО то» разведчик- кап и тан а т. Плат? Н38з, прославив ш е го ся в боях на„ с т у д е н ы м и водами Б ар ен ц ева Они в с е г д а верЯт е м у . М ного раз по У казан и я м Плат». н о в а > Доставляв­ ш его точны е све­ д е н и я о враге, на­ ши торпедоносцы Бомбардировщики’ и ш турм овики на­ н о с и л и сокруши- т е л ь н ы е удары „о « е м е ц к и м конвоящ Сейчас бывалый' р а з в е д ч и к воспи т ы в а е т молодой л е тн ы й состав, пв-і р е д а е т ему бога­ т ы й боевой опыт Вел и к о й Отече­ ственн ой войны На снимке: лет­ чик разведчик ка­ пи тан т. Платонов Посадка ночью значительно о т ­ личается от посадки днем и д е­ лится, если можно так сказать, на несколько видов, в зависимости от освещаемости, т. е. состояния ночи и оборудования аэродрома посадочными знаками. ■«Расчет на посадку ночью о т ­ личается от дневного тем, что плохо просматривается земля и трудно судить, о высоте по ви­ зированию на земные предметы. Поэтому ночью нельзя поль- ■ зоваться для расчета высотой прохождения над препятствиями на границе аэродрома, а надо рас­ читывать по углу визирования на «Т» (НПП—38У " При заходе на посадку и рас­ чете от летчика требуется исклю­ чительное внимание, чтобы.- избе­ жать столкновения с препятстви­ ями на границе аэродрома. Как правило, самые высокие препят­ ствия у границы аэродрома и особенно в районе захода на по­ садку и взлета ограждаются крас­ ными фонарями. Однако зареги­ стрировано несколько случаев даже у нас на Севере, когда лет­ чики при заходе на посадку з а ­ девали за деревья. Д л я того, чтобы облегчить себе расчет на посадку, летчик должен послед­ нюю прямую делать ближе к аэродрому. Однако не следует забывать, что последний разворот производить ниже 100 метров нельзя. Расчет на посадку в лунную ночь при наших метеорологиче­ ских и климатических условиях, когда земля покрыта снегом, не­ труден. Кусты и маленькие де­ ревья на границе аэродрома в лунную ночь рельефно выделя­ ются на фоне снега. Во всех же других случаях главное — точный и умелый расчет по «Т». «Хорошая посадка обеспечивается только ка выполнения ее в основном т а ­ кая же, как и днем. Но :не сле­ дует забывать, что и у нас воз­ можны случаи посадки при дру­ гом оборудовании. Поэтому лет­ чики-ночники обязаны хорошо знать технику выполнения посад­ ки ночью в прочих условиях. Остановлюсь на технике вы­ полнения посадки при фонарях «Летучая мьшь». Скорость плани­ рования в этом случае нужно держать несколько повышенной, (например на 5— 10 километров больше, чем днем, за счет непол­ ного дросселирования моторов, но с обязательным сохранением нормального угла планирования. Расчет на посадку нужно произ­ водить так, чтобы самолет обя­ зательно выравнивался на линии посадочных ворот, ибо высоту выравнивания летчик определяет по «Т», как наиболее ярко осве­ щенной точке. Посадка при фонарях «Летучая мышь» обязывает летчика к осо­ бому вниманию. При ней очень трудно обнаружить взмывание самолета (фонари земли не осве­ щают, а только обозначают и дают направление и место по­ садки). Посадка при кострах значи­ тельно легче, чем при фонарях, так как костры освещают землю на посадочной полосе. Посадка с подкрыльными фа­ рами имеет свои особенности в том, что фары освещают посадоч­ ную полосу только в непосред­ ственной близости земли. Произ­ водя1 ее, летчик должен планиро­ вать с уменьшенным углом, под­ держивая его за счет прибавления наддува моторам. Возможны также случаи по­ садки при освещенности посадоч­ ной полосы светящейся авиа­ бомбой или светящимися ракета- точным расчетом, без перетягива- I ми, сбрасываемыми с самолета, ния и скольжения. Нормально расчет ночью производится разво­ ротом на 90 градусов» (НПП— 381. Это умение правильно рассчиты­ вать также должно вырабаты­ ваться у каждого летчика на практике во время тренировочных полетов. Оборудование наших аэродро­ мов посадочными средствами (освещение посадочной полосы сильным зенитным прожектором) позволяет сажать самолеты в д о ­ вольно благоприятных условиях. При этом посадка особых т р у д ­ ностей не представляет, и техни- О кон чан ие . См, «С евером орский л е тч и к » № № 236. 237, 238. производящего посадку. В этом случае летчику нужно пройти над местом предполагаемой по­ садки в направлении захода на нее, и на высоте 600—700 метров сбросить САБ или осветительную ракету. После развернуться на 180 градусов, планировать в об­ ратную сторону и по достижении высоты 300—400 метров произ­ вести расчет на посадку с разво­ ротом на 180 градусов. Самым сложным при этом является опре­ деление точного места сбрасы­ вания САБ. чтобы к моменту по­ садки ветер снес светящуюся бомбу на центр посадочной поло­ сы и осветил ее. В сумерках и в лунную ночь, когда просматривается по­ верхность аэродрома, садиться значительно труднее,, чем в тем­ ную ночь, т. к. летчик, ориенти­ руясь на выравнивании по «Т», одновременно всматривается в поверхность аэродрома и может допустить грубѵе ошибки в опре­ делении земли.’ %о избежание по­ добных ошибок следует ориенти­ роваться только по освещенному «Т». Нами разобраны все или почти все возможные варианты посад­ ки ночью. Чтобы грамотно произ­ вести каждую из них в отдель­ ности, очень важно летчику знать направление и силу ветра на аэ­ родроме. А так как ночью труд­ но определить ветер по местным признакам, то необходимо при подходе к аэродрому запросить о нем по радио. Знать ветер важно и потому, что не всегда старт будет разбит в плоскости ветра, а снос ночью определить для малоопытного летчика бывает весьма трудно. Во всех случаях, идя на посад­ ку, не следует включать кабинно- го освещения, ибо это ослепля­ ет летчика. На посадку нельзя также итти, когда летчик осл е­ плен чем-либо другим. Лучше не садиться, пока не освоишься с тем нотой- Перед заходом на любую по­ садку летчик обязан тщательно просмотреть аэродром и запом­ нить, где и какое движение заме­ чено им на аэродроме, заходят ли впереди самолеты на посадку и т. д. Это помогает заранее соста­ вить план своих действий после посадки. Если же летчику не яс­ на. обстановка на аэродроме и он не уверен в благополучном исхо­ де посадки, нельзя спешить са­ диться. Во всех случаях, полу­ чив- разрешение на посадку, лет­ чик должен быть убежден, что это разрешение предназначено именно ему, а не кому-нибудь другому. Нужно также помнить, что ночью препятствия встреча­ ются не только впереди, но и сзади. Поэтому весь экипаж, а особенно радист, должен инфор­ мировать летчика о них. * # * В своих записях я рассмотрел полеты ночью лишь с точки зре­ ния летчика и при том касаясь только одной стороны — техники выполнения полета. Буду очень рад. если эти записи, хотя бы в малой мере, послужат подспорьем товарищам, которые осваивают ночные полеты. Л УЧШ И Й АВИАМ ЕХАНИ К П РИ Н Я Т В ПАРТИЮ Недавно парторганизация под­ разделения приняла в члены ВКП(б) кандидата партии отлич­ ного авиамеханика тов. Кириллова. Тов. Кириллов в Военно-Мор­ ском Флоте служит с 1939 года. Служит честно. За это он отме­ чен правительственными награда­ ми. Когда встал вопрос об остав­ лении на сверхсрочную с л у ж ­ бу, т. Кириллов одним из первых подал докладную, в к о ­ торой выразил свое желание про­ долж ать службу в североморской авиации. — Я полюбил свою профессию и сроднился с частью. Большая честь работать для укрепления авиации флота. Все свои знания и опыт буду вкладывать в поручен­ ное дел о и повышать квалифика­ цию,—говорил воин-передовик, подавая докладную командиру. К ом андо вани е' удовлетворило просьбу т, Кириллова. Он остав­ лен на сверхсрочную службу. Парторг Н. ЯНИН. -о- Плотника-передовики Отделение п^оГников старшего краснофлотца т. Кибалина поль­ зуется большим авторитетом в части, где т. Сариков. За время Отечественной войны краснофлот­ цы-плотники тт. Лукичев, Кисе­ лев. Воротков. Шалин, Степунен- ко, Попов и другие выполняли с а ­ мые различные работы на аэродро­ мах. Не раз им 'приходилось после бомбежек, под обстрелом «Мессер- шмиттов» и «Юнкерсов» восста­ навливать поврежденные капони­ ры. В это трудное, полное напря­ жения сил. время отважные тр у ­ женики справлядрсь со всеми за­ даниями, которые им поручало командование. В этом году отделение т. Киба- лина ‘ занимается строительством жилых домов для летчиков и техников. С прежним энтузиазмом кипит работа. Сам командир во всем показывает пример подчинен­ ным. З а ним в числе передовых идут многие бойцы — мастера, ко­ торые сейчас прилагают все уси­ лия к тому, чтобы быстрее выпол­ нить порученное дело. А К Т И В Н Ы Е Ч И Т А Т Е Л И К числу читателей-активистов библиотеки, где заведующей тов. Чернова, относятся тт. Сальников, Орлоеич, Скиперских и другие. Постоянный посетитель биб­ лиотеки летчик т. Сальников осо­ бенно интересуется х удож ест­ венной литературой. В перечень прочитанных им книг входят: «Война и мир»—Толстого, «Се­ стра Керри»—Драйзера, «Боги ж ажд ут»—Франса, «Капитальный ремонт» — Соболева, «Отважные мореплаватели»—К ипл инг а, «Се - кретный вояж»—Тренева и др. книги. Не отстал от т. Сальникова и летчик т. Попов. В е го ч и та те л ь - Н е т б и б л и о т е к и п а р то р гом т . А н - б ы л со л и д н ы й н о в р е зул ьта те ском билете отмечено много про­ читанных произведений русских и иностранных писателей. Среди них: «Вечера на хуторе близ Ди- каньки»—Гоголя, «Рассказы»—Че­ хова, «Морские рассказы»—Ста­ нюковича, «Студеное море»—Гер­ мана, «Поднятая целина»—Шо­ лохова, «Девяносто третий .год»— Гюго, «Антоний и Клеопатра» — Шекспира, «Хроника времен Кар­ ла IX»—Мериме и др. Офицер т. Новиков, кроме ху­ дожественной, интересуется и ис­ торической литературой. Он про­ читал «Дмитрий Донской»—Боро­ дина, «История дипломатии» и изучает «Историю СССР». В части, где< типов, когда-то книжный фонд, халатного отношения, книг оста­ лось очень мало. К тому же они по нескольку раз перечитаны. Библиотеки нет. Тяга к книге у личного состава большая. Краснофлотцы, сержан­ ты и офицеры хот.ят изучать ис­ торию большевистской партии, читать художественную литерату­ ру. Но, к сожалению, у нас ів час­ ти «Краткого курса истории ВКП(б)» всего 5 книг. Такого к о л и ч е ств а нехватает даже для наш е го к р у ж к а по истории партии. К п а р то р гу т. А н ти п о в у мно­ ги е о б р ащ а л и сь с вопросом: «Ска­ ж и те , к о гд а у нас б уд е т библио­ тека?» О б ы ч н о іпарторг отвечает т а к : «З нае те ли, товарищ и, сейчас н е гд е д о с та ть к н и г, да У нас нет и м еста д л я их хранения». К о н е ч н о , та ко й ответ никого не уд о в л е тв о р я е т. С озд ать библио­ т е к у в ч а сти необходимо. М ладший лейтенант Г . Т К А Ч Е Н К О . — о - Л Е К Ц И Я Д Л Я С большим интересом офицеры соединения Героя Советского Союза генерал-майора т. Губанова ка-днях прослушали лекцию под- ОФИЦЕРОВ полковника т. Крылова на тему «Оперативные и стратегически- уроки Великой Отечественной вой­ ны».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz