Североморский летчик. 1945, октябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК - 10 октября 1945 г., № 241 (62і) М а й о о Л . Н А К О Н Е Ч Н Ы Й П О Л Е Т Ы Н О Ч Ь Ю 4. 0 ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ В ТЕМНУЮ И Л УНН УЮ НОЧЬ Техника пилотирования в лун ную безоблачную ночь сравни тельно мало чем отличается от полета днем. Лунной ночью д о статочно хорошо виден горизонт, различаются с высоты леса, озе ра, реки, шоссейные и железные дороги. Правда, сама земля видна слабо, но при видимости выше указанных ориентиров это не име ет особого значения. . У нас на Севере при снежном покрове полеты в лунную ночь еще более просты. Обычно начи нающие летать в лунную ночь даже говорят, что при луне ле тать лучше, нежели днем. И это, пожалуй, правильно. Но при по летах лунной ночью имеется та особенность, что выполнять эво люции на луну лучше, чем от л у ны. В море, например, на луну можно с успехом вести разведку кораблей противника, что почти исключается в темную ночь. Ввиду сравнительной легкости техники пилотирования в лунную ночь, обучение ночным полетам j вообще и следует начинать на 'боевых самолетах именно с поле тов в лунную ночь с постепенным ■переходом к более сложным усло виям. В темную безоблачную ночь горизонта не видно, земли также почти не видно. Самолетом, по этому, приходится управлять ис ключительно по приборам. В пи лотировании темной ночью летчи ку значительно помогает, особен но в ориентировке положения самолета, звездное небо и с в е тя щиеся точки на земле. Однако вести ориентировку по звездам или светящимся ориентирам нЗ земле, особенно когда их много, не так просто. Летчику нужно быть особенно внимательным и иметь достаточную тренировку, которая вырабатывается в процес се полетов. Пилотирование в облачную темную ночь—это, пожалуй, са мое трудное для летчика-ночника. Ему в этих условиях приходится пилотировать исключительно по приборам, так как теряется вся кое представление о высоте, по ложении самолета и направлении его движения. Это еще более усугубляется, если полет происхо дит над морем, где исключается почти всякая возможность уви деть хотя бы одну светящуюся точку. В темную ночь очень трудно вести такж е детальную ориенти ровку даже в районе аэродрома. Нередки случаи, когда летчики в зоне техники пилотирования те ряют ее и «блудят» над самим аэ родромом. Поэтому перед нача лом полетов в темную ночь н е обходимо детально изучать све товые ориентиры, помня, что л ет чику всегда хорошо помогают ориентироваться средства 5. П О С А Д К А Т О С ся. (световые маяки, прожекторы и пр.) Особую трудность представля ет собой полет ночью в рему (болтанка). Производя его в тем ную ночь на тренировочных само летах, следует выбирать высоту с таким расчетом, чтобы рему было наименьшим и высота облачности 600—800 метров. Мы уже говорили о том, что над сушей в темную ночь произво дить полеты значительно легче, чем над морем. Это обязывает особенно тщательно к ночным по летам готовить-ся летчиков р аз ведывательной авиации. Опыт войны показал, что именно им приходится более, чем кому-либо, летать ночью над вражескими коммуникациями, ведя постоян ную разведку и доразведку конво ев. Опыт войны также показал, что даже такой сложный полет может с успехом быть выполнен при условии, если экипаж отлич но слетай и тщательно готовится к заданию. Полет в темную ночь над мо рем вне видимости берегов со вершенно невозможен без поль зования специальными прибора ми. Надо сказать, что на наших машинах имеется все необходимое оборудование для такого полета. Дело только за тем, чтобы л ет чики отлично изучили его и уме ли в совершенстве им пользовать- Летчики-севепп м о р ц ы знают и ли бят ОПЫТНОГО то» разведчик- кап и тан а т. Плат? Н38з, прославив ш е го ся в боях на„ с т у д е н ы м и водами Б ар ен ц ева Они в с е г д а верЯт е м у . М ного раз по У казан и я м Плат». н о в а > Доставляв ш его точны е све д е н и я о враге, на ши торпедоносцы Бомбардировщики’ и ш турм овики на н о с и л и сокруши- т е л ь н ы е удары „о « е м е ц к и м конвоящ Сейчас бывалый' р а з в е д ч и к воспи т ы в а е т молодой л е тн ы й состав, пв-і р е д а е т ему бога т ы й боевой опыт Вел и к о й Отече ственн ой войны На снимке: лет чик разведчик ка пи тан т. Платонов Посадка ночью значительно о т личается от посадки днем и д е лится, если можно так сказать, на несколько видов, в зависимости от освещаемости, т. е. состояния ночи и оборудования аэродрома посадочными знаками. ■«Расчет на посадку ночью о т личается от дневного тем, что плохо просматривается земля и трудно судить, о высоте по ви зированию на земные предметы. Поэтому ночью нельзя поль- ■ зоваться для расчета высотой прохождения над препятствиями на границе аэродрома, а надо рас читывать по углу визирования на «Т» (НПП—38У " При заходе на посадку и рас чете от летчика требуется исклю чительное внимание, чтобы.- избе жать столкновения с препятстви ями на границе аэродрома. Как правило, самые высокие препят ствия у границы аэродрома и особенно в районе захода на по садку и взлета ограждаются крас ными фонарями. Однако зареги стрировано несколько случаев даже у нас на Севере, когда лет чики при заходе на посадку з а девали за деревья. Д л я того, чтобы облегчить себе расчет на посадку, летчик должен послед нюю прямую делать ближе к аэродрому. Однако не следует забывать, что последний разворот производить ниже 100 метров нельзя. Расчет на посадку в лунную ночь при наших метеорологиче ских и климатических условиях, когда земля покрыта снегом, не труден. Кусты и маленькие де ревья на границе аэродрома в лунную ночь рельефно выделя ются на фоне снега. Во всех же других случаях главное — точный и умелый расчет по «Т». «Хорошая посадка обеспечивается только ка выполнения ее в основном т а кая же, как и днем. Но :не сле дует забывать, что и у нас воз можны случаи посадки при дру гом оборудовании. Поэтому лет чики-ночники обязаны хорошо знать технику выполнения посад ки ночью в прочих условиях. Остановлюсь на технике вы полнения посадки при фонарях «Летучая мьшь». Скорость плани рования в этом случае нужно держать несколько повышенной, (например на 5— 10 километров больше, чем днем, за счет непол ного дросселирования моторов, но с обязательным сохранением нормального угла планирования. Расчет на посадку нужно произ водить так, чтобы самолет обя зательно выравнивался на линии посадочных ворот, ибо высоту выравнивания летчик определяет по «Т», как наиболее ярко осве щенной точке. Посадка при фонарях «Летучая мышь» обязывает летчика к осо бому вниманию. При ней очень трудно обнаружить взмывание самолета (фонари земли не осве щают, а только обозначают и дают направление и место по садки). Посадка при кострах значи тельно легче, чем при фонарях, так как костры освещают землю на посадочной полосе. Посадка с подкрыльными фа рами имеет свои особенности в том, что фары освещают посадоч ную полосу только в непосред ственной близости земли. Произ водя1 ее, летчик должен планиро вать с уменьшенным углом, под держивая его за счет прибавления наддува моторам. Возможны также случаи по садки при освещенности посадоч ной полосы светящейся авиа бомбой или светящимися ракета- точным расчетом, без перетягива- I ми, сбрасываемыми с самолета, ния и скольжения. Нормально расчет ночью производится разво ротом на 90 градусов» (НПП— 381. Это умение правильно рассчиты вать также должно вырабаты ваться у каждого летчика на практике во время тренировочных полетов. Оборудование наших аэродро мов посадочными средствами (освещение посадочной полосы сильным зенитным прожектором) позволяет сажать самолеты в д о вольно благоприятных условиях. При этом посадка особых т р у д ностей не представляет, и техни- О кон чан ие . См, «С евером орский л е тч и к » № № 236. 237, 238. производящего посадку. В этом случае летчику нужно пройти над местом предполагаемой по садки в направлении захода на нее, и на высоте 600—700 метров сбросить САБ или осветительную ракету. После развернуться на 180 градусов, планировать в об ратную сторону и по достижении высоты 300—400 метров произ вести расчет на посадку с разво ротом на 180 градусов. Самым сложным при этом является опре деление точного места сбрасы вания САБ. чтобы к моменту по садки ветер снес светящуюся бомбу на центр посадочной поло сы и осветил ее. В сумерках и в лунную ночь, когда просматривается по верхность аэродрома, садиться значительно труднее,, чем в тем ную ночь, т. к. летчик, ориенти руясь на выравнивании по «Т», одновременно всматривается в поверхность аэродрома и может допустить грубѵе ошибки в опре делении земли.’ %о избежание по добных ошибок следует ориенти роваться только по освещенному «Т». Нами разобраны все или почти все возможные варианты посад ки ночью. Чтобы грамотно произ вести каждую из них в отдель ности, очень важно летчику знать направление и силу ветра на аэ родроме. А так как ночью труд но определить ветер по местным признакам, то необходимо при подходе к аэродрому запросить о нем по радио. Знать ветер важно и потому, что не всегда старт будет разбит в плоскости ветра, а снос ночью определить для малоопытного летчика бывает весьма трудно. Во всех случаях, идя на посад ку, не следует включать кабинно- го освещения, ибо это ослепля ет летчика. На посадку нельзя также итти, когда летчик осл е плен чем-либо другим. Лучше не садиться, пока не освоишься с тем нотой- Перед заходом на любую по садку летчик обязан тщательно просмотреть аэродром и запом нить, где и какое движение заме чено им на аэродроме, заходят ли впереди самолеты на посадку и т. д. Это помогает заранее соста вить план своих действий после посадки. Если же летчику не яс на. обстановка на аэродроме и он не уверен в благополучном исхо де посадки, нельзя спешить са диться. Во всех случаях, полу чив- разрешение на посадку, лет чик должен быть убежден, что это разрешение предназначено именно ему, а не кому-нибудь другому. Нужно также помнить, что ночью препятствия встреча ются не только впереди, но и сзади. Поэтому весь экипаж, а особенно радист, должен инфор мировать летчика о них. * # * В своих записях я рассмотрел полеты ночью лишь с точки зре ния летчика и при том касаясь только одной стороны — техники выполнения полета. Буду очень рад. если эти записи, хотя бы в малой мере, послужат подспорьем товарищам, которые осваивают ночные полеты. Л УЧШ И Й АВИАМ ЕХАНИ К П РИ Н Я Т В ПАРТИЮ Недавно парторганизация под разделения приняла в члены ВКП(б) кандидата партии отлич ного авиамеханика тов. Кириллова. Тов. Кириллов в Военно-Мор ском Флоте служит с 1939 года. Служит честно. За это он отме чен правительственными награда ми. Когда встал вопрос об остав лении на сверхсрочную с л у ж бу, т. Кириллов одним из первых подал докладную, в к о торой выразил свое желание про долж ать службу в североморской авиации. — Я полюбил свою профессию и сроднился с частью. Большая честь работать для укрепления авиации флота. Все свои знания и опыт буду вкладывать в поручен ное дел о и повышать квалифика цию,—говорил воин-передовик, подавая докладную командиру. К ом андо вани е' удовлетворило просьбу т, Кириллова. Он остав лен на сверхсрочную службу. Парторг Н. ЯНИН. -о- Плотника-передовики Отделение п^оГников старшего краснофлотца т. Кибалина поль зуется большим авторитетом в части, где т. Сариков. За время Отечественной войны краснофлот цы-плотники тт. Лукичев, Кисе лев. Воротков. Шалин, Степунен- ко, Попов и другие выполняли с а мые различные работы на аэродро мах. Не раз им 'приходилось после бомбежек, под обстрелом «Мессер- шмиттов» и «Юнкерсов» восста навливать поврежденные капони ры. В это трудное, полное напря жения сил. время отважные тр у женики справлядрсь со всеми за даниями, которые им поручало командование. В этом году отделение т. Киба- лина ‘ занимается строительством жилых домов для летчиков и техников. С прежним энтузиазмом кипит работа. Сам командир во всем показывает пример подчинен ным. З а ним в числе передовых идут многие бойцы — мастера, ко торые сейчас прилагают все уси лия к тому, чтобы быстрее выпол нить порученное дело. А К Т И В Н Ы Е Ч И Т А Т Е Л И К числу читателей-активистов библиотеки, где заведующей тов. Чернова, относятся тт. Сальников, Орлоеич, Скиперских и другие. Постоянный посетитель биб лиотеки летчик т. Сальников осо бенно интересуется х удож ест венной литературой. В перечень прочитанных им книг входят: «Война и мир»—Толстого, «Се стра Керри»—Драйзера, «Боги ж ажд ут»—Франса, «Капитальный ремонт» — Соболева, «Отважные мореплаватели»—К ипл инг а, «Се - кретный вояж»—Тренева и др. книги. Не отстал от т. Сальникова и летчик т. Попов. В е го ч и та те л ь - Н е т б и б л и о т е к и п а р то р гом т . А н - б ы л со л и д н ы й н о в р е зул ьта те ском билете отмечено много про читанных произведений русских и иностранных писателей. Среди них: «Вечера на хуторе близ Ди- каньки»—Гоголя, «Рассказы»—Че хова, «Морские рассказы»—Ста нюковича, «Студеное море»—Гер мана, «Поднятая целина»—Шо лохова, «Девяносто третий .год»— Гюго, «Антоний и Клеопатра» — Шекспира, «Хроника времен Кар ла IX»—Мериме и др. Офицер т. Новиков, кроме ху дожественной, интересуется и ис торической литературой. Он про читал «Дмитрий Донской»—Боро дина, «История дипломатии» и изучает «Историю СССР». В части, где< типов, когда-то книжный фонд, халатного отношения, книг оста лось очень мало. К тому же они по нескольку раз перечитаны. Библиотеки нет. Тяга к книге у личного состава большая. Краснофлотцы, сержан ты и офицеры хот.ят изучать ис торию большевистской партии, читать художественную литерату ру. Но, к сожалению, у нас ів час ти «Краткого курса истории ВКП(б)» всего 5 книг. Такого к о л и ч е ств а нехватает даже для наш е го к р у ж к а по истории партии. К п а р то р гу т. А н ти п о в у мно ги е о б р ащ а л и сь с вопросом: «Ска ж и те , к о гд а у нас б уд е т библио тека?» О б ы ч н о іпарторг отвечает т а к : «З нае те ли, товарищ и, сейчас н е гд е д о с та ть к н и г, да У нас нет и м еста д л я их хранения». К о н е ч н о , та ко й ответ никого не уд о в л е тв о р я е т. С озд ать библио т е к у в ч а сти необходимо. М ладший лейтенант Г . Т К А Ч Е Н К О . — о - Л Е К Ц И Я Д Л Я С большим интересом офицеры соединения Героя Советского Союза генерал-майора т. Губанова ка-днях прослушали лекцию под- ОФИЦЕРОВ полковника т. Крылова на тему «Оперативные и стратегически- уроки Великой Отечественной вой ны».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz