Североморский летчик. 1945, октябрь.

? 4октября 1945 г., № 236 (616) с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к Майор Ф . Л А Ч К О В Q ВОЕННОМ САМООБРАЗОВАНИИ ОФИЦЕРА «Без науки современную армию построить нельзя г В. М. ЛЕПИМ. На снимке — летчик-гвардеец т, Тарелкин. Участвуя недавно в совместных учениях с флотом, он, по оценке командования и моряков с кораблей, действовал умело и чейсо и работал, как в бою. Фото А. Храмова. -------♦ ♦ ---------- Хорошо подготовились к зиме Подразделение, г д е т. Кокорин, хорошо и своевременно подготови­ лось к зиме. В подготовке личный состав встретил большие тр у дн о ­ сти. Нужно было развернуть строи­ тельство помещений д л я хранения материальной части, но материал достать было очень трудно. Тогда переоборудовали землянки, с к л а ­ ды ГСМ и выстроили домик. В на­ стоящее время вся материальная часть находится в закрытом поме­ щении, Имущество защищено от снегов и ветров. Заготовку дров произвели сила­ ми личного состава на весь год. В конце августа и в начале сен­ тября личный состав в свободное время организованно заготавливая грибы и ягоды. Особенно отличились в подго­ товке к зиме старший сержант т. Гусев и младший сержант т. Тае- каев. Сержант И. ПРЕЛОВСКИЙ . ------ О— Коммунисты впереди Коммунисты нашей парторгани­ зации являются образцом в работе для всего личного состава. Коммунист т. Нимаев отлично усвоил специальность шофера, а к ­ тивно занимается в к р ужк е по изучению «Краткого курсаі истории ВКП(б)». Систематически работает 'Саиостоятельн-о над собой, читает много политической и х у д ож е ­ ственной литературы. Активно участвует в партийной работе. Пользуются заслуженным автори­ тетом и коммунисты тт. Жариков и Васильев. Они повседневно по­ могают краснофлотцам в о в л а д е ­ нии специальностями. Партийная организация проводит большую воспитательную работу с коммунистами. Р езу л ьтаты этой Работы сказываются в нашей пов­ седневной деятельности. Коммунист т. Остапов отставал на политзанятиях. Я, как парторг, побеседовал с т. Остаповым. Вы­ яснилось, что он нуждается в ин­ дивидуальной помощи. Я поре­ комендовал ему нужную литера- ТУРУ, раз’яснил, как ею пользо­ ваться и проследил, как он рабо­ тает. Сейчас Остапов значительно лучше стал успевать в политпод­ готовке. Кандидат в члены ВКП(б) т. Бойправ хорошо работает по своей специальности, но нарушал воинскую дисциплину. Парторга­ низация приняла меры воздей­ ствия, и сейчас он заметно выпра­ вил свое поведение. Знание состава парторганизации, знание личных качеств и особен­ ностей коммунистов очень помо­ тает міне в о вр емя приходить им на помощь советом и показом. Парторг М. НУД ЕЛ ЬМАН . В 1920 году, после окончания гражданской войны, Ленин гово­ рил: «Без науки современную ар­ мию построить нельзя». Такова диалектика военного искусства, что д аж е победоносная армия, е с ­ ли она не хочет отстать, должна уж е на другой день после прекра­ щения военных действий прини­ маться за трудную, но благород­ ную учебу, Теперь, когда окончилась война и наступил период мирного разви­ тия. одной из главных задач для офицеров является— не отстать от развития военной техники и воен­ ного искусства в целом. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо использовать широко ту основную форму учебы, кото­ рая проверена многолетней прак­ тикой—постоянную самостоятель­ ную работу над повышением сво­ их знаний. Проверяя самостоятельную под­ готовку отдельных офицеров уже послевоенные дни, мы нашли по­ ложительное в этом деле в том, что многие из них настойчиво работают, имеют желание п о ­ высить свою квалификацию, по­ полнить идейный, военный и об­ щеобразовательный уровень. Целеустремленно и серьезно ра­ ботают офицеры тт. Шуман, К о з­ лов и др. Инженер-капитан т. Е р ­ молаев с конца 1944 года составил программу самостоятельной уче­ бы и за семь месяцев этого года из военной теории изучил труды по внутренней баллистике, взрывча­ тым веществам и пороху, молеку­ лярную физику и теорию корабля. По всем предметам написал пол* ные конспекты. И. М. Ермолаев говорит: — И зучая военную теорию, я имею цель быть всегда готовым, как руководитель занятий с лет­ но-техническим составом. Одно­ временно готовлю себя для рабо­ ты а д ’юнктом Военно-Воздушной академии, а затем—на звание кан­ дидата технических наук. Инженер-майор т. Козлов, рабо­ тая самостоятельно над повыше­ нием своих знаний, поставил две цели—систематически изучать по­ являющуюся новую технику и во­ енную теорию, не отставать от ее развития, пополнить теоретиче­ ские знания, полученные ранее в учебном заведении, подготовить себя дл я работы ад ’юнктом Воен­ но-Воздушной академии им. Ж у ­ ковского. Большинство руководящих офи­ церов североморской авиации са­ мостоятельно изучают оперативное искусство и тактику на основе опыта Отечественной войны. Око­ ло сотни докладов и статей ими уж е написано, почти весь этот ма­ териал публиковался в печати, но у многих офицеров, серьезно ра­ ботающих над повышением своих знаний, не разрешен один вопрос: как организовать самостоятельную учебу и какой принять способ ра­ боты, чтобы быстрее и успешнее добиться результатов своего тр у ­ да. Ж и зн ь подсказывает нам неко­ торые советы. Вначале надо поставить кон­ кретную цель учебы (чему учить­ ся и д л я ч е г о 1). Исходя из практи­ ки самостоятельной подготовки, можно поставить две задачи. Первая — изучение тех вопро­ сов, которые имеют практическое значение в учебной работе или по специальности. Например, подго­ товка в процессе занятий, учении, полетов в роли обучаемого, со­ гласно индивидуального задания руководителя. Подготовка к зад а­ нию, учению, полетам в роли Руко­ водителя, посредника, ка-, лектора, согласно евой подготовки, зачетам по материальной части, оружию, уставам и наставлениям и другим заданиям. Вторая задача самостоятельной ѵчебы - изучение специальных предметов с целью пополнения общего развития, усовершенство­ вания своей готовки д л я поступления в учеб­ ные зазедения, разработки теоре­ тического вопроса и научной дис­ сертации, окончания учебного з а ­ ведения экстерном или переквали­ фикации. Какие предметы изучать и с к а ­ кой целью? Обычно выбор произ­ водится по принципу доброволь­ ности самих офицеров, с учетом личных желаний. Руководитель может только рекомендовать или дать консультацию. Заниматься надо систематиче­ ски, строго по плану, не бояться труда, выполнять работу непре­ менно к назначенному сроку. Н уж ­ но выбрать главное и необходи­ мое и настойчиво доводить до кон­ ца начатое дело. Основой 'получения знаний является самостоятельное чте­ ние, но в процессе чте­ ния главное не только в том, чтобы заучивать формулы, цитаты, факты и запоминать по­ вествования о минувших днях в хронологической последователь­ ности, а самое важное в том, чтобы в результате чтения созна­ тельно разбираться, больше прояв­ лять творческой инициативы, уметь делать практические выводы и теорию увязывать с практикой, стремиться быть твердым в своих убеждениях и успешно их отстаи­ вать в любых условиях. Лучшим методом для достиже­ ния успеха в учебе является научно-исследовательский метод работы. Беседуя с летчиком-истребите- ство делал сравнительный анализ сво­ его самолета с самолетом против­ ника, оценивал преимущества и недостатки, находил выгодные и невыгодные приемы воздушных боев, в результате анализа был сознательно убежден в их успехе я уверенно применял в фактиче­ ском бою. А. И. Покрышкии сбил 59 самолетов противника. Его си­ ла основывалась на тщательном изучении и умелом использовании боевых свойств своего оружия. Недостатком в самостоятельной военной подготовке офицеров яв­ ляется самотек: недостает целе­ устремленного руководства этим видом учебы. Такие вопросы, как индивидуальные задания, консуль­ тации, прием контрольных работ или зачетов полностью не разре­ шены. А их необходимо решать, чтобы по-настоящему помочь офи­ церам. Как это сделать? Первая задача самостоятельной учебы—изучение вопросов, кото­ рые отрабатываются на плановых занятиях (учениях). Общеизвестно из методики, что учебный процесс любого занятия складывается из подготовки к нему, проведения и закрепления и углубления полу­ ченных знаний. Методика проведе­ ния занятий включает об’яснение, показ, самостоятельную подготов­ ку и тренировку обучаемых под наблюдением и консультацией ру­ ководящих « в заключение — раз­ бор и контроль усвоения и отра­ ботки. . , ѵ . і; Если руководитель будет пла­ кировать свои занятия по этапам и 1 ! лем К- по вопросу изучения :отлично знать слабые места в под- им самостоятельно тактики воз- j готовке офицеров, то он может душного боя, я узнал, что теория ( конкретно дать индивидуальное аэродинамики, воздушной стрель- ■ задан«е, подобрать необходимый бы, тактической навигации, мате- материал (пособие), определить риальная часть самолетов своих и КОМу и ,в чем и как распределить противника, видимо, его мало личное время для консультации и интересовали. Он ограничился изучением лишь отдельных бое­ вых эпизодов. А тактика требует, чтобы ее изучали в комплексе специальных дисциплин. Очень рекомендуется не забывать мате­ матику. физику и другие науки. Трижды Герой Советского Союза А И. Покрыцікин, применяя на* учно-исследовательский метод ра­ боты, изо дня в день анализировал свои воздушные бои и искал путь к победе. Д л я этой цели он имел альбом, в котором хранил чертежи, схемы и расчеты. Рисуя схему на бѵмаге, он воспроизводил полет и картины предстоящих воздушных боев. Об изучении боевых свойств самолета противника он рассказы­ вает так: пилотируя трофейный са­ молет в зоне, я, в сущности, рабо­ тал за двоих—за советского летчи­ ка и за немецкого пилота, напа­ дающего на меня, или же пытав­ шегося ускользнуть от моих атак. После испытания в зоне А. По~ крышкин по графикам, расчетам --------- » ♦ ---------- док л адчи плана бо- Подготовка к специальности, под- і контроля при подготовке, в мо­ мент проведения и после занятий. При разработке индивидуальных заданий целесообразно исходить из следующих требований: кон­ кретность — не более одного от дельного1 вопроса, по содержанию направленного к устранению сла­ бых мест в личной подготовке офицера; обязательная проверка руководителем выполнения зада ния (в точно указанный срок; не меньше 50 процентов времени в процессе проведения занятий да вать обучаемому для самостоя­ тельной работы над материалом, для практической тренировки. Пос­ леднее важно потому, что чаще всего цель занятий бывает — нау­ чить. Этого можно достигнуть, когда обучаемые после об’яснения или показа руководителя будут самостоятельно читать материал с карандашом, практически трениро­ ваться и решать задачи. В практике занятий мы встре­ чаемся с таким явлением: если за ­ нятие запланировано на два часа, то руководитель все эти два часа го­ ворит. Как бы хороша лекция ни ; была, через короткий промежуток времени в памяти от лекции остает- !ся очень мало. Поэтому проведе- . ние занятий только лекционным j методом вредно. Грубо нарушается методика, обучаемые сразу не за­ крепляют полученные знания. Р у ­ ководитель самоустраняется от ру­ ководства самостоятельной подго­ товкой обучаемых. А ведь само­ стоятельная учеба для офицерского состава является основной формой учебы вообще: офицер учится опре­ делять, какие вопросы поставить и С давних дней в Н-ской части лучшим стрелком -радистом счи­ т ается гвардии старшина т. Устян- ский. Сейчас командование дов е ­ рило ему руководство связью под­ разделения. На снимке — гвардии старшина, сверхсрочник т. Устян- ский. Фото А. Храмова., ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ- АКАДЕМИКА СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО СИМФЕРОПОЛЬ. 30 сентябре Общественность Крыма отмети : 70-летие со дня рождения и 45- летие литературной деятельности Лауреата Сталинской премии ах демика Сергея Николаевича Сер: - ева-Ценекого. В Крымском государствен:-:- театре им. Горького на юбилейный вечер собрались представит ел:-! трудящихся Крыма. С докладом жизни и творчестве писателя зь - . ступил секретарь крымского обк ма партии т. Чурсиін, обрисовавшим жизненный путь и литературную деятельность маститого писателя. На вечере были зачитаны при­ ветственные телеграммы, получен­ ные на имя юбиляра от партийных, общественных и военных организа­ ций. С краткой речью выступил те п ­ ло встреченный академик Сергеез- Ценский. В заключение состоялся боль­ шой концерт. В беседе с корреспондентом ТАСС академик С. Н. Сергеез- Ценский заявил: — Мною задумана и успешно осуществляется грандиозная эпо­ пея «Преобразование», имеющая целью показать преобразование старой отсталой дореволюционной России в могучую - социали­ стическую державу. Уже на­ писано 8 томов. Гражданской вой­ не и строительству новой преобра­ зованной России будут посвяще­ ны остальные1книги эпопеи. «Пре> образование» будет состоять из 12 томов. В новом романе этой эпо­ пеи «Пушки заговорили» я опи­ сываю революционную деятель­ ность Владимира Ильича Ленина в период первой мировой войны. В последующих романах эпопеи — «Зрелая осень» и «Трон убрали» я рисую образ товарища Сталина. Свой 70-летний юбилей Сергей Николаевич Сергеев - Ценский встречает полный сил, энергии и творческих замыслов. АРХИВ ДЖАМБУЛА ДЖАБАЕВА АЛМА-АТА. В доме Джамбула Джабаева, стоящем на вершине го­ ры над аулом, сейчас работают ли­ тературоведы. Здесь идет кропот­ ливый разбор огромного архива поэта. Тысячи писем—яркое свидетель­ ство подлинно всенародной попу­ лярности акына. Больше всего корреспонденций приходило с фронта. Незнакомые бойцы многих национальностей благодарили поэ­ та за его песни. Из осажденного Ленинграда казахский ученый Кирим Мынбаев сообщил, как защитников города вдохновило обращение Джамбула—«Ленин­ г р а д ц ы -д е т и мои!» В другом письме фронтовики Дюйсекее и Сахаров просили акьша прислать небольшую песню бойцам их ча­ сти. Старик ответил им взволно­ ванной поэмой, обошедшей все фронты. Огромную переписку вел Дж ам ­ бул с колхозниками Казахстана и детьми. Наиболее интересные письма по­ эта подготовлены к печати. ПЬЕСА А. ТОЛСТОГО «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»—НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА Историко-революционный роман - решнть, как подобрать материал, jтрилогия Алексея Толстого «Хож- как творчески изучить, сконцент­ рировать его по тем вопросам, раз­ бору которых будет посвящено за­ нятие. Чтобы улучшить подготовку офицеров, надо улучшить инструк­ таж и контроль руководителей как по содержанию,■так и по методике проводимых ими занятий. Само­ стоятельная учеба офицеров-руко- водителей должна проводиться по периодическим заданиям высших штабов. Следует периодически за­ слушивать руководителей и обсуж ­ дать их разработки на офицерских группах и в печати. дение по мукам» переделан по з а ­ к азу Малого театра в пьесу д р а - ' матургом О. Литовским. Сцениче­ ская композиция сделана по плану Толстого, который еще в январе 1945 года, уже будучи тяжело больным, вносил устные поправки во 2-й вариант инсценировки. Центральное место в пьесе зани­ мает судьба главных героев рома­ на — Телегина, Рощина, Кати и Даши. В пьесе введено «Слово от автора». Пьеса «Хождение по мукам- принята к постановке на сцене М а ­ лого театра.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz