Североморский летчик. 1945, октябрь.
? 4октября 1945 г., № 236 (616) с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к Майор Ф . Л А Ч К О В Q ВОЕННОМ САМООБРАЗОВАНИИ ОФИЦЕРА «Без науки современную армию построить нельзя г В. М. ЛЕПИМ. На снимке — летчик-гвардеец т, Тарелкин. Участвуя недавно в совместных учениях с флотом, он, по оценке командования и моряков с кораблей, действовал умело и чейсо и работал, как в бою. Фото А. Храмова. -------♦ ♦ ---------- Хорошо подготовились к зиме Подразделение, г д е т. Кокорин, хорошо и своевременно подготови лось к зиме. В подготовке личный состав встретил большие тр у дн о сти. Нужно было развернуть строи тельство помещений д л я хранения материальной части, но материал достать было очень трудно. Тогда переоборудовали землянки, с к л а ды ГСМ и выстроили домик. В на стоящее время вся материальная часть находится в закрытом поме щении, Имущество защищено от снегов и ветров. Заготовку дров произвели сила ми личного состава на весь год. В конце августа и в начале сен тября личный состав в свободное время организованно заготавливая грибы и ягоды. Особенно отличились в подго товке к зиме старший сержант т. Гусев и младший сержант т. Тае- каев. Сержант И. ПРЕЛОВСКИЙ . ------ О— Коммунисты впереди Коммунисты нашей парторгани зации являются образцом в работе для всего личного состава. Коммунист т. Нимаев отлично усвоил специальность шофера, а к тивно занимается в к р ужк е по изучению «Краткого курсаі истории ВКП(б)». Систематически работает 'Саиостоятельн-о над собой, читает много политической и х у д ож е ственной литературы. Активно участвует в партийной работе. Пользуются заслуженным автори тетом и коммунисты тт. Жариков и Васильев. Они повседневно по могают краснофлотцам в о в л а д е нии специальностями. Партийная организация проводит большую воспитательную работу с коммунистами. Р езу л ьтаты этой Работы сказываются в нашей пов седневной деятельности. Коммунист т. Остапов отставал на политзанятиях. Я, как парторг, побеседовал с т. Остаповым. Вы яснилось, что он нуждается в ин дивидуальной помощи. Я поре комендовал ему нужную литера- ТУРУ, раз’яснил, как ею пользо ваться и проследил, как он рабо тает. Сейчас Остапов значительно лучше стал успевать в политпод готовке. Кандидат в члены ВКП(б) т. Бойправ хорошо работает по своей специальности, но нарушал воинскую дисциплину. Парторга низация приняла меры воздей ствия, и сейчас он заметно выпра вил свое поведение. Знание состава парторганизации, знание личных качеств и особен ностей коммунистов очень помо тает міне в о вр емя приходить им на помощь советом и показом. Парторг М. НУД ЕЛ ЬМАН . В 1920 году, после окончания гражданской войны, Ленин гово рил: «Без науки современную ар мию построить нельзя». Такова диалектика военного искусства, что д аж е победоносная армия, е с ли она не хочет отстать, должна уж е на другой день после прекра щения военных действий прини маться за трудную, но благород ную учебу, Теперь, когда окончилась война и наступил период мирного разви тия. одной из главных задач для офицеров является— не отстать от развития военной техники и воен ного искусства в целом. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо использовать широко ту основную форму учебы, кото рая проверена многолетней прак тикой—постоянную самостоятель ную работу над повышением сво их знаний. Проверяя самостоятельную под готовку отдельных офицеров уже послевоенные дни, мы нашли по ложительное в этом деле в том, что многие из них настойчиво работают, имеют желание п о высить свою квалификацию, по полнить идейный, военный и об щеобразовательный уровень. Целеустремленно и серьезно ра ботают офицеры тт. Шуман, К о з лов и др. Инженер-капитан т. Е р молаев с конца 1944 года составил программу самостоятельной уче бы и за семь месяцев этого года из военной теории изучил труды по внутренней баллистике, взрывча тым веществам и пороху, молеку лярную физику и теорию корабля. По всем предметам написал пол* ные конспекты. И. М. Ермолаев говорит: — И зучая военную теорию, я имею цель быть всегда готовым, как руководитель занятий с лет но-техническим составом. Одно временно готовлю себя для рабо ты а д ’юнктом Военно-Воздушной академии, а затем—на звание кан дидата технических наук. Инженер-майор т. Козлов, рабо тая самостоятельно над повыше нием своих знаний, поставил две цели—систематически изучать по являющуюся новую технику и во енную теорию, не отставать от ее развития, пополнить теоретиче ские знания, полученные ранее в учебном заведении, подготовить себя дл я работы ад ’юнктом Воен но-Воздушной академии им. Ж у ковского. Большинство руководящих офи церов североморской авиации са мостоятельно изучают оперативное искусство и тактику на основе опыта Отечественной войны. Око ло сотни докладов и статей ими уж е написано, почти весь этот ма териал публиковался в печати, но у многих офицеров, серьезно ра ботающих над повышением своих знаний, не разрешен один вопрос: как организовать самостоятельную учебу и какой принять способ ра боты, чтобы быстрее и успешнее добиться результатов своего тр у да. Ж и зн ь подсказывает нам неко торые советы. Вначале надо поставить кон кретную цель учебы (чему учить ся и д л я ч е г о 1). Исходя из практи ки самостоятельной подготовки, можно поставить две задачи. Первая — изучение тех вопро сов, которые имеют практическое значение в учебной работе или по специальности. Например, подго товка в процессе занятий, учении, полетов в роли обучаемого, со гласно индивидуального задания руководителя. Подготовка к зад а нию, учению, полетам в роли Руко водителя, посредника, ка-, лектора, согласно евой подготовки, зачетам по материальной части, оружию, уставам и наставлениям и другим заданиям. Вторая задача самостоятельной ѵчебы - изучение специальных предметов с целью пополнения общего развития, усовершенство вания своей готовки д л я поступления в учеб ные зазедения, разработки теоре тического вопроса и научной дис сертации, окончания учебного з а ведения экстерном или переквали фикации. Какие предметы изучать и с к а кой целью? Обычно выбор произ водится по принципу доброволь ности самих офицеров, с учетом личных желаний. Руководитель может только рекомендовать или дать консультацию. Заниматься надо систематиче ски, строго по плану, не бояться труда, выполнять работу непре менно к назначенному сроку. Н уж но выбрать главное и необходи мое и настойчиво доводить до кон ца начатое дело. Основой 'получения знаний является самостоятельное чте ние, но в процессе чте ния главное не только в том, чтобы заучивать формулы, цитаты, факты и запоминать по вествования о минувших днях в хронологической последователь ности, а самое важное в том, чтобы в результате чтения созна тельно разбираться, больше прояв лять творческой инициативы, уметь делать практические выводы и теорию увязывать с практикой, стремиться быть твердым в своих убеждениях и успешно их отстаи вать в любых условиях. Лучшим методом для достиже ния успеха в учебе является научно-исследовательский метод работы. Беседуя с летчиком-истребите- ство делал сравнительный анализ сво его самолета с самолетом против ника, оценивал преимущества и недостатки, находил выгодные и невыгодные приемы воздушных боев, в результате анализа был сознательно убежден в их успехе я уверенно применял в фактиче ском бою. А. И. Покрышкии сбил 59 самолетов противника. Его си ла основывалась на тщательном изучении и умелом использовании боевых свойств своего оружия. Недостатком в самостоятельной военной подготовке офицеров яв ляется самотек: недостает целе устремленного руководства этим видом учебы. Такие вопросы, как индивидуальные задания, консуль тации, прием контрольных работ или зачетов полностью не разре шены. А их необходимо решать, чтобы по-настоящему помочь офи церам. Как это сделать? Первая задача самостоятельной учебы—изучение вопросов, кото рые отрабатываются на плановых занятиях (учениях). Общеизвестно из методики, что учебный процесс любого занятия складывается из подготовки к нему, проведения и закрепления и углубления полу ченных знаний. Методика проведе ния занятий включает об’яснение, показ, самостоятельную подготов ку и тренировку обучаемых под наблюдением и консультацией ру ководящих « в заключение — раз бор и контроль усвоения и отра ботки. . , ѵ . і; Если руководитель будет пла кировать свои занятия по этапам и 1 ! лем К- по вопросу изучения :отлично знать слабые места в под- им самостоятельно тактики воз- j готовке офицеров, то он может душного боя, я узнал, что теория ( конкретно дать индивидуальное аэродинамики, воздушной стрель- ■ задан«е, подобрать необходимый бы, тактической навигации, мате- материал (пособие), определить риальная часть самолетов своих и КОМу и ,в чем и как распределить противника, видимо, его мало личное время для консультации и интересовали. Он ограничился изучением лишь отдельных бое вых эпизодов. А тактика требует, чтобы ее изучали в комплексе специальных дисциплин. Очень рекомендуется не забывать мате матику. физику и другие науки. Трижды Герой Советского Союза А И. Покрыцікин, применяя на* учно-исследовательский метод ра боты, изо дня в день анализировал свои воздушные бои и искал путь к победе. Д л я этой цели он имел альбом, в котором хранил чертежи, схемы и расчеты. Рисуя схему на бѵмаге, он воспроизводил полет и картины предстоящих воздушных боев. Об изучении боевых свойств самолета противника он рассказы вает так: пилотируя трофейный са молет в зоне, я, в сущности, рабо тал за двоих—за советского летчи ка и за немецкого пилота, напа дающего на меня, или же пытав шегося ускользнуть от моих атак. После испытания в зоне А. По~ крышкин по графикам, расчетам --------- » ♦ ---------- док л адчи плана бо- Подготовка к специальности, под- і контроля при подготовке, в мо мент проведения и после занятий. При разработке индивидуальных заданий целесообразно исходить из следующих требований: кон кретность — не более одного от дельного1 вопроса, по содержанию направленного к устранению сла бых мест в личной подготовке офицера; обязательная проверка руководителем выполнения зада ния (в точно указанный срок; не меньше 50 процентов времени в процессе проведения занятий да вать обучаемому для самостоя тельной работы над материалом, для практической тренировки. Пос леднее важно потому, что чаще всего цель занятий бывает — нау чить. Этого можно достигнуть, когда обучаемые после об’яснения или показа руководителя будут самостоятельно читать материал с карандашом, практически трениро ваться и решать задачи. В практике занятий мы встре чаемся с таким явлением: если за нятие запланировано на два часа, то руководитель все эти два часа го ворит. Как бы хороша лекция ни ; была, через короткий промежуток времени в памяти от лекции остает- !ся очень мало. Поэтому проведе- . ние занятий только лекционным j методом вредно. Грубо нарушается методика, обучаемые сразу не за крепляют полученные знания. Р у ководитель самоустраняется от ру ководства самостоятельной подго товкой обучаемых. А ведь само стоятельная учеба для офицерского состава является основной формой учебы вообще: офицер учится опре делять, какие вопросы поставить и С давних дней в Н-ской части лучшим стрелком -радистом счи т ается гвардии старшина т. Устян- ский. Сейчас командование дов е рило ему руководство связью под разделения. На снимке — гвардии старшина, сверхсрочник т. Устян- ский. Фото А. Храмова., ЮБИЛЕЙ ПИСАТЕЛЯ- АКАДЕМИКА СЕРГЕЕВА-ЦЕНСКОГО СИМФЕРОПОЛЬ. 30 сентябре Общественность Крыма отмети : 70-летие со дня рождения и 45- летие литературной деятельности Лауреата Сталинской премии ах демика Сергея Николаевича Сер: - ева-Ценекого. В Крымском государствен:-:- театре им. Горького на юбилейный вечер собрались представит ел:-! трудящихся Крыма. С докладом жизни и творчестве писателя зь - . ступил секретарь крымского обк ма партии т. Чурсиін, обрисовавшим жизненный путь и литературную деятельность маститого писателя. На вечере были зачитаны при ветственные телеграммы, получен ные на имя юбиляра от партийных, общественных и военных организа ций. С краткой речью выступил те п ло встреченный академик Сергеез- Ценский. В заключение состоялся боль шой концерт. В беседе с корреспондентом ТАСС академик С. Н. Сергеез- Ценский заявил: — Мною задумана и успешно осуществляется грандиозная эпо пея «Преобразование», имеющая целью показать преобразование старой отсталой дореволюционной России в могучую - социали стическую державу. Уже на писано 8 томов. Гражданской вой не и строительству новой преобра зованной России будут посвяще ны остальные1книги эпопеи. «Пре> образование» будет состоять из 12 томов. В новом романе этой эпо пеи «Пушки заговорили» я опи сываю революционную деятель ность Владимира Ильича Ленина в период первой мировой войны. В последующих романах эпопеи — «Зрелая осень» и «Трон убрали» я рисую образ товарища Сталина. Свой 70-летний юбилей Сергей Николаевич Сергеев - Ценский встречает полный сил, энергии и творческих замыслов. АРХИВ ДЖАМБУЛА ДЖАБАЕВА АЛМА-АТА. В доме Джамбула Джабаева, стоящем на вершине го ры над аулом, сейчас работают ли тературоведы. Здесь идет кропот ливый разбор огромного архива поэта. Тысячи писем—яркое свидетель ство подлинно всенародной попу лярности акына. Больше всего корреспонденций приходило с фронта. Незнакомые бойцы многих национальностей благодарили поэ та за его песни. Из осажденного Ленинграда казахский ученый Кирим Мынбаев сообщил, как защитников города вдохновило обращение Джамбула—«Ленин г р а д ц ы -д е т и мои!» В другом письме фронтовики Дюйсекее и Сахаров просили акьша прислать небольшую песню бойцам их ча сти. Старик ответил им взволно ванной поэмой, обошедшей все фронты. Огромную переписку вел Дж ам бул с колхозниками Казахстана и детьми. Наиболее интересные письма по эта подготовлены к печати. ПЬЕСА А. ТОЛСТОГО «ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ»—НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА Историко-революционный роман - решнть, как подобрать материал, jтрилогия Алексея Толстого «Хож- как творчески изучить, сконцент рировать его по тем вопросам, раз бору которых будет посвящено за нятие. Чтобы улучшить подготовку офицеров, надо улучшить инструк таж и контроль руководителей как по содержанию,■так и по методике проводимых ими занятий. Само стоятельная учеба офицеров-руко- водителей должна проводиться по периодическим заданиям высших штабов. Следует периодически за слушивать руководителей и обсуж дать их разработки на офицерских группах и в печати. дение по мукам» переделан по з а к азу Малого театра в пьесу д р а - ' матургом О. Литовским. Сцениче ская композиция сделана по плану Толстого, который еще в январе 1945 года, уже будучи тяжело больным, вносил устные поправки во 2-й вариант инсценировки. Центральное место в пьесе зани мает судьба главных героев рома на — Телегина, Рощина, Кати и Даши. В пьесе введено «Слово от автора». Пьеса «Хождение по мукам- принята к постановке на сцене М а лого театра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz