Североморский летчик. 1945, октябрь.

На морском аэродроме СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 4 октября 1945 г., № 236 (616) =5 і! К оманда водолазов, старшиной которой служит старшии сержант А. Смирнов, обеспечила тысячи вылетов морских самолетов на разведку и поиск подводных лодок, на выполне­ ние специальных заданий и на учебно-боевую подготовку. Во­ долазами был выпущен и принят каждый самолет. В самую тяжелую погоду, зимой и летом — они делают свое дело скромно и незаметно. На снимке —водолазы готовятся принять самолет. Справа—старшина команды старший сержант А. Смир­ нов, прослуживший в части шесть лет и награжденный меда­ лями «За боевые заслуги» и «За оборону Советского З а ­ полярья». Капитан Г. С И Н Е Г У Б Занятия в кандидатской группе 'Повышение идейно-теоретиче­ ского уровня молодых коммуни- стоа — одна из важнейших задач большевистского воспитания. На ярких примерах истории больше­ вистской партии, на образах соз­ дателей и вдохновителей партии большевиков, на примерах органи­ зованности, сплоченности, прин­ ципиальности и крепкой дисцип­ лины молодые коммунисты фор­ мируют свое сознание и воспиты­ вают качества, присущие боль­ шевикам. Основная форма изучения исто­ рии ВК ГІ(б) — самостоятельная работа над книгой. Чтобы помочь молодым коммунистам в их само­ стоятельной учебе, созданы груп­ пы по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». У нас кандидатская группа на­ чала работать с ноября 1944 года. За этот перод мы изучили 10 глав и приступили к изучению 11-й гла­ вы. Те кандидаты ВКП(б), кото­ рые не ограничиваются только по­ сещением занятий, а системати­ чески работают по изучению марксистско-ленинской теории, — как правило, являются образцом it повышении своего идейно-поли­ тического уровня, отличниками бо­ евой и политической подготовки. Кандидат ВКП(б) т. Мотев ре­ гулярно, с большим желанием по­ сещает занятия, серьезно готовит­ ся к собеседованиям. Это помога­ ет ему закрепить свои знания. Сей­ час т. Мотев подготовил себя для более глубокого изучения «Кратко­ го курса истории ВКП{6)» с при- ьлечением первоисточников. Свои інания он передает товарищам. В кубриках он проводит собеседова­ ния по отдельным вопросам исто­ рии партии и связывает их с те­ кущими событиями. С первых дней вступления в кан­ дидаты партии серьезно взялся за изучение Краткого курса исто­ рии партии кандидат ВКП(б) т. Буйволов. Умело используя зан я­ тия в кандидатской группе и са­ мостоятельную работу, он добил­ ся хороших результатов и являет- : ся примером для всех коммуни- ! стов. Наряду с этим он отлично знает свою специальность и по­ вседневно изучает опыт Отечест- 1венной войны, помогает своим то- 'варищам. Хорошо учатся и канди­ даты в члены ВКП(б) тт. Касат­ кин, Горячев и др. Но не все молодые коммунисты I серьезно относятся к учебе. Тт. Сумин, Данилин, Новиков халатно (относятся к повышению своего идейно-теоретического уровня. Они пропустили много занятий по неуважительным причинам, и почти не работают самостоятель­ но над книгой. На заседании партийного бюро был заслушан ряд кандидатов партии о их учебе в кандидатской группе и самостоятельной работе го изучению истории партии. Н уж ­ но сказать, что это дает свои р е­ зультаты. Так, кандидат В'КЩб) т. Лукин плохо посещал занятия и не готовился к ним. Его заслу­ шали на заседании бюро и после этого он стал регулярно посещать занятия и тщательно готовиться к j ним. Однако с посещаемостью еще неблагополучно. Парторги под- I разделений не взялись по-настоя­ щему за воспитание молодых к о м ­ м у н и с т о в , не контролируют, как они самостоятельно работают над собой, как посещают занятия кан- I дидатской группы. -О— Майор Л. Н А К О Н Е Ч Н Ы Й ПОЛЕТЫ НОЧЬЮ Семинар редакторов В части, где т. Дедясов, состо­ ялось совещание редакторов стен­ ных газет и «Боевых листков». Низовая печать части как в период Отечественной войны, так и сейчас, в дни учебы к работы в мирных условиях, является помощ­ ником командования и партийной организации в успешном решении задач, стоящих перед частью. В каждом взводе к подразделении регулярно выходят 'Боевые лист­ ки» и стенные газеты. В них отра­ жается повседневная жизнь и ра­ бо та личного состава, показыва­ ются лучшие бойцы и командиры. Сделав на совещании обзор низо­ вой печати и показав ее положи­ тельные стороны и недостатки, старшин лейтенант т. Дедясов о т ­ метил лучших редакторов и по­ ставил перед ними задачи на бли­ жайшее время. -О - В е ч е р м о л о д е ж и В гарнизонном клубе состоялся зечер молодежи, посвященный 25-летию со дня речи В. И. Ленина на III с’езде комсомола. Комсомольцы и молодежь слушали доклад капитана т. Жеглова на тему. *Речь Владимира И льич . Ленина на Тоетьем с’езде ком­ сомола о задачах союзов молодежи». После доклада демонстрировался кинофильм. Боевые действия советской авиации ночью, так широко имев­ шие место во время Отечественной войны, были весьма эффективными. Враг испытывал уничтожающие удары с воздуха, которые наносили ему ночью сталинские соколы. Ночные налеты на Берлин. Кениг­ сберг и другие города Германии, глубокие ночные рейды доблест­ ных эскадрилий авиации дальнего действия по различным военным тыловым об’ектам немцев — это поистиие образцы воинского ма­ стерства, которые составят одну из славных страниц боевой истории войны. Нам известны также блестящие ночные операции, проведенные воз­ душными силами наших союзников. Большое значение имели ноч­ ные действия североморской авиа­ ции в годы Отечественной войны. Начиная с осени 1941 года и до са­ мого окончания боев, наши летчики всякий раз использовали поляр­ ную ночь, чтобы, прикрываясь ею, появляться над базами, аэродрома­ ми и линией фронта противника. Не редко в таких налетах участвова­ ли одновременно по нескольку д е ­ сятков экипажей североморцев, ко ­ торые наносили ощутительные уд а­ ры по врагу, не имея, или почти не имея, потерь. Вылет на боевое задание ночью имеет много положительных сто­ рон. Он обеспечивает внезапность появления над противником, помо­ гает маскироваться от его ПВО, дает возможность, почти всегда, экипажам действовать более сво­ бодно, что, в свою очередь, при умелом преодолении известных трудностей, приносит хорошую эффективность удара. Поэтому подготовка экипажей к вылету на боевые задания ночью — необхо­ дима» задача каждого экипажа в период учебно-боевой подготовки. — Сделаем ночь своей союзни­ цей! - - этот клич мы часто слы­ шали в боевое время. Он справед­ лив. Д л я летчика, овладевшего в совершенстве ночным полетом, ночь — союзница в бою. Это неопровержимая истина. Но ночь становится союзницей летчику только тогда, когда он свободно, так же, как и днем, умеет летать ночью, когда он достиг высшего своего мастерства — умения пило­ тировать самолет в темноте. Ночной полет — трудный полет. Чтобы овладеть им, необхддима специальная подготовка. Вот поче­ му теперь, когда перед северомор­ скими летчиками стоят задачи дальнейшего повышения боевого мастерства, овладение ночным по­ летом приобретает важнейшее зна­ чение для каждого экипажа. Ж е л а я поделиться своим опытом ночных полетов с молодыми л ет­ чиками, в своих записках я *очу подробнее остановиться на неко­ торых вопросах. 1. ТРЕБОВАНИЯ К НОЧНЫМ ПОЛЕТАМ «Летная подготовка является о д ­ ним из важнейших элементов бое­ вой подготовки воздушных сил. Высокий уровень ее предопреде­ ляет собой возможность наиболее эффективно использовать все по­ ложительные тактические свойства и огонь авиации в воздушном j I J Н а у м а СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 27 сентября под председатель­ ством академика А. М. Терпигоре- ва в Академии Наук СССР откры­ лась сессия отделения техниче­ ских наук. На первом заседании был за­ слушан доклад академика В. Н. Образцова о реконструкции ж ел ез­ нодорожного транспорта. Д о к л а д ­ чик подробно остановился на з а ­ дачах, стоящих перед транспортом в связи с разработкой плана пяти­ летки. Академик Образцов указы­ вает, что в 1950 году грузооборот будет значительно увеличен. Что­ бы обеспечить его рост, необходи- • НЕСКОЛ ЬКО СОВЕТОВ МОЛОДОМУ Л ЕТ ЧИКУ • бою»,—говорит перзыи пункт Н а­ ставления по производству поле­ тов (НПП-38). Подготовке летчика к полетам ночью, как высшей стадии его летной подготовки, необходимо \д е л я т ь самое серьезное внимание и начинать ее с простых элемен­ тов полета днем, все более к более усложняя задание и условия и не упуская при этом ни одной мелочи. Обычно у нас принято считать, что летчик, налетавший на данном типе самолета не менее 50 часов и освоивший с оценкой на «хорошо» технику пилотирования под колпа­ ком. может быть допущен к выле­ ту ночью. Предполагается, что данный летчик хорошо знает мате­ риальную часть самолета и мотора, грамотно ее эксплоатирует, хорошо знает оборудование самолета и особенно — пилотажные приборы, без ошибок научился производить отсчеты в показаниях приборов, хорошо знает теорию полета. Тре­ бования эти хорошо известны каждому. Я бы хотел лишь оста­ новиться на необходимости знания для будущего ночника взаимодей­ ствия показаний приборов в поле­ те и умения четко, без путаницы пользоваться ими. Этим весьма важным качеством летчнка-ночни- ка. можно овладеть только в ито­ ге глубокого изучения конструк­ ции каждого прибора и его работы. Однако и этого недостаточно. Д л я ночника очень важно отра­ ботать навык быстро разбираться в сЬактических показаниях прибора во время полета, ибо ночью летчи­ ку приходится сохранять простран­ ственное положение самолета в большинстве случаев по приборам. Зная пилотажные приборы и умея ими хорошо пользоваться, ночник должен безукоризненно оттренировать себя в выполнении элементов полета. У каждого лет­ чика существуют личные ощуще­ ния в полете, которые имеют д о ­ вольно большое различие с пока­ заниями приборов, особенно, в на­ чальный период обучения слепому полету. Чтобы «побороть» эти ощу ­ щения и заставить себя верить показаниям приборов (а последние всегда точны і, следует заниматься систематической тренировкой в полетах под колпаком, помня пра­ вило: никогда не надо пытаться совершать слепой полет без необ­ ходимой тренировки. На этот счет приведу высказывания из­ вестного нашим летчикам автора книги «Ваши крылья» Ассена Джорданова: «Пытаться летать в тумане без предварительной тре­ нировки и опыта равносильно то­ му, что вы броситесь в воду на глубоком месте, а затем вспомни­ те, что не умеете плавать...» Большую пользу в обучении сле­ пому полету в первоначальный пе­ риод дает кабина «Линка». Тре­ нируясь в кабине, летчик в более простой обстановке осваивает вза­ имодействие в показаниях прибо­ ров. Одним из важнейших, особенно в условиях нашего театра, требо­ ваний к ночным полетам является мо осуществить большую програм­ му реконстру ктивных работ. Сюда относится, прежде всего, строи­ тельство новых дорог, ряд суще­ ствующих железных ѵдорог будет перестроен, многие — электрифи­ цированы. План предусматривает также с о ­ здание новых типов вагонов и па­ ровозов. которые обеспечат рез­ кое повышение технических скоро­ стей. Докладчик считает, что тех­ ническая скорость товарных поез­ дов должна быть не ниже 50 кило­ метров в час. а пассажирских — 100 километров. Важнейшими задачами являются увеличение веса поездов, сокраще­ ние простоя вагонов под погруз­ кой. позышеняе их оборотов в 2— 2.5 раза. —Социалистический транспорт,— говорит академик Образцов,— должен быть оснащен новейшей техникой. Радиосвязь, автоматика. знание района полетов и обопѵ™ вания его системой ТОС Что н но иметь ввиду при изучении его района? Главное - Д ™' освоить свои аэродром в рал»,„7 1 5 - 2 0 км., чтобы безошибочно распознавать светящиеся ориенти ры, быстро находить их, без оош ки определять направление ветм а также знать напамять препят’ ств.ия на подходах с любым пою' жением старта. Как показывает опыт, бывают случаи, когда лет чики при смене старта из-за недо статочного знания своего района" заходя на посадку, встречаются с препятствиями. 1 Знание инструкции по произвол ству ночных полетов на данном аэродроме играет решающую роль в безопасности полета. Но ограі- ничиваться только теоретическими знаниями этой инструкции не еле- дует. Прежде чем приступить к вывозке молодого летчика ночью после изучения им инструкции следует привлекать его к присут­ ствию хотя бы один раз на ночном старте. После этого можно под­ нять его в воздух на самолете и показать старт и аэродром с воз­ духа, Только когда летчик (а на многомоторном самолете весь эки­ паж) твердо будет представлять всю организацию ночных полетов можно приступать к вывозке ночью. Многолетняя практика обучения летного состава ночным полетам показывает, что лучшей машиной в первоначальной стадии обучения является «Поі-2». Однако следует заметить, что ни в коем случае нельзя до­ пускать во время первоначальной вылазки упрощенчества, как-то: после посадки взлет без зарули-, вания, развороты на неположен­ ной высоте, хождение по малому кругу, расчеты с малой высоты, упрощения в разбивке старта и прочие. Все это в самом начале действует разлагающе на летчика, приучает его к расхлябанности и недисциплинированности. Такой летчик в самом начале ночных по­ летов представит себе, что летать ночью несложно и впоследствии будет безусловно плохим ночни­ ком. Некоторые товарищи при обучении ночным полетам, наобо­ рот, пытаются слишком усложнить их. Следует сказать, что и это из­ лишне. «Крутые» требования так же ухудшают усвояемость техни­ ки ночного полета обучающимся летчиком. Вот основные требования к ноч­ ному полету и к методике его ос­ воения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в осво­ ении программы ввода в строй летчика-ночника надо придержи­ ваться постепенного ознакомле­ ния летчика с .новым делом."Ни в коем случае нельзя переходить к более сложному, не усвоив перво­ начально хорошо простое. Только тщательное и глубокое изучение всех, без исключения, элементов ночного полета может дать пра­ вильное направление и в подго­ товке летчика-ночника. Только тщательное и полное выполнение всех требований ночного полета даст желаемый результат. Продолжение следует. телеуправление, люминисцентное освещение и другие новейшие до­ стижения науки необходимо широ­ ко внедрить на дорогах СССР. На нервом заседании был также заслушан доклад члена-коррес- пондента Академии Наук СССР В. В. Звонкова об организации I смешанных перевозок. ЭКСПЕДИЦИЯ В ЗАПОВЕДНИК ЗАРАУТ-САЙ ] ТЕРМЕЗ. Разведочный архео­ логический отряд Сурхан-Дарьин- Iской комплексной экспедиции про- ! извел дополнительное обследова­ ние заповедника Зараут-Сай, рас- ; положенного на восточном склоне : гор Таштанг-Таѵ в Ширабадском районе. На одной из скал отряд : обнаружил неизвестные до сих пор оисунки, изображающие людей и животных. По своему характеру ] эти изображения должны быть от- 1несены к бронзовому периоду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz