Североморский летчик. 1945, октябрь.
На морском аэродроме СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 4 октября 1945 г., № 236 (616) =5 і! К оманда водолазов, старшиной которой служит старшии сержант А. Смирнов, обеспечила тысячи вылетов морских самолетов на разведку и поиск подводных лодок, на выполне ние специальных заданий и на учебно-боевую подготовку. Во долазами был выпущен и принят каждый самолет. В самую тяжелую погоду, зимой и летом — они делают свое дело скромно и незаметно. На снимке —водолазы готовятся принять самолет. Справа—старшина команды старший сержант А. Смир нов, прослуживший в части шесть лет и награжденный меда лями «За боевые заслуги» и «За оборону Советского З а полярья». Капитан Г. С И Н Е Г У Б Занятия в кандидатской группе 'Повышение идейно-теоретиче ского уровня молодых коммуни- стоа — одна из важнейших задач большевистского воспитания. На ярких примерах истории больше вистской партии, на образах соз дателей и вдохновителей партии большевиков, на примерах органи зованности, сплоченности, прин ципиальности и крепкой дисцип лины молодые коммунисты фор мируют свое сознание и воспиты вают качества, присущие боль шевикам. Основная форма изучения исто рии ВК ГІ(б) — самостоятельная работа над книгой. Чтобы помочь молодым коммунистам в их само стоятельной учебе, созданы груп пы по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)». У нас кандидатская группа на чала работать с ноября 1944 года. За этот перод мы изучили 10 глав и приступили к изучению 11-й гла вы. Те кандидаты ВКП(б), кото рые не ограничиваются только по сещением занятий, а системати чески работают по изучению марксистско-ленинской теории, — как правило, являются образцом it повышении своего идейно-поли тического уровня, отличниками бо евой и политической подготовки. Кандидат ВКП(б) т. Мотев ре гулярно, с большим желанием по сещает занятия, серьезно готовит ся к собеседованиям. Это помога ет ему закрепить свои знания. Сей час т. Мотев подготовил себя для более глубокого изучения «Кратко го курса истории ВКП{6)» с при- ьлечением первоисточников. Свои інания он передает товарищам. В кубриках он проводит собеседова ния по отдельным вопросам исто рии партии и связывает их с те кущими событиями. С первых дней вступления в кан дидаты партии серьезно взялся за изучение Краткого курса исто рии партии кандидат ВКП(б) т. Буйволов. Умело используя зан я тия в кандидатской группе и са мостоятельную работу, он добил ся хороших результатов и являет- : ся примером для всех коммуни- ! стов. Наряду с этим он отлично знает свою специальность и по вседневно изучает опыт Отечест- 1венной войны, помогает своим то- 'варищам. Хорошо учатся и канди даты в члены ВКП(б) тт. Касат кин, Горячев и др. Но не все молодые коммунисты I серьезно относятся к учебе. Тт. Сумин, Данилин, Новиков халатно (относятся к повышению своего идейно-теоретического уровня. Они пропустили много занятий по неуважительным причинам, и почти не работают самостоятель но над книгой. На заседании партийного бюро был заслушан ряд кандидатов партии о их учебе в кандидатской группе и самостоятельной работе го изучению истории партии. Н уж но сказать, что это дает свои р е зультаты. Так, кандидат В'КЩб) т. Лукин плохо посещал занятия и не готовился к ним. Его заслу шали на заседании бюро и после этого он стал регулярно посещать занятия и тщательно готовиться к j ним. Однако с посещаемостью еще неблагополучно. Парторги под- I разделений не взялись по-настоя щему за воспитание молодых к о м м у н и с т о в , не контролируют, как они самостоятельно работают над собой, как посещают занятия кан- I дидатской группы. -О— Майор Л. Н А К О Н Е Ч Н Ы Й ПОЛЕТЫ НОЧЬЮ Семинар редакторов В части, где т. Дедясов, состо ялось совещание редакторов стен ных газет и «Боевых листков». Низовая печать части как в период Отечественной войны, так и сейчас, в дни учебы к работы в мирных условиях, является помощ ником командования и партийной организации в успешном решении задач, стоящих перед частью. В каждом взводе к подразделении регулярно выходят 'Боевые лист ки» и стенные газеты. В них отра жается повседневная жизнь и ра бо та личного состава, показыва ются лучшие бойцы и командиры. Сделав на совещании обзор низо вой печати и показав ее положи тельные стороны и недостатки, старшин лейтенант т. Дедясов о т метил лучших редакторов и по ставил перед ними задачи на бли жайшее время. -О - В е ч е р м о л о д е ж и В гарнизонном клубе состоялся зечер молодежи, посвященный 25-летию со дня речи В. И. Ленина на III с’езде комсомола. Комсомольцы и молодежь слушали доклад капитана т. Жеглова на тему. *Речь Владимира И льич . Ленина на Тоетьем с’езде ком сомола о задачах союзов молодежи». После доклада демонстрировался кинофильм. Боевые действия советской авиации ночью, так широко имев шие место во время Отечественной войны, были весьма эффективными. Враг испытывал уничтожающие удары с воздуха, которые наносили ему ночью сталинские соколы. Ночные налеты на Берлин. Кениг сберг и другие города Германии, глубокие ночные рейды доблест ных эскадрилий авиации дальнего действия по различным военным тыловым об’ектам немцев — это поистиие образцы воинского ма стерства, которые составят одну из славных страниц боевой истории войны. Нам известны также блестящие ночные операции, проведенные воз душными силами наших союзников. Большое значение имели ноч ные действия североморской авиа ции в годы Отечественной войны. Начиная с осени 1941 года и до са мого окончания боев, наши летчики всякий раз использовали поляр ную ночь, чтобы, прикрываясь ею, появляться над базами, аэродрома ми и линией фронта противника. Не редко в таких налетах участвова ли одновременно по нескольку д е сятков экипажей североморцев, ко торые наносили ощутительные уд а ры по врагу, не имея, или почти не имея, потерь. Вылет на боевое задание ночью имеет много положительных сто рон. Он обеспечивает внезапность появления над противником, помо гает маскироваться от его ПВО, дает возможность, почти всегда, экипажам действовать более сво бодно, что, в свою очередь, при умелом преодолении известных трудностей, приносит хорошую эффективность удара. Поэтому подготовка экипажей к вылету на боевые задания ночью — необхо дима» задача каждого экипажа в период учебно-боевой подготовки. — Сделаем ночь своей союзни цей! - - этот клич мы часто слы шали в боевое время. Он справед лив. Д л я летчика, овладевшего в совершенстве ночным полетом, ночь — союзница в бою. Это неопровержимая истина. Но ночь становится союзницей летчику только тогда, когда он свободно, так же, как и днем, умеет летать ночью, когда он достиг высшего своего мастерства — умения пило тировать самолет в темноте. Ночной полет — трудный полет. Чтобы овладеть им, необхддима специальная подготовка. Вот поче му теперь, когда перед северомор скими летчиками стоят задачи дальнейшего повышения боевого мастерства, овладение ночным по летом приобретает важнейшее зна чение для каждого экипажа. Ж е л а я поделиться своим опытом ночных полетов с молодыми л ет чиками, в своих записках я *очу подробнее остановиться на неко торых вопросах. 1. ТРЕБОВАНИЯ К НОЧНЫМ ПОЛЕТАМ «Летная подготовка является о д ним из важнейших элементов бое вой подготовки воздушных сил. Высокий уровень ее предопреде ляет собой возможность наиболее эффективно использовать все по ложительные тактические свойства и огонь авиации в воздушном j I J Н а у м а СЕССИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК 27 сентября под председатель ством академика А. М. Терпигоре- ва в Академии Наук СССР откры лась сессия отделения техниче ских наук. На первом заседании был за слушан доклад академика В. Н. Образцова о реконструкции ж ел ез нодорожного транспорта. Д о к л а д чик подробно остановился на з а дачах, стоящих перед транспортом в связи с разработкой плана пяти летки. Академик Образцов указы вает, что в 1950 году грузооборот будет значительно увеличен. Что бы обеспечить его рост, необходи- • НЕСКОЛ ЬКО СОВЕТОВ МОЛОДОМУ Л ЕТ ЧИКУ • бою»,—говорит перзыи пункт Н а ставления по производству поле тов (НПП-38). Подготовке летчика к полетам ночью, как высшей стадии его летной подготовки, необходимо \д е л я т ь самое серьезное внимание и начинать ее с простых элемен тов полета днем, все более к более усложняя задание и условия и не упуская при этом ни одной мелочи. Обычно у нас принято считать, что летчик, налетавший на данном типе самолета не менее 50 часов и освоивший с оценкой на «хорошо» технику пилотирования под колпа ком. может быть допущен к выле ту ночью. Предполагается, что данный летчик хорошо знает мате риальную часть самолета и мотора, грамотно ее эксплоатирует, хорошо знает оборудование самолета и особенно — пилотажные приборы, без ошибок научился производить отсчеты в показаниях приборов, хорошо знает теорию полета. Тре бования эти хорошо известны каждому. Я бы хотел лишь оста новиться на необходимости знания для будущего ночника взаимодей ствия показаний приборов в поле те и умения четко, без путаницы пользоваться ими. Этим весьма важным качеством летчнка-ночни- ка. можно овладеть только в ито ге глубокого изучения конструк ции каждого прибора и его работы. Однако и этого недостаточно. Д л я ночника очень важно отра ботать навык быстро разбираться в сЬактических показаниях прибора во время полета, ибо ночью летчи ку приходится сохранять простран ственное положение самолета в большинстве случаев по приборам. Зная пилотажные приборы и умея ими хорошо пользоваться, ночник должен безукоризненно оттренировать себя в выполнении элементов полета. У каждого лет чика существуют личные ощуще ния в полете, которые имеют д о вольно большое различие с пока заниями приборов, особенно, в на чальный период обучения слепому полету. Чтобы «побороть» эти ощу щения и заставить себя верить показаниям приборов (а последние всегда точны і, следует заниматься систематической тренировкой в полетах под колпаком, помня пра вило: никогда не надо пытаться совершать слепой полет без необ ходимой тренировки. На этот счет приведу высказывания из вестного нашим летчикам автора книги «Ваши крылья» Ассена Джорданова: «Пытаться летать в тумане без предварительной тре нировки и опыта равносильно то му, что вы броситесь в воду на глубоком месте, а затем вспомни те, что не умеете плавать...» Большую пользу в обучении сле пому полету в первоначальный пе риод дает кабина «Линка». Тре нируясь в кабине, летчик в более простой обстановке осваивает вза имодействие в показаниях прибо ров. Одним из важнейших, особенно в условиях нашего театра, требо ваний к ночным полетам является мо осуществить большую програм му реконстру ктивных работ. Сюда относится, прежде всего, строи тельство новых дорог, ряд суще ствующих железных ѵдорог будет перестроен, многие — электрифи цированы. План предусматривает также с о здание новых типов вагонов и па ровозов. которые обеспечат рез кое повышение технических скоро стей. Докладчик считает, что тех ническая скорость товарных поез дов должна быть не ниже 50 кило метров в час. а пассажирских — 100 километров. Важнейшими задачами являются увеличение веса поездов, сокраще ние простоя вагонов под погруз кой. позышеняе их оборотов в 2— 2.5 раза. —Социалистический транспорт,— говорит академик Образцов,— должен быть оснащен новейшей техникой. Радиосвязь, автоматика. знание района полетов и обопѵ™ вания его системой ТОС Что н но иметь ввиду при изучении его района? Главное - Д ™' освоить свои аэродром в рал»,„7 1 5 - 2 0 км., чтобы безошибочно распознавать светящиеся ориенти ры, быстро находить их, без оош ки определять направление ветм а также знать напамять препят’ ств.ия на подходах с любым пою' жением старта. Как показывает опыт, бывают случаи, когда лет чики при смене старта из-за недо статочного знания своего района" заходя на посадку, встречаются с препятствиями. 1 Знание инструкции по произвол ству ночных полетов на данном аэродроме играет решающую роль в безопасности полета. Но ограі- ничиваться только теоретическими знаниями этой инструкции не еле- дует. Прежде чем приступить к вывозке молодого летчика ночью после изучения им инструкции следует привлекать его к присут ствию хотя бы один раз на ночном старте. После этого можно под нять его в воздух на самолете и показать старт и аэродром с воз духа, Только когда летчик (а на многомоторном самолете весь эки паж) твердо будет представлять всю организацию ночных полетов можно приступать к вывозке ночью. Многолетняя практика обучения летного состава ночным полетам показывает, что лучшей машиной в первоначальной стадии обучения является «Поі-2». Однако следует заметить, что ни в коем случае нельзя до пускать во время первоначальной вылазки упрощенчества, как-то: после посадки взлет без зарули-, вания, развороты на неположен ной высоте, хождение по малому кругу, расчеты с малой высоты, упрощения в разбивке старта и прочие. Все это в самом начале действует разлагающе на летчика, приучает его к расхлябанности и недисциплинированности. Такой летчик в самом начале ночных по летов представит себе, что летать ночью несложно и впоследствии будет безусловно плохим ночни ком. Некоторые товарищи при обучении ночным полетам, наобо рот, пытаются слишком усложнить их. Следует сказать, что и это из лишне. «Крутые» требования так же ухудшают усвояемость техни ки ночного полета обучающимся летчиком. Вот основные требования к ноч ному полету и к методике его ос воения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в осво ении программы ввода в строй летчика-ночника надо придержи ваться постепенного ознакомле ния летчика с .новым делом."Ни в коем случае нельзя переходить к более сложному, не усвоив перво начально хорошо простое. Только тщательное и глубокое изучение всех, без исключения, элементов ночного полета может дать пра вильное направление и в подго товке летчика-ночника. Только тщательное и полное выполнение всех требований ночного полета даст желаемый результат. Продолжение следует. телеуправление, люминисцентное освещение и другие новейшие до стижения науки необходимо широ ко внедрить на дорогах СССР. На нервом заседании был также заслушан доклад члена-коррес- пондента Академии Наук СССР В. В. Звонкова об организации I смешанных перевозок. ЭКСПЕДИЦИЯ В ЗАПОВЕДНИК ЗАРАУТ-САЙ ] ТЕРМЕЗ. Разведочный архео логический отряд Сурхан-Дарьин- Iской комплексной экспедиции про- ! извел дополнительное обследова ние заповедника Зараут-Сай, рас- ; положенного на восточном склоне : гор Таштанг-Таѵ в Ширабадском районе. На одной из скал отряд : обнаружил неизвестные до сих пор оисунки, изображающие людей и животных. По своему характеру ] эти изображения должны быть от- 1несены к бронзовому периоду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz