Североморский летчик. 1945, ноябрь.

I 29 ноября 1945 г., № 232- <662'}. СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК •" — 3 ЧЕМУ НАУЧИЛИНАС ЗАНЯТИЯ В ПАРТИЙНОЙ ШКОЛЕ Р а з д в и н у т ы е г о р и з о н т ы Когда я прибыл служи ть в се ­ в е р о м о р скую авиацию, партийные школы уже работали. В такую школу был направлен и я. С пер­ вых дней занятий я убедился, ^ак много дает мне учеба в шко­ те для практической работы. Она помогла мне систематизировать знания, расширила мой кругозор. Секции подполковника т. К ры л о ­ ва тт. Вялого, Чапаева, Ж еглова н других были интересными, д а ­ вали очень много пользы сл уш а­ телям. Слушатели не ограничива­ лись изучением «Краткого курса истории ВКП(б)» по среднему зеену, а готовясь к классно-груп- повым занятиям, изучали перво­ источники, читали дополнитель­ ную литературу. Классно-труппо- вые занятия проходили активно и интересно. Возникали горячие д и ­ скуссии, росло с каждым разом число выступающих. Самостоятельная работа над со­ бой дает возможность глубоко изучить тот или иной материал. Я весь период учебы системно, R дополнение к лекциям, изучал первоисточники, читал дополни­ тельную литературу и конспекти­ ровал. А вопросы, которые мне самому трудно было понять, выяс­ нял на семинарских занятиях. П е ­ ред многими классными занятия­ ми мы вдвоем—втроем разбирали и обсуждали узловые вопросы предстоящего семинара. Готовясь к экзаменам, я со ста­ вил план и начал сам остоятель­ ную работу по повторению прой­ денного материала. З а период подготовки повторил: «Краткий курс истории ВКП(б)», книгу товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза», работы В. И . Ленина: «Что такое «друзья народа» и как они воюют против соци ал -д е­ мократов», «Что делать?», «Две тактики социал демократии в д е ­ мократической революции», «Шаг вперед, два шага назад», «М ате­ риализм и эмпириокритицизм» и другие. Большую помощь оказали в подготовке к экзаменам к он су л ь­ тации, организованные при парт­ кабинете. Настойчивая, систематическая самостоятельная работа над со- і бой помогла мне сдать отлично ■экзамены по всем дисциплинам и значительно раздвинула мои т е о ­ ретические горизонты. Младший лейтенант И. Н А Л И В К А . Н А Б Ы Т О В Ы Е Т Е М Ы Ввидузанеимением.. В парткабинете Н-ского гарнизона. На снимке: капитан т. К. Ж егл о в дает телям парткабинета. консультацию посети- Фото А. Типанова. Г л а в н о е - с а м о с т о я т е л ь н а я а б о т а Настойчивое изучение марксизма - ленинизма является прямым делом каждого советско­ го оДицера, каждого воина Воен­ но-Морского Флота. Большевист­ ская партия всегда удел ял а и удел яет серьезное внимание это ­ му вопросу, оказывая всемерное содействие коммунистам в повы­ шении идейно - политического уровня. Созданные партийные школы явились помощью каждому активисту по марксистско-ленин­ скому образованию. П еред нача­ лом учебы у некоторых слуш ате­ лей создавалось ложное впечатле­ ние о том, что, мол, мы н еско л ь­ ко раз уж е изучали «Краткий курс истории ВКП(б)», а книгу товарища Сталина о «Великой Отечественной войне Советского Союза» тем более знаем, так как мы сами участвовали в войне. Однако ход учебы показал, что кое-кто из политработников, в том числе и я, не знали глубоко отдельных вопросов истории боль­ шевистской партии и книги •товарища Сталина. Особенно убе дительно это выяснилось на к л а с ­ сно-групповых занятиях. Учеба в школе партийного акти ­ ва, прежде всего, выработала си ­ стему в работе над собой, за ст а ­ вила глубж е вникать, шире раз­ бираться в вопросах теории. Все лекции, собеседования, ко- теории 1 торые с нами проводились, явл я­ лись вспомогательным средством в учебе, главным была самостоя­ тельная работа. Мне, в связи с отдаленностью базирования части, пришлось пропустить часть заня­ тий. Это, конечно, затруднило ѵчебу. Однако систематическая самостоятельная работа над собой позволила не отстать от товари­ щей. Старики утверждают, что во дали, з время их молодости существовали палея, парикмахерские по принципу кон- ный а вейера. Кресел было много, но ное мо каждый из мастеров выполнял ■нося э свою, строго ограниченную фукк- діі К». цию. Один только мылил лица. И . и другой брил, третий подстригал воеинс начерно, т. е. производил первона- ставал чальную обработку машинкой, а четвертый, самый квалифицирован- мам*:*.- ный мастер, переходил с ножннца- нсех о ми в руках от одного кресла к другому, завершая производствен­ ный процесс стрижки волос. Клиент терпеливо ожидал к се- ! бе очередного мастера, с тоской j во взоре следя за креслом, где , Iнужный ему мастер выполнял свою Т • [операцию. всех, I Почти в аналогичном положе- форме ніш находилась наша парикмахер- Не ская Военфлотторга (гарнизон, где т. Литвинов) на протяжении д о л ­ гих месяцев. На вооружении этой парикмахер­ ской состояли одни ножницы уста­ релой конструкции и один пома­ зок для бритья. Характерной чертой единствен­ ного помазка парикмахерской, о т ­ личающей его от всех остальных помазков мира, была необыкновен­ ная длина и необычайная густота волос. Длина волос колебалась от 1 до 2-х сантиметров, а по густоте помазок преспокойно можно было бы назвать плешивым. Парикмахера* ботаег ввиду за кисточек и m электрических 23.45 г< іе волио* шяствен- нмл у пор­ то трлге- л-ред- ііроч- парах­ ис ра- мснием Iмента, «почек. ЗИМ умилял стилем, ем подшк Э'Ж уме М затора М прямо — .ю не бле- лъ только, ароаа мет ибо содер- < нельзя более кса Военфлот- лл ионные обо- ж Особенно много пришлось пора­ ботать в период подготовки к экзаменам. Время, отведенное на подготовку к зачетам, я исполь­ зовал полностью. Кроме «Краткого курса истории ВКП(б)» прочитал и проработал с конспектированием основных вопросов работы товари- рища Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов», «Что д е ­ лать?», «Две тактики социал-де­ мократии в демократической ре­ волюции», «Шаг вперед, два шага назад». Сейчас, после экзаменов в пар­ тийной школе, необходимо к аж ­ дому из нас не успокаиваться на полученных знаниях, а еще серь­ езнее, настойчивее работать над своим идейно-политическим кру­ гозором, всемерно расширяя его. Это — один из важнейших мо­ ментов всей практической д е я ­ тельности политработника. Гвардии капитан В. Ж А БИН . об'я іцеі что noj жаине об’явлеин лестно для нач; торга, ішеющег< і роты... ! Содержание этого об'явления, кстати сказать, может быть отне­ сено не к одной парикмахерской, а ; к сожалению, и ко всей работе і Военфлотторга. Ведь можно же ; было, например, преспокойно иа дверях нашего магазина написать: Вышеуказанный инструмент при­ ходился на долю трех работников (мастера, парикмахера и ученика). Каждый из работников работал на 1/3 своей мощности, а клиенты ожидали п 3 раза больше обычно­ го ожидания, которое исчислялось в хорошее время в среднем 60 ми­ нутами. Так продолжалось довольно д о л ­ го. Мастера волновались, говори­ ли своему военфлотторговском> начальству, .ругались, наконец. А клиенты терпеливо ожидали, когда начальник Военфлотторга т. Mo- j нашаров подумает о скорбной уча- ' ■сти офицеров, теряющих по не- | сколько часов д л я того, чтобы привести себя в санитарно-гигие- 1 Магазин не работает; ввиду за неимением про- і давцов, товаров и души у | работников Военфлотторга. I Однако магазин не работал г. течение почти целого месяца, но об’явления такого никто не напи­ сал. А ж аль: надо было! Вообще, т. Монашаров, позволь­ те вас спросить: — Скоро ли наступит такое в р е­ мя, когда Военфлотторг всерьез займется нуждами офицеров и вы­ бросит из своего лексикона ч уж ­ дые нам слова «Ввиду за неиме­ нием?.. Займитесь с душой этим важным делом — и, ей богу, такое время нітческии порядок. наступят очень скоро! И так все волновались и ожи- Капитан Я. БЯЛЫЙ . К О М С О М О Л Ь С К О Е С О Б Р А Н И Е О П О Д Г О Т О В К Е К В Ы Б О Р А М шло активно. Многие товарищи выступили э прениях и задавали вопросы докладчикѵ, н а которые получили достаточно полные отве­ ты. Краснофлотец Ш. А Р БОЛИШ ВИЛИ . В подразделении, где комсоргом т. Яловенко, на-днях проведено комсомольское собрание с вопро­ сом! об изучении «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» комсомольцами и несоюз­ ной молодежью . Собрание про- Н. Ш п а н о в Продолжение. Нач. см. в №№ за 20, 21, 22, 23, 24, 25 и 28 ноября. Мысль моя непрерывно работала «ад тем, какую бы вещ ь и з при­ надлежащих кассиру взять д л я изучения е го дактилоскопического паспорта. Но, к а к назло, я не в и ­ дел у него ни одного предмета с гладкой поверхностью , на к о т о ­ рую хорошо л ож а т с я оттиски. И тут вдруг мне пришла мысль, к о ­ торую я немедленно поспешил привести в исполнение. —- Мне в се ж е очень хочется понять, — с к аза л я пастору, — как ®ы определяете, к ако й рукой с д е ­ ланы отпечатки. Попросим госпо­ дина Хеккерта ещ е раз оттиснуть свои пальцы, и вы на примере об’ясните мне. Можно? — Охотно, — с к азал пастор. Он взял ку сочек хлеба, тщ а ­ тельно размял его, и, слепив про­ долговатую лепешку, прижал ее к тарелке ножом так, что поверх­ ность хлеба с т а л а совершенно гладкой. После этого он подошел к кассиру и, ,взяв три средних пальца его-правой руки, прижал их к лепешке. Честное слово, я не стану врать: я волновался, как школьник, и д аж е замешкался, закуривая папи­ росу, к о гд а пастор ск азал мне: — Теперь идите сюда, к свету, я вам кое-что о б ’ясню. Неспеша я подошел к окну и вы слуш ал от него краткую , но очень толковую лекцию по дак ти ­ лоскопии. — Д ай те-к а сюда этот отп еча­ то к ,—ск азал я пастору, я по­ упражняюсь сам. Т оржествующ е я поглядел на Кручинина и встретился с его ве­ селыми, почти издевательски улыбающимися глазами. Я понял, что эта усмешка относится к т о ­ му', к ак ловко обойдены оба об ек- та моего исследования. Я даж е зар д ел с я о т гордости. Н емало тр уда стоило мне с д е р ­ ж аться, чтобы не броситься сразу в комнату и сравнить свою добычу все с тем ж е кастетом и к л еен ­ кой. Я был о т души благодарен Кручи'нину за то, что он, наконец, решительно поднялся, поблагода­ рил собеседников з а компанию, и мы ушли к себе. — Ты сам сверишь слепок? — с волнением спросил я Кручинина. К моему удивлению, он д оволь­ но небрежно отмахнулся и, демон­ стративно зевнув, заявил: — Проверь, старина. А я лучше сосну. Я достаточно хорошо знал К р у­ чинина, чтобы понять, что дело перестало его интересовать. Что ж е случилось? Я был просто ошеломлен. «Что случилось, что случилось?» — не выходило у ме­ ня из головы. Но я молчал. Не д у ­ маю, чтобы при этом мой вид мог внушить кому-либо высокое мне­ ние о моих умственных способно­ стях. Сдерживая досаду, я бросил на стол слепок, добытый с такими ухищрениями. Мне было досадно, что работа оказалась напрасной. Н о раз Кручинин мысленно «по­ кончил» с этим делом, значит, у него были к тому веские основа­ ния: значит, вопрос о непричаст­ ности кассира к убийству шкипера был дл я Кручинина решен каким- то другим, ещ е не известным мне способом, но решен бесповоротно; Р асхаживая по комнате, я молча наблюдал, как Кручинин преспо­ койно укладывается спать, как блаженно закрывает глаза* Я по­ дошел к столу и, по привычке д о ­ водить д о конца всякое исследо­ вание, взял дактилоскопический отпечаток кассира и положил р я­ дом с кастетом... Отпечатки с о ­ шлись. Страшная мысль обожгла мой мозг: братоубийство! Кажется, было из-за чего бро­ ситься к Кручинину, но я сдер- j — Вы уверены в том, что здесь ж ал себя и, подойдя к его постели, j не может быть ошибки? — спро- негромко, как можно равнодушнее, сил он. произнес: ! — Законы дактилоскопии неру- — Как ты это находишь? j шимы, — сказал я уверенно,—От- Он рассеянно поглядел на от- ; печатки пальцев обвиняют неопро­ печатки. Сел в постели, пригля- вержігмее самых достоверных сви ­ делся внимательней. И тут я мог j детелей. Но... мне кажется, что ждать чего угодно, кроме того, ; вам это и не нужно об'яснять. что услышал: I — Д а> ля... Иногда хочется, что- — Так и есть... Что, по-твоему, бы наука была не так неопровер- нужно теперь сделать? — спросил | жима... Братоубийство! Н еуж ел и о я _ івас это слово не заставляет со- — П о ка прибудут законные вла- j дрогаться? сти и можно будет арестовать ста- | — И тем не рика, нужно по крайней мере при- , я . — это т а к - нять меры к тому, чтобы он не менее, — ск азал скрылся. — ...ручаюсь тебе... он не соби­ рается скрываться. — Ты так уверен? — Да. — Я бы все-таки предупредил пастора, чтобы он за ним после­ дил. Ему удобней, чем кому-ни­ будь другому, оставаться Хеккерта. — Правильно придумано, — с о ­ гласился Кручинин, — иди и с к а ­ жи все пастору. — Все? — спросил я. — Все. Когда я вызвал пастора и сказал ему о нашем открытии, он казался настолько потрясенным, что долго не мог ничего произнести. — Б ож е правый, — проговорил он, наконец, — н еуж ели это в о з­ можно? Господи, проста ему... Он несколько мгновений стоял, уронив голову на грудь и молит­ венно сложив руки. 6. В ы с т р е л в т е м н о т е Д ен ь прошел без всяких проис­ шествий. После обеда прибыл фогт. Он совершил несложные формальности. К моему большому удивлению, около і Кручинин ни словом не обмолвил­ ся о столь неопровержимо у ст а­ новленной нами виновности етаі- рого кассира, и версия виновиости Кнуда Анеена приобрела офици­ альный характер. Обнаруженный на месте преступления кастет и бегство проводника казались пред­ ставителям власти достаточными уликами, чтобы дать приказ об изготовлении к завтрашнему дню печатного об’явления. Е го должны были развесить в публичных м е­ стах. В об ’явлении говорилось О' необходимости предать преступни­ ка в руки властей. Продолжение следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz