Североморский летчик. 1945, ноябрь.

2 С Е В Е РО М О РС К И Й Л Е Т Ч И К , 28 ноября 1945 г., Л"» 281 (661^ Авиамеханик старшина т. Шестаков о б с л у ж и л несколько сот боевых вылетов. Сейчас т. Шестаков о с т а л с я на све р х с р о ч н у ю службу в своем подразделении. На снимке: старшина т. Шестаков осматривает мотор после учебного вылета. Фото А. Типаиова. Как мы помогаем командованию Р а б о т а п а р т и й н о й о р г а н и з а ц и и ш т а б а п о о б е с п е ч е н и ю в ы п о л н е н и я п л а н а б о е в о й п о д г о т о в к и С переходом на боевую учебу в условиях мирного времени наша партийная организация перестро­ ила л направила свою д ея т ел ь ­ н о сть на обеспечение плана бо­ евой подготовки. Если в условиях войны основная работа парторга­ низации заклю чал ась в обеспечении выполнения боевы х задач летным и техническим составом, то в мир­ ных условиях она приобретает иной характер. Обеспечить непре­ рывное совершенствование, изуче^- ние боевого опыта Отечественной войны, обучение молодого летного состава, помочь в этой большой работе командиру является основ­ ной задачей в работе парторгани­ зации. Гвардии капитан П . К Р Ю К В П ОМ ОЩ Ь Л ЕТЧИКУ О Б Л Е Д Е Н Е Н И Е С А М О Л Е Т А И Б О Р Ь Б А С Н И М К а п и т а н а в и а ц и о н н о й - т ^ х н и ч е с к о и службы В. МАЛЬКОВ Обледенение самолета — это ’ осаждение льда на кромке крыль­ ев, хвостовом оперении, винте, приемных частях аэронавигацион- ' ных приборов, антенах, деталях карбюратора и т. п. Обледенение ■ изменяет аэродинамические свой­ ства самолета; ухудшает качества его и нарушает режим полета. Признаки обледенения следующие; тряска мотора, получаемая вслед­ ствие обледенения винта и кар- ; бюратора, обмерзание стекол фо­ наря, образование корки льда на .ребре атаки крыла, стабилизаторе, отказ приборов, связанных с тр уб­ ками Пито и Винтурн. Различают несколько видов об­ леденения. Самым опасным обле­ денением является осаждение гладкого, прозрачного льда (голо­ леда), который прочно держится на поверхности самолета. Г л ад ­ кий лед отлагается, обычно, при .полете .в зоне переохлажденного дождя. Скорость нарастания его очень большая: капельки воды, проходя через холодный воздух, становятся переохлажденными, и, встречая на своем пути самолет, замерзают на нем. Кроме того, об­ разование прозрачного льда проис­ ходит и при полете в облаках, состоящих из переохлажденных капелек: капельки при ударе о самолет, прежде чем замерзнуть, растекаются по нему, образуя прочную ледяную корку. Замече­ но, что капельки воды, находя­ щиеся в облаках, могут быть в переохлажденном состоянии при очень .низких температурах (пои м и ­ н у с 20° и ниже). Может обледенеть самолет д аж е при полете в сне­ говых облаках, в которых, наряду со снежинками, имеются мельчай­ шие переохлажденные капельки воды. Эти капельки, ударяясь о самолет, замерзают, образуя на нем налет льда. Если же конден­ сация пара происходит неинтен­ сивно, то переохлажденные к а ­ пельки имеют малые размеры и нарастание льда происходит не так быстро. При этом капельки замерзают не растекаясь, и отло­ жение льда получается ввиде бе­ лесоватого неровного налета (из­ морози), который менее прочно, чем другие, держится на поверх­ ности самолета. При длительном полете в зоне мелких переохлаж­ денных капелек, обледенение мо­ ж ет принимать подчас опасные размеры. Следующей рачновндностью об­ леденения является иней. Он представляет собой кристалличе­ ский падет, который, как прави­ ло, держится на поверхности са­ молета непрочно. Образуется иней при выходе самолета из более хо­ лодных слоев доздѵха в более теплые, но с отрицательной тем­ пературой. Иней покрывает сте кл.; фонаря кабины, защитные стекла оптических прицелов. Д л я того, чтобы иней исчез, требуется некоторое пребывание в температуре окружающего возду­ ха, в которую летчик вышел яз х >- лодных слоев. Наиболее интенсивного обледе­ нения надо ожидать в облаках, находящихся в стадии развития при восходящем движении во зду­ ха и при температуре от 0° до — 10° С. Летом на высотах 2,5—4 клм. полет в слонстообразных об­ лаках почти всегда связан с об­ леденением самолета (обычно тем­ пература на этих высотах бывает от 0~С до —6°С). Пролетая выше и ниже этих высот, можно избе­ жать обледенения. В случае отсутствия антиобле- денительных устройств при на­ чавшемся обледенении нужно вы­ ходить из зоны его. Если же об­ леденение не прекращается, то летчик должен принять решение, исходя из следующего: при изве­ стной высоте нижней кромки об­ лаков выходить под .облачность. Пон наличии тумана или сопок, исключающих выход под облач­ ность, летчик должен набирать высоту. Руководствуясь таким ре­ шением необходимо быстро под­ считать в уме сколько времени самолет будет набирать высоту. Сделать это не трудно. При на­ личии отечественного вариометра, показывающего набор в метрах в секунду, летчик должен решить следующую задачу. Решать ее на­ до так: если в секунду самолет набирает 5 метров, то в минуту он наберет 300 метров. Д л я набора 1000 метров необходимо затра­ тить 3—4 минуты. Американский вариометр показывает футы в ми­ нуту. Цена малого деления на в а ­ риометре равна 200 футам в ми­ нуту. Е сл и принять условием з а ­ дач;! набор высоты, равной трем делениям (соответствует 600 ф у­ тов в минуту), то для набора 1000 метров (3.300 футов) потребуется ■около 5 мин. В зависимости от ; интенсивности начавшегося обле- ! денения летчик может решить, по- j сильна ему эта задача или нет. Обледенение в облаках, насы- ! щенных водяным -паром, может произойти при положительных температурах наружного воздуха (плюс 3 или 4°С). Такое обледене­ ние появляется только на некото­ рых частях самолета, например, на карбюраторе, в котором вследст- . вне испарения горючего и разря­ жения воздуха в диффузорах происходит сильное понижение температуры. Поступление же влажного воздуха к охлаждаю- і щнмся частям карбюратора может привести к их обледенению и, I если не воспользоваться подогре­ вом. то и к выходу из строя. При положительных же температурах ! окружающего воздуха может воз ­ никнуть также и частичное о б л е­ денение планера самолета. Весь самолет будет иметь положитель­ ную температуру, но такие части т о . как ребро атаки крыла, ста- ' лЗЛТОР и винт (до 30 про- :: нтов хорды), трубка Винтурн, ~ тедствие увеличения скорости потока воздуха и разряжения в этих местах, будут иметь темпе- ; .тѵру около 0-С и ниже. Ввиду і этого и могут обмерзнуть. При условиях возможного оо- леденения или уже при начавшем­ ся обледенении летчику необходи­ мо пользоваться всеми имеемыми средствами подогрева и антиобле­ денения. К средствам борьбы с об­ леденением относятся: 1) подогрев карбюратора, 2) подогрев трубки Пито, 3) применение антиобледе­ нителя винта и карбюратора, а также крыльев и хвостового опе­ рения, 4) подогрев или примене­ ние антиобледенителя фонарей и кабин. Разберем пользование каждым средством борьбы с обледенением в отдельности. ПОДОГРЕВ КАРБЮРАТОРА Подогрев карбюратора имеет назначение: а) предупреждать обледенение форсунок дроссельных заслонок, диффузоров, трубок, распылителей и смесепроводов карбюратора: б) ликвидировать уже появив­ шееся обледенение; п) подогревая воздух, обогащать смесь при низких температурах наружного воздуха'. Образование льда в карбюрато­ ре уменьшает свободное сечение для прохода воздуха через диффу­ зор. Это понижает мощность мо­ тора и приводит к его тряске при работе. Кроме того, куски отло­ мавшегося льда могут попасть в нагнетатель и повредить лопатки крыльчатки. Образование льда в карбюраторе при влажном воздухе обычно происходит в пределах температур наружного воздуха і от 20°С и ниже. Вредность обра- Iзопания льда в карбюраторе вполне понятна: лед выводит из строя отдельные детали, систе­ мы и приводит карбюратор к ненормальной работе и даже пол­ ному отказу. Отрицательное дей­ ствие низких температур требует некоторого об’яснения. При низ­ ких температурах ухудшается испаряемость топлива, а это вле­ чет за собой ухудшение и качест­ ва смеси. Получается неполное смешивание воздуха с топливом, часть топлива остается не рас­ пыленной, а ввиде отдельных к а ­ пель (жидкая фаза), которые, полностью не сгорая в цилиндрах мотора, выбрасывается вместе с выхлопными газами наружу. Т а­ ким образом, смесь обедняется. Кроме того, из-за недостаточно­ го испарения частиц топлива, они оседают на всасывающих патруб­ ках и, стекая, попадают в отдель­ ные цилиндры, делая смесь неод­ нородной. Все это приводит к неравномерному крутящему момен­ ту в различных цилиндрах, а зна­ чит и к неравномерной работе мотора — тряске. Мотор не дает полной мощности. С понижением температуры сильно ухудшается и приемистость мотора: вследст­ вие соприкосновения холодной смеси с нагнетателем, всасываю­ щими трубопроводами и цилинд­ рами, мотор быстрей охл ажд ает­ ся. Особенно быстро это ох л аж ­ дение происходит на планирова­ нии. Надо сказать, что переход к б о ­ евой подготовке в мирных у сл о ­ виях был сопряжен с рядом тр у д ­ ностей. Некоторые коммунисты не­ допонимали всех особенностей б о ­ евой подготовки личного состава. Нашлись товарищи, которые т е ­ оретическую подготовку считали совершенно ненужной, а всю у че­ бу ж елали проводить в воздухе, совершенствовать только летную подготовку. О вредности таких настроений говорить не приходит­ ся, поэтому коммунисты повели решительную борьбу с такими на­ строениями. Парторганизация поставила пе­ ред коммунистами задачу довести до каждого летчика требования к боевой подготовке. На партсобра­ нии был обсужден вопрос «О з а ­ дачах коммунистов по организа­ ции учебы летно-технического со­ става». Было решено оказать по­ вседневную помощь подразделе­ ниям в организации ѵчебы. Комму­ нисты тт. Игнашев, Теплов, Ж у ­ ков, Шумин и др. помогали в под­ разделениях изучить руководящие документы, спланировать учебу, организовать учет выполнения плана, чтобы можно бы ло видеть, к а к каждый экипаж выполняет план боевой подготовки. К о м м у н и с т ы ш таба организовали в подразделениях консультации но всем вопросам организации и пла­ нирования ѵчебы личного состава. Э то оказало большую помощь командованию. Каждый коммунист- офицер или нячзльнвк той или иной службы постоянно знал О хо­ де выполнения плана боевой п од­ готовки по определенным видам, знал причины, тормозившие выпол­ нение плана, и своевременно ин- формиэозал командование части для принятия необходимых мер. Так, в июне мы очутились пе­ ред фактом, когда по ряду причин, ; зависящих от работы коммунистов, ! план боевой подготовки по отдель- Iным видам оказался недовыпол­ ненным. Было проведено партий­ ное собрание, на котором обсуди- !ли вопрос Итоги выполнения пла- ; на боевой подготовки и задачи коммунистов по устранению н едо­ статков». С докладом выступил гвардии майор т. Бородавка. Было установлено, что неко­ торые коммунисты недостаточ­ но контролируют ход боевой подготовки з подразделениях. Это ; послужило серьезным сигналом для партбюро, показало необхо­ димость более систематического ; контроля за всеми звеньями учебы. На заседании бюро был постав­ лен доклад коммуниста т. Воло­ шина: «О роли коммунистов B' вы­ полнении плана боевой подготовки I летным составом». Присутствовал командир части. Партийное бюро помогло вскрыть ряд недостатков как з самой системе обучения по этому виду боевой подготовки так и в качестве проводимых зан я­ тий. Товарищам, отвечающим за этот вид боевой подготовки, было предложено устранить отмеченны недостатки. Они выполнили реше­ ние собрания и з а последующ.,,*; месяц план был выполнен ботее чем на 150 процентов. ’ Партбюро теперь практикует Сн і стематпческое заслушивание док' ; ладов коммунистов — начальников Iс л уж б и флагманских специали­ стов — о состоянии боевой учебы в подразделениях. Одним из основных условий ус пешной боевой подготовки лично­ го состава является глубокое изу­ чение боевого опыта Отечествен­ ной войны. Партийное бюро требует от коммунистов изучения этого опыта, накопленного как в части так ВВС и флотом, и популярк- здцтш ѳго среди ЛИЧНОГО состлвэ Эго имеет серьезное значение для нас ещ е и потому, что н аш молодежь не имеет боевого опы- ; та. Когда командование приняло ре­ шение подготовить книгу «Боевой опыт части за годы Отечествен- Iной войны», коммунисты нашей парторганизации приняли в этом д ел е самое активное участие. То­ варищи Игнашев, Шѵлин, Криво- конь, Стригин, Ж у к о в подготови­ ли богатый материал, который сей­ час с большим интересом изучает­ ся молодым летным составом. На партийном собрании обсу­ ж дал ся вопрос «О задачах комму­ нистов штаба по изучению и попу­ ляризации боевого опыта Отечест­ венной войны среди личного состав ва». Коммунисты поделились, как изучается ими и личным составом нмеемый по этому вопросу мате- 1 риал и как лучше организовать [изучение боевого опыта всем лич­ ным составом части. Было принято решение в течение ноября — декабря коммунистам штаба под­ готовить и прочитать ряд лек­ ций д л я личного состава. Так, например, лекцию на тему: «О тактических приемах низких торпедоносцев на Севере ,в Отече­ ственной войне» готовит комму­ нист т. Игнашев; «Взаимодействие всех родов авиации приинизко-тор- педном ударе по кораблям против­ ника в открытом м оре»— готовит коммунист т. Теплов; «Особенно­ сти в о з д у ш н о й разведки на Севе­ ре боевыми экипажами» и т. д. — готовят другие товарищи. Это огт- жет большую поімощь молодому летному составу. Д л я успешного выполнения за­ дач, стоящих перед парторганиза­ цией, нужно, чтобы коммунисты систематически работали над по­ вышением своего политического, военного и культурного кругозора. Без этого коммунист штаба не сможет успешно справляться с возрастающими требованиями к руководству деятельностью под­ разделения. Парторганизация шта ба только тогда эффективно помо жет командованию в борьбе за вы полнеете плана боевой подготовки когда партбюро будет иметь тес ную связь с командованием части будет получать от него руководя щие указания. Наша парторганиза ция это руководство и поддержку со стороны командования всегда получает. -О— ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ Личный состав нашего подраз-1колес старший техник-лейтенант деления усиленно занимается ■т. Уланов. теоретической учебой. Техники, ! Проводились зачеты по строе- механикп и мотористы изучили | вой подготовке. Отличную строе- темы: «Подготовка самолета к по- j в Ую выучку показали тт. Василь- летам, запуск и проба мотора». Техник-лейтенант т. Митрошин хорошо пдготовил и провел за­ нятия на тему: «Работа с агрега­ тами по управлению самолетом». За отличную организацию учебы командиром подразделения ему об'явлена благодарность. Неплохо провел занятие об органах при­ земления самолета, конструкции и работе их, монтаже н демонтаже I ков, Данилкин, Хейфис. Летчики изучили также целый ряд других тем. По марксистско-ленинской под­ готовке с офицерским составом проводилось собеседование по докладу товарища Молотова о 28 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. С т арш и й л е й т е н а н т П. Г О Р О Б Ч Е Н К О .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz