Североморский летчик. 1945, ноябрь.
2 С Е В Е РО М О РС К И Й Л Е Т Ч И К , 28 ноября 1945 г., Л"» 281 (661^ Авиамеханик старшина т. Шестаков о б с л у ж и л несколько сот боевых вылетов. Сейчас т. Шестаков о с т а л с я на све р х с р о ч н у ю службу в своем подразделении. На снимке: старшина т. Шестаков осматривает мотор после учебного вылета. Фото А. Типаиова. Как мы помогаем командованию Р а б о т а п а р т и й н о й о р г а н и з а ц и и ш т а б а п о о б е с п е ч е н и ю в ы п о л н е н и я п л а н а б о е в о й п о д г о т о в к и С переходом на боевую учебу в условиях мирного времени наша партийная организация перестро ила л направила свою д ея т ел ь н о сть на обеспечение плана бо евой подготовки. Если в условиях войны основная работа парторга низации заклю чал ась в обеспечении выполнения боевы х задач летным и техническим составом, то в мир ных условиях она приобретает иной характер. Обеспечить непре рывное совершенствование, изуче^- ние боевого опыта Отечественной войны, обучение молодого летного состава, помочь в этой большой работе командиру является основ ной задачей в работе парторгани зации. Гвардии капитан П . К Р Ю К В П ОМ ОЩ Ь Л ЕТЧИКУ О Б Л Е Д Е Н Е Н И Е С А М О Л Е Т А И Б О Р Ь Б А С Н И М К а п и т а н а в и а ц и о н н о й - т ^ х н и ч е с к о и службы В. МАЛЬКОВ Обледенение самолета — это ’ осаждение льда на кромке крыль ев, хвостовом оперении, винте, приемных частях аэронавигацион- ' ных приборов, антенах, деталях карбюратора и т. п. Обледенение ■ изменяет аэродинамические свой ства самолета; ухудшает качества его и нарушает режим полета. Признаки обледенения следующие; тряска мотора, получаемая вслед ствие обледенения винта и кар- ; бюратора, обмерзание стекол фо наря, образование корки льда на .ребре атаки крыла, стабилизаторе, отказ приборов, связанных с тр уб ками Пито и Винтурн. Различают несколько видов об леденения. Самым опасным обле денением является осаждение гладкого, прозрачного льда (голо леда), который прочно держится на поверхности самолета. Г л ад кий лед отлагается, обычно, при .полете .в зоне переохлажденного дождя. Скорость нарастания его очень большая: капельки воды, проходя через холодный воздух, становятся переохлажденными, и, встречая на своем пути самолет, замерзают на нем. Кроме того, об разование прозрачного льда проис ходит и при полете в облаках, состоящих из переохлажденных капелек: капельки при ударе о самолет, прежде чем замерзнуть, растекаются по нему, образуя прочную ледяную корку. Замече но, что капельки воды, находя щиеся в облаках, могут быть в переохлажденном состоянии при очень .низких температурах (пои м и н у с 20° и ниже). Может обледенеть самолет д аж е при полете в сне говых облаках, в которых, наряду со снежинками, имеются мельчай шие переохлажденные капельки воды. Эти капельки, ударяясь о самолет, замерзают, образуя на нем налет льда. Если же конден сация пара происходит неинтен сивно, то переохлажденные к а пельки имеют малые размеры и нарастание льда происходит не так быстро. При этом капельки замерзают не растекаясь, и отло жение льда получается ввиде бе лесоватого неровного налета (из морози), который менее прочно, чем другие, держится на поверх ности самолета. При длительном полете в зоне мелких переохлаж денных капелек, обледенение мо ж ет принимать подчас опасные размеры. Следующей рачновндностью об леденения является иней. Он представляет собой кристалличе ский падет, который, как прави ло, держится на поверхности са молета непрочно. Образуется иней при выходе самолета из более хо лодных слоев доздѵха в более теплые, но с отрицательной тем пературой. Иней покрывает сте кл.; фонаря кабины, защитные стекла оптических прицелов. Д л я того, чтобы иней исчез, требуется некоторое пребывание в температуре окружающего возду ха, в которую летчик вышел яз х >- лодных слоев. Наиболее интенсивного обледе нения надо ожидать в облаках, находящихся в стадии развития при восходящем движении во зду ха и при температуре от 0° до — 10° С. Летом на высотах 2,5—4 клм. полет в слонстообразных об лаках почти всегда связан с об леденением самолета (обычно тем пература на этих высотах бывает от 0~С до —6°С). Пролетая выше и ниже этих высот, можно избе жать обледенения. В случае отсутствия антиобле- денительных устройств при на чавшемся обледенении нужно вы ходить из зоны его. Если же об леденение не прекращается, то летчик должен принять решение, исходя из следующего: при изве стной высоте нижней кромки об лаков выходить под .облачность. Пон наличии тумана или сопок, исключающих выход под облач ность, летчик должен набирать высоту. Руководствуясь таким ре шением необходимо быстро под считать в уме сколько времени самолет будет набирать высоту. Сделать это не трудно. При на личии отечественного вариометра, показывающего набор в метрах в секунду, летчик должен решить следующую задачу. Решать ее на до так: если в секунду самолет набирает 5 метров, то в минуту он наберет 300 метров. Д л я набора 1000 метров необходимо затра тить 3—4 минуты. Американский вариометр показывает футы в ми нуту. Цена малого деления на в а риометре равна 200 футам в ми нуту. Е сл и принять условием з а дач;! набор высоты, равной трем делениям (соответствует 600 ф у тов в минуту), то для набора 1000 метров (3.300 футов) потребуется ■около 5 мин. В зависимости от ; интенсивности начавшегося обле- ! денения летчик может решить, по- j сильна ему эта задача или нет. Обледенение в облаках, насы- ! щенных водяным -паром, может произойти при положительных температурах наружного воздуха (плюс 3 или 4°С). Такое обледене ние появляется только на некото рых частях самолета, например, на карбюраторе, в котором вследст- . вне испарения горючего и разря жения воздуха в диффузорах происходит сильное понижение температуры. Поступление же влажного воздуха к охлаждаю- і щнмся частям карбюратора может привести к их обледенению и, I если не воспользоваться подогре вом. то и к выходу из строя. При положительных же температурах ! окружающего воздуха может воз никнуть также и частичное о б л е денение планера самолета. Весь самолет будет иметь положитель ную температуру, но такие части т о . как ребро атаки крыла, ста- ' лЗЛТОР и винт (до 30 про- :: нтов хорды), трубка Винтурн, ~ тедствие увеличения скорости потока воздуха и разряжения в этих местах, будут иметь темпе- ; .тѵру около 0-С и ниже. Ввиду і этого и могут обмерзнуть. При условиях возможного оо- леденения или уже при начавшем ся обледенении летчику необходи мо пользоваться всеми имеемыми средствами подогрева и антиобле денения. К средствам борьбы с об леденением относятся: 1) подогрев карбюратора, 2) подогрев трубки Пито, 3) применение антиобледе нителя винта и карбюратора, а также крыльев и хвостового опе рения, 4) подогрев или примене ние антиобледенителя фонарей и кабин. Разберем пользование каждым средством борьбы с обледенением в отдельности. ПОДОГРЕВ КАРБЮРАТОРА Подогрев карбюратора имеет назначение: а) предупреждать обледенение форсунок дроссельных заслонок, диффузоров, трубок, распылителей и смесепроводов карбюратора: б) ликвидировать уже появив шееся обледенение; п) подогревая воздух, обогащать смесь при низких температурах наружного воздуха'. Образование льда в карбюрато ре уменьшает свободное сечение для прохода воздуха через диффу зор. Это понижает мощность мо тора и приводит к его тряске при работе. Кроме того, куски отло мавшегося льда могут попасть в нагнетатель и повредить лопатки крыльчатки. Образование льда в карбюраторе при влажном воздухе обычно происходит в пределах температур наружного воздуха і от 20°С и ниже. Вредность обра- Iзопания льда в карбюраторе вполне понятна: лед выводит из строя отдельные детали, систе мы и приводит карбюратор к ненормальной работе и даже пол ному отказу. Отрицательное дей ствие низких температур требует некоторого об’яснения. При низ ких температурах ухудшается испаряемость топлива, а это вле чет за собой ухудшение и качест ва смеси. Получается неполное смешивание воздуха с топливом, часть топлива остается не рас пыленной, а ввиде отдельных к а пель (жидкая фаза), которые, полностью не сгорая в цилиндрах мотора, выбрасывается вместе с выхлопными газами наружу. Т а ким образом, смесь обедняется. Кроме того, из-за недостаточно го испарения частиц топлива, они оседают на всасывающих патруб ках и, стекая, попадают в отдель ные цилиндры, делая смесь неод нородной. Все это приводит к неравномерному крутящему момен ту в различных цилиндрах, а зна чит и к неравномерной работе мотора — тряске. Мотор не дает полной мощности. С понижением температуры сильно ухудшается и приемистость мотора: вследст вие соприкосновения холодной смеси с нагнетателем, всасываю щими трубопроводами и цилинд рами, мотор быстрей охл ажд ает ся. Особенно быстро это ох л аж дение происходит на планирова нии. Надо сказать, что переход к б о евой подготовке в мирных у сл о виях был сопряжен с рядом тр у д ностей. Некоторые коммунисты не допонимали всех особенностей б о евой подготовки личного состава. Нашлись товарищи, которые т е оретическую подготовку считали совершенно ненужной, а всю у че бу ж елали проводить в воздухе, совершенствовать только летную подготовку. О вредности таких настроений говорить не приходит ся, поэтому коммунисты повели решительную борьбу с такими на строениями. Парторганизация поставила пе ред коммунистами задачу довести до каждого летчика требования к боевой подготовке. На партсобра нии был обсужден вопрос «О з а дачах коммунистов по организа ции учебы летно-технического со става». Было решено оказать по вседневную помощь подразделе ниям в организации ѵчебы. Комму нисты тт. Игнашев, Теплов, Ж у ков, Шумин и др. помогали в под разделениях изучить руководящие документы, спланировать учебу, организовать учет выполнения плана, чтобы можно бы ло видеть, к а к каждый экипаж выполняет план боевой подготовки. К о м м у н и с т ы ш таба организовали в подразделениях консультации но всем вопросам организации и пла нирования ѵчебы личного состава. Э то оказало большую помощь командованию. Каждый коммунист- офицер или нячзльнвк той или иной службы постоянно знал О хо де выполнения плана боевой п од готовки по определенным видам, знал причины, тормозившие выпол нение плана, и своевременно ин- формиэозал командование части для принятия необходимых мер. Так, в июне мы очутились пе ред фактом, когда по ряду причин, ; зависящих от работы коммунистов, ! план боевой подготовки по отдель- Iным видам оказался недовыпол ненным. Было проведено партий ное собрание, на котором обсуди- !ли вопрос Итоги выполнения пла- ; на боевой подготовки и задачи коммунистов по устранению н едо статков». С докладом выступил гвардии майор т. Бородавка. Было установлено, что неко торые коммунисты недостаточ но контролируют ход боевой подготовки з подразделениях. Это ; послужило серьезным сигналом для партбюро, показало необхо димость более систематического ; контроля за всеми звеньями учебы. На заседании бюро был постав лен доклад коммуниста т. Воло шина: «О роли коммунистов B' вы полнении плана боевой подготовки I летным составом». Присутствовал командир части. Партийное бюро помогло вскрыть ряд недостатков как з самой системе обучения по этому виду боевой подготовки так и в качестве проводимых зан я тий. Товарищам, отвечающим за этот вид боевой подготовки, было предложено устранить отмеченны недостатки. Они выполнили реше ние собрания и з а последующ.,,*; месяц план был выполнен ботее чем на 150 процентов. ’ Партбюро теперь практикует Сн і стематпческое заслушивание док' ; ладов коммунистов — начальников Iс л уж б и флагманских специали стов — о состоянии боевой учебы в подразделениях. Одним из основных условий ус пешной боевой подготовки лично го состава является глубокое изу чение боевого опыта Отечествен ной войны. Партийное бюро требует от коммунистов изучения этого опыта, накопленного как в части так ВВС и флотом, и популярк- здцтш ѳго среди ЛИЧНОГО состлвэ Эго имеет серьезное значение для нас ещ е и потому, что н аш молодежь не имеет боевого опы- ; та. Когда командование приняло ре шение подготовить книгу «Боевой опыт части за годы Отечествен- Iной войны», коммунисты нашей парторганизации приняли в этом д ел е самое активное участие. То варищи Игнашев, Шѵлин, Криво- конь, Стригин, Ж у к о в подготови ли богатый материал, который сей час с большим интересом изучает ся молодым летным составом. На партийном собрании обсу ж дал ся вопрос «О задачах комму нистов штаба по изучению и попу ляризации боевого опыта Отечест венной войны среди личного состав ва». Коммунисты поделились, как изучается ими и личным составом нмеемый по этому вопросу мате- 1 риал и как лучше организовать [изучение боевого опыта всем лич ным составом части. Было принято решение в течение ноября — декабря коммунистам штаба под готовить и прочитать ряд лек ций д л я личного состава. Так, например, лекцию на тему: «О тактических приемах низких торпедоносцев на Севере ,в Отече ственной войне» готовит комму нист т. Игнашев; «Взаимодействие всех родов авиации приинизко-тор- педном ударе по кораблям против ника в открытом м оре»— готовит коммунист т. Теплов; «Особенно сти в о з д у ш н о й разведки на Севе ре боевыми экипажами» и т. д. — готовят другие товарищи. Это огт- жет большую поімощь молодому летному составу. Д л я успешного выполнения за дач, стоящих перед парторганиза цией, нужно, чтобы коммунисты систематически работали над по вышением своего политического, военного и культурного кругозора. Без этого коммунист штаба не сможет успешно справляться с возрастающими требованиями к руководству деятельностью под разделения. Парторганизация шта ба только тогда эффективно помо жет командованию в борьбе за вы полнеете плана боевой подготовки когда партбюро будет иметь тес ную связь с командованием части будет получать от него руководя щие указания. Наша парторганиза ция это руководство и поддержку со стороны командования всегда получает. -О— ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ Личный состав нашего подраз-1колес старший техник-лейтенант деления усиленно занимается ■т. Уланов. теоретической учебой. Техники, ! Проводились зачеты по строе- механикп и мотористы изучили | вой подготовке. Отличную строе- темы: «Подготовка самолета к по- j в Ую выучку показали тт. Василь- летам, запуск и проба мотора». Техник-лейтенант т. Митрошин хорошо пдготовил и провел за нятия на тему: «Работа с агрега тами по управлению самолетом». За отличную организацию учебы командиром подразделения ему об'явлена благодарность. Неплохо провел занятие об органах при земления самолета, конструкции и работе их, монтаже н демонтаже I ков, Данилкин, Хейфис. Летчики изучили также целый ряд других тем. По марксистско-ленинской под готовке с офицерским составом проводилось собеседование по докладу товарища Молотова о 28 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. С т арш и й л е й т е н а н т П. Г О Р О Б Ч Е Н К О .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz