Североморский летчик. 1945, ноябрь.

14 ноября 1945 г., № 269 (649). СЕВЕРОМОРСКИП ЛЕТЧИК 3 Капитан Я • Б Я ЛЫЙ Новое в лекционной пропаганде Наши офицеры сейчас, в у сл о ­ виях мирного времени, имеют все возможности для овладения исто­ рией нашей партии, материалисти­ ческой диалектикой, философским материализмом, марксистско- ленинской политической эконо­ мией, материалистическим пони­ манием истории нашей Родины и всеобщей истории. Безусловно, основная роль в ! изучении марксистско-ленинской теории принадлежит самостоя- j тельной работе офицера над пер­ воисточниками. Однако хорошо ! подготовленная, содерж ательная лекция является весьма серьезной | помощью офицерам, изучающим теорию. "" Знакомясь с постановкой лек- 1 ♦цисиной работы и тематикой л е к ­ ций для офицерского состава высшего звена, т. е. изучающих марксистско-ленинскую теорию по проблемам, мы пришли к выводу ] о необходимости перестройки і лекционной работы. Достаточно проследить за тематикой (наших лекций, чтобы определить, что они, во-первых, очень пестры и разнообразны по своим направле­ ниям (международная и внутрен­ няя обстановка СССР, вопросы истории партии, политэкономия, международные отношения, воен­ но-исторические, философские, литературные и т. д.) и поэтому не дают возможности слушателям систематически работать над ма­ териалом, а, во-вторых, сами л е к ­ торы, в силу разнообразности т е ­ матики, не имеют возможности квалифицироваться в определен­ ной отрасли и превращаются, в лучшем случае, в дилетантов, т. е. людей, поверхностно знающих какую-либо отрасль науки. Н еред­ ко офицеры совершенно резонно жалуются на низкое качество лекций. Эти претензии совершен­ но справедливы. Но улучшение к а ­ чества лекций зависит не только от качества подготовки лектора, а во многом и от организацион­ ной схемы построения марк­ систско-ленинского воспитания офицеров. В настоящее время политотде­ лом организуется лекторий, кото­ рый будет находиться при полит- ■''гделе ВВС и работать во всех офицерских клубах. Лекторий ор­ ганизуется по циклам: истории ВКП(б), первоисточникам и исто­ рии СССР. Лекции по всему циклу бѵдут читаться одним-двумя наи­ более квалифицированными л ек то ­ рами из числа пропагандистов п о ­ литотделов. Офицеры могут з а ­ писаться для слушания лекций на любой цикл. Те же, кто предпо­ читает заниматься марксистско- ленинской учебой по проблемам, т. е. так, как занимались до сих пор, имеет возможность продол­ жить изучение. Те офицеры, которые желают заниматься историей ВКП(б) по выс­ шему звену, либо историей СССР, освобождаются от марк­ систско-ленинской учебы и с л у ­ шают лекции по циклу в точно установленные дни и часы с л у ­ жебного времени. Лекции будут чередоваться в определенные пе­ риоды с семинарскими и классно-' групповыми занятиями по опреде­ ленным, установленным програм­ мой, темам, о чем в начале учеб­ ного, года будут извещены слуш а­ тели цикла. Следует, однако, иметь ввиду, что на цикл могут записаться лишь те офицеры, которые вклю ­ чаются в группу по высшему зве­ ну. Остальные офицеры изучают курс истории ВКП(б) по среднем', звену в специально созданных при частях группах. После окон­ чания изучения истории ВКП(б) по среднему звену й сдачи соот­ ветствующих зачетов, эти офице­ ры могут записаться в лекторий для слушания избранного ими цикла. Организация лектория имеет такж е своей целью помочь офи­ церскому, сержантскому и рядо­ вому составу разобраться в во­ просах текущей политики, м ежду­ народного положения, истории военного искусства, литературы и др. Лекции будут читаться спе- _ циально выделенными лекторами по определенным профилям в> До- : ме Флота, офицерских и серж ант­ ских клубах, во внеслужебное время. Учитывая наличие достаточного количества квалифицированных пропагандистских сил в масштабе соединения, необходимо их груп­ пировать вокруг лектория ^ с использованием подготовленной и обсужденной в л е к т о р у о м бюро лекции во всех частях соединения, і Это мероприятие в значительной мере улучшит качество лекцион- j ной работы. Нам кажется, что такая поста-- новка дела лекционной пропаган- ! !ды даст хорошие результаты ; лишь тогда, когда офицеры будут, не стесняясь, давать на своих со- ; браниях оценку работы и качества лекций каждого лектора. Это очень необходимо для того, чтобы улучшить качество лекций и тем самым — дело марксистско- ленинского образования офицеров. А улучшить марксистско-ленин­ ское образование офицеров—зна­ чит дать им возможность на­ учиться правильно решать сл ож ­ нейшие вопросы практической ра­ боты и те задачи, которые поста­ вила перед нашей страной, перед армией и флотом современная историческая обстановка. о т е ч е с т в е ^ в 0 Т ! Р О С Ъ І і * * Идейная закалка кадров достигается не од­ ной книжной учебой, а применением нашей тео­ рии в практической деятельности, борьбой за ее претворение в жизнь, преодолением всех и вся­ ких препятствий, стоящих на нашем пути. 7.300 С. Б У Р Л А К О В посетителей За год работы партий­ ный кабинет политотде­ ла посетило 7.300 чело­ век. Это руководители политзанятий, групп кан­ дидатов ВКП(б), агита­ торы, партийный и ком­ сомольский актив. Офицеры, сержанты и краснофлотцы приходят в кабинет за помощью в изучении марксистско- ленинской теории, в по­ вышении своего полити­ ческого уровня. К числу активных по­ сетителей парткабинета относятся инженер - май­ ор т. Шуман, капитан т. Боженко, краснофло­ тец т. Котлов, старший лейтенант т. Тестов, май­ ор т Беляков, подпол­ ковник т. Пронин. Ч Т О Д А Л А М Н Е Ш К О Л А П А Р Т И Й Н О Г О А К Т И В А Занятия в школе партийного ак ­ тива мне, как комсоргу, помогли лучше руководить и воспитывать комсомольцев и несоюзную моло­ дежь. Д л я того, чтобы быть руководи­ телем молодежи, готовящейся стать в ряды большевистской пар­ тии, нужно обладать глубокими политическими знаниями и уме­ нием передавать их другим. Посещая школу, я научился по­ следовательно изучать материалы, систематизировал имеющиеся у меня 'политические навыки и по­ полнял их. Сейчас я могу свобод­ но самостоятельно работать над трудами вождей нашей партии Ленина и Сталина, потому 'что по основам марксистско-ленинской теории прослушал ряд лекций. которые дали мне много полезно­ го для дальнейшей самостоятель­ ной учебы. Детальное изучение Краткого курса истории нашей па^;дл о школе партийного актива являлось самым ценным для моей руково­ дящей работы. Не во всех частях и подразделе­ ниях с изучением Краткого курса истории партии дело обстоит бла­ гополучно из-за недостатка лю­ дей, могущих повести кружки. Мы, слушатели школы партийного актива, вооруженные такими навы­ ками, должны помочь в этом деле парторганизациям. У нас есть все возможности охватить изучением истории партии актив комсомола, так как не во всех организациях !эта учеба налажена. доводимом т. Силаковым, некото­ рые офицеры отказывались высту­ пать, а отвечающие на вопросы ничего по существу не говорили. Оказалось, что в период после лекции до классно-группового з а ­ нятия люди совершенно не готови­ лись по проходимой теме в связи с тем, что они сдавали зачеты по многим предметам, относящимся к их специальности. Руководитель группы знал это и все же решил проводить занятие, хотя его с л е ­ довало перенести. Существенным моментом в деле Усвоения истории ,ВКП(б> явл яет­ ся время, которым располагает офицер после лекции. Известно, что подготовка по той или иной теме начинается у каждого офи- адРа, как правило, после лекции, то-есть после того, как было по­ лучено направление и основные знания для самостоятельного и зу­ чения темы. Если офицер имел для самостоятельной работы одну не­ делю, то он и подготовит тему ху- чем, скажем, за две недели, лассно-^ругптовое занятие, про­ йденное т. Громовым 15 октября в томе: «Партия большевиков * * « е за социалистическую дУстРиализацито страны», пока- ло значение этого фактора. За- ; нятие в целом прошло удовлетво­ рительно: была активность при обсуждении вопросов, большин­ ство из выступавших хорошо зна­ л о материал. Занятие могло бы дать еще лучшие результаты, если бы офицеры имели возможность готовиться к нему несколько больше по времени, чем это было. Зд есь принято проводить классно- групповые занятия после лекции на другой неделе. Например, 6 ав­ густа была прочитана лекция по шестой главе «Краткого курса истории ВКП(б)», 13 августа про­ ведено по ней классно-групповое занятие; 20 августа — лекция по седьмой главе, а 27 августа — классно-групповое занятие по этой главе. Так — постоянно. И склю ­ чение из этого правила — редкое явление. Будет лучше, если т. Гро­ мов установит такой порядок, ког­ да офицеры будут иметь времени на подготовку темы в. два раза больше. Касаясь качества изучения исто­ рии ВКП(б), нельзя обойти учебу кандидатов партии, ибо в органи­ зации ее тоже имеются недостат­ ки. R группе, где руководителем т. Кривоконь, рассказы по темам велись разными лицами. Кандидат I партии т. Войцеховский до середи­ ны октября присутствовал на за- нятиях шесть раз. З а это время он ' слушал трех рассказчиков—Кри­ воконь, Россова, Григорьева. Тов. Фисчев, присутствовавший на з а ­ нятиях 8 раз, слуш ал тт. Криво­ конь, Громова, Силакова, Непом­ нящего и Григорьева. Кроме того, в этой группе плохо с посещае­ мостью. Например, 12 октября на занятии, проведенном т. Григорье­ вым, присутствовало 10 человек из 18. Были случаи, когда на рас­ сказе присутствовали одни кан­ дидаты партии, а на беседе — і другие. В группе, где руководителем т. Торцев, занятий с кандидатами 1партии не было в течение трех месяцев (с 25 июля до 25 сентяб­ ря). Тов. Торцев временно выбы­ вал из части, а. бывший парторг части т. Покровский и сменивший его т. Соловьев не побеспокои­ лись выделить другого руково­ дителя. Посещаемость здесь т о ­ ж е слабая. Например, 25 сентября на занятии присутствовало 9 че­ ловек из 18, 18 октября— 13 чело­ век из 17. Все эти недостатки в системе партийного просвещения сказыва­ ются отрицательно на идейно-по­ литическом росте кандидатов в члены ВКП(б) и на их авангард­ ной роли. С недостатками в изучении исто- | рии ВКП(б') мы ;не мирились в j военное время. Теперь же их во­ все не должно, быть. Организация и содержание марксистско-ленин­ ской подготовки офицерского состава и партийного просвеще­ ния кандидатов в члены ВКП(б) сейчас должны быть настолько повышены, чтобы они полностью отвечали требованиям Ц ентраль­ ного Комитета нашей партии и политорганов1 Военно-Морского Флота. Д л я этого' у нас есть все возможности. Требуется только внимание и надлежащее руковод­ ство со стороны политработников и партийных организаций этим важнейшим делом — вооружением наших кадров марксизмом - ленинизмом. К офицеру Военно - Морского Флота пред’являются все возра­ стающие требования. Всегда и везде он должен с достоинством нести высокое звание война стр а­ ны социализма. Широкий поли­ тический и общекультурный кру; гозор — обязательное требование к офицерским кадрам. Только глубокое изучение марксистско- ленинской теории — науки наук, только овладение идейным опу- жием большевизма может даіъ офицеру эти важнейшие качества. Основой изучения марксистско- ленинской теории является «Крат­ кий курс истории ВКП(б)». «Изучение истории ВКП(б), изу­ чение истории борьбы нашей пар­ тии со всеми врагами марксизма- ленинизма, со всеми врагами тр у­ дящихся помогает овладевать большевизмом, повышает полити- I ческую бдительность. Изучение героической истории 'большевистской партии вооружает !знанием законов общественного развития и 'политической борьбы, знанием движущих сил ре-во* ЛЮЦИИ. Изучение истории ВКП(б) укрепляет уверенность в оконча­ тельной победе великого дела партии Ленина — Сталина, побе­ де коммунизма во всем мире». Вот почему так велика тяга на­ ших офицеров к изучению истории ВКГТ(б). Вот почему эта тяга ра­ стет с каждым днем. Вот почему одной из важнейших задач полит­ работников яв.тается повседнев­ ное^, вдѵмчивое, хорошо организо­ ванное руководство изучением ис­ тории ВКП(б^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz