Североморский летчик. 1945, ноябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 14 ноября 1945 г., № 269 М а й о р и н т е н д а н т с к о й с л у ж б ы J I . П О З Н Я К Условием дальнейшего роста и процветания Советского государства, укрепления его эконо­ мического могущества и расцвета нашей куль­ туры является вооружение руководящих кадров знанием марксистско-ленинской теории. И. МАКСИМОВ В К А Н Д И Д А Т С К О М Г Р У П П Е Лекции Долгое время в части, где пар­ торгом, т., 'Антипов, учеба 'Кандида­ тов -а члены В,КЩб> стояла ва н е­ удовлетворительном уровне. При- 1 чиной этому было отсутствие по- . стюянного руководителя! группы, j Неудовлетворительное тіоложе- ; ииіе с учебой кандидатов партии | было вьшраівшеніо вмешательством | политотдела. Вопрос обсудили да заседании партбюро части. Наме- | тиши конкретные мероприятия по улучшению учебы кандидатов. Группу поручили постояінво ве­ сти тов. Загородному. Результат не замедлил ск азать­ ся. Если раньше кандидатская группа отставала от других, то теперь отставании почти мет. О т. Загородном, как о руково­ дителе, кандидаты отзываются . очень хорошо.. — Раньше, когда нас собирали . на занятия, — говорит кандидат | партии т. Межуеві, — мы « е зиа- I ли, о чем будет ш л я речь. Т е­ перь руководитель :в конце зан я­ тий всегда сообщает,, чгго мыі бу- де'М изучать на следующий заня­ тиях, указывает нам на узілоиые вопросы темы. 'Поэтому д о сле:- дующего занятия мы имеем во з­ можность лучш е изучить материал путем самостоятельной подготові- ки. Когда подходят занятия, мы собираемся, и руководитель читает лекцию. После; нее опрашивает «ас и делает общий вывод, Н а другом занятии по, этой ж е главе ѵ мае проходит собеседование. Тві- ким образом;, каждую главу мы повторяем три раза. Такая система занятий нам очень многое дает. Тов. Межуеів — один из при­ мерных кандидатов партии. Он усердно готовится no каждой т е ­ ме. Хорошо относятся к учебе тт. Обухов, Лукиче» и другие. Благодаря улучшению учебы кандидаты партии заметно растут в политическом отношении. и инструктажи За год существования партийным кабинетом по­ литотдела проведено 54 инструктажа руководи­ телей политзанятий, 5 семинаров агитаторов, оказана значительная по­ мощь молодым комму­ нистам и кандидатам партии в их работе по изучению «Краткого кур­ са истории ВКП(б>». Начальником партка­ бинета капитаном т. Ж е ­ гловым в самом кабине­ те, в клубах гарнизонов и в частях прочитано 44 лекции. Лекции чита­ лись на темы: о между­ народном положении СССР, о героических по­ двигах советских людей в период Отечественной войны, о речи В. И. Ленина на III с ’езде ком­ сомола и другие. Как я овладеваю идейным оружием Д о выіхода в свет «Краткого курса я с т о рш НКИ(б>» я 'Зани­ мался изучением марксизма- ленинизма без какой-либо опреде­ ленной системы. Историю револю ­ ционного дввшмешія в России и историю партии я изучал по рав­ ным учебникам, часто противоре­ чащим друг другу. Помню, как на политйічесиик занятиях офицерско­ го состава в 1935 г о д у : каждый офицер по-своему об’яснял причи­ ны поражения революции 1(905 го ­ да. Об’яснения были различные и путанные лишь потому, что к а ж ­ дый офицер изучал революцию 1905 года по разным источни­ кам, которые не всіегд а давали правильный, марксистский анализ этой революции. С выходом в стает «(Краткого курса истории ВКО (б)» бы л поло­ жен конец неразберихе в толкова­ нии многих вопросов погорав ре>- эолюциюяного движения ів( Россия и вопросов ревюиюционной теории вообще. И стория ВіКІПі(б) вначале печа­ талась ощдельніьіімн главами в г а ­ зете «Правда»*. Зтіа гаізеты я п ере­ читывал по нескольку раз и затем читая их красноармейцам. «Прав­ ду» получали в ограниченном коли ­ честве, И) каждый номер,, гд е печа­ тались главы из истории ВКП(б), переходил из рук в руки и зачи ­ тывался «до дыр». К раткий курс открыл мне (да и многим) глаза. О многих вещах, о которых я имел до того смутное и подчас непра­ вильное представление (о народг нйіюацс, о роля лпчнюісотц в истории, о диалектике;),, я уаніаіл впервые основательно ив «Краткого курса истории ВКП (б). Самые сложны е вопросы теории марксизма,- ленияизма Краткий курс об’ясняет кратко, вразумительна, научно. В 1938 и х у я читал и конспе­ ктировал К раткий курс,, не прибе­ гая к первоисточникамі Я 'считал тогда, что на первом этапе надо знать ату книгу без комментариев. Лишь потом, когда я несколько раэ прочел книгу, я приступил к изучению первоисточников, в пер­ вую очередь тех, на которые ссы ­ лается Краткий курс. Я читап книги Ленина «Что делать». «Шаг вперед, два шага назад», «Что та­ кое «друзья народа» и как они вою­ ют против социал-демократов» и другие. Произведения Ленина я и раньше читал, но при помощи Краткого курса они стали мне; п о­ нятнее. При изучении второго р аз­ дела. IV главы о диалектическом и историческом материализме я в зя л ­ с я 'з а чтение книги Ленина «Мате­ риализм и эмпириокритицизм;»', ч то. бы понять эту книгу, мне при­ шлось! прибегать за справками к Большой Советской Энциклопедии и некоторые!,, особенно трущиьк плевы перечитывать насколько рае Затем я читал «Философские тет­ ради» Левина и произведении М аркса и Энгельса., Посла чтении классиков марксизма-ленинизма я снова возвращ ался к «Краткому курсу истории ВКП(5)» и каждый рай інаіяодил в этой книге что-ни­ буд ь новое. М арксистско-ленинская н ау ка- наука! ой обществе.. Она іпраівиільво об ’ясшиот общественные! явления! я помогает разобраться в происхо­ дящ их событиях]. Самоа важное' событие! з а последние пять лет — это Великая1, Отечественная вой­ н а советского народа против не­ мецки® захватчиков.. Объяснение причин возникновения этой івюйны, е е развитие и полную вашу побе­ ду предскіаізвм нам современный величайший теоретик марксизма товарищ С талин в своих выступ­ лении хі я приказа»,, собранных в книгу «О Великой Отечественной войне Советского Союза», которая, наряду с историей ВКП(б), яв­ ляется у меінгі настольной книгой-. О пыт показал, что усюоиггь марксистско-ленинскую науку можно только путем самостоя­ тельной систематической, кропот­ ливой работы над книгой или статьей, записывая в конспекте са­ мое важное. Тогда прочитанное о стается в памяти. Безусловно, лекции очень многое даіюгг, ио лекци я никак гае может заменить самостоятельную работу.. Лшцая нацеливает и ориентирует слу­ шателя на то, чтобы он мог луч­ ше понять прослушанное, когда возьмется за книгу. іВиіжным я серьезным а овладе­ нии марксистско-ленинской наі- укой явияіется івюпрюс; времени. (Кроме дней, отведенных! по пла­ ну на занятия, надо уметь нахо­ дить его я неслужебные часы. Мне приходится выкраивать время в обеденные перерывы, в- вечернее время и выходные дни. Будучи в отпуску, я изучил «Материализм и эмпириокритицизм». Некоторые работы Маркса, Эн­ гельса, Ленива Ч Сталина! печата­ лись отдельными небольшими брошюрами. Им особенно полезно иметь о собой, когда распола­ гаешь свободным временем.. Майор Н. ЛОГИНОВ Лучше руководить изучением истории ВКП(б) На ХѴПІ с ’езде ВКП(б) товарищ Сталин говорил, что «...Есть одна отрасль науки, зна­ ние которой должно быть обяза­ тельным для большевиков всех отраслей науки, — это марксист­ ско-ленинская наука об общест­ ве, о з а к о т х развития общества, о законах развития ■пролетаркой революции, о законах развития со­ циалистического строительства, о победе коммунизма». Марксистско-ленинская наука — оружие огромного значения. Она дает нашим кадрам силу ориен­ тировки, , ясность перспективы, уверенность в работе. :веру в побе­ ду. Выдающаяся рать марксиз- ма-леянндама сказалась особенно в войне 1941 —1945 годов. Иден Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, глубоко проникшие в со­ знание широких масс, явились од­ ним из решающих факторов в деле З ам е тки пол и т р а б о т н и к а ' разгрома фашистской Германии и империал ист ическ ой Япо«ии. Указание товарища Сталина еще в большей степени относится к офицерам Красной Армии и Флота, ибо советская военная идеология, в духе которой вос­ питывается вся наша армия и флот, предполагает, прежде все­ го, глубокое знание марксизма- ленинизма, как самой совершенной науки. Без знания этой науки наук нельзя научиться искусству побеждать и невозможно сколько- нибудь правильно решать вопросы политического воспитания людей. Вот почему постоянная и упорная работа над марксистско-ленинским образованием является одним из . главнейших требований к служ еб­ ной деятельности каждого совет­ ского офицера. Важнейшим средством в деле овладения нашими кадрами марк­ систско-ленинской наукой служит «Краткий курс истории ВКП(б)». Энциклопедия основных знаний в области марксизма-ленинизма, ключ к правильному пониманию законов общественного развития и политических событий внутренней и международной жизни, руко­ водство’ в практической работе — таково значение этой книги. «Краткий курс историй ВКП(б)» изучают миллионы людей. Он яв­ ляется основным пособием в идей- но-политическомі росте и для офи­ церов наших частей. Все офице­ ры, не изучавшие ранее историю ВКП(б) в учебных заведениях, ны­ не изучают ее по среднему звену, начиная с первой главы учебника. Успешное овладение марксист- :Ско-ленинекой наукой, а значит и успешное решение практических вопросов, зависит от двух обстоя­ тельств: от руководства, и от лич­ ной подготовки изучающих. Ц е н ­ тральный Комитет нашей партии в своем решении от 14 ноября 1938 года «О постановке партий­ ной пропаганды в связи с выпус­ ком «Краткого курса истории ВКП{6)» обязал все партийные организации «.„Серьезно заняться пропагандой марксизма-лениниз­ ма — кровным делом большевист­ ской партии... Руководить делом пропаганды по существу, глубоко вникая в ее содержание». Н аря­ ду с этим, ЦК ВКП (б) указал, что «...Главным и основным способом изучения марксизма-ленинизма яв­ ляется самостоятельное чтение». Однако это решение не везде вы ­ полняется в наших подразделе­ ниях. В некоторых группах, где изучается история партии, можно : иногда встретить явно неудовлет­ ворительное положение с учебой. В группе, которой руководит т. Сѵденков, 15 сентября проходило !классно-групповое занятие по те- I ме: «Партия большевиков в пери­ од подготовки и проведения О к ­ тябрьской социалистической ре­ волюции». Занятие прошло пло­ хо: не было актизности офицеров, а когда руководитель вызывал кого-либо д л я ответов на постав­ ленные вопросы, была сплошная путаница или молчание. Ожидае­ мых результатов от занятия не получено, два часа потеряны. Ос­ новная причина состоит в, том, что офицеры не готовились по теме, а политработники части и коман­ диры не проверили подготовку своих подчиненных. Д л я подразделения, где нахо­ дится эта группа, характерным является еще два .положения- Во- первых, зд есь нет настоящей за­ боты о создании необходимых ус­ ловий дл я самостоятельной рабо­ ты офицеров. Как могут офицеры использовать свободное время на подготовку, если, например, по вечерам нет света в общежитиях. Во-вторых, за- счет времени, отве­ денного на изучение истории ВКП(б), здесь ставились темы из международной жизни. В резуль­ тате группа, имеет большое отста­ вание в прохождении курса исто­ рии ВКП(б): к концу октября она прошла только- восьмую главу. В подходе отдельных политра­ ботников к изучению истории п<»р тип встречается формализм. Вспо­ минается такой слузай. На одном из классно-групповых занятии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz