Североморский летчик. 1945, май
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 31 мая 1945 г., № 128 (508). Нам это завещал Сафонов боевых соратников народного героя — к летной молодежи Вот они, крылатые гвардейцы-истребители, последователи и ученики легендарного Б. Сафоно ва—Герой Советского Союза гвардии капитан П. КЛИМОВ , гвардии капитан В. МАКСИМОВИЧ. Ге рой Советского Союза гвардии капитан Н. БОКИЙ и гвардии старший лейтенант Н. ЗАПАЛЕНОВ . Гвардии капитан Максимов ич был любимцем Сафонова, его ведомым. Почти вместе пришли в гвардейскую сафоновскую часть гвардии капитаны Климов и Бокий. Их первые боевые шаги направ лял Сафонов. Достойным предста вителем последующего поколения гвардейцев-сафоновцев оказался и истребитель гвардии старший лей тенант т. Запаленов. Снимок этот сделан летом 1944 года. Отважные сафоновцы собрались около машины Героя .оветского ■Союза гвардии капитана т. Бокий, на борту которой четырнадцать звездочек — знак ко личества сбитых фашистских самолетов. Сафоновцы вспоминают былые бои, делятся опытом, как ус- пешнее бить врага. НА СНИМКЕ (слева направо): Герой Советского Союза гвардии капитан П. К Л И МОВ, гвардии капитан В. МАКСИ МОВИЧ, Герой Советского Союза гвардии капитан Н. БОКИЙ и гвардии старший лейтенант Н. ЗАПАЛЕНОВ . Слово 1. Беспредельно любить Родину М Н£ хорошо помнится первый день войны — 22 июня 1941 года. С саімого утра личный состав •части неотлучно находился на аэ родроме. ІКоімандир, комиссар и я поднялись такж е рано и начали обходить стоянки самолетов. К ог да мы подОшли к расположению эскадрильи «И-;16», старший лейте, нант Сафонов сидел около своей машины, а вокруг него собралась группа летчиков. Он прервал свой 'рассказ и четко доложил о готов ности эскадрильи. Мы подошли к летчикам, и Сафонов продолжал начатое: — Немцы думают завоевать Р о с сию по Урал. (Крепко отмерили! Да .ничего у «их не выйдет. Вот ви дите ла борту мое,го самолета, л о зунг»? Зачем я их написал? Затем, чтобы умереть, но 'не пустить пел:- дев на нашу священную землю .. Борис Феоктистович Сафонов с первого дня войны выделялся сре ди ■.чепчиков, как талантливый ист ребитель. Его талант развивался и рас от боя к бою И вскоре Сафо нов сташ настоящим отцом и учите лем североморских летчиков. Мно го чему можно было умяться у С а фонова. іНо самым главным, самым замечательным его качествам бы- ■ Ла беспредельная любовь к свое му народу* к советской Родине. Инженер-майор В. БУЛЫГИН . 2. Грудью защищать Советский Север |—( АК-.ТО в феврале 1942 года мы с майором Сафоновым е х а ли на машине из штаба воздушных си т. !На дворе бушевала пурга, во круг заметало снегом дорогу, так что ехать дальше не было никакой возможности. З а кабиной, страшно завывал ветер, беспощадно бара банил, по стеклам снежной круп чаткой... Сафонов закурил папиро су и предложил до аэродрома д о бираться пешком. — 'Подождем, может быть стих нет. іВас насквозь проберет в этом реглане, — заметил я ему. 'Но Сафонов настоял на своем и мы пошли. ІПурга бушевала еще сильнее, снег попадал в уши, гла за, нос... Мы шли _імолча и вскоре сбились с дороги. Поблудив так с полчаса, мы, наконец,, добрались до КП . — Ну как погодка? — спраши вал Сафонов. — (В Крыміу немножко лучше, — шутя оггвегил я. — Лучше... А мне вот нравится. Сильный наш Север. Я- люблю его небо. В ,нем и дышится легко и ле- т.-.ть легко. И никому, никогда мы это небо не уступим. Грудью своей будем защищать его, — торжест венно говорил Сафонов. Гвардии майор И. АНТОНОВ. 3. Никогда не отступать, наша цель — победить врага R 1941 — 1942 гг. мне довелось провести несколько воздуш ных боев, которыми руководил Б о рис Сафонов. 'Все они очень поучи тельны, оба всех можно говорить очень много. Н а сегодня я хочущ рассказать только об одном из них. Мы вылетели тогда на отраже ние налета, немцев.. На. подходе к об'екту завязался бой. Сафонов, как -всегда, напал на врага первым., <• ходу разбив его боевой порядок. ■ ечіцев было больше и они дейст вовали довольно нахально. Н о и да. ши летники крепко держались друг-друга, то и дело атаковывая противника. Через несколько с е кунд от очереди Сафонова в сопки свалился один вражеский самолет, немного позже кто-то из группы сбил еще одного «Мессершмиггта». Б:>іі продолжался. У " нас бы ли на исходе патроны. Все мы по няли, что у Сафонова их меньше всех. Однако он продолжал атажо- | вывать. Когда на одну из машин сверху напал «с тодевятый», на зрага немедленно бросился Сафо нов. Он сблизился с 'немцем на ми нимальную дистанцию, но опня не открывал... Фашист не выдержал и отвернул. ■Мы все вернулись на свой аэро дром. Сафонов собрал нас я с к а зал: • — Сегодня я применил своеоб разную «психическую» атаку без патронов. ' Нам лучшее средство обороны — нападение. Оставаясь без патронов — старайся нападать, своей смелостью наводи на против ника страх. Помни, что водіг бежит, если ты смело идешь вперед, если ты полон презрения к смерти, если ты не знаешь никакой другой ц е ли, кроме одной — победить. Герой Советского Союза гвардии капитан П. КЛИМОВ. 4. Быть везде и во всем дисциплинированными J ~ j іВАЧАЛ службу з той же ча. сти, где служил Сафонов. До войны Борис Феоктистович о со бенно ничем не .выделялся- среди остальных летчиков. :Но как толь ко наічалнсь бои, о нем стали гово рить везде. Часто, особенно в п ер вое время, летчики-сафоновцы дра лись с немцами сообща с летчика ми нашего подразделения. Помню, как после одного боя, в котором некоторые товарищ» действовали неорганизованно, 'Сафонов пришел ѵ вам на разбор. — Дрались плохо, неорганизо ванно. Нехватает дисциплины. Знайте., что победу в групповых боях приносит только хорошая ор ганизованность. А организованный бой есть следствие высшей сл е танности, выучки и боевой дисцип. Лины летчиков. Эти слова я часто напоминаю своим летчикам. Майор А. ТУЛЬСКИИ . 5. Видеть пятку костыля своей машины І\Л НОГИМ из летчиков, которые начали воевать с первых дней ! войны, здесь, на Севере, памятны неравные бои с немцами. Б оль шинство фашистских летчиков бы ли опытными., воевавшими ранее на других фронтах. Э та давало и з вестный перевес немцам. Они. нз;- .пример, хорошо умели .использо вать облачность и солнце. Н екото рые наши товарищи, не умевшие вести наблюдение за воздухом, крепко поплатились в первых боях. Борис Сафонов очень быстро разгадывал «хитрости» врата. Он Требовал от летчиков высокой бди тельности в полете, «Осмотритель. ность нужна с момента посадки, в кабину'. В полете смотри в оба»,^— часто напоминал он летчикам. Однажды, когда один из това рищей был неожиданно атакован «Мессе ршмигтом» и чуть не п о платился своей жизнью, Сафонов н.а разборе сказал: — Грош цена бойцу, которого первым обнаружит враг, В воздухе надо смотреть так, чтобы видет.ь пятку костыля своей машины. Борис Сафонов исключительное внимание уделял осмотрительно сти. :В хорошей осмотрительности он видел залог успеха воздушного боя. Подполковник А. ПОЛКОВНИКОВ. 6. Чувствовать машину всем телом "У" ЕМ, что я научился хорошо владеть самолетом, я обязан нашему учителю Борису С афо нову. Хотя мне и не довелось летать вместе с ним. но я. очень ѵнога слышал о том, как владел самолетом этот замечагед«м>ій л е т чик. Обучая нас боевому маістерству, Герой Советского Союза капитан Адонкин, воевавший вместе с С а фоновым. часто вспоминал сафо новские словас «Не считай никог да. что ты в совершенстве научил ся летать. Н ад о научиться чувст- зззать машину всем телом, знать ее до последнего винтика. Маши на—часть твоего организма». Герой Советского Союза гвардии капитан Н. ДИДЕНКО . 7. Хорошо знать своего противника r j ХОТА за, всякой дичью бы- л а любимым занятием Бориса Сафонова до .войны. Он любил в свободное от полетов время с ружьемі бродить по лесу. Очень ч а сто с ним на охоту' уходили и д р у гие летчики,, техники. Н о никто больше Сафонова в нашей части не добывал дичи. Сафонов считался первым охотником в гарнизоне. Однажды в выходной день мы группой отправились на' озера за утками. Я тлел вместе с Борисом Феоктистовичем и был свидетелем примерна такого разговора. — Н а всякую дичь свои приемы у охотника должны* быть. Надо знать ее повадки, когда, ігде искать, как лучше подбираться, и к ак стрелять, — говорил Сафонов собеседнику, который поинтересо вался, почему ему никогда не ве зет на охоте. К огд а началась война и наши летчики стали ежедневно участво вать а боях с немцами, Сафонов часто сравнивал охоту с воздуш ными боями. Особый упор он д е л ал на то, чтобы истребители хо рошо знали своего противника, его тактические приемы, любимые по вадки и пр. 9 августа 1941 года немцы со- ■вершилв самый большой налет на наш аэродром. Все истребители были лодаятЫ на1 отражение неприятеля. Мы взлетели з а Сафо, новым. Обычно он в ел своих! л ет чиков известным нам путем в рай он Мишукова. Н о на этот раз мы быстра потеряли Сафонова из виду и только позже заметили, что он и его летчики круж атся совсем низко в одной из лощин. Этот своеобразный прием Сафонов при менил дл я того, чтОбЪі застать про тивника' врасплох. Он знал, что за последнее ,врем.я немцы, после пи кирования стали уходить, маски руясь этой лощиной. ,Ка« всегда, Сафонов оказался прав. Его гр уп па нанеслаі большие потери нем цам. Майор Ф. ПЛОТКО . 8. Тренироваться в стрельбе ежедневно I | —I АіМ, летчикамнистребителям, вое вашим вместе с Сафоно вым, хорошо известно, как прекрас но ои владел своим оружием. «Бить врага по-сафоновокиі» — с этим лозунгом МЫ' шли в бой. А что зна чит бить врага по-сафонозски? Это прежде асето — стрелять метко, без прома<ха. Мне продолжительное время при шлось быть ведомым у Сафонова. Часто наблюдал за его огнем, я уди влялся его изумительной точности и однажды спросил у своего учителя, чем он достиг этого. Сафонов отве тил таи: «Настоящий снайпеір или цирковой стрелой бьет без промаіха потому, что он ежеднев но тренируется. Снайперами не рождаются. Вот и я ежедневно тренируюсь, набиваю свой глаз*. И действительно, Сафонов тре нировался ежедневно. В дни, ког д а не было полетов, он обязатель но выходил в тир с пистолетом, бросал в цель копья или играл в биллиард. Майор Д . СИНЕВ, 9. Знать самолет до последнего винтика С АФОНОВЫМ . я рабой.' долгое время. Нас, тех нических работников, обычно интересует вопрос: как летчик знает свою машину. О Сафонове можно ск азать, что в этом отноше нии он не уступал никому из нас. Приведу только один пример. Накануне войны наше подразде ление получило самолеты новой ■марки. Техники усиленно собирали машины. ІКак-то на месте сборки я увидел Сафонова а техническом комбинезоне, копающегося вме сте с механиком где-то под фюзе ляжем. Д о меня доносился раз говор: * — К ак ж е вы будете выпускать мэщи.ну > в вю&дук, если не знаете зачем сл уж и т э т а деталь? — сер ди то говорил Сафонов механику,— Н адо знаггь, братец, д о последнего винтика н адо зніать свой самолет. Такие ж естки е требования Борис Феоктистович п ред’являл не толь ко к технику, н о и к летчику. Инженер-калитан П. БЕЛОСОХОВ. 10. В учебе не знать предела R Э СКА Д РИ Л ЬЮ Сафонова мы прибыли незадолго до войны из летного училища. Нас радостно встретили летчики и Са фонов. Он много беседовал на са мые различные темы, но больше всего интересовался, как каждый и з нас подготовлен ів летном деле Помню, ещ е в первой беседе он нам сказал: «іПоугчились в школе, теперь, поучимся здесь». Командир ежедневно был в на шей группе. Г лавное, на что он упи- ра.л тогда—это н а точное1и безуко. ризненное выполнение каждым летчиком инструкций и наставле ний., Он строго и ревностно следил за выполнением .каждого пункта, сурово .наказывая нарушителей. Неожида,нно, в самом разгаре учебы, началась война. Н о и тогда ничуть не ослабло внимание Сафо нова к учебе и тренировкам. После боевого вылета мы опять собира лись и п родолж али занятия. Я и мои товарищи очень быстро росли, отличались в боях,, сбивали немец ки е самолеты. 'Казалось, чему даль ше учиться?.. Н о Сафонов не уни мался. Он н астаивал н а своем и говорил: — В учебе н ет .Предела. Вот немцев разобьем и после этого учиться бугдем. 'Помните слова Владимира И льича — учиться, ■учиться и учиться! Гвардии капитан В. МАКСИМОВИЧ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz