Североморский летчик. 1945, май
29 м * '1945 г.. № 126 (506). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Они сражались за Родину ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК, УМЕЛЫЙ МЕТОДИСТ КіАіПИТАІН т. Бойченко в авиации — 9 л&т. За это, время он прошел путь от рядового лет чика до заместителя командира подразделе кия. Тов. Бойченко— активный участник Отечествен ной войны. Он совершил 60 бое вых вылетов, сбил 4 немецких самолета. Особенно т. Бойченко проявил себя во время наступа тельных операций по изгнании) немцев из пределов Советского Заполярья. Делая по 2—3 бое вых вылета в день на прикрытие штурмовиков, Бойченко 11 ок тября 1944 года в воздушном бою над морем сбил «Мессер- шмитт-109». Это был тысячный самолет, сбитый североморскими летчиками за время войны. Капитан т. Бойченко — опыт ный летчик, требовательный командир, умелый воспитатель подчиненных. 'Во время военных действий, являясь ведущим больших групп истребителей, он прекрасно справлялся со своими обязанностями и из самых труд ных боев выходил победителем. Летчики любят капитана Бой ченко за отвагу, за готовность в любую минуту приггти на выруч ку товарищу.' Сейчас т. Бойчекко учит истре бителей воевать. Проявляя и здесь присущую ему настойчи вость, он старается воспитать и подготовить полноценных воздушных бойцов. Недавно под руководством т. Бойченко за предельно короткий срок были введены в строй три молодых истребителя. Как хороший мето дист, т. Бойченко пользуется уважением у командиров звеньев всей Киркенесской Краснозна менной части. Очень часто командиры обращаются к нему за помощью и всегда получают ее. Тов. Бойченко награжден дву мя орденами ІКрасного Знамени и медалью «За оборону Советского Заполярья». і Н і А СНИ'МКЕ.: капитан т. Бой ченко. •Фото В. Абрамова. Чья это машина? МЕХАНИК ОСТРЯКОВ ІНЕ СЛЕДИТ ЗА ЧИСТОТОЙ СВ і ОЕГО САМОЛЕТА «Илыошины» стоят на линейке. Лутчи майского солнца ложатся на добротную обшивку фюзеляжа и крыльев штурмовиков, и самолеты светятся мерцающим белым огонь- там... Красива выгяяд-и.т стаяінка в эти дни. Отсюда уходили «Ильюши ны» .в было« ареаія громить враже ские караваны, зд есь собирались летчики, чтобы получить задание, лодвесги короткие итоги только что проведенного удара... /Вместе с командирам .подраѳделе- аія Міы проходим по стоянке само летов. Сегодня день, материальной части. В се технические экипажи івыошц к своим машинам. Мека,ни ми и імоториісты' осматривают мо.го - ры, проверяют действия всех агре гатов самолета. В се, что за неделю поизносилось, подтерлось, — ре монтируется или 'заменяется. Вп е реди — рабочая неделя. Тогда уіже некогда бу д ет вникать во все д е тали, просматривать машину, как говорят, капитально. 'Вместе с механиками и мотори стами, распластавшись на крыльях, «роются» в своих заведываниях сружейники. В предстоящую не делю должны быть стрельбы, и надо особенно внимательна про верить вооруж ение. У каждого самолета командира подразделения встречает механик или старший техник, и отдает ему рапорт. (Командир здоровается с техническим экипажем и подроб но знакомится с его работой, про веряет, как механики, мотористы и оруіжейники справляются со свои ми обязанностями. Все машины в порядке. Д о бл е ска обтертые от пыли, вычищенные Заботливыми руками младших специалистов, они стоят — любо посмотреть. Вот самолет № 14. Его хозяин — старшина т. С тад ии®. В сегд а чистая, готовая к вы лету,, .,машина и сегодня блестит. Рядом с самолетом т. Стадника стоят друігие. Н а них тоіже принт- ,н<> посмюргреть. Чувствуется, что У этих машин заботливые хозяева. 'Но среди всех самолетов, как крапива! среди цветов, с'тоит ’Ильюшин» № М. іМожет быть и |ГРУбоа сравнение мы привели здесь,, « и е засл уж ил а .М'ашина ето, ио даж е по ннешноютв самолет № 11 отличается от других: серый от пыли, он сразу бросается в глаза. Кто механик этого самолета,. — кто хозяин этой машины? Сержант т. Остряков. Гоааряіт, что Остряков непло хой специалист своего дела. Действительно, Остряков хоро шо обеспечивал боевые вылеты so время Печенгской операции, всегда старался, чтобы машина его не .выходила из строя. Правда,, еще в то времія Оегрякову указывали на халатное отношение к содержанию самолета. — Сейчас ж е война,—отшучи вался механик.—Вот если мотор или еще что будет плохо' работать, тогда другое дело... Событий 'захлестывали: надо бы. ло летать и летать. Остряков этим пользовался и не заботился о внешнеім .виде заведывания. Рав нодушие к'внешнему виду машины осталось у Острякова и сейчас, после войны, когда есть полная Е'Сізмсіжнссть держать самолет так., чтобы любо на него посмотреть было, 'чтобы .пыли, грязи — источ ников преждевременного износа деталей машины, не было не его агрегатах. .Подобного вывода не сделал для себя сержант Остря ков. Ведь без указаний он редко обогрет стекла фонаря кабины, а если и оботрет, то обязательно грязной тряпкой. Летчику, севше му в самолет, приходится после Острякова протирать стекла или перчаткой, или носовым платком. На шасси положено накладывать смазку. Остряков выполняет это, но, как правило, размазывает масло Iне обтерев предварительно пыль. Какая ж е польза от такой смазки? j — Знаете, очень неприятна са- I диггься в грязный самолет, — гово- I рит летчик маішины, на которой хозяином сержант Остряков. Нам думается, что этот упрек командирэ-:дегчик.а лучше всяких слав должен дойти до Острякова л до всех; механиков самолетов, .которые еіще не .научились по-хо зяйски, любовно ухаживать за машиной, которые при вопросе: «Чья это машина?» от стыда вы нуждены прятать глаза. 3. КЛЕНОВ. - І У іВ Перед открытием спортивного сезона частях и подразделениях се- ®еРомарской авиаіции идет д ея тельная подготовка и открытию «етнеіга спортивного сезона.. В лане ^спортивно-массовых меро- Рияггий наі летний период видное «ere* занимают соревнования по ѴУтіболіу, баскетболу, волейболу и ^ к о й атлетике. ^ 'ГС| ® 'ИЮНЯ будут проходить ^Ревнованияі по легкой атлетике частями ВіВС. 'Акт; ивнр готовится к проведению спортивных соревновании в части, ігде т. Шейнкмаи. Здесь уже п од готовлена площадка и приоібре^ен необходимый инвентарь — се'тки, міяічяі 'И другое имущество. Начальник офицерского клуіба т. Сыічев также оборудует пло щадки и приобретает спортинвен тарь. Заметно оживилась работа гим настов. В секции гимнастов, кото рой руководит т. М азда, насчиты вается уж е до 20 участников. АКТИВНЫЕ ЧИТАТЕЛИ © библиотеке Н-ского гарнизона болышое количество читателей. Среда них — тт. Балаев, Больсен, Паіхомові, Эдис, Салтыков., Бога чев, Макаров, Москвин, Белантсов, Скиперскихі, Галиний и другие. Любитель, художественной лите ратуры: офицер т. Эдис с января по 15 мая 1945 года прочитал 77 книг, .среди інихі «Севастополь ская с трада»!—'Сергеева -Цене кого, «Фран.тоаые записи»—В. Стааско- го, «Радуга» — В . Василевской, «Непокоренные» — Б. Горбатова, «Юмористические рассказы» .А. Че хова и другие книги. Офицер т. Нахимов с 7 февраля па 20 мая .прочитал 60 книг, ср е ди них — техническая! литерату ра—'«Маскировка», «Навигации». И з произведений писателей-мари нистов т. Пахомовым прочитаны .«Адмирал 'Макаров»,, — А. Кры лова, «Морские рассказы» Станю ковича и другие. Им ж е прочита ны «Антоний»1.—В. Шекспира, «Ко чубей»—А. Первенце ва , очерки и рассказы В. Короленко. Активным читателем библиоте ки является офицер т. Балыков. Он прочитал: более 60 книг, среди которых произведения Л. Толсто го, Гончарова, Павленко, Купри на, Ромі^н-Ролдана, Лескова и других писателей. ГІриггак читателей я библиотеку увеличивается. Интерес к книге растет. В этом отношении боль шую роль играют активисты би блиотеки. Они популяризируют книгу, которая .помогает повышать культурный и общеобразователь ный уровень. И. СИНЕЛЫЦИКОВ. З н а й с в о й ф л о т ■В ходе, боевым операций нашим летчикам' неоднократно доводи лось взаимоде ііствовать с кораблями флота при нанесении ударові по вражеским! конвоям. Как .показал! опыт, успех совместных действий зависел во многом от того., что наши .летчики отлична знали все: н еоб ходимые данные а своихі кораблях. Это облегчало выбор методов и приемов* тактического 'взаимодействия и неизменно приносило успех. С целью лучшего ознакомления североморских летчиков с фло том; 'Иего карйбля.ѵш, , редакции с сегодняшнего дня начинает печа тать краткие оправки, включающие а себя данные, которые помогут летчикамі лучше узнать флот. Надводные корабли флота ДЕЛЕНИЕ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ НА КЛАССЫ И ТИПЫ Р а з н о о б р а з и е боевых задам и разнообразие обстановки в бою требуют, ів каждом отдельном случае, принятия своего конкрет ного решении, т. е. выбора каждый Iраз способа и средств для аоз- 'действий ніаі противника и прео доления его сопротивления. Н а пример, я одном случае для реше ния боевой задачи потребуется на несение противнику, артиллерий ского удара:, в другом — торпед ного. 'Иногда задана' решается! мин. ной постановкой или одновремен ным использованием различных боевых средств а соответствую щ ей комбинации. |С одной стороны, для решения различным задам каждый корабль должен быть универсальным по своему устройству и .вооружению, т. е. по наличию на нем раізличныіх видов оружия (артиллерии, торпед, мин! И пр.,), и обладать возможно стью действовать различными способами. С другой стороны, что бы сломить сопротивление против ника, кораблю нужно напрягать івсе свои■усилия в избранном! на правлении, т. е. избранное ср ед ства назначать максимально .в к о личестве и применять его в иаи- ліуічіших условиях. Ѳто последнее гораздо легче достигается при специализации корабля, когда ко рабль построен специально для .выполнения определенной задачи, при помощи какого-то cpejijcraat Например, торпедный катер — для атаки больНіих кораблей .в плохую видимость при помощи торпед. Тральщик — для отыска нии "'И уничтожения минных з а граждений при помощи тралов. Таким образом два противоречи вых требования — универсально сти и 'специализации кораблей — івыізыівают необходимость создания кораблей специальных классов с определенным основным предназ начением их,, неисключающим., о д нако, дополнительного использо вания и для других целей, что с о храняет некоторую долю универ сальности вооружения этих кораб лей. Внутри каждого класса, в зави симости от расположения' и коли чества! оружия,, средств! защиты и ■устройства., корабли разделяются на типы. Так, например, корабль, имеющий двенадцать 305 мм (12») орудий, расположенных ® четырех башінях, относится к! одному типу ,линейны/х кораблей, а имеющий девять 406 мм (16») оруідий, рас положенных ві трех башнях,, п о ставленных в носовой 'части,' — к другому типуі линейных цо'раблей. Д л я удобства рассмотрения Іболышого количества различных классов кораблей мСжню ещ е рас пределить их на группы, соответ ственно главному вооружению, имеющемуся ва кораблях данного класса,, например, артиллерийско му; торпедному. В се существующие в| настоящее время классы надводных .кораблей можно разбить яаі следующие ■четыре группы: 1. 'Корабли сі преимущественно артиллерийским вооружением. 2. Корабли с преимущественно торпедным вооружением. 3., /КораблИ узко-специального боевого вооружения. 4., Корабли .и суда вспомогатель ного назначения. ТАКТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОРАБЛЯ Каждый современный боевой корабль, кроме определенного для него оружия,, имеет также и ряд специальных устройств, предохра няющих его о т повреждений в бою и и плавании. Для использования своего о р у жия и защиты корабли должны об ладать нодв’Мжностъ'Ю, поворот ливостью, способностью б ол ее или менее длительного пребывания в море, средствами .наблюдения ѳа противником' и т. д. Таким образом, -каждый корабль имеет ряд устройств и механизмов, Обеспе чивающих ему те или иные каче ства.. Основными тактико-технически- ми-элементами, которые характе ризуют кораібль как боевую еди ницу, (являются: at) элементы нападения — артил лерия, торпеды, мины, глубинные ібомбы и т.. д . б) элементы защиты — броня, противоминная защита, противо- химическа.я защита1; ;ві) маневренные элементы — с т расть ходаі, поворотливость, о с а д ка, дальность плавания, м ореход ность.. П . З А Х А Р О В Б Е С С М Е Р Т Н Ы Й П О Д В И Г ІП. И. Заіхаров написал, е- редакцию «Североморского летчик,а»; «Посылаю недавно законченное стихотворение «Бессмертный! лСдвиг». Я посвятил его летчику-штурмовику нашей части Илье Борисовичу 'Ка.тіунину, погибшему смертью храбрых 23 апреля І944 года.. ЛрОшу, если сочтете возможным, напечатать! вто стихотворение ів вашей' газете». Выполняя просьбу, печатаем стихи т. Захарова об одном из бле. стяіщих летчиков,, о верноімі сыне (Родины Герое' Советского Союза т. Катуниве, отдавшем жйЗнь за счастье своего народа. В районе Вардэ, прошлым годом, Апрельской пасмурной порой, К границам нашим полным ходом Стремился вражеский конвой. Для нанесения удара По нагруженным транспортам Ушла опять за парой пара восьмерка «Илов» к облакам. Враг был силен. Но наш ведущий Илья Катуни^ все учел, — Пробившись сквозь сырые тучи Оц к цели скрытно подошел. Перед атакою ведомым Задачу ясно повторил, Затем движением знакомым На цель направил грозный «Ил». Сплошной огонь вверху, и снизу, И 'впереди, и по бокам... Но за любимую Отчизну (Смерть не страшна большевикам! 'Восьмерка дерзко атакует Пиратов бомбовым огнем, — На транспорте пожар бушует... Огонь—над сторожевиком... Уж сердце радостно забилось За богатырские дела, Но вдруг—удар. И накренилась Машина. И к воде пошла. 'Горит подбитая машина — Не дотянуть на край родной!.. Внизу холодная пучина Качает вражеский конвой... Так значит — смерть... Тогда он смело, Как большевик, кай патриот, Как верный сын страны Гастелло, — Направил в транспорт самолет. Громадный взрыв. Взметнулось море 'На імиг. И вскоре улеглось... 'Илья Катунин!.. Злое горе Сердца в тот день нам обожгло... Страна высоко оценила Отвагу сына своего, Она посмертно наградила Геройским званием его. ...Год миновал с тех пор. И мимо Пройдут еще-еще года, Но слава об Илье любимом Для нас не смеркнет никогда!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz