Североморский летчик. 1945, май
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 27 мая 1945 г., № 125 (505) НТО ПОКАЗАЛИ ПЕРВЫЕ НЕДЕЛИ УЧЕБЫ іБоеіімія 'уіче|ба( развернулась сей час аоі всем иаших частях и, под разделениях. Личный состав с большим -желанием- и интересом выполняет каждую учебную зада чу. Этот интерес вызывают новые программы боевой подготовки, ко торые составлены в последова тельности и избегают такого поло жения, когда летчики из >года в год, іюацс о т сами выраіжаііотся, на ходились а первом классе, т. е. по вторяли! одно и іч» оке. Ноюые про граммы, дают летному составу иш,- адиагшіау іпр» проведении наземной ■[подготовки и сииіміапот с того не нужную, мелочную опеку. Боль шой упор сделан, в програімміаіх «га самостоятельную подготовку — первооснову боетого совершенство вания. (По программам и и» основании указаний штаба а наших частяіх составлены планы боевой подго товки, в которых предусмотрены есе задачи, подлежащие! выполне нию в ближайшее время. ,Мы проверили рад частей — на сколько глубокие звания имеет летный соста® и об’еме новых про грамм. 'Что показала проверка? Основная масса летчиков и командиров звеньев подготовлена вполне 'удовлетворительно. Офи церы наших воздушных сил, полу чив большой боевой опыт, имеют нейлом е и теоретические знания. Нам іюдйівно удалось присутство вать на) проверке бомба,рдаровоч - «ой и ‘штурмовой подготовки у гвардейцев-торпедоносцев. іНаі все вопросы летчики и штурмаіныі от вечали четко и глубоко. Чув ствовалось, что офицеры хорошо 'Подготовлены как .по бомбомета - тою, так и по штурманскому делу. іі Іеплохо научились проводить наши командиры и тактические легучвд.Айідо сказать, что здесь много шш гла статья ма.йора т Лачкоаа, опубликованная в «Се- і,е]Юм.орс:ком летчике». Примера!., -может служить тактическая летуч, ка, проюадеН'Иая командиром звена лейтенантом т. Букановым. Успех іч определился тем,, что как сам руководитель, так и летчики очень тщательно изучили вопрос, разби рающийся на летучке. Они пришли на tiee вполне подготовленными! и активно обсуждали, выдвигаемые вопросы, решали ставящиеся зада чи. Раньше у истребителей іКирке- иесс’кой 'Краснознаменной части не особенно хороню обстояло дело с воздушной стрельбой. 'Последняя проверка показала, что летчики этой части стали стрелять много лучше. Сказалась тренировка, ибо иіз 6 проверенных/ летчиков 4 по лумили отличные оценки и 2 хоро шие. БЕСЕДА с п о д п о л к о в н и к о м ТО,В. ЗАГНИ БЕДА Вместе с тем;проверкой вскрыты и недостатки,. Некоторые офицерш продолжают жить старыми знания ми и опытом, они пренебрегают самостоятельной учебой. Особенно это заметно при проверке тем и за. дач, требующих широких знаний, систематической тренировки. Так, например, у тех же гвардейцев- торпедоіносіцев выявилось, что от дельные штурманы не особенно хорошо и быстро (как положено штурманам) могут прокладывать маршрут. Некоторые офицеры из летного состава слабо разбираются по та кому вопросу, как астрономиче ская ориентировка. Отсутствие систематической тре нировки, пренебрежение постоян ной учебой — привели кое-кого ,к тому, что при проверке техники пилотирования некоторые летчик» и даже командиры, в том, числе т. Буірмаітов, получили плохие оценки. 'Вскрыт за последнее времяі ряд, недостатков и по практическому торпедометанию. іНе всегда и не всеми летчиками контролируется фотоаппаратом момент сбрасыва ния торпеды., не отработано в до статочной мере глазомерное опре. деление дистаяции и, курсового угла., пользование прицелом при низком торпедюметании. Имеет ли это значение? Да, и 'большое. Где, как не на полигоне нужно от рабатывать эти моменты. Ведь в бою, когда- приходится иттв на цель в разрывах зенитных снаря дов, под воздействием истреби тельной авиации противника, все— ;і определение дистанции и пользо ванию прицелам,—должно быть до. ведено до автоматизма. Больным ментом- ио,прежнему остается у торпедоносцев слабый анализ с т и х собственных недо статков,. В результате они повто ряются в нескольких1 вылетах, Для иллюстрации достаточно при вести хотя бы один пример. Не давно во время учебы летчики тт. Новицкий и Гриішии не выдер жали направление полета и допу стили' серьезные ошибки при: тор- педометамии. іНаі другой, день на, том же полигоне, іпо той же причи не ошибки повторили летчики этой же: части тт. (Гліуіховцев и Гноевой. Могли бы этой ошибки торпедо носцы избеіжатъ? Вполне. Для это го требовалось подробно разобрать причину ошибки о первый день. Этого ,в части сделано не было. На ближайшее время по летной подготовке перед нами стоят но вые серьезные задачи. Дополни тельно по истребительной авиации, мы должны освоить высотные по леты {причем это касается и истребителей сопровождения,). За дами не легкие. Но решить их мы можем с успехом. Что для этого требуется? От івсего руководящего состава1-—1серьезный подход, к ор ганизации наземной подготовки я самих полетов. Весь опыт, нако пленный войной, должен быть использован. К проведению заня тий на земле надо шире привле кать старых, бывалых воинов. Классы, где 'будут проводиться за нятия, должны быть соответствую, щам образом оборудованы. Во вре мя учебных полетов за действиями каждого летчика надо установить строгий контроль. Ни один «про мах» пилота не должен пройти мимо .глаіза командира. Разборы полетов должны явиться настоя щей школой учебы. На них не должно быть места поверхностным докладам^ Глубокий анализ поло жительных сторон и недостатков»— вот основа, на которой должен строиться всякий разбор полетов. (Первые две недели учебы пока зали, что североморские летчики могут с успехом выполнять все учебные задачи, поставленные в ■новью программах, если каждый летчик будет систематически по вышать свои знания в системе са мостоятельной подготовки, по стоянно тренироваться на полиго нах. Старший лейтенант Каюм Константинович Мельдизин. ОіБСУЖДАЕМ СТАТЫО «К ВОПРОСУ ОБ ОФИЦЕРСКОЙ ЧЕСТИ» . Поборник офицерской чести .В списки нашей части навечно занесена фамилия летчика-,истре бителя 'старшего лейтенанта Каю- м.а Константиновича Мельдизина. Теперь на поверках, при вызове его фамилии, правофланговый от вечает: — Геройски погиб за 'Родину в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками! И каждый офицер, стоящий в строю, всегда с. благодарностью вспоминает об этом летчике-офи- цере и говорит себе: «Быть та ким, как Мельдизин—моя цель». Вот поэтому, когда достойный ученик .Мельдизина старший лей тенант т. Лапин поднял вопрос об офицерской чести, мне хочется рассказать о прекрасном офицере нашей части іКавдме Мельднізиие, в См. «Североморский летчик» за 22 и, ,26 мая. Из истории авиации СМЕРТЬ ВИЛБУРА РАИТ О А МАЯ 1912 года в Дейтоне {США) умер от тифа Вил бур Райт — один из конструкторов первого аіэроплаНа, оторвавшегося от земля и совершившего полет иа расстояние в -260 метров за 69 се кунд. Творцы первого аэроплана братья Виілйіуір и Орів№ Райт—1скромные веілос ииеіцные мастера-самоучк и намного опередили ряд крупных ученым и изобретателей, работав ших! в to время иаід проблемой уп равляемого полета. Благодаря упорным и систематическим опы там, связанным с исиым понима нием сІлоЬквадс™ поставленной за. дачи, Йраітъям 'Райт удалось разре шить ряід конструктивны» заідаи и добиться ударного 'взаимодействия всех: частей их аппарата. Недаром фраінцузакие инженеры, осматри- ваяшие самолет братьев Райт в Ш.0в году, назвали его «чудом изобретательского .гения». И до сих пор еще первый самолет братьев Райт поражает продуман ностью Своей конструкции и удач ным, применением' в нем все,х теіх принципов, на котерыж основан по. лет современного самолета. Братья (РіапТ), конеч,но, не изобре ли самолет, а ліиішь об’ещинили и реализовали ів своем аѳроПлане весь ряд конструктивных И аэро динамических достижений своих предшественников, работавших над той іже проблемой во псе:» странах мира,. Работали и іжили братья Райт так дружно, что установить долю участия каждого и'з них в созідаінии аэроплана совершенно невозмож но. Но одно ив основных достиже ний ігх—система перекашивания крыльев придумана быліа. Вилбу ра» Являясь наиболее эффектив ным среідствоім для обеспечения поперечной устойчивости, эта си стема! распространилась на 'все ти пы самолетов и я несколько изме ненном виде,, а именно в виде эле ронов, сохранилась до наших дней. Идея перекашивания крыльев, т. е. отгиб заідни-х кромок одного кон ца 'крыльев вниз, а другого кон ца—івверх возникла -в напряжен ном уме іВилбу.ра Райт, когда он однажды отпускай какому-то покупателю велосипедные по крышки в своей мастерской. Раз говаривая С покупателем и дума я о своем,. ’Вилбур 'машинально вер тел в руках коробку от покрышек и также машинально загибая уголкй картона, вдруг пришел, к идее перекашивания. концов крыльев. По отзывам (журналистов того времени, ІВиілІбур 'Райт каізался «рождеінным Для полета,». іВилібур Райт ум,ер, когда перед авиацией раізвертывіалиісв широчай. шій .перспективы. Но Орвилу Райт суждено было видеть и осу ществление этих перспектив. Он дожил до наших дней и все гран диозные достижения мировой авиации, віплс/ть до блестящего перелета советские летчиков ч е рез Северный полюс ів Америку совершались на его Плазах,. Два мраморный обелНска, украшенніьсх самолетами, воздвигнуты в Сое диненных' Штатах Америки: один— на пусты,ином берегу Атлантиче ского океаіна, где 17 декабря 1903 года Вилбур и іОрвил Райт впер вые поднялись в воздух; другой в Портленде,, іна тихоокеанском пабереіжьи, где 20 июня 1937 года опустился саімолет «СССР—025», перенесший экиНа,ж Валерия Чка лова ‘через Северный полюс в Америку. Майор В. ЗАТЕЛЕПИН котором сочетались воедино лучшие черты советского морско го офицера: храбрость, умение по беждать врага, скромность, по стоянное стремление к росту, к с.овершеіиствованию. Старший лейтенант Мельдизин был пламенным патриотом Родины. Его жизнь — это яркий негасимый огонь. Свои силы и энергию, псе боевое мастерство вложить в об щее дело победы над врагом — вот стремление, которым был про никнут Катам Константинович. Скромный, он о своих подвигах говорил очень мало. Ярко вспоми нается мне такой факт. Мельди зин сидел в готовности. Недалеко от его самолета заседала партий ная комиссия. Разбиралось заяв ление Мельдизина о приеме его в члены ВіКЩб). Летчика попросили рассказать о себе. Старший лей тенант твердо произнес: — Коммунисты па партийном со брании приняли меня в члены ВК,П(б). Партийную комиссию за веряю, что звание коммуниста оп равдаю. За освобождение Родины от немецко-фашистских захвіатчи. ков буду нещадно уничтожать вра гов. Мне еще нечем похвастаться, я только что начал воевать и сбил всего 2 самолета. Но вре мя мое еще впереди. Заверяю, что наши коммунисты не будут за ме ня краснеть. Слово свое 'Каюм Мельдизин сдержал. Скоро мы стали очевид цами, к,аи он за сравнительно ко роткий срок уничтожил шесть с а молетов 'противника. Тогда у -нас было заведено: раз Мельдизин по шел на боевое задание —• значит жди новой победы. Стремление драться с врагом у Мельдизина было настолько велико, что он обижался, когда его не посылали на боевое задание. Не любил Мельдизин и отдыхать, особенно в боевые дни. «Офицер призван для боя. Мое места там,—в бою»,;— говорил он. В августе 1943 года Мельдизину несколько -раз выписывали -путевку в дом отдыха, но каждый раз он отказывался от нее, мотивируя те-м, что надо воевать, и что отдыхать он будет после войны. Однажды недуг свалил Мельдизина. Он слег в госпиталь. Выписавшись из него, старший лейтенант явился в часть и доложил командиру, что состоя ние здоровья хорошее и готов вы полнять любое боевое задание. - По заключению врачей, вам надо предоставить краткосрочный отдых, — оказал ему командир. Старший лейтенант категориче ски откаізалсяі поехать в до!м отды ха и потребовал, чтобы, снова собра ли медицинскую комиссию и осви детельствовали, его, іВелик был боевой успех Мель- диэина. Конечно, сам по себе этот успех к летчику не пришел. Пра вильно заметил т. Лапин, что если офицер не учится, его действия в бою топорны, неумелы. Мельдизин повседневно совершенствовал свое боевое мастерство, изучал и Отлич. но знал тактику немецких, летчи ков, В этом был его успех. 'Как истинный патриот Родины, Каюм Константинович очень любиш наше советское оружие, знал его отлично и потому верил в него беззаветно. Летая- на «Якаіх», он ■говорил: «На «Яковлеве» я всегда готов драться с «мессерами1» и «фоіккерами» любыхі марок».. іВ повседневной жизни старший лейтенант Мельдизин был исклю чительно требовательным и дис циплинированным командиром. Он н,е терпел, когда летчики нарушали летную дисциплину. Нарушителей он называл «невеждами» и «ямщи ками^. Однажды; летчик Н., воз вратившись с задания, не пошел сраізу, на посадку, а одел ал не сколько ухарских фигур. — 'Вот ямщик 1 'Кого вы удивить §хотите? Вы лучше бы свой пыл поберегли для боя, а над своим, аѳ. родромом смешно ухарствовать, — говорил Мельдизин летчику, когда тот приземлился. IB бою Мелъдиізин .видел дейст вия каіждого пилота. Замечая са мые малейшие ошибки, старший лейтенант на разборах детально вскрывал их. Старший лейтенант Каюм Мелъ- дий'ин остался іц нашей памяти, как образеіц, волевого, храброго,, куль турного советского офицера, истинного поборника офицерской чести. На примере! таких воинов-героев, настояііцйШ советских офицеров, лучше всего віоспитыіваготся наши молодые кадры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz