Североморский летчик. 1945, май
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 23 імая 1045 г., № 121 (501). Осмотрительность в во здухе Летчик-истребитель капитан т. Савчук «а занятиях с молоды ми летчиками сделал доклад на тему «Осмотрительность в воз духе». Доклад т. Савчук был внимательно прослушан летчи ками. Ниже мы публикуем жи вую запись этого доклада. * * * Т от, кто первым обнаружил не. прдагеілія, всегда имеет боль ше1шансов1на победу. «Мгно вение даіегг победу»,,—-говорил веда. ккГі іпалковюцец Суворов. Эти сиава больше,, чем « кому-либо другому «можно отнести к ігстребиггеля-м. •Громадные скорости, быстрота маневра делают воздушный бой скоротечным, а его развязку мгно венной. Естественно, что при т а ких условиям только продуманный и предвиденный маневр а сочета нии с точным огнем может при нести победу. Бой начинается с того момента, когда один из противников увидел другом. «Мой маяе'вр — искать и бить», — сказал ученик Суіворова генерал Багратион. «Первый най дешь — іверх. возмешь», — гласит неродная мудрость. Это значит, что в баю надобно уметь первым найти врага и первым его атако вать. Заметивший противника раньше хотя бы на несколько с е кунд, получает огромное преиму щество За ним—внезапность, ини циатива, запас времени, которое, по словам великого Суворова, д о роже всего. «Видеть все, видеть первым», — было правилом всех выдающихся летчиков мира. Осно воположник імертвой петли и воздушного Тарана штабе-капитан П. Н. Нестеров -исключительное внимание уделял вопросам осмот рительности. Совершенствуя свое летное мастерство, он многое з а имствовал у птиіц. Наблюдал за ними, изучая технику птичьего по лета, Нестеров пришел к выводу, что каждая из лтиіц по разному преследует свою добычу. Сокол, например, берет верх иаід ‘жертвой, поднимаясь ввысь зигзагами или крупами. Перед нападением (ата кой), он делает «ставку», т. е. за держивается неподвижно, хоро шенько высматривая добычу, и только после этого сильным бро ском поражает ее. Кречет также «атакует» с высоты и затем ухо дит «свечой». Ястреб, действуя внезапно и быстро, нагоняет «не приятеля» над землей и берет его сзади... Нестеров действовал в бою «по-к?Окоілимэіміу»і. Правильно организуя наблюдение, он .всегда первым обнаруживал врага и имел нз-д ним преимущество а высоте. А обнаружит, стремительно, вне запно нападал на него. Хорошая осмотрительность всег да дает возможность ударить вне запно. Нам хорошо известно, к а кое значение элементу внезапности придавал Суворов. Большинство своих бита он выигрывал благода ря внезапности нападения на врага «Быстрота и .внезапность заменяют число»*—малутствовал он. Нет н е обходимости доказывать, насколь ко значителен этот суворовский зас кок для воздушного боя. «Внезап ность — постоянный спутник моих побед», — читаем мы в записка* трижды Героя Советского Союзаі Покрышкина. «(Внезапный удар — существо воздушного боя», — з а вещал нам первый Североморский ас Борис Сафонов. Но хорошая осмотрительность не приходит сама. Она дается лишь в результате систематической уче бы и тренировки. Опыт войны по казывает., что тот, кто пренебрежи тельно относятся к осмотрительно сти, тот в бою неизбежно терпит поражение, ©ой не прощает оши бок « не милует незнаек и не вежд. Это тем более следует за помнить тем, кто думает, что < первых двух—трех боев уж е мож «о считать себя непревзойденным «мастером». Мастерству учатся го дзмк. Настоящего истребителя не усгюкоят случайные успехи. Обучая молодежь, мы часто на поминаем: ка разворотах не пере тягивая ручку, шарик держи в центре, не теряй скорость и т. д . Но. напоминая об этом, мы забы ваем сказать: прежде чем сделать разворот — осмотрись, прежде чем перенести взгляд на землю для ' расчета на посадку — тоже осмот рись, пилотируешь в воздухе — осмотрись после каждой фигуры. Рассмотрим более подробно во просы, связанные с осмотритель ностью. 1. ВИДЫ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ Под осмотрительностью вообще понимается умение летчика видеть окружающее пространство и все то, что находится- в этом прост ранстве. Что значит уметь видеть? Во-первых, знать район, где ты накодишься. Летчик, который пло хо знает район своих действий, независимо от того, как он умеет распределять свое зрение, будет иметь плохую осмотрительность. Такой летчик затрачивает много времени «а работу с картой, на наблюдение за землей. Очень м-а'ло времени остается у него дл я осмот ра окружающего пространства. Во-вторых, уметь отлично пи лотировать . Летчик-истребитель должен лехаітв чисто, свободно и уверенно, ве уделяя излишнего внимания показателю скорости и другим приборам. Пилотирование ре должно мешать осмотру, не должно ослаблять осмотритель ность. В-третьих, уметь Отлично дер жаться в труппе, не нарушая боевого порядка, ибо последнее приводит к расстройству общей схемы ведения осмотрительности в группе. Наконец, видеть все ва время всех элементов полета, наЧиная от посадки в кабину, взлета и кончая зарулиаашем на стоянку. Летная осмотрительность необ ходима при рулении, производстве взлета, сборе, технике пилотирова ния в группе, выполнении различ ных фигур, посадке. Этот вид осмотрительности в основном зав и сит от степени владения летчиком техникой пилотирования. Тот, кто чиков, мы иногда не видели само летов в стороне солнца, хотя они и находились около нас. Кое-кто крепко поплатился тогда. И споль зуя солнце, фашисты маскироваі- лись, хорошо видели наши самоле ты и имели очень важное преиму щество — внезапность. Но в пер вые ж е боях советские летчики разгадали эту «хитрость» немцев и наголову: били их, обнаруживая врага первыми. Осмотрительность очень во мно гом зависит о т правильного по строения маршрута. іКак его выби рать я солнечную погоду? Н еобхо димо добиваться, чтобы он был та ким, при котором вы бы могли в и деть врага, а он ваіс нет. Д л и это го следует находиться между солнцем и противником, не пово рачивать своего самолета хвостом к солнцу, избегать ходить в ды-м-- ке, выбирать д л я поиска правиль ную высоту, не ходить по прямой и не делать крутыіх разворотов. Натренированному летчику солн. це может быть хорошим и н ад еж ным союзником, нужно лишь уметь использовать его и своих интере сах. Н ельзя, например, смотреть на солнце прямо. О т такого «ис пользования» солнца; летчик о сл еп ляется. Н адо всегда надевать о ч ки со светофильтром- и смотреть ке на солнце,, а вокруг не го. Д л я просмотра солнечной стороны ре комендуется прикрывать самую яркую ее част* пальцем* или1 кон цом плоскости самолета. П ри этом получается ответвление лучей, на фоне которых хорошо заметен вра жеский самолет. Очень часто бы вает так, что неприятеля можно обнаружить по тени его самолета на земле или в облака». Выше мы говорили о том, что не следует ходить в дымке. Н екото рые товарищи почему-то придер живаются обратного мнения, до казывая. что дымка, якобы, м а скирует самолет. Т акая точка зрения ошибочна. Мы имеем ряд случаев, когда. летчики, в совершенстве владеет самолетом, | «маскирующиеся!» в дымке, были тот, естественно, имеет больше | внезапно атакованы немецкими времени для просмотра, тот более ■истребителями. В дымке хорошо осмотрителен. | заметен самолет и резко пони- осмотрительность Маршрутная необходима для ведении ориенти ровки по маршруту, в системе ПВО ■и в зонах. Она требует от летчика хорошего знания района, отличной глазомерной ориентировки, совер шенства самолетовождения. Тот, кто хорошо умеет водить самолет, меньше уделяет этоміу времени, больше имеет его для просмотра пространства и поиска врагац Техническая осмотрительность необходима для того, чтобы во дить самолет при самом минималь ном отвлечении внимания на на блюдение за пилотажными прибо рами и приборами, контролирую щими работу мотора, за агрегата ми средств связи и вооружением. Этот вид осмотрительности зави сит исключительно от знания и умения грамотно эксплоатировать вверенную материальную часть. Осмотрительность боевая необ ходима д л я поиска- противника и грамотного ведения в о зд у ш н о го боя. Боевая осмотрительность зави сит от того, о чем я говорил выше, а такж е от условий боя, к о н стр ук -' тканых данных самолета, метеоус ловий и пр. 2. ТАКТИКА И ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ Опыт показывает, что в ясную погоду отдельный вражеский само, лет или пару самолетов натрени рованный летчик может обнару жить на расстоянии от 3 до 5 км., j а группу самолетов — от 10 д о 12 км. Однако степень осмотритель ности каждого летчика зависит от того, насколько хорошо он умеет использовать солнце — источник света. Первым делом летчику необхо димо знать, где вероятнее всего появление противника. Чтобы быть осведомленным в этом, нужно хо рошо разбираться а тактических приемах врага, знать слабые и сильные его стороны. Многие л ет чики, начавшие воевать с первых дней войны, помнят как «трудно» им тогда было обнаруживать воз душного врага. Н е зная ещ е и з любленных приемов немецких лет- ж ается осмотрительность летчика. Наблюдая за солнцем., очень важно уметь в синеве неба уловить и взблески — отражение солнеч ных лучей, попадающих на враж е ский самолет. З д ес ь нужно «чув ствовать» противника и соответст венно взблескам занимать полож е ние дл я атаки. Ведение осмотрительности в Об лачную погоду при отсутствии солнца на много сложнее. Однако, вместе с этим, в условиях Облач ности летчик имеет ряд преиму ществ. Д е л о за тем, чтобы уметь использовать их. В уставах и наставлениях по производству полетов и ведению воздушного боя ясно и четко сфор. уулироваяы основные принципы ведения осмотрительности. 3. ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЛАЗА И ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ Основой наблюдения в воздухе является рациональное использо вание зрительного аппарата летчи ка. И з физиологии известно, что поле зрения человеческого глаза довольно значительно и опреде ляется примерно углом 160— 170 градусов. Однако не все его участ. ки качественно одинаковы. Наи- лучшее зрение наш глаз имеет в пределах 6— 10 градусов от цент рального луча вправо и влево. Именно этим участком мы поль зуемся при чтении книг, рассмат ривании различных мелких предме тов. Дальнейшее ж е уклонение ! приводит к быстрому снижению остроты зрения. Так, в пределах 30—40 градусов вправо и влево от центрального луча она равна тол ь к о 30 процентам о т наилучшей. Отсюда следует, что человеческий глаз способен различать мелкие предметы, представляющиеся в .ви де точки, только до 30 — 40 гра дусов. На I больших углах зрение сильно рассеивается, и мы в со стоянии различать лишь общие контуры предметов значительных размеров. Как показывает практика, вести осмотрительность в воздухе и про изводить поиск противника воз- ] можно только центральным лучом и .в предела» отклонения о т него не больш е 10 градусов вправо и влево без поворачивания глаз, а с поворотом — до 30—40 градусов. Л егк о себе представить, какую части полной сф еры окруж ающ его пространства человеческий гл а з может одновременно осмотреть без поворачивания головы. П ро стой подсчет показывает, что эта часть сферы заключается углом в 60—70 градусов и со став ляет лишь одну шестую. Общей сферы о к р у жающего пространства. И з этого следует, что дл я поиска самолета противника на дальности 3—5 им.. когда! он п р едставляет собой едва заметную точку, мы м ож ем и с пользовать лишь одну шестую часть общ ей сферы. В се остальное пространство долж но осм атривать ся летником лиібо с поюротомі г о ловы , либо при помощи эволюций самолета. Необходимо ещ е учесть и те «мертвые» углы , которые летчик не может осмотреть и з-за того, что он сидит в самолете. 4. ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ОСМОТРА ОК РУЖАЮЩ Е ГО ПРОСТРАНСТВА В осмотре окруж ающ его про странства большое значение имеет распределение внимания д л я н а блюдения по времени. Можно очень часто в ер теть вокруг го л о вой и ничего не видеть, если не бу д ет системы в осмотрительности, основанной н а расчете. И з практи ки нам известно, что такие «верти- головы» обычно никогда первыми не обнаруживают врага, в сегд а бы- івают слепы , а следовательно и би ты. Н ад о знать, через какой п ро межуток времени, осматривая одну какую -то часть сферы, мы должны перенести взгляд д л я того, чтобы было не поздно осмотреть следую , щиѳ участки. Чтобы рассчитать все это, необ ходимо прежде всего знать кон структивные особенности своей ма,. ■шины. И звестно, что самолеты- истребители монопланного типа имеют хороший обзор верхней по лусферы! как- вперед, так и назад. Зато нижняя полусфера просмат ривается плохо: образуются так называемые «мертвые» углы обзо ра. Н а моноплане особенно плохо просматривается угол сферы .при мерно а 30 градусов,, закрываемый сзади снизу хвостовым оперением. Этот угол требует особого внима ния, иі5о как показывают б о н е нем цами, с этой-то Стороны чащ е в с е го пы тается атаковать противник. В какой последовательности и через какой временной интервал сл едует производить осмотр о к р у жающего пространства? Допустим, что собственная с к о рость полета равна 360 км. в час. Излюбленный метод атак против ника — сзади сверху. 'При такой атаке противник мож ет развивать скорость до 720 км. в час. Имея эти данные., нетрудно вычислить скорость сближения: она будет равна 360 км. в час или 6 км. в минуту. Выше мы говорили, что самолет можно обнаружить на расстоянии 3 км, значит внезап ность его появления сзад и равна 30 секундам. Этим временем и обуславливается частота осмотра летчиком задней полусферы. (Как .видно из примераі, частота осмотра зависит от собственной скорости полета и от скорости п о лета противникаі. Чем собственная скорость полета больше, а против ника меньше, тем временной и н тервал больше,, частота осмотра уменъшаетсяі И наоборот: чем со б ственная скорость меньше, а с к о рость противника больше, тем- вр е менной интервал уменьшается, ч а стота осмотра окружающ его п ро странства увеличивается. И з этих простых расчетов мы видим также, -как .важно дл я истребителя уметь учитывать элем ент -скорости. С о ветский ас А лександр Пакрышкин в своих записках- придает этому очень важное значение. Та-к, он рекомендует, например, идя на свободную «охоту» и -вообще при полете в районам наиболее интен сивных действий противника^ дер- жіать скорость не менее 450 кило метров в час. -При этой скорости достаточна велик временной и н тервал', но в т о ж е врем я меньше частота осмотра. Л егк о подсчитать -на этом же примере време-н-ной интервал для встречных и п ересекающ и хся ку р сов. Допустим , что скорость встречи раина 700 километрам в час. При такой скорости осмотр передней полусферы на до -производить примерно черев 9— 10 сеюунд, е с л и счи тать, ч то и в этом сл у чае мы сам ол ет против ника обнаружим на расстоянии 3 км. Н а пересекающихся курсах, при скорости сближ ен и я 300 км. в час, временной интервал равен 22 секундам . П одобны е задачи мож но легко реш ать на навигационной линейке, задавшись то л ько соответствую щими данными, т е. собственной скоростью*, скоростью противника и расстоянием д о ц ели о т наблю дателя-. -При решении надо учиты вать и не п у тать правила) вы числе ния суммарных -скоростей (при- до- гоне мы- берем разность, а при сближении — сумму). Н ами д л я примера умышленно взяты н еско л ьк о завыш енны е дан ные расчета. П рактически заметить самолет противника можно н а рас стоянии 4— 5 хм. О тсю д а п-росмотр передней полусферы- б у д ет иметь ещ е больший временной интер в а л—поряд ка -15—20 сек у н д для передней полусферы-, 26 — 30 се к у н д д л я боковой и 1—2 минуты -для задней. К а к видно, аремеяи вполне достаточно. Необходимо только натренироваться уклады ваться в это время. Грамотный просмотр п о расчету и- п о опреде ленной схеме внуш ает летчику спокойствие, д а ет ем у уверенность в своих силах и позвол яет в каж дом с л у ч а е у п р еж д ать противника, заметив его ещ е на подходе. 5. ОБ ОСМО Т РИ Т ЕЛ ЬНОС ТИ В Г РУ ПП Е Н али чи е хорошей осмотритель ности — одно и з основных требо ваний, которые п р ед ’я-вля-ются к боевому, п орядку группы истреби телей. В Н аставл ении по воздуш ному бою ясно указывается-, какой она д о лж н а бы ть н-а каждом этапе действий. При поиске сам олетов противна ка построение группы истребите лей целесообразнее производить разомкнутым-, -чтобы не затруднять летчикам наблюдение за воздухом. Таким, наіпример, я вл я ет ся боевой порядок группы, построенной по парно п а ф рон ту и эшеионировая- н-с п а -высоте. П равильное построение грутппы позволяет ликвидировать «мерт вые» углы : их просматривает со сед . Та/К(, например,, при интервале м еж ду самолетами в 100—200 мет ров глубина просматриваемого пространства за хвостом равна 600— 1.000 метров, а при интерва л е 500 — 2.000—3.000 метров. -Не менее важный момент в бое вой деятельности истребителей — выбор правильного боевого поряд ка и м еста во время сопровожде ния бомбардировщиков, штурмови ков и торпедоносцев. -Необходимо в каждом отдельном случае обду манно -расставить самолеты в об щем боевом порядке, ибо от этого, в -первую голову, б у д ет зависеть осмотрительность, а следовательно — и прикрытие. * # Я разобрал основные моменты осмотрительности в -воздухе. Ка ки е и з ни,я сл ед ую т выводыі? Хорошая осмотрительность " важнейш ее качество летчика-ист- ребителя. Без хорошей осмотрительности не может быть достигнута победа- У-мение все видеть никогда ие приходит само: оно дается только тому, кто настойчиво и упорно учится, кто из каж д ого полет» делает д л я себя вывод, кто по стоянно тренируется. «Удивить—победить» было пер вейшим девизом великого пол*0' водца Суворова, никогда не знав шего поражения в бою. Этот деви^ является первейшим девизом и с° ветс-кого летчика-истребителя. И* его стороне всегд а должно быт» важнейшее средство к достижении) победы — ВНЕЗАПНОСТЬ , Д° стигаемая только ХОРОШс ОСМ ОТРИТЕЛЬНОСТЬЮ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz