Североморский летчик. 1945, май

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 23 імая 1045 г., № 121 (501). Осмотрительность в во здухе Летчик-истребитель капитан т. Савчук «а занятиях с молоды­ ми летчиками сделал доклад на тему «Осмотрительность в воз­ духе». Доклад т. Савчук был внимательно прослушан летчи­ ками. Ниже мы публикуем жи­ вую запись этого доклада. * * * Т от, кто первым обнаружил не. прдагеілія, всегда имеет боль­ ше1шансов1на победу. «Мгно­ вение даіегг победу»,,—-говорил веда. ккГі іпалковюцец Суворов. Эти сиава больше,, чем « кому-либо другому «можно отнести к ігстребиггеля-м. •Громадные скорости, быстрота маневра делают воздушный бой скоротечным, а его развязку мгно­ венной. Естественно, что при т а ­ ких условиям только продуманный и предвиденный маневр а сочета­ нии с точным огнем может при­ нести победу. Бой начинается с того момента, когда один из противников увидел другом. «Мой маяе'вр — искать и бить», — сказал ученик Суіворова генерал Багратион. «Первый най­ дешь — іверх. возмешь», — гласит неродная мудрость. Это значит, что в баю надобно уметь первым найти врага и первым его атако­ вать. Заметивший противника раньше хотя бы на несколько с е ­ кунд, получает огромное преиму­ щество За ним—внезапность, ини­ циатива, запас времени, которое, по словам великого Суворова, д о ­ роже всего. «Видеть все, видеть первым», — было правилом всех выдающихся летчиков мира. Осно­ воположник імертвой петли и воздушного Тарана штабе-капитан П. Н. Нестеров -исключительное внимание уделял вопросам осмот­ рительности. Совершенствуя свое летное мастерство, он многое з а ­ имствовал у птиіц. Наблюдал за ними, изучая технику птичьего по­ лета, Нестеров пришел к выводу, что каждая из лтиіц по разному преследует свою добычу. Сокол, например, берет верх иаід ‘жертвой, поднимаясь ввысь зигзагами или крупами. Перед нападением (ата­ кой), он делает «ставку», т. е. за ­ держивается неподвижно, хоро­ шенько высматривая добычу, и только после этого сильным бро­ ском поражает ее. Кречет также «атакует» с высоты и затем ухо­ дит «свечой». Ястреб, действуя внезапно и быстро, нагоняет «не­ приятеля» над землей и берет его сзади... Нестеров действовал в бою «по-к?Окоілимэіміу»і. Правильно организуя наблюдение, он .всегда первым обнаруживал врага и имел нз-д ним преимущество а высоте. А обнаружит, стремительно, вне­ запно нападал на него. Хорошая осмотрительность всег­ да дает возможность ударить вне­ запно. Нам хорошо известно, к а­ кое значение элементу внезапности придавал Суворов. Большинство своих бита он выигрывал благода­ ря внезапности нападения на врага «Быстрота и .внезапность заменяют число»*—малутствовал он. Нет н е­ обходимости доказывать, насколь­ ко значителен этот суворовский зас­ кок для воздушного боя. «Внезап­ ность — постоянный спутник моих побед», — читаем мы в записка* трижды Героя Советского Союзаі Покрышкина. «(Внезапный удар — существо воздушного боя», — з а ­ вещал нам первый Североморский ас Борис Сафонов. Но хорошая осмотрительность не приходит сама. Она дается лишь в результате систематической уче бы и тренировки. Опыт войны по­ казывает., что тот, кто пренебрежи­ тельно относятся к осмотрительно­ сти, тот в бою неизбежно терпит поражение, ©ой не прощает оши­ бок « не милует незнаек и не вежд. Это тем более следует за­ помнить тем, кто думает, что < первых двух—трех боев уж е мож «о считать себя непревзойденным «мастером». Мастерству учатся го дзмк. Настоящего истребителя не усгюкоят случайные успехи. Обучая молодежь, мы часто на­ поминаем: ка разворотах не пере­ тягивая ручку, шарик держи в центре, не теряй скорость и т. д . Но. напоминая об этом, мы забы­ ваем сказать: прежде чем сделать разворот — осмотрись, прежде чем перенести взгляд на землю для ' расчета на посадку — тоже осмот­ рись, пилотируешь в воздухе — осмотрись после каждой фигуры. Рассмотрим более подробно во­ просы, связанные с осмотритель­ ностью. 1. ВИДЫ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ Под осмотрительностью вообще понимается умение летчика видеть окружающее пространство и все то, что находится- в этом прост­ ранстве. Что значит уметь видеть? Во-первых, знать район, где ты накодишься. Летчик, который пло­ хо знает район своих действий, независимо от того, как он умеет распределять свое зрение, будет иметь плохую осмотрительность. Такой летчик затрачивает много времени «а работу с картой, на наблюдение за землей. Очень м-а'ло времени остается у него дл я осмот­ ра окружающего пространства. Во-вторых, уметь отлично пи­ лотировать . Летчик-истребитель должен лехаітв чисто, свободно и уверенно, ве уделяя излишнего внимания показателю скорости и другим приборам. Пилотирование ре должно мешать осмотру, не должно ослаблять осмотритель­ ность. В-третьих, уметь Отлично дер жаться в труппе, не нарушая боевого порядка, ибо последнее приводит к расстройству общей схемы ведения осмотрительности в группе. Наконец, видеть все ва время всех элементов полета, наЧиная от посадки в кабину, взлета и кончая зарулиаашем на стоянку. Летная осмотрительность необ­ ходима при рулении, производстве взлета, сборе, технике пилотирова­ ния в группе, выполнении различ­ ных фигур, посадке. Этот вид осмотрительности в основном зав и ­ сит от степени владения летчиком техникой пилотирования. Тот, кто чиков, мы иногда не видели само­ летов в стороне солнца, хотя они и находились около нас. Кое-кто крепко поплатился тогда. И споль­ зуя солнце, фашисты маскироваі- лись, хорошо видели наши самоле­ ты и имели очень важное преиму­ щество — внезапность. Но в пер­ вые ж е боях советские летчики разгадали эту «хитрость» немцев и наголову: били их, обнаруживая врага первыми. Осмотрительность очень во мно­ гом зависит о т правильного по­ строения маршрута. іКак его выби­ рать я солнечную погоду? Н еобхо­ димо добиваться, чтобы он был та­ ким, при котором вы бы могли в и ­ деть врага, а он ваіс нет. Д л и это­ го следует находиться между солнцем и противником, не пово­ рачивать своего самолета хвостом к солнцу, избегать ходить в ды-м-- ке, выбирать д л я поиска правиль­ ную высоту, не ходить по прямой и не делать крутыіх разворотов. Натренированному летчику солн. це может быть хорошим и н ад еж ­ ным союзником, нужно лишь уметь использовать его и своих интере­ сах. Н ельзя, например, смотреть на солнце прямо. О т такого «ис­ пользования» солнца; летчик о сл еп ­ ляется. Н адо всегда надевать о ч ­ ки со светофильтром- и смотреть ке на солнце,, а вокруг не го. Д л я просмотра солнечной стороны ре комендуется прикрывать самую яркую ее част* пальцем* или1 кон­ цом плоскости самолета. П ри этом получается ответвление лучей, на фоне которых хорошо заметен вра­ жеский самолет. Очень часто бы ­ вает так, что неприятеля можно обнаружить по тени его самолета на земле или в облака». Выше мы говорили о том, что не следует ходить в дымке. Н екото­ рые товарищи почему-то придер­ живаются обратного мнения, до ­ казывая. что дымка, якобы, м а­ скирует самолет. Т акая точка зрения ошибочна. Мы имеем ряд случаев, когда. летчики, в совершенстве владеет самолетом, | «маскирующиеся!» в дымке, были тот, естественно, имеет больше | внезапно атакованы немецкими времени для просмотра, тот более ■истребителями. В дымке хорошо осмотрителен. | заметен самолет и резко пони- осмотрительность Маршрутная необходима для ведении ориенти­ ровки по маршруту, в системе ПВО ■и в зонах. Она требует от летчика хорошего знания района, отличной глазомерной ориентировки, совер­ шенства самолетовождения. Тот, кто хорошо умеет водить самолет, меньше уделяет этоміу времени, больше имеет его для просмотра пространства и поиска врагац Техническая осмотрительность необходима для того, чтобы во­ дить самолет при самом минималь­ ном отвлечении внимания на на­ блюдение за пилотажными прибо­ рами и приборами, контролирую­ щими работу мотора, за агрегата­ ми средств связи и вооружением. Этот вид осмотрительности зави­ сит исключительно от знания и умения грамотно эксплоатировать вверенную материальную часть. Осмотрительность боевая необ­ ходима д л я поиска- противника и грамотного ведения в о зд у ш н о го боя. Боевая осмотрительность зави­ сит от того, о чем я говорил выше, а такж е от условий боя, к о н стр ук -' тканых данных самолета, метеоус­ ловий и пр. 2. ТАКТИКА И ТЕХНИКА ВЕДЕНИЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ Опыт показывает, что в ясную погоду отдельный вражеский само, лет или пару самолетов натрени­ рованный летчик может обнару­ жить на расстоянии от 3 до 5 км., j а группу самолетов — от 10 д о 12 км. Однако степень осмотритель­ ности каждого летчика зависит от того, насколько хорошо он умеет использовать солнце — источник света. Первым делом летчику необхо­ димо знать, где вероятнее всего появление противника. Чтобы быть осведомленным в этом, нужно хо­ рошо разбираться а тактических приемах врага, знать слабые и сильные его стороны. Многие л ет­ чики, начавшие воевать с первых дней войны, помнят как «трудно» им тогда было обнаруживать воз­ душного врага. Н е зная ещ е и з­ любленных приемов немецких лет- ж ается осмотрительность летчика. Наблюдая за солнцем., очень важно уметь в синеве неба уловить и взблески — отражение солнеч­ ных лучей, попадающих на враж е­ ский самолет. З д ес ь нужно «чув­ ствовать» противника и соответст­ венно взблескам занимать полож е­ ние дл я атаки. Ведение осмотрительности в Об­ лачную погоду при отсутствии солнца на много сложнее. Однако, вместе с этим, в условиях Облач­ ности летчик имеет ряд преиму­ ществ. Д е л о за тем, чтобы уметь использовать их. В уставах и наставлениях по производству полетов и ведению воздушного боя ясно и четко сфор. уулироваяы основные принципы ведения осмотрительности. 3. ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ГЛАЗА И ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ Основой наблюдения в воздухе является рациональное использо­ вание зрительного аппарата летчи ­ ка. И з физиологии известно, что поле зрения человеческого глаза довольно значительно и опреде­ ляется примерно углом 160— 170 градусов. Однако не все его участ. ки качественно одинаковы. Наи- лучшее зрение наш глаз имеет в пределах 6— 10 градусов от цент­ рального луча вправо и влево. Именно этим участком мы поль­ зуемся при чтении книг, рассмат­ ривании различных мелких предме­ тов. Дальнейшее ж е уклонение ! приводит к быстрому снижению остроты зрения. Так, в пределах 30—40 градусов вправо и влево от центрального луча она равна тол ь­ к о 30 процентам о т наилучшей. Отсюда следует, что человеческий глаз способен различать мелкие предметы, представляющиеся в .ви­ де точки, только до 30 — 40 гра­ дусов. На I больших углах зрение сильно рассеивается, и мы в со­ стоянии различать лишь общие контуры предметов значительных размеров. Как показывает практика, вести осмотрительность в воздухе и про­ изводить поиск противника воз- ] можно только центральным лучом и .в предела» отклонения о т него не больш е 10 градусов вправо и влево без поворачивания глаз, а с поворотом — до 30—40 градусов. Л егк о себе представить, какую части полной сф еры окруж ающ его пространства человеческий гл а з может одновременно осмотреть без поворачивания головы. П ро­ стой подсчет показывает, что эта часть сферы заключается углом в 60—70 градусов и со став ляет лишь одну шестую. Общей сферы о к р у ­ жающего пространства. И з этого следует, что дл я поиска самолета противника на дальности 3—5 им.. когда! он п р едставляет собой едва заметную точку, мы м ож ем и с ­ пользовать лишь одну шестую часть общ ей сферы. В се остальное пространство долж но осм атривать­ ся летником лиібо с поюротомі г о ­ ловы , либо при помощи эволюций самолета. Необходимо ещ е учесть и те «мертвые» углы , которые летчик не может осмотреть и з-за того, что он сидит в самолете. 4. ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ ОСМОТРА ОК РУЖАЮЩ Е ГО ПРОСТРАНСТВА В осмотре окруж ающ его про­ странства большое значение имеет распределение внимания д л я н а ­ блюдения по времени. Можно очень часто в ер теть вокруг го л о ­ вой и ничего не видеть, если не бу д ет системы в осмотрительности, основанной н а расчете. И з практи­ ки нам известно, что такие «верти- головы» обычно никогда первыми не обнаруживают врага, в сегд а бы- івают слепы , а следовательно и би ­ ты. Н ад о знать, через какой п ро ­ межуток времени, осматривая одну какую -то часть сферы, мы должны перенести взгляд д л я того, чтобы было не поздно осмотреть следую , щиѳ участки. Чтобы рассчитать все это, необ­ ходимо прежде всего знать кон­ структивные особенности своей ма,. ■шины. И звестно, что самолеты- истребители монопланного типа имеют хороший обзор верхней по­ лусферы! как- вперед, так и назад. Зато нижняя полусфера просмат­ ривается плохо: образуются так называемые «мертвые» углы обзо­ ра. Н а моноплане особенно плохо просматривается угол сферы .при­ мерно а 30 градусов,, закрываемый сзади снизу хвостовым оперением. Этот угол требует особого внима­ ния, иі5о как показывают б о н е нем ­ цами, с этой-то Стороны чащ е в с е ­ го пы тается атаковать противник. В какой последовательности и через какой временной интервал сл едует производить осмотр о к р у ­ жающего пространства? Допустим, что собственная с к о ­ рость полета равна 360 км. в час. Излюбленный метод атак против­ ника — сзади сверху. 'При такой атаке противник мож ет развивать скорость до 720 км. в час. Имея эти данные., нетрудно вычислить скорость сближения: она будет равна 360 км. в час или 6 км. в минуту. Выше мы говорили, что самолет можно обнаружить на расстоянии 3 км, значит внезап­ ность его появления сзад и равна 30 секундам. Этим временем и обуславливается частота осмотра летчиком задней полусферы. (Как .видно из примераі, частота осмотра зависит от собственной скорости полета и от скорости п о ­ лета противникаі. Чем собственная скорость полета больше, а против­ ника меньше, тем временной и н ­ тервал больше,, частота осмотра уменъшаетсяі И наоборот: чем со б ­ ственная скорость меньше, а с к о ­ рость противника больше, тем- вр е­ менной интервал уменьшается, ч а­ стота осмотра окружающ его п ро ­ странства увеличивается. И з этих простых расчетов мы видим также, -как .важно дл я истребителя уметь учитывать элем ент -скорости. С о ­ ветский ас А лександр Пакрышкин в своих записках- придает этому очень важное значение. Та-к, он рекомендует, например, идя на свободную «охоту» и -вообще при полете в районам наиболее интен­ сивных действий противника^ дер- жіать скорость не менее 450 кило­ метров в час. -При этой скорости достаточна велик временной и н ­ тервал', но в т о ж е врем я меньше частота осмотра. Л егк о подсчитать -на этом же примере време-н-ной интервал для встречных и п ересекающ и хся ку р­ сов. Допустим , что скорость встречи раина 700 километрам в час. При такой скорости осмотр передней полусферы на­ до -производить примерно черев 9— 10 сеюунд, е с л и счи тать, ч то и в этом сл у чае мы сам ол ет против­ ника обнаружим на расстоянии 3 км. Н а пересекающихся курсах, при скорости сближ ен и я 300 км. в час, временной интервал равен 22 секундам . П одобны е задачи мож но легко реш ать на навигационной линейке, задавшись то л ько соответствую ­ щими данными, т е. собственной скоростью*, скоростью противника и расстоянием д о ц ели о т наблю ­ дателя-. -При решении надо учиты ­ вать и не п у тать правила) вы числе­ ния суммарных -скоростей (при- до- гоне мы- берем разность, а при сближении — сумму). Н ами д л я примера умышленно взяты н еско л ьк о завыш енны е дан­ ные расчета. П рактически заметить самолет противника можно н а рас­ стоянии 4— 5 хм. О тсю д а п-росмотр передней полусферы- б у д ет иметь ещ е больший временной интер­ в а л—поряд ка -15—20 сек у н д для передней полусферы-, 26 — 30 се­ к у н д д л я боковой и 1—2 минуты -для задней. К а к видно, аремеяи вполне достаточно. Необходимо только натренироваться уклады ­ ваться в это время. Грамотный просмотр п о расчету и- п о опреде­ ленной схеме внуш ает летчику спокойствие, д а ет ем у уверенность в своих силах и позвол яет в каж ­ дом с л у ч а е у п р еж д ать противника, заметив его ещ е на подходе. 5. ОБ ОСМО Т РИ Т ЕЛ ЬНОС ТИ В Г РУ ПП Е Н али чи е хорошей осмотритель­ ности — одно и з основных требо­ ваний, которые п р ед ’я-вля-ются к боевому, п орядку группы истреби­ телей. В Н аставл ении по воздуш­ ному бою ясно указывается-, какой она д о лж н а бы ть н-а каждом этапе действий. При поиске сам олетов противна ка построение группы истребите­ лей целесообразнее производить разомкнутым-, -чтобы не затруднять летчикам наблюдение за воздухом. Таким, наіпример, я вл я ет ся боевой порядок группы, построенной по­ парно п а ф рон ту и эшеионировая- н-с п а -высоте. П равильное построение грутппы позволяет ликвидировать «мерт­ вые» углы : их просматривает со­ сед . Та/К(, например,, при интервале м еж ду самолетами в 100—200 мет­ ров глубина просматриваемого пространства за хвостом равна 600— 1.000 метров, а при интерва­ л е 500 — 2.000—3.000 метров. -Не менее важный момент в бое­ вой деятельности истребителей — выбор правильного боевого поряд­ ка и м еста во время сопровожде­ ния бомбардировщиков, штурмови­ ков и торпедоносцев. -Необходимо в каждом отдельном случае обду­ манно -расставить самолеты в об­ щем боевом порядке, ибо от этого, в -первую голову, б у д ет зависеть осмотрительность, а следовательно — и прикрытие. * # Я разобрал основные моменты осмотрительности в -воздухе. Ка­ ки е и з ни,я сл ед ую т выводыі? Хорошая осмотрительность " важнейш ее качество летчика-ист- ребителя. Без хорошей осмотрительности не может быть достигнута победа- У-мение все видеть никогда ие приходит само: оно дается только тому, кто настойчиво и упорно учится, кто из каж д ого полет» делает д л я себя вывод, кто по­ стоянно тренируется. «Удивить—победить» было пер вейшим девизом великого пол*0' водца Суворова, никогда не знав шего поражения в бою. Этот деви^ является первейшим девизом и с° ветс-кого летчика-истребителя. И* его стороне всегд а должно быт» важнейшее средство к достижении) победы — ВНЕЗАПНОСТЬ , Д° стигаемая только ХОРОШс ОСМ ОТРИТЕЛЬНОСТЬЮ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz