Североморский летчик. 1945, май

СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 19 мая 1945 г., № 118 (498) О Т В Е Ч А Е М Н А Ш И М ЧИТАТЕЛЯМ Организаци и методикапроведения групового упражнени Герой Советского Союза капитан т. Рукавицын обратился в редак­ цию с просьбой опубликовать методическую статью о подготовке и проведении групповых упражнений. Выполняя просьбу т. Рукавицына, публикуем статью на эту тему майора т. Лачкова. Проведение групповых упражне­ ний практикуется во всех родах войск. Сущность и« заключается в том, что участники при решении' вопросов выполняют одинаковую должностную обязанность. В авиации проводить групповые уп­ ражнения можно в масштабе эвена, эскадрильи, полка, дивизии и т. д. Содержащие группойык упражне­ ний могут составлять тактические, специальные, штабные и тыловые вопросы. По .целевому назначению групповые упражнения проводятся: показные, на которых руководи­ тель учіцгг методике проведения группового упражнения; трениро­ вочные — где обучаемые трениру­ ются н применении ранее изучен­ ных: и отработанных способов дей­ ствия; исследовательские — име­ ющие своей целью изучение спо­ собен применения, новых средств борьбы юли новых тактических приемов; отчетные — проводимые с целью поверки тактических зна­ ний или методических навыков ПОДГОТОВКА К ГРУППОВОМУ УПРАЖНЕНИЮ жиівается н;а близком расстоянии, к | с одновременным уходом н з глу- лодка не успевает уходить .под бину. воду. Н а погружение лодки тре- Вертикальная скорость потру- буется 4 0 - 6 0 секунд, Обнаоѵжиз 1ж еная о т у гл а погружения скорости лодки. Зависимость самолет, подводная лодка дает j ЭТИѵ MeN(eHT0,a ,может бы ть ^ сне,. полный ход, резко изменяет курс на из треугольника скоростей: 2) Штурманам составить расчет­ ные данные для бомбардирования; 3) П родум ать с летчиком момент атаки ПЛ ®о всех ее положениях. б) План проведения группового упражнения к а к по форме, так и по содерж анию д о л ж е н полностью совпадать с планом проведении односторонней игры.. Пі tCTY к подготовке группо­ вого у тр . к нения, необходимо с о ­ ставить календарный план а про­ извольной форм е, іВ условиях мир­ ного времени С(рок подготовки к групповому упражнению р ек о ­ мендуется 9 — 11 дней, Причем дни распределяются таік: личная подготовка руководителя 2—3 дня, составление материала упражнения — 2—3 дня, просмотр и утверж ­ дение материала —■ 1 день, подго­ товка участников к занятию 3 — 4 дня. Во цреия ли.чной подготовки ру­ ководитель должен детально и зу ­ чить « обдумаггь все вопросы, к о ­ торые необкодиімо разобрать на занятия» Качество выполнения этой работы полностью зависит от степени подготовки и способности рѵковюдителя. Допустим., по­ ставлена задача «Поиск и унич­ тожение подводным лодок про- гинітіда». С целью подготов­ ки экипажей к: выполнению этой задачи, по шіан> боевой под­ готовки намечается три группо­ вых упражнения: поиск подводной тодки противника.; наведение само, летав и надводных кораблей на с^;іаружеіж)ію подводную лодку; «така обнаруженной подводной лодки противника в светлое время - ѵток. (Пример см. ниже). Чтобы с большей пользой прове­ сти групповое упражнение, руко­ водитель предварительно должен нэу іип. такие вопросы, как такти ка поддадим»; лодок противника, боевые свойства техники (силь­ ные #1 слабые стороны ее), устав­ ные тактические положения, об- обшеімый боевой опыт своих сил по песту, способу, времени и цели Из рисунк скорость погружения, Б видно, что синус ar-Ji; В—синус ахБ. (В — в е р тик ал ьн ая „—В- R Б -скорость погружения лодки, а—угол погружения. М аиевренность ПЛ при уходе на глубину в гори­ зонтальной плоскости видна нз графического расчета. В процессе изучения этих вопро­ се руководитель должен соста- ить краткий конспект. Этот кон- те.чг должен выглядеть примерно 1. Подводная лодка противника надводном положении может «а- однтьоя «а переходе из базы ® :Ло»і действия, во время зарядки, в момент быстрого перехвата 1 огона) своей цели (жертвы). 2. Д л я иахождем ія в надводном оложеюш подводная лодка про- •■иэ использует плохие метео- с л о е м и темное время суток. 3 В каком бы положении лодка ■ находилась (надводном нли под :':>иск-*юм). она обнаруживает са- алет раньше, чем он ее -1 Наибольшую опасность дл я >даод>юА лодки j 6. П од перископом лодка н ах о ­ дится очень ограниченна е ареѵ.я Прежде чем ничать наблюдение и перископ, я целях разведки или і поиска цели, наблюдатели с лод- : юн вначале производят быстрый осмотр всего горизонта и неба с целью выявления непосредствен­ ной угрозы надводных кораблей или самолетов. П о иностранным источникам, на такой быстрый осмотр требуется: горизонта — 30—45 сек., неба — 30—46 сек. Значит, если экипаж увидит пери­ скоп п. момент его появления, то при условиях, когда нет волны может рассчитывать на то. что п е­ рископ не скроется от глаза л е т ­ чиков в течение 40 секунд О дн а­ ко іввиду того, что водная поверх­ ность в большинстве случаев — неспокойная, заметить перископ в момент появления не всегда во з­ можно. Следовательно, .в момент атаки лодки, находящейся под пе­ рископом, дл я прицеливания эки- I паж будет иметь 15—20 сек. вре­ мени и даж е меньше. Атака ПЛ противника может производиться с целью потопле-1 ння, т. е. повреждения прочного | корпуса лодки, контузии, т. е. по -1 вреждения, вынуждающего лодку к всплытию, и морального воздей­ ствия яа личный состав корабля. Эффективность от действия бомб ! зависит от веса взрывчатых ае-1 щес*гв, от места взрыва бомбы с о ■ отношению к лодке н от глубины ’ на какой происходит этот взры з При взрыве бомбы газы устреѵля- югея в сторону наименьшего с о ­ противления. Отсюда больший эф- !фект получается при нахождении лодки над взрывом, средний — при I нахождении сбоку взрыва и мень- ! I ший — под взрывом Есть предпо- ' ложение. что радиус действия бом- і бы вдвое больше, если бомба взры . Iаается под лодкой. Существуют ; также предположения, что азрыэг» ■бомб на больших глубинах зызыаа. ют большие повреждения, j (Признаком гибели ПЛ является I всплытие на поверхность воды большого количества масла (пред- j положение о том ,,ч то лодка ими­ тирует свою гибель оставлением масляного следа ка поверхности яе надводном по- : всегда правильно). По физическим нет скоростной , свойствам, средняя скорость под'е- м .1 масла в воде — 0.15 метров в секунду. На основе этого н с уче­ том скорости хода и глубины мож. но предположительно ѵзнать же- I гзео»;~ , л егаций на «злой высо- «и 30—60 м к меньше, го- «ддаюсти ѵ лодки а таком «гоаісичен. .молет обнарѵ- сто П Л относительно появляюще- ■'ося и з поверхности масла. Эти иные необходимы дл я определе­ ния ѵгла прицеливания. » * * Так, з общих чертах, .выглядит к жгепехт руководителя. В целях к .чт кости изложения содержание его иллюстрируемся не все. Такие вопросы, как эффективность на- гиг. ѵ бомб и выбор лучш его калиб­ ра и.ч—не указаны, 'Конспект нужно составлять по,- ее с тем расчетом, чтобы ру­ ководитель мог им пользоваться при составлении материала группо. вого упражнения (задания и плана проведения.), при проведении п р ед ­ варительной подготовки участии, ков к групповому упражнению и пон раэборе отрабатываемых в о ­ просов в процессе занятий. После того, как личная подго­ товка закончена, руководитель н а ­ мечает следующие вопросы для отработки: атака ПЛ в надводном положении; атака ПЛ под пери­ скопом; атака П Л в подводном положении. СОСТАВЛЕНИЕ МАТ ЕРИАЛА Г РУППОВОГО УП Р АЖНЕНИЯ Материал группового упражне- т включает два документа: і) задание, в котором указывает. я тема, отрабатываемые вопросы, ■астная обстановка, состав участ- ж .чов и которое утверж дает со о т­ ветствующий командир. Э то зад а­ ние можно составить так; З АДАНИЕ на групповое упражнение с летным составом Тема: А така П Л противника в тлое время суток. Отрабатываемые вопросы: 1 Атака ПЛ в надводном поло­ жении. 2 Атака ПЛ под перископом. 3 Атсха ПЛ з подводном п о ло ­ жении. Частная обстановка. Решение командира АЭ: подход к цели про­ изводится на ѵ.ахеимальной скоро­ сти зь к о д на боевой курс сходу, я ь ,'о т з бомбардирования 200 мет- роа и ниже. Состав участников: летный со- стаз. выполняющий данную зада- Исполннть до занятия: 1) Оце- :-'ть условия атахи ПЛ противни­ ка з залож ениях: ::;двод«оч. под опом и з подводном; П л ан вклю чает в себя данные 1) время оперативное и учебное- 2) вопросы, подлеж ащ ие разрабо- ке; 3) работу руководителя; 4) лей с т в я я играющих; 5) замечания * раізбор)-. С одерж ание отрабатывав- мьг.ч вопросов в план е можно р^. полож и ть іа следующ ем порядке; ПЛАН П Р ОВ Е ДЕНИЯ Г РУППОВО ГО У П Р АЖ Н Е Н И Я С ЛЕТНЫМ СОСТАВОМ Тема: А така П Л противника а с в етл о е время суток. Отрабатываемые вопросы: 1 . А така П Л в надводном положения 2, А так а П Л под перископом. 3. Атакаі П Л в подводном положении. Учебное время С одерж ание занятий С 9-00 — 9 J15 1. О б'яви ть темуі и целы занятий. 2, П ровери ть подготовку, к занятию обучаемых.. С 9-То—10-00 і . З асл уш ать З-к участников! по оценке условия ата­ к и <ПЛ в надводном положения: и решении, о выпол­ нении атаки {направление, вы сота, способ бомбе метании). 2. С делать раэбор заслушанных) оценок и- решений П Р ИМЕ Р НАЯ О Ц Е Н К А И Р ЕШЕ НИ Е Обнару ж ение П Л .в На дводном, положении возможно при ограниченной'.видимости и малой вы соте полет; При встрече с сам олетом П Л уходит под воду. Вреѵ" для атаки в с е гд а буд ет ограничено, поэтому выход к, л одк у сл ед у е т производить н а максимальной скор.- сти. Способ бомбометания применять: с горизонтам кого полета, с планирования и ли с пологого пикиро­ вания. С брасы вать бомбы с п ервого зах од а по у.г.т прицеливания. С ерия-залп — 2 бомбы, линейный терааіл — 20 м етров, вес бомбы; взять «....» кг. Уста­ новки зам ед лени я взрыівателя 10 метров. Наблюдена-: р езультатов бомбометании производи ть в течение 2-3 минут -после взры ва бомб. Е сл и л о д к а усп ела погру­ зиться: до сбрасывании бомб, атаковать ее а подводном положении. 10-00—ІО-іІО П е р е р ы в 10-10— 11 -00 1. З ас л уш а ть 4-хі участни ков по оценке условий ата­ ки П Л под перископом. 2. С д ел а т ь разбор, (заслушанных оц енок и решений. ПРИМЕРІНЫЕ О Ц Е Н К И И Р ЕШЕ НИ Я П рицельное бомбометание по П Л п о д перископом возможно при п о явл ени я ее сп ереди на куірсе, яа. уда­ ленней в средн ем 1.000—.1.500 м етров ()15 сек. полета). П оявл ени е П Л на. больш ем расстоянии впереди1я.ти сб о к у на курсовы х бол ьш е 45 гр ад у с о в исключает прицельное бомбометание. Успех атак и в таком слу­ чае зависит от тщ ател ьн о го непреры вного просмотр:; ■носового се.ктораі и быстроты , согласованности, а дей­ стви я х бомбардира и летчика. П ри атак е с ходу,, бом­ бометании с планирования и л и п о ло гого пикировали сбрасы вается сери я-залп — 2 — 4 бомбы весом *.....» юг. к аж д ая. Е сли л о д к а уб ер ет перископ и эки­ п аж не усп еет по ней п риц ельно сбр о си ть бомбы , ата. ковать лодку, сл ед у е т я подводном положении. 11-00—.11-10 Л е р е р ы н . 11 - 110 — 12-00 1. З а сл уш ать 3-х участников п о оц ен к е условий ата. ки П Л в- подводном положеаіии и решениям: о вы­ полнении атакич 2. С д ел ать разбор заслуш анных о ц ен о к и решений. П Р ИМЕ Р НАЯ О Ц Е Н К А И Р ЕШЕ НИ Е А така П Л я подводном п о лож ении б у д е т в том случае, ко гд а л о д к а уйдет под воду на виду у акипа- ж а и от, момента, погр уж ени я е е п р ойд ет не более ' 40—60 секунд . Выіход в атаку, производить на п реследующ ем илк .встречном курсе. П риц ели вани е п о вспомогательно), точке (и спользуя оставленны й л о д к о й при погруже­ нии масляный сл ед ). Сбраісываоотся 2—4 бомбы, замед­ ление взрывателя- на гл у б и н у 40—60 метров. Бомбы прим еняются больш его веса. Общий разбор занятий. 12-00—12-30' ПР ОСМОТР И У Т В Е РЖ Д Е Н И Е МАТ Е Р ИАЛА О сущ ествл яется двумя сп о соба­ ми:®) вышестоящими командирами в присутствии руководителя гр уп ­ пового упражнения. В процессе просмотра и утверж дени я старший командир может дать к он су л ьта­ цию руководителю группового уп ­ ражнения; б) просмотр и у т в е рж ­ дение материала без .вызова р ук о­ водителя. Задание до участников группо­ вого упражнения в подразделениях и частях руководитель может д о ­ водить устно. П одготовка участников к за-ня-. тию имеет целы о уяснить частную обстановку своей, задачи, изучить боевое свойство своего оруж ия и оружия противника, а т акже устав, ные тактические положения. П р и м е ч а н и е : Указанные в плане примерные решения по к а ж ­ дому отрабатываемому вопросу руководитель об’являет в том с л у ­ чае, когд а не б у д ет дано оешение. бли зкое к ним, участниками груп­ пового упражнения. П РОВЕ Д ЕНИЕ Г РУППОВОГО УП Р АЖНЕ НИЯ В начале проведения группового упражнения руководитель об ’я в ­ ляет тему и ц ель занятий Затем заслуш и вает поочередно доклады обучаемых. -В д о к л а д е каждый полностью и зл а га ет свои решения. П о сл е того, к а к б у д у т заслушали до кл ады , р у к о во д и тел ь выбирает и з них б о л ее п р ави льное решение, п ред л агает д о к л а д ч и к у повторить, затем подвергает, е г о .выступление обсуж дению и критике. Д о к л ады и ответы , подвергать обсуж дению л у чш е наминая с по­ лож и тельного. О сновная з а д а ч а ру- I ко води теля при о б суж д ен и и— при­ вести участников к един ом у пра­ вильному и обоснованному реше­ нию. В п р о ц ессе о б с уж д е н и я он д о лж ен -исправить ошибки, ука­ зать подчиненным н а с л абы е до­ воды в их вы сту п лен и ях и непра­ вильно произведенны е расчеты . П о к аж д ом у отрабатываемому вопросу р у к о во д и тел ь производит разбор, на котором у к а зы в а ет на допущ енные ошибки я д а е т твер­ дый вывод, обосн овы вая его і ставными полож ениями, расчетаь ми и примерами и з бо ев о го опыта. В конце зан яти я руководитель до лж ен произівести общ ий разбор I я дать о ц ен к у к аж д о м у участнику • упражнения. Майор Ф. ЛАЧКОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz