Североморский летчик. 1945, март.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Я- • 28 м ар та 1945 г., № 74 (454), Один- вылет гвардейца Тонких Вечером, когда в Классе на сбо­ ре летного состава прорабатыва­ лась плановая таблица очередные полетов, командир особое внимание о бр ви л на экипаж гвардии млад­ шего лейтенанта т. Тонки*. — От вашей 'работы, — сказал к омш ф р экипажу,—будет зави­ сеть успех выполнения .комплекса всеми. Вам, кроме выполнения сво их упражнений, предстоит букси­ ровать два конуса. Это трудная задача. Она .может быть выполне­ на хороню только л.рн условии точного соблюдении времени и по­ рядка, предусмотренного в плане. Д аж е .минута опоздания, даже о д ­ на неправильная эволюция может привести ж нарушению графика, Эти слова хорошо запомнились летчику т. Тонких if штурману его экипажа, гвардии младшему лей­ тенанту т. Добридневу. Они обязы*. вали тщательно и своевременно подготовиться к вылету, изучить « е только свое задание, но и за­ дание всего подразделений. Тонких и его экипаж внимательно гото­ вились к наступающему летному дню: был заранее уяснен. порядок 'воздушных стрельб всех звеньев, составлена свая таблица—'распи­ сание полета, проработаны дей. ствия каждого члена экипажа.. і...Дё.иь выдался настоящий лет- иый. В .воздух) поочередно стали подниматься машины различный типов: торпедоносцы, бомбардиров­ щики, разведчики, истребители, корректировщики. Стартеры то и дело взмахивали флажками. Аэро­ дром гудел. Посл е взлета звена майора т. Хибин», к старту подрулили три торпедоносца капитана т. Шкару. бы- Левопелеигоаым в строю р у­ лил младший лейтенант т. Тонких. Когда -самолеты заняли спои ме­ ста, ііі стартер дал добро на вылет, три летчика прибавили- обороты моторам,, отпустили тормоза.. По­ степенно, набирая скорость, маши­ ны покатились по (ровному полю и легко оторвались от него... Капитан Н. ДУБИНИН Мы следим за силуэтами сам о­ летов гвардии капитана Шкарубы, прислушиваемся к их голосу, ст а ­ раемся заметить каждое движ е­ ние левофлангового — гвардии младшего лейтенанта Тонких. Са- молет, пилотируемый им, плотно держится крыла ведущей машины. Все звено правильным кликом идет по маршруту. — 'Следите за временем. Через две минуты а вашем распоряжении полигон-, — поступает команда в •воздух. Гвардии капитан Шкаруба л о ­ жится на другой курс, передает по .радио команду ведомым: «И ду на полигон». По этой команде звено перестраиваетея ,в пеленг, потом расходится, и каждый самолет за­ нимает свое место. В хвосте в ед у ­ щего на положенной дистанции идет Тонких, — К ак . видите цель? — спра­ шивают с земли,. Цель вижу отлично»—отве­ чает Тонких. С полигона доносятся Ллухие 'разрывы. Звено дважды произвело заход на бомбометание и теперь, не собираясь, спешило на другой полигон, чтобы отстреляться по щиту. — Шкаруба, спешить не с л е ­ дует. Полигон еще занят, В вашем распоряжении одна минута,— по­ следовало приказание. — Вас. понял,—ответили на зем­ лю. Прошла минута, и в стороне по­ лигона загорелась ракета—сигнал, означающий, что полигон свободен'. Самолет Тонких пикирует посл ед­ ним. Одна, івтора.я. очередь. От­ стрелявшись, Топких отходит д а ­ леко на юг. Остальные ложатся левым кругом. Наступает время для воздушных стрельб. — Тонких, держите связь. Б удь­ те внимательны с выпуском кону­ са,,—-передает командир. — Слушалось. Гвардии младший лейтенант Тонких ложится курсом па аэро­ дром. Он должен выпустить пер­ вый конус. Все внимание обращено на его машину. Проходит ещ е ми­ нута, Наблюдаем., как вначале па­ дает, потом натягивается конус. Все в порядке—конус вылущен от. лично. Тонких идет в зону (воздуш­ ных стрельб. Первому звену по­ ступает команда начать стрельбы. Звено гвардии лейтенанта т. Чер- данцева сменяет звено майора т. Хибина. Отстреливаются два экипажа'—Хибин и Ковалев, Тре­ тий экипаж — гвардии младшего лейтенанта т. Землянского — за ­ держивается: он плохо рассчитал ■время и вынужден уходить, не. выполнив задания. 'Гвардии младшему лейтенанту Тонких поступает команд®: «Сме­ нить конус». Машина немедленно вьиходит из зоны ,воздушных стрельб и сл едует ва аэродром. Тонких ведет ее строго над стоян­ кой эскадрильи, и о нужный мо­ мент от машины отделяется ко­ нус. Затем летчик дает моторам обороты и, как первый раз, уходит на юг, чтобы выпустить новый ко­ нус. — Приготовиться Шкарубе, — распорядился командир. — Есть приготовиться, — отве­ чает Шкаруба. Отстреливаются последние два экипажа. Тонких сбрасывает вто­ рой конус и позднее всех произ­ водит посадку—чистую, по всем правилам. Так кончился вылет экипажа молодого гвардейца Тонких, в ко­ тором он выполнил в се свои уп­ ражнения отлично и обеспечил вы. полиениіе многих упражнений дру­ гим. С первых дней войны В первые дни войны, когда ие- хватало самолетов, в эскадрилью пришло несколько «Иніб» послед­ ней серии. Авианионных механи­ ков не было, а самолеты требова­ лось собрать в короткий) срок и 'немедленно ж е начать иа них бо е­ вую работу. іКоминдир эскадрильи старший лейтенант Ь, Ф. Сафонов івывваіл к себ е ,ц палатку трех лучших мото­ ристов, работавших долгое время механиками спортивных машин. — Мы зд есь с инженером реши­ ли дать каждому иа вас по боево- міу самолету. Оправитесь? Сафонов внимательно смотрел на сияющие от радости лица младших сержантов. — Ну, что ж е молчите?—с. улыб, кой Перес просил он. —■ Постараемся справиться,—от. ветнли сержанты. Среди троих младших коман­ диров, которьііМ Сафонов вручил самолеты, был и младший сержант Георгий Антонов. На второй день ем у указали ящики, где находился его разобранный самолет. Открыв ящик, Аптонов начал осматривать части машины. На «И-16» Он не 'работал, ,в .школе его не изучал. Поэтому во многом сначала не мог разобраться, приходилось ло­ мать голову. «іНе доучился,, — думал Анто­ нов, -Совсем ведь машины не знало, не понимаю, что к чему»... Инженеру, посетившему сборку самолетов, он сказал: — Пожалуй, работать на этой серии самолета ц не сумею. Здесь н мотор другой, да и в планере 'Iіемало измененшй. — Пока идет сборка, присматри­ вайтесь, почаще обращайтесь к техникам за помощью,—сказал ин­ женер. Антонов учился 'Настойчиво. Че­ го не мог узнать, спрашивал у старших, у техников и инженера, а когда наступало время отдыха, он брал в руки описание самоле­ та и читал. іК концу сборки маши­ ны он узнал многое, к самолету подходил смелее. Однако не пре­ кращал учиться. Он не бросил книжку и тогда', когда на его «И-іІб» бил немцев Герой Совет­ ского Союза т. Коваленко, трижды орденоносец т. Максимович и иы- ие Герой Советского Союза т. Д и ­ денко, Отлично работал Аптонов. Машина его всегда была в исправ­ ности и чистоте, за что механика не раіз Отмечал инженер эскадрильи и летчики, летавшие на самолете. Когда к Антонову приходил на самолет молодой летчик, механик рассказывал об особенностях своей машины и ее мотора. Техника все усложнялась. На вооружение части поступили но­ вые самолеты. Вскоре Антонов З с г р у & е э ш іо і .4» Н О ВЫ Й ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ « ^ - А В И А Ц И И 1 Английский кон­ структор Майлс разработал проект нового транспорт­ ного самолета. По­ следний обор удо ­ ван восемью мото­ рами .Р олл е - Р о й с \ общей мощ­ ностью 14.000 л. с , обеспечивающих на высоте 5000 м. скорость полета в 680 км. час. Радиус действия самолета 5500 к м . Полезный груз р а ­ вен 1400 кг. Эки­ паж — 5 человек. Самолет рассчитан на 50 пассажиров. .Гіопюляр Механике*. столкнулся с. мотором «Аллисон». И здесь он тоже не изменил себе: в числе первыіх, освоивших самолет и мотор и сдавших зачеты отлич­ но, был старшей сержант Геор­ гий Аптонов. Это —• результат по­ стоянного совершенствования и кропотливой учебы, всегда помо­ гавших молодому специалисту эк- еплоатаіционно -технической служ - бы. Ни самолете с мотором «Алли­ сон» Антонов обслужил уж е свы­ ше сотіад боевых вылетов. За кро­ потливый труд он награжден м е­ далью «За боевые заслуги® и о р ­ деном Красной Звезды. Ю. КОСТРОВ . Наводка торпедных аппаратов на эсминце Северного флота. ----------------- ♦ * --------- --------- Н а б л ю д а й т е з о р ч е і БДИТЕЛЬНОСТЬ В ВОЗДУХЕ И В МОРЕ — ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО С Т РЕЛК А -РАДИ СТА Наш экипаж участвовал ,в п о с ­ ледних боевых операциях 1944 го. да, когда была поставлена задана выбить немцев из Заполярья и о с ­ вободить Печенгу. Своими ,главами мы видел», с каким отчаянием соп. ротнвляется обреченный враг, как хватается он За самые подлые средства борьбы. Немцы напали на ,наш самолет в одном из воэдушны'Х боев. Улу­ чив момент, когда мы при. выходе' из атаки шли крайними в левом пеленге, немцы в зоне своего з е ­ нитного огня бросились на нашу машину в расчете, что мы не смо­ жем оказать сопротивление, будем1 бессильны перед внезапностью удара в спину. Но просчитались фашистыі! Экипаж, нашего бомбар­ дировщика смотрел за воздухом зорко. Я увидел атакующий само­ лет противника и, так как был го­ тов к отражению нападения, отк у­ да бы оно ни исходило, немедленно открыл огонь. Завязался бой. На нашей машине быіли зажжены оба мотора. Пал смертью храбрых стрелок Деінискж. Был ранен в го. лову и я. Но немецкий самолёт был в конце концов взят в прицел. Фашист больше никогда не подни­ мется уж е в воздух! Я вспомнил сегодня этот боеівой эпизод потому, что в ходе учебы мы, стрелки-радисты , забываем «норда об очень важном моменте: постоянной отработке осмотр», тельности, организации шаблюде- ння за воздухом . Сейчас ігам необ­ ходимо особенно много работать над совершенствованием наблюде. ни я и его организацией. Поиск подводных лодок, к которому привлекаются и наши самолеты - дел о очень ответственное и слож­ ное. Оно требует от нас умения от. лично наблюдать н е только за воз ­ духом , но и з,а морем,. Д ол г всех с трелков-радистов — повышать бдительность, совершен­ ствовать навыки наблюдения, его организацию, готовиться к каждо­ му полету особенно тщательно, стремиться во что бы то ни стало ■выполнить поставленную задачу. Н. ТРОИЦКИЙ . -О - ПЕСНЯ О МЕЛЬДИЗИНЕ Баренцево море, как прежде, шумит, И берег, как прежде, угрюм, Но больше, как прежде, уж е не взлетит В высокое небо Каюм... Он молнией тучи в бою рассекал И падал на немцев орлом. Пылали кострами враги между скал... Мы помним о славном былом! Отвага в его бушевала груди, И ненависть сердце зажгла, И в бой торопила она. Впереди Незримым ведущим была... Врагу мы Каюма вовек не простим, З а все отомстим до конца, — Недаром, недаром так свято мы чтим Бессмертную с л аву бойца! Мы в в о з д у х—Мельдизин незримо средь нас, В строю мы— он с нами стоит, И взор его светел: огонь его глаз, У тысяч во взорах горит... А море, к а к прежде, шумит и шумит. Волна за волною встаёт. И к аж е т с я — п есня над морем кружит — О летчике море поет. А. КИРИЙ . С Б О Р Ы С В Я З И С Т О В За время Отечественной воины у связистов североморской авиации накопился богатый опыт исполь­ зования средств самолетной ра­ диосвязи. Обслуживая машины, оснащенные и оборудованные за­ мечательной радиоаппаратурой, техники-связисты помогали л ет­ чикам успешно громить ненавист­ ного врага я воздухе, на земле и на море. С целью обобщении боевого опыта, повышения теоретической подготовки и дальнейшего совер­ шенствования эксплоатации ма­ териальной части были проведены пятидневные сборы старших тех­ ников по радио. На сбора* бы­ ло заслушано.несколько лекций и докладов по наиболее актуальным вопросам радиосвязи, радионави­ гации и радиолокации. Кроме того, присутствующие детально ознако­ мились с новейшей радиоаппарату­ рой, а также с новинками теоре- тичес кой 'радиотехники. 'Наиболее оживлению прошел о б ­ мен опытом эксплоатации средств радиосвязи. 'Выступавшие подроб­ но рассказывали о своей работе в боевых условия*. У многих из них за -плечами -не одна сОтня 5 І вои- обслужепных вылетов. У многих правительственные награды»—зцак мужества и мастерства. Обстоятельными и глубокими были выступления тт. Лубны Соманина. Оба они в начале ны пришли сержантами, а сейчас выросли до офицеров и старших техников по радио. Оба имеют правительственные награды. Стар­ ший техник по радио т. Ерарский ныне стал инженером. В своем вы­ ступлении он подробно осветил один из важнейших вопросов ■использования радио в боевых у с ­ ловиях. Содержательно выступили также техники тт. Знаменский, Несвяченный, Галиновский и дру. гие. Особый интерес на сборах вы­ звали сообщения о нескольких рационализаторски,х, предложения* тт. Лубны и Галкина.. Все они мо­ гут быть использованы в других частях и подразделениях. Сборы техников-радистов яви­ лись толчком к е.ще лучшему использованию средств связи в период боевой подготовки. Старший техник-лейтенант Л. Г Е РЦИК . Я с интересом слушал лекции инженер-капитана т. Зельмано- ва, старшего техник-лейтенанта т. Шустирови'Ч и старшего тех,ник- лейтенайта т. Герцик. Кроме лек­ ций, огромную пользу каждому из нас принесло широкое обсуждение участниками сборов наиболее от­ ветственны* вопросов эксплоата­ ции материальной части. Особенно убедительными в этом отношении были выступления старших техни­ ков тт. Нес'вяченпого, Знаменско­ го, Ерарского и др. Гвардии ст. техник-лейтенант А. ГАЛИНОВСКИЙ . * * ❖ Сборы связистов-техников х°- рошее начинание. Особенно ®оЛ*’ шуга пользу дало обсужден* практических вопросов, кот0^г., выявило недостатки « работе <’вЯ' и наметило пути к их устракени как в эксплоатации и рем°н так и п учебе. „ Необходимо сборы связігс ^ проводить периодически. ^ T0 ® чительно улучшит нашу q . поможет эффективнее испаль дать радиосвязь. Младший техник-лейтенант к. л у б н ы .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz