Североморский летчик. 1945, март.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Я- • 28 м ар та 1945 г., № 74 (454), Один- вылет гвардейца Тонких Вечером, когда в Классе на сбо ре летного состава прорабатыва лась плановая таблица очередные полетов, командир особое внимание о бр ви л на экипаж гвардии млад шего лейтенанта т. Тонки*. — От вашей 'работы, — сказал к омш ф р экипажу,—будет зави сеть успех выполнения .комплекса всеми. Вам, кроме выполнения сво их упражнений, предстоит букси ровать два конуса. Это трудная задача. Она .может быть выполне на хороню только л.рн условии точного соблюдении времени и по рядка, предусмотренного в плане. Д аж е .минута опоздания, даже о д на неправильная эволюция может привести ж нарушению графика, Эти слова хорошо запомнились летчику т. Тонких if штурману его экипажа, гвардии младшему лей тенанту т. Добридневу. Они обязы*. вали тщательно и своевременно подготовиться к вылету, изучить « е только свое задание, но и за дание всего подразделений. Тонких и его экипаж внимательно гото вились к наступающему летному дню: был заранее уяснен. порядок 'воздушных стрельб всех звеньев, составлена свая таблица—'распи сание полета, проработаны дей. ствия каждого члена экипажа.. і...Дё.иь выдался настоящий лет- иый. В .воздух) поочередно стали подниматься машины различный типов: торпедоносцы, бомбардиров щики, разведчики, истребители, корректировщики. Стартеры то и дело взмахивали флажками. Аэро дром гудел. Посл е взлета звена майора т. Хибин», к старту подрулили три торпедоносца капитана т. Шкару. бы- Левопелеигоаым в строю р у лил младший лейтенант т. Тонких. Когда -самолеты заняли спои ме ста, ііі стартер дал добро на вылет, три летчика прибавили- обороты моторам,, отпустили тормоза.. По степенно, набирая скорость, маши ны покатились по (ровному полю и легко оторвались от него... Капитан Н. ДУБИНИН Мы следим за силуэтами сам о летов гвардии капитана Шкарубы, прислушиваемся к их голосу, ст а раемся заметить каждое движ е ние левофлангового — гвардии младшего лейтенанта Тонких. Са- молет, пилотируемый им, плотно держится крыла ведущей машины. Все звено правильным кликом идет по маршруту. — 'Следите за временем. Через две минуты а вашем распоряжении полигон-, — поступает команда в •воздух. Гвардии капитан Шкаруба л о жится на другой курс, передает по .радио команду ведомым: «И ду на полигон». По этой команде звено перестраиваетея ,в пеленг, потом расходится, и каждый самолет за нимает свое место. В хвосте в ед у щего на положенной дистанции идет Тонких, — К ак . видите цель? — спра шивают с земли,. Цель вижу отлично»—отве чает Тонких. С полигона доносятся Ллухие 'разрывы. Звено дважды произвело заход на бомбометание и теперь, не собираясь, спешило на другой полигон, чтобы отстреляться по щиту. — Шкаруба, спешить не с л е дует. Полигон еще занят, В вашем распоряжении одна минута,— по следовало приказание. — Вас. понял,—ответили на зем лю. Прошла минута, и в стороне по лигона загорелась ракета—сигнал, означающий, что полигон свободен'. Самолет Тонких пикирует посл ед ним. Одна, івтора.я. очередь. От стрелявшись, Топких отходит д а леко на юг. Остальные ложатся левым кругом. Наступает время для воздушных стрельб. — Тонких, держите связь. Б удь те внимательны с выпуском кону са,,—-передает командир. — Слушалось. Гвардии младший лейтенант Тонких ложится курсом па аэро дром. Он должен выпустить пер вый конус. Все внимание обращено на его машину. Проходит ещ е ми нута, Наблюдаем., как вначале па дает, потом натягивается конус. Все в порядке—конус вылущен от. лично. Тонких идет в зону (воздуш ных стрельб. Первому звену по ступает команда начать стрельбы. Звено гвардии лейтенанта т. Чер- данцева сменяет звено майора т. Хибина. Отстреливаются два экипажа'—Хибин и Ковалев, Тре тий экипаж — гвардии младшего лейтенанта т. Землянского — за держивается: он плохо рассчитал ■время и вынужден уходить, не. выполнив задания. 'Гвардии младшему лейтенанту Тонких поступает команд®: «Сме нить конус». Машина немедленно вьиходит из зоны ,воздушных стрельб и сл едует ва аэродром. Тонких ведет ее строго над стоян кой эскадрильи, и о нужный мо мент от машины отделяется ко нус. Затем летчик дает моторам обороты и, как первый раз, уходит на юг, чтобы выпустить новый ко нус. — Приготовиться Шкарубе, — распорядился командир. — Есть приготовиться, — отве чает Шкаруба. Отстреливаются последние два экипажа. Тонких сбрасывает вто рой конус и позднее всех произ водит посадку—чистую, по всем правилам. Так кончился вылет экипажа молодого гвардейца Тонких, в ко тором он выполнил в се свои уп ражнения отлично и обеспечил вы. полиениіе многих упражнений дру гим. С первых дней войны В первые дни войны, когда ие- хватало самолетов, в эскадрилью пришло несколько «Иніб» послед ней серии. Авианионных механи ков не было, а самолеты требова лось собрать в короткий) срок и 'немедленно ж е начать иа них бо е вую работу. іКоминдир эскадрильи старший лейтенант Ь, Ф. Сафонов івывваіл к себ е ,ц палатку трех лучших мото ристов, работавших долгое время механиками спортивных машин. — Мы зд есь с инженером реши ли дать каждому иа вас по боево- міу самолету. Оправитесь? Сафонов внимательно смотрел на сияющие от радости лица младших сержантов. — Ну, что ж е молчите?—с. улыб, кой Перес просил он. —■ Постараемся справиться,—от. ветнли сержанты. Среди троих младших коман диров, которьііМ Сафонов вручил самолеты, был и младший сержант Георгий Антонов. На второй день ем у указали ящики, где находился его разобранный самолет. Открыв ящик, Аптонов начал осматривать части машины. На «И-16» Он не 'работал, ,в .школе его не изучал. Поэтому во многом сначала не мог разобраться, приходилось ло мать голову. «іНе доучился,, — думал Анто нов, -Совсем ведь машины не знало, не понимаю, что к чему»... Инженеру, посетившему сборку самолетов, он сказал: — Пожалуй, работать на этой серии самолета ц не сумею. Здесь н мотор другой, да и в планере 'Iіемало измененшй. — Пока идет сборка, присматри вайтесь, почаще обращайтесь к техникам за помощью,—сказал ин женер. Антонов учился 'Настойчиво. Че го не мог узнать, спрашивал у старших, у техников и инженера, а когда наступало время отдыха, он брал в руки описание самоле та и читал. іК концу сборки маши ны он узнал многое, к самолету подходил смелее. Однако не пре кращал учиться. Он не бросил книжку и тогда', когда на его «И-іІб» бил немцев Герой Совет ского Союза т. Коваленко, трижды орденоносец т. Максимович и иы- ие Герой Советского Союза т. Д и денко, Отлично работал Аптонов. Машина его всегда была в исправ ности и чистоте, за что механика не раіз Отмечал инженер эскадрильи и летчики, летавшие на самолете. Когда к Антонову приходил на самолет молодой летчик, механик рассказывал об особенностях своей машины и ее мотора. Техника все усложнялась. На вооружение части поступили но вые самолеты. Вскоре Антонов З с г р у & е э ш іо і .4» Н О ВЫ Й ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ « ^ - А В И А Ц И И 1 Английский кон структор Майлс разработал проект нового транспорт ного самолета. По следний обор удо ван восемью мото рами .Р олл е - Р о й с \ общей мощ ностью 14.000 л. с , обеспечивающих на высоте 5000 м. скорость полета в 680 км. час. Радиус действия самолета 5500 к м . Полезный груз р а вен 1400 кг. Эки паж — 5 человек. Самолет рассчитан на 50 пассажиров. .Гіопюляр Механике*. столкнулся с. мотором «Аллисон». И здесь он тоже не изменил себе: в числе первыіх, освоивших самолет и мотор и сдавших зачеты отлич но, был старшей сержант Геор гий Аптонов. Это —• результат по стоянного совершенствования и кропотливой учебы, всегда помо гавших молодому специалисту эк- еплоатаіционно -технической служ - бы. Ни самолете с мотором «Алли сон» Антонов обслужил уж е свы ше сотіад боевых вылетов. За кро потливый труд он награжден м е далью «За боевые заслуги® и о р деном Красной Звезды. Ю. КОСТРОВ . Наводка торпедных аппаратов на эсминце Северного флота. ----------------- ♦ * --------- --------- Н а б л ю д а й т е з о р ч е і БДИТЕЛЬНОСТЬ В ВОЗДУХЕ И В МОРЕ — ВАЖНЕЙШЕЕ КАЧЕСТВО С Т РЕЛК А -РАДИ СТА Наш экипаж участвовал ,в п о с ледних боевых операциях 1944 го. да, когда была поставлена задана выбить немцев из Заполярья и о с вободить Печенгу. Своими ,главами мы видел», с каким отчаянием соп. ротнвляется обреченный враг, как хватается он За самые подлые средства борьбы. Немцы напали на ,наш самолет в одном из воэдушны'Х боев. Улу чив момент, когда мы при. выходе' из атаки шли крайними в левом пеленге, немцы в зоне своего з е нитного огня бросились на нашу машину в расчете, что мы не смо жем оказать сопротивление, будем1 бессильны перед внезапностью удара в спину. Но просчитались фашистыі! Экипаж, нашего бомбар дировщика смотрел за воздухом зорко. Я увидел атакующий само лет противника и, так как был го тов к отражению нападения, отк у да бы оно ни исходило, немедленно открыл огонь. Завязался бой. На нашей машине быіли зажжены оба мотора. Пал смертью храбрых стрелок Деінискж. Был ранен в го. лову и я. Но немецкий самолёт был в конце концов взят в прицел. Фашист больше никогда не подни мется уж е в воздух! Я вспомнил сегодня этот боеівой эпизод потому, что в ходе учебы мы, стрелки-радисты , забываем «норда об очень важном моменте: постоянной отработке осмотр», тельности, организации шаблюде- ння за воздухом . Сейчас ігам необ ходимо особенно много работать над совершенствованием наблюде. ни я и его организацией. Поиск подводных лодок, к которому привлекаются и наши самолеты - дел о очень ответственное и слож ное. Оно требует от нас умения от. лично наблюдать н е только за воз духом , но и з,а морем,. Д ол г всех с трелков-радистов — повышать бдительность, совершен ствовать навыки наблюдения, его организацию, готовиться к каждо му полету особенно тщательно, стремиться во что бы то ни стало ■выполнить поставленную задачу. Н. ТРОИЦКИЙ . -О - ПЕСНЯ О МЕЛЬДИЗИНЕ Баренцево море, как прежде, шумит, И берег, как прежде, угрюм, Но больше, как прежде, уж е не взлетит В высокое небо Каюм... Он молнией тучи в бою рассекал И падал на немцев орлом. Пылали кострами враги между скал... Мы помним о славном былом! Отвага в его бушевала груди, И ненависть сердце зажгла, И в бой торопила она. Впереди Незримым ведущим была... Врагу мы Каюма вовек не простим, З а все отомстим до конца, — Недаром, недаром так свято мы чтим Бессмертную с л аву бойца! Мы в в о з д у х—Мельдизин незримо средь нас, В строю мы— он с нами стоит, И взор его светел: огонь его глаз, У тысяч во взорах горит... А море, к а к прежде, шумит и шумит. Волна за волною встаёт. И к аж е т с я — п есня над морем кружит — О летчике море поет. А. КИРИЙ . С Б О Р Ы С В Я З И С Т О В За время Отечественной воины у связистов североморской авиации накопился богатый опыт исполь зования средств самолетной ра диосвязи. Обслуживая машины, оснащенные и оборудованные за мечательной радиоаппаратурой, техники-связисты помогали л ет чикам успешно громить ненавист ного врага я воздухе, на земле и на море. С целью обобщении боевого опыта, повышения теоретической подготовки и дальнейшего совер шенствования эксплоатации ма териальной части были проведены пятидневные сборы старших тех ников по радио. На сбора* бы ло заслушано.несколько лекций и докладов по наиболее актуальным вопросам радиосвязи, радионави гации и радиолокации. Кроме того, присутствующие детально ознако мились с новейшей радиоаппарату рой, а также с новинками теоре- тичес кой 'радиотехники. 'Наиболее оживлению прошел о б мен опытом эксплоатации средств радиосвязи. 'Выступавшие подроб но рассказывали о своей работе в боевых условия*. У многих из них за -плечами -не одна сОтня 5 І вои- обслужепных вылетов. У многих правительственные награды»—зцак мужества и мастерства. Обстоятельными и глубокими были выступления тт. Лубны Соманина. Оба они в начале ны пришли сержантами, а сейчас выросли до офицеров и старших техников по радио. Оба имеют правительственные награды. Стар ший техник по радио т. Ерарский ныне стал инженером. В своем вы ступлении он подробно осветил один из важнейших вопросов ■использования радио в боевых у с ловиях. Содержательно выступили также техники тт. Знаменский, Несвяченный, Галиновский и дру. гие. Особый интерес на сборах вы звали сообщения о нескольких рационализаторски,х, предложения* тт. Лубны и Галкина.. Все они мо гут быть использованы в других частях и подразделениях. Сборы техников-радистов яви лись толчком к е.ще лучшему использованию средств связи в период боевой подготовки. Старший техник-лейтенант Л. Г Е РЦИК . Я с интересом слушал лекции инженер-капитана т. Зельмано- ва, старшего техник-лейтенанта т. Шустирови'Ч и старшего тех,ник- лейтенайта т. Герцик. Кроме лек ций, огромную пользу каждому из нас принесло широкое обсуждение участниками сборов наиболее от ветственны* вопросов эксплоата ции материальной части. Особенно убедительными в этом отношении были выступления старших техни ков тт. Нес'вяченпого, Знаменско го, Ерарского и др. Гвардии ст. техник-лейтенант А. ГАЛИНОВСКИЙ . * * ❖ Сборы связистов-техников х°- рошее начинание. Особенно ®оЛ*’ шуга пользу дало обсужден* практических вопросов, кот0^г., выявило недостатки « работе <’вЯ' и наметило пути к их устракени как в эксплоатации и рем°н так и п учебе. „ Необходимо сборы связігс ^ проводить периодически. ^ T0 ® чительно улучшит нашу q . поможет эффективнее испаль дать радиосвязь. Младший техник-лейтенант к. л у б н ы .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz