Североморский летчик. 1945, март.
'27 .марта І945 г., № 73 (453) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК S Битьподводныхпиратов, папбьетгоройРукаоицын! о ч й о т и м ОТ НЕМЦЕВ НАШЕ МОРЕ Экипаж Героя Советского Союза капитана т. Рукавицына одержал замечательную победу: выполняя задачу по поиску подводных лодок врага, он в Баренцовом море, вме- і. Сте с экипажем летчика Козлова, атаковал -немецкую подводную лодку и потопил ее. Эта победа капитана Рукавицына явилась ре зультатом тщательной и серьезной предполетной подготовки. Она до- быта настойчивостью, воинским умением, сноровкой. В основе ее лежит благородное стремление с честью выполнить свой воинский долг. , Что способствовало победе ка питана Рукавицына? * Уходя на выполнение задания, каждый член экипажа подготовил и себя и свое заведывание к вы полнению сложной и ответственной работы. Между летчиком, штурма, ном и стрелками была точная до говоренность о секторах обзора, о том, как должен действовать каждый из них в случае обнару жения лодки. Члены экипажа во время поиска отказались от трафарета в построе н и и маршрута, построили поиск таким образом, что это позволило бессменно держать в зоне осмотра значительный район. /Помня завет великого русского полководца Суворова—«мгновение дает победу», — особенно необхо димый в борьбе с подводными лодками, Рукавицын, обнаружив лодку, без промедления атаковал ее. Воинское умение, отличная тех. ника пилотирования, глазомер, при обретенные во многих полетах, сы грали решающую роль. Все члены экипажа горели не удержимым стремлением найти подводного врага и уничтожить его. Это стремление повысило бди тельность, укрепило настойчи. ьесть, толкнуло на смелое приме нение новшества в поиске и атаке. Своей победой большевик Рука вицын показал, что с е в е р о м о р с к и е л е т ч и к и м о г у т у с п е ш н о н а х о д и т ь п о д в о д н о г о в р а г а и т о п и т ь е г о , ч т о ни б у р л я щ е е Б а р е н ц о во мо р е , ни у л о в к и , ни т е х н и ч е с к и е н о в и н к и н е мо г у т с п а с т и н е м е ц к и х п о д в о д н ы х п и р а т о в о т г и б е . ли, е с л и на б о р ь б у с н и м и • в ы х о д и т с о в е т с к и й мо р . с к о й л е т ч и к — с ын с в о е й Р о д и н ы . Потопив подводную лодку вра га, т. Рукавицын на деле показал отдельным летчикам, считающим до сих пор поиск немецких лодок в Баренцовом море простым «утю. жением» воздуха, как глубоко они заблуждаются. За последнее время немецкие фашисты усилили подводную вой- «У, ввели в действие подводные "лодки с новыми тактическими дан- лыми. Улучшение немецких под водных лодок идет по линии уве личения радиуса их действия, вре мени нахождения под водой и по вышения подводной скорости. Но умелого бдительного воина эти новшества не обезоружат, не оста новят на пути к победе. Это дока зал экипаж капитана Рукавицына. Сегодня североморские летчики оздравляют своего боевого дру га—капитана Рукавицына с заме чательной победой. Они обещают следовать примеру героя, обещают Искать и топить подводные лодки врага так, как топит он. Совер шенствуя свое боевое мастерство, наши летчики не жалеют сил, что- 0ы добиться окончательной победы наД ненавистным врагом. Больше инициативы и настойчивости, боль. Ше внимания изучению повадок врага, его тактики, больше творче ского дерзания — вот что требует ся от каждого экипажа. Организов анность, дисциплина, бдитель- 1 ость в подготовке к полету и в ѵамом полете всегда приносили -Успех в бою. Они принесут успех * 8 борьбе с немецкими подводны ми лодками. Командир экипажа Герой Советского Союза капитан В. Рукавицын лейтенант Т. Беляков. слева) и штурман экипажа Фото Ю. Бу-зько. Н-СНИЙ АЭРОДРОМ, 26 мар та- (От наш. корр.). Летчики Н-сной краснознаменной части последнее время ведут поиск подводных лодок врага. Самоле ты этой части бороздят небо над водами Баренцоза моря. Ha-днях, вслед за летчиками тт. Гнетовым и Смолякозым, з воздух вместе с ведомым моло дым летчиком младшим лейте нантом т. Козловым поднялся Герой Советского Союза капитан т. РУКАВИЦЫН. Тщательно на блюдая за поверхностью моря, штурман лейтенант БЕЛЯКОВ, награжденный двумя орденами Нрасного Знамени, в одном из квадратов заметил подводную лодку врага. — Вижу перископ! Доверните влево, — передал штурман командиру. Подводная лодка была атако вана экипажем и потоплена. Потопление немецкой подвод ной лодки является значитель ной победой личного состава Н-ской части. Как мы потопили немецкую подводную лодку ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ К ВЫЛЕТУ Известно, что в поиске подвод ных лодок главное — наблюдение за -поверхностью -мор». Как оно бу. дет организовано? Правильно ли в экипаже будут распределены -сектора обзораі? От 'разрешения эти» -вопросов зависит, пожалуй, весь успеім вылета-. Поэтому еще перед выш-етом каждый член наше, го экипажа получил сектор обзо. іра. «Смотри внимательно и отве чай за свое «море», — сказали мы друг другу. Себе я взял левую сторону, ибо смотреть летчику влево легчеі, т. к. он при посадке и п-ря взлете, да -и во время полета, имеет п-ривьгчіку направлять -свой іВізоір имеіниа и эту сторону. -Штур ману! лейтен-аиту Беля-коау я пору чил вести -наблюдение в-перед по кіуірсіу полета и помогать .мне — смотреть -влево. Стрелкам мы пол-, иостью отдавали правую «сторо ну». Дополнительно стрелок-радист т. Вертюкоів должен бы-д, смотреть -вниз, под- -самолет. Это раепределе. ние секто-ров об-зора -штурман до полнительно напомнил' всем на маршруте. На маршруте штурман отрегули ровал п-рицел я подготовил -все данные для четырех напра-в-лений— севера^ юга, запада и -востока. Стрелок-радист после взлета бы. стро у.ст -ановиш -связь с землей и держал е,е ва время всего полетa отлично. В ПОИСКЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ШАБЛОНА Особых трудностей для поиска на этот -раз не было. Немного за труднялся о« «барашками»., об. раізующйімися на поверхности воды в виде пенистых белых полос ши риной от метра и более (состояние моря было 1—2 балла:), и пятнами на -воде, бросаемыми облаками, вы сота которых была'до 600 -метров. Раньше сам поиск мы производи, ли галсами, длившимися 6—7 -ми нут к-аждый. Такой поиск не всег да даіваіл результаты. Мы решили действовать иначе. Это дало на шим экипажам возможность более тщател-ь-но, со всея сторон, про сматривать обследуемый район. Искали мы врага настойчиво: очень хотелось найти его и< унич тожить. Обидна было, что фриц, выгнанный окончательно с земли Советского Заполярья, продол жает еще появляться в -наших -во дах. Пои-ск -вели по морс-кому пра вилу: что бы ни увидел на поверх ности воды — докл-адыівать. НАШЕЛ ВРАГА — АТАКУЙ НЕМЕДЛЕННО Примерно о середине поиска лейтенант беляков доложил -мне: J Рассказ Героя Советского Союза капитана 7?. РУЕАВИЦЫ НА — Виіж-у перископ! Доверните вле во. ГІодводн-ый враг — хитрый, ко варный -враг. Когда обнаружишь его, надо немедленно атаков-ывать, иначе — уйдет, скроется под во дой. Здесь дорога каждая секунда. Поіэтом-y, получив доклад штурма на, я очень резко разверн-ул маши ну -влево. Но лодка, ка-к выясни лось, «мела очень малый ход, и штурман -среди «барашков» потерял перископ. Пришлось лечь на преж. ний курс. Хороший истребитель в воздушном бою ста-рается заме ченного -араіга не выпускать из ви да до конца боя. Так- делали и мы: продолжая полет взятым курсом, старались ни ва секунду не вы пускать из -вида то место, -где был обнаружен перископ. Теперь у всех членов нашего экипажа к стремле. ни-ю найти врата прибавилось не терпение: немец -обнаружен, надо его не упу-стить, надо его обяза тельно уничтожить! Через 15 -минут штурман снова доложил мне-: — Вижу перископ -слева-! Я резка развернул -м-ашвну и поч ти строго под собой заіметил чер ную точку, сзади которой тянулась белая полоска. Это был перископ подводной лодки врага! — Вижу, — ответил я штурман-у, и сразу же вывел машину -в гори зонтальный полет. Надо было в какие-то секунды строго выдер жать курс. Это мне, видимо, сде лать удалось, т. к. тут же, бук вально сразу после того, -как нос самолета закрыш перископ от моих глаз, штурман доложил, что пер вая серия бомб сброшена и что бомбы інажрыіли цель. Здесь очень пригодилась подготовка к выле ту, -которую добросовестно провел лейтенант Беляков. Если бы у не го нѳ были готовы данные для бомбометании, то едва ли он успел -бы з-а -какие-то секунды точно сбросить бомбы. АТАКУ ПОВТОРЯЙ ЗА АТАКОЙ По профессия я торпедоно сец. -Много приходилось аьгле. тать и -на бомбардировки. Би-л я по войска-м противника, его опор ным пунктам-, -морским базам, пор там и -караванам. При выполнении этих задач у меня в каждом от дельном -случае возникали опреде ленные правила, -которые помогали более эффективно уничтожать вра га. Борьба с подводными лодками для меня -является новым делом, но и здесь, как пока-зал опыт, есть свои определенные законы, строгое выполнению которых делает авиа цию -самым опасным врагом для .немецких подводньюс сил. Такой закон — настойчивость в поиске и быстрота действий во время атак. Настойчивость помогла на-м н-айти -врага, а быстрота — накрыть его первой же серией бомб. Но немец кая подлодка, будучи повреждена, еще могла уйти, скрыться под во дой. Здесь требовалось одну атаку немедленно -повторять за другой. Несмотря на сравнительно малу-ю высоту полета, я -сдеілаш предельно возможный крен влево и очутился в положении/ перпендикулярном к Летчик-торпедоносец младший лейтенант М. Козлов (слева) штурман экипажа младший лейтенант Н. Малышков. Фото КЗ. Бузько. лодке. Она наіходилась .в полупе- реверн-утом состоянии -и перекаты валась в волнах. Вокруг .нее разра сталось -масляное пятно. Значит, наши бомбы угодили точно! — Еще, еще доверни,—передает м-не штурман и, прицеливаясь по видимому корпусу лодки, сбрасы вает бомбы. -Вторая серия точно накрывает лодку. После атаки я снова резко раз ворачиваю машину влево и наби раю высоту. Стремление -не упу стить врага, обязательно уничто жить его, толкает на мысль обстре лять подводную лодку из передних пулеметов. О свэдм решении я тут же передаю штурману. Самолет ввожу в резкое пике. Нажимаю на гашетку. Вода от пуль пеи-ит-ся дальше лодк-Иг—значит быо с пе релетом. Еще сильнее отжимаю машину, и очередь хлещет точно по борту лодки. — Выводи, вода! — услышал я голос штурмана и выхіватил маши ну из пикирования на 100 метрах. . 'Развернувшись и вабраа высо ту, мы все снова бросили эзрр на место, где была лодка. Теперь на поверхности моря ее у-же -не было. По -воде расплылось большое ма сляное -пятно. В середине его обозначились -воздушные пузыри, После атаки -мы кружились еще около 40 минут. Масляное пятно разрасталось, продолжали выхо дить на поверхность -воды -пузыри. Во время всех атак хорошо дей ствовал ведомый экипаж в соста ве летчика -младшего лейтенанта Козлова, штурмана -младшего лей тенанта Малышком и стрелков Телегина и Гоірбен-ко. Подстроив шись в хвост, он -не отрывался от меня. Во второй атаке проявил ра зуменую инициативу, зайдя на лод ку под 90 градусов с обратного от меня направления. МЫ МОЖЕМ УСПЕШНО НАХОДИТЬ ПОДВОДНОГО ВРАГА И ТОПИТЬ ЕГО -Мы можем успешно находить подводные лодки арапа -и при тща тельной подготовке к вымету, при серьезных, продуманных действиях каждого члена экипажа, — не ме нее успешно топить их. Здесь почти все зависит от самого лет ного состава. Если летчик, садясь ь машину, будет думать: полет на поиск—«пустаія затея, лодки все- равно не найдут», он «проутюжит» воздух и -вернется ни с чем По-настоящему, тщательно гото. вя-сь к вылетам, умело строя поиск и грамотно атакуя -врага, м-ы можем топиггь его и будем топить. Записал К. ЗАРОДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz