Североморский летчик. 1945, март.

'27 .марта І945 г., № 73 (453) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК S Битьподводныхпиратов, папбьетгоройРукаоицын! о ч й о т и м ОТ НЕМЦЕВ НАШЕ МОРЕ Экипаж Героя Советского Союза капитана т. Рукавицына одержал замечательную победу: выполняя задачу по поиску подводных лодок врага, он в Баренцовом море, вме- і. Сте с экипажем летчика Козлова, атаковал -немецкую подводную лодку и потопил ее. Эта победа капитана Рукавицына явилась ре­ зультатом тщательной и серьезной предполетной подготовки. Она до- быта настойчивостью, воинским умением, сноровкой. В основе ее лежит благородное стремление с честью выполнить свой воинский долг. , Что способствовало победе ка­ питана Рукавицына? * Уходя на выполнение задания, каждый член экипажа подготовил и себя и свое заведывание к вы­ полнению сложной и ответственной работы. Между летчиком, штурма, ном и стрелками была точная до­ говоренность о секторах обзора, о том, как должен действовать каждый из них в случае обнару­ жения лодки. Члены экипажа во время поиска отказались от трафарета в построе­ н и и маршрута, построили поиск таким образом, что это позволило бессменно держать в зоне осмотра значительный район. /Помня завет великого русского полководца Суворова—«мгновение дает победу», — особенно необхо­ димый в борьбе с подводными лодками, Рукавицын, обнаружив лодку, без промедления атаковал ее. Воинское умение, отличная тех. ника пилотирования, глазомер, при­ обретенные во многих полетах, сы­ грали решающую роль. Все члены экипажа горели не­ удержимым стремлением найти подводного врага и уничтожить его. Это стремление повысило бди­ тельность, укрепило настойчи. ьесть, толкнуло на смелое приме­ нение новшества в поиске и атаке. Своей победой большевик Рука­ вицын показал, что с е в е р о м о р ­ с к и е л е т ч и к и м о г у т у с ­ п е ш н о н а х о д и т ь п о д в о д ­ н о г о в р а г а и т о п и т ь е г о , ч т о ни б у р л я щ е е Б а р е н ц о во мо р е , ни у л о в к и , ни т е х ­ н и ч е с к и е н о в и н к и н е мо ­ г у т с п а с т и н е м е ц к и х п о д в о д н ы х п и р а т о в о т г и б е . ли, е с л и на б о р ь б у с н и м и • в ы х о д и т с о в е т с к и й мо р . с к о й л е т ч и к — с ын с в о е й Р о д и н ы . Потопив подводную лодку вра­ га, т. Рукавицын на деле показал отдельным летчикам, считающим до сих пор поиск немецких лодок в Баренцовом море простым «утю. жением» воздуха, как глубоко они заблуждаются. За последнее время немецкие фашисты усилили подводную вой- «У, ввели в действие подводные "лодки с новыми тактическими дан- лыми. Улучшение немецких под­ водных лодок идет по линии уве­ личения радиуса их действия, вре­ мени нахождения под водой и по­ вышения подводной скорости. Но умелого бдительного воина эти новшества не обезоружат, не оста­ новят на пути к победе. Это дока­ зал экипаж капитана Рукавицына. Сегодня североморские летчики оздравляют своего боевого дру­ га—капитана Рукавицына с заме­ чательной победой. Они обещают следовать примеру героя, обещают Искать и топить подводные лодки врага так, как топит он. Совер­ шенствуя свое боевое мастерство, наши летчики не жалеют сил, что- 0ы добиться окончательной победы наД ненавистным врагом. Больше инициативы и настойчивости, боль. Ше внимания изучению повадок врага, его тактики, больше творче­ ского дерзания — вот что требует­ ся от каждого экипажа. Организов­ анность, дисциплина, бдитель- 1 ость в подготовке к полету и в ѵамом полете всегда приносили -Успех в бою. Они принесут успех * 8 борьбе с немецкими подводны­ ми лодками. Командир экипажа Герой Советского Союза капитан В. Рукавицын лейтенант Т. Беляков. слева) и штурман экипажа Фото Ю. Бу-зько. Н-СНИЙ АЭРОДРОМ, 26 мар­ та- (От наш. корр.). Летчики Н-сной краснознаменной части последнее время ведут поиск подводных лодок врага. Самоле­ ты этой части бороздят небо над водами Баренцоза моря. Ha-днях, вслед за летчиками тт. Гнетовым и Смолякозым, з воздух вместе с ведомым моло­ дым летчиком младшим лейте­ нантом т. Козловым поднялся Герой Советского Союза капитан т. РУКАВИЦЫН. Тщательно на­ блюдая за поверхностью моря, штурман лейтенант БЕЛЯКОВ, награжденный двумя орденами Нрасного Знамени, в одном из квадратов заметил подводную лодку врага. — Вижу перископ! Доверните влево, — передал штурман командиру. Подводная лодка была атако­ вана экипажем и потоплена. Потопление немецкой подвод­ ной лодки является значитель­ ной победой личного состава Н-ской части. Как мы потопили немецкую подводную лодку ТЩАТЕЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ К ВЫЛЕТУ Известно, что в поиске подвод­ ных лодок главное — наблюдение за -поверхностью -мор». Как оно бу. дет организовано? Правильно ли в экипаже будут распределены -сектора обзораі? От 'разрешения эти» -вопросов зависит, пожалуй, весь успеім вылета-. Поэтому еще перед выш-етом каждый член наше, го экипажа получил сектор обзо. іра. «Смотри внимательно и отве­ чай за свое «море», — сказали мы друг другу. Себе я взял левую сторону, ибо смотреть летчику влево легчеі, т. к. он при посадке и п-ря взлете, да -и во время полета, имеет п-ривьгчіку направлять -свой іВізоір имеіниа и эту сторону. -Штур­ ману! лейтен-аиту Беля-коау я пору­ чил вести -наблюдение в-перед по кіуірсіу полета и помогать .мне — смотреть -влево. Стрелкам мы пол-, иостью отдавали правую «сторо­ ну». Дополнительно стрелок-радист т. Вертюкоів должен бы-д, смотреть -вниз, под- -самолет. Это раепределе. ние секто-ров об-зора -штурман до­ полнительно напомнил' всем на маршруте. На маршруте штурман отрегули­ ровал п-рицел я подготовил -все данные для четырех напра-в-лений— севера^ юга, запада и -востока. Стрелок-радист после взлета бы. стро у.ст -ановиш -связь с землей и держал е,е ва время всего полетa отлично. В ПОИСКЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ШАБЛОНА Особых трудностей для поиска на этот -раз не было. Немного за­ труднялся о« «барашками»., об. раізующйімися на поверхности воды в виде пенистых белых полос ши­ риной от метра и более (состояние моря было 1—2 балла:), и пятнами на -воде, бросаемыми облаками, вы­ сота которых была'до 600 -метров. Раньше сам поиск мы производи, ли галсами, длившимися 6—7 -ми­ нут к-аждый. Такой поиск не всег­ да даіваіл результаты. Мы решили действовать иначе. Это дало на­ шим экипажам возможность более тщател-ь-но, со всея сторон, про­ сматривать обследуемый район. Искали мы врага настойчиво: очень хотелось найти его и< унич­ тожить. Обидна было, что фриц, выгнанный окончательно с земли Советского Заполярья, продол­ жает еще появляться в -наших -во­ дах. Пои-ск -вели по морс-кому пра­ вилу: что бы ни увидел на поверх­ ности воды — докл-адыівать. НАШЕЛ ВРАГА — АТАКУЙ НЕМЕДЛЕННО Примерно о середине поиска лейтенант беляков доложил -мне: J Рассказ Героя Советского Союза капитана 7?. РУЕАВИЦЫ НА — Виіж-у перископ! Доверните вле во. ГІодводн-ый враг — хитрый, ко ­ варный -враг. Когда обнаружишь его, надо немедленно атаков-ывать, иначе — уйдет, скроется под во­ дой. Здесь дорога каждая секунда. Поіэтом-y, получив доклад штурма­ на, я очень резко разверн-ул маши­ ну -влево. Но лодка, ка-к выясни­ лось, «мела очень малый ход, и штурман -среди «барашков» потерял перископ. Пришлось лечь на преж. ний курс. Хороший истребитель в воздушном бою ста-рается заме­ ченного -араіга не выпускать из ви­ да до конца боя. Так- делали и мы: продолжая полет взятым курсом, старались ни ва секунду не вы­ пускать из -вида то место, -где был обнаружен перископ. Теперь у всех членов нашего экипажа к стремле. ни-ю найти врата прибавилось не­ терпение: немец -обнаружен, надо его не упу-стить, надо его обяза­ тельно уничтожить! Через 15 -минут штурман снова доложил мне-: — Вижу перископ -слева-! Я резка развернул -м-ашвну и поч­ ти строго под собой заіметил чер­ ную точку, сзади которой тянулась белая полоска. Это был перископ подводной лодки врага! — Вижу, — ответил я штурман-у, и сразу же вывел машину -в гори­ зонтальный полет. Надо было в какие-то секунды строго выдер­ жать курс. Это мне, видимо, сде­ лать удалось, т. к. тут же, бук­ вально сразу после того, -как нос самолета закрыш перископ от моих глаз, штурман доложил, что пер­ вая серия бомб сброшена и что бомбы інажрыіли цель. Здесь очень пригодилась подготовка к выле­ ту, -которую добросовестно провел лейтенант Беляков. Если бы у не­ го нѳ были готовы данные для бомбометании, то едва ли он успел -бы з-а -какие-то секунды точно сбросить бомбы. АТАКУ ПОВТОРЯЙ ЗА АТАКОЙ По профессия я торпедоно­ сец. -Много приходилось аьгле. тать и -на бомбардировки. Би-л я по войска-м противника, его опор­ ным пунктам-, -морским базам, пор­ там и -караванам. При выполнении этих задач у меня в каждом от­ дельном -случае возникали опреде­ ленные правила, -которые помогали более эффективно уничтожать вра­ га. Борьба с подводными лодками для меня -является новым делом, но и здесь, как пока-зал опыт, есть свои определенные законы, строгое выполнению которых делает авиа­ цию -самым опасным врагом для .немецких подводньюс сил. Такой закон — настойчивость в поиске и быстрота действий во время атак. Настойчивость помогла на-м н-айти -врага, а быстрота — накрыть его первой же серией бомб. Но немец­ кая подлодка, будучи повреждена, еще могла уйти, скрыться под во­ дой. Здесь требовалось одну атаку немедленно -повторять за другой. Несмотря на сравнительно малу-ю высоту полета, я -сдеілаш предельно возможный крен влево и очутился в положении/ перпендикулярном к Летчик-торпедоносец младший лейтенант М. Козлов (слева) штурман экипажа младший лейтенант Н. Малышков. Фото КЗ. Бузько. лодке. Она наіходилась .в полупе- реверн-утом состоянии -и перекаты­ валась в волнах. Вокруг .нее разра­ сталось -масляное пятно. Значит, наши бомбы угодили точно! — Еще, еще доверни,—передает м-не штурман и, прицеливаясь по видимому корпусу лодки, сбрасы­ вает бомбы. -Вторая серия точно накрывает лодку. После атаки я снова резко раз­ ворачиваю машину влево и наби­ раю высоту. Стремление -не упу­ стить врага, обязательно уничто­ жить его, толкает на мысль обстре­ лять подводную лодку из передних пулеметов. О свэдм решении я тут же передаю штурману. Самолет ввожу в резкое пике. Нажимаю на гашетку. Вода от пуль пеи-ит-ся дальше лодк-Иг—значит быо с пе­ релетом. Еще сильнее отжимаю машину, и очередь хлещет точно по борту лодки. — Выводи, вода! — услышал я голос штурмана и выхіватил маши­ ну из пикирования на 100 метрах. . 'Развернувшись и вабраа высо­ ту, мы все снова бросили эзрр на место, где была лодка. Теперь на поверхности моря ее у-же -не было. По -воде расплылось большое ма­ сляное -пятно. В середине его обозначились -воздушные пузыри, После атаки -мы кружились еще около 40 минут. Масляное пятно разрасталось, продолжали выхо­ дить на поверхность -воды -пузыри. Во время всех атак хорошо дей­ ствовал ведомый экипаж в соста­ ве летчика -младшего лейтенанта Козлова, штурмана -младшего лей­ тенанта Малышком и стрелков Телегина и Гоірбен-ко. Подстроив­ шись в хвост, он -не отрывался от меня. Во второй атаке проявил ра­ зуменую инициативу, зайдя на лод­ ку под 90 градусов с обратного от меня направления. МЫ МОЖЕМ УСПЕШНО НАХОДИТЬ ПОДВОДНОГО ВРАГА И ТОПИТЬ ЕГО -Мы можем успешно находить подводные лодки арапа -и при тща­ тельной подготовке к вымету, при серьезных, продуманных действиях каждого члена экипажа, — не ме­ нее успешно топить их. Здесь почти все зависит от самого лет­ ного состава. Если летчик, садясь ь машину, будет думать: полет на поиск—«пустаія затея, лодки все- равно не найдут», он «проутюжит» воздух и -вернется ни с чем По-настоящему, тщательно гото. вя-сь к вылетам, умело строя поиск и грамотно атакуя -врага, м-ы можем топиггь его и будем топить. Записал К. ЗАРОДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz