Североморский летчик. 1945, март.
24 марта 1945 г.. № 71 (451). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 ЯКУ Б КОЛАС ВЕЛИНОМУ СТАЛИНУ Мы песнями славим, мы славим в стихах Того, чьи д е я н ь я у всех н а устах, Того, к т о в ед е т нас с к в о з ь посвисты бурь В пути зор евые, в простор и лазурь; К т о г о р д о с т ь п о лета нам дал : все светлей, Все ярче ірассветы невиданных дней; Ч ь е й в о лей в о з в е л го р о д а человек, Чь ей в о л е теченье покорствует рек, К т о зн ам я победы н есет средь высот, Г д е д е н ь наш прекрасным созвездьем цветет. Мы песнями славим сверкающий след, Того, чьи деян ья, к а к знамя побед, То го , чьи решенья — орлиный полет, T o ro j к т о зовет нас немолчно вперед, К т о т в о р ч е с к и х сил з а к а л я е т металл, К т о м уд рых законов нам светочи дал. Ц в е т и же, к расуйся, с о в е т с к а я ширь! Ж и в и ж е и с л а в ь с я , наш вождь-богатырь! Перевел с белорусского Б. Н. ЛЕЙТИН. ----о- В нашей организации нет нарушителей дисциплины Методы воспитания у комсо мольцев сознательной воинской дисциплины многообразны. Боль, шую роль играют комсомольские собрания, обсуждающие злободнев ные, волнующие темы. Такие во просы, как «Идейно-политическое . іво с питание комсомольцев и повы шение общеобразовательного у-ров. I к я», «Книга —■друг и воспитатель молодежи^, «З'а что я ненавижу •Немцев и как я мщу им», обсуж- [ данные на собраниях нашей орга- . ризации, оказали большое влияние ва расширение кругозора молоде жи, на ее практические дела. По сле собраний повысился интерес к ■изучению история большевистской партии, истории народов СССР, географии, к художественной ли- . тературе. По решению одного из , -собраний был организован кружок гго изучению истории народов CCGP, ныне 'работающий регуляр но. іКомісомодьцы стали больше ч-и. тать. Теперь мм чаще меняем биб- \ лиате-чку-передв-ижку, пополняя ее разнообразными книгами. На собраниях широко развернулась критика и самокритика, кото рая помогает воспитывать в молодых воинаіх честность и правдивость, настойчивость в до стижении цели. Комсомольски е собрания помогли значительно по высить сознательность молодежи и укрепить дисциплину. Важной формой воспитания мо лодежи в духе воинской дисципли ны является индивидуальная бесе да. Если хюірошо изучить каждого комсомольца, знать положительные и отрицательные черты его харак тера,, то можно легко найти путь ■к его сердцу. іВ искренней, заду, -шевной беседе комсомольский ру ководитель узнает самые сокро- . венные мечты и стремления моло дого человека. Беседовать надо, конечно, «е только в том случае, когда комсомолец нарушит дис циплину или в чем-нибудь оши бется, но и повседневно, по самым разнообразным вопросам. I Месяца три тому назад комсомо. лен, Сабиров несколько ослабил свою дисциплину, вступал в пре рекания. В беседе с Саби ровым я раз’яенид ,к чему мо жет привести невнимательность, ослабление дисциплины, рассказал о том. что дисциплина основа ве ликих успехов Красной Армии. В те дни Сабиров получил письмо от матери. Мать наказывала., ѵчтобы он крепче бил немцев, мстил за •своих погибших братьев. Сабирову -стало -стыдна за свое поведение, и он искренне пообещал не допу скать нарушений дисциплины. Сло. во с-аое он сдержал. Но иногда одной беседы бывает недостаточно. Комсомолец Парэто- шин пасовал перед трудностями, не выдерживал напряжения в ра боте по подвозу боеприпасов. (Ког да беседа с ним не помогла, мы об. судили поведение Паратошина на комсомольском собрании. После собрания я еще раз разговаривал с комсомольцем -и вскоре, с помощью активистов, добился того, что Па,, ратошин стал трудолюбивым вои ном. Главное ,а индивидуалыной бесе де — убедить комсомольца, помочь ему глубоко осознать -и правильно оценить свое поведение. В нашей организации -никто из комсомольцев за весь прошлый год не имел ни одного дисциплина-рно- го взыскания,- а -подразделение с честью справилось с задачей бесперебойного обеспечения лет. ■ных частей. Комсомольцы тт. Ре шетников, Пархоменко я Кузнецов отмечены правительственными на градами. В рассказанном мною нет чего- либо нового. -Секрет успеха, ка-к ■видно, состоит в том, чтобы с ду шой относиться к порученному делу, проявлять чуткость к лю дям., быстро реагировать на запро сы и ошибки молодежи. Младший техник-лейтенант Д. БОГДАНОВ. БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ И. П. Павлов .и его учение Интерес к личности и учению И. П. Павлова со -стороны совет ской общеетвенноети не случаен. Едва ли можно найти с-реди рус ских ученых другое такое имя, ко торое бы в такой же мере, как имя Павлова, служило символом -вели чия русского ума, его огромного злияния на мировую культуру. И ■вместе с тем это имя нам близко, по родному приятно, так как Пав лов был глубоко русским челове ком. Он был в подлинном смысле этого слова -великим- патриотом своей -великой 'Родиньі' и -не раз проявлял себя, как защитник ее идеалов, ее ку.лытурн-ых достиже. ний, как -истый советский, патриот. Произнося ответный тост на встрече в Рязани с его земляками, он сказал: «Раньше на-ука была оторвана от жизни, была1отчужде на, от населения, а теперь я вижу иное:: науку уважает и ценит -весь .народ. Я поднимаю бокал и пыо за единственное правительство jb ми ре, которое так ценит науку -и го рячо ее поддерживает.—за прави тельство моей страны». (1935 г.).. Мировое признание заслуг Пав лова настолько единодушно -и на столько велико, что он- по праву был признан на международном конгрессе физиологов «старшиной физиологов -всего мира®. Все это, естественно, не -может не вызвать ■в нас чувство оправданной гор дости за- свое-га -великого соотече ственника. Павлов родился: в 1849 году в гор. Рязани. Детские годы он про вел в семье, главой которой был молодой рязанский священник Пет-р Дмитриевич Павлов. -Родословное дерево семьи Пав ловы,х в подлинном смысле уходит своими корнями в землю,, ибо даже дед Павлова, дьячок села -Криво- полянье, был в большей степени хлеборобом, чем служителем церк- ей. Это породило совершенно есте ственные традиции семьи Павло вых: трудолюбие, склонность к земледельческим работам, -сильную волю и личную честность,в-поступ ках. Что сделал Павлов для науки? Почему так глубоко он -избороздил науку всего мира, оставив в ней неизгладимый след для последую щих веков и поколеаийі? Первой важной причиной этого успеха является особенное, необыч ное отношение Павлова к научно-' му исследованию. Занятие наукой для него не был-d только раэіювид. ностыо общественно-полезной дея. тельности, которая при других об стоятельства х могла бы быть и другой. Нет. ‘Исследование зако нов природы для Павлова было неизбежным -к обязательным для его натуры этапом к выработке материалистического мировоззре ния. Получив еще юношей мощный толчок к своим исследованиям фи зиологических процессов из статей П-и-сарева и Сеченова, Павлов -на- в-сю жизнь унес, с собой огонь той страстности, которой были полны искания его учителей. Проф. П. К. АНОХИН зав. отделом физиологии нервной системы Академии медицинских наук СССР ГРУППОВОД ПОЛИТЗАНЯТИЙ Свою группу политзанятий т. Х.а,- ник вел около года и добился зна чителынъих успехов. О-ни опреде ляются не только политическим ростом слушателей группы, но и умением их работать с книгой, га зетой, во-івремя подготовиться к полит занятию и принять активное Участие в не-м. Причину этих успе хов следует искать в добросовест ном и. я бы сказал, любовном отно шении групповода к порученному делу. до- -Отлично готовясь к занятиям, т. Ха,нин требуе-т того же от своих слушателей. Поэтому на занятия цмногие ив них приходят подготов - денными. На занятии выясняются непо-нят.ные :ввпросы и з-акрепляе.т- О’СЯв пам-яти пройденный материал. 'Большое -внимание -групповод '"уделяет подготовке слушателей, особенно те«, ко-торые должны вы. ступить с небольшим докладом по одному иѳ разделов проходимой темы. Он подбирает для .них мате- риал, помогает составить план, конспект выступления и главней шие -выводы, п-роверяет знание ими географической карты. После каждого -выступления т. Хавин да-ет ему словесную оцен. ку и -указывает ошибки. -Ефрейтор т. Давыдов не умел раньше выступать перед товарища ми. Он волновался .настолько, что это -сковывало его речь. Сейчас Давыдов совершенно свободно владеет собой и своей речью, лег ко' излагает изучаемый материал, -научился составлять план- и кон спект своих выступлений. Свою настойчивость в политической уче бе он об’ясняет тем, что «надо научиться -в-ыступать перед наро дом и зажигать правдивым боль шевистским словом сердца лю дей». Теперь т. Давыдов вполне может работать агитатором. іКоммун-ист т. іБезнощенко -рань ше не умел работать над газетой и ■книгой, речь его была: -бессистем ной и бессвязной. Сейчас книга стала его близким другом, ом мо жет построить логически связ ную речь. Тов. Безнощеяко гово рит: «У нас больше стало оста ваться -в голове -мыслей после по литзаиятий, т. к. все товарищи -го товятся к каждому занятию. Все стали больше читать. Меня т. Ха- нин научил выступать перед груп пой, а -раньше я только однослож но отвечал на, -вопросы- руководите, ля. Теперь же нри.вык разговари вать с ним, умею выделять -глаи- ное в теме». ■Чуткость, задушевность, вн-има,. ние в каждому слушателю ,в груп пе при предварительной подготов ке к политзанятию, у-мание найти общий язык, установить контакт со слушателями на самом занятии, .высокая требовательность к себе, глубоко партийный подход к -рабо те с личным состаном. — вот что отличает т. Хаінина, как группово да. Недавно на семинаре т. Хаяин 'Рассказал а своем опыте. Его вы ступление вызвало оживленный обмен мнений ц дало много полез ного другим групповодам. Капитан К. ЖЕГЛОВ. И. П. ПАВЛОВ Вот откуда напряженность его творческих! -порывов, вот откуда его -целеустремлённость и настой чивость в поисках ответа на самые кардинальные запросы «души к тела». ,0н начал с изучения законов кровообращения еще в 70-х годах прошлого столетия -и вскоре- же от крыл новые закономерности -в ра боте сердца. Он открыл особое влияние нервной системы на серд це, влишие, которое до него не бы ло известно. Это -влияние было названо усиливающим, та,к как оно способствует усилению каждого отдельного удара сердца. Самый нерв, который непосредственно осуществляет это влияние и по сию пору носит название «нерва Павлова». Начав свою творческую деятель, ность поисками нервных механиз мов, управляющих процессами ор ганизма, Павлов всю жизнь не по кидал этих поисков, дойдя п кон це концов до самого -сложного от дела этих механизмов — Да голов ного мозга. Но к этому разделу физиологии он пришел не, сразу. В 80-х годах он впервые начи нает эксперименты -над нервными механизмами пищеварения и с это го -момента открывается полоса блестящи» исследований Павлова, которые в конце концов были у-вен-чаны в 1904 году мировой Но белевской премией. Павлов тесно сдружился со знаменитым русским клинистом Сергеем Петровичем Баткиным и организовал при его клинике экспериментальную лабо раторию, предназначенную -вначале для проверки действия, лекарствен ных веществ на организм. Именно здесь, в этой маленькой лаборатории, устроенной -вдеревян ной баіне во дворе-,, впервые, возник ли в голове Павлова широчайшие перспективы -исследования пищева. рительныіх процессов. Все слыхали о знаменитых «фи стулах Павлова-». Эти своеобраз ные «окошки» -в желудочно-кишеч. ный тракт, образуемые операцией, дали возможность как на ладони наблюдать -все тончайшие процес сы переваривания и всасывания пи. щи. В отверстие в стенке живота подопытного животного Павлов вставлял специальную серебряную трубку и через нее потом собира лись нищеварите-льные соки. Так изучалось качество и количество пищеварительных соков, требуе мых для -различных сортов пищи. Одним из иитересныіх эксперимен тов, получивших мировую извест ность, был эксперимент -с так назы ваемым «мни-мыім кормлением-», ко торый дал возможность открыть «аппетитный» желудочный сок. У собаки перерезался пищевод на середине -шеи и оба конца пи щевода выводились наружу и при шивались к коже. В результате этой операции всякая пища, кото рую с’еда-ла собака, неизбежно вы валивалась наружу через перере занный пищеівод н не попадала в желудок. Но вот что интересно: несмотря -на то. что пища не попа дала в желудок, тем не менее он ■в течение всего времени еды вы деляет желудочный сок. Это и есть «аппетитный сок», который служит началом всему перевари ванию, почему он еще называется -и «запальным». Впоследствии, Пав. лов проделал остроумную опера цию изолирования части, вырезан ной из желудка, получившей наз вание «м,аленького желудочка» Благодаря этой операции о,и мог проследить подробно, какое уча стие принимает нервная система во мех этапах пищеварительного про. цесса-. В работы по -изучению пи щеварения Павлов ввднул десятки сотрудников, которые еще -и по сию пору продолжают разработку его основных положений. Но особенного размаха ген-и-й Павлова достиг тогда, когда он приступил к изучению проблемы мозга, проблемы высшей нервной деятельности, которой он посвя тил последние 35 лет своей жизни. Люди, мало осведомленные -во внутренних пружинах, двигавших Павлова на исследования, очень часто говорят о том, что Пав тов «случайно» напал на «условный рефлекс», который он положил в основу дальнейшей работы своей школы. Получив еще в ранней юности сильное -впечатление от книг ро физиологии нервной систе мы, особенно от книг первого рус ского физиолога -Сеченова, Павиов всю жизнь в разных форма-х разви вал свои первоначальный интерес'. В чем смысл «условного реф лекса»? Для того, чтобы понять его значение для организма, важно знать, что «условный рефлекс» есть такая ответная реакция орга низма ва раздражения внешнего мира, которая приобретается орга низмами в течение их жизни. «Ус ловный рефлекс» это то новое что приобретается жизненным опытом животного и человека и помогает им таким образом приспособляться ко всем изменениям внешнего ми ра. 1 а-к, например, если животное кормить хлебом, то -в ответ на это из его слюнной фистулы польет ся слюна, это рефлекс врожден ный, он возникает безусловно, ес ли только пища раздражает нерв ные окончания языка. -Но если пе ред кормлеін-ием каждый раз будет вспыхивать лампочка, то -в конце концов одного вспыхивания лам почки будет достаточно, чтобы -по лилась слюна. Это и есть «услов ный -рефлекс», он -возникает -в ре зультате совпадения ю ,време-ни ■вспыхиваний лампочки -и кормле ния. Таким образом Павлов полу чил воз-можвость в любом направ лении устанавливать заново нерв ные связи -в -мозгу животного, Получив ,в свои ,руки такой мо гучий м-атери.алисти,чеекий м-етол для ,изучения мозга, Пайлов по-то-м на протяжении тридцати пяти лет подверг подробнейшему исследова. н-ию все важнейшие процессы моз га. Им были открыты механизмы сна, сновидений, неврозов, наслед ственных особенностей нервной деятельности и т. д. Для приближения своих идей к медицинской практике, Павлов от крыл при -своей лаборатории две клиники — -нервную -и психиатри ческую. у Можно сказать без преувеличе ния. что физиология мозговой дея тельности, называемой обычно «психической», в итоге -работ Пав лова полѵчила впервые в истории мощный -стимул для исследования на •материалистическом основании. До I Іа.влова не было физиологии мозга. Он ее создал и тем самым положил -н-аічало новым видам ис следований'. В настоящее время его ученики в Советском Сою-зе с успехом про должают разработку его идей. Многие вопросы получили новое, и дальнейшее развитие. Можно на деяться, что проблема высшей нервной деятель,ности -навсегда останется той «командной высо той», которую никогда не покинут советские ученые. Надо только -всегда помнить, что Павлов ®се делал для народа, для своей Роди, •ны. Это и должно быть руководи щим правилом для всех советских ученых.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz