Североморский летчик. 1945, март.

24 марта 1945 г.. № 71 (451). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 ЯКУ Б КОЛАС ВЕЛИНОМУ СТАЛИНУ Мы песнями славим, мы славим в стихах Того, чьи д е я н ь я у всех н а устах, Того, к т о в ед е т нас с к в о з ь посвисты бурь В пути зор евые, в простор и лазурь; К т о г о р д о с т ь п о лета нам дал : все светлей, Все ярче ірассветы невиданных дней; Ч ь е й в о лей в о з в е л го р о д а человек, Чь ей в о л е теченье покорствует рек, К т о зн ам я победы н есет средь высот, Г д е д е н ь наш прекрасным созвездьем цветет. Мы песнями славим сверкающий след, Того, чьи деян ья, к а к знамя побед, То го , чьи решенья — орлиный полет, T o ro j к т о зовет нас немолчно вперед, К т о т в о р ч е с к и х сил з а к а л я е т металл, К т о м уд рых законов нам светочи дал. Ц в е т и же, к расуйся, с о в е т с к а я ширь! Ж и в и ж е и с л а в ь с я , наш вождь-богатырь! Перевел с белорусского Б. Н. ЛЕЙТИН. ----о- В нашей организации нет нарушителей дисциплины Методы воспитания у комсо­ мольцев сознательной воинской дисциплины многообразны. Боль, шую роль играют комсомольские собрания, обсуждающие злободнев­ ные, волнующие темы. Такие во­ просы, как «Идейно-политическое . іво с питание комсомольцев и повы­ шение общеобразовательного у-ров. I к я», «Книга —■друг и воспитатель молодежи^, «З'а что я ненавижу •Немцев и как я мщу им», обсуж- [ данные на собраниях нашей орга- . ризации, оказали большое влияние ва расширение кругозора молоде­ жи, на ее практические дела. По­ сле собраний повысился интерес к ■изучению история большевистской партии, истории народов СССР, географии, к художественной ли- . тературе. По решению одного из , -собраний был организован кружок гго изучению истории народов CCGP, ныне 'работающий регуляр­ но. іКомісомодьцы стали больше ч-и. тать. Теперь мм чаще меняем биб- \ лиате-чку-передв-ижку, пополняя ее разнообразными книгами. На собраниях широко развернулась критика и самокритика, кото­ рая помогает воспитывать в молодых воинаіх честность и правдивость, настойчивость в до­ стижении цели. Комсомольски е собрания помогли значительно по­ высить сознательность молодежи и укрепить дисциплину. Важной формой воспитания мо­ лодежи в духе воинской дисципли­ ны является индивидуальная бесе­ да. Если хюірошо изучить каждого комсомольца, знать положительные и отрицательные черты его харак­ тера,, то можно легко найти путь ■к его сердцу. іВ искренней, заду, -шевной беседе комсомольский ру­ ководитель узнает самые сокро- . венные мечты и стремления моло­ дого человека. Беседовать надо, конечно, «е только в том случае, когда комсомолец нарушит дис­ циплину или в чем-нибудь оши­ бется, но и повседневно, по самым разнообразным вопросам. I Месяца три тому назад комсомо. лен, Сабиров несколько ослабил свою дисциплину, вступал в пре­ рекания. В беседе с Саби­ ровым я раз’яенид ,к чему мо­ жет привести невнимательность, ослабление дисциплины, рассказал о том. что дисциплина основа ве­ ликих успехов Красной Армии. В те дни Сабиров получил письмо от матери. Мать наказывала., ѵчтобы он крепче бил немцев, мстил за •своих погибших братьев. Сабирову -стало -стыдна за свое поведение, и он искренне пообещал не допу­ скать нарушений дисциплины. Сло. во с-аое он сдержал. Но иногда одной беседы бывает недостаточно. Комсомолец Парэто- шин пасовал перед трудностями, не выдерживал напряжения в ра­ боте по подвозу боеприпасов. (Ког­ да беседа с ним не помогла, мы об. судили поведение Паратошина на комсомольском собрании. После собрания я еще раз разговаривал с комсомольцем -и вскоре, с помощью активистов, добился того, что Па,, ратошин стал трудолюбивым вои­ ном. Главное ,а индивидуалыной бесе­ де — убедить комсомольца, помочь ему глубоко осознать -и правильно оценить свое поведение. В нашей организации -никто из комсомольцев за весь прошлый год не имел ни одного дисциплина-рно- го взыскания,- а -подразделение с честью справилось с задачей бесперебойного обеспечения лет. ■ных частей. Комсомольцы тт. Ре­ шетников, Пархоменко я Кузнецов отмечены правительственными на­ градами. В рассказанном мною нет чего- либо нового. -Секрет успеха, ка-к ■видно, состоит в том, чтобы с ду­ шой относиться к порученному делу, проявлять чуткость к лю­ дям., быстро реагировать на запро­ сы и ошибки молодежи. Младший техник-лейтенант Д. БОГДАНОВ. БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ТЕМЫ И. П. Павлов .и его учение Интерес к личности и учению И. П. Павлова со -стороны совет­ ской общеетвенноети не случаен. Едва ли можно найти с-реди рус­ ских ученых другое такое имя, ко­ торое бы в такой же мере, как имя Павлова, служило символом -вели­ чия русского ума, его огромного злияния на мировую культуру. И ■вместе с тем это имя нам близко, по родному приятно, так как Пав­ лов был глубоко русским челове­ ком. Он был в подлинном смысле этого слова -великим- патриотом своей -великой 'Родиньі' и -не раз проявлял себя, как защитник ее идеалов, ее ку.лытурн-ых достиже. ний, как -истый советский, патриот. Произнося ответный тост на встрече в Рязани с его земляками, он сказал: «Раньше на-ука была оторвана от жизни, была1отчужде­ на, от населения, а теперь я вижу иное:: науку уважает и ценит -весь .народ. Я поднимаю бокал и пыо за единственное правительство jb ми­ ре, которое так ценит науку -и го­ рячо ее поддерживает.—за прави­ тельство моей страны». (1935 г.).. Мировое признание заслуг Пав­ лова настолько единодушно -и на­ столько велико, что он- по праву был признан на международном конгрессе физиологов «старшиной физиологов -всего мира®. Все это, естественно, не -может не вызвать ■в нас чувство оправданной гор­ дости за- свое-га -великого соотече­ ственника. Павлов родился: в 1849 году в гор. Рязани. Детские годы он про­ вел в семье, главой которой был молодой рязанский священник Пет-р Дмитриевич Павлов. -Родословное дерево семьи Пав­ ловы,х в подлинном смысле уходит своими корнями в землю,, ибо даже дед Павлова, дьячок села -Криво- полянье, был в большей степени хлеборобом, чем служителем церк- ей. Это породило совершенно есте­ ственные традиции семьи Павло­ вых: трудолюбие, склонность к земледельческим работам, -сильную волю и личную честность,в-поступ­ ках. Что сделал Павлов для науки? Почему так глубоко он -избороздил науку всего мира, оставив в ней неизгладимый след для последую­ щих веков и поколеаийі? Первой важной причиной этого успеха является особенное, необыч­ ное отношение Павлова к научно-' му исследованию. Занятие наукой для него не был-d только раэіювид. ностыо общественно-полезной дея. тельности, которая при других об­ стоятельства х могла бы быть и другой. Нет. ‘Исследование зако­ нов природы для Павлова было неизбежным -к обязательным для его натуры этапом к выработке материалистического мировоззре­ ния. Получив еще юношей мощный толчок к своим исследованиям фи­ зиологических процессов из статей П-и-сарева и Сеченова, Павлов -на- в-сю жизнь унес, с собой огонь той страстности, которой были полны искания его учителей. Проф. П. К. АНОХИН зав. отделом физиологии нервной системы Академии медицинских наук СССР ГРУППОВОД ПОЛИТЗАНЯТИЙ Свою группу политзанятий т. Х.а,- ник вел около года и добился зна­ чителынъих успехов. О-ни опреде­ ляются не только политическим ростом слушателей группы, но и умением их работать с книгой, га­ зетой, во-івремя подготовиться к полит занятию и принять активное Участие в не-м. Причину этих успе­ хов следует искать в добросовест­ ном и. я бы сказал, любовном отно­ шении групповода к порученному делу. до- -Отлично готовясь к занятиям, т. Ха,нин требуе-т того же от своих слушателей. Поэтому на занятия цмногие ив них приходят подготов - денными. На занятии выясняются непо-нят.ные :ввпросы и з-акрепляе.т- О’СЯв пам-яти пройденный материал. 'Большое -внимание -групповод '"уделяет подготовке слушателей, особенно те«, ко-торые должны вы. ступить с небольшим докладом по одному иѳ разделов проходимой темы. Он подбирает для .них мате- риал, помогает составить план, конспект выступления и главней­ шие -выводы, п-роверяет знание ими географической карты. После каждого -выступления т. Хавин да-ет ему словесную оцен. ку и -указывает ошибки. -Ефрейтор т. Давыдов не умел раньше выступать перед товарища­ ми. Он волновался .настолько, что это -сковывало его речь. Сейчас Давыдов совершенно свободно владеет собой и своей речью, лег­ ко' излагает изучаемый материал, -научился составлять план- и кон­ спект своих выступлений. Свою настойчивость в политической уче­ бе он об’ясняет тем, что «надо научиться -в-ыступать перед наро­ дом и зажигать правдивым боль­ шевистским словом сердца лю­ дей». Теперь т. Давыдов вполне может работать агитатором. іКоммун-ист т. іБезнощенко -рань­ ше не умел работать над газетой и ■книгой, речь его была: -бессистем­ ной и бессвязной. Сейчас книга стала его близким другом, ом мо­ жет построить логически связ­ ную речь. Тов. Безнощеяко гово­ рит: «У нас больше стало оста­ ваться -в голове -мыслей после по­ литзаиятий, т. к. все товарищи -го­ товятся к каждому занятию. Все стали больше читать. Меня т. Ха- нин научил выступать перед груп­ пой, а -раньше я только однослож­ но отвечал на, -вопросы- руководите, ля. Теперь же нри.вык разговари­ вать с ним, умею выделять -глаи- ное в теме». ■Чуткость, задушевность, вн-има,. ние в каждому слушателю ,в груп­ пе при предварительной подготов­ ке к политзанятию, у-мание найти общий язык, установить контакт со слушателями на самом занятии, .высокая требовательность к себе, глубоко партийный подход к -рабо­ те с личным состаном. — вот что отличает т. Хаінина, как группово­ да. Недавно на семинаре т. Хаяин 'Рассказал а своем опыте. Его вы­ ступление вызвало оживленный обмен мнений ц дало много полез­ ного другим групповодам. Капитан К. ЖЕГЛОВ. И. П. ПАВЛОВ Вот откуда напряженность его творческих! -порывов, вот откуда его -целеустремлённость и настой­ чивость в поисках ответа на самые кардинальные запросы «души к тела». ,0н начал с изучения законов кровообращения еще в 70-х годах прошлого столетия -и вскоре- же от­ крыл новые закономерности -в ра­ боте сердца. Он открыл особое влияние нервной системы на серд­ це, влишие, которое до него не бы­ ло известно. Это -влияние было названо усиливающим, та,к как оно способствует усилению каждого отдельного удара сердца. Самый нерв, который непосредственно осуществляет это влияние и по сию пору носит название «нерва Павлова». Начав свою творческую деятель, ность поисками нервных механиз­ мов, управляющих процессами ор­ ганизма, Павлов всю жизнь не по­ кидал этих поисков, дойдя п кон­ це концов до самого -сложного от­ дела этих механизмов — Да голов­ ного мозга. Но к этому разделу физиологии он пришел не, сразу. В 80-х годах он впервые начи­ нает эксперименты -над нервными механизмами пищеварения и с это­ го -момента открывается полоса блестящи» исследований Павлова, которые в конце концов были у-вен-чаны в 1904 году мировой Но­ белевской премией. Павлов тесно сдружился со знаменитым русским клинистом Сергеем Петровичем Баткиным и организовал при его клинике экспериментальную лабо­ раторию, предназначенную -вначале для проверки действия, лекарствен­ ных веществ на организм. Именно здесь, в этой маленькой лаборатории, устроенной -вдеревян­ ной баіне во дворе-,, впервые, возник­ ли в голове Павлова широчайшие перспективы -исследования пищева. рительныіх процессов. Все слыхали о знаменитых «фи­ стулах Павлова-». Эти своеобраз­ ные «окошки» -в желудочно-кишеч. ный тракт, образуемые операцией, дали возможность как на ладони наблюдать -все тончайшие процес­ сы переваривания и всасывания пи. щи. В отверстие в стенке живота подопытного животного Павлов вставлял специальную серебряную трубку и через нее потом собира­ лись нищеварите-льные соки. Так изучалось качество и количество пищеварительных соков, требуе­ мых для -различных сортов пищи. Одним из иитересныіх эксперимен­ тов, получивших мировую извест­ ность, был эксперимент -с так назы­ ваемым «мни-мыім кормлением-», ко­ торый дал возможность открыть «аппетитный» желудочный сок. У собаки перерезался пищевод на середине -шеи и оба конца пи­ щевода выводились наружу и при­ шивались к коже. В результате этой операции всякая пища, кото­ рую с’еда-ла собака, неизбежно вы­ валивалась наружу через перере­ занный пищеівод н не попадала в желудок. Но вот что интересно: несмотря -на то. что пища не попа­ дала в желудок, тем не менее он ■в течение всего времени еды вы­ деляет желудочный сок. Это и есть «аппетитный сок», который служит началом всему перевари­ ванию, почему он еще называется -и «запальным». Впоследствии, Пав. лов проделал остроумную опера­ цию изолирования части, вырезан­ ной из желудка, получившей наз­ вание «м,аленького желудочка» Благодаря этой операции о,и мог проследить подробно, какое уча­ стие принимает нервная система во мех этапах пищеварительного про. цесса-. В работы по -изучению пи­ щеварения Павлов ввднул десятки сотрудников, которые еще -и по сию пору продолжают разработку его основных положений. Но особенного размаха ген-и-й Павлова достиг тогда, когда он приступил к изучению проблемы мозга, проблемы высшей нервной деятельности, которой он посвя­ тил последние 35 лет своей жизни. Люди, мало осведомленные -во внутренних пружинах, двигавших Павлова на исследования, очень часто говорят о том, что Пав тов «случайно» напал на «условный рефлекс», который он положил в основу дальнейшей работы своей школы. Получив еще в ранней юности сильное -впечатление от книг ро физиологии нервной систе мы, особенно от книг первого рус­ ского физиолога -Сеченова, Павиов всю жизнь в разных форма-х разви вал свои первоначальный интерес'. В чем смысл «условного реф­ лекса»? Для того, чтобы понять его значение для организма, важно знать, что «условный рефлекс» есть такая ответная реакция орга­ низма ва раздражения внешнего мира, которая приобретается орга­ низмами в течение их жизни. «Ус­ ловный рефлекс» это то новое что приобретается жизненным опытом животного и человека и помогает им таким образом приспособляться ко всем изменениям внешнего ми­ ра. 1 а-к, например, если животное кормить хлебом, то -в ответ на это из его слюнной фистулы польет­ ся слюна, это рефлекс врожден­ ный, он возникает безусловно, ес­ ли только пища раздражает нерв­ ные окончания языка. -Но если пе­ ред кормлеін-ием каждый раз будет вспыхивать лампочка, то -в конце концов одного вспыхивания лам­ почки будет достаточно, чтобы -по­ лилась слюна. Это и есть «услов­ ный -рефлекс», он -возникает -в ре­ зультате совпадения ю ,време-ни ■вспыхиваний лампочки -и кормле­ ния. Таким образом Павлов полу­ чил воз-можвость в любом направ­ лении устанавливать заново нерв­ ные связи -в -мозгу животного, Получив ,в свои ,руки такой мо­ гучий м-атери.алисти,чеекий м-етол для ,изучения мозга, Пайлов по-то-м на протяжении тридцати пяти лет подверг подробнейшему исследова. н-ию все важнейшие процессы моз­ га. Им были открыты механизмы сна, сновидений, неврозов, наслед­ ственных особенностей нервной деятельности и т. д. Для приближения своих идей к медицинской практике, Павлов от­ крыл при -своей лаборатории две клиники — -нервную -и психиатри­ ческую. у Можно сказать без преувеличе­ ния. что физиология мозговой дея­ тельности, называемой обычно «психической», в итоге -работ Пав­ лова полѵчила впервые в истории мощный -стимул для исследования на •материалистическом основании. До I Іа.влова не было физиологии мозга. Он ее создал и тем самым положил -н-аічало новым видам ис­ следований'. В настоящее время его ученики в Советском Сою-зе с успехом про­ должают разработку его идей. Многие вопросы получили новое, и дальнейшее развитие. Можно на­ деяться, что проблема высшей нервной деятель,ности -навсегда останется той «командной высо­ той», которую никогда не покинут советские ученые. Надо только -всегда помнить, что Павлов ®се делал для народа, для своей Роди, •ны. Это и должно быть руководи щим правилом для всех советских ученых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz