Североморский летчик. 1945, март.

Штурман го О В Е Л И К О М О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н О Й В О И Н Е С О В Е Т С К О Г О С О Ю З А - за курсом и точно выдерживать ■режим полета. При подходе к этой баізѳ нас поймали прожектора. Я ОГИЗ ; f а С УДАР ТS і КН О І и3ДАТСд**?Г 3й ііе Ли Тиfes гк$и лйгг ?•**> і ЧйСК&Ат\ L IE ДАВНО в наши части поступило четвертое издание книги * "товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». В это издание вошли все опубликованные в печати за период Отечественной войны выступления и приказы товарища Сталина. Каждый из этих документов — историческая веха на пути освободи- тельной войны советского нар-ода против немецко-фашистских за- хватчиков. Книга товарища Сталина — боевое руководство к дейст­ вию для каждого офицера и бойца. Это документ, вдохновляющий советских людей, советских воинов на священную борьбу с врагом до окончательной победы, мобилизующий силы народа на полный раз­ гром врага, указывающий пути победы. Мы печатаем записки из дневника капитана т. Волынкина, в ко­ торых рассказывается, как идеи большевистской партии, высказанные товарищем Сталиным, задачи и требования, предъявляемые вождем на­ шего народа к советским воинам, влияли на самосознание, рост и ма­ стерство офицера морской авиации. Выступления товарища Сталина помогли ему яснее осознать свой воинский долг перед Родиной, и за­ ставили его изучить свое дело в совершенстве. Они научили его нена­ видеть лютой ненавистью врагов нашей Родины, научили сражаться с ними храбро и самоотверженно, не щадя своей жизни,, и выйти из этой борьбы с честью — победителем. Капитан И. Т. Волынкин—автор публикуемых записок—прошел боевой путь от рядового летчика до командира подразделения. За образцовое выполнение боевых заданий, мужество и отвагу, прояв­ ленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. всецело доверился приборам и крутым планированием, теряя вы­ соту, вышел из зоны. Затем вто­ рично эашел со стороны моря я выполнил задачу. .После этого полета я поставил се.бе задачу свободно летать в частности, отрабатывал лучшим маневр для атаки, умение дер­ жаться на боевом курсе. Эти во­ просы я анализировал ва разборе полетов. Так, выполняя приказы товарища Сталина, М'Ы готовились к боям. 2 . С т а т ь м а с т е р о м с в о е г о д е л а Упорная / . С л о в о С т а л и н а Выступая по радио 3 июля 1941 .года, товарищ Сталин го- воршк «Прежде всего необходи. МО, чтобы каши люди, советские люди поняли всю .глубину опасно­ сти, .которая угрожает нашей стра­ не, и отрешились от благодушия, оо" беспечности, от настроений мир­ ного строительства, вполне понят­ ных в довоенное орем», но па­ губных в настоящее время, когда/ война .коренным образом изменила положение». Эта слова я услышал, еще буду, «ни на Тихом океане. ОАи застави­ ли меня понять по другому сло­ жившуюся обстановку. После это­ го мыступления я почувствовал нею глубину опасности, нависшую над Родиной, веди не секрет, что миопию мэ маю., <в том числе и я, в первые дни войны думали о бы­ строй победе над врагом, полага­ ли, что 'Война долго не протянется. Речь товарища Сталина рассеяла эти мнения и заставила усиленно готовиться к боям. Враг в первые годы войны был силен. Его методы ведения ^вой- ,і{jjji—хиггры и коварны. Дальнейшие .выступления товарища Сталина раз’яснили сущности фашизма, его идеологию, показали лицо немец­ ко-фашистской армии, грабитель­ ские, морально-извращенные ин- ’ стинкты немецких солдат. Фашист­ ские правители воспитывали у солдат звериные инстинкты. 'B од­ ном из своих выступлений товарищ Сталин огласил .выдержку из обра­ щения немецкого командования. Вот к чеміу призывает немецкое командование своих солдат: «У те­ бя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не- остаінавливаійся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик—убивай...». Немецкие вар­ вары принесли неисчислимые стра­ дания и муки советскому народу. Где они прошла—дымились пожа. рища И лилась кровь советских людей. Но кровавый разгул гитле­ ровцев лиши укрепил в вас жела­ ние быстрее и окончательно унич­ тожить фашизм. Весь советский народ по призы­ ву 'вождя поднялся на великую Отечественную войну против не­ мецких захватчиков, еще теснее сплотился вокруг большевистской партии, вокруг товарища Сталина. В своих приказах товарищ Сталин наметал 'конкретные задачи летчикам-офицерам. Он призвал их изучить свое оружие в совершен­ стве, стать мастерами своего дела, уметь управлять боем и взаимодей­ ствовать >в бою, изучить тактику врага, укрепить дисциплину и ор­ ганизованность. Приказы товарища Сталина .воодушевили на^ борьбу за Родину, и я стал настойчиво го­ товиться к будущим боям. Я не сомневался, что рана ила поздно мне предстоит участвовать о боях на одном из участков обширного фронта. После одного из приказов товарища Сталина нас собрал командир эскадрильи капитан Смирнов и сказал: «Сейчас нам предстоит на деле доказать, как мы выполняем задачу, поставленную товарищем Сталиным, а .наша задана состоит в том, чтобы я кратчайший срок быть готовым к прядущим боям». ■Со сталинскими словами в серд­ це я стал изучать опыт войны, стал читать много брошюр и га­ зетных материалов, ш которых отражался боевой опыт. 'Но этого міало. Я поставил задачу перед со­ бой лучше овладеть своим ору­ жием. Слова товарища Сталина придавали мне силу и бодрость, твердую уверенность в победе. Я тогда понял одно: чтобы добиться -нобеды, надо неуклонно выполнять все приказы товарища Сталина. Еще на Тихоокеанском флоте из всех учебно-боевых полетов я ста­ рался взять все полезное, делал так, как подсказывал опыт Отече­ ственной войны. В 1942 ,г. я уча­ ствовал и летно-тактическом уче­ нии с подводными лодками. Мне была поставлена задача найти от­ ряд легких сил и навести на него ■подводные лодки. Мы вылетели ранним утром. Взяли курс в море. Погода стояла неблагоприятная — облачность 10 баллов, высота 400— \ 500 м., дымка. Задача была не легкая—отыскать корабли, кото­ рые -находились вне видимости берегов, не обнаруживая себя. Тут мне пришлось применить хитрость. Панок я производил галсами, под самой кромкой облаков. Ходили очень долго и вдруг увидели си­ луэты кораблей. Штурман мне до­ ложил: «Э.то тот самый конвой, на который мы должны навести под­ водные лодки». Я развернулся и пошел под облачностью парал­ лельным курсом и стал определять аргументы конвоя. Уточнив дан­ ные, мы стали наводить подлодки. Благодаря точному определению места и данных, они быстро нашли конвой и успешно «атаковали» его. С этой задачей, по оценке командования флота, мы справи. лисы отлично. В начале 1943 года мне довелось участвовать в ночном '«валете» на главную базу флота. Самолет при­ шлось вести только по приборам. В темную ночь, в условиях Даль­ него Востока, при сравнительно однообразном рельефе и отсут. ствміи характерных ориентиров, очень трудно было найти базу. Требовалась точная прокладка штурманом маршрута. Пришлось вести особенно строгий контроль Вскоре сбылась моя мечта об участии в бода против гитлеровцев. По прибытии на фронт, к моему счастью, я попал а одну из луч­ ших! частей. Меня познакомили со славной историей части и ее лич­ ным составом. Летчики были, как на подбор. Они отлично владели своим оружием, были мастерами своего дела, и я стремился, влив­ шись в их среду, не отстать от них я бою. Я много беседовал с капитаном Смирновым о том, как лучше освоить новую материаль­ ную часть и вступить в ряды фронтовиков полноценным воздуш­ ным бойцом. Мне хотелось с че­ стью сдержать слово, данное това­ рищам при от’езде с Тихоокеан­ ского флота. Так началась .новая жизнь. После освоении или, вернее, пос. ле кратного ознакомления с новой материальной частью я был на­ значен в подразделение майора Обухова, на один из передовых аэродромов, к своему старому со­ служивцу. На этом, аэродроме мне пришлось овладевать новой тех. никой уже непосредственно в бою. 22 ноября 1943 года началась моя боевая деятельность. В тот день я впервые пошел на бомбо- уда.р по конвою противника на пе­ реходе Одессаі— Ак-Мечеть. Бом­ били с высоты 400 метров. Это би­ ло первое боевое крещение. Нужно признаться, освоение новой техники мне не сразу уда- лось, а шло как-то медленно, со- всем не так, как хотелось. На вто­ ром боевом вылете я это почув­ ствовал. В полете машина владела мною, а не я ею. Это было 26 нояб. ря 1043 года. При возвращении с боевого задания на свой аіэродром я захожу на посадку под 90 гра­ дусов по отношению старта и делаю посадку с промазом на 600—500 м., выкатываюсь за кром­ ку рабочей полосы, на пакоту, и только случайно самолет остается невредимым. По рассказам товарищей, наблю­ давших с земли, им было страшно смотреть на эту посадку, так как . надежды на спасение самолета не было. Это была моя первая грубая ошибка, выразившаяся, а незнании аэродрома, неосмотрительности при заходе і(старт за время моего полета был перенесен на 90 граду­ сов по отношению взлета). (Коман­ дир полка сильно отругал меня и наложил взыскание. Через некоторое івремя он снова со «мной беседовал, дал мне ряд ценны» указаний на основе своего боевого опыта. После беседы я дал ему слово исправить ошибку. Больше всего по этому случаю со мной беседовал майор Обухов. Он разобрал причины моей неудачи и дал ряд практических советов. Я во многом обязан ему своей воин­ ской зрелостью. Он меня первый ввел в бой. Мне напомнили требование товарища Сталина и советского народа об овладении техникой, мастерством своего дела. Летчи. кам понятны, какие сложные чув­ ства стыда -и ответственности -вол­ новали меня. Грубое нарушение техники посадки заставило серьез­ но задуматься. Я стал обра­ щаться к своим товарищам, пере- нимать опыт, Присматриваться к каждой мелочи и брал для себя все необходимое. Проанализировав свои ошибки, стал по-настоящему изучать новую технику работа не прошла даром. Об этом говорит одна из последующих по­ садок. ...Шла подготовка к великому наступлению 1944 года на юге. Воздушным разведчикам было много работы. 11 января 1944 года мне поставили задачу—произвести воздушную разведку Ак-Мечеть — Севастополь — Констанца — Су. лин — Одесса — Скадовск. Эту задачу я должен был выполнить с большой точностью, ибо от нее за. висело очень многое. (Утром проверил самолет, заира, вил моторы и пошел на взлет. На высоте 100 — 150 м. над г. Скадовск стрелок-радист т. Новоженов до кладывает мне: «Товарищ коман. дир, у нас сорвала гаргрот и раз­ било мой фонарь». Продолжать полет невозможно. Я решил итти на.посадку. Приземлился, зарулил. Майор Обухов приказал мне вы полнаѴы задачу на другом само лете. /Вскоре я опять был над аэро­ дромом. Стал убирать шасси, но вижу, левая нога не убирается. Индикатор показывает, что шасси не убраны. Сколько ни бился—все осталось по-старому. Смотрю, дав. ленив :в гидросистеме показывает ноль. Решил выпустить шасси. Основные шасси выпустились, а передняя нога полностью не -вы­ шла. Пробую дожать ручным на­ сосом — ничего не -получается. Передаю по радио: «Передняя но­ га не выпускается. Смеси в гидро­ системе нет. Жду ваших указа­ ний».-Сам снижаюсь до высоты '10 м., прохожу над «Т». Мне да­ ли красную ракету и по -радии пе­ редали: ««Пробуйте выпустить но­ гу эволюциями». Приняв радиограмму, стал наби­ рать высоту. Набрал 200 метров. Штурман Мантров спрашивает: «Командир, как себя чувствуешь?». Я ему ответил: «Чувствую хорошо, машину посажу». Хожу сорок ми­ нут, действую ручным насосом — положение прежнее. Принимаю ре­ шение итти на крутое пикирование. Захожу под «Т», пикирую, выіхожу резко, рывком отдаю машину. За­ хожу еще раз. С пикирования иду на бое,вой разворот—нога не выхо­ дит. Проделал .несколько раз эту эволюцию, но все безрезультатно. Прошло уже полтора часа. С земли передают: «Штурману вы­ броситься на (парашюте, случае уверенности, ногу выбиты с козла». Советуюсь со штурманом. Посадку произвести невозможно, так как переднее ко­ лесо не выпущено, шасси не вориіт: «Если посадишь прыгать на стану». Я ему ответил «Машину посажу. Н-е прыгай».. Принимаю последнее рискован­ ное решение: ногу выбить на коз. лвх, т. е. режим ударом основными колесами о землю и уйти на второй круг. Передал: «Иду выбивать ногу козлом». Посмотрел на землю. За мной очень много наблюдает народу. На земле приготовились меня при­ нимать кто с чем: кто с лопатой, кто с огнетушителем. Пожарная команда и две санитарки—на ходу. Опыта,, чтобы козлом выбивать переднюю ногу на этой машине, еще .не было. В таких случаях лет. чику нужно иметь прежде всего хладнокровие и уверенность в се- X.,VM те передают, чтобы г пэотзвел левее «Т». Но зет вопрос: не сломается Делаю четвертый ■»». дебете передняя .нога, т. к. хожу на п-рямую „ -^л а гидросистеме, да и Подхожу на скорости"'! ю»ть нечем в случае промаза. подвожу очень здзко *■« чем сделать посадку, -в ряю о землю оеношщуГ* пхеобсудил все, что можно даю таз и ухожу а воі«, кгвстротить на земле. Все оо- рю—индикатор уда-раг - >'■ ІМ посадку. -Машину нилея. У меня лоязд,- ность а том, что пене»fc* этим способом явыбья* держу, «в опуская на перед- о м.-есо Скорость ГйіСйвт. ГТсг -Захожу второй раз, про:СКОЛесоопускаю очень осто. такую же маімипуляцию ж Ничего, машина бежит хо- тблько самолет со втор»:Г Начинаю тормозить аварий- подскочил в воздух, гГт.-омозом. Заруливаю, выклю- пряібора шасси показал -і|щ!05ы. Ко мне подбегают, няія нога вышла. 'Красны?Х^чѴчютс победой, благодарят ки потухли, загорелисьЖженке экипажа и машины, сирена перестала выть-;посадка дала мне уверен- шасси все в порядке, НІС 3езом силах, -ия почувство. '"'ало бодрое, экипажп-м.^-з машина полностью под- с победой. , -ьжу низко. Сажаю ее на ос- ’......- Машина бежит, — ■ *•{ го te: ямне. 3. Всшучи іат ь и развма{цу р а з в е д к у Разведка— глазая сфотографировал учиттоварищСтали.С-Г всемерноулучишьрюкьздгодекКонстанцеоблач- о ы битьвраганаведя-.,г ома 10 баллов, высота чтоэтіисловатоварища а у, Решил итти на высоте пор. заставили меня особен? отнестись к такому ва стку, боевой работа, fe чэасавые улицы летчикиимеютсмутное: лениео воздушнойs считаютеелегкимдш верно. Разведчик прев должен быть хладгая стойчіиаинаходчивалі жйвшейеяобстановке. что ему предстоит дет паже должна быть о?:, ность, твердая дикдаш ворсниость по' всем вое Я производил раж- ном море, относился s бовью и всегда стара®* выполнять задания нох 23 іянваря 1944 воздушную разведку^ м-уникаций .против®*3 ту Ак-Мечеть1—Се* Констанца — Сулим- Скадовск. Полови») прошел хорошо: у., просмотреть отрывшимся порт, Я ув- ■видом горо- большие до- Вдругстрелокрадист Новоже докладывает: «Товарищ коман- слэазана одной высоте, ва і цельных курсах, расстояние *, идет истребитель протнв- <Ме-10Ѳ», Быстро переяо- №ляд вправо и вижу немецг построить сівюй плшам рюлет. На самолете различил каждом от-резке вреим itayиномер— 22. Немец уви- .......*‘Т:'ІЯ-Рисковать больше иель- требителъ противника пошел ■**1 этаку. Но было поздно: ибыстро вошел в облач- № некоторое -время штурман 03 говорит: «Доверни влево ’’-аусов», я довораічиваю и минуты. Стал пробивать |тъ. Вышел из облаков и увидел истребите!л-ь который пошел на ме- скрылся в облачность и 3:,еі* до м. Георгиевский іПробиваю облачность. Слева дале. ко «зМе-і109». Радисты доложили, что истребитель пошел на Кон­ станцу. Я спокойно повернул «а Сушин. -У самого румынского пор­ та, слева, на -меня снова1 вышел «Ме-і109». Расстояние было около 5 км. Даю немного газ и иду в го­ ризонтальном полете, все время слежу за ним. Он а первое время шел на сближение, а потом стал отставать и вернулся н,а Сулин. Взял курс на Одессу. Погода была ясная. Договариваюсь со штурміаном сфотографировать го­ род и порт на высоте 1.000 м. Он не советует: «Нет облачности, мо­ гут поймать истребители!». «Будут истребители—не станем фоіголра. фироватъ»,, — ответил я. Договори­ лись фотографировать на высоте 1.000 м. Заходим с м. Б. Фонтан. Ско- рость держу равную. Зенитная артиллерия Дала по мне первый залп. -Прибавляю скорость. Плано­ вый аппарат работает, воздушный стрелок перспективным аппаратом фотографирует в люк. По -мне от­ крыли ураганный огонь. Разрывы ложились сзади, с боков, но боль­ ше справа,. Они упреждают мой -разворот. -Выхожу из зенитного ог. ня. Позади остались густые -разры. вы. Увеличиваю скорость, выхожу в море: по курсу на Скадовск. 'Фотоснимки получились отлич. ньіе. Из этого полета делаю вы­ вод, что при малейшем ослаблении внимания или увлечении одним, за­ бывая другое, и при неорганизо­ ванности экипажа, мог бы полу­ читься неблагоприятный исход. Вот еще один характерный при­ мер воздушной разведки,. 4 февра­ ля 1944 года я вышел на аоздуш-! кую разведку коммуникаций и портов противника. Принимаю ре­ шение сфотографировать Ак-Ме. четь на -высоте 400 м. Облачности «е быіло. Подходя к порту, я уви­ дел истребителей противника: две пары ведут барраж. Одна пара «а высоте 1.500 м., вторая на высоте 2.500—3.000 м. іВсе же решаю фо­ тографировать. У порта с бреющего даю горку до 400 м. Экипаж наблюдает за воздухом. Вскоре стрелок-радист Новожеиов докладывает: «Слева, сверху, нас атаковывают, два «ФВ- 190», —- и сам открыл огонь по противнику.. Набираю скорость и ухожу в море. Слышу радист до­ кладывает: «Истребители отста. ли». Решил вторично вернуться в Ак-іМечеть. Развернулся, и 'с дру­ гой стороны подхожу к порту. Все 4 самолета пошли в атаку. Увидя их, я быстро отвалил а мо­ ре. Истребители гнали нас а море до невидимости берегов. Я все же решил перехитрить противника. Обошел морем мыс Т-архаикут и вышел на сушу. Решил фотогра­ фировать с прямой, на повышенной скорости, что и удалось сделать. Благодаря настойчивости порт был сфотографирован на высоте 400 метров. Из этого полета я сделал вы­ вод, что при хорошей организован, «ости и договоренности в экипаже задачу выполнить можно, хотя и в трудных условиях. Так я 'выпол­ нил требование товарища Сталина -об улучшении разведки. 5 . Т о ч н о в ы п о л н я т ь п р и к а з ы к о м а н д и р о в , п о в ы ш а т ь о р г а н и з о в а н н о с т ь в б о ю 4 . С о в е р ш е н с т в о в а т ь б о е в о е м а с т е р с т в о 'Чтобы быть мастером своего дела, нужно всегда совершен­ ствоваться, -— требует от нас товарищ Сталин. Поэтому -и-з каж­ дого боевого -вылета необходимо брать все полезное. Боевые поле­ ты также дают новые навыки. И неправильно думают некоторые молодые летчики, будто эти навы­ ки приобретаются только -в учеб­ ных полетах. Чтобы стать .масте­ ром своего дела,, нужно каждый боевой полет проанализировать и огобірать из него все лучшее для себя, учитывать недостатки. Взятое все вместе—боевые и учебные полеты, подготовка на земле, командирская учеба дают хорошие плоды. Настойчивая уче­ ба, отличные звания делают лет­ чика уверенным в себе, настойчи­ вым, напористым и в то же время дают возможность выполнять от­ лично задачи. Приведу примеры из своей праік. тики. 2 февраля 1-944 года мне была поставлена задача «а разведку. После взлета взял курс на Одессу. Погода была хорошая. Облачность 8—4 балла, высота 5.000 м. Порт просматривал на высоте 1.000 — 1.500 м. Внезапно стрелок-радист докла­ дывает: «Товарищ командир свер­ ху, справа, нас атаковывают '«M e109». Увидев истребителей, шедших на сближение со мной, я быстро раз­ ворачиваюсь влево, даю газ, хочу набрать скорость, но увы! В этот момент левый мотор обрезает, са­ молет скорости не набирает. Истребители нагоняют. Штурман Мантров кричит: «Давай ско­ рость». Стрелки ведут огонь. На­ правляю самолет ,в море, кое-как набираю скорость, прижимаюсь к воде и ухожу на свою территорию. Через некоторое время радисты докладывают: «Истребители от- стали и пошли обратно». Мы уже находились у своим берегов. 'Несмотря на то, что мотор -ра­ ботал с перебоями, я все же решил задачу выполнить и ®зял курс на Судии. Весь маршрут мотор обре­ зал, лететь было неприятно, но я настойчиво шел дальше. Этот полет мне доказал, что на­ стойчивость и уверенность в вы­ полнении задания даются знания, ми, накопленными за время боев. 9 января 1944 года был произ­ веден торпедный удар по тран­ спортам противника на переходе Ак-ІМечеть—Одесса. Торпедиро­ вать в Черном море лучше, чем в фиордаіх Баренцова, потому что (гам просторнее и выбор направле­ ния удара свободнее. На торпед­ ный удар вышли звеном. На море была слабая дымка. Солнце ярко ■светило. Внезапно обнаружили си­ луэты кораблей. іКонвой был не­ большой—-12 единиц, среди .них»—2 транспорта. Ведущий капитан Смирнов принял решение зайти со стороны солнца. Поэтому при­ шлось уйти мористее на другую сторону конвоя. іВ атаку поіііяи фронтом. Каж­ дый выбрал себе цель. На мою до­ лю выпала самоходная баржа вода, измещекием 800 тонн. Она сидела очень низко, была загружена наво­ рованным добром и спасавшими свою шкуру немецкими солдатами. Сбросил торпеду. 'Как только вы^ шел -из атаки, -радист Успенский доложил: «баржа взорвалась». Я развернулся, набрал высоту и сфотографировал тонущую баржу. Вывод из этой атаки таков: пра­ вильный івыбор направления удара обеспечил успех операции. Обста­ новку нужно оценивать на месте и быстро принимать решение. Точное бомбометание или торпе­ дирование является всегда след-I отвием упорной учебы -и хорошей j подготовки на земле. Это — ре- j зульгагг выполнения требований товарища Сталина о том, чтобы со­ ветские івоины «изо дня в день со­ вершенствовали свою боевую вы­ учку, чтобы все командиры -и бой­ цы Красной Армии изучали опыт войны, учились воевать так, как этого требует дело победы». Любой приказ командира — есть приказ Родины, приказ совет­ ского народа. Поэтому его нуж­ но выполнять) точно, и срок. Кто точно выполняет приказ коман­ дира, тот приближает час победы над врагом. Товарищ Сталин тре­ бует от всех боііщов, в. том числе и от летчиков «точно вы-полнять приказы командиров, требования уставов и наставлений, свято блю­ сти дисциплину,, соблюдать орга­ низованность и порядок». От организованности экипажа зависит выполнение боевого прика­ за. Лишь высокая организован­ ность обеспечивает успех в бою. 14 октября 1944 года я произ­ вел торпедный удар по конвою противника. Мне была поставлена задача—нанести удар по конвою противника без прикрытия, так как конвой находился в дальнем фи­ орде. Я еще на земле знал, что атака будет нелегкая, потому что со -мной должны были итти моло­ дые летчики. После получения задания я со­ брал экипажи и подробно- прорабо­ тал его. Все экипажи с большим желанием шли на выполнение зада­ ния. Я чувствовал, что сердца лет. чиков преисполнены решимостью :во что бы то ни стало поразить ера. га. Мне надо было только суметь передать им хладнокровие и трез­ вый расчет и :воздухе. Я приказал без моего сигнала торпеды несбра. сываіть. Пять торпедоносцев вышли в открытое море. Погода была не­ благоприятная по всему .маршру ту и я районе цели: облачность 10 баллов, высота 100—300 метров, местами осадки, сильная дымка. Вражеский конвой обнаружил у мыса Нордкап. В голове и конце конвоя шли миноносцы, а сторо­ жевики, тральщики и катера об. разовали со стороны моря прочный барьер вокруг транспортов. При­ жимаясь к воде, я стал развора­ чивать группу на конвой. Даю команду ведомым: «Выходим в атаку фронтом». Внезапность по­ явления « выхода в атаку поме­ шала фашистским зенитчикам за­ благовременно открыть огонь. Он быіл открыт лишь с трех километ­ ров. Фашисты стреляли с неистов­ ством отчаяния. Расстояние уменьшалось. Пере­ валиваю первый барьер. В это время вражеский снаряд прямым попада­ нием угодил в правый консольный бак моей машины. «Загорелась пра-. вая плоскость»,—доложил радист. Я стал сбивать пламя. Однако дым с огнем все больше наполнял ка­ бину. Дистанция до сбрасывания была велика-. «Сбрасывать рано!»1— передал я ведомым. Наконец, ди­ станция достигнута. Дано команду «Залп!». Пять торпед пошли в цель. -'Конвой прикрывали два самоле­ та «Гамбург-г138». При выходе из атаки они встретили нас огнем. Я развернулся н-а одного из них, и он отошел в сторону. В это время я заметил большие взрывы, чер­ ный дым и пламя и решил зафикси­ ровать на пленку результат нане­ сенного удара. Пришлось, еще три раза пройти через конвой. Когда вернулся на аэродром н осмотрел свой самолет, то понял, откуда был дым в кабине. Оказы­ вается, второй снаряд разорвался позади меня в кабине, и только бронеспинка выручила меня, а лод. ка «ЛОС-З» -и металл перекрытия гаргрота сгорели от разорвавшего­ ся снаряда. 'В результате удара мы потопили 2 транспорта водоизмещением :‘10.000 тонн и 4,000 тонн, сторо­ жевой корабль и тральщик. В октябре 1944 года наша груп­ па наносила торпедный удар по конвою противника в. районе Экке­ ре. После получения задания со­ брал экипажи и с ними проработал весь, полет до цели, установил действия каждого экипажа но время атаки. Все летчики участво­ вали а торпедной атаке первый раіз. Поэтому много внимания уделял подготовке удара.. На земле при­ шлось рассказать все до мелочей. Приказал в воздухе выполнять все мои указания по радио и без шей команды торпеды не сбрасывать. День клонился к .вечеру. Над морем стояла сильная дымка,. Ве^ сти самолет было трудно. Полет происходил на высоте 50 метров. Вошли в Варантер-фиорд, взяли курс на Эккере. Конвой обнаружил на -рейде. Дал команду развернуться фрон­ том. «Идем в атаку!». На расстоя­ ния 5 клм. фашисты открыли ура­ ганный огонь. Дистанция сокра­ щается. Предупреждаю: «Сбрасы­ вать рано!». В это время у некоторых моло­ дых! летчиков ііге выдержали нервы. Летчик Заводчиков сбро­ сил торпеду за 1,5 — 2 клм. и неграмотным маневром стал раз­ бора.ч-иваться над караваном с большим креном, и его подбили, -а летчик Мацаев стал метаться из пеленга в пеленг, с неправильным -маневром стал набирать высоту и. стал жертвой зенитного огня. Дистанция уже 600—800 -м. Даю команду «Залп!». Сбросил торпе­ ду. Прошел конвой. По мне от­ крыли огонь с береговых батарей. Обстреливаю береговую батарею. Выскакиваю на берег. Скрываюсь за сапками. При развороте видел сильный взрыв транспорта, кото­ рый я торпедировал. Результат удара’: потоплен один транспорт и один СКР. Из этих двух ударов -можно еде. лать такой вывод: успех приносит дерзость, выдержка, организован­ ность, дисциплина. Летчики вы­ полнили приказ командира в воз­ духе, тщательно подготовившись на земле,, где было разработано все до мелочей — завоевана победа. Летчики не выполнили приказ — мы понесли потери, которых могло ■не быть. При любой операций в бою -нуж­ но точна выполнять все приказы командира, повышать организован­ ность в бою. 'Ведущий должен знать, -с кем идет >вбой, как и кого нужно готовить к бою. Книга -товарища Сталина «О Великой- Отечественной войне Со­ ветского Союза-» является программой борьбы за окончательный разгром ■немецко-фашистскии захватчиков. Книга товарища Сталина— могучее оружие победы. Она дала-мне. возможность, как и миллионам советских воинов, глубоко пон.ять обязанности перед Родиной. Вы­ ступления товарища Сталина воодушевляют меня на борьбу с -врагом и заставили совершенствовать боевое мастерство. Со сталинскими словами в сердце я всегда летая в бой. Эти муд­ рые слова полны) глубочайшей веры в нашу победу. Они .всегда при­ давали мне новые силы и бодрость. Изучая книгу товарища- Сталина, я всегда нахожу указания, что надо сделать мне, воину Военно-Воз- душных Сил Военно-Морского Флота дляі дела* нашей победы. И я стремлюсь лучше выполнить- указания вождя. Герой Советского Союза капитан И. ВОЛЫНКИН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz