Североморский летчик. 1945, март.
Штурман го О В Е Л И К О М О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н О Й В О И Н Е С О В Е Т С К О Г О С О Ю З А - за курсом и точно выдерживать ■режим полета. При подходе к этой баізѳ нас поймали прожектора. Я ОГИЗ ; f а С УДАР ТS і КН О І и3ДАТСд**?Г 3й ііе Ли Тиfes гк$и лйгг ?•**> і ЧйСК&Ат\ L IE ДАВНО в наши части поступило четвертое издание книги * "товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза». В это издание вошли все опубликованные в печати за период Отечественной войны выступления и приказы товарища Сталина. Каждый из этих документов — историческая веха на пути освободи- тельной войны советского нар-ода против немецко-фашистских за- хватчиков. Книга товарища Сталина — боевое руководство к дейст вию для каждого офицера и бойца. Это документ, вдохновляющий советских людей, советских воинов на священную борьбу с врагом до окончательной победы, мобилизующий силы народа на полный раз гром врага, указывающий пути победы. Мы печатаем записки из дневника капитана т. Волынкина, в ко торых рассказывается, как идеи большевистской партии, высказанные товарищем Сталиным, задачи и требования, предъявляемые вождем на шего народа к советским воинам, влияли на самосознание, рост и ма стерство офицера морской авиации. Выступления товарища Сталина помогли ему яснее осознать свой воинский долг перед Родиной, и за ставили его изучить свое дело в совершенстве. Они научили его нена видеть лютой ненавистью врагов нашей Родины, научили сражаться с ними храбро и самоотверженно, не щадя своей жизни,, и выйти из этой борьбы с честью — победителем. Капитан И. Т. Волынкин—автор публикуемых записок—прошел боевой путь от рядового летчика до командира подразделения. За образцовое выполнение боевых заданий, мужество и отвагу, прояв ленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, ему присвоено высокое звание Героя Советского Союза. всецело доверился приборам и крутым планированием, теряя вы соту, вышел из зоны. Затем вто рично эашел со стороны моря я выполнил задачу. .После этого полета я поставил се.бе задачу свободно летать в частности, отрабатывал лучшим маневр для атаки, умение дер жаться на боевом курсе. Эти во просы я анализировал ва разборе полетов. Так, выполняя приказы товарища Сталина, М'Ы готовились к боям. 2 . С т а т ь м а с т е р о м с в о е г о д е л а Упорная / . С л о в о С т а л и н а Выступая по радио 3 июля 1941 .года, товарищ Сталин го- воршк «Прежде всего необходи. МО, чтобы каши люди, советские люди поняли всю .глубину опасно сти, .которая угрожает нашей стра не, и отрешились от благодушия, оо" беспечности, от настроений мир ного строительства, вполне понят ных в довоенное орем», но па губных в настоящее время, когда/ война .коренным образом изменила положение». Эта слова я услышал, еще буду, «ни на Тихом океане. ОАи застави ли меня понять по другому сло жившуюся обстановку. После это го мыступления я почувствовал нею глубину опасности, нависшую над Родиной, веди не секрет, что миопию мэ маю., <в том числе и я, в первые дни войны думали о бы строй победе над врагом, полага ли, что 'Война долго не протянется. Речь товарища Сталина рассеяла эти мнения и заставила усиленно готовиться к боям. Враг в первые годы войны был силен. Его методы ведения ^вой- ,і{jjji—хиггры и коварны. Дальнейшие .выступления товарища Сталина раз’яснили сущности фашизма, его идеологию, показали лицо немец ко-фашистской армии, грабитель ские, морально-извращенные ин- ’ стинкты немецких солдат. Фашист ские правители воспитывали у солдат звериные инстинкты. 'B од ном из своих выступлений товарищ Сталин огласил .выдержку из обра щения немецкого командования. Вот к чеміу призывает немецкое командование своих солдат: «У те бя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не- остаінавливаійся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик—убивай...». Немецкие вар вары принесли неисчислимые стра дания и муки советскому народу. Где они прошла—дымились пожа. рища И лилась кровь советских людей. Но кровавый разгул гитле ровцев лиши укрепил в вас жела ние быстрее и окончательно унич тожить фашизм. Весь советский народ по призы ву 'вождя поднялся на великую Отечественную войну против не мецких захватчиков, еще теснее сплотился вокруг большевистской партии, вокруг товарища Сталина. В своих приказах товарищ Сталин наметал 'конкретные задачи летчикам-офицерам. Он призвал их изучить свое оружие в совершен стве, стать мастерами своего дела, уметь управлять боем и взаимодей ствовать >в бою, изучить тактику врага, укрепить дисциплину и ор ганизованность. Приказы товарища Сталина .воодушевили на^ борьбу за Родину, и я стал настойчиво го товиться к будущим боям. Я не сомневался, что рана ила поздно мне предстоит участвовать о боях на одном из участков обширного фронта. После одного из приказов товарища Сталина нас собрал командир эскадрильи капитан Смирнов и сказал: «Сейчас нам предстоит на деле доказать, как мы выполняем задачу, поставленную товарищем Сталиным, а .наша задана состоит в том, чтобы я кратчайший срок быть готовым к прядущим боям». ■Со сталинскими словами в серд це я стал изучать опыт войны, стал читать много брошюр и га зетных материалов, ш которых отражался боевой опыт. 'Но этого міало. Я поставил задачу перед со бой лучше овладеть своим ору жием. Слова товарища Сталина придавали мне силу и бодрость, твердую уверенность в победе. Я тогда понял одно: чтобы добиться -нобеды, надо неуклонно выполнять все приказы товарища Сталина. Еще на Тихоокеанском флоте из всех учебно-боевых полетов я ста рался взять все полезное, делал так, как подсказывал опыт Отече ственной войны. В 1942 ,г. я уча ствовал и летно-тактическом уче нии с подводными лодками. Мне была поставлена задача найти от ряд легких сил и навести на него ■подводные лодки. Мы вылетели ранним утром. Взяли курс в море. Погода стояла неблагоприятная — облачность 10 баллов, высота 400— \ 500 м., дымка. Задача была не легкая—отыскать корабли, кото рые -находились вне видимости берегов, не обнаруживая себя. Тут мне пришлось применить хитрость. Панок я производил галсами, под самой кромкой облаков. Ходили очень долго и вдруг увидели си луэты кораблей. Штурман мне до ложил: «Э.то тот самый конвой, на который мы должны навести под водные лодки». Я развернулся и пошел под облачностью парал лельным курсом и стал определять аргументы конвоя. Уточнив дан ные, мы стали наводить подлодки. Благодаря точному определению места и данных, они быстро нашли конвой и успешно «атаковали» его. С этой задачей, по оценке командования флота, мы справи. лисы отлично. В начале 1943 года мне довелось участвовать в ночном '«валете» на главную базу флота. Самолет при шлось вести только по приборам. В темную ночь, в условиях Даль него Востока, при сравнительно однообразном рельефе и отсут. ствміи характерных ориентиров, очень трудно было найти базу. Требовалась точная прокладка штурманом маршрута. Пришлось вести особенно строгий контроль Вскоре сбылась моя мечта об участии в бода против гитлеровцев. По прибытии на фронт, к моему счастью, я попал а одну из луч ших! частей. Меня познакомили со славной историей части и ее лич ным составом. Летчики были, как на подбор. Они отлично владели своим оружием, были мастерами своего дела, и я стремился, влив шись в их среду, не отстать от них я бою. Я много беседовал с капитаном Смирновым о том, как лучше освоить новую материаль ную часть и вступить в ряды фронтовиков полноценным воздуш ным бойцом. Мне хотелось с че стью сдержать слово, данное това рищам при от’езде с Тихоокеан ского флота. Так началась .новая жизнь. После освоении или, вернее, пос. ле кратного ознакомления с новой материальной частью я был на значен в подразделение майора Обухова, на один из передовых аэродромов, к своему старому со служивцу. На этом, аэродроме мне пришлось овладевать новой тех. никой уже непосредственно в бою. 22 ноября 1943 года началась моя боевая деятельность. В тот день я впервые пошел на бомбо- уда.р по конвою противника на пе реходе Одессаі— Ак-Мечеть. Бом били с высоты 400 метров. Это би ло первое боевое крещение. Нужно признаться, освоение новой техники мне не сразу уда- лось, а шло как-то медленно, со- всем не так, как хотелось. На вто ром боевом вылете я это почув ствовал. В полете машина владела мною, а не я ею. Это было 26 нояб. ря 1043 года. При возвращении с боевого задания на свой аіэродром я захожу на посадку под 90 гра дусов по отношению старта и делаю посадку с промазом на 600—500 м., выкатываюсь за кром ку рабочей полосы, на пакоту, и только случайно самолет остается невредимым. По рассказам товарищей, наблю давших с земли, им было страшно смотреть на эту посадку, так как . надежды на спасение самолета не было. Это была моя первая грубая ошибка, выразившаяся, а незнании аэродрома, неосмотрительности при заходе і(старт за время моего полета был перенесен на 90 граду сов по отношению взлета). (Коман дир полка сильно отругал меня и наложил взыскание. Через некоторое івремя он снова со «мной беседовал, дал мне ряд ценны» указаний на основе своего боевого опыта. После беседы я дал ему слово исправить ошибку. Больше всего по этому случаю со мной беседовал майор Обухов. Он разобрал причины моей неудачи и дал ряд практических советов. Я во многом обязан ему своей воин ской зрелостью. Он меня первый ввел в бой. Мне напомнили требование товарища Сталина и советского народа об овладении техникой, мастерством своего дела. Летчи. кам понятны, какие сложные чув ства стыда -и ответственности -вол новали меня. Грубое нарушение техники посадки заставило серьез но задуматься. Я стал обра щаться к своим товарищам, пере- нимать опыт, Присматриваться к каждой мелочи и брал для себя все необходимое. Проанализировав свои ошибки, стал по-настоящему изучать новую технику работа не прошла даром. Об этом говорит одна из последующих по садок. ...Шла подготовка к великому наступлению 1944 года на юге. Воздушным разведчикам было много работы. 11 января 1944 года мне поставили задачу—произвести воздушную разведку Ак-Мечеть — Севастополь — Констанца — Су. лин — Одесса — Скадовск. Эту задачу я должен был выполнить с большой точностью, ибо от нее за. висело очень многое. (Утром проверил самолет, заира, вил моторы и пошел на взлет. На высоте 100 — 150 м. над г. Скадовск стрелок-радист т. Новоженов до кладывает мне: «Товарищ коман. дир, у нас сорвала гаргрот и раз било мой фонарь». Продолжать полет невозможно. Я решил итти на.посадку. Приземлился, зарулил. Майор Обухов приказал мне вы полнаѴы задачу на другом само лете. /Вскоре я опять был над аэро дромом. Стал убирать шасси, но вижу, левая нога не убирается. Индикатор показывает, что шасси не убраны. Сколько ни бился—все осталось по-старому. Смотрю, дав. ленив :в гидросистеме показывает ноль. Решил выпустить шасси. Основные шасси выпустились, а передняя нога полностью не -вы шла. Пробую дожать ручным на сосом — ничего не -получается. Передаю по радио: «Передняя но га не выпускается. Смеси в гидро системе нет. Жду ваших указа ний».-Сам снижаюсь до высоты '10 м., прохожу над «Т». Мне да ли красную ракету и по -радии пе редали: ««Пробуйте выпустить но гу эволюциями». Приняв радиограмму, стал наби рать высоту. Набрал 200 метров. Штурман Мантров спрашивает: «Командир, как себя чувствуешь?». Я ему ответил: «Чувствую хорошо, машину посажу». Хожу сорок ми нут, действую ручным насосом — положение прежнее. Принимаю ре шение итти на крутое пикирование. Захожу под «Т», пикирую, выіхожу резко, рывком отдаю машину. За хожу еще раз. С пикирования иду на бое,вой разворот—нога не выхо дит. Проделал .несколько раз эту эволюцию, но все безрезультатно. Прошло уже полтора часа. С земли передают: «Штурману вы броситься на (парашюте, случае уверенности, ногу выбиты с козла». Советуюсь со штурманом. Посадку произвести невозможно, так как переднее ко лесо не выпущено, шасси не вориіт: «Если посадишь прыгать на стану». Я ему ответил «Машину посажу. Н-е прыгай».. Принимаю последнее рискован ное решение: ногу выбить на коз. лвх, т. е. режим ударом основными колесами о землю и уйти на второй круг. Передал: «Иду выбивать ногу козлом». Посмотрел на землю. За мной очень много наблюдает народу. На земле приготовились меня при нимать кто с чем: кто с лопатой, кто с огнетушителем. Пожарная команда и две санитарки—на ходу. Опыта,, чтобы козлом выбивать переднюю ногу на этой машине, еще .не было. В таких случаях лет. чику нужно иметь прежде всего хладнокровие и уверенность в се- X.,VM те передают, чтобы г пэотзвел левее «Т». Но зет вопрос: не сломается Делаю четвертый ■»». дебете передняя .нога, т. к. хожу на п-рямую „ -^л а гидросистеме, да и Подхожу на скорости"'! ю»ть нечем в случае промаза. подвожу очень здзко *■« чем сделать посадку, -в ряю о землю оеношщуГ* пхеобсудил все, что можно даю таз и ухожу а воі«, кгвстротить на земле. Все оо- рю—индикатор уда-раг - >'■ ІМ посадку. -Машину нилея. У меня лоязд,- ность а том, что пене»fc* этим способом явыбья* держу, «в опуская на перед- о м.-есо Скорость ГйіСйвт. ГТсг -Захожу второй раз, про:СКОЛесоопускаю очень осто. такую же маімипуляцию ж Ничего, машина бежит хо- тблько самолет со втор»:Г Начинаю тормозить аварий- подскочил в воздух, гГт.-омозом. Заруливаю, выклю- пряібора шасси показал -і|щ!05ы. Ко мне подбегают, няія нога вышла. 'Красны?Х^чѴчютс победой, благодарят ки потухли, загорелисьЖженке экипажа и машины, сирена перестала выть-;посадка дала мне уверен- шасси все в порядке, НІС 3езом силах, -ия почувство. '"'ало бодрое, экипажп-м.^-з машина полностью под- с победой. , -ьжу низко. Сажаю ее на ос- ’......- Машина бежит, — ■ *•{ го te: ямне. 3. Всшучи іат ь и развма{цу р а з в е д к у Разведка— глазая сфотографировал учиттоварищСтали.С-Г всемерноулучишьрюкьздгодекКонстанцеоблач- о ы битьвраганаведя-.,г ома 10 баллов, высота чтоэтіисловатоварища а у, Решил итти на высоте пор. заставили меня особен? отнестись к такому ва стку, боевой работа, fe чэасавые улицы летчикиимеютсмутное: лениео воздушнойs считаютеелегкимдш верно. Разведчик прев должен быть хладгая стойчіиаинаходчивалі жйвшейеяобстановке. что ему предстоит дет паже должна быть о?:, ность, твердая дикдаш ворсниость по' всем вое Я производил раж- ном море, относился s бовью и всегда стара®* выполнять задания нох 23 іянваря 1944 воздушную разведку^ м-уникаций .против®*3 ту Ак-Мечеть1—Се* Констанца — Сулим- Скадовск. Полови») прошел хорошо: у., просмотреть отрывшимся порт, Я ув- ■видом горо- большие до- Вдругстрелокрадист Новоже докладывает: «Товарищ коман- слэазана одной высоте, ва і цельных курсах, расстояние *, идет истребитель протнв- <Ме-10Ѳ», Быстро переяо- №ляд вправо и вижу немецг построить сівюй плшам рюлет. На самолете различил каждом от-резке вреим itayиномер— 22. Немец уви- .......*‘Т:'ІЯ-Рисковать больше иель- требителъ противника пошел ■**1 этаку. Но было поздно: ибыстро вошел в облач- № некоторое -время штурман 03 говорит: «Доверни влево ’’-аусов», я довораічиваю и минуты. Стал пробивать |тъ. Вышел из облаков и увидел истребите!л-ь который пошел на ме- скрылся в облачность и 3:,еі* до м. Георгиевский іПробиваю облачность. Слева дале. ко «зМе-і109». Радисты доложили, что истребитель пошел на Кон станцу. Я спокойно повернул «а Сушин. -У самого румынского пор та, слева, на -меня снова1 вышел «Ме-і109». Расстояние было около 5 км. Даю немного газ и иду в го ризонтальном полете, все время слежу за ним. Он а первое время шел на сближение, а потом стал отставать и вернулся н,а Сулин. Взял курс на Одессу. Погода была ясная. Договариваюсь со штурміаном сфотографировать го род и порт на высоте 1.000 м. Он не советует: «Нет облачности, мо гут поймать истребители!». «Будут истребители—не станем фоіголра. фироватъ»,, — ответил я. Договори лись фотографировать на высоте 1.000 м. Заходим с м. Б. Фонтан. Ско- рость держу равную. Зенитная артиллерия Дала по мне первый залп. -Прибавляю скорость. Плано вый аппарат работает, воздушный стрелок перспективным аппаратом фотографирует в люк. По -мне от крыли ураганный огонь. Разрывы ложились сзади, с боков, но боль ше справа,. Они упреждают мой -разворот. -Выхожу из зенитного ог. ня. Позади остались густые -разры. вы. Увеличиваю скорость, выхожу в море: по курсу на Скадовск. 'Фотоснимки получились отлич. ньіе. Из этого полета делаю вы вод, что при малейшем ослаблении внимания или увлечении одним, за бывая другое, и при неорганизо ванности экипажа, мог бы полу читься неблагоприятный исход. Вот еще один характерный при мер воздушной разведки,. 4 февра ля 1944 года я вышел на аоздуш-! кую разведку коммуникаций и портов противника. Принимаю ре шение сфотографировать Ак-Ме. четь на -высоте 400 м. Облачности «е быіло. Подходя к порту, я уви дел истребителей противника: две пары ведут барраж. Одна пара «а высоте 1.500 м., вторая на высоте 2.500—3.000 м. іВсе же решаю фо тографировать. У порта с бреющего даю горку до 400 м. Экипаж наблюдает за воздухом. Вскоре стрелок-радист Новожеиов докладывает: «Слева, сверху, нас атаковывают, два «ФВ- 190», —- и сам открыл огонь по противнику.. Набираю скорость и ухожу в море. Слышу радист до кладывает: «Истребители отста. ли». Решил вторично вернуться в Ак-іМечеть. Развернулся, и 'с дру гой стороны подхожу к порту. Все 4 самолета пошли в атаку. Увидя их, я быстро отвалил а мо ре. Истребители гнали нас а море до невидимости берегов. Я все же решил перехитрить противника. Обошел морем мыс Т-архаикут и вышел на сушу. Решил фотогра фировать с прямой, на повышенной скорости, что и удалось сделать. Благодаря настойчивости порт был сфотографирован на высоте 400 метров. Из этого полета я сделал вы вод, что при хорошей организован, «ости и договоренности в экипаже задачу выполнить можно, хотя и в трудных условиях. Так я 'выпол нил требование товарища Сталина -об улучшении разведки. 5 . Т о ч н о в ы п о л н я т ь п р и к а з ы к о м а н д и р о в , п о в ы ш а т ь о р г а н и з о в а н н о с т ь в б о ю 4 . С о в е р ш е н с т в о в а т ь б о е в о е м а с т е р с т в о 'Чтобы быть мастером своего дела, нужно всегда совершен ствоваться, -— требует от нас товарищ Сталин. Поэтому -и-з каж дого боевого -вылета необходимо брать все полезное. Боевые поле ты также дают новые навыки. И неправильно думают некоторые молодые летчики, будто эти навы ки приобретаются только -в учеб ных полетах. Чтобы стать .масте ром своего дела,, нужно каждый боевой полет проанализировать и огобірать из него все лучшее для себя, учитывать недостатки. Взятое все вместе—боевые и учебные полеты, подготовка на земле, командирская учеба дают хорошие плоды. Настойчивая уче ба, отличные звания делают лет чика уверенным в себе, настойчи вым, напористым и в то же время дают возможность выполнять от лично задачи. Приведу примеры из своей праік. тики. 2 февраля 1-944 года мне была поставлена задача «а разведку. После взлета взял курс на Одессу. Погода была хорошая. Облачность 8—4 балла, высота 5.000 м. Порт просматривал на высоте 1.000 — 1.500 м. Внезапно стрелок-радист докла дывает: «Товарищ командир свер ху, справа, нас атаковывают '«M e109». Увидев истребителей, шедших на сближение со мной, я быстро раз ворачиваюсь влево, даю газ, хочу набрать скорость, но увы! В этот момент левый мотор обрезает, са молет скорости не набирает. Истребители нагоняют. Штурман Мантров кричит: «Давай ско рость». Стрелки ведут огонь. На правляю самолет ,в море, кое-как набираю скорость, прижимаюсь к воде и ухожу на свою территорию. Через некоторое время радисты докладывают: «Истребители от- стали и пошли обратно». Мы уже находились у своим берегов. 'Несмотря на то, что мотор -ра ботал с перебоями, я все же решил задачу выполнить и ®зял курс на Судии. Весь маршрут мотор обре зал, лететь было неприятно, но я настойчиво шел дальше. Этот полет мне доказал, что на стойчивость и уверенность в вы полнении задания даются знания, ми, накопленными за время боев. 9 января 1944 года был произ веден торпедный удар по тран спортам противника на переходе Ак-ІМечеть—Одесса. Торпедиро вать в Черном море лучше, чем в фиордаіх Баренцова, потому что (гам просторнее и выбор направле ния удара свободнее. На торпед ный удар вышли звеном. На море была слабая дымка. Солнце ярко ■светило. Внезапно обнаружили си луэты кораблей. іКонвой был не большой—-12 единиц, среди .них»—2 транспорта. Ведущий капитан Смирнов принял решение зайти со стороны солнца. Поэтому при шлось уйти мористее на другую сторону конвоя. іВ атаку поіііяи фронтом. Каж дый выбрал себе цель. На мою до лю выпала самоходная баржа вода, измещекием 800 тонн. Она сидела очень низко, была загружена наво рованным добром и спасавшими свою шкуру немецкими солдатами. Сбросил торпеду. 'Как только вы^ шел -из атаки, -радист Успенский доложил: «баржа взорвалась». Я развернулся, набрал высоту и сфотографировал тонущую баржу. Вывод из этой атаки таков: пра вильный івыбор направления удара обеспечил успех операции. Обста новку нужно оценивать на месте и быстро принимать решение. Точное бомбометание или торпе дирование является всегда след-I отвием упорной учебы -и хорошей j подготовки на земле. Это — ре- j зульгагг выполнения требований товарища Сталина о том, чтобы со ветские івоины «изо дня в день со вершенствовали свою боевую вы учку, чтобы все командиры -и бой цы Красной Армии изучали опыт войны, учились воевать так, как этого требует дело победы». Любой приказ командира — есть приказ Родины, приказ совет ского народа. Поэтому его нуж но выполнять) точно, и срок. Кто точно выполняет приказ коман дира, тот приближает час победы над врагом. Товарищ Сталин тре бует от всех боііщов, в. том числе и от летчиков «точно вы-полнять приказы командиров, требования уставов и наставлений, свято блю сти дисциплину,, соблюдать орга низованность и порядок». От организованности экипажа зависит выполнение боевого прика за. Лишь высокая организован ность обеспечивает успех в бою. 14 октября 1944 года я произ вел торпедный удар по конвою противника. Мне была поставлена задача—нанести удар по конвою противника без прикрытия, так как конвой находился в дальнем фи орде. Я еще на земле знал, что атака будет нелегкая, потому что со -мной должны были итти моло дые летчики. После получения задания я со брал экипажи и подробно- прорабо тал его. Все экипажи с большим желанием шли на выполнение зада ния. Я чувствовал, что сердца лет. чиков преисполнены решимостью :во что бы то ни стало поразить ера. га. Мне надо было только суметь передать им хладнокровие и трез вый расчет и :воздухе. Я приказал без моего сигнала торпеды несбра. сываіть. Пять торпедоносцев вышли в открытое море. Погода была не благоприятная по всему .маршру ту и я районе цели: облачность 10 баллов, высота 100—300 метров, местами осадки, сильная дымка. Вражеский конвой обнаружил у мыса Нордкап. В голове и конце конвоя шли миноносцы, а сторо жевики, тральщики и катера об. разовали со стороны моря прочный барьер вокруг транспортов. При жимаясь к воде, я стал развора чивать группу на конвой. Даю команду ведомым: «Выходим в атаку фронтом». Внезапность по явления « выхода в атаку поме шала фашистским зенитчикам за благовременно открыть огонь. Он быіл открыт лишь с трех километ ров. Фашисты стреляли с неистов ством отчаяния. Расстояние уменьшалось. Пере валиваю первый барьер. В это время вражеский снаряд прямым попада нием угодил в правый консольный бак моей машины. «Загорелась пра-. вая плоскость»,—доложил радист. Я стал сбивать пламя. Однако дым с огнем все больше наполнял ка бину. Дистанция до сбрасывания была велика-. «Сбрасывать рано!»1— передал я ведомым. Наконец, ди станция достигнута. Дано команду «Залп!». Пять торпед пошли в цель. -'Конвой прикрывали два самоле та «Гамбург-г138». При выходе из атаки они встретили нас огнем. Я развернулся н-а одного из них, и он отошел в сторону. В это время я заметил большие взрывы, чер ный дым и пламя и решил зафикси ровать на пленку результат нане сенного удара. Пришлось, еще три раза пройти через конвой. Когда вернулся на аэродром н осмотрел свой самолет, то понял, откуда был дым в кабине. Оказы вается, второй снаряд разорвался позади меня в кабине, и только бронеспинка выручила меня, а лод. ка «ЛОС-З» -и металл перекрытия гаргрота сгорели от разорвавшего ся снаряда. 'В результате удара мы потопили 2 транспорта водоизмещением :‘10.000 тонн и 4,000 тонн, сторо жевой корабль и тральщик. В октябре 1944 года наша груп па наносила торпедный удар по конвою противника в. районе Экке ре. После получения задания со брал экипажи и с ними проработал весь, полет до цели, установил действия каждого экипажа но время атаки. Все летчики участво вали а торпедной атаке первый раіз. Поэтому много внимания уделял подготовке удара.. На земле при шлось рассказать все до мелочей. Приказал в воздухе выполнять все мои указания по радио и без шей команды торпеды не сбрасывать. День клонился к .вечеру. Над морем стояла сильная дымка,. Ве^ сти самолет было трудно. Полет происходил на высоте 50 метров. Вошли в Варантер-фиорд, взяли курс на Эккере. Конвой обнаружил на -рейде. Дал команду развернуться фрон том. «Идем в атаку!». На расстоя ния 5 клм. фашисты открыли ура ганный огонь. Дистанция сокра щается. Предупреждаю: «Сбрасы вать рано!». В это время у некоторых моло дых! летчиков ііге выдержали нервы. Летчик Заводчиков сбро сил торпеду за 1,5 — 2 клм. и неграмотным маневром стал раз бора.ч-иваться над караваном с большим креном, и его подбили, -а летчик Мацаев стал метаться из пеленга в пеленг, с неправильным -маневром стал набирать высоту и. стал жертвой зенитного огня. Дистанция уже 600—800 -м. Даю команду «Залп!». Сбросил торпе ду. Прошел конвой. По мне от крыли огонь с береговых батарей. Обстреливаю береговую батарею. Выскакиваю на берег. Скрываюсь за сапками. При развороте видел сильный взрыв транспорта, кото рый я торпедировал. Результат удара’: потоплен один транспорт и один СКР. Из этих двух ударов -можно еде. лать такой вывод: успех приносит дерзость, выдержка, организован ность, дисциплина. Летчики вы полнили приказ командира в воз духе, тщательно подготовившись на земле,, где было разработано все до мелочей — завоевана победа. Летчики не выполнили приказ — мы понесли потери, которых могло ■не быть. При любой операций в бою -нуж но точна выполнять все приказы командира, повышать организован ность в бою. 'Ведущий должен знать, -с кем идет >вбой, как и кого нужно готовить к бою. Книга -товарища Сталина «О Великой- Отечественной войне Со ветского Союза-» является программой борьбы за окончательный разгром ■немецко-фашистскии захватчиков. Книга товарища Сталина— могучее оружие победы. Она дала-мне. возможность, как и миллионам советских воинов, глубоко пон.ять обязанности перед Родиной. Вы ступления товарища Сталина воодушевляют меня на борьбу с -врагом и заставили совершенствовать боевое мастерство. Со сталинскими словами в сердце я всегда летая в бой. Эти муд рые слова полны) глубочайшей веры в нашу победу. Они .всегда при давали мне новые силы и бодрость. Изучая книгу товарища- Сталина, я всегда нахожу указания, что надо сделать мне, воину Военно-Воз- душных Сил Военно-Морского Флота дляі дела* нашей победы. И я стремлюсь лучше выполнить- указания вождя. Герой Советского Союза капитан И. ВОЛЫНКИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz