Североморский летчик. 1945, март.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Как положить бомбы Т О Ч Н О В I I P Л Капитан Ц С і І І Ь * к П Е й С А Х О В И Ч ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ БОМБОМЕТАНИИ С ПЛАНИРОВАНИЯ С САМОЛЕТА „Илыошин -2“ 22 марта 1945 г., № ( 4 4 9 ^ Наиболее распространенным и надежным способом прицеливания Т![>и бомбометаниии с планирования с самолета «Ил-Й# является прице. лишние с постаяиным углом упреждения -п0 градусов, что соот ветствует визированию чеі|>ез обрез капота мотора. Этот способ .прост и обеспечивает (наблюдение за целью до момента бросании бомбы, Он рассчитан для определенны* условий высоты, скорости и угла планирования и. естественно, дает желаемы1# результат только при выдерживании этих расчетных ве личин. Попытка пользования по добным способом без корректив, в условиях, отличных от грасчетных, неизменно приводит к ошибкам. Разберем наиболее характерные ИЗ НИХ;. ОШИБКИ ИЗ-ЗА НЕВЫДЕРЖИВАНИЯ РАСЧЕТНОЙ ВЫСОТЫ СБРАСЫВАНИЯ БОМБЫ И РАСЧЕТНОЙ СКОРОСТИ С увеличением высоты сбрасыва ния увеличиваются угол упрежде, гая и линейное упреждение. Это наглядно .видно из схемы № 1. Если мы будем бомбить с по- стони,иалм углом упреждения19 гра. дуоли» (целипля чеі|>с:і. капот мото ■р.'»), но с іікысотьв большей, чем рае четная, получится недолет. Для того, чтобы лопасть о -цель, необ ходимо мздть большее линейное упреждение, т, е. вынести точку прицеливания вперед. 'Подтвердим ото примером. Высот:» бросания600 імет.роа, угол упреждения 9 граду сов. Точка прицеливания по отно шению к точке прицеливания/ при .высоте сбрасывания в 400 метров выносится вперед на 120 метров. Таким образом, при бомбометании по крупному транспорту необходи мо целиться в дальнюю точку це ли ((нос «ли корму). Насколько это важно, говорит следующий пример. Летчики Н-ской части были оттре. ишроваіны и бомбометании с высот бросания 400 — 450 метров и- весь ма успешно бомбили по кораблям противника. іКогда же была, по ставлена задача, нанести удаір по немецким кораблям в фиорде с вы. сокимм крутыми беретами, что по требовало сбрасывания бомб на больших высотах (600—700 метров), некоторые летчики, целясь так же, как и при бомбометании с 400— 450 м., в цель не попадали) — в си. •л-у укя&ашш ©ыше причин полу чались недолеты. Если при прочих равных усло виях в момент сбрасывания увели чивается скорость самолета по о т ношению ,к 'расчетной, —- будет пе. релет бомбы. Это происходит от того, что при увеличении скорости кривизна траектории бомбы умень. шается и увеличивается ее относ. Для того, чтобы исправить ошиб. ку, вызываемую увеличением ско рости самолета в момент сбрасыва ния бомбы, необходимо уменьшить линейное упреждение. Практически для высот сбрасы вания 400—800 метров и скорости 400—430 км. в час можно пользо ваться следующим приближенным правилом': на сколько километров в час увеличилась скорость самолета против расчетной, настолько мет ров взять меньшее линейное упреждение. Например: при высоте сбрасыва ния 600 метров скорость самолета увеличилась с 400 км. до 430 км. Линейное упреждение — 266 мет ров, взятоо из таблицы для скоро сти 400 мм., уменьшится як 30 м. и будет равно 236 метрам. ОШИБКИ ИЗ-ЗА НЕВЫДЕРЖИ 8АНИЯ УГЛА ПЛАНИРОВАНИЯ бомбометание с прицеливанием через капот мотора рассчитано на угол планирования в 30 -градусов. При этом угле оно дает желаемый ■результат. Если же бомбить с большим или меньшим углом пла нирования, не делая поправок в вы. носе точки прицеливания, будут получаться ошибки, причемі при у г ле большем, че:м 'расчетный — пе релет, при меньшем — недолет. На схеме, № 2 показана одна из характерных ошибок. Некоторые летчики при запоздалом ©воде в планирование пытаются исправить положение увеличением угла пла нирования без изменения места точки прицеливания я, как правиь ло. получается у них перелет бом^ бы. Причины перелета следующие: при увеличения угла планирования увеличивается «анальная скорость бомбы, и вектор начальной скоро сти бомбы бывает уже направлен ближе к вектору скорости самоле та {практически к направлению оси самолета), кривизна траектории уменьшается. ®се это вызывает уменьшение линейного упреждения «Ф» и угла упреждения. В случае бомбометания с постоянным углом упреждения, равным 9 градусов, но с большим углом планирования, необходимо целиться в ближай шую точку цел». О порядке величин изменения места точки прицеливании .можно судить по данным из приводимой ниже таблицы (величины «Ф» взя ты для постоянного угла упрежде. яия, при скорости самолета в м о мент бросания 430 км. в час. Таб лица величин «,Ф» берется в мет- рахі).: Высота бросания 400 500 600 800 Угол планирования 30 градусов Угол планирования 40 градусов Угол планирования 50 г р аду со в 109 160 236 328 104 150 200 312 59 85 114 182 Н А С Т О Й Ч И В О О В Л А Д Е В А Т Ь Т Е О Р И Е Й Б О Л Ь Ш Е В И З М А При бомбометании с постоянным углом упреждения следует посту пать следующим образом: видя, что угол планирования больше расчетного, точку прицеливания переносить к ближней кромке це ли,. Практически, бомбя па кораб. лям с кормы, лучше целиться в корму. Праи этой же атаке по к о раблю, имеющему ход 10 узлов, ошибка от увеличения угла плани рования и» 10 градусов компенси руется перемещением корабля, сл е довательно, целиться здесь надо как по неподвижной цели. При уменьшении угла планирования бу. д ет недолет бомбы. Чтобы избе жать его, рекомендуется целиться в дальнюю точку корабля (цели). Эти правила дала боевая прак тика. Они добыты в боях лучшими нашими летчиками, и для молодежи должны быть непреложным зако ном. ОШИБКИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ НЕДОСТАТКАМИ В ПИЛОТИРОВАНИИ Здесь следует указать на две наиболее характерные ошибки. Иногда летчик, заходя на цель, незаметно для себя, придает само лету крен или скольжение. Это всегда вызывает ошибки ‘9 «боко. вом отношении». Ошибки при кре не вызываются действиями на бом бу—а момент ее отрыва — центро бежной силы. Левый крен вызывает уклонение бомбы Ьправо, правый— влево. Скольжение самолета изме. няет траекторию полета бомбы, делаіЯ ее кривой двоякой кривиз ны.. Бомба будет иметь боковое уклонение в сторону скольжения. Эти ошибки значительны и иногда достигают величины 50 — 70 м. Поэтому при заходе на цель следует избегать крена и скольже,- «ия. Сейчас, во время тренировочных полетов и при подготовке к ним, летчики должны не механически усваивать приемы бомбометания, а стараться .глубока понять все яв- ления, связанные с выполнением прицельного бомбомета,ния. Гра мотный летчик всегда может и с. пользовать те факторы, о которых мы- .говорили выше, для улучшения качества бомбометания. Напри мер, с кольжением компенс иров ать ошибку а боковой наводке и т. д. Правильно понимая это, молодые штурмовики тт. Юрьев, Левин и Ястребов настойчиво изучают теорию бомбометания, д о мелочей разбирают вопросы, связанные с ним. Такое отношение к освоению бомбометания дает этим летчикам возможность отлично выполнять все задания по учебному бомбоме танию. Коммунисты Н -екого соединения в бояіх с немецко-фашистскими за- [ вопросом о ход е хватчикаіми были подлинными в о - ' Жаками масс, .личным примером ув лекали их в бою. Сознание величия выпавшей на их долю о свободи тельной миссии и горяча,я любовь к Р один е лежали в основе ихі п од вигов. Идейно закаленные, они смело шли, навстречу опасности и б ез .страха смотрели смерти в лицо. Идеи Ленина — Сталина вдохновляли их в борьбе. Работа, проделанная партийными организа. циями соединения по идейному •воспитанию членов и кандидатов партии, принесла свои плоды,. В том, что соединение стало красно знаменным,—немалая заслуга ком'- мунистов и партийных организа ций. Собрание партийного актива с о е динения, состоявшееся иа-днях, подвела итоги работы, по идейному воспитанша коммунистов и, в с в е те требований приказа № 5 товарища Сталина, наметило даль нейшие задачи парторганизаций в этой области. — Чем сл ожнее обстановка., — сказал в докладе гвардии подпол ковник т. Проняков, — тем острее стоит перед коммунистами задача идеологической работы, идейного вое питания. Морально -политиче. ский разгром фашизма только тог да может, быть дов еден до полного конца, когда наши партийные к а д ры б у д у т по-настоящему идейно закалены. Не случайно внимание партн,ино го актива было приковано на с о брании к политическому самообра зованию коммунистов. Самостоя тельная іработа над усвоением основ, марксизма-ленинизма, над изучением истории партии и книги товарища Сталина «О великой Отечественной войне Советского Союза» —• главное в идейном вос питании кадров. Докладчик и. вы ступающие показали это на целом ряде примеров. 'Коммунис тьв-единонач а,льнига т т, Диденко и Коломиец всегда о т личались большевистской заботой о своем теоретическом уровне. Они понимают, что нельзя руководить, не будучи .вооруженным маркси стско-ленинской теорией. Оба они .много читают, изучают историю партия. Личным примером, у б ед и тельным доводом они воспитывают г. офицерам и сержантах любовь к книге, к теории,, прививают им вкус к политическому самообразованию и расширению общ его кругозора. Летчик т, Савчук привык система тически работать над собой, любит книгу и гаізету, которые стали по стоянными его спутниками,, друзья ми и советчиками. Все новое, что расширяет кругозор, пополняет знания — интересует т. Савчук. Таких коммунистов в соединении много. Они политически растут с помощью партийных организа ций, под их руководством и конт ролем. Когда в сафоновском полку появилось 'несколько «всезнаек», заявивших, что они уж е глубоко изучили книгу товарища Сталина, парторганизация проверила, так ли это. Оказалось, что, конечно, не так, что хвастливые, несерьезные заявления этих коммунистов есть ничто иное, как попытка прикрыть несерьезное отношение к своему теоретическому росту. Было со зв а но открытое партийное собраний с изучения книга товарища Сталина. Собрание ра зоблачило «всезнаек» и показало всем остальным, как настойчиво и много н адо работать коммунистам чтобы понять всю глубину сталин ских! документов. Партийное бюро, г д е т. Боженко, ■ организовало лекции, консульта! ции и беседы для коммунистов, из учающих ма ркеистс ко -лениінскую теорию. Такая организация воспитания партийных кадров, бесспорно, спо собствовала их идейному росту. Н о теоретическое вооружение ком. муяистов было бы ещ е более ус пешным, если бы своевременно бы ли вскрыты и устранены недостат ки. О 'них много и остро 'говорили на собрании партийного актива. Наиболее значительный недоста.. ток —• наличие в парторганизациях коммунистов, которые яе пони мают, какое громадное значение имеет идейная вооруженность. Нельзя терпеть такое положение, когда т. Шипов, например, теоре тически на растет и вследствие своей теоретической отсталости допускает серьезны е ошибки в практической работе. Н е работают над собой тт. Родионов м Шелко- пляе. П осл едний недавно не смог ответить д аж е иаі вопрос о том, по.. чему Д ень Красной Армии отме чается 23 ф&враля. Особенно резко, критиковали на собрании партийно, го актива т. Омельченко. Теорети ческая era отсталость вылилась в безыдейные выступления на партийных собраниях. Однако, как справедливо указал актив, партийные организация не ставят с необходимой остротой и решителъ. гюсгыо вопрос о невеж дах. Выступивший на собрании т. Се мени хин показал на примерах, как в парторганизации; которой руко водил т. Козин, иіз-за невнимания к идейноміу воспитанию руководя щих коммунистов, проглядели серьезные ошибки. — .Значительный рост парторга' иизаций за время войны.,—сказал в заключение т . Семенихжн,—обязы вает партийных руководителей и партийный актив больш е заботить ся о политическом воспитании мо лодых коммунистов. Б ороться с недостатками а политическом са- мообраізования коммунистов, реши тельно бороться за высокую куль туру офицерских кадров, за лич-. чую примерность активистов з овладении теорией большевизма — первоочередная наша задача. На собрании партийного актива выступили тт. Ускоів, Боженко, Томашевский, Турчанинов. Джиги- 'рей, Савчук, Степанов и другие Они подвергли критике невежд и пред’явнли ряд требований к ра ботникам политотдела., указав по следним на их оторванность от от даленных частей. В заключение на собрании вы ступил генерал-майор авиации т. Александров., остановившийся на ближайших задачах п а р т и й н ы х организаций соединения .в области идео логи чес кой работы. Собрание приняло ірешение, в котором намечены практические мероприятия по улучшению идеи- но-теоретического воспитания ком мунистов. Капитан А. ЧЕРНЯЕВ. Летчики-штурмовики осваивают ночные полеты Летчики Героя Советского Союза, і майора Синицына в боях с врагом j показали пример смелости и уме ния. Несколько десятков немецких кораблей потопили штурмовики этого подразделения а северных норвежских портах и о водах Ба ре нцоаа моря. Среди летчиков вы- іюсля такие умелые воздушные воины, как Суроаов, Смородин, Мельченко. Сейчас штурмовики этого под разделения настойчиво осваивают ночные полеты. Летать ночью на «Ильюшиных» — не легкое дело. Понимая это, штурмовики тща тельно отрабатывают полеты. Учеба проходит на салвдете .мщ «По-!2». Практически летчики ста раются максимально приблизить эту учебу к боевой обстановке, к полетам на «Ил-'2». Быстро и о со бенно хороша освоили ночные по леты на «Поликарпове» лейтенант Насурлаев, младший лейтенант Шлютов и т. Рябов. К. ИВАНОВ. Северный флот. Б еседа на корабле. Фото С. Шнмайского-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz