Североморский летчик. 1945, март.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Как положить бомбы Т О Ч Н О В I I P Л Капитан Ц С і І І Ь * к П Е й С А Х О В И Ч ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ БОМБОМЕТАНИИ С ПЛАНИРОВАНИЯ С САМОЛЕТА „Илыошин -2“ 22 марта 1945 г., № ( 4 4 9 ^ Наиболее распространенным и надежным способом прицеливания Т![>и бомбометаниии с планирования с самолета «Ил-Й# является прице. лишние с постаяиным углом упреждения -п0 градусов, что соот­ ветствует визированию чеі|>ез обрез капота мотора. Этот способ .прост и обеспечивает (наблюдение за целью до момента бросании бомбы, Он рассчитан для определенны* условий высоты, скорости и угла планирования и. естественно, дает желаемы1# результат только при выдерживании этих расчетных ве­ личин. Попытка пользования по­ добным способом без корректив, в условиях, отличных от грасчетных, неизменно приводит к ошибкам. Разберем наиболее характерные ИЗ НИХ;. ОШИБКИ ИЗ-ЗА НЕВЫДЕРЖИВАНИЯ РАСЧЕТНОЙ ВЫСОТЫ СБРАСЫВАНИЯ БОМБЫ И РАСЧЕТНОЙ СКОРОСТИ С увеличением высоты сбрасыва­ ния увеличиваются угол упрежде, гая и линейное упреждение. Это наглядно .видно из схемы № 1. Если мы будем бомбить с по- стони,иалм углом упреждения19 гра. дуоли» (целипля чеі|>с:і. капот мото ■р.'»), но с іікысотьв большей, чем рае четная, получится недолет. Для того, чтобы лопасть о -цель, необ­ ходимо мздть большее линейное упреждение, т, е. вынести точку прицеливания вперед. 'Подтвердим ото примером. Высот:» бросания600 імет.роа, угол упреждения 9 граду­ сов. Точка прицеливания по отно­ шению к точке прицеливания/ при .высоте сбрасывания в 400 метров выносится вперед на 120 метров. Таким образом, при бомбометании по крупному транспорту необходи­ мо целиться в дальнюю точку це­ ли ((нос «ли корму). Насколько это важно, говорит следующий пример. Летчики Н-ской части были оттре. ишроваіны и бомбометании с высот бросания 400 — 450 метров и- весь­ ма успешно бомбили по кораблям противника. іКогда же была, по­ ставлена задача, нанести удаір по немецким кораблям в фиорде с вы. сокимм крутыми беретами, что по­ требовало сбрасывания бомб на больших высотах (600—700 метров), некоторые летчики, целясь так же, как и при бомбометании с 400— 450 м., в цель не попадали) — в си. •л-у укя&ашш ©ыше причин полу­ чались недолеты. Если при прочих равных усло­ виях в момент сбрасывания увели­ чивается скорость самолета по о т ­ ношению ,к 'расчетной, —- будет пе. релет бомбы. Это происходит от­ того, что при увеличении скорости кривизна траектории бомбы умень. шается и увеличивается ее относ. Для того, чтобы исправить ошиб. ку, вызываемую увеличением ско­ рости самолета в момент сбрасыва­ ния бомбы, необходимо уменьшить линейное упреждение. Практически для высот сбрасы­ вания 400—800 метров и скорости 400—430 км. в час можно пользо­ ваться следующим приближенным правилом': на сколько километров в час увеличилась скорость самолета против расчетной, настолько мет­ ров взять меньшее линейное упреждение. Например: при высоте сбрасыва­ ния 600 метров скорость самолета увеличилась с 400 км. до 430 км. Линейное упреждение — 266 мет­ ров, взятоо из таблицы для скоро­ сти 400 мм., уменьшится як 30 м. и будет равно 236 метрам. ОШИБКИ ИЗ-ЗА НЕВЫДЕРЖИ 8АНИЯ УГЛА ПЛАНИРОВАНИЯ бомбометание с прицеливанием через капот мотора рассчитано на угол планирования в 30 -градусов. При этом угле оно дает желаемый ■результат. Если же бомбить с большим или меньшим углом пла­ нирования, не делая поправок в вы. носе точки прицеливания, будут получаться ошибки, причемі при у г­ ле большем, че:м 'расчетный — пе­ релет, при меньшем — недолет. На схеме, № 2 показана одна из характерных ошибок. Некоторые летчики при запоздалом ©воде в планирование пытаются исправить положение увеличением угла пла­ нирования без изменения места точки прицеливания я, как правиь ло. получается у них перелет бом^ бы. Причины перелета следующие: при увеличения угла планирования увеличивается «анальная скорость бомбы, и вектор начальной скоро­ сти бомбы бывает уже направлен ближе к вектору скорости самоле­ та {практически к направлению оси самолета), кривизна траектории уменьшается. ®се это вызывает уменьшение линейного упреждения «Ф» и угла упреждения. В случае бомбометания с постоянным углом упреждения, равным 9 градусов, но с большим углом планирования, необходимо целиться в ближай­ шую точку цел». О порядке величин изменения места точки прицеливании .можно судить по данным из приводимой ниже таблицы (величины «Ф» взя­ ты для постоянного угла упрежде. яия, при скорости самолета в м о­ мент бросания 430 км. в час. Таб­ лица величин «,Ф» берется в мет- рахі).: Высота бросания 400 500 600 800 Угол планирования 30 градусов Угол планирования 40 градусов Угол планирования 50 г р аду со в 109 160 236 328 104 150 200 312 59 85 114 182 Н А С Т О Й Ч И В О О В Л А Д Е В А Т Ь Т Е О Р И Е Й Б О Л Ь Ш Е В И З М А При бомбометании с постоянным углом упреждения следует посту­ пать следующим образом: видя, что угол планирования больше расчетного, точку прицеливания переносить к ближней кромке це­ ли,. Практически, бомбя па кораб. лям с кормы, лучше целиться в корму. Праи этой же атаке по к о ­ раблю, имеющему ход 10 узлов, ошибка от увеличения угла плани­ рования и» 10 градусов компенси­ руется перемещением корабля, сл е­ довательно, целиться здесь надо как по неподвижной цели. При уменьшении угла планирования бу. д ет недолет бомбы. Чтобы избе­ жать его, рекомендуется целиться в дальнюю точку корабля (цели). Эти правила дала боевая прак­ тика. Они добыты в боях лучшими нашими летчиками, и для молодежи должны быть непреложным зако ном. ОШИБКИ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ НЕДОСТАТКАМИ В ПИЛОТИРОВАНИИ Здесь следует указать на две наиболее характерные ошибки. Иногда летчик, заходя на цель, незаметно для себя, придает само­ лету крен или скольжение. Это всегда вызывает ошибки ‘9 «боко. вом отношении». Ошибки при кре­ не вызываются действиями на бом­ бу—а момент ее отрыва — центро­ бежной силы. Левый крен вызывает уклонение бомбы Ьправо, правый— влево. Скольжение самолета изме. няет траекторию полета бомбы, делаіЯ ее кривой двоякой кривиз­ ны.. Бомба будет иметь боковое уклонение в сторону скольжения. Эти ошибки значительны и иногда достигают величины 50 — 70 м. Поэтому при заходе на цель следует избегать крена и скольже,- «ия. Сейчас, во время тренировочных полетов и при подготовке к ним, летчики должны не механически усваивать приемы бомбометания, а стараться .глубока понять все яв- ления, связанные с выполнением прицельного бомбомета,ния. Гра­ мотный летчик всегда может и с. пользовать те факторы, о которых мы- .говорили выше, для улучшения качества бомбометания. Напри­ мер, с кольжением компенс иров ать ошибку а боковой наводке и т. д. Правильно понимая это, молодые штурмовики тт. Юрьев, Левин и Ястребов настойчиво изучают теорию бомбометания, д о мелочей разбирают вопросы, связанные с ним. Такое отношение к освоению бомбометания дает этим летчикам возможность отлично выполнять все задания по учебному бомбоме­ танию. Коммунисты Н -екого соединения в бояіх с немецко-фашистскими за- [ вопросом о ход е хватчикаіми были подлинными в о - ' Жаками масс, .личным примером ув ­ лекали их в бою. Сознание величия выпавшей на их долю о свободи ­ тельной миссии и горяча,я любовь к Р один е лежали в основе ихі п од ­ вигов. Идейно закаленные, они смело шли, навстречу опасности и б ез .страха смотрели смерти в лицо. Идеи Ленина — Сталина вдохновляли их в борьбе. Работа, проделанная партийными организа. циями соединения по идейному •воспитанию членов и кандидатов партии, принесла свои плоды,. В том, что соединение стало красно­ знаменным,—немалая заслуга ком'- мунистов и партийных организа­ ций. Собрание партийного актива с о е ­ динения, состоявшееся иа-днях, подвела итоги работы, по идейному воспитанша коммунистов и, в с в е ­ те требований приказа № 5 товарища Сталина, наметило даль­ нейшие задачи парторганизаций в этой области. — Чем сл ожнее обстановка., — сказал в докладе гвардии подпол­ ковник т. Проняков, — тем острее стоит перед коммунистами задача идеологической работы, идейного вое питания. Морально -политиче. ский разгром фашизма только тог­ да может, быть дов еден до полного конца, когда наши партийные к а д ­ ры б у д у т по-настоящему идейно закалены. Не случайно внимание партн,ино­ го актива было приковано на с о ­ брании к политическому самообра­ зованию коммунистов. Самостоя­ тельная іработа над усвоением основ, марксизма-ленинизма, над изучением истории партии и книги товарища Сталина «О великой Отечественной войне Советского Союза» —• главное в идейном вос­ питании кадров. Докладчик и. вы­ ступающие показали это на целом ряде примеров. 'Коммунис тьв-единонач а,льнига т т, Диденко и Коломиец всегда о т ­ личались большевистской заботой о своем теоретическом уровне. Они понимают, что нельзя руководить, не будучи .вооруженным маркси­ стско-ленинской теорией. Оба они .много читают, изучают историю партия. Личным примером, у б ед и ­ тельным доводом они воспитывают г. офицерам и сержантах любовь к книге, к теории,, прививают им вкус к политическому самообразованию и расширению общ его кругозора. Летчик т, Савчук привык система­ тически работать над собой, любит книгу и гаізету, которые стали по­ стоянными его спутниками,, друзья­ ми и советчиками. Все новое, что расширяет кругозор, пополняет знания — интересует т. Савчук. Таких коммунистов в соединении много. Они политически растут с помощью партийных организа­ ций, под их руководством и конт­ ролем. Когда в сафоновском полку появилось 'несколько «всезнаек», заявивших, что они уж е глубоко изучили книгу товарища Сталина, парторганизация проверила, так ли это. Оказалось, что, конечно, не так, что хвастливые, несерьезные заявления этих коммунистов есть ничто иное, как попытка прикрыть несерьезное отношение к своему теоретическому росту. Было со зв а ­ но открытое партийное собраний с изучения книга товарища Сталина. Собрание ра­ зоблачило «всезнаек» и показало всем остальным, как настойчиво и много н адо работать коммунистам чтобы понять всю глубину сталин­ ских! документов. Партийное бюро, г д е т. Боженко, ■ организовало лекции, консульта! ции и беседы для коммунистов, из учающих ма ркеистс ко -лениінскую теорию. Такая организация воспитания партийных кадров, бесспорно, спо­ собствовала их идейному росту. Н о теоретическое вооружение ком. муяистов было бы ещ е более ус­ пешным, если бы своевременно бы­ ли вскрыты и устранены недостат­ ки. О 'них много и остро 'говорили на собрании партийного актива. Наиболее значительный недоста.. ток —• наличие в парторганизациях коммунистов, которые яе пони­ мают, какое громадное значение имеет идейная вооруженность. Нельзя терпеть такое положение, когда т. Шипов, например, теоре­ тически на растет и вследствие своей теоретической отсталости допускает серьезны е ошибки в практической работе. Н е работают над собой тт. Родионов м Шелко- пляе. П осл едний недавно не смог ответить д аж е иаі вопрос о том, по.. чему Д ень Красной Армии отме­ чается 23 ф&враля. Особенно резко, критиковали на собрании партийно, го актива т. Омельченко. Теорети­ ческая era отсталость вылилась в безыдейные выступления на партийных собраниях. Однако, как справедливо указал актив, партийные организация не ставят с необходимой остротой и решителъ. гюсгыо вопрос о невеж дах. Выступивший на собрании т. Се­ мени хин показал на примерах, как в парторганизации; которой руко­ водил т. Козин, иіз-за невнимания к идейноміу воспитанию руководя­ щих коммунистов, проглядели серьезные ошибки. — .Значительный рост парторга' иизаций за время войны.,—сказал в заключение т . Семенихжн,—обязы­ вает партийных руководителей и партийный актив больш е заботить­ ся о политическом воспитании мо­ лодых коммунистов. Б ороться с недостатками а политическом са- мообраізования коммунистов, реши­ тельно бороться за высокую куль­ туру офицерских кадров, за лич-. чую примерность активистов з овладении теорией большевизма — первоочередная наша задача. На собрании партийного актива выступили тт. Ускоів, Боженко, Томашевский, Турчанинов. Джиги- 'рей, Савчук, Степанов и другие Они подвергли критике невежд и пред’явнли ряд требований к ра­ ботникам политотдела., указав по­ следним на их оторванность от от­ даленных частей. В заключение на собрании вы­ ступил генерал-майор авиации т. Александров., остановившийся на ближайших задачах п а р т и й н ы х организаций соединения .в области идео логи чес кой работы. Собрание приняло ірешение, в котором намечены практические мероприятия по улучшению идеи- но-теоретического воспитания ком­ мунистов. Капитан А. ЧЕРНЯЕВ. Летчики-штурмовики осваивают ночные полеты Летчики Героя Советского Союза, і майора Синицына в боях с врагом j показали пример смелости и уме­ ния. Несколько десятков немецких кораблей потопили штурмовики этого подразделения а северных норвежских портах и о водах Ба­ ре нцоаа моря. Среди летчиков вы- іюсля такие умелые воздушные воины, как Суроаов, Смородин, Мельченко. Сейчас штурмовики этого под­ разделения настойчиво осваивают ночные полеты. Летать ночью на «Ильюшиных» — не легкое дело. Понимая это, штурмовики тща­ тельно отрабатывают полеты. Учеба проходит на салвдете .мщ «По-!2». Практически летчики ста­ раются максимально приблизить эту учебу к боевой обстановке, к полетам на «Ил-'2». Быстро и о со ­ бенно хороша освоили ночные по­ леты на «Поликарпове» лейтенант Насурлаев, младший лейтенант Шлютов и т. Рябов. К. ИВАНОВ. Северный флот. Б еседа на корабле. Фото С. Шнмайского-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz