Североморский летчик. 1945, март.

о ------ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 21 марта 1945 г., № 6 8 (448), Генерал-лейтенант авиации Д. Ф. БАРТНОВСКИЙ ~ w В з а и м о д е й с т в и е а в и а ц и и с к о р а б л я м и и ч а с т я м и ф л о т а в О т е ч е с т в е н н о й войне Опыт современной войны пока­ зывает, что успех операций на мор­ ских театрах так же, как н на су­ ше, главным образом зависит от •умелого использования различных боевых сил и средстз и четкого взаимодействия между ними. В состав Военно-Морского Фло­ та входят: надводные ко-рабли., под­ водные лодки, авиация, береговая артиллерия и другие силы, облада­ ющие своими особыми боевыми ка­ чествами. Например, азнации свой­ ственна исключительно высокая подвижность, подводным лодкам— скрытность действий, надводные корабли обладают способностью длительного воздействия на про­ тивника и т. д. -Следовательно, за­ дача организующего операцию (бой) заключается а том. чтобы, правильно сочетая эти качества, в нужный момент максимально ис. ггольэоваіть сильные стороны каж­ дого рода оружия и исчерпать до дна заложенные а каждом из них возможности. Как показал опыт, в современ­ ных операциях яа .морских театрах сильно івозросла роль авиации. Ве­ дение боевых действий флотом стало немыслимо без широкого участия в них авиации. Тесное взаимодействие авиация с корабля­ ми іц частями флота получило осо­ бенно широкое распространение в Великой Отечественной войне. Первой совместной операцией авиации и флота в Отечественной войне явилась И.рбенская опера­ ция. Эта операция была проведена Краснознаменным Балтийским фло­ том в июле 1941 года против не­ мецких траінспортов и боевых ко ­ раблей с целью недопущения вы­ садки вражеского десанта на побе. режье Рижского залива. Боевые действия начала авиация. Затем, по мере развития, действий и наращивания сил, операция авиа. ционная переросла а общефлот­ скую с участием .надводных кораб­ лей. О масштабах этой операции можно судить по тому, что, в .ре­ зультате совместных действий а.тгацик и кораблей КБФ только за двое суток бщпо уничтожено 18 транспортов, 4 миноносца и баржа с танками; повреждено 13 транс­ портов, вспомогательный крейсер и миноносец противника, причем око. ло половины потопленных и по­ врежденных кораблей приходится ка долю авиации. 27 сентября 1941 года группа торпедных катеров во взаимодей. стівии с самолетами-истребителями атаковала отряд фашистских ко­ раблей в составе крейсера, двух мкноносцеа и четырех сторожеви­ ков, которые имели намерение по­ давить огонь наших береговых ба- таоей «а полуострове Церель. В результате атак .наших торпед­ ных катеров противник потерял два боевых корабля и вынужден был отдаваться от выполнения своей задачи. В воздушном бою с девяткой вражеских самолетов, прикрывавших отряд, балтийские истребители сбили 2 немецких с а ­ молета.. 'Наши торпедные катера благополучно вернулись в базу. Подобных примеров успешных действий псютив кораблей против­ ника известно немало. Все они го­ ворят о высокой эффективности совместных операций. Наиболее сложной формой взаи­ модействия азнации и флота яв­ ляется защита своих коммуника­ ций. В этом отношении характерны комбинированные опе.рации эначи. ггельньгх сил кораблей и авиации Северного флота при обеспечении перехода союзных конвоев в наши порты н обратно. Эти операции показали большое искусство .взаимодействия как между авиацией и кораблями Се- ■эерного флота, так и союзной авиа­ цией, надводными кораблями и под­ водными лодками, эскортировав, inкм-и англо-американские конвои. (Коммуникации. сязызающие на­ шу страну с союзниками, являлись об’ектом регулярных действий про­ тивника в Баренцовом море. Немцы прилагали громадные усилия для срыва или нарушения осущест­ влявшихся по этим коммуникациям перевозок. Для борьбы на внешних комму­ никациях крайнего Севера немцы к весне 1942 г. сосредоточили в аодах Се-зерной Норзегия крупные силы надводного флота, во главе с линкорами «Тирпиц» и •«Шаірн- горст», более двух десятков под- вощ’ных лодок и свыше 700 самоле. тов разных типов. 'K тому же гео­ графические условия выгодного расположения аэродромной сети и военно-морских баз противника вдоль коммуникаций значительно благоприятствовали здесь про. тивнику. Чтобы покрыть расстояние от Исландии до наших северных пор­ тов, союзные конвои должны были десять—двенадцать суток нахо­ диться в -суровых іводаіх Гренланд­ ского и Баренцева морей, тогда как необходимо было всего 10— І5 часов для подводных лодок и над­ водных кораблей противника и од ­ ного—двух часов для его а.внации, чтобы оказаться -на пути движения конвоев. Это значительно облегча­ ло действия противника. И, наобо­ рот, удаленность коммуникаций от наших северная военно-морских и авиационных баз усложняла дейст­ вия нашей авиации и кораблей по обеспечению безопасности пе.рехо. доа союзных, конвоев. іНо, несмотря яа такие трудные условия для действий Северного флота, противник не смог прервать наших северных коммуникаций. В период операций по проводке союзных конвоев действия всех ро. дов оружия Северного флота были различными, но главная цель их сводилась к одному — обеспечить безопасность перехода конвоев на маршруте и выгрузку транспортов при стоянках их в портах. С этой целью надводные корабли привле­ кались для эскортирования кара.ва. нов. подводные лодки занимали по. зиции яа предполагаемом гене­ ральном курсе выхода немецкой эскадры к конвою. Раз ведыватель. ка.я авиация вела систематическое наблюдение за местонахождением надводных кораблей противника,за его аэродромной сетью и в первую очередь за аэродромами, с кото­ рых немцы могли действовать про­ тив наших коммуникаций. Кроме того, самолетами-разведчиками производился непрерывный поиск и уничтожение подводных лодок противника и мин. Обычно еще до выхода конвоя на коммуникации ВВС СФ наносили систематические удары nq аэродромам противника, с целью подавления его .авиации. Так как немецкое командование зачастую приурачивало проводку своих конвоев ко времени перехода союзных конвоев в наши порты, торпедоносная и бомбардировочная авиация Северного флота усилива­ ла действия по кораблям против­ ника. С момента вхождения конвоя в зону действий торпедоносной и бомбардировочной авиации против, ника, командованием В.ВС СФ вы­ сылались истребители, дальнего действия на так называемые «стоечные позиции», с задачей не допустить бомбардировщиков и торпедоносцев противника к кон­ вою. ■При вхождении конвоя в радиус действия нашей ИА он прикрывал­ ся с воздуха непосредственным патрулированием, сначала истреби­ телями дальнего действия, ,а затем истребителями всех типов, сопро­ вождающих конвой, вплоть до при­ хода транспортов в порты назначе­ ния. Во время стоянок транспортов в портах прикрытие их осуществля­ лось в зависимости от обстановки или патрулированием истребителей в воздухе, или дежурством на аэ­ родромах. Операции, по обеспечению пере­ ходов союзных конвоев были «асы. щены напряженными боевыми дей -1истребителей скрытно подошли и степями и проходили в тесном' внезапно атаковали береговые >к. ■взаимодействии надводных кораб-: репления противника. Штурмовики лей. подводныхі лодок и всех е й - ! действовали непрерывно эшелона - дов авиации. Это взаимодействие ! ми пока не были подавлены все по мере приближения конвоя к зо-1 береговые батареи противника, по- не действия нашей авиации из опе­ ративного перерастало в тактиче­ ское. •Не менее сложным видом боевых действий, требующим особо тща­ тельной организации управления и взаимодействия всех родов войск ■является морской десант. В каче стве примера .можно привести де сангине операции Краснознамен­ ного Балтийского флота по осво­ бождению .группы островов в Вы­ боргском заливе. Операция была тщательно разработана и планиро­ валась а тесном контакте авиаци­ онных, морских и общевойсковых штабов. При этом были учтены все средства поддержки десанта ави­ ацией и кораблями Краснознамен­ ного Балтийского флота, рассчита. аы и спланированы их действия по времени и этапам. Тщательно отра­ батывались вопросы связи и сигна. лизации, обеспечивающие взаимо. действие авиации с наземными вой. сками. В основу решения задач авиа­ ционной подготовки операции было положено задание массированными бомбардировочными ударами пода, вить батареи и огневые точки вра­ жеской обороны. После авиацион. ной обработки переднего края на­ чалась мощная артиллерийская подготовка морской, железнодо. рожяой и береговой артиллерии, которая окончательно парализова­ ла оборону противника. Стрельба корректировалась самолетами, по­ этому артогонь был более дейст­ венным. Истребительная авиация непре. рывньвм патрулированием надежно прикрывала с воздуха районы по­ садки и высадки десантных частей, их движение морем, а впослед­ ствии и действия на островах. По­ этому десантники понесли лишь незначительные потери и в целом десантные операции были проведе­ ны блестяще. Неплохо было организовано взаимодействие авиации с корабля­ ми флота и наземными войсками и в Новороссийской операции. Здесь наиболее хорошо проявила себя штурмовая авиация. Она на>- чала действовать еще до начала высадки десанта. Удары штурмо­ виков были направлены .на по­ давление береговой обороны про­ тивника. В результате основные узлы сопротивления противника были подавлены, что в значитель­ ной степени обеспечило высадку десанта. Затем действия штурмо­ виков были перенесены на- уничто­ жение танковых подразделений, брошенным немцами из резерва для отражения десанта. Так, в течение всей операции штурмовики тесно взаимодействовали с частями 'Крас, ной Армии, морской пехоты в ко­ раблями флота. Их действия, на­ правлялись туда, где противник оказывал наиболее яростное со­ противление, где задерживалось продвижение наших частей. В последующих операциях по освобождению Крыма и крупных приморских городов и портов в за­ падной яісти Черного моря, дей­ ствия морских сил активно под­ держивались с .воздуха всеми ви­ дами морской авиации. Среди всех операций на Черном море следует отметить особенно удачные совместные действия авиации, кораблей флота и мор­ ской пехоты в Аккерманской опе­ рации. Перед началом этой опера­ ции штурмовики в сопровождении еле чего наш десант благополучно высадился на побережье. В даль­ нейшем его действия поддержива­ лись штурмовыми ударами по живой силе и технике противника и огнем бронекатеров, также при­ крывавшимися с воздуха истреби­ телями. Все это обеспечило успех - операции и привело к незначитель­ ным потерям, с нашей стороны. Из всего сказанного можно сде­ лать вывод, что тесное взаимодей- ‘ стене авиации, кораблей флота и : наземных войск особенно яеобхо- і димо при десантных операциях, обе.спечиаающих наступаітельные действия сухопутных и морских сил. В процессе .войны выявилось также немало новых форм и мето­ дов взаимодействия морских, .авиа­ ционных и сухопѵтиыіх- сил. Мно­ гие операции могут служить при­ мером отлично организованного взаимодействия. Успех их во мно­ гом определяется тем, что между командирами всех видов оружия существовала полное взаимопони­ мание и организованность ін такти­ ческом и оперативном взаимодей­ ствии Об этом говорят успешные действия, авиации и кораблей Се­ верного. и. Краснознаменного Бал­ тийского флотов, неоднократно за­ служивших благодарность Верхов­ ного Главнокомандующего. Взаимодействие авиации с ко­ раблями флота при обеспечении наступательных операций примор­ ского фланга Красной Армии ярко выразилось в Печенгском опера­ ции. В этой операции, несмотря па сложные .метеорологические усло­ вия, высадка десантов и действия их на берегу непрерывно поддер­ живались авиацией. Операция развивалась одновре­ менно по двум направлениям: вы­ садка десантов и борьба -на ком­ муникациях, а в итоге 'решалась одна задача — обеспечение насту­ пательных действий частей К а­ рельского фронта. Для того, чтобы эвакуировать с побережья остатки разбитых войск и увезти различные военные грузы, ■немцы настойчива пытались прове­ сти в порты Варангер-фиорда тран­ спорты, самоходные баржи и дру­ гие плавсредства. Но осуществить это противнику не удалось. За полмесяца авиацией совместно с кораблями и другими видами ору­ жия было потоплено свыше 20 транспортов, 16 самоходных барж, 16 сторожевых кораблей, 2 мино­ носца и более 50 других судов противника. Кроме того, большое количество судов было повреж­ дено. Эффек тивному взаимодействию значительно способствовал тесный контакт авиационных я морских штабов, а также общение офице- ров-летчико.в с офицерами кораб­ лей/ Операции предшествовала тща­ тельная подготовка. Проводились совместные летно-тактические иг­ ры и учебные .выходы в море, от­ рабатывались вопросы управления и связи в бою. Наряду с взаимо­ действием в работе штабов авиа­ ции и флота, офицеры обоих родов оружия часто встречались как в служебное, так и в неслужебное время. Личное общение летчиков с офицерами надводных кораблей и подводных лодок создало крепкую боевую спайку. Это в свою оче­ редь значительно повысило эф­ фективность действий Северного .флота.. Там появились замечатель- Щ, ш ш Ш ж ные мастера совместных ударов Среди них можно отметить торпе­ доносцев части Героя Советского Союза подполковника Ефремова Героя Советского Союза гвардий подполковника Сыромятникова гвардии Майора Скнареаа, штурме' ■виков майора Павлова, истребите­ лей гвардии капитана Диденко и Сахарова и старших лейтенантов Лапина и Овчинникова. Значительных успехов ,в совме­ стных операциях добились и чер­ номорские летчики. Действуя на широкомі фронте, военно-воздуш. ные силы Черноморского флота в ходе наступательных боев отвлек­ ли на себя большие силы против­ ника и нанесли ему крупкьше по­ тери, успешно выполняя при этом прикрытие кораблей и десантов, в операциях по освобождению от не­ мецких захватчиков города и пор- та Тульна, основных воен.но -імор- CKMS баз противника на Черном море Сулика и 'Констанцы. Летчи­ ки Черноморского флота показали незабываемые примеры мужества, стойкости, высокого наступатель­ ного порыва,, искусства 'взаимодей­ ствия. Среди них особенно отли­ чаются своим летным мастерством полковник Корэунов, потопивший лично 25 плаведиянц, гвардии под­ полковник Алексеев—истребитель, мастер ночного боя, сбивший 18 вражеских самолетов, командир эскадрильи пикировщиков лейте­ нант Таранин. Его подразделение только за 8 месяцев потопило 8 транспортов и 10 других плав- единиц. мастер тактической раз­ ведки и воздушного боя — Герой Советского Союза капитан Мар­ ченко и др. О действиях летчикой Красно- нознаменного Балтийского Флота можно судить по ряду операций на коммуникациях; и я портах 'Против­ ника. Нередко в течение одного только дня балтийцы уничтожали до десятка кораблей противника. В Военно-Воздушных Силах Крас- знаменного Балтийского флота выросло немало мастеров торпед­ ных ударов—таких, как майор Ор- ленко. капитан 'Клименко, старшие лейтенанты Макарихйн и Нико­ лаенко, лейтенант Борисов и.млад­ ший лейтенант Богачев; штурмови­ ки гвардии подполковник Кузь­ мин, Герои Советского Союза ■гвардии капитаны Лысин, Акаев и Гургенидзе, гвардии старший лей­ тенант Благодаров; разведчики лейтенанты Чернов, Шацкин. Опыт показывает, что все зада­ чи1борьбы на морских театрах осо­ бенно успешно разрешаются при хорошем согласовании действий авиации и кораблей. В этом отно­ шении: большая ответственность ложится на ашационные штабы, которые согласовывают с моряка­ ми действия частей и подразделе­ ний как .по .времени, так и по ме­ сту, организуют связь с кораблями и постоянный обмен информацией об обстановке на! театре. ‘0,ни раз. 'Рабатыівают план боевого исполь­ зования воздушных сил и органи­ зацию взаимодействия авиации и флота. Мы имеем много примеров ус­ пешных операций, в которых уме­ ло 'осуществлялось взаимодействие, и все они ярко .показывают, как возрастает сила таких совместных ударов. В вопросах взаимодействия ■наши летчики добились опреде­ ленных успехов. Но нельзя успо­ каиваться на достигнутом. В приказе № 5 Верховного Главнокомаядующего Марша® Советского Союза товарища Сталина -говорится: «Полная победа лад немцами теперь уже близка. Но победа ни­ когда не приходит сама,—она до­ бывается в тяжелых боях и в упор, нам труде. Обреченный враг бро­ сает ,в бой последние силы, отчаян­ но сопротивляется, чтобы избе­ жать сурового возмездия. Он хва­ тается и будет хвататься за самые крайние и подлые средства борь­ бы'. Поэтому надо помнить, что чем ближе наша победа, тем выше должна быть наша бдительность, тем сильнее должны быть наши удары, по врагу». •Чтобы с честью выполнить при­ каз любимого вождя, чтобы уси­ лить удары по врагу яа море морские летчики должны довести до высшего совершенства мастер­ ство взаимодействия с кораблями и частями флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz