Североморский летчик. 1945, март.
о ------ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 21 марта 1945 г., № 6 8 (448), Генерал-лейтенант авиации Д. Ф. БАРТНОВСКИЙ ~ w В з а и м о д е й с т в и е а в и а ц и и с к о р а б л я м и и ч а с т я м и ф л о т а в О т е ч е с т в е н н о й войне Опыт современной войны пока зывает, что успех операций на мор ских театрах так же, как н на су ше, главным образом зависит от •умелого использования различных боевых сил и средстз и четкого взаимодействия между ними. В состав Военно-Морского Фло та входят: надводные ко-рабли., под водные лодки, авиация, береговая артиллерия и другие силы, облада ющие своими особыми боевыми ка чествами. Например, азнации свой ственна исключительно высокая подвижность, подводным лодкам— скрытность действий, надводные корабли обладают способностью длительного воздействия на про тивника и т. д. -Следовательно, за дача организующего операцию (бой) заключается а том. чтобы, правильно сочетая эти качества, в нужный момент максимально ис. ггольэоваіть сильные стороны каж дого рода оружия и исчерпать до дна заложенные а каждом из них возможности. Как показал опыт, в современ ных операциях яа .морских театрах сильно івозросла роль авиации. Ве дение боевых действий флотом стало немыслимо без широкого участия в них авиации. Тесное взаимодействие авиация с корабля ми іц частями флота получило осо бенно широкое распространение в Великой Отечественной войне. Первой совместной операцией авиации и флота в Отечественной войне явилась И.рбенская опера ция. Эта операция была проведена Краснознаменным Балтийским фло том в июле 1941 года против не мецких траінспортов и боевых ко раблей с целью недопущения вы садки вражеского десанта на побе. режье Рижского залива. Боевые действия начала авиация. Затем, по мере развития, действий и наращивания сил, операция авиа. ционная переросла а общефлот скую с участием .надводных кораб лей. О масштабах этой операции можно судить по тому, что, в .ре зультате совместных действий а.тгацик и кораблей КБФ только за двое суток бщпо уничтожено 18 транспортов, 4 миноносца и баржа с танками; повреждено 13 транс портов, вспомогательный крейсер и миноносец противника, причем око. ло половины потопленных и по врежденных кораблей приходится ка долю авиации. 27 сентября 1941 года группа торпедных катеров во взаимодей. стівии с самолетами-истребителями атаковала отряд фашистских ко раблей в составе крейсера, двух мкноносцеа и четырех сторожеви ков, которые имели намерение по давить огонь наших береговых ба- таоей «а полуострове Церель. В результате атак .наших торпед ных катеров противник потерял два боевых корабля и вынужден был отдаваться от выполнения своей задачи. В воздушном бою с девяткой вражеских самолетов, прикрывавших отряд, балтийские истребители сбили 2 немецких с а молета.. 'Наши торпедные катера благополучно вернулись в базу. Подобных примеров успешных действий псютив кораблей против ника известно немало. Все они го ворят о высокой эффективности совместных операций. Наиболее сложной формой взаи модействия азнации и флота яв ляется защита своих коммуника ций. В этом отношении характерны комбинированные опе.рации эначи. ггельньгх сил кораблей и авиации Северного флота при обеспечении перехода союзных конвоев в наши порты н обратно. Эти операции показали большое искусство .взаимодействия как между авиацией и кораблями Се- ■эерного флота, так и союзной авиа цией, надводными кораблями и под водными лодками, эскортировав, inкм-и англо-американские конвои. (Коммуникации. сязызающие на шу страну с союзниками, являлись об’ектом регулярных действий про тивника в Баренцовом море. Немцы прилагали громадные усилия для срыва или нарушения осущест влявшихся по этим коммуникациям перевозок. Для борьбы на внешних комму никациях крайнего Севера немцы к весне 1942 г. сосредоточили в аодах Се-зерной Норзегия крупные силы надводного флота, во главе с линкорами «Тирпиц» и •«Шаірн- горст», более двух десятков под- вощ’ных лодок и свыше 700 самоле. тов разных типов. 'K тому же гео графические условия выгодного расположения аэродромной сети и военно-морских баз противника вдоль коммуникаций значительно благоприятствовали здесь про. тивнику. Чтобы покрыть расстояние от Исландии до наших северных пор тов, союзные конвои должны были десять—двенадцать суток нахо диться в -суровых іводаіх Гренланд ского и Баренцева морей, тогда как необходимо было всего 10— І5 часов для подводных лодок и над водных кораблей противника и од ного—двух часов для его а.внации, чтобы оказаться -на пути движения конвоев. Это значительно облегча ло действия противника. И, наобо рот, удаленность коммуникаций от наших северная военно-морских и авиационных баз усложняла дейст вия нашей авиации и кораблей по обеспечению безопасности пе.рехо. доа союзных, конвоев. іНо, несмотря яа такие трудные условия для действий Северного флота, противник не смог прервать наших северных коммуникаций. В период операций по проводке союзных конвоев действия всех ро. дов оружия Северного флота были различными, но главная цель их сводилась к одному — обеспечить безопасность перехода конвоев на маршруте и выгрузку транспортов при стоянках их в портах. С этой целью надводные корабли привле кались для эскортирования кара.ва. нов. подводные лодки занимали по. зиции яа предполагаемом гене ральном курсе выхода немецкой эскадры к конвою. Раз ведыватель. ка.я авиация вела систематическое наблюдение за местонахождением надводных кораблей противника,за его аэродромной сетью и в первую очередь за аэродромами, с кото рых немцы могли действовать про тив наших коммуникаций. Кроме того, самолетами-разведчиками производился непрерывный поиск и уничтожение подводных лодок противника и мин. Обычно еще до выхода конвоя на коммуникации ВВС СФ наносили систематические удары nq аэродромам противника, с целью подавления его .авиации. Так как немецкое командование зачастую приурачивало проводку своих конвоев ко времени перехода союзных конвоев в наши порты, торпедоносная и бомбардировочная авиация Северного флота усилива ла действия по кораблям против ника. С момента вхождения конвоя в зону действий торпедоносной и бомбардировочной авиации против, ника, командованием В.ВС СФ вы сылались истребители, дальнего действия на так называемые «стоечные позиции», с задачей не допустить бомбардировщиков и торпедоносцев противника к кон вою. ■При вхождении конвоя в радиус действия нашей ИА он прикрывал ся с воздуха непосредственным патрулированием, сначала истреби телями дальнего действия, ,а затем истребителями всех типов, сопро вождающих конвой, вплоть до при хода транспортов в порты назначе ния. Во время стоянок транспортов в портах прикрытие их осуществля лось в зависимости от обстановки или патрулированием истребителей в воздухе, или дежурством на аэ родромах. Операции, по обеспечению пере ходов союзных конвоев были «асы. щены напряженными боевыми дей -1истребителей скрытно подошли и степями и проходили в тесном' внезапно атаковали береговые >к. ■взаимодействии надводных кораб-: репления противника. Штурмовики лей. подводныхі лодок и всех е й - ! действовали непрерывно эшелона - дов авиации. Это взаимодействие ! ми пока не были подавлены все по мере приближения конвоя к зо-1 береговые батареи противника, по- не действия нашей авиации из опе ративного перерастало в тактиче ское. •Не менее сложным видом боевых действий, требующим особо тща тельной организации управления и взаимодействия всех родов войск ■является морской десант. В каче стве примера .можно привести де сангине операции Краснознамен ного Балтийского флота по осво бождению .группы островов в Вы боргском заливе. Операция была тщательно разработана и планиро валась а тесном контакте авиаци онных, морских и общевойсковых штабов. При этом были учтены все средства поддержки десанта ави ацией и кораблями Краснознамен ного Балтийского флота, рассчита. аы и спланированы их действия по времени и этапам. Тщательно отра батывались вопросы связи и сигна. лизации, обеспечивающие взаимо. действие авиации с наземными вой. сками. В основу решения задач авиа ционной подготовки операции было положено задание массированными бомбардировочными ударами пода, вить батареи и огневые точки вра жеской обороны. После авиацион. ной обработки переднего края на чалась мощная артиллерийская подготовка морской, железнодо. рожяой и береговой артиллерии, которая окончательно парализова ла оборону противника. Стрельба корректировалась самолетами, по этому артогонь был более дейст венным. Истребительная авиация непре. рывньвм патрулированием надежно прикрывала с воздуха районы по садки и высадки десантных частей, их движение морем, а впослед ствии и действия на островах. По этому десантники понесли лишь незначительные потери и в целом десантные операции были проведе ны блестяще. Неплохо было организовано взаимодействие авиации с корабля ми флота и наземными войсками и в Новороссийской операции. Здесь наиболее хорошо проявила себя штурмовая авиация. Она на>- чала действовать еще до начала высадки десанта. Удары штурмо виков были направлены .на по давление береговой обороны про тивника. В результате основные узлы сопротивления противника были подавлены, что в значитель ной степени обеспечило высадку десанта. Затем действия штурмо виков были перенесены на- уничто жение танковых подразделений, брошенным немцами из резерва для отражения десанта. Так, в течение всей операции штурмовики тесно взаимодействовали с частями 'Крас, ной Армии, морской пехоты в ко раблями флота. Их действия, на правлялись туда, где противник оказывал наиболее яростное со противление, где задерживалось продвижение наших частей. В последующих операциях по освобождению Крыма и крупных приморских городов и портов в за падной яісти Черного моря, дей ствия морских сил активно под держивались с .воздуха всеми ви дами морской авиации. Среди всех операций на Черном море следует отметить особенно удачные совместные действия авиации, кораблей флота и мор ской пехоты в Аккерманской опе рации. Перед началом этой опера ции штурмовики в сопровождении еле чего наш десант благополучно высадился на побережье. В даль нейшем его действия поддержива лись штурмовыми ударами по живой силе и технике противника и огнем бронекатеров, также при крывавшимися с воздуха истреби телями. Все это обеспечило успех - операции и привело к незначитель ным потерям, с нашей стороны. Из всего сказанного можно сде лать вывод, что тесное взаимодей- ‘ стене авиации, кораблей флота и : наземных войск особенно яеобхо- і димо при десантных операциях, обе.спечиаающих наступаітельные действия сухопутных и морских сил. В процессе .войны выявилось также немало новых форм и мето дов взаимодействия морских, .авиа ционных и сухопѵтиыіх- сил. Мно гие операции могут служить при мером отлично организованного взаимодействия. Успех их во мно гом определяется тем, что между командирами всех видов оружия существовала полное взаимопони мание и организованность ін такти ческом и оперативном взаимодей ствии Об этом говорят успешные действия, авиации и кораблей Се верного. и. Краснознаменного Бал тийского флотов, неоднократно за служивших благодарность Верхов ного Главнокомандующего. Взаимодействие авиации с ко раблями флота при обеспечении наступательных операций примор ского фланга Красной Армии ярко выразилось в Печенгском опера ции. В этой операции, несмотря па сложные .метеорологические усло вия, высадка десантов и действия их на берегу непрерывно поддер живались авиацией. Операция развивалась одновре менно по двум направлениям: вы садка десантов и борьба -на ком муникациях, а в итоге 'решалась одна задача — обеспечение насту пательных действий частей К а рельского фронта. Для того, чтобы эвакуировать с побережья остатки разбитых войск и увезти различные военные грузы, ■немцы настойчива пытались прове сти в порты Варангер-фиорда тран спорты, самоходные баржи и дру гие плавсредства. Но осуществить это противнику не удалось. За полмесяца авиацией совместно с кораблями и другими видами ору жия было потоплено свыше 20 транспортов, 16 самоходных барж, 16 сторожевых кораблей, 2 мино носца и более 50 других судов противника. Кроме того, большое количество судов было повреж дено. Эффек тивному взаимодействию значительно способствовал тесный контакт авиационных я морских штабов, а также общение офице- ров-летчико.в с офицерами кораб лей/ Операции предшествовала тща тельная подготовка. Проводились совместные летно-тактические иг ры и учебные .выходы в море, от рабатывались вопросы управления и связи в бою. Наряду с взаимо действием в работе штабов авиа ции и флота, офицеры обоих родов оружия часто встречались как в служебное, так и в неслужебное время. Личное общение летчиков с офицерами надводных кораблей и подводных лодок создало крепкую боевую спайку. Это в свою оче редь значительно повысило эф фективность действий Северного .флота.. Там появились замечатель- Щ, ш ш Ш ж ные мастера совместных ударов Среди них можно отметить торпе доносцев части Героя Советского Союза подполковника Ефремова Героя Советского Союза гвардий подполковника Сыромятникова гвардии Майора Скнареаа, штурме' ■виков майора Павлова, истребите лей гвардии капитана Диденко и Сахарова и старших лейтенантов Лапина и Овчинникова. Значительных успехов ,в совме стных операциях добились и чер номорские летчики. Действуя на широкомі фронте, военно-воздуш. ные силы Черноморского флота в ходе наступательных боев отвлек ли на себя большие силы против ника и нанесли ему крупкьше по тери, успешно выполняя при этом прикрытие кораблей и десантов, в операциях по освобождению от не мецких захватчиков города и пор- та Тульна, основных воен.но -імор- CKMS баз противника на Черном море Сулика и 'Констанцы. Летчи ки Черноморского флота показали незабываемые примеры мужества, стойкости, высокого наступатель ного порыва,, искусства 'взаимодей ствия. Среди них особенно отли чаются своим летным мастерством полковник Корэунов, потопивший лично 25 плаведиянц, гвардии под полковник Алексеев—истребитель, мастер ночного боя, сбивший 18 вражеских самолетов, командир эскадрильи пикировщиков лейте нант Таранин. Его подразделение только за 8 месяцев потопило 8 транспортов и 10 других плав- единиц. мастер тактической раз ведки и воздушного боя — Герой Советского Союза капитан Мар ченко и др. О действиях летчикой Красно- нознаменного Балтийского Флота можно судить по ряду операций на коммуникациях; и я портах 'Против ника. Нередко в течение одного только дня балтийцы уничтожали до десятка кораблей противника. В Военно-Воздушных Силах Крас- знаменного Балтийского флота выросло немало мастеров торпед ных ударов—таких, как майор Ор- ленко. капитан 'Клименко, старшие лейтенанты Макарихйн и Нико лаенко, лейтенант Борисов и.млад ший лейтенант Богачев; штурмови ки гвардии подполковник Кузь мин, Герои Советского Союза ■гвардии капитаны Лысин, Акаев и Гургенидзе, гвардии старший лей тенант Благодаров; разведчики лейтенанты Чернов, Шацкин. Опыт показывает, что все зада чи1борьбы на морских театрах осо бенно успешно разрешаются при хорошем согласовании действий авиации и кораблей. В этом отно шении: большая ответственность ложится на ашационные штабы, которые согласовывают с моряка ми действия частей и подразделе ний как .по .времени, так и по ме сту, организуют связь с кораблями и постоянный обмен информацией об обстановке на! театре. ‘0,ни раз. 'Рабатыівают план боевого исполь зования воздушных сил и органи зацию взаимодействия авиации и флота. Мы имеем много примеров ус пешных операций, в которых уме ло 'осуществлялось взаимодействие, и все они ярко .показывают, как возрастает сила таких совместных ударов. В вопросах взаимодействия ■наши летчики добились опреде ленных успехов. Но нельзя успо каиваться на достигнутом. В приказе № 5 Верховного Главнокомаядующего Марша® Советского Союза товарища Сталина -говорится: «Полная победа лад немцами теперь уже близка. Но победа ни когда не приходит сама,—она до бывается в тяжелых боях и в упор, нам труде. Обреченный враг бро сает ,в бой последние силы, отчаян но сопротивляется, чтобы избе жать сурового возмездия. Он хва тается и будет хвататься за самые крайние и подлые средства борь бы'. Поэтому надо помнить, что чем ближе наша победа, тем выше должна быть наша бдительность, тем сильнее должны быть наши удары, по врагу». •Чтобы с честью выполнить при каз любимого вождя, чтобы уси лить удары по врагу яа море морские летчики должны довести до высшего совершенства мастер ство взаимодействия с кораблями и частями флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz