Североморский летчик. 1945, март.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л ЕТЧИК 16 марта 1945 г., № 64 (444). К а п и т а н Н . Д У Б И Н И Н Ц е н а п о д г о т о в к и к п о л е т у Несколько раз подряд экипаж гвардии .младшего лейтенанта Ко­ валева оказывался на последнем месте о эскадрилье. Иначе об­ стояло дело у Йвардии млад­ шего лейтенанта Землянского. Его экипаж с первых тренировок отличился среди остальных. О нем начали говорить, .как о пере­ ловом. На раэборах и собраниях Землянского ставили о пример... ...Эскадрилья .готовилась к боль, .шому летному дню. Накануне лее летчики, .штурманы, стрелки-ради- ' сты и .воздушные стрелки собра-! лиісь і» классе на проигрыш пред- j стоящих полетав. Здесь подробно разбирался порядок полетов.! •Командир и начальник штаба осо- j бо указывали на необходимость j высокой организованности а эвень -1 ях и экипажах, которым предстоя- ; ,::о выполнять одно из комплекс­ ных упражнений. Внимательно слушал все указа- j икя гвардии младший лейтенант Ковалев. Вместе со своим штурма­ ном гвардии младшим лейтенантом Бурыкиным он записывал что-то в блокнот, набрасывал какие-то схемы. .Когда кончился разбор, Ко­ валев собрал экипаж «а «свой про­ игрыш» м доставил задачу каж­ дому, Землянский и его штурман гвар­ дии .младший лейтенант Сыромят­ ников были уверены а успехе. «В самом деле, — ду.мал Землян­ ский, — выполняли же каждое упражнение в отдельности Утром, по сигналу с КП, само­ леты вырулили на старт. Коман­ дир эскадрильи взлетел пер­ вым. За ним поднялся в воз­ дух Землянский, затем Ковалев. К ведущему вскоре пристроились ведомые. Все трое с набором высо­ ты прошли один большой круг. В это «ре.мя стрелки- радисты гвар­ дии младший сержант Проворов и гвардии младший сержант Куба пав установили между экипажами саязь. .Вез команды, как было ука­ зано ом земле, командир эска­ дрильи лег на курс. Начался полет по маршруту. Это, к сожалению, не сразу понял Землянский, Отстав на порядочную дистанцию от .ведуще. го и левонеденгового Ковалева, он пытался исправить ошибку увеЛй- чением скорости. Однако, мало по -1 могла Землянскому скорость: его самолет оказался на недопустимо близкой дистанции, и .ведущий вы­ нужден был дать команду: «Зем- линском.у отстать!». Снова .нет пра. «•ильного треугольника: Землян­ ский плохо держится в строю. После того, как маршрут был пройден, командир повел звено на полигон. Здесь экипажи Зе.м- лянского и Ковалева бомбили по ведущему. Затем самолеты с ле ­ вым разворотом пересекли залив. Командир дает сигнал: «Пригото­ виться к стрельбам по щиту». Тре­ угольник медленно вытягивается, становится неправильным, потом исчезает совсем. С интервалом, ма­ шины идут в пике. Отстреливают­ ся штурманы. Потом, когда летчи­ ки выравнивают .машины, настает черед воздушных стрелков. Гвар­ дии младший сержант Попов — воздушный стрелок экипажа Кова­ лева — хорошо подготовился к этому упражнению. О том, как лучше поймать .цель в прицел, вче­ ра 'На «своем проигрыше» много говорили всем экипажем. Попов, прильнув к пулемету, ждал цель. И хотя она показалась лишь на ко­ роткое врем», стрелок быстро -взял поправку и дал очередь. Полет продолжался. Экипажам оставалось выполнить последнее упражнение — групповые стрельбы ко конусу. Известно, что умение отлично поражать воздушные це­ ли — одно из важных качеств тор­ педоносца, которому з боевой об­ становке нередко приходится вести бон с вражескими истребителями. Помня это. экипаж Ковалева особо тщательно готовился к заданию. Ведущий подал команду: «При­ готовиться к стрельбам по кону­ су». Согласно указаний на зем­ ле, это означало: экипажам Ко­ валева и Землянского занять опре­ деленные зоны, пока отстреляется ведущий, а потом, в строго уста­ новленное время, отстреливаться самим — сначала Ковалеву, затем Землянскому, Гвардии младший лейтенант Ко­ валев, ведя наблюдение за работа­ ющей парой, отсчитывал минуты Когда стрелка подошла к указан­ ной цифре, он быстро развернулся и пошел к буксировщику. Ранее продуманный маневр дал возмож- За&у&ежти ^АВИАЦИИ П А Р А Ш Ю Т Ы В К А Ч Е С Т В Е Т О Р М О З О В Гидравлическаи система тормозов бомбардировщика „В-24 Л «берей­ тор.* поврежден­ ная японским сна­ рядом, выбыла из строя. Но экипаж удачно осущест- вид посадку, при­ менив для тормо­ жения самолета три парашюта. Два из них были при­ креплены к поясам орудийных устано­ вок с таким рас­ четом, чтобы их раскрывшиеся ку­ пола находились между крыльями и хвостовой частью по обе стороны фюзеляжа и тре­ тий к хвостовым расчалкам. Пара­ шюты раскрылись почти одновремен­ но. Согласно вы­ числениям. сделан­ ным экипажем, ско­ рость самолета снизилась при этом с 140 до 30—40 миль в час. При соприкос­ новении колес са­ молета с землей, парашюты были устранены. »Попюляр Меканикс*. С Ф Е Р И Ч Е С К И Е АЭРОСТАТЫ ДЛЯ ПОД ЕМА З А ТО Н У ВШ И Х САМОЛЕТОВ Инженеры аме­ риканского мор- скрго флота прак­ тикуют подъем за­ тонувших в море самолетов при по­ мощи сферических аэростатов, подни­ мающих д о 2.700 кг. каждый. Эти специальные аэро­ статы, изготовлен­ ные фирмой „Дже- нерал Гайр энд Раббер*, прикреп­ ляются к затонув­ шему самолету и после наполнения их воздухом под­ нимают самолет на поверхность. Рассчитано, что для подъема само­ лета весом около 17.000 кг. требует­ ся шесть сфери­ ческих аэростатов. „Попюляр Механике*. Ф Ю З Е Л Я Ж ИЗ АРМИРОВАННОЙ ПЛАСТМ АССЫ В США у сп еш ­ но прошли летные испытания военно­ го тренировочного самолета, имеюще­ го фюзеляж из пластмассы, арми­ рованной стеклом. Фюзеляж имеет слоистую конст­ рукцию: между двумя слоями дере­ ва находится про­ слойка пластмас­ сы, армированной тканью из стек­ лянного волокна. Испытания пока­ зали, что экспери­ ментальный фюзе­ ляж на 5(1 процен­ тов прочнее метал­ лического и на 80 проц. прочнее д е ­ ревянного. „Кэмякал энд Эидши- нирингНьюо“. яость Ковалеву точно уложиться в срок, отведенный для стрельбы его экипажу, Теперь буксировщик ждал Зем­ лянского. Однако его самолет не появлялся: не зная точно, .в какое время экипажу надо .ве-сти стрель­ бы, Землянский продолжал «выжи. дать» и зоне. Он надеялся, что мо­ мент начала стрельб можно будет определить просты.м наблюдением за конусом. Однако ;в .воздухе ока­ залось много самолетов (летали другие звеныя), Землянский про­ срочил время, опоздал И вынужден был іитти на посадку., не выполнив после днего упражнения. Когда торпедоносцы зарулили на стоянку, и летчики выбрались из кабин, вокруг ■ командира эска­ дрильи собрались все экипажи. К этому времени оружейники успел;» подсчитать пробоины в конусе, а с полигонов передали результаты бомбометаний и стрельб по щитам. Командир с блокнотом в руках сообщил их присутствующим. — 'Сегодня на первое место ?. гзене івыішел экипаж гвардии млад, шего лейтенанта Ковалева. По всем упражнениям он получил только хорошие и отличные оцен­ ки. .Потом командир остановился на ошибках экипажа Землянского, ко. тсрый «успокоился на достигну­ том., забыл цену предполетной под. готовки — основы успешного 'вы­ полнения каждого задания». Командир напомнил экипажу: необ­ ходимо к каждому полету гото­ виться тщательно, не пренебрегая шелочами». Штурман передового экипажа кшаг И Г ■V, Экипаж младшего лейтенанта т. Мальцева один из лучших в Н-ской Краснознаменной части. В боевой подготовке он идет впереди многих других, несмотря на молодость — летную и по годам — членов экипа­ жа. Немалую долю успеха в учебе надо отнести за счет штурмана младшего лейтенанта т. Владимирова- Якова Яковлевнча, как называют его товарищи. НА СНИМКЕ: младший лейтенант Я. Владимиров. Фото Ю. Бузько. ИЗ ОПЫТА БОЕВ ЗА ОСТРОВ САРЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ С КОРАБЛЯМИ ФЛОТА Длія поддержки сухопутных и морских сил, сосредоточенных с целью уничтожения .немецкой группировки, закрепившейся на по­ луострове Сырве, наше командова­ ние выделило авиационную груп­ пу. Самолеты .сели на полевой 'не­ оборудованный -аэродром, непода­ леку от линии фронта. Основная задача., стоявшая перед .нашей .группой, заключалась в том, чтобы надежна прикрыть .военно- морскую базу, корабли и аэродром. Однако боевая обстановка на море и в воздухе изменила эту зада,чу. Интенсивное движение кораблей противника, .вызванное необходи­ мостью подбрасывать .пополнение и увозить раненых, поддержка ко­ раблями противника фланга своей армии, препятствие нашим кораб­ лям вести огонь по огневым точ­ кам и укреплениям, сооруженным «а плацдарме полуострова Церель, заставила наше командование при­ нять ряд контрмер. іВ воздухе -про­ тивник самолетами «Ф і В-1-90» про­ изводил -разведку, мешал -нашим катерам действовать против немец, ких кораблей, непрерывно прикры­ вал крупные корабли и противо­ действовал ударам наших штурмо­ виков. Следовательно, новые задачи авиационной группы истребителей состояли .в том-, чтобы обеспечить боевые действия балтийских штур. мовіикав- и пикирующих бомбарди­ ровщиков, бороться с корректиров­ щиками противника, самим коррек. тировать артиллерийский огонь на­ шил кораблей по морским силам противника и, наконец, даже на­ носить' штурмовые удары по тор­ педным катерам и сторожевым ко­ раблям фашистских захватчиков. Замечательные итоги этой опе­ рации, закончившейся полным ос­ вобождением острова Сарема (Эзель) от гитлеровских разбойни­ ков. показали, что гвардейцы-ист­ ребители успешно справились со своими задаічами я обеспечили мо­ рякам ряд серьезнейших побед. Вот несколько наиболее харак­ терных операций. Летчик Жучков .во главе 4 «Ла-5» прикрывал наши корабли, обстреливавшие противника. :В раз- гае боя .ведущий заметил, что 4 торпедных .катера противника идут в атаку- на наши корабли. Не мед­ ля ни секунды, Жучков бросился Г в а р д и и п о д п о л к о в н и к А . Я К О В Л Е В сам -а атаку на катера и одновре­ менно радировал своим кораблям об угрожаемой опасности. Однако •н-е-міц-ы успели выпустить две тор­ педы. Они шли на -наш корабль. Тогда гвардейцы Жучков и Жел- нов проявили замечательную на­ ходчивость. Они бросились обетре. ливать торпеды из пушек и тем са ­ мым не только привлекли внима­ ние экипажа корабля, но и показа­ ли морякам, курс торпед. Совет­ ский корабль успел -сманевриро­ вать и уйти от попаданий. К нашим позициям приближа­ лись 4 немецких сторожевых ко­ рабля. Низкая облачность и снего­ пад не .позволили штурмовикам прорваться к нам. Тогда в -воздух ■поднялись две четверки истребите, лей, ведомые Героем Советского Союза -Костылевы-м и летчиком Грищенко. Штурмовым огнем они подавили 3 орудия зенитной ар­ тиллерии на сторожевых кораблях. Несколько позже «Лавочкины» в таком же количестве снова налете, ли на три дру.ги- х сторожевых ко­ рабля немцев. И .ва этот, ра.з был успешно подавлен огонь зенитной артиллерии. Правильно и умело действовали штурмующие истре­ бители. Одна группа наверху ходи, ля над кораблями, отвлекая на се­ бя зенитный огонь. В это -время с бреющего полета ударила по ко­ раблям вторая группа. Затем гвар­ дейцы менялись местами и заіход повторялся. В тот же день существенную по. мощь оказал нашим морским силам Герой Советского Союза Черненко. Во время барража над морем он по­ лучил приказание связаться с на­ шими кораблями и приступить к корректированию их огня по мино­ носцам противника. Благодаря исключительно точной корректи­ ровке летчика, один -миноносец был подбит и лишился хода.. Спу­ стя некоторое время его торпеди­ ровали наши катера іи потопили. Терпя поражение за поражением, немцы -вызвали в район боев крей­ сер. Своим огнем он сильно мешал продвижений нашей пехоты. Избрав позиций на дистанции не­ досягаемой для береговых бата­ рей, крейсер вел огонь по коррек - і тировке с самолета «Арадо-95», прикрывавшегося двумя' «ФВ-190». Для уничтожения немецкого кор­ ректировщика летчик Прасолов повел 4 «Лавочкиных». Гвардейцы разбились н-а пары и вступили в бой с прикрытием. Попытки про­ тивника уйти на сваю территорию ■не уве.нч- ались успехом. Одного «Фокке-Вульфа» сбил ведущий, а второго уничтожил летчик Мягков. Затем -Мягков, Прасолов, Сапож­ ников и Вахтин всей четверкой .на­ бросились на .«Арадо-Ѳ5» и загнали его в воду. ■Когда корректировщик с при­ крытием были уничтожены, 12 на­ ших истребителей вылетели для обеспечения удара «іПе-2» по крей­ серу. При подходе к последне­ му, группа Черненко обнаружила другого корректировщика типа «Ара.до-,96». П-ервіым его -атаковал и сбил гвардии младший лейтенант Желнов. «Арадо» горящим факе­ лом летел до самой іводы, сопро­ вождаемый нашими истребителями. Немецкий крейсер остался без корректировочной авиации, В ходе боя наши истребители отогнали вражеские самолеты' прикрытия, и балтийские пикирующие бомбарди. ровщики проиізвели успешный на­ лет на крейсер. За время бо-ев по очищению ост­ рова Саірема от немецких захватчи­ ков летчики-гвардейцы сбили- 13 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. Причем, исклю­ чительно все воздушные бои были навязаны немцам, если можно так •выразиться, наісдаыно. Приходи­ лось гоняться за каждым враже­ ским самолетом или группой. Воз­ душный противник не подавлялся над вашими кораблями. Явное превосходство э скорости, маневре, настойчивости было на стороне балтийских летчиков, Бо­ гатый опыт, накопленный за время ■войны, давал им возможность прочно удерживать инициативу в своих руках, своевременно .разоб­ лачать каждый маневр врага. Но тем не менее есть еще много во­ просов, связанны» с боевыми дей­ ствиями иаід- морем, которые требу­ ют настойчивого научения. Надо продолжать тщательно изучать опы-т проведенные воздушных боев над морским театром, совершенст­ вовать .взаимодействие с корабля­ ми.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz