Североморский летчик. 1945, март.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л ЕТЧИК 16 марта 1945 г., № 64 (444). К а п и т а н Н . Д У Б И Н И Н Ц е н а п о д г о т о в к и к п о л е т у Несколько раз подряд экипаж гвардии .младшего лейтенанта Ко валева оказывался на последнем месте о эскадрилье. Иначе об стояло дело у Йвардии млад шего лейтенанта Землянского. Его экипаж с первых тренировок отличился среди остальных. О нем начали говорить, .как о пере ловом. На раэборах и собраниях Землянского ставили о пример... ...Эскадрилья .готовилась к боль, .шому летному дню. Накануне лее летчики, .штурманы, стрелки-ради- ' сты и .воздушные стрелки собра-! лиісь і» классе на проигрыш пред- j стоящих полетав. Здесь подробно разбирался порядок полетов.! •Командир и начальник штаба осо- j бо указывали на необходимость j высокой организованности а эвень -1 ях и экипажах, которым предстоя- ; ,::о выполнять одно из комплекс ных упражнений. Внимательно слушал все указа- j икя гвардии младший лейтенант Ковалев. Вместе со своим штурма ном гвардии младшим лейтенантом Бурыкиным он записывал что-то в блокнот, набрасывал какие-то схемы. .Когда кончился разбор, Ко валев собрал экипаж «а «свой про игрыш» м доставил задачу каж дому, Землянский и его штурман гвар дии .младший лейтенант Сыромят ников были уверены а успехе. «В самом деле, — ду.мал Землян ский, — выполняли же каждое упражнение в отдельности Утром, по сигналу с КП, само леты вырулили на старт. Коман дир эскадрильи взлетел пер вым. За ним поднялся в воз дух Землянский, затем Ковалев. К ведущему вскоре пристроились ведомые. Все трое с набором высо ты прошли один большой круг. В это «ре.мя стрелки- радисты гвар дии младший сержант Проворов и гвардии младший сержант Куба пав установили между экипажами саязь. .Вез команды, как было ука зано ом земле, командир эска дрильи лег на курс. Начался полет по маршруту. Это, к сожалению, не сразу понял Землянский, Отстав на порядочную дистанцию от .ведуще. го и левонеденгового Ковалева, он пытался исправить ошибку увеЛй- чением скорости. Однако, мало по -1 могла Землянскому скорость: его самолет оказался на недопустимо близкой дистанции, и .ведущий вы нужден был дать команду: «Зем- линском.у отстать!». Снова .нет пра. «•ильного треугольника: Землян ский плохо держится в строю. После того, как маршрут был пройден, командир повел звено на полигон. Здесь экипажи Зе.м- лянского и Ковалева бомбили по ведущему. Затем самолеты с ле вым разворотом пересекли залив. Командир дает сигнал: «Пригото виться к стрельбам по щиту». Тре угольник медленно вытягивается, становится неправильным, потом исчезает совсем. С интервалом, ма шины идут в пике. Отстреливают ся штурманы. Потом, когда летчи ки выравнивают .машины, настает черед воздушных стрелков. Гвар дии младший сержант Попов — воздушный стрелок экипажа Кова лева — хорошо подготовился к этому упражнению. О том, как лучше поймать .цель в прицел, вче ра 'На «своем проигрыше» много говорили всем экипажем. Попов, прильнув к пулемету, ждал цель. И хотя она показалась лишь на ко роткое врем», стрелок быстро -взял поправку и дал очередь. Полет продолжался. Экипажам оставалось выполнить последнее упражнение — групповые стрельбы ко конусу. Известно, что умение отлично поражать воздушные це ли — одно из важных качеств тор педоносца, которому з боевой об становке нередко приходится вести бон с вражескими истребителями. Помня это. экипаж Ковалева особо тщательно готовился к заданию. Ведущий подал команду: «При готовиться к стрельбам по кону су». Согласно указаний на зем ле, это означало: экипажам Ко валева и Землянского занять опре деленные зоны, пока отстреляется ведущий, а потом, в строго уста новленное время, отстреливаться самим — сначала Ковалеву, затем Землянскому, Гвардии младший лейтенант Ко валев, ведя наблюдение за работа ющей парой, отсчитывал минуты Когда стрелка подошла к указан ной цифре, он быстро развернулся и пошел к буксировщику. Ранее продуманный маневр дал возмож- За&у&ежти ^АВИАЦИИ П А Р А Ш Ю Т Ы В К А Ч Е С Т В Е Т О Р М О З О В Гидравлическаи система тормозов бомбардировщика „В-24 Л «берей тор.* поврежден ная японским сна рядом, выбыла из строя. Но экипаж удачно осущест- вид посадку, при менив для тормо жения самолета три парашюта. Два из них были при креплены к поясам орудийных устано вок с таким рас четом, чтобы их раскрывшиеся ку пола находились между крыльями и хвостовой частью по обе стороны фюзеляжа и тре тий к хвостовым расчалкам. Пара шюты раскрылись почти одновремен но. Согласно вы числениям. сделан ным экипажем, ско рость самолета снизилась при этом с 140 до 30—40 миль в час. При соприкос новении колес са молета с землей, парашюты были устранены. »Попюляр Меканикс*. С Ф Е Р И Ч Е С К И Е АЭРОСТАТЫ ДЛЯ ПОД ЕМА З А ТО Н У ВШ И Х САМОЛЕТОВ Инженеры аме риканского мор- скрго флота прак тикуют подъем за тонувших в море самолетов при по мощи сферических аэростатов, подни мающих д о 2.700 кг. каждый. Эти специальные аэро статы, изготовлен ные фирмой „Дже- нерал Гайр энд Раббер*, прикреп ляются к затонув шему самолету и после наполнения их воздухом под нимают самолет на поверхность. Рассчитано, что для подъема само лета весом около 17.000 кг. требует ся шесть сфери ческих аэростатов. „Попюляр Механике*. Ф Ю З Е Л Я Ж ИЗ АРМИРОВАННОЙ ПЛАСТМ АССЫ В США у сп еш но прошли летные испытания военно го тренировочного самолета, имеюще го фюзеляж из пластмассы, арми рованной стеклом. Фюзеляж имеет слоистую конст рукцию: между двумя слоями дере ва находится про слойка пластмас сы, армированной тканью из стек лянного волокна. Испытания пока зали, что экспери ментальный фюзе ляж на 5(1 процен тов прочнее метал лического и на 80 проц. прочнее д е ревянного. „Кэмякал энд Эидши- нирингНьюо“. яость Ковалеву точно уложиться в срок, отведенный для стрельбы его экипажу, Теперь буксировщик ждал Зем лянского. Однако его самолет не появлялся: не зная точно, .в какое время экипажу надо .ве-сти стрель бы, Землянский продолжал «выжи. дать» и зоне. Он надеялся, что мо мент начала стрельб можно будет определить просты.м наблюдением за конусом. Однако ;в .воздухе ока залось много самолетов (летали другие звеныя), Землянский про срочил время, опоздал И вынужден был іитти на посадку., не выполнив после днего упражнения. Когда торпедоносцы зарулили на стоянку, и летчики выбрались из кабин, вокруг ■ командира эска дрильи собрались все экипажи. К этому времени оружейники успел;» подсчитать пробоины в конусе, а с полигонов передали результаты бомбометаний и стрельб по щитам. Командир с блокнотом в руках сообщил их присутствующим. — 'Сегодня на первое место ?. гзене івыішел экипаж гвардии млад, шего лейтенанта Ковалева. По всем упражнениям он получил только хорошие и отличные оцен ки. .Потом командир остановился на ошибках экипажа Землянского, ко. тсрый «успокоился на достигну том., забыл цену предполетной под. готовки — основы успешного 'вы полнения каждого задания». Командир напомнил экипажу: необ ходимо к каждому полету гото виться тщательно, не пренебрегая шелочами». Штурман передового экипажа кшаг И Г ■V, Экипаж младшего лейтенанта т. Мальцева один из лучших в Н-ской Краснознаменной части. В боевой подготовке он идет впереди многих других, несмотря на молодость — летную и по годам — членов экипа жа. Немалую долю успеха в учебе надо отнести за счет штурмана младшего лейтенанта т. Владимирова- Якова Яковлевнча, как называют его товарищи. НА СНИМКЕ: младший лейтенант Я. Владимиров. Фото Ю. Бузько. ИЗ ОПЫТА БОЕВ ЗА ОСТРОВ САРЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСТРЕБИТЕЛЬНОЙ АВИАЦИИ С КОРАБЛЯМИ ФЛОТА Длія поддержки сухопутных и морских сил, сосредоточенных с целью уничтожения .немецкой группировки, закрепившейся на по луострове Сырве, наше командова ние выделило авиационную груп пу. Самолеты .сели на полевой 'не оборудованный -аэродром, непода леку от линии фронта. Основная задача., стоявшая перед .нашей .группой, заключалась в том, чтобы надежна прикрыть .военно- морскую базу, корабли и аэродром. Однако боевая обстановка на море и в воздухе изменила эту зада,чу. Интенсивное движение кораблей противника, .вызванное необходи мостью подбрасывать .пополнение и увозить раненых, поддержка ко раблями противника фланга своей армии, препятствие нашим кораб лям вести огонь по огневым точ кам и укреплениям, сооруженным «а плацдарме полуострова Церель, заставила наше командование при нять ряд контрмер. іВ воздухе -про тивник самолетами «Ф і В-1-90» про изводил -разведку, мешал -нашим катерам действовать против немец, ких кораблей, непрерывно прикры вал крупные корабли и противо действовал ударам наших штурмо виков. Следовательно, новые задачи авиационной группы истребителей состояли .в том-, чтобы обеспечить боевые действия балтийских штур. мовіикав- и пикирующих бомбарди ровщиков, бороться с корректиров щиками противника, самим коррек. тировать артиллерийский огонь на шил кораблей по морским силам противника и, наконец, даже на носить' штурмовые удары по тор педным катерам и сторожевым ко раблям фашистских захватчиков. Замечательные итоги этой опе рации, закончившейся полным ос вобождением острова Сарема (Эзель) от гитлеровских разбойни ков. показали, что гвардейцы-ист ребители успешно справились со своими задаічами я обеспечили мо рякам ряд серьезнейших побед. Вот несколько наиболее харак терных операций. Летчик Жучков .во главе 4 «Ла-5» прикрывал наши корабли, обстреливавшие противника. :В раз- гае боя .ведущий заметил, что 4 торпедных .катера противника идут в атаку- на наши корабли. Не мед ля ни секунды, Жучков бросился Г в а р д и и п о д п о л к о в н и к А . Я К О В Л Е В сам -а атаку на катера и одновре менно радировал своим кораблям об угрожаемой опасности. Однако •н-е-міц-ы успели выпустить две тор педы. Они шли на -наш корабль. Тогда гвардейцы Жучков и Жел- нов проявили замечательную на ходчивость. Они бросились обетре. ливать торпеды из пушек и тем са мым не только привлекли внима ние экипажа корабля, но и показа ли морякам, курс торпед. Совет ский корабль успел -сманевриро вать и уйти от попаданий. К нашим позициям приближа лись 4 немецких сторожевых ко рабля. Низкая облачность и снего пад не .позволили штурмовикам прорваться к нам. Тогда в -воздух ■поднялись две четверки истребите, лей, ведомые Героем Советского Союза -Костылевы-м и летчиком Грищенко. Штурмовым огнем они подавили 3 орудия зенитной ар тиллерии на сторожевых кораблях. Несколько позже «Лавочкины» в таком же количестве снова налете, ли на три дру.ги- х сторожевых ко рабля немцев. И .ва этот, ра.з был успешно подавлен огонь зенитной артиллерии. Правильно и умело действовали штурмующие истре бители. Одна группа наверху ходи, ля над кораблями, отвлекая на се бя зенитный огонь. В это -время с бреющего полета ударила по ко раблям вторая группа. Затем гвар дейцы менялись местами и заіход повторялся. В тот же день существенную по. мощь оказал нашим морским силам Герой Советского Союза Черненко. Во время барража над морем он по лучил приказание связаться с на шими кораблями и приступить к корректированию их огня по мино носцам противника. Благодаря исключительно точной корректи ровке летчика, один -миноносец был подбит и лишился хода.. Спу стя некоторое время его торпеди ровали наши катера іи потопили. Терпя поражение за поражением, немцы -вызвали в район боев крей сер. Своим огнем он сильно мешал продвижений нашей пехоты. Избрав позиций на дистанции не досягаемой для береговых бата рей, крейсер вел огонь по коррек - і тировке с самолета «Арадо-95», прикрывавшегося двумя' «ФВ-190». Для уничтожения немецкого кор ректировщика летчик Прасолов повел 4 «Лавочкиных». Гвардейцы разбились н-а пары и вступили в бой с прикрытием. Попытки про тивника уйти на сваю территорию ■не уве.нч- ались успехом. Одного «Фокке-Вульфа» сбил ведущий, а второго уничтожил летчик Мягков. Затем -Мягков, Прасолов, Сапож ников и Вахтин всей четверкой .на бросились на .«Арадо-Ѳ5» и загнали его в воду. ■Когда корректировщик с при крытием были уничтожены, 12 на ших истребителей вылетели для обеспечения удара «іПе-2» по крей серу. При подходе к последне му, группа Черненко обнаружила другого корректировщика типа «Ара.до-,96». П-ервіым его -атаковал и сбил гвардии младший лейтенант Желнов. «Арадо» горящим факе лом летел до самой іводы, сопро вождаемый нашими истребителями. Немецкий крейсер остался без корректировочной авиации, В ходе боя наши истребители отогнали вражеские самолеты' прикрытия, и балтийские пикирующие бомбарди. ровщики проиізвели успешный на лет на крейсер. За время бо-ев по очищению ост рова Саірема от немецких захватчи ков летчики-гвардейцы сбили- 13 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. Причем, исклю чительно все воздушные бои были навязаны немцам, если можно так •выразиться, наісдаыно. Приходи лось гоняться за каждым враже ским самолетом или группой. Воз душный противник не подавлялся над вашими кораблями. Явное превосходство э скорости, маневре, настойчивости было на стороне балтийских летчиков, Бо гатый опыт, накопленный за время ■войны, давал им возможность прочно удерживать инициативу в своих руках, своевременно .разоб лачать каждый маневр врага. Но тем не менее есть еще много во просов, связанны» с боевыми дей ствиями иаід- морем, которые требу ют настойчивого научения. Надо продолжать тщательно изучать опы-т проведенные воздушных боев над морским театром, совершенст вовать .взаимодействие с корабля ми.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz