Североморский летчик. 1945, март.
7 - СЕВЕРОМОРСКИЙ Л ЕТЧИ К 15 марта 1945 г., № 63 (443) УЧИ СЬ НА О ПЫ ТЕ БО ЕВ ! Д о р а з в е д к а к о н в о е в п р о т и в н и к а Доразведка ,и непрерывное на блюдение за конвоем противника ведется с момента, когда конвой войдет в зону действия нашей авиации. Доразведку а ясную по году •целесообразно вести парой (ведущий производит доразведку, ведомый следит за- воздухом), а в облачную одиночно. Леггчмік, ^идущий да задание, дол. жен иметь хотя бы минимальные сведения о месте .нахождения конвоя, погоде по маршруту и в районе конвоя. /Конечно, гораздо лучше, когда известны и другие данные: курс, ордер и ход конвоя, а также класс кораблей и воздуш ная обстановка. При наличии та ких сведений легче строить марш рут я главное подход и выход на конвой В своей летной практике мне не однократно приходилось вести доразведку немецких конвоев в Баренцевом море. 'Поэтому я и хочу остановиться на основных во просах дораэведки и поделиться своим опытом. і Перед «вылетом доразведчику нужна установить трехстороннюю связь, если он идет на задание па рой и двухстороннюю, когда выле тает один. Доразведчику также необходимо уметь быстро под страиваться в .воздухе «а нужные радиоволны, ибо специально на это’ время он іне имеет. Отсюда вывод: летчик обязан отлично знать свою радиоаппаратуру и умело, быстро работать на ней. Полет шаблонным 'маршрутом — .гибель для доразведчика. Каждый раз надо строить маршрут сообраз. но обстановке на данном театре. Из опыта можно порекомендо вать: в десятибальную облач ность порядка 2 — 3 тысяч мет ров до вражеской территории итти иа бреющем полете, чтобы преждевременно не засекли ло каторы противника; над враже ской территорией итти ниже кром ки облачности примерно на 200 метров (в случае встречи с истре бителями противника, доразведчик «ходит ів облака). Под самой' кром. кой облачности ходить никогда не следует, т. ж. круговой обзор лет чика очень мал, осмотрительность плохая, а самолет, идущий под са мой іюромікой облачности, хорошо виден с большой дистанции, В та ких случаях противник может по дойти незамеченным. Подобную ошибку допустил однажды развел, чик М., который увидел трассы, а потом уже. самолет противника. М.-только по счастливой случай ности не был сбит с первой очере ди, а отделался несколькими про боинами. При выходе на конвой нужно использовать облачность с таким расчетом, чтобы лад пелыо по явиться внезапно. Для этого необ ходим навык полета по расчету •времени. Момент выхода из облач. ности—самый ответственный в по лете и.требует от экипажа хоро шей осмотрительности. Если в момент .выхода доразвед. чика из облачности над конвоем окажутся истребители., прикрываю щие конвой, то они самолет уви дят не сразу. Наверняка дораэвед- чнк заметит их первым. Если же врагу и удается наш самолет об наружить первому, то все равно ему нужно время для сближения В таком случае1необходимо бегло просмотреть конвой, по возможно сти определить типы основных ко раблей и уйти по направлению к морю, в облачность. В облаках следует сменить курс и выйти на береговую черту, а погом, 'исполь зуя фон местности, окончательно установить все данные о конвое. После этого можно отойти от це ли на такое расстояние, чтобы ее отчетливо видеть и вести непре рывное наблюдение и всякое 'изме нение в ордере конвоя передавать по радио. В ясную погоду на конвой про тивника нужно выходить со сторо ны солнца, держа высоту ів зависи мости от того, барражируют ли над Летчик-штурмовик Джафар Алимович Насурлаев—'воспитан ник мастера штурмовых ударов Героя Советского Союза Сини цына. Вместе со своим коман диром он не раз летал на штур мовку вражеских караванов. Лейтенант Насурлаев—участник ожесточенных воздушных сра жений с немецкими истребите лями, пытавшимися отсечь на ших летчиков от немецких кон воев. В одном из таких боев На сурлаев сбил «ФВ-<190». НА СНИМКЕ: лейтенант Д. Насурлаев. конвоем истребители противника. Однако для того, чтобы точно определить класс кораблей, высо та не должна превышать 3 тысяч метров, а удаление от цели—'2—3 километра. 'B таких условиях мож но и необходимо подтвердить своя наблюдения фотоснимком. ГІродолжительноеть непрерывно. го наблюдения зависит от запаса горючего и от расстоянии наблюда, е.мого конвоя или об’екта. К при меру, на нашем самолете приходи лось непрерывно наблюдать от 15 до 45 минут. Если над конво ем истребители противника, то все1 это время за1 доразведчиком они будут охотиться независимо от того, видят они его или нет, ибо с кораблей всегда противник трас сирующими очередями может ука зывать место нахождения дораз- ведчика. Поэтому необходимо то и дело менять курс и наблюдать за истребителями. Если же истреби тели противника заметили самолет, то нужно отойти на некоторое вре мя от конвоя, или войти в облака и потом снова продолжать наблю дение. Нередко доразведчику прихо дится работать вместе с ударной группой. Надо сказать, что в таких случаях он малополезен, т. к., имея другую радиоволну, доразведчик не имеет связи с самолетами удар ной группы. іВ сентябре 1944 года нашими .разведчиками был обнару жен конвой на выходе в Тана-фи- орде. Я вылетел на доразведку. После 5—7 минут наблюдения за кораблями противника, которые к этому времени успели разойтись по .мелким фиордам, я увидел под ходящие группы торпедоносцев и штурмовиков. Ясно, что мне тут же надо бышо передать .ведущему об 'изменениях, в конвое и помочь ударной группе разыскать тран спорты. ОднакО сделать это я не мог из-за того, что моя рация была настроена на другую .волну. Полу чилось так, что ударная группа по. шла в атаку на два эсминца вместо транспортов. В итоге противнику не был нанесен соответствующий ущерб. Между тем транспорты немцев оставались совершенно без. защитны. 1На перехода* немцы всячески пытаются маскировать свои кон вои, приспосабливать их пеіреход к соотіветствуюіщим міетеоусловиям. Поэтому доразведка конвоев напе. реходе приобретает весьма важное значение. Без нее ударной авиации очень трудно обнаружить цель и тем более правильно и грамотно зайти на нее. Все это говорит за то, что после получения радио граммы от разведчика нужно не медленно высылать доразведчика, иначе конвой можно потерять. Лейтенант А. МЕДНИКОВ. Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии гвардии капитан Павел Ники тич Якимов, уроженец г. Ленин града. Фото Ал. Лесс. Фотохроника ТАСС. В М О Т О Р Н О М К Л А С С Е Этот моторный класс располо жен в землянке, которая в недале ком прошлом использовалась для второстепенных хозяйственных нужд. В короткий срок, благодаря инициативе технических руководи телей части и самих техников, землянка преобразована до неузна ваемости. Стены тщательно выкра шены. Проведен дополнительный электросвет. На стена* висит не сколько схем устройства и дейст вия отдельны-х агрегатов мотора. На досках размещены части маг-не. то, помпы с их подробным описа нием. Болееі крупные агрегаты и детали двигателя положены на прочные стелажи. Столы для слу шателей сделаны аккуратно и прочно. Сегодня в этомі классе — заня тая по изучению конструкции мо тора. Офицеры технической служ бы собрались а назначенное время и заняли места. Учебу проводит старший техник-лейтенант т. Ка лашников. На столе преподавателя — ша- тунно-ікриівошишшй механизм. Занятия, тема которых — колен чатый .вал, — начинаются. Преподаватель рассказывает о назначении коленчатого йала, ■ о материале, из которого он изготов лен. Прервав лекцию, он рисует на доске схему сил, действующих «а коленчатый вал /во время работы мотора. На протяжении всей лек ции старший техник-лейтенант т.. Калашников схемами «а доске показывал слушателям отдельные моменты рабоіты коленчатого вала. Недавно т. Калашников побывал на заводе, где изготовляют мото ры. Здесь же, на лекции, он рас сказал о производственны* про цессах и операциях, о поточном методе производства авиамоторов. Преподаватель во все время заня тий стремился связать теоретиче. ский положения лекции с практи кой работы личного состава. Он рассказал о встречающихся дефек. тах в коленчатом вале if шалу нах, о распознаіваінии их и о преду преждении аварий моторов. •Минут за пятнадцать до конца занятий офицерам и техникам бы ла дана .возможность выяснить ин тересующие их вопросы. На них т. (Калашников дал ответы. После этого техников пригласили к ко ленчатому валу, чтобы лучше рас смотреть его устройство: криво шипы, различные сверления, посад, ку ведущей шестерни редуктора. Занятия окончены. В класс во шел инженер части т. Кравченко, Он дал техникам задание на день. Такую учебу техников вполне можно наладить в каждой части, Ю. КОСТРОВ. =•* СТРОИТЕЛЬСТВО ТАЛИНСК0Г0 КАНАЛА На строительстве самого крупно го ирригационного сооружения' Армении—Талинекого канала., ко торый оросит 30.000 гектаров по севной площади, началась одна из самых ответственных работ. Про бивается туннель через возвышен ность, преградившую путь трассе канала, пролегающей по западным склонам горы Араапат. Протяжение туннеля — 2,5 километра. Работы будут ускорены созданием двух шахт, которые позволяіт веста про ходку туннеля однепременно с ше сти концов. На строительной пло щадке оборудуются тепловая электростанция 'мощностью 300 киловатт, компрессорные установ ки, бетонный завод. Уже готова насосная станіция. ТАН ЛИ НАДО „ ВЫРУЧАТЬ“ ПОДЧИНЕННЫХ? ОБ ОДіНОЙ ©ЕСЕДЕ т. ЛАВРЕНЮК С КОМЕНДАНТОМ ГАРНИЗОНА За состояние дисциплины, в первую очередь, несет ответственность начальник. Он обязан непрестанно воспитывать своих подчиненных в духе выполнения всех требований воинской дисциплины, развивать и поддерживать у них сознание высоко го значения воина, призванного защищать свое государство—Союз Советских Со- Недавно у коменданта Н-ского гарнизона лейтенанта Мордасова произошел следующий телефонный разговор. Звонил капитан интен дантский службы т. Лавренюк. — Товарищ комендант, опять наших бойцов задерживаете. Поче. му это вы так на ник «напусти лись»?.. — Потому, что ваши бойцы на рушают форму одежды;—ответил комендант. — Но ведь мы работаем, у нас производство. іИ івообіце со своими порядками вы отрываете людей от дела и мешаете .иа.м выполнять план .ремонта. Дальше разговор перешел на упреки. 'Капитан возмущенно кри чал в трубку: — Вы придираетесь. Что вам, делать болышё нечего? Научить людей дисциплине мы к сами мо жем... циалистических Республик 'По словам +. Лавренюк выходи ло: комендант не прав и в том, что задерживает военнослужащих, нарушающих форму одежды, и .в том,, что на Строевы* занятия* учит их дисциплине. Подобные упреиг лейтенанту Мордасову приходилось слышать « от других командиров .подразде лений: не задерживайте наши* бойцов, мы •их сами дисциплине научим. Может быть, действительно не прав комендант? Зачем задержи вать бойцов, проводить с ниш строевые занятия, отрывать от производства, несения службы, если... Да вот именно — «если»! Если бы все без исключения коман. диры, а том чикле и .в ма стерской, по-настоящему занима лись с подчиненны», не на сло вах, а -на деле учили и» дисципли не, строго выполняли уставы и циркулярные указания в отноше- ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ. нии увольнения,, формы одежды, яыпраівки,—комендаиту, наверное, скоро никого задерживать бы не пришлось. Дело, таким образом, упирается, как мы видим, не в коменданта, а в тех начальников и командиров, которые иногда равнодушно относятся к наруше ниям формы одежды, отдельных положений Устава. .Водном из последних циркуляр, ных указаний сказано: «Каждый начальник и старший по воинскому званию обязаны следить за акку ратным содержанием обмундирова ния и правильным его ношением подчиненными и младшими по воинскому званию». В уставе внут ренней службы записано: «Военно служащие по получении разреше ния на увольнение перед уходом являются к дежурному по подраз делению. Дежурный осматривает состояние и пригонку обмундиро вания увольняемого, записывает его в книгу увольняемы*...». В стоответствующем приказе .гово рится: «Каждую неделю командиры (начальники) должны проводить строевые занятия». 'Безукоризненно выполнять все эти требования — обязанность командиров подразделений, офице ров. Однако в Н-скОй мастерской дальше разговоров о том, что «Мы сами примем меры, мы сами научим людей дисциплине», — дело не идет. Вместо того, чтобы спорить с комендантом, почти ежедневно «выручать», как выражаются в мастерской, «свои*» из комендату ры., следует, т. Лавренюк, настой чиво и повседневно укреплять дис циплину, выполнять требования уст.аівов и указаний. 'Как же с этим делом обстоит в Н-іокой мастерской? Прямо скажем —плохо. Строевые занятия там не проводились уже полмесяца, за формой одежды мало кто следит, увольнение личного состава .в клуб производится без всякого предварительного построения , по принципу: кто как и в чем может, уставные требования преданы заб вению. Не случайно дважды за нарушение формы одежды задер живался и сам т. Лавренюк, а так же другие военнослужащие. Нарушение формы одежды про исходит, главным образом, потому, что военноелужащие мастерской ходят по территории гарнизона в той одежде, в .которой работаіют в цехе — в куртка* без погон, в ват ных; брюка*. ів шапка* без звездо чек. Можно ли это допускать? Ко нечно, нет. Избежать же очень лег ко.: в цеха* следует создать усло вия, чтобы пе:ред тем, как оста вить производство, офицеры И бой цы могли переоденься. О том, что сделать это надо — знают в мастерской, но почему-то не дела ют, а предпочитают нарушать фор му одежды и обвинять коменданта а «придирчивости». Нет, комендант прав. Если вы хотите, чтобы ваших; людей не от- ры'вади от работы, наведите поря док, как говорят, и своем доме. Не на словах, а на деле научите сво их бойцов и офицеров дисциплине, соблюдению формы одежды. 3. КЛЕНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz