Североморский летчик. 1945, март.

7 - СЕВЕРОМОРСКИЙ Л ЕТЧИ К 15 марта 1945 г., № 63 (443) УЧИ СЬ НА О ПЫ ТЕ БО ЕВ ! Д о р а з в е д к а к о н в о е в п р о т и в н и к а Доразведка ,и непрерывное на­ блюдение за конвоем противника ведется с момента, когда конвой войдет в зону действия нашей авиации. Доразведку а ясную по­ году •целесообразно вести парой (ведущий производит доразведку, ведомый следит за- воздухом), а в облачную одиночно. Леггчмік, ^идущий да задание, дол. жен иметь хотя бы минимальные сведения о месте .нахождения конвоя, погоде по маршруту и в районе конвоя. /Конечно, гораздо лучше, когда известны и другие данные: курс, ордер и ход конвоя, а также класс кораблей и воздуш­ ная обстановка. При наличии та­ ких сведений легче строить марш­ рут я главное подход и выход на конвой В своей летной практике мне не­ однократно приходилось вести доразведку немецких конвоев в Баренцевом море. 'Поэтому я и хочу остановиться на основных во­ просах дораэведки и поделиться своим опытом. і Перед «вылетом доразведчику нужна установить трехстороннюю связь, если он идет на задание па­ рой и двухстороннюю, когда выле­ тает один. Доразведчику также необходимо уметь быстро под­ страиваться в .воздухе «а нужные радиоволны, ибо специально на это’ время он іне имеет. Отсюда вывод: летчик обязан отлично знать свою радиоаппаратуру и умело, быстро работать на ней. Полет шаблонным 'маршрутом — .гибель для доразведчика. Каждый раз надо строить маршрут сообраз. но обстановке на данном театре. Из опыта можно порекомендо­ вать: в десятибальную облач­ ность порядка 2 — 3 тысяч мет­ ров до вражеской территории итти иа бреющем полете, чтобы преждевременно не засекли ло­ каторы противника; над враже­ ской территорией итти ниже кром­ ки облачности примерно на 200 метров (в случае встречи с истре­ бителями противника, доразведчик «ходит ів облака). Под самой' кром. кой облачности ходить никогда не следует, т. ж. круговой обзор лет­ чика очень мал, осмотрительность плохая, а самолет, идущий под са­ мой іюромікой облачности, хорошо виден с большой дистанции, В та­ ких случаях противник может по­ дойти незамеченным. Подобную ошибку допустил однажды развел, чик М., который увидел трассы, а потом уже. самолет противника. М.-только по счастливой случай­ ности не был сбит с первой очере­ ди, а отделался несколькими про­ боинами. При выходе на конвой нужно использовать облачность с таким расчетом, чтобы лад пелыо по­ явиться внезапно. Для этого необ­ ходим навык полета по расчету •времени. Момент выхода из облач. ности—самый ответственный в по­ лете и.требует от экипажа хоро­ шей осмотрительности. Если в момент .выхода доразвед. чика из облачности над конвоем окажутся истребители., прикрываю­ щие конвой, то они самолет уви­ дят не сразу. Наверняка дораэвед- чнк заметит их первым. Если же врагу и удается наш самолет об­ наружить первому, то все равно ему нужно время для сближения В таком случае1необходимо бегло просмотреть конвой, по возможно­ сти определить типы основных ко­ раблей и уйти по направлению к морю, в облачность. В облаках следует сменить курс и выйти на береговую черту, а погом, 'исполь­ зуя фон местности, окончательно установить все данные о конвое. После этого можно отойти от це­ ли на такое расстояние, чтобы ее отчетливо видеть и вести непре­ рывное наблюдение и всякое 'изме­ нение в ордере конвоя передавать по радио. В ясную погоду на конвой про­ тивника нужно выходить со сторо­ ны солнца, держа высоту ів зависи­ мости от того, барражируют ли над Летчик-штурмовик Джафар Алимович Насурлаев—'воспитан­ ник мастера штурмовых ударов Героя Советского Союза Сини­ цына. Вместе со своим коман­ диром он не раз летал на штур­ мовку вражеских караванов. Лейтенант Насурлаев—участник ожесточенных воздушных сра­ жений с немецкими истребите­ лями, пытавшимися отсечь на­ ших летчиков от немецких кон­ воев. В одном из таких боев На­ сурлаев сбил «ФВ-<190». НА СНИМКЕ: лейтенант Д. Насурлаев. конвоем истребители противника. Однако для того, чтобы точно определить класс кораблей, высо­ та не должна превышать 3 тысяч метров, а удаление от цели—'2—3 километра. 'B таких условиях мож­ но и необходимо подтвердить своя наблюдения фотоснимком. ГІродолжительноеть непрерывно. го наблюдения зависит от запаса горючего и от расстоянии наблюда, е.мого конвоя или об’екта. К при­ меру, на нашем самолете приходи­ лось непрерывно наблюдать от 15 до 45 минут. Если над конво­ ем истребители противника, то все1 это время за1 доразведчиком они будут охотиться независимо от того, видят они его или нет, ибо с кораблей всегда противник трас­ сирующими очередями может ука­ зывать место нахождения дораз- ведчика. Поэтому необходимо то и дело менять курс и наблюдать за истребителями. Если же истреби­ тели противника заметили самолет, то нужно отойти на некоторое вре­ мя от конвоя, или войти в облака и потом снова продолжать наблю­ дение. Нередко доразведчику прихо­ дится работать вместе с ударной группой. Надо сказать, что в таких случаях он малополезен, т. к., имея другую радиоволну, доразведчик не имеет связи с самолетами удар­ ной группы. іВ сентябре 1944 года нашими .разведчиками был обнару­ жен конвой на выходе в Тана-фи- орде. Я вылетел на доразведку. После 5—7 минут наблюдения за кораблями противника, которые к этому времени успели разойтись по .мелким фиордам, я увидел под­ ходящие группы торпедоносцев и штурмовиков. Ясно, что мне тут же надо бышо передать .ведущему об 'изменениях, в конвое и помочь ударной группе разыскать тран­ спорты. ОднакО сделать это я не мог из-за того, что моя рация была настроена на другую .волну. Полу­ чилось так, что ударная группа по. шла в атаку на два эсминца вместо транспортов. В итоге противнику не был нанесен соответствующий ущерб. Между тем транспорты немцев оставались совершенно без. защитны. 1На перехода* немцы всячески пытаются маскировать свои кон­ вои, приспосабливать их пеіреход к соотіветствуюіщим міетеоусловиям. Поэтому доразведка конвоев напе. реходе приобретает весьма важное значение. Без нее ударной авиации очень трудно обнаружить цель и тем более правильно и грамотно зайти на нее. Все это говорит за то, что после получения радио­ граммы от разведчика нужно не­ медленно высылать доразведчика, иначе конвой можно потерять. Лейтенант А. МЕДНИКОВ. Герой Советского Союза и Народный Герой Югославии гвардии капитан Павел Ники­ тич Якимов, уроженец г. Ленин­ града. Фото Ал. Лесс. Фотохроника ТАСС. В М О Т О Р Н О М К Л А С С Е Этот моторный класс располо­ жен в землянке, которая в недале­ ком прошлом использовалась для второстепенных хозяйственных нужд. В короткий срок, благодаря инициативе технических руководи­ телей части и самих техников, землянка преобразована до неузна­ ваемости. Стены тщательно выкра­ шены. Проведен дополнительный электросвет. На стена* висит не­ сколько схем устройства и дейст­ вия отдельны-х агрегатов мотора. На досках размещены части маг-не. то, помпы с их подробным описа­ нием. Болееі крупные агрегаты и детали двигателя положены на прочные стелажи. Столы для слу­ шателей сделаны аккуратно и прочно. Сегодня в этомі классе — заня­ тая по изучению конструкции мо­ тора. Офицеры технической служ­ бы собрались а назначенное время и заняли места. Учебу проводит старший техник-лейтенант т. Ка­ лашников. На столе преподавателя — ша- тунно-ікриівошишшй механизм. Занятия, тема которых — колен­ чатый .вал, — начинаются. Преподаватель рассказывает о назначении коленчатого йала, ■ о материале, из которого он изготов­ лен. Прервав лекцию, он рисует на доске схему сил, действующих «а коленчатый вал /во время работы мотора. На протяжении всей лек­ ции старший техник-лейтенант т.. Калашников схемами «а доске показывал слушателям отдельные моменты рабоіты коленчатого вала. Недавно т. Калашников побывал на заводе, где изготовляют мото­ ры. Здесь же, на лекции, он рас­ сказал о производственны* про­ цессах и операциях, о поточном методе производства авиамоторов. Преподаватель во все время заня­ тий стремился связать теоретиче. ский положения лекции с практи­ кой работы личного состава. Он рассказал о встречающихся дефек. тах в коленчатом вале if шалу­ нах, о распознаіваінии их и о преду­ преждении аварий моторов. •Минут за пятнадцать до конца занятий офицерам и техникам бы­ ла дана .возможность выяснить ин­ тересующие их вопросы. На них т. (Калашников дал ответы. После этого техников пригласили к ко­ ленчатому валу, чтобы лучше рас­ смотреть его устройство: криво­ шипы, различные сверления, посад, ку ведущей шестерни редуктора. Занятия окончены. В класс во­ шел инженер части т. Кравченко, Он дал техникам задание на день. Такую учебу техников вполне можно наладить в каждой части, Ю. КОСТРОВ. =•* СТРОИТЕЛЬСТВО ТАЛИНСК0Г0 КАНАЛА На строительстве самого крупно­ го ирригационного сооружения' Армении—Талинекого канала., ко­ торый оросит 30.000 гектаров по­ севной площади, началась одна из самых ответственных работ. Про­ бивается туннель через возвышен­ ность, преградившую путь трассе канала, пролегающей по западным склонам горы Араапат. Протяжение туннеля — 2,5 километра. Работы будут ускорены созданием двух шахт, которые позволяіт веста про­ ходку туннеля однепременно с ше­ сти концов. На строительной пло­ щадке оборудуются тепловая электростанция 'мощностью 300 киловатт, компрессорные установ­ ки, бетонный завод. Уже готова насосная станіция. ТАН ЛИ НАДО „ ВЫРУЧАТЬ“ ПОДЧИНЕННЫХ? ОБ ОДіНОЙ ©ЕСЕДЕ т. ЛАВРЕНЮК С КОМЕНДАНТОМ ГАРНИЗОНА За состояние дисциплины, в первую очередь, несет ответственность начальник. Он обязан непрестанно воспитывать своих подчиненных в духе выполнения всех требований воинской дисциплины, развивать и поддерживать у них сознание высоко­ го значения воина, призванного защищать свое государство—Союз Советских Со- Недавно у коменданта Н-ского гарнизона лейтенанта Мордасова произошел следующий телефонный разговор. Звонил капитан интен­ дантский службы т. Лавренюк. — Товарищ комендант, опять наших бойцов задерживаете. Поче. му это вы так на ник «напусти­ лись»?.. — Потому, что ваши бойцы на­ рушают форму одежды;—ответил комендант. — Но ведь мы работаем, у нас производство. іИ івообіце со своими порядками вы отрываете людей от дела и мешаете .иа.м выполнять план .ремонта. Дальше разговор перешел на упреки. 'Капитан возмущенно кри­ чал в трубку: — Вы придираетесь. Что вам, делать болышё нечего? Научить людей дисциплине мы к сами мо­ жем... циалистических Республик 'По словам +. Лавренюк выходи­ ло: комендант не прав и в том, что задерживает военнослужащих, нарушающих форму одежды, и .в том,, что на Строевы* занятия* учит их дисциплине. Подобные упреиг лейтенанту Мордасову приходилось слышать « от других командиров .подразде­ лений: не задерживайте наши* бойцов, мы •их сами дисциплине научим. Может быть, действительно не прав комендант? Зачем задержи­ вать бойцов, проводить с ниш строевые занятия, отрывать от производства, несения службы, если... Да вот именно — «если»! Если бы все без исключения коман. диры, а том чикле и .в ма­ стерской, по-настоящему занима­ лись с подчиненны», не на сло­ вах, а -на деле учили и» дисципли­ не, строго выполняли уставы и циркулярные указания в отноше- ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ. нии увольнения,, формы одежды, яыпраівки,—комендаиту, наверное, скоро никого задерживать бы не пришлось. Дело, таким образом, упирается, как мы видим, не в коменданта, а в тех начальников и командиров, которые иногда равнодушно относятся к наруше­ ниям формы одежды, отдельных положений Устава. .Водном из последних циркуляр, ных указаний сказано: «Каждый начальник и старший по воинскому званию обязаны следить за акку­ ратным содержанием обмундирова­ ния и правильным его ношением подчиненными и младшими по воинскому званию». В уставе внут­ ренней службы записано: «Военно­ служащие по получении разреше­ ния на увольнение перед уходом являются к дежурному по подраз­ делению. Дежурный осматривает состояние и пригонку обмундиро­ вания увольняемого, записывает его в книгу увольняемы*...». В стоответствующем приказе .гово­ рится: «Каждую неделю командиры (начальники) должны проводить строевые занятия». 'Безукоризненно выполнять все эти требования — обязанность командиров подразделений, офице­ ров. Однако в Н-скОй мастерской дальше разговоров о том, что «Мы сами примем меры, мы сами научим людей дисциплине», — дело не идет. Вместо того, чтобы спорить с комендантом, почти ежедневно «выручать», как выражаются в мастерской, «свои*» из комендату­ ры., следует, т. Лавренюк, настой­ чиво и повседневно укреплять дис­ циплину, выполнять требования уст.аівов и указаний. 'Как же с этим делом обстоит в Н-іокой мастерской? Прямо скажем —плохо. Строевые занятия там не проводились уже полмесяца, за формой одежды мало кто следит, увольнение личного состава .в клуб производится без всякого предварительного построения , по принципу: кто как и в чем может, уставные требования преданы заб­ вению. Не случайно дважды за нарушение формы одежды задер­ живался и сам т. Лавренюк, а так­ же другие военнослужащие. Нарушение формы одежды про­ исходит, главным образом, потому, что военноелужащие мастерской ходят по территории гарнизона в той одежде, в .которой работаіют в цехе — в куртка* без погон, в ват­ ных; брюка*. ів шапка* без звездо­ чек. Можно ли это допускать? Ко­ нечно, нет. Избежать же очень лег­ ко.: в цеха* следует создать усло­ вия, чтобы пе:ред тем, как оста­ вить производство, офицеры И бой­ цы могли переоденься. О том, что сделать это надо — знают в мастерской, но почему-то не дела­ ют, а предпочитают нарушать фор­ му одежды и обвинять коменданта а «придирчивости». Нет, комендант прав. Если вы хотите, чтобы ваших; людей не от- ры'вади от работы, наведите поря­ док, как говорят, и своем доме. Не на словах, а на деле научите сво­ их бойцов и офицеров дисциплине, соблюдению формы одежды. 3. КЛЕНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz