Североморский летчик. 1945, март.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 9 марта 1945 г., № 58 (438). Когда торпеда бьет врага насмерть? ФАКТЫ И ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ МОЛОДОМУ ТОРПЕДОНОСЦУ Д В А П Р О М А Х А С Т А Р Ш Е Г О Л П Й Т Е Н А Ы Т А В А С И Л Е Н К О 'T' О і ЙП і ЕДОНООЕ і Ц <охотник, * вылетая ма боевое задание, ‘і&шию ію имеет даинщ о против­ нике, с которым ему ирадеггся іютретитіься » море. Экипаж, как иратило, действует к одиночку без прикрытия и другого бо&ікжо обес­ печении. Все это значительно усложняет работу экипажа. После длительного полета л обнаруже­ ния кораблей .ирага ему самостоя­ тельна приходится принимать реше­ ние » выбирать способ атаки цели. Успех: охотника сам па себе ие приходит. Экипаж достигает успе­ ха путем настойчивой учебы на по­ лигоне, «оучением опыта, постоян­ ным совершенствованием навыков выхода в аггажу и тренировкой при­ целивания по подвижному кораб­ лю-цели. Особенно .важно во вреі- мя учебы отработать точность тор- педаметаіния, глазомер, ибо можно хорошо летать в самых сложных метеоуслшии-х, обладать хит­ ростью, умением скрытно и стре- мителыно выходить в атаку, и все же «в достичь успеха, если не об­ ладать снайперским глазомером, кавіыком мгновенного определения элементов движения корабля « точного прицеливания. Старший лейтенант Василенко однажды после длительного поле­ та а сложиьм метеоусловиях вдоль побережья противника обна­ ружил два небольших транспорта, идущих в кильватерном строю кур. сом на запад. -Внезапно и скрытно сблизившись с неприятелем, Ва­ силенко атаковал концевой ко­ рабль. Однако сброшенная им с короткой дистанции торпеда про­ шла за кормой. Почему- торпеда Василенко при благоприятны» условиях не пора­ зила цели? Василенко проявил излишнюю поспешность, .неточно определил элементы движения корабля. Но ни летчик Василенко, ни его штурман не извлекли должного урока из своей неудачной атаки. Они по- прежнему на полигонных трениров. ках не пользовались прицелом, на­ деясь торпедировать «на глаз»..Не мудрено поэтому, что и .во второй раз экипаж, повторив ошибку, сно­ ва цели не поразил. Неудачи экипажа Василенко и некоторые других молодых летчи­ ков свидетельствуют о том, что к подготовке торпедоносца-охот- ннка .необходимо относиться бо­ лее придирчиво и требовательно: победа в крейсерском полете дает­ ся только тому, кто серьезно тре­ нируется на полигоне, кто любит и уважает прицел. Этот вывод полностью под­ тверждается практикой известных мастеров свободной охоты лет- чикав-гварДейцев Киселева, Тру., нова, Зайченко, Макаревича я дру­ гих, которые без промаха посылали свои торпеды в цель. Ш К О Л А К А П И Т А Н А К И С Е Л Е В А МЛ ЗЙЕОТНО, что все эти лег-' нова. Через три дня после откры- чики в торпедоносную авиа-1 ціргоі пришли из разведывательного полка, имея солидный опыт поле­ тов л імч>і>е. Хорошая техника пи­ лотирования иаі малюй высоте иад «одой, богатый опыт полетов в сложным метеоусловия* Запо­ лярья, отличное знание театра, на­ стойчивость ів поиске цели, уме- «но отлично определять классы ко. раіблеіі и элементы их движения — woo это ускорило подготовку и ввод их н строй, как летчиков-тор. педаносцев. іКалитян Трунов после хорошем н.кдаміной подготовки сделал четы­ ре вылета на торпедный полигон. При этом он произвел лишь одну атаку практической торпедой, а 16 атак — тренировочных. Отличный противоартнллерийский маневр при сближении с цельно и при выходе из атаки, умение точно выдержи­ вать необходимый режим полетала боевом курсе и прицельно сбрасы­ вать торпеду — явились залогом дальнейших! боевых успехов Тру­ тня боевого счета молодого .минно. торпедного полка Трунов ,в своей первой атаке потопил транспорт противника водоизмещением 6.000 тонн, — Я действовал так же, как на полигоне, ...ответил Трунов при опросе его после полета, Капитан Кн/селев никогда не прекращал личную тренировку на торпедном полигоне к того же требовал от овоих подчиненных. Начальник минно-торпедной служ. бы части с васхищением отзывался о безукоризненных полетах (Кисе­ лева на торпедном полигоне. Не­ заметно переваливаясь через соп­ ки, герой-торпедоносец .неожидан­ но появлялся у корабля-цели. Ес­ ли было нужно па условиям атаки, Киселев искусно проводил само­ лет лощинами между сопками, чтобы атаковать его с любого (на­ правления и борта. В паре с Тру­ новым, Башты'рковыад, Зайченко или Макаревичем, 'Киселев часто производил показательные полеты для молодых летчиков. Д О С Т О Й Н Ы Е Н А С Л Е Д Н И К И М А С Т Е Р С Т В А Г Е Р О Е В І-І OBOE поколение гвардейцев. * * торпедоносцев, .воспитанное на лучших традициях, показало блестящие примеры успешных тор. педнык атак в дальних крейсер­ ских полетах» Всем известны побе. донос.ные вылеты экипажей Героев Советского Союза Пирогова, Зай­ цева, Фрааіцева, летчиков Литви­ нова, Шебанова и других. Умелый полет в сложных метеоусловиях обеспечивал летчикам скрытый подход к цели и внезапность ата­ ки. За три боевых дня гвардейские экипажи однажды потопили 4 фа­ шистских транспорта общим водо­ измещением 24.000 тонн. Тов. Литвинов еще на пути к цели преодолевал несколько снеж. ных и дождевых зарядов и шел почти вслепую. іНо настойчивый летчик достиг намеченного района и обследовал его. Заметив .на рей­ де немецкий транспорт, т. Литви­ нов трезво оценил обстановку и избрал наилучшее направление для атаки. На транспорт надвигался дождевой заряд. Этим и восполь­ зовался Литвинов. Зайдя в него, торпедоносец-охотник сблизился с транспортом на короткую дистан­ цию и прицельно сбросил торпеду. В этот же день, в наиболее уда­ ленном проливе, также преодоле­ вая туман и снежные за.ряды., не менее настойчиво искал корабли противника экипаж т. Пирогова. Внезапно самолет выскочил на многочисленный конвой. Из-за не­ выгодных курсовых углов Пиро­ гову не удалось с хода .атаковать неприятели, и он вынужденно про­ скочил над конвоем на малой вы­ соте.. В условиях стесненного рай­ она и плохой видимости, Пирогов все же решил не упускать удобно­ го случая. Скрывшись от кораблей в заряд, он зашел на выходные курсовые- угльг для атаки и стре­ мительно пошел на сближение с целью. .'Корабли все же успели подготовиться для отражения ата­ ки торпедоносца: при выходе из заряда экипаж встретил ожесто­ ченное огневое противодействие. Небольшое расстояние от заряда до конвоя давало Пирогову боль­ шие преимущества и оправдывало дерзкую его атаку. Танкер в 6.000 тонн взорвался и пошел ко дну, а смелый экипаж благополучно вер­ нулся «а аэродром. т ы л а К О Ш У М О Ж Н О Р А З Р Е Ш И Т Ь С В О Б О Д Н У Ю - О Х О Т У IU НОШЕ наши летчики-торпе- ІТ Ідоносцы с нетерпением ждут разрешения на свободную охоту. Но только лучшие, хорошо подго­ товленные экипаіжн должны по­ лучать право на выполнение такой почетной и ответственной задачи. Летчик, который стремится в крейсерский полет, должен на­ стойчиво учиться, овладевать опы­ том войны, тщательно готовиться не только к боевому вылету, но и к каждому тренировочному полету на торпедный полигон. Смелого, инициативного и твор­ чески мыслящего летчика не мо­ гут обескураживать неудачи. Анализируя успешные торпедные атаки мастеров крейсерского поле­ та, молодой летчик должен уяс­ нить себе и практически освоить законы победы, которыми пользо­ вались заслуженные северомор­ ские торпедоносцы. * Детальное и всестороннее зна. ние театра позволяет атаковать цель в отдаленных фиордах против­ ника; изучай театр непрерывно, не жалея на это времени и сил. * Для скрытного подхода к це­ ли и внезапной атаки необходимо тренироваться в осмотрительности всему экипажу, памятуя, что скрытность и внезапность атаки наполовину решают ее успех. * При сближении с кораблями врага плавный противоартиллерий- скнй маневр по направлению вы- юднее, чем резкие отвороты. * Обнаружив корабли при пло­ хой видимости, ни в коем случае нельзя терять их из вида, а по возможности атаковать с хода. При атаке больше доверяй прице­ лу, не полагайся только на свой глазомер. * По свободно-маневрирующему кораблю не торопись с атакой, вы­ бирай удобный момент, атакуй с предельно короткой дистанции, чтобы ударить наверняка. В О Т Э Т И З А К О Н Ы : * Подходя к цели, учитывай конструктивные особенности тор­ педы, т. к. они не обеспечивают сбрасывания ее с самолета вне ре­ жима полета. * Неточное определение хода корабля даже при короткой ди­ станции может привести к прома- ху- * Сбрасывание торпеды с боль­ шой дистанции резко понижает вероятность попадания. Слишком короткая дистанция также не мо­ жет дать желаемого результата ввиду того, что ударники не успе­ вают притти в опасное положение, а торпеда не успеет принять устой­ чивого движения по глубине хода и может проскочить под килем ко­ рабля. Учись атаковать с дистан­ ции, которая обеспечивает пораже­ ние корабля противника без про­ маха. Гвардии майор Д . К А Л И Н И Н . Наши истребители-бомбардировщики над Восточной Пруссией З-И БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ Затаенная мечта каждого нашего истребителя — разить врага1 не только из пушек и пулеметов, но и бомбами. Новый самолет «Яков­ лев» является одновременно и истребителем, и бомбардировЩи. ком. Соединение этих быстрых, грозных и неуловимых машин ус­ пешно действует сейчас в Восточ­ ной Пруссии, активно помогая на­ земным войскам довершить раз­ гром врага. Белик урои, который несут не­ мецкие войска от соединения истребителей - бомбардировщиков иод командованием Героя Совет­ ского Союза полковника Шинка- оенко. За короткое .время летчики этого соединения совершили свы­ ше двух тысяч боевых вылетов, уничтожили более 35 самолетов неприятеля, разбили больше 600 вагонов и паровозов, много тан­ ков, орудий. (Многие гитлеровцы нашли свою могнлу, сраженные метким огнем наших истребителей, бомбардировщиков. Чаще всего отважные наши лет­ чики', летая на самолетах из про­ славленной эскадрильи «Москва», появляются над железнодорожны­ ми станциями, контролируя важ­ нейшие коммуникации противника. Дорога обходится врагу этот .воздушный контроль! Атака торпедоносцев. Обладая большой скоростью, истребители-бомбарди.равщикн вы- полняют свои задания самостоя­ тельно, без сопровождения истре­ бителей. Часто они получают спе­ циальные задания по разведке мест скопления .и по уничтожению резервов противника. Так, капитан Макаров, возглавляя группу из че­ тырех «Яковлевых», с высоты 600 метров атаковал до 40 автомашин с неприятельской .пехотой. Было уничтожено 10 автомашин и нема­ ло солдат и офицеров. Другая группа, под командова­ нием капитана Сиэоненко, обнару­ жила на одной станции железно­ дорожный эшелон. Летчики сбро­ сили бомбы, а потом обстреляли эшелон пулеметно-пушечным ог­ нем. Были зажжены три платфор­ мы с танкаім.и и 6 вагонов; пожары Рисунок худ. Г. Веселова.. сопровождались сильными взры­ вами. Шестерка истребителей-бомбар - дировщиков под командованием офицера Петрос нанесла удар по вражескому аэродрому. В это вре­ мя там находилось да 20 самоле­ тов. «Яковлевы.» подошли к цели внезапно и сбросили бомбы на не­ мецкие самолеты, а затем проштур- мовали аэродром. Были уничтоже­ ны 5 немецких самолетов, а 4—по­ вреждены, ■Нередко .ва время выполнения задания по бомбежке истребители- бомбарди.ровицики встречаются с истребителями противника. «Яков­ левы» вступают с ними а бой и уничтожают враіга. Егор Агарков—знатный брига­ дир фронтовой молодежной бригады завода бронекорпусов • (где директором тов. Щерба­ ков)—инициатор движения по ; укрупнению бригад и участков, в результате которого высвобож- дается значительное количе­ ство квалифицированных рабо- чих. Раньше в цехе, где работал 1 тов. Агарков, существовали два участка, занятых изготовлением [ танковых башен, — сварочный и слесарно-монтажный. j Тов. Агарков предложил слить обе бригады и оба участка — по сварке и монтажу. Это предло­ жение было принято. Таким об­ разом высвободилось пять коман­ диров производства— 2 Г»рига- дира, 2 сменных мастера н (стар­ ший мастер. Создание единого потока по сварке и монтажу башен повы­ сило производительность труда и дало возможность дополни­ тельно высвободить 2 сварщи­ ков. Теперь тов. Агарков руко­ водит бригадой в 11 человек, производительность труда кото­ рых увеличилась вдвое. Метод Егора Агаркова широ­ ко подхвачен промышленностью Союза. Фото В. Венедиктовой,. Фотохроника ТА'СС. По родной стране МИНСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ДАЛА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТОК * Минская электростанция № 1 дала промышленный ток фабрикам и заводам столицы советской Белоруссии. Сейчас ведутся работы па уси­ лению мощности электростан­ ции. Началось .восстановление еще двух паровых котлов. ВОССТАНОВЛЕН ТАЛЛИНСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД «КЕРАМА» * Вступил .в строй дейстаугси щ м предприятий таллинский фарфоровый завод «Керама», полностью разрушенный немец- ко-фаішистскими захват чиками. Завод приступил к выполне­ нию первого заказа — 20 тысяч горелок к карбитны'м лампам для сланцевой промышленно­ сти. СУПЕРФОСФАТНЫЙ ЗАВОД В ЛАТВИИ * На полтора месяца раньше срока закончено .восстановление первой очереди единственного э Латвии суперфосфатного завода. В мирные годы он удовлетворял .значительную часть потребности сельского хозяйства Латвии в минеральных удобрениям. Вос­ становленный заівод даст к .весне первые тысячи тонн минеральных удобрений, НОВЫЕ МТС В ЛЬВОВСКОЙ ОБЛАСТИ * За последнее время я Львов­ ской области создано 7 новых МТС. Сейчас .готовятся механя- заторскиѳ кадры. В марте закан­ чивают учебу сотни бригадиров» трактористов и слесарей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz