Североморский летчик. 1945, март.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК — 9 марта 1945 г., № 58 (438). Когда торпеда бьет врага насмерть? ФАКТЫ И ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ МОЛОДОМУ ТОРПЕДОНОСЦУ Д В А П Р О М А Х А С Т А Р Ш Е Г О Л П Й Т Е Н А Ы Т А В А С И Л Е Н К О 'T' О і ЙП і ЕДОНООЕ і Ц <охотник, * вылетая ма боевое задание, ‘і&шию ію имеет даинщ о против нике, с которым ему ирадеггся іютретитіься » море. Экипаж, как иратило, действует к одиночку без прикрытия и другого бо&ікжо обес печении. Все это значительно усложняет работу экипажа. После длительного полета л обнаруже ния кораблей .ирага ему самостоя тельна приходится принимать реше ние » выбирать способ атаки цели. Успех: охотника сам па себе ие приходит. Экипаж достигает успе ха путем настойчивой учебы на по лигоне, «оучением опыта, постоян ным совершенствованием навыков выхода в аггажу и тренировкой при целивания по подвижному кораб лю-цели. Особенно .важно во вреі- мя учебы отработать точность тор- педаметаіния, глазомер, ибо можно хорошо летать в самых сложных метеоуслшии-х, обладать хит ростью, умением скрытно и стре- мителыно выходить в атаку, и все же «в достичь успеха, если не об ладать снайперским глазомером, кавіыком мгновенного определения элементов движения корабля « точного прицеливания. Старший лейтенант Василенко однажды после длительного поле та а сложиьм метеоусловиях вдоль побережья противника обна ружил два небольших транспорта, идущих в кильватерном строю кур. сом на запад. -Внезапно и скрытно сблизившись с неприятелем, Ва силенко атаковал концевой ко рабль. Однако сброшенная им с короткой дистанции торпеда про шла за кормой. Почему- торпеда Василенко при благоприятны» условиях не пора зила цели? Василенко проявил излишнюю поспешность, .неточно определил элементы движения корабля. Но ни летчик Василенко, ни его штурман не извлекли должного урока из своей неудачной атаки. Они по- прежнему на полигонных трениров. ках не пользовались прицелом, на деясь торпедировать «на глаз»..Не мудрено поэтому, что и .во второй раз экипаж, повторив ошибку, сно ва цели не поразил. Неудачи экипажа Василенко и некоторые других молодых летчи ков свидетельствуют о том, что к подготовке торпедоносца-охот- ннка .необходимо относиться бо лее придирчиво и требовательно: победа в крейсерском полете дает ся только тому, кто серьезно тре нируется на полигоне, кто любит и уважает прицел. Этот вывод полностью под тверждается практикой известных мастеров свободной охоты лет- чикав-гварДейцев Киселева, Тру., нова, Зайченко, Макаревича я дру гих, которые без промаха посылали свои торпеды в цель. Ш К О Л А К А П И Т А Н А К И С Е Л Е В А МЛ ЗЙЕОТНО, что все эти лег-' нова. Через три дня после откры- чики в торпедоносную авиа-1 ціргоі пришли из разведывательного полка, имея солидный опыт поле тов л імч>і>е. Хорошая техника пи лотирования иаі малюй высоте иад «одой, богатый опыт полетов в сложным метеоусловия* Запо лярья, отличное знание театра, на стойчивость ів поиске цели, уме- «но отлично определять классы ко. раіблеіі и элементы их движения — woo это ускорило подготовку и ввод их н строй, как летчиков-тор. педаносцев. іКалитян Трунов после хорошем н.кдаміной подготовки сделал четы ре вылета на торпедный полигон. При этом он произвел лишь одну атаку практической торпедой, а 16 атак — тренировочных. Отличный противоартнллерийский маневр при сближении с цельно и при выходе из атаки, умение точно выдержи вать необходимый режим полетала боевом курсе и прицельно сбрасы вать торпеду — явились залогом дальнейших! боевых успехов Тру тня боевого счета молодого .минно. торпедного полка Трунов ,в своей первой атаке потопил транспорт противника водоизмещением 6.000 тонн, — Я действовал так же, как на полигоне, ...ответил Трунов при опросе его после полета, Капитан Кн/селев никогда не прекращал личную тренировку на торпедном полигоне к того же требовал от овоих подчиненных. Начальник минно-торпедной служ. бы части с васхищением отзывался о безукоризненных полетах (Кисе лева на торпедном полигоне. Не заметно переваливаясь через соп ки, герой-торпедоносец .неожидан но появлялся у корабля-цели. Ес ли было нужно па условиям атаки, Киселев искусно проводил само лет лощинами между сопками, чтобы атаковать его с любого (на правления и борта. В паре с Тру новым, Башты'рковыад, Зайченко или Макаревичем, 'Киселев часто производил показательные полеты для молодых летчиков. Д О С Т О Й Н Ы Е Н А С Л Е Д Н И К И М А С Т Е Р С Т В А Г Е Р О Е В І-І OBOE поколение гвардейцев. * * торпедоносцев, .воспитанное на лучших традициях, показало блестящие примеры успешных тор. педнык атак в дальних крейсер ских полетах» Всем известны побе. донос.ные вылеты экипажей Героев Советского Союза Пирогова, Зай цева, Фрааіцева, летчиков Литви нова, Шебанова и других. Умелый полет в сложных метеоусловиях обеспечивал летчикам скрытый подход к цели и внезапность ата ки. За три боевых дня гвардейские экипажи однажды потопили 4 фа шистских транспорта общим водо измещением 24.000 тонн. Тов. Литвинов еще на пути к цели преодолевал несколько снеж. ных и дождевых зарядов и шел почти вслепую. іНо настойчивый летчик достиг намеченного района и обследовал его. Заметив .на рей де немецкий транспорт, т. Литви нов трезво оценил обстановку и избрал наилучшее направление для атаки. На транспорт надвигался дождевой заряд. Этим и восполь зовался Литвинов. Зайдя в него, торпедоносец-охотник сблизился с транспортом на короткую дистан цию и прицельно сбросил торпеду. В этот же день, в наиболее уда ленном проливе, также преодоле вая туман и снежные за.ряды., не менее настойчиво искал корабли противника экипаж т. Пирогова. Внезапно самолет выскочил на многочисленный конвой. Из-за не выгодных курсовых углов Пиро гову не удалось с хода .атаковать неприятели, и он вынужденно про скочил над конвоем на малой вы соте.. В условиях стесненного рай она и плохой видимости, Пирогов все же решил не упускать удобно го случая. Скрывшись от кораблей в заряд, он зашел на выходные курсовые- угльг для атаки и стре мительно пошел на сближение с целью. .'Корабли все же успели подготовиться для отражения ата ки торпедоносца: при выходе из заряда экипаж встретил ожесто ченное огневое противодействие. Небольшое расстояние от заряда до конвоя давало Пирогову боль шие преимущества и оправдывало дерзкую его атаку. Танкер в 6.000 тонн взорвался и пошел ко дну, а смелый экипаж благополучно вер нулся «а аэродром. т ы л а К О Ш У М О Ж Н О Р А З Р Е Ш И Т Ь С В О Б О Д Н У Ю - О Х О Т У IU НОШЕ наши летчики-торпе- ІТ Ідоносцы с нетерпением ждут разрешения на свободную охоту. Но только лучшие, хорошо подго товленные экипаіжн должны по лучать право на выполнение такой почетной и ответственной задачи. Летчик, который стремится в крейсерский полет, должен на стойчиво учиться, овладевать опы том войны, тщательно готовиться не только к боевому вылету, но и к каждому тренировочному полету на торпедный полигон. Смелого, инициативного и твор чески мыслящего летчика не мо гут обескураживать неудачи. Анализируя успешные торпедные атаки мастеров крейсерского поле та, молодой летчик должен уяс нить себе и практически освоить законы победы, которыми пользо вались заслуженные северомор ские торпедоносцы. * Детальное и всестороннее зна. ние театра позволяет атаковать цель в отдаленных фиордах против ника; изучай театр непрерывно, не жалея на это времени и сил. * Для скрытного подхода к це ли и внезапной атаки необходимо тренироваться в осмотрительности всему экипажу, памятуя, что скрытность и внезапность атаки наполовину решают ее успех. * При сближении с кораблями врага плавный противоартиллерий- скнй маневр по направлению вы- юднее, чем резкие отвороты. * Обнаружив корабли при пло хой видимости, ни в коем случае нельзя терять их из вида, а по возможности атаковать с хода. При атаке больше доверяй прице лу, не полагайся только на свой глазомер. * По свободно-маневрирующему кораблю не торопись с атакой, вы бирай удобный момент, атакуй с предельно короткой дистанции, чтобы ударить наверняка. В О Т Э Т И З А К О Н Ы : * Подходя к цели, учитывай конструктивные особенности тор педы, т. к. они не обеспечивают сбрасывания ее с самолета вне ре жима полета. * Неточное определение хода корабля даже при короткой ди станции может привести к прома- ху- * Сбрасывание торпеды с боль шой дистанции резко понижает вероятность попадания. Слишком короткая дистанция также не мо жет дать желаемого результата ввиду того, что ударники не успе вают притти в опасное положение, а торпеда не успеет принять устой чивого движения по глубине хода и может проскочить под килем ко рабля. Учись атаковать с дистан ции, которая обеспечивает пораже ние корабля противника без про маха. Гвардии майор Д . К А Л И Н И Н . Наши истребители-бомбардировщики над Восточной Пруссией З-И БЕЛОРУССКИЙ ФРОНТ Затаенная мечта каждого нашего истребителя — разить врага1 не только из пушек и пулеметов, но и бомбами. Новый самолет «Яков лев» является одновременно и истребителем, и бомбардировЩи. ком. Соединение этих быстрых, грозных и неуловимых машин ус пешно действует сейчас в Восточ ной Пруссии, активно помогая на земным войскам довершить раз гром врага. Белик урои, который несут не мецкие войска от соединения истребителей - бомбардировщиков иод командованием Героя Совет ского Союза полковника Шинка- оенко. За короткое .время летчики этого соединения совершили свы ше двух тысяч боевых вылетов, уничтожили более 35 самолетов неприятеля, разбили больше 600 вагонов и паровозов, много тан ков, орудий. (Многие гитлеровцы нашли свою могнлу, сраженные метким огнем наших истребителей, бомбардировщиков. Чаще всего отважные наши лет чики', летая на самолетах из про славленной эскадрильи «Москва», появляются над железнодорожны ми станциями, контролируя важ нейшие коммуникации противника. Дорога обходится врагу этот .воздушный контроль! Атака торпедоносцев. Обладая большой скоростью, истребители-бомбарди.равщикн вы- полняют свои задания самостоя тельно, без сопровождения истре бителей. Часто они получают спе циальные задания по разведке мест скопления .и по уничтожению резервов противника. Так, капитан Макаров, возглавляя группу из че тырех «Яковлевых», с высоты 600 метров атаковал до 40 автомашин с неприятельской .пехотой. Было уничтожено 10 автомашин и нема ло солдат и офицеров. Другая группа, под командова нием капитана Сиэоненко, обнару жила на одной станции железно дорожный эшелон. Летчики сбро сили бомбы, а потом обстреляли эшелон пулеметно-пушечным ог нем. Были зажжены три платфор мы с танкаім.и и 6 вагонов; пожары Рисунок худ. Г. Веселова.. сопровождались сильными взры вами. Шестерка истребителей-бомбар - дировщиков под командованием офицера Петрос нанесла удар по вражескому аэродрому. В это вре мя там находилось да 20 самоле тов. «Яковлевы.» подошли к цели внезапно и сбросили бомбы на не мецкие самолеты, а затем проштур- мовали аэродром. Были уничтоже ны 5 немецких самолетов, а 4—по вреждены, ■Нередко .ва время выполнения задания по бомбежке истребители- бомбарди.ровицики встречаются с истребителями противника. «Яков левы» вступают с ними а бой и уничтожают враіга. Егор Агарков—знатный брига дир фронтовой молодежной бригады завода бронекорпусов • (где директором тов. Щерба ков)—инициатор движения по ; укрупнению бригад и участков, в результате которого высвобож- дается значительное количе ство квалифицированных рабо- чих. Раньше в цехе, где работал 1 тов. Агарков, существовали два участка, занятых изготовлением [ танковых башен, — сварочный и слесарно-монтажный. j Тов. Агарков предложил слить обе бригады и оба участка — по сварке и монтажу. Это предло жение было принято. Таким об разом высвободилось пять коман диров производства— 2 Г»рига- дира, 2 сменных мастера н (стар ший мастер. Создание единого потока по сварке и монтажу башен повы сило производительность труда и дало возможность дополни тельно высвободить 2 сварщи ков. Теперь тов. Агарков руко водит бригадой в 11 человек, производительность труда кото рых увеличилась вдвое. Метод Егора Агаркова широ ко подхвачен промышленностью Союза. Фото В. Венедиктовой,. Фотохроника ТА'СС. По родной стране МИНСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ ДАЛА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТОК * Минская электростанция № 1 дала промышленный ток фабрикам и заводам столицы советской Белоруссии. Сейчас ведутся работы па уси лению мощности электростан ции. Началось .восстановление еще двух паровых котлов. ВОССТАНОВЛЕН ТАЛЛИНСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД «КЕРАМА» * Вступил .в строй дейстаугси щ м предприятий таллинский фарфоровый завод «Керама», полностью разрушенный немец- ко-фаішистскими захват чиками. Завод приступил к выполне нию первого заказа — 20 тысяч горелок к карбитны'м лампам для сланцевой промышленно сти. СУПЕРФОСФАТНЫЙ ЗАВОД В ЛАТВИИ * На полтора месяца раньше срока закончено .восстановление первой очереди единственного э Латвии суперфосфатного завода. В мирные годы он удовлетворял .значительную часть потребности сельского хозяйства Латвии в минеральных удобрениям. Вос становленный заівод даст к .весне первые тысячи тонн минеральных удобрений, НОВЫЕ МТС В ЛЬВОВСКОЙ ОБЛАСТИ * За последнее время я Львов ской области создано 7 новых МТС. Сейчас .готовятся механя- заторскиѳ кадры. В марте закан чивают учебу сотни бригадиров» трактористов и слесарей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz