Североморский летчик. 1945, март.

марта 1945 г., № 51 (431) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК В О С П И Т А Н И Е н о м с о м о л ь с н о г о АКТИВА З А М Е Т К И ИНСТРУКТОРА ПОЛИТОТДЕЛА Тысячи молодых войной вступа­ ют в ряды ВЛКСМ. Это—большое событие в жшня каждого из них. Приобщить -новых .комсомольцев, к активной живни организации важнейшая задача каждого комео мольского руководителя. В части, где т. Томашевский, комсомольская организация по­ стоянно заботится Овоспитании аік. тива, смело подходит к даче ответ, ствевных и трудных поручений. Летчим член ВЛКСМ т. Скомо- рахдаі вначале проводил беседы- с комсомольцами, участвовал в выпу­ ске боевых листков, активно высту­ пал на комсомольских собраниях. Его предложения находили под­ держку -комсомольцев. На этих по­ ручениях: проявились организатор­ ские способности т. Скоморохина. Его полюбила молодежь, как скромного общигг-елыного товари. -ща. Вскоре его избрали чле­ ном бюро, а затем он был на­ значен комсоргам подразделения. Будучи комсомольским организа­ тором, он значительно оживил внутрисоюзную работу. Постоян­ ная связь с молодежью позво­ ляет Скоморохиіну знать ка­ чества своих комсомольцев, свое­ временно реагировать на их недо­ статки, популяризировать опыт лучших. Выяснив -в беседе, что член ВЛіКОМ т, Титов не читает книг, комсорг вызвал его на бюро. Ком­ сомольцы не только указали Тито­ ву ни безответственное отношение к идейному и культурному росту, на и -помогли ему. По этому же во­ просу бюрсі заелушивал-о комсо,- іМ-ольцев Опряхина, Соловьева и других. Посоветовавшись с члена>- ми бюро, Скоморохин выбрал пове­ стку дня комсомольского собрания: «Задачи комсомольской организа- ции по/ идейному воспитанию ком­ сомольцев и несоюзной молоде­ жи:». Доклад сделал парторг летчик лейтенант т. -Меркулов. На- кон­ кретных примерах он вскрыл недо­ статки в работе комсомольской ор. іганіиізаіции'и отдельный: комсомоль. цев по идейному росту. Доклад вызвал оживленные прения. .В сво­ их выступлениям тт. Куликов, -Ер­ шов, Соловьев, Роідиін самокритич­ на подошли к обсуждению вопро­ са, подвергли резкой критике ком­ сомольцев, плохо работающих над собой. Назначение комсоргом т. Скомо- рохина совпало с подготовкой и выполнением боевых операций по очищению Советского -Заполярья от немцев. И здесь Георгий Ско- морохиін нашел сівое мест-о. Он подготовил и провел комсомоль­ ское собрание с вопросом «О стойкости комсомольцев а бою». Доклад на эту тему сделал член бюро части командир эвена стар­ ший лейтенант т. Ермилин. Выполняя принятое решение, ■комсомольская организация прове­ ла ряд ’мероприятий. С молодыми летчиками изучили историю части, помогли им освоить новую матери­ альную часть. Интересно и живо провел- беседу по статье трижды Героя Советского Союза- Покрыш- кина «Крылья истребителя» комсо. малец летчик младший лейтенант Чураінов. С молодыми авиамехани­ ками старший техник-лейтенант Слипченка провел беседу «Пра­ вильная эксплоатаци-я самолета «Аэракобра'». <По инициативе комсорга Скома- рахи т оформлена фотовитрина лучших камсамод-ыцев-а-виамежани. ков, отличившихся в боях за осво­ бождение Заполярья. Родителям комсомольцев Миталева, Чиказина, Ма-ЦіКевмгча, -Мальцева, Опряхина, летчиков Шабанова и Чуранова «а. писали письма о и» боевых успе­ хах. іКамісорг постоянно заботит-ся о подготовке передовых комсомоль­ цев для вступления в ВІКЩб). За последнее время много комсомоль. и.еа рекомендовано в кандидаты партии. Сам т. Скоморохин тоже принят кандидатом и чле-ны ВКП(б). Идейный кругозор наших акти­ вистов не может не быть предметом постоянных забот комсомольских руководителей. Политическое вое, питание молодежи без хорошо под. готовленного актина проста невоз­ можно.. XIII пленум ЦК ВЛКСМ обсуждал вопросы политико-вос­ питательной работы среди -комсо­ мольце® я молодежи в дни оже,- егіоченных боев с немецко-фашист. скимиі захватчиками. Этот факт сам по себе -с новой силой подчерки­ вает все значение идейного воору­ жения комсомольцев и -в первую очереди —■актина. -Быстрый рост т. Скоморохина был бы невозмо­ жен без помощи ему в расширении кругозора. Сейчас наши комсомольцы изучают приказ № 5 товарища Сталина. В приказе освещены .во­ просы -велиічаійішегіа исторического значения, дан анализ крупнейшим событиям нашего времен» и выдай, нуты задачи большого масштаба. Приказ выэвал большой политиче­ ский под’ем среди молодежи, уси­ лил ее стремление, работать еще лучше наі дело п-олніой победы над івірагоім. Этот под’ем надо возгла­ вить, «адо направить его в русло борьбы за высокие показатели -в учебе, за укреплений дисциплины я организованности, за повышение бдительности,. Сделать .это смогут только те представители комсо­ мольского актива, которые .хорошо подготовлены политически и уме­ ют сочетать борьбу за выполнение наших конкретных задач с задача­ ми общегосударственного масшта­ ба1. Вот почему нам необходимо ор­ ганизовать па-ваіетоящему дело вы­ ращивания Комсомольского актива и его политическое воспитание. Примеір т. Скоморохина достаточ­ но убедительно творит о том, что наши комсомольские руководители могут это сделать. Старший лейтенант В. Ж А Б И Н . — ci- Звание большевика оправдывают на деле 'Коммунисты комсомольцы -Н-ской базы — подлинные во­ жаки маес. Особенно их аван­ гардная роль возросла в дни войны. 'Коммунисты Кирпич, н-ый, Романовский, Стоколос и комсомольцы Спиридонов, Строи­ телен, Длуг-ага и другие первым® в тяжелые дня 1941 года ушли на фронт. Многие из них отмечены правительственными наградам», а коммунист Кирпичный иі комсомо­ лец Спиридонов награждены триж. ды. Боільшую роль сыграли1 комму­ нисты и комсомольцы) автороты в деле обеспечения летных частей всем необходимым. Коммунисты спецвзводов Ушаков, Аракельян, На-умкяін, Калинин, комсомольцы Аулова, Скучетова в напряженные дни бое.в работали бесперебойно сутками. Он,и полностью обеспечи­ вают самолеты горючи-м. Член ВіКіП(б) Дереввдкин. добил­ ся изготовления вентиляторных ремней ко все-м маркам машин, и вентилей к автокамерам. Ок же освоил1реставрацию катков к трак, тарам ЧТЗ. Силами мастерских те­ перь изготовляются поршни, коль­ ца и другие лимитированные дета­ ли. По инициативе парторганизации проводятся технические конферен­ ции по усовершенствованию специ. альностей. В результате упорной работы над собой член В'КЩб) старший сержант Горохов вырос ва практи­ ческой работе и сейчас выдвинут на должность мех-аіника мастер­ ских. Заі отличное, .выполнение заданий командования -награждено прави­ тельственными наградами 95 бой­ цов и офицеров, из них—'большин­ ство коммунисты и комсомольцы. 27 членов Ш Р (б ) и комсомольцев награждены значком «Отличный щ-офер», «Отличный тракторист». Старший лейтенант н. голик. Случай над Мальтой И САМЫЙ разгар африкан- ской кампании лета 1942 года! полковник Эрих фон-іФа.ль- .гаген «вышел из игры». Трагиче­ ский случай швырнул его» «Хейн­ кель» с высоты- 4.000 метров в бездну Средиземного моря, и только искусство пилотирования позволила фашистскому асу из­ бежать гибели -и-вывести машину из смертельного пике. Тем не менее -английский сна­ ряд навсегда оборвал летную карьеру Эриха фан-Фальгагена. Ему -с большим трудом удалось ■довести подбитую машину с тру­ пом штурмана доі аэродрома, и только на земле ок почувствовал тупую боль, приковавшую его к сиденью. В госпитале после ампутироваг шгя раненой ног-и полковник рас­ полагал избытком -времени, что­ бы осмыслить происшедшее, Только один вывод напрашивал­ ся а результате размышлений: «іЕго личная -неудача явилась следствием поражения немецкой авиации над Мальтой». Эта первоклассная военно-мор­ ская крепость, созданная англи­ чанами ва большой морской до­ рога- из Гибралтара вСуэц, пред­ ставляла собой твердый орешек. іНа германское командование стянула против английской базы .воздушные армады, и лично Ге­ ринг строго напутствовал авиа­ ционных начальников. -Собственна говоря, планы гер­ манского командования в значи­ тельной -мере строились на -искус­ стве ноічного бомбометания эска­ дры полковника Эриха фоя- Фальгагена. Эти планы казались безошибочными и точными: бло­ кировать Мальту с воздуха. Днем и ночью подвергать ее ■непрерывной бомбардировке, не даівагть противнику Ночью восста­ навливать разрушенное -и именно в это время) обрушивать на него самые тяжелые удары. Затем — воздушный десант, и над старин­ ным британским островом взви­ вается, всепобеждающая свасти­ ка. Таковы были -планы. Весь мир помнит, как они осуществля­ лись. Солнце1над Мальтой по­ меркло, заслоненное немецкими самолетами. Но -в первые же, дни .воздушного наступления герман­ ская а:виациія, наналаі нести, огром­ ные потери. И самое удивитель­ ное — ночью -они были не мень­ шими, чем, днем. За долгие годы работы в .воз­ духе у полковника фои-Фалыга- ген-а выработалось чувство 'през­ рительного пренебрежения ко всем средствам зенитной оборо­ ны. Серьезного противника он видел лишь в истребительной ааиаЦии. Но как раз истребите­ лей на Мальте было очень не­ много. И тем не мен-ее в первой же операции над островом' один иа Лучших летчиіков-нючников, капитан Мольтке, умудрился по­ терять две трети вверенных ему боевых машин. Это было потрясающим -и со­ вершенно непостижимым собы­ тием. Ведь Мольтке летал в тем­ ную ночь, -— в эту пору- только сумасшедший мог изображать беспомощную мишень для анг­ лийских зениток. Полковник по­ думал, что Мольтке и в самом деле рехнулся, когда ,в ответ на его придирчивые вопросы выжи­ мал из себя одни и те же слова: — Не магу понять, господин полковник, на в зоне, операции не было ни одного английского истребителя. — Вздор, чушь... Быть может, вы будете утверждать, что асе -ваши машины были разбиты зе- НИТВЫМ'И орудиями!? После тОго, как командир вто­ рого отряда вообще не вернул­ ся из операции иі оставшиеся в живых- оправдывались в штабе так, же беспомощно и нелепо, как Мольтке, душевное, равнове­ сие полковника- Эриха фон-Фаль- гагенаі было нарушено. Ощуще­ ние ясности задуманной опера­ ции сменилось у него беспокоя­ щим чувством неопределенности. В его сознании стерся изучен­ ный до последней лагуны четкий рельеф Мальты. Цель вдруг оказалась непонятной и загадоч­ ной. Тогдаі Эрих и принял свое ро­ ковое решение: нарушить так хорошо разработанный «график победы,» мальтийской группы не­ мецкой авиации, как нарушают в Исключительных случаях распи­ сание поездов. Такое решение противоречило неукоснительяьтм правилам германской армии. Но командующий, сам озадаченный чудовищной убылью в людях и в технике, -сравнительно легко со­ гласился с доводами Эрихаі и приказал прервать на одну' ночь операіци,ю бомбардировщиков. Этой паузой воспользовался полковник фон-Фальгаген. Он твердо решил -лично установить причины трагических фактов, чтобы- принять меры- к. недопуще­ нию нелепых происшествий в воздухе, сказавшихся на- ритме всей- мальтийской операции. Как только стемнело, его, са­ молет вырулил наі стартовую до­ рожку. Вскоре двухместный «Хейнкель», который пилотиро­ вал сам командир эскадры и на. борту которого находился один из лучших, штурманов, исчез1в темном, небе. -Ночь выдалась темн,а,я, без­ звездная. В такую ночь случай­ но заблудившийся ,в небесных просторах летчик едва- ли сохра­ нит в себе спокойствие и уверен­ ность. Но для Эриха йфон-Фаль- гаге-на это было родной сти­ хией. Он уже давно свыкся с ней и пришел к заключению, что лет­ чики, овладевшие методом сле­ пого. полета, находятся в боль­ шей безопасности, чем самый искусный пилот, оперирующий в солнечный день. В этом умоза­ ключении была своя логика. Об­ наружить самолет в темноте, поймать и осветить его лучом прожектора,, навести на- него ист­ ребите,лей и зенитные орудия, —■ асе ©то задача куда более му­ дреная, чем борьба с самолетами при ясной видимости. Полковник забирался- все вы­ ше и, выше, и только на высоте 4.000 -метров он вы,ра,внял маши­ ну и, прибавив газ, пйшел -строго на цель, курсом та юго-запад. Обычная самоуверенность вла­ дела им безраздельно. Ни наі од­ ну -мин-уту он не задумывался над- тем, что его может -постиг­ нуть судьба Мольтке я других Л. ЖИТАРЕВ. 12 января, отвечая на вопрос т. Лапина, мы перепечатали и* журнала «Вестник воздушного флота» статью «Немецкая система радиолокации и способы преодоле­ ния ее действий». іВ связи с тем, что вопросы радиолокации продол­ жают интересовать летчиков, тех­ ников, стрелков-радистов, с сегод­ няшнего номера мы начинаем печа­ тать отрывки из «РАССКАЗА О Р А Д И О Л О К А Ц И И » , заимство­ ванные из журнала «Техника— мо­ лодежи». летчиков. С каким-то элорадст- віам думал ои о том, что только один немецкий самолет встрево­ жит сейчас всю систему англий­ ской обороны. Сидящие там, на этом острове, конечно, не знают, что сегодняшней ночью им дана передышка. Рокот его моторов они примут лишь за первый вест - ник новой волны немецких бом­ бардировщиков. Пройдут мину­ ты, и небо над островам вспых­ нет заградительным огнем. Зна­ комая картина! И чуткие звуко­ улавливатели тщетно будут ло­ вить вслед, за звуком одного са­ молета звуки десятков других. Внезапно взгляд' его поймал светящийся циферблат часов, и ан тотчас же с -беспокойством подумал, что остров подозри­ тельно долга хранит невозмути­ мое молчание. Славно угадав мысль полковника., штурман ла- кои-нческ-i! от рапортовал1:' — Мы над целью. И вдруг в темном пустом- про­ странстве вспыхнула молния раз­ рыва, и воздушной водной маши­ ну отбросило а сторону. Это бы^ ло так ,неожиданно, что у Эриха захватило дух. Ему показалась, что вспышка возникла ниоткуда, из самой мглы, которая., как оке­ ан, окружала одинокий самолет и была, безграничной в этот час. Снова разрыв. Совсем близко от самолета. Повинуясь .велению -инстинкта-, Эрих «отжал» штур­ вал, введя машину в пике. Вой винтов. Свист крыльев, бешено секущих воздух. Но как только машина -выравнялась, град осколков ударил по фюзе­ ляжу. Происходила нечто чудо­ вищна-непонятное. С далекой земли, -попрежнему окутанной непрониіцаемой мглой, самолет обстреливали, как ясно видимую цель. Теперь Эрих увидел игру -прожекторов, но их лучи, словно нарочно, лениво скользили вда­ леке от поля боя. И тем не ме­ нее огонь велся с такой точ­ ностью, как будто самолет был освещен тысячами -солнц. 'Несомненно, англичане видели самолет. На как они -могли ви­ деть в такой тьме?.. Эта была последняя мысль, промелькнувшая в ігалове немец­ кого полковника, перед тем, как прямое попадание снаряда прев­ ратило послушный «Хейнкель» в дырявую, плохо управляемую машину. Все, что произошло потом, могло казаться чудом. Самолет быстро терял высоту, как бы увлекаемый бездонными глуби­ нами Средиземного моря. На этот раз смерть не пожела­ ла воспользоваться своим пра­ вом. Жизнь свою полковник со­ хранил, но что это за жизнь!.. Эрих уткнулся в подушку. Злоба душила его. Он проклинал с-вою судьбу, весь мир, Мальту, неприступную и таинственную... Автор не может поручиться, что среди летчиков немецкой бом­ бардировочной авиации, оперировавшей летом 1942 года над Мальтой, существовали лица с названными зд есь фамилиями. Но мы уверены, что именно такие чувства и мысли были у фашистских летчиков во время их катастрофических поражений в воздухе над Мальтой; чго именно такое смятение охватило тогда германское командование, как мы изобразили в этом вымышленном эпизоде. Действительно, немецкая авиация потерпела тяжелое поражение над Мальтой. Это было большой победой англичан, и не только по­ тому, что успешная оборона Мальты сыграла немаловажную роль в развитии военных действий на Средиземном море. Важным было и то, чіо в своеобразном поединке между авиацией и противовоздушной обороной победу оде рж ал а последн яя. Это было, как мы увидим дальше, не первым поражением немецкой авиации от оружия про­ тивовоздушной обороны. Приступая к осуществлению своих планов покорения мира, гит­ леровские стратеги были убеждены, что их «самолетная туча», навис­ шая над земным шаром, сокрушит все на свете и что не существует никакого оружия, которое было бы способно успешно бороться с ар­ мадами «Хейнкелей» и «Юнкерсов», действующих под покровом тем­ ноты. (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz