Североморский летчик. 1945, март.
марта 1945 г., № 51 (431) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК В О С П И Т А Н И Е н о м с о м о л ь с н о г о АКТИВА З А М Е Т К И ИНСТРУКТОРА ПОЛИТОТДЕЛА Тысячи молодых войной вступа ют в ряды ВЛКСМ. Это—большое событие в жшня каждого из них. Приобщить -новых .комсомольцев, к активной живни организации важнейшая задача каждого комео мольского руководителя. В части, где т. Томашевский, комсомольская организация по стоянно заботится Овоспитании аік. тива, смело подходит к даче ответ, ствевных и трудных поручений. Летчим член ВЛКСМ т. Скомо- рахдаі вначале проводил беседы- с комсомольцами, участвовал в выпу ске боевых листков, активно высту пал на комсомольских собраниях. Его предложения находили под держку -комсомольцев. На этих по ручениях: проявились организатор ские способности т. Скоморохина. Его полюбила молодежь, как скромного общигг-елыного товари. -ща. Вскоре его избрали чле ном бюро, а затем он был на значен комсоргам подразделения. Будучи комсомольским организа тором, он значительно оживил внутрисоюзную работу. Постоян ная связь с молодежью позво ляет Скоморохиіну знать ка чества своих комсомольцев, свое временно реагировать на их недо статки, популяризировать опыт лучших. Выяснив -в беседе, что член ВЛіКОМ т, Титов не читает книг, комсорг вызвал его на бюро. Ком сомольцы не только указали Тито ву ни безответственное отношение к идейному и культурному росту, на и -помогли ему. По этому же во просу бюрсі заелушивал-о комсо,- іМ-ольцев Опряхина, Соловьева и других. Посоветовавшись с члена>- ми бюро, Скоморохин выбрал пове стку дня комсомольского собрания: «Задачи комсомольской организа- ции по/ идейному воспитанию ком сомольцев и несоюзной молоде жи:». Доклад сделал парторг летчик лейтенант т. -Меркулов. На- кон кретных примерах он вскрыл недо статки в работе комсомольской ор. іганіиізаіции'и отдельный: комсомоль. цев по идейному росту. Доклад вызвал оживленные прения. .В сво их выступлениям тт. Куликов, -Ер шов, Соловьев, Роідиін самокритич на подошли к обсуждению вопро са, подвергли резкой критике ком сомольцев, плохо работающих над собой. Назначение комсоргом т. Скомо- рохина совпало с подготовкой и выполнением боевых операций по очищению Советского -Заполярья от немцев. И здесь Георгий Ско- морохиін нашел сівое мест-о. Он подготовил и провел комсомоль ское собрание с вопросом «О стойкости комсомольцев а бою». Доклад на эту тему сделал член бюро части командир эвена стар ший лейтенант т. Ермилин. Выполняя принятое решение, ■комсомольская организация прове ла ряд ’мероприятий. С молодыми летчиками изучили историю части, помогли им освоить новую матери альную часть. Интересно и живо провел- беседу по статье трижды Героя Советского Союза- Покрыш- кина «Крылья истребителя» комсо. малец летчик младший лейтенант Чураінов. С молодыми авиамехани ками старший техник-лейтенант Слипченка провел беседу «Пра вильная эксплоатаци-я самолета «Аэракобра'». <По инициативе комсорга Скома- рахи т оформлена фотовитрина лучших камсамод-ыцев-а-виамежани. ков, отличившихся в боях за осво бождение Заполярья. Родителям комсомольцев Миталева, Чиказина, Ма-ЦіКевмгча, -Мальцева, Опряхина, летчиков Шабанова и Чуранова «а. писали письма о и» боевых успе хах. іКамісорг постоянно заботит-ся о подготовке передовых комсомоль цев для вступления в ВІКЩб). За последнее время много комсомоль. и.еа рекомендовано в кандидаты партии. Сам т. Скоморохин тоже принят кандидатом и чле-ны ВКП(б). Идейный кругозор наших акти вистов не может не быть предметом постоянных забот комсомольских руководителей. Политическое вое, питание молодежи без хорошо под. готовленного актина проста невоз можно.. XIII пленум ЦК ВЛКСМ обсуждал вопросы политико-вос питательной работы среди -комсо мольце® я молодежи в дни оже,- егіоченных боев с немецко-фашист. скимиі захватчиками. Этот факт сам по себе -с новой силой подчерки вает все значение идейного воору жения комсомольцев и -в первую очереди —■актина. -Быстрый рост т. Скоморохина был бы невозмо жен без помощи ему в расширении кругозора. Сейчас наши комсомольцы изучают приказ № 5 товарища Сталина. В приказе освещены .во просы -велиічаійішегіа исторического значения, дан анализ крупнейшим событиям нашего времен» и выдай, нуты задачи большого масштаба. Приказ выэвал большой политиче ский под’ем среди молодежи, уси лил ее стремление, работать еще лучше наі дело п-олніой победы над івірагоім. Этот под’ем надо возгла вить, «адо направить его в русло борьбы за высокие показатели -в учебе, за укреплений дисциплины я организованности, за повышение бдительности,. Сделать .это смогут только те представители комсо мольского актива, которые .хорошо подготовлены политически и уме ют сочетать борьбу за выполнение наших конкретных задач с задача ми общегосударственного масшта ба1. Вот почему нам необходимо ор ганизовать па-ваіетоящему дело вы ращивания Комсомольского актива и его политическое воспитание. Примеір т. Скоморохина достаточ но убедительно творит о том, что наши комсомольские руководители могут это сделать. Старший лейтенант В. Ж А Б И Н . — ci- Звание большевика оправдывают на деле 'Коммунисты комсомольцы -Н-ской базы — подлинные во жаки маес. Особенно их аван гардная роль возросла в дни войны. 'Коммунисты Кирпич, н-ый, Романовский, Стоколос и комсомольцы Спиридонов, Строи телен, Длуг-ага и другие первым® в тяжелые дня 1941 года ушли на фронт. Многие из них отмечены правительственными наградам», а коммунист Кирпичный иі комсомо лец Спиридонов награждены триж. ды. Боільшую роль сыграли1 комму нисты и комсомольцы) автороты в деле обеспечения летных частей всем необходимым. Коммунисты спецвзводов Ушаков, Аракельян, На-умкяін, Калинин, комсомольцы Аулова, Скучетова в напряженные дни бое.в работали бесперебойно сутками. Он,и полностью обеспечи вают самолеты горючи-м. Член ВіКіП(б) Дереввдкин. добил ся изготовления вентиляторных ремней ко все-м маркам машин, и вентилей к автокамерам. Ок же освоил1реставрацию катков к трак, тарам ЧТЗ. Силами мастерских те перь изготовляются поршни, коль ца и другие лимитированные дета ли. По инициативе парторганизации проводятся технические конферен ции по усовершенствованию специ. альностей. В результате упорной работы над собой член В'КЩб) старший сержант Горохов вырос ва практи ческой работе и сейчас выдвинут на должность мех-аіника мастер ских. Заі отличное, .выполнение заданий командования -награждено прави тельственными наградами 95 бой цов и офицеров, из них—'большин ство коммунисты и комсомольцы. 27 членов Ш Р (б ) и комсомольцев награждены значком «Отличный щ-офер», «Отличный тракторист». Старший лейтенант н. голик. Случай над Мальтой И САМЫЙ разгар африкан- ской кампании лета 1942 года! полковник Эрих фон-іФа.ль- .гаген «вышел из игры». Трагиче ский случай швырнул его» «Хейн кель» с высоты- 4.000 метров в бездну Средиземного моря, и только искусство пилотирования позволила фашистскому асу из бежать гибели -и-вывести машину из смертельного пике. Тем не менее -английский сна ряд навсегда оборвал летную карьеру Эриха фан-Фальгагена. Ему -с большим трудом удалось ■довести подбитую машину с тру пом штурмана доі аэродрома, и только на земле ок почувствовал тупую боль, приковавшую его к сиденью. В госпитале после ампутироваг шгя раненой ног-и полковник рас полагал избытком -времени, что бы осмыслить происшедшее, Только один вывод напрашивал ся а результате размышлений: «іЕго личная -неудача явилась следствием поражения немецкой авиации над Мальтой». Эта первоклассная военно-мор ская крепость, созданная англи чанами ва большой морской до рога- из Гибралтара вСуэц, пред ставляла собой твердый орешек. іНа германское командование стянула против английской базы .воздушные армады, и лично Ге ринг строго напутствовал авиа ционных начальников. -Собственна говоря, планы гер манского командования в значи тельной -мере строились на -искус стве ноічного бомбометания эска дры полковника Эриха фоя- Фальгагена. Эти планы казались безошибочными и точными: бло кировать Мальту с воздуха. Днем и ночью подвергать ее ■непрерывной бомбардировке, не даівагть противнику Ночью восста навливать разрушенное -и именно в это время) обрушивать на него самые тяжелые удары. Затем — воздушный десант, и над старин ным британским островом взви вается, всепобеждающая свасти ка. Таковы были -планы. Весь мир помнит, как они осуществля лись. Солнце1над Мальтой по меркло, заслоненное немецкими самолетами. Но -в первые же, дни .воздушного наступления герман ская а:виациія, наналаі нести, огром ные потери. И самое удивитель ное — ночью -они были не мень шими, чем, днем. За долгие годы работы в .воз духе у полковника фои-Фалыга- ген-а выработалось чувство 'през рительного пренебрежения ко всем средствам зенитной оборо ны. Серьезного противника он видел лишь в истребительной ааиаЦии. Но как раз истребите лей на Мальте было очень не много. И тем не мен-ее в первой же операции над островом' один иа Лучших летчиіков-нючников, капитан Мольтке, умудрился по терять две трети вверенных ему боевых машин. Это было потрясающим -и со вершенно непостижимым собы тием. Ведь Мольтке летал в тем ную ночь, -— в эту пору- только сумасшедший мог изображать беспомощную мишень для анг лийских зениток. Полковник по думал, что Мольтке и в самом деле рехнулся, когда ,в ответ на его придирчивые вопросы выжи мал из себя одни и те же слова: — Не магу понять, господин полковник, на в зоне, операции не было ни одного английского истребителя. — Вздор, чушь... Быть может, вы будете утверждать, что асе -ваши машины были разбиты зе- НИТВЫМ'И орудиями!? После тОго, как командир вто рого отряда вообще не вернул ся из операции иі оставшиеся в живых- оправдывались в штабе так, же беспомощно и нелепо, как Мольтке, душевное, равнове сие полковника- Эриха фон-Фаль- гагенаі было нарушено. Ощуще ние ясности задуманной опера ции сменилось у него беспокоя щим чувством неопределенности. В его сознании стерся изучен ный до последней лагуны четкий рельеф Мальты. Цель вдруг оказалась непонятной и загадоч ной. Тогдаі Эрих и принял свое ро ковое решение: нарушить так хорошо разработанный «график победы,» мальтийской группы не мецкой авиации, как нарушают в Исключительных случаях распи сание поездов. Такое решение противоречило неукоснительяьтм правилам германской армии. Но командующий, сам озадаченный чудовищной убылью в людях и в технике, -сравнительно легко со гласился с доводами Эрихаі и приказал прервать на одну' ночь операіци,ю бомбардировщиков. Этой паузой воспользовался полковник фон-Фальгаген. Он твердо решил -лично установить причины трагических фактов, чтобы- принять меры- к. недопуще нию нелепых происшествий в воздухе, сказавшихся на- ритме всей- мальтийской операции. Как только стемнело, его, са молет вырулил наі стартовую до рожку. Вскоре двухместный «Хейнкель», который пилотиро вал сам командир эскадры и на. борту которого находился один из лучших, штурманов, исчез1в темном, небе. -Ночь выдалась темн,а,я, без звездная. В такую ночь случай но заблудившийся ,в небесных просторах летчик едва- ли сохра нит в себе спокойствие и уверен ность. Но для Эриха йфон-Фаль- гаге-на это было родной сти хией. Он уже давно свыкся с ней и пришел к заключению, что лет чики, овладевшие методом сле пого. полета, находятся в боль шей безопасности, чем самый искусный пилот, оперирующий в солнечный день. В этом умоза ключении была своя логика. Об наружить самолет в темноте, поймать и осветить его лучом прожектора,, навести на- него ист ребите,лей и зенитные орудия, —■ асе ©то задача куда более му дреная, чем борьба с самолетами при ясной видимости. Полковник забирался- все вы ше и, выше, и только на высоте 4.000 -метров он вы,ра,внял маши ну и, прибавив газ, пйшел -строго на цель, курсом та юго-запад. Обычная самоуверенность вла дела им безраздельно. Ни наі од ну -мин-уту он не задумывался над- тем, что его может -постиг нуть судьба Мольтке я других Л. ЖИТАРЕВ. 12 января, отвечая на вопрос т. Лапина, мы перепечатали и* журнала «Вестник воздушного флота» статью «Немецкая система радиолокации и способы преодоле ния ее действий». іВ связи с тем, что вопросы радиолокации продол жают интересовать летчиков, тех ников, стрелков-радистов, с сегод няшнего номера мы начинаем печа тать отрывки из «РАССКАЗА О Р А Д И О Л О К А Ц И И » , заимство ванные из журнала «Техника— мо лодежи». летчиков. С каким-то элорадст- віам думал ои о том, что только один немецкий самолет встрево жит сейчас всю систему англий ской обороны. Сидящие там, на этом острове, конечно, не знают, что сегодняшней ночью им дана передышка. Рокот его моторов они примут лишь за первый вест - ник новой волны немецких бом бардировщиков. Пройдут мину ты, и небо над островам вспых нет заградительным огнем. Зна комая картина! И чуткие звуко улавливатели тщетно будут ло вить вслед, за звуком одного са молета звуки десятков других. Внезапно взгляд' его поймал светящийся циферблат часов, и ан тотчас же с -беспокойством подумал, что остров подозри тельно долга хранит невозмути мое молчание. Славно угадав мысль полковника., штурман ла- кои-нческ-i! от рапортовал1:' — Мы над целью. И вдруг в темном пустом- про странстве вспыхнула молния раз рыва, и воздушной водной маши ну отбросило а сторону. Это бы^ ло так ,неожиданно, что у Эриха захватило дух. Ему показалась, что вспышка возникла ниоткуда, из самой мглы, которая., как оке ан, окружала одинокий самолет и была, безграничной в этот час. Снова разрыв. Совсем близко от самолета. Повинуясь .велению -инстинкта-, Эрих «отжал» штур вал, введя машину в пике. Вой винтов. Свист крыльев, бешено секущих воздух. Но как только машина -выравнялась, град осколков ударил по фюзе ляжу. Происходила нечто чудо вищна-непонятное. С далекой земли, -попрежнему окутанной непрониіцаемой мглой, самолет обстреливали, как ясно видимую цель. Теперь Эрих увидел игру -прожекторов, но их лучи, словно нарочно, лениво скользили вда леке от поля боя. И тем не ме нее огонь велся с такой точ ностью, как будто самолет был освещен тысячами -солнц. 'Несомненно, англичане видели самолет. На как они -могли ви деть в такой тьме?.. Эта была последняя мысль, промелькнувшая в ігалове немец кого полковника, перед тем, как прямое попадание снаряда прев ратило послушный «Хейнкель» в дырявую, плохо управляемую машину. Все, что произошло потом, могло казаться чудом. Самолет быстро терял высоту, как бы увлекаемый бездонными глуби нами Средиземного моря. На этот раз смерть не пожела ла воспользоваться своим пра вом. Жизнь свою полковник со хранил, но что это за жизнь!.. Эрих уткнулся в подушку. Злоба душила его. Он проклинал с-вою судьбу, весь мир, Мальту, неприступную и таинственную... Автор не может поручиться, что среди летчиков немецкой бом бардировочной авиации, оперировавшей летом 1942 года над Мальтой, существовали лица с названными зд есь фамилиями. Но мы уверены, что именно такие чувства и мысли были у фашистских летчиков во время их катастрофических поражений в воздухе над Мальтой; чго именно такое смятение охватило тогда германское командование, как мы изобразили в этом вымышленном эпизоде. Действительно, немецкая авиация потерпела тяжелое поражение над Мальтой. Это было большой победой англичан, и не только по тому, что успешная оборона Мальты сыграла немаловажную роль в развитии военных действий на Средиземном море. Важным было и то, чіо в своеобразном поединке между авиацией и противовоздушной обороной победу оде рж ал а последн яя. Это было, как мы увидим дальше, не первым поражением немецкой авиации от оружия про тивовоздушной обороны. Приступая к осуществлению своих планов покорения мира, гит леровские стратеги были убеждены, что их «самолетная туча», навис шая над земным шаром, сокрушит все на свете и что не существует никакого оружия, которое было бы способно успешно бороться с ар мадами «Хейнкелей» и «Юнкерсов», действующих под покровом тем ноты. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz