Североморский летчик. 1945, март.
2 СЕВ EPOMGPiClKjHИ ЛЕТ ЧИ К 1 марта 1945 г.. № 51 (431) У Ч И С Ь НА О П Ы Т Е Б О Е В ! Умело сочетать отвагу и дерзость в бою с полным использованием силы имощи своего оружия ВОЗДУШНЫЕ БОИ ПРИ БЛОКИРОВАНИИ АЭРОДРОМОВ ПРОТИВНИНА Г Е1Ч)Й Советского Союза гвардии капитан Петр Кологлнец — летчик истребитель сафоновской школы. Прибыв на Северный флот весной 1942 года, он в первых же воздушных, боях зарекомен довал себя отважным и умелым летчиком. Дли Коломийца, как дли истребители, характерно постоянное, вдумчивое совершенствование тактики .воздушного боя. Командуя подразделением, гвардии капи тан К О ломиси, на афіле и в воздухе у|чнт молодых истребителей воин скому мастерству, постоянно! передает им свой боевой опыт. В 1944 году его подразделение провело ряд успешных воздушных боев при блокировании Немецкого аэродрома. Ниже мы печатаем статі.ю Героя Советского Союза гвардии ка питана Коломийца: «Воздушные бои при блокировании аэродромов противника». D прикаае, поевшиемком Дшо *-* авиации, 'Верховный Главно командующий Маршал Советского Союза товарищ Сталии говорил: «8 итоге наша боевая авиации имеет теперь полное! господство в воздухе над авиацией врага». Каждый .раз, когда я перечитываю эти строки, п моей памяти встает весь путь североморской авиации а период Отечественной войны. Вспоминаются первые встречи с немцами в воздухе. Врагов было больше, оші детали на лучших по качеству машинах, бои проходили над нашей территорией. — А вюе-таіки перевес па нашей стороне. Мы наступаем. Вот пого дите, товарищи, побольше пе ребьем в этих боях фрПцеві—будемі летать на немецкие .аэродромы я там их уничтожать беспощадно,— говорил нам Петр Огибнеів. Со времени моего первого бое вого ■выдет.а прошло уже около трех лет. Годы эти были полны ехтаток а .воздухе, о которых, кро ме счастья личных побед, прихо дилось переживать и горе меудаіч. Оіни закалили волю к -характер, очень многому маіучшга. -В 1944 году пришло то время, о котором мечтали Сафонов и Сгиб- нев. іМы, m ученики и соратники, дес'ятки раз прилегали на неприя тельские аіэрОдромы и навязывали талі бои хіваленьлм яемецмим асам. Мы научились блокировать истре бительную авиацию противника, не давая ей ходу дальше .своего аэродрома, обеспечивая полностью свободу действий своей ударной авиации. .Мы стаіли хозяевами в ч .небе. Раіссмопрю подробно вопросы блокирования. .Как правило, аэро дромы противника блокируются з том случае, когда требуется, что бы истребители 'врага на оказали противодействия нашим удаірньгм Ігпѵігіпам, действующим по дру гим об’ектам. А поскольку .глав ной задачей наших торіпедоіносцев и штурмовиков в прошлом году была борьба с морскими перевоз ками немцев, то блокирование истребителей противника на его аэродромах производилась во яре- мія массированных удаіроэ па кон ВОЯіМ. Для блокировки .могут иривле катьіся различные виды авиации Нами, например, часто примени лись несколько групп, состоящих из истребителей и истребителей- бомбардировщиков. Как а таком случае строится .примерный план блокировании? За 20—30 минут до появления ударной группы над целью, в район аэродрома бази рования вражеских истребителей прибывают группы 'наших истреби, телей. Их задача/—сковать боем «стодевягтых» и «Фок.ке-)Вул.ьфоа» примерно в течение 40 минут и этим не пропустить истребителей эраігіа в район действий основной ударной труппы. Если а соота.в блокирующих групп входят истре бители-бомбардировщики, то они, в первую очередь, наносят удар,по аэродрому, выводят из строя ле'т- ное поле и потом вступают в бой, помогая сковывающей группе. Проведенные нами операции по казывают, что подобный .план блокирования вполне оправдывает себя. В районе действия наших бомбардировщиков не появлялись истребители противника вовсе или прорывались лишь одиночки. Надо иметь в «иду, что во время бомбо метания сковывающие группы обя заны прикрыть истребиітелей-бЬм- бардировщнков. Мы делали это так: разделялись на две группы, одмиамсоторыіхі охраняла истреби- телей-бомбардировщиков при вво де в пикирование (чаще всего с северо-запада), а .вторая заходила с гогонвастак.а к прикрывала выхо дящие из атаки самолеты. Среди летчикоа-истребителей Существуют различные мнения о том, какова должно быть соотно шение сил при блокировании. Мы считаем, что оно достаточно, если наших истребителей будет больше а полтора раза или даже такое же количество, как и истребителей противника. Опыт подсіка<зывае!т: сражение выигрывает тот, кто искусно владеет техникой, кто в бою наступает. Мне хочется привести несколько примеров по 'блокированию и на этом основании сделать некоторые выводы. Первый бой мы праве,ли 17 ав густа прошлого года под руковод ством гвардии подполковника т. Маренко. Шестнадцати нашим Истребите - ля.м во взаимодействий с івосемыо истребителями -бомбардировщика ми была поставлена 'задана блоки ровать аэродром Луостари во вре мя удара торпедоносцев и штур мовиков по іконвою противника, Перед вылетом івсе экипажи тща тельно изучили задание, распреде лили своіи меёга, разрешили .все вопросы івізанмодействия. Точно в назначенное время поднялись в воздух. Противник, видимо, ожи давший нас, иосіпѳшид поднять своих истребителей, однако не ус пел, т. к. и то время, когда мы подходили к аэродрому, «Мессѳр- шмиптгыі» лишь набирали высоту. Ведущий, правильно оценив об становку, дал 'команду моей нет- верке остаться на высоте 2.500 метров, й остальным трем чет,вер ка.м ит+гй .вниз и атаковывать «Ме 109». Такоеі решение задачи дало возможность всей нашей труппе создать «шапку» над вражеским аэродромом, взаимодействовать между четверками и на протяже нии всего боя держать превосход ство в своих руках. Немцы, ошеломленные внезапно, стыо первой атаки, рассыпались по одному и переворотами уходили, под защиту своей МЗА и ЗД, От дельные группы «Ме-409», успев шие собраться по 2—3, ушли в сторону и сразу же пытались за- кя!тъ превосходство в высоте. Од нако наша четверка, Оставшаяся на высоте, атаковала их и заста вила (вновь опуститься. Внизу про тивник также попадал под оігонь наших истребителей и терпел не удачу з.а неудачей. Так, вскоре чет веркой т. Маренка были сбиты два «Ме-іІОЭ». Некоторые «стодевя тые», видя невыгодность своего положения! внизу, снова попыта лись горкой выскочить вверх, но, • как прежде, были атакованы. Так протекала борьба за высоту. Эше лонирование наших пар не да.вало возможности врагу использовать ■вертикальный маневр. Немецкие истребители во время ухода из-под наших атіаік резко пи кировали с переворота или беспо рядочно паідали и потом уходили на бреющем. Хитрость не удава лась врагу—наши летники дого няли era и атаковывали. 'B таких случаях преследование противника должно быть весьма осторожным и ^организованным. Так, гвардии лейтенант Заподобниіков ,в погоне за одним «етодевитым» допустил ошибку, оторвался от группы и был атакован вторым «Ме-109». Бои при блокировании, а в дан ном случае разбираемый .нами бой протекал тшвным образом на фи- гурах. Это обстоятельство требует от летчиков исключительного уме ния пилотировать Сіамоілет к.ак по вертикали, *т.аік и по горизонтали. Очеінь важно при этом умейие пи лотировать ів паре. Молодой лет чик 'Калишшін в бою оказался сбитым лишь потому, ч>то ирн первіой сложной эволюции 'веду щего не справился с пилотирова нием и оторвался от него, Наобо- Семь из восьми Младший лейтенант т. Юрьев прибыл на Север в августе 1944 го. да, когда штурмовики готовились к наступательным боям. Обстанов ка была такой, что Юрьеву после Очень небольшой тренировки при шлось вылетать на боевые задания. Семь раз он вместе со старшими товарищами ходил бомбить немец кие конвои, скопления судов в неприятелъекюя базах. — Тогда, хотя и бомбил я по врагу, все же не было уверен ности в своих силах. Держался! ве дущего, бомбы сбрасывал по веду щему, маневрировал по ведущему... —Совсем другое дело теперь. Силу чувствую, — говорит Юрьев, вспо миная о своих первых вылетах. Уве:ре»ность в 'себе к Юрьеву прёшлз не сразу. іКогда шту.рмовін. км победоносно за,вершили свою боевую деятельность и усиленно стали заниматься боевой учебой, Юрьев .целиком отдался трениров кам. Главное внимание молодой лётчик обратил на отработку тех ники прицельного бомбометания с пикирования. Юрьев ежедневно старался уз нать 'новое. Он часто обращался за помощью к майору Гуляеву и стар шему лейтенанту Тамарову. Мне бы Все бомбы в цель по ложить, — еще в январе говорил Гуляеву Юрьев после бомбомета ний, на которых майор бомбил осо. ба метко. — Все придет а свое время. В рубашке не рождаются. А у вас, Юрьев, ооязательно будут отлил- Младший лейтенант И. Юрьев. Зарисовка Б. Крылова. ные результаты, — отвечал Гу ляев. С тех пор Юрьев еще больше и упорнее тренировался в бомбомета, нии, и вскоре добился хорошей оценки. Однако такой результат не удовлетворил его: Юрьев поста, вил себе цель стать снайпером. С новой силой продолжал он учить ся.. В феврале произвел несколько бомбометаний, а результате кото рых добился: еще лучших показате. лей. рот, летчик Кухлиівский, заметиа. шиій в хівосте «Ме-109», сумел выполнить сілож.ный маневр, .пере хитрил немца и в конце концов сбил его. Операция, проведенная 17 авгу ста, несмотря на некоторые ошибки,. допущенные отдельными летчик а,ми, принесла нам значи тельную победу. Ведя бой с чис ленно превосходящим врагом, мы сбили семь вражеских самолетов. Правильная и всесторонняя подго товка обеспечила победу. Второй бой при блокировании аэродрома врага мы проводили 23 августа 1944 года.. Он имел ряд недостатков. Остановлюсь на них. Прежде всего, подготовка к выле ту велась второпях, метеообста- новка над це.лью была неясна. Придя на аэродром врага, -мы встретили .низкую многослойную облачность, местами дождевые за ряды. Та,кая облачность—в пользу противнику, имеющему неплохую зенитную оборону и сеть постав наведения. іНаши ігруггпы из-за по годы потеряли взаимодействие между собой. Противник іпо радио 'Наводил своих истребителей на на- 'ШИ мелкие грумпы самоілетов. Кроме этого, допустил ошибку ве дущий одной четверки: заметив справа '8 «Ме-і10,9», он вместо того, чітобы собрать плотна четверку и ■развернуться иаі противника, лы- таліся соединиться со своими, са молетами, находящимися впереди и выше. Четверка растянулась к бьііла атакована в хвост. В резуль тате этого бои погиб один наш летчик. Летчик-истребитель обязан на падать при любых условиях. В этом его победа. Кто первый пе реводит в аітаку, атакует смело, дерзко, решительно, тот всегда выходит победите(ле'м. Бои на бло кировании вражеского аіэродрома полностью подтвердили этот вы вод. Герой Советского Союза гвардии капитан 4 П. КОЛОМИЕЦ . -Приближался день .Красной Ар' мни. Все летИики-штурмовики оо- ролись за то, чтобы как можно ■лучше встретить праздник, до- биться высших результатов в бом бометании. ’ За это боролсяі и Юрьев. За несколько дней -до по летов он вновь советуется! с опыт ными товарищами. Все указания и советы принимаются им, как долж ное. 23 февраля Юрьев уверенно идет на полигон. — В этот раз он бомбил всех. На его заіходы и маневр любе была посмотреть. 'Снайперская Р31- бота, —- рассказывает об этом Дяе старший лейтенант Тамаров. День 'Красной Армии достойно был встречен молодым офицеров Юрьевым. Молодой летчик добил ся замечательных результатов, семь бомб из восьми поразили цель. С -большим вниманием .млад ший лейтенант. Юрьев 23 феврал слушал приказ товарища Сталина Слова вождя глубоко запали | сердце штурмовика. Верхове Глаанокомандуісніциій требовал упорнее трудиггьси, еще настоим^ вее оттамиівать боевое мастере Юрьев сделал для себя ®Ы' ■ бомбить только отлично, по-с перски. 25 февраля штурмовики ві^ ь вылетели на учебное б о м б о й . Воодушевленные пркк ного Главнокомандуі°ш ■ ние. Верхов ю они показали высокие резуль ‘ Как и прежде, отлично оо ^ Юрьев. Он повторил свой сч семь из восьми. _ Д. НИКОЛАЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz