Североморский летчик. 1945, март.

2 СЕВ EPOMGPiClKjHИ ЛЕТ ЧИ К 1 марта 1945 г.. № 51 (431) У Ч И С Ь НА О П Ы Т Е Б О Е В ! Умело сочетать отвагу и дерзость в бою с полным использованием силы имощи своего оружия ВОЗДУШНЫЕ БОИ ПРИ БЛОКИРОВАНИИ АЭРОДРОМОВ ПРОТИВНИНА Г Е1Ч)Й Советского Союза гвардии капитан Петр Кологлнец — летчик истребитель сафоновской школы. Прибыв на Северный флот весной 1942 года, он в первых же воздушных, боях зарекомен­ довал себя отважным и умелым летчиком. Дли Коломийца, как дли истребители, характерно постоянное, вдумчивое совершенствование тактики .воздушного боя. Командуя подразделением, гвардии капи­ тан К О ломиси, на афіле и в воздухе у|чнт молодых истребителей воин­ скому мастерству, постоянно! передает им свой боевой опыт. В 1944 году его подразделение провело ряд успешных воздушных боев при блокировании Немецкого аэродрома. Ниже мы печатаем статі.ю Героя Советского Союза гвардии ка­ питана Коломийца: «Воздушные бои при блокировании аэродромов противника». D прикаае, поевшиемком Дшо *-* авиации, 'Верховный Главно­ командующий Маршал Советского Союза товарищ Сталии говорил: «8 итоге наша боевая авиации имеет теперь полное! господство в воздухе над авиацией врага». Каждый .раз, когда я перечитываю эти строки, п моей памяти встает весь путь североморской авиации а период Отечественной войны. Вспоминаются первые встречи с немцами в воздухе. Врагов было больше, оші детали на лучших по качеству машинах, бои проходили над нашей территорией. — А вюе-таіки перевес па нашей стороне. Мы наступаем. Вот пого­ дите, товарищи, побольше пе­ ребьем в этих боях фрПцеві—будемі летать на немецкие .аэродромы я там их уничтожать беспощадно,— говорил нам Петр Огибнеів. Со времени моего первого бое­ вого ■выдет.а прошло уже около трех лет. Годы эти были полны ехтаток а .воздухе, о которых, кро­ ме счастья личных побед, прихо­ дилось переживать и горе меудаіч. Оіни закалили волю к -характер, очень многому маіучшга. -В 1944 году пришло то время, о котором мечтали Сафонов и Сгиб- нев. іМы, m ученики и соратники, дес'ятки раз прилегали на неприя­ тельские аіэрОдромы и навязывали талі бои хіваленьлм яемецмим асам. Мы научились блокировать истре­ бительную авиацию противника, не давая ей ходу дальше .своего аэродрома, обеспечивая полностью свободу действий своей ударной авиации. .Мы стаіли хозяевами в ч .небе. Раіссмопрю подробно вопросы блокирования. .Как правило, аэро­ дромы противника блокируются з том случае, когда требуется, что­ бы истребители 'врага на оказали противодействия нашим удаірньгм Ігпѵігіпам, действующим по дру­ гим об’ектам. А поскольку .глав­ ной задачей наших торіпедоіносцев и штурмовиков в прошлом году была борьба с морскими перевоз­ ками немцев, то блокирование истребителей противника на его аэродромах производилась во яре- мія массированных удаіроэ па кон ВОЯіМ. Для блокировки .могут иривле катьіся различные виды авиации Нами, например, часто примени лись несколько групп, состоящих из истребителей и истребителей- бомбардировщиков. Как а таком случае строится .примерный план блокировании? За 20—30 минут до появления ударной группы над целью, в район аэродрома бази­ рования вражеских истребителей прибывают группы 'наших истреби, телей. Их задача/—сковать боем «стодевягтых» и «Фок.ке-)Вул.ьфоа» примерно в течение 40 минут и этим не пропустить истребителей эраігіа в район действий основной ударной труппы. Если а соота.в блокирующих групп входят истре­ бители-бомбардировщики, то они, в первую очередь, наносят удар,по аэродрому, выводят из строя ле'т- ное поле и потом вступают в бой, помогая сковывающей группе. Проведенные нами операции по­ казывают, что подобный .план блокирования вполне оправдывает себя. В районе действия наших бомбардировщиков не появлялись истребители противника вовсе или прорывались лишь одиночки. Надо иметь в «иду, что во время бомбо­ метания сковывающие группы обя­ заны прикрыть истребиітелей-бЬм- бардировщнков. Мы делали это так: разделялись на две группы, одмиамсоторыіхі охраняла истреби- телей-бомбардировщиков при вво­ де в пикирование (чаще всего с северо-запада), а .вторая заходила с гогонвастак.а к прикрывала выхо­ дящие из атаки самолеты. Среди летчикоа-истребителей Существуют различные мнения о том, какова должно быть соотно­ шение сил при блокировании. Мы считаем, что оно достаточно, если наших истребителей будет больше а полтора раза или даже такое же количество, как и истребителей противника. Опыт подсіка<зывае!т: сражение выигрывает тот, кто искусно владеет техникой, кто в бою наступает. Мне хочется привести несколько примеров по 'блокированию и на этом основании сделать некоторые выводы. Первый бой мы праве,ли 17 ав­ густа прошлого года под руковод­ ством гвардии подполковника т. Маренко. Шестнадцати нашим Истребите - ля.м во взаимодействий с івосемыо истребителями -бомбардировщика­ ми была поставлена 'задана блоки­ ровать аэродром Луостари во вре­ мя удара торпедоносцев и штур­ мовиков по іконвою противника, Перед вылетом івсе экипажи тща­ тельно изучили задание, распреде­ лили своіи меёга, разрешили .все вопросы івізанмодействия. Точно в назначенное время поднялись в воздух. Противник, видимо, ожи­ давший нас, иосіпѳшид поднять своих истребителей, однако не ус­ пел, т. к. и то время, когда мы подходили к аэродрому, «Мессѳр- шмиптгыі» лишь набирали высоту. Ведущий, правильно оценив об­ становку, дал 'команду моей нет- верке остаться на высоте 2.500 метров, й остальным трем чет,вер ка.м ит+гй .вниз и атаковывать «Ме 109». Такоеі решение задачи дало возможность всей нашей труппе создать «шапку» над вражеским аэродромом, взаимодействовать между четверками и на протяже­ нии всего боя держать превосход­ ство в своих руках. Немцы, ошеломленные внезапно, стыо первой атаки, рассыпались по одному и переворотами уходили, под защиту своей МЗА и ЗД, От­ дельные группы «Ме-409», успев­ шие собраться по 2—3, ушли в сторону и сразу же пытались за- кя!тъ превосходство в высоте. Од­ нако наша четверка, Оставшаяся на высоте, атаковала их и заста­ вила (вновь опуститься. Внизу про­ тивник также попадал под оігонь наших истребителей и терпел не­ удачу з.а неудачей. Так, вскоре чет­ веркой т. Маренка были сбиты два «Ме-іІОЭ». Некоторые «стодевя­ тые», видя невыгодность своего положения! внизу, снова попыта­ лись горкой выскочить вверх, но, • как прежде, были атакованы. Так протекала борьба за высоту. Эше­ лонирование наших пар не да.вало возможности врагу использовать ■вертикальный маневр. Немецкие истребители во время ухода из-под наших атіаік резко пи­ кировали с переворота или беспо­ рядочно паідали и потом уходили на бреющем. Хитрость не удава­ лась врагу—наши летники дого­ няли era и атаковывали. 'B таких случаях преследование противника должно быть весьма осторожным и ^организованным. Так, гвардии лейтенант Заподобниіков ,в погоне за одним «етодевитым» допустил ошибку, оторвался от группы и был атакован вторым «Ме-109». Бои при блокировании, а в дан­ ном случае разбираемый .нами бой протекал тшвным образом на фи- гурах. Это обстоятельство требует от летчиков исключительного уме­ ния пилотировать Сіамоілет к.ак по вертикали, *т.аік и по горизонтали. Очеінь важно при этом умейие пи­ лотировать ів паре. Молодой лет­ чик 'Калишшін в бою оказался сбитым лишь потому, ч>то ирн первіой сложной эволюции 'веду­ щего не справился с пилотирова­ нием и оторвался от него, Наобо- Семь из восьми Младший лейтенант т. Юрьев прибыл на Север в августе 1944 го. да, когда штурмовики готовились к наступательным боям. Обстанов­ ка была такой, что Юрьеву после Очень небольшой тренировки при­ шлось вылетать на боевые задания. Семь раз он вместе со старшими товарищами ходил бомбить немец­ кие конвои, скопления судов в неприятелъекюя базах. — Тогда, хотя и бомбил я по врагу, все же не было уверен­ ности в своих силах. Держался! ве­ дущего, бомбы сбрасывал по веду­ щему, маневрировал по ведущему... —Совсем другое дело теперь. Силу чувствую, — говорит Юрьев, вспо­ миная о своих первых вылетах. Уве:ре»ность в 'себе к Юрьеву прёшлз не сразу. іКогда шту.рмовін. км победоносно за,вершили свою боевую деятельность и усиленно стали заниматься боевой учебой, Юрьев .целиком отдался трениров­ кам. Главное внимание молодой лётчик обратил на отработку тех­ ники прицельного бомбометания с пикирования. Юрьев ежедневно старался уз­ нать 'новое. Он часто обращался за помощью к майору Гуляеву и стар­ шему лейтенанту Тамарову. Мне бы Все бомбы в цель по­ ложить, — еще в январе говорил Гуляеву Юрьев после бомбомета­ ний, на которых майор бомбил осо. ба метко. — Все придет а свое время. В рубашке не рождаются. А у вас, Юрьев, ооязательно будут отлил- Младший лейтенант И. Юрьев. Зарисовка Б. Крылова. ные результаты, — отвечал Гу­ ляев. С тех пор Юрьев еще больше и упорнее тренировался в бомбомета, нии, и вскоре добился хорошей оценки. Однако такой результат не удовлетворил его: Юрьев поста, вил себе цель стать снайпером. С новой силой продолжал он учить­ ся.. В феврале произвел несколько бомбометаний, а результате кото­ рых добился: еще лучших показате. лей. рот, летчик Кухлиівский, заметиа. шиій в хівосте «Ме-109», сумел выполнить сілож.ный маневр, .пере­ хитрил немца и в конце концов сбил его. Операция, проведенная 17 авгу­ ста, несмотря на некоторые ошибки,. допущенные отдельными летчик а,ми, принесла нам значи­ тельную победу. Ведя бой с чис­ ленно превосходящим врагом, мы сбили семь вражеских самолетов. Правильная и всесторонняя подго­ товка обеспечила победу. Второй бой при блокировании аэродрома врага мы проводили 23 августа 1944 года.. Он имел ряд недостатков. Остановлюсь на них. Прежде всего, подготовка к выле­ ту велась второпях, метеообста- новка над це.лью была неясна. Придя на аэродром врага, -мы встретили .низкую многослойную облачность, местами дождевые за­ ряды. Та,кая облачность—в пользу противнику, имеющему неплохую зенитную оборону и сеть постав наведения. іНаши ігруггпы из-за по­ годы потеряли взаимодействие между собой. Противник іпо радио 'Наводил своих истребителей на на- 'ШИ мелкие грумпы самоілетов. Кроме этого, допустил ошибку ве­ дущий одной четверки: заметив справа '8 «Ме-і10,9», он вместо того, чітобы собрать плотна четверку и ■развернуться иаі противника, лы- таліся соединиться со своими, са­ молетами, находящимися впереди и выше. Четверка растянулась к бьііла атакована в хвост. В резуль­ тате этого бои погиб один наш летчик. Летчик-истребитель обязан на­ падать при любых условиях. В этом его победа. Кто первый пе­ реводит в аітаку, атакует смело, дерзко, решительно, тот всегда выходит победите(ле'м. Бои на бло­ кировании вражеского аіэродрома полностью подтвердили этот вы­ вод. Герой Советского Союза гвардии капитан 4 П. КОЛОМИЕЦ . -Приближался день .Красной Ар' мни. Все летИики-штурмовики оо- ролись за то, чтобы как можно ■лучше встретить праздник, до- биться высших результатов в бом­ бометании. ’ За это боролсяі и Юрьев. За несколько дней -до по­ летов он вновь советуется! с опыт­ ными товарищами. Все указания и советы принимаются им, как долж­ ное. 23 февраля Юрьев уверенно идет на полигон. — В этот раз он бомбил всех. На его заіходы и маневр любе была посмотреть. 'Снайперская Р31- бота, —- рассказывает об этом Дяе старший лейтенант Тамаров. День 'Красной Армии достойно был встречен молодым офицеров Юрьевым. Молодой летчик добил­ ся замечательных результатов, семь бомб из восьми поразили цель. С -большим вниманием .млад ший лейтенант. Юрьев 23 феврал слушал приказ товарища Сталина Слова вождя глубоко запали | сердце штурмовика. Верхове Глаанокомандуісніциій требовал упорнее трудиггьси, еще настоим^ вее оттамиівать боевое мастере Юрьев сделал для себя ®Ы' ■ бомбить только отлично, по-с перски. 25 февраля штурмовики ві^ ь вылетели на учебное б о м б о й . Воодушевленные пркк ного Главнокомандуі°ш ■ ние. Верхов ю они показали высокие резуль ‘ Как и прежде, отлично оо ^ Юрьев. Он повторил свой сч семь из восьми. _ Д. НИКОЛАЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz