Североморский летчик. 1945, март.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 4 марта, 1946 р., № 54 (434) Как мыпередаембоевой опыт '■В ожесточенных боях с врагом летчики Север ного флота отточили свое мастерство, накопили богатый боевой опыт. Североморские торпедонос цы, бомбардировщики, штурмовики и истребители, прошедшие суровую школу боев, сейчас ежеднев но и ежечасно учат нашу летную молодежь, как надо воевать. Редакция обратилась к ряду опытных летчиков с вопросом: «Как они передают свой боевой опыт?». Вот что рассказали нам товарищи. 1. НА Г Р У П П О ВЫ Х УП РАЖ Н ЕНИ ЯХ Герой Советского Союза гвардии капитан П. КОЛОМИЕЦ ДНіОЙ из- форм передачи боевого опыта' являются групповые' упражнения. Я'их использую очень широко. За последнее время арооел групповые упражнения ,на следующие темы; «Сопровождение ударной авиации». «Блокирование азродрома противника», «Прикры тие торпедных катера». в о время упражнения почти каждую свою мьгель ота.ра.юсь под твердит. примером ив боевой практики. Говорю не только о том, что такой случай произошел, но и почему он произошел. Так, например, совсем -недавно я проводил ірруиповое упражнение на тему: «При крытие торпед пых катеров». Рассказыв,ая о том, как надо прикрывать катера и взаимодействовать с ними, я разобрал операцию по прикры тию, когда североморские катерники потопили 13 немецких кораблей. 2. О Б РАЩ АЮ ВНИМАНИЕ НА ВСЕ „М ЕЛ О Ч И " Герой Советского Союза капитан И. ВОЛЫНКИН . Г | РИ передаче боевого опыта важно не только рассказать моло дому,летчику вообще о -вылете, но и подробно остановиться-на его мелких деталях. Это нужно вот почему. (Каждый летчик знает, что строи при бомбометании — святое -место, его ни при каких обстоя тельствам нарушать' .нельзя. А вот как .не нарушить, если атакуют ист ребители противника справа, сверху или снизу? Какие дистанции, ин тервалы лучше держать в тот или инюй/ момент атаки и как их дер жать? Н,а эти вопросы приходится отвечать самим подробным обра зом. У меня в подразделении служит младший лейтенант Смол,яков. Он неплохо пилотирует, (хорошо чувствует машину. Это у «его созда вало излишнюю самоуверенность. Смоляков близко, «жался» к другим самолетам. При таком полоіженйи в бою о» может помешать ведущему резко развернуться. На ошибку Смолякову пришлось укаэать. Кроме- повседневной работьіі с летчиками, оsoft боевой опыт .я пе редаю путем бесед, которые провожу довольно часто. За последнее время провел беседы на темы: «Мои торпедные ударь»», «Уверенность в выполнении задания — залог победы торпедоносца» и другие. 3. С В Я З Ы В А Ю С БОЕВОЙ ПРАКТИКОЙ Старший лейтенант А. НИКОЛАЕВ. В 0 'ВРЕМЯ учебы каждый .вопрос летной и .наземной подготовки и связываю с боевой практикой., В этом большую помощь мне оказынает'ста.рший лейтенант Веников и другие опытные летчики. Прежде чем приступить к вводу ,в строй .молодых, я вызвал их к себе и с каждым поговорил. Заггем .в процессе, учебы все время ириі- омаггриішге.я. ,Ik ошибки, летчикам ука.чина,л и тут же заставлял к, ігр.і.вли 1 ь. Серьезноеі ь эінхі ошибок из недопустимость их в боях ікегда подтверждал примерами ш своего опыта. Такая учеба, доля нсплоше .результаты.: скоро младший лейтенант Тпторенко и другие молодые истребители будут -введены, в строй-., 4. У Ч У ТОМ У , ЧТО НАДО В БОЮ Майор П. ОБУХОВ. В ПОМОЩЬ АВИАМЕХАНИКУ АВИАЦИОННОЕ ТОПЛИВО Инженер-майор Н. С А В Е Л Ь Е В .Прежде всего .необходимо, чтобы ’ на.с). .Нефтяные бензины в свое ^ _ _ . . л л „ л ,т / п Т ГА П М Й . I Ю.ГѴОЛЛ СТ. n f \ II Ц іЛ іЛ Т І. V ГТAiD. ТТ.Л>прг» -і. " Л И * , 1 \ V -wiwt тогда идет впрок, когдаі оніа приближена к действитель- . '*• нос ги боя. Этого правила, я придерживаіюсь всегда. Если летчик упрощает тот или. иной элемент боевой учебы или- проявляет излишнее лихачество, я .всегда останавливаю его и указываю на то, что подобное •в бою приводит к нехорошим последствиям. Младший лейтенант Козлов во время, учебных вылетов слабо на* одюдал за воздухом. Когда- я точно выявил это, на, разборе сказал Козлову: «Осмотрительность и воздухе—.нелегкое дело. Умение ви деть вырабатывается постепенно .в учебе и в бою». Тут же предупре дил летчика, что если он также халатно будеіт относиться к осмотри тельности и в будущем — его собьют в бою. как сбили ѵ нас летчика ГІрот,ас. Предупредив об этом, я. рассказал, как надо правильно смот реть, распределять .в полете свое .внимание. Много приходится учить молодых летчиков правильному маневру і; заход,у на цель. Отработка этого момента особенно важна для точности торпедо и бомбометания. Младший лейтена.нт Мальцев при учебных полета» в момеігт захода, на боевой курс резко маневрировал I а.кое маневрирование в бою приводит к невыдержи-ванию курса штурманом. Я об’яснил Мальцеву его ошибку и привел пример из личной практики, когда мой резкий маневр помешал штурману" точно сбросить торпеду,. Младший лейтенант Гнетов за короткий срок вошел о строй. По всему чувствуется, что из него бу дет смелый летчик. Однако Гнетов после сбрасывания .торпеды -на отходе от .цели слишком близко при жимается к воде. При резком мйневре он может зацепить самолетам за воду. Опасность такого полета я ра.з’яюнил Гнетоэу. Из практики привел случай с. летчиком Юрченко, который летя из такой же выео тс, как Гнетов, при- маневре зацепил за воду и погиб. Так я передаю молодежи свой боевой опыт. 5. Н А З ЕМ Л Е ОБ ‘ЯСНЯЮ , В В О ЗД У Х Е ПО КА ЗЫ ВАЮ Старший лейтенант Л. ЛАПИН. Д ЛЯ истребителя .высота — .главное в воздушном бою. Будет вы сота, будет и скорость, а у. кого скорость, у того победа. Искус ству завоевания высоты я учу сейчас молодых летчиков. Недавно ,в учебном воздушном бою мы «дрались» пара на паіру. «Противник» находился выше нас, и бой пришлось принять на'ви ражах. — Выходите из боя, набирайте івысоту, — передал я своему ведо мому'.младшему лейтенанту Драгунову. Летчик быстро выполнил команду. Я, связав «противника», стал наблюдать за Драгу.новым и периодически передавать ему: «Делайте горку, от.ве.рните влево, атакуйте!». На земле я об’яснил летчикам, почему в бою нужна высота. В подтверждение привел факт, происшедший со мною 11 октября 1944 года. Нашу группу тогда атаковало несколько «Мессершмиттов». Не,мцы имели преимущество в .вы соте. После нескольких вертикальных фигур нам удалось заня.ть гое подство в высоте и сильно потпе- пать врага.. Тут же я рассказал, как мы этого добились. Так -передаю я с-вой боевой опыт по любому вопросу: в .воздухе -показываю, как ту или ия-ѵю фигуру, упражнение выполнить, на земле рассказываю, почему надо делать именно так лолтвешкпяя это фактами из боевой практики. ’ И А авиатопливо была высококалорий ным и обеспечивало получение ѵ двигателей требуемой мощности при минимальных его расходах. Оно должно обладать способ ностью: быстро и полностью испа:- рятьоя ,в карбюраторах, обеспечи вая легкий запуск .мотора, и быст рый переход с одного режима Ва другой; не содержать кислотных, и сернистых соединений, вызываю щих коррозию деталей двигателя. Чистота топлива, отсутствие меха нических примесей и воды, также является первостепенным требова нием. іКроме того, оно должно быть физически однородным и химиче ски стабильным. [При оценке авиационного топли ва основное внимание надо обра щать на октановое., число, испаряе мость и упругость паров. Октановое число — мера изме рения аятидетон-ащишных свойств топлива. Оно показывает, насколь ко топливо устойчиво против дето, нации. При работе авиационного двигателя на топливе с октановым числом более низким, чем. требует ся для данного типа, возникает де тонация, характеризующаяся подав, лением черного дымаі при выхлопе, увеличением удельного расхода топлива, перегревом, цилиндров, снижением мощности, тряской и неустойчивой работой двигателя. В результате детонации отдельные детали мотора могут даже разру шиться. Чтобы, избежать этого, следует подбирать топливо с необ ходимым октановым числом для данного типа двигателя. Октановым числом топли.ва на зывается показатель детонацион ной стойкости топлива, численно равный такому проценту (по об’е- му) содержания изоокт,аіна в смеси, нормальным гептаном, при кото ром детоиаіционінаяі стойкость этой см.еси и сравниваемого с ней топ лива одинакова. Детонационная стойкость изо- октана. соответствует октановому ікелу нуль. Следовательно, одна октановая единица соответствует изменению на. один, об’емный .про цент. содержания .иаооктана, в, изо- октаио-ігеіптаіновой смеси. При сравнительной оценке окта- ноэы.хі чисел наших а.виатоіплив и заграничных'Надо .иметь в виду, что существуют различные определе. ииія октанового числа. Во всех стіран.акі применяется, с неболмші- МИМ'И изменениями, одноцилиндро. вый двигатель, сконструированный .американским обществом испыта ния материалов. Этот двигатель .изготовляется .в GUIА фирмой Bo- кеша .и под этим названием широко известен у нас. В Советском Союзе октановые числа топлив определя, ются на установке фирм.ы Вокеша по моторному методу (метод, при. мятый .военно-авиационным корпу сом США, значительно отличается от моторного метода, принятого у ©ремя полностью удовлетворяли всем требованиям, пред’являемым ік а.виатбпливу. в настоящее .время, .в связи с лоявіление.м в аівиаіции бо. лее мощных форсированных по степени сжатия и особенно -по над дуву двигателей, бензин, как авпа. топливо, !па своим а.нти.детана.циан, ■ним свойствам перестал удовлет^. ©орять необходимым требованиям. Октановые числа даіже наилучших сортов авиабензинов, получаемых из .наиболее 'качествеиных нефтей, не превышают 80 единиц. .В основном, октановые числа авиабензинов находится, в пределах '60—70 единиц, в то время, как Для обеспечении надежной работы со. временных авиадвигателей требу ются а.виа,топлива, октановые числа которых должны находиться; в пре. делах 95—100 единиц. В самое по следнее .время ів ССОР иі США по явились двигатели, требующие для нормальной работы топливо с ок тановым числом 100 и выше. Сейчас основным средством по вышения1, аятиде тон ационных свойстіа авиабензинов: является до бавление в них этиловой жидкости. У нас ніаі снабжении имеются сле дующие этиловые жидкости1: оте чественная Р-9 красная и амери канская синяя. В состаів всех сортов этиловых жидкостей ©ходит один и тот же продукт — тетраіэтіиіловый свинец (ТЭС). Применяется он не в чи стом виде, а в смеси с бромистыми соединениями. Смесь эта называет ся этиловой жидкостью. Броми стые соединения необходимы для выноса свинца из цилиндров дви гателя, выделяющегося! при сгора нии свинцового топлива. Добавлением этиловой жидкости .в бензин изменяется только его ок тановое число. Основные физико- химические свойства топлива — удельный вес, испаряемость, тепло творная способность и т. д.—оста ются 'практически без изменения. С помощью этиловой жидкости окта. новые чиіслаі бензинов ,в зависимо сти от их химического состава .можно повысить на 12—20 едиіииц. .Несмотря на значительное повы шение октановых чисел топлив в результате введении .в бензины этиловой жидкости, возможности увеличения антиідетонационяых свойств горючего все ж е ограниче ны. Отсюда эффективность дейст вия Этиловой іжидкоети по мере увеличения ее количества в бензи нах уменьшается, а после добавле ния 4 куб. сантиметров на 1 кг. топлива становится уже незначи тельной, Содержание в бензине этиловой жидкости свыше 4 куб. ом. на каждый килограмм топлива вследствии появления большого количества свинцовистых осадков на клапанах, .в камере сгорания, на партиях и свечах становится вред ным для мотора. 4 (ѳ 4 < * с & и О Т К А Т Д Л Я А В И А Ц И О Н Н Ы Х П У Л Е М Е Т О В Самолетсстрои- тельной компани ей „Белл" разра ботан откат для крупнокалиберных пулеметов, приме няющийся, на бом бардировщиках многих типов. Это устройство пр ед ставляет собой лег кую переносную люльку, с о с т о я щую из двух ст ал ь ных трубок и гидравличе с к о г о амортизатора. Установка отк а та занимает всего несколько минут. Использование гидравлического амортизатора п о выш ает меткость стрельбы, умень шает нагрузку на конструкцию само лета, вызываемую отдачей и, кроме того, снижает уто мляемость пуле метчика. .Сайентифик Американ". А Э Р О С Т А Т Ы В О З Д У Ш Н О Г О З А Г Р А Ж Д Е Н И Я В США выдан патент на изобре тение нового аэро стата воздушного заграждения. Каж дый такой аэро стат представляет по существу обо лочку, в которой находится несколь ко меньших также привязных а э р о статов. Таким образом, при простреле о д ного или несколь ких аэростатов, за граждение будет держаться в воз духе. В целях у си л е ния действия т а ких заграждений с аэростатов спус кают металличе ские канаты и ц е пи. „Сайенл Ньюс Леттвр“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz