Североморский летчик. 1945, март.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 4 марта, 1946 р., № 54 (434) Как мыпередаембоевой опыт '■В ожесточенных боях с врагом летчики Север­ ного флота отточили свое мастерство, накопили богатый боевой опыт. Североморские торпедонос­ цы, бомбардировщики, штурмовики и истребители, прошедшие суровую школу боев, сейчас ежеднев­ но и ежечасно учат нашу летную молодежь, как надо воевать. Редакция обратилась к ряду опытных летчиков с вопросом: «Как они передают свой боевой опыт?». Вот что рассказали нам товарищи. 1. НА Г Р У П П О ВЫ Х УП РАЖ Н ЕНИ ЯХ Герой Советского Союза гвардии капитан П. КОЛОМИЕЦ ДНіОЙ из- форм передачи боевого опыта' являются групповые' упражнения. Я'их использую очень широко. За последнее время арооел групповые упражнения ,на следующие темы; «Сопровождение ударной авиации». «Блокирование азродрома противника», «Прикры­ тие торпедных катера». в о время упражнения почти каждую свою мьгель ота.ра.юсь под­ твердит. примером ив боевой практики. Говорю не только о том, что такой случай произошел, но и почему он произошел. Так, например, совсем -недавно я проводил ірруиповое упражнение на тему: «При­ крытие торпед пых катеров». Рассказыв,ая о том, как надо прикрывать катера и взаимодействовать с ними, я разобрал операцию по прикры­ тию, когда североморские катерники потопили 13 немецких кораблей. 2. О Б РАЩ АЮ ВНИМАНИЕ НА ВСЕ „М ЕЛ О Ч И " Герой Советского Союза капитан И. ВОЛЫНКИН . Г | РИ передаче боевого опыта важно не только рассказать моло­ дому,летчику вообще о -вылете, но и подробно остановиться-на его мелких деталях. Это нужно вот почему. (Каждый летчик знает, что строи при бомбометании — святое -место, его ни при каких обстоя­ тельствам нарушать' .нельзя. А вот как .не нарушить, если атакуют ист­ ребители противника справа, сверху или снизу? Какие дистанции, ин­ тервалы лучше держать в тот или инюй/ момент атаки и как их дер­ жать? Н,а эти вопросы приходится отвечать самим подробным обра­ зом. У меня в подразделении служит младший лейтенант Смол,яков. Он неплохо пилотирует, (хорошо чувствует машину. Это у «его созда­ вало излишнюю самоуверенность. Смоляков близко, «жался» к другим самолетам. При таком полоіженйи в бою о» может помешать ведущему резко развернуться. На ошибку Смолякову пришлось укаэать. Кроме- повседневной работьіі с летчиками, оsoft боевой опыт .я пе­ редаю путем бесед, которые провожу довольно часто. За последнее время провел беседы на темы: «Мои торпедные ударь»», «Уверенность в выполнении задания — залог победы торпедоносца» и другие. 3. С В Я З Ы В А Ю С БОЕВОЙ ПРАКТИКОЙ Старший лейтенант А. НИКОЛАЕВ. В 0 'ВРЕМЯ учебы каждый .вопрос летной и .наземной подготовки и связываю с боевой практикой., В этом большую помощь мне оказынает'ста.рший лейтенант Веников и другие опытные летчики. Прежде чем приступить к вводу ,в строй .молодых, я вызвал их к себе и с каждым поговорил. Заггем .в процессе, учебы все время ириі- омаггриішге.я. ,Ik ошибки, летчикам ука.чина,л и тут же заставлял к, ігр.і.вли 1 ь. Серьезноеі ь эінхі ошибок из недопустимость их в боях ікегда подтверждал примерами ш своего опыта. Такая учеба, доля нсплоше .результаты.: скоро младший лейтенант Тпторенко и другие молодые истребители будут -введены, в строй-., 4. У Ч У ТОМ У , ЧТО НАДО В БОЮ Майор П. ОБУХОВ. В ПОМОЩЬ АВИАМЕХАНИКУ АВИАЦИОННОЕ ТОПЛИВО Инженер-майор Н. С А В Е Л Ь Е В .Прежде всего .необходимо, чтобы ’ на.с). .Нефтяные бензины в свое ^ _ _ . . л л „ л ,т / п Т ГА П М Й . I Ю.ГѴОЛЛ СТ. n f \ II Ц іЛ іЛ Т І. V ГТAiD. ТТ.Л>прг» -і. " Л И * , 1 \ V -wiwt тогда идет впрок, когдаі оніа приближена к действитель- . '*• нос ги боя. Этого правила, я придерживаіюсь всегда. Если летчик упрощает тот или. иной элемент боевой учебы или- проявляет излишнее лихачество, я .всегда останавливаю его и указываю на то, что подобное •в бою приводит к нехорошим последствиям. Младший лейтенант Козлов во время, учебных вылетов слабо на* одюдал за воздухом. Когда- я точно выявил это, на, разборе сказал Козлову: «Осмотрительность и воздухе—.нелегкое дело. Умение ви­ деть вырабатывается постепенно .в учебе и в бою». Тут же предупре­ дил летчика, что если он также халатно будеіт относиться к осмотри­ тельности и в будущем — его собьют в бою. как сбили ѵ нас летчика ГІрот,ас. Предупредив об этом, я. рассказал, как надо правильно смот реть, распределять .в полете свое .внимание. Много приходится учить молодых летчиков правильному маневру і; заход,у на цель. Отработка этого момента особенно важна для точности торпедо и бомбометания. Младший лейтена.нт Мальцев при учебных полета» в момеігт захода, на боевой курс резко маневрировал I а.кое маневрирование в бою приводит к невыдержи-ванию курса штурманом. Я об’яснил Мальцеву его ошибку и привел пример из личной практики, когда мой резкий маневр помешал штурману" точно сбросить торпеду,. Младший лейтенант Гнетов за короткий срок вошел о строй. По всему чувствуется, что из него бу­ дет смелый летчик. Однако Гнетов после сбрасывания .торпеды -на отходе от .цели слишком близко при­ жимается к воде. При резком мйневре он может зацепить самолетам за воду. Опасность такого полета я ра.з’яюнил Гнетоэу. Из практики привел случай с. летчиком Юрченко, который летя из такой же выео тс, как Гнетов, при- маневре зацепил за воду и погиб. Так я передаю молодежи свой боевой опыт. 5. Н А З ЕМ Л Е ОБ ‘ЯСНЯЮ , В В О ЗД У Х Е ПО КА ЗЫ ВАЮ Старший лейтенант Л. ЛАПИН. Д ЛЯ истребителя .высота — .главное в воздушном бою. Будет вы­ сота, будет и скорость, а у. кого скорость, у того победа. Искус­ ству завоевания высоты я учу сейчас молодых летчиков. Недавно ,в учебном воздушном бою мы «дрались» пара на паіру. «Противник» находился выше нас, и бой пришлось принять на'ви­ ражах. — Выходите из боя, набирайте івысоту, — передал я своему ведо­ мому'.младшему лейтенанту Драгунову. Летчик быстро выполнил команду. Я, связав «противника», стал наблюдать за Драгу.новым и периодически передавать ему: «Делайте горку, от.ве.рните влево, атакуйте!». На земле я об’яснил летчикам, почему в бою нужна высота. В подтверждение привел факт, происшедший со мною 11 октября 1944 года. Нашу группу тогда атаковало несколько «Мессершмиттов». Не,мцы имели преимущество в .вы­ соте. После нескольких вертикальных фигур нам удалось заня.ть гое подство в высоте и сильно потпе- пать врага.. Тут же я рассказал, как мы этого добились. Так -передаю я с-вой боевой опыт по любому вопросу: в .воздухе -показываю, как ту или ия-ѵю фигуру, упражнение выполнить, на земле рассказываю, почему надо делать именно так лолтвешкпяя это фактами из боевой практики. ’ И А авиатопливо была высококалорий­ ным и обеспечивало получение ѵ двигателей требуемой мощности при минимальных его расходах. Оно должно обладать способ­ ностью: быстро и полностью испа:- рятьоя ,в карбюраторах, обеспечи­ вая легкий запуск .мотора, и быст­ рый переход с одного режима Ва другой; не содержать кислотных, и сернистых соединений, вызываю­ щих коррозию деталей двигателя. Чистота топлива, отсутствие меха­ нических примесей и воды, также является первостепенным требова­ нием. іКроме того, оно должно быть физически однородным и химиче­ ски стабильным. [При оценке авиационного топли­ ва основное внимание надо обра­ щать на октановое., число, испаряе­ мость и упругость паров. Октановое число — мера изме­ рения аятидетон-ащишных свойств топлива. Оно показывает, насколь­ ко топливо устойчиво против дето, нации. При работе авиационного двигателя на топливе с октановым числом более низким, чем. требует­ ся для данного типа, возникает де­ тонация, характеризующаяся подав, лением черного дымаі при выхлопе, увеличением удельного расхода топлива, перегревом, цилиндров, снижением мощности, тряской и неустойчивой работой двигателя. В результате детонации отдельные детали мотора могут даже разру­ шиться. Чтобы, избежать этого, следует подбирать топливо с необ­ ходимым октановым числом для данного типа двигателя. Октановым числом топли.ва на­ зывается показатель детонацион­ ной стойкости топлива, численно равный такому проценту (по об’е- му) содержания изоокт,аіна в смеси, нормальным гептаном, при кото­ ром детоиаіционінаяі стойкость этой см.еси и сравниваемого с ней топ­ лива одинакова. Детонационная стойкость изо- октана. соответствует октановому ікелу нуль. Следовательно, одна октановая единица соответствует изменению на. один, об’емный .про­ цент. содержания .иаооктана, в, изо- октаио-ігеіптаіновой смеси. При сравнительной оценке окта- ноэы.хі чисел наших а.виатоіплив и заграничных'Надо .иметь в виду, что существуют различные определе. ииія октанового числа. Во всех стіран.акі применяется, с неболмші- МИМ'И изменениями, одноцилиндро. вый двигатель, сконструированный .американским обществом испыта­ ния материалов. Этот двигатель .изготовляется .в GUIА фирмой Bo- кеша .и под этим названием широко известен у нас. В Советском Союзе октановые числа топлив определя, ются на установке фирм.ы Вокеша по моторному методу (метод, при. мятый .военно-авиационным корпу­ сом США, значительно отличается от моторного метода, принятого у ©ремя полностью удовлетворяли всем требованиям, пред’являемым ік а.виатбпливу. в настоящее .время, .в связи с лоявіление.м в аівиаіции бо. лее мощных форсированных по степени сжатия и особенно -по над­ дуву двигателей, бензин, как авпа. топливо, !па своим а.нти.детана.циан, ■ним свойствам перестал удовлет^. ©орять необходимым требованиям. Октановые числа даіже наилучших сортов авиабензинов, получаемых из .наиболее 'качествеиных нефтей, не превышают 80 единиц. .В основном, октановые числа авиабензинов находится, в пределах '60—70 единиц, в то время, как Для обеспечении надежной работы со. временных авиадвигателей требу­ ются а.виа,топлива, октановые числа которых должны находиться; в пре. делах 95—100 единиц. В самое по­ следнее .время ів ССОР иі США по­ явились двигатели, требующие для нормальной работы топливо с ок­ тановым числом 100 и выше. Сейчас основным средством по­ вышения1, аятиде тон ационных свойстіа авиабензинов: является до­ бавление в них этиловой жидкости. У нас ніаі снабжении имеются сле­ дующие этиловые жидкости1: оте­ чественная Р-9 красная и амери­ канская синяя. В состаів всех сортов этиловых жидкостей ©ходит один и тот же продукт — тетраіэтіиіловый свинец (ТЭС). Применяется он не в чи­ стом виде, а в смеси с бромистыми соединениями. Смесь эта называет­ ся этиловой жидкостью. Броми­ стые соединения необходимы для выноса свинца из цилиндров дви­ гателя, выделяющегося! при сгора­ нии свинцового топлива. Добавлением этиловой жидкости .в бензин изменяется только его ок­ тановое число. Основные физико- химические свойства топлива — удельный вес, испаряемость, тепло­ творная способность и т. д.—оста­ ются 'практически без изменения. С помощью этиловой жидкости окта. новые чиіслаі бензинов ,в зависимо­ сти от их химического состава .можно повысить на 12—20 едиіииц. .Несмотря на значительное повы­ шение октановых чисел топлив в результате введении .в бензины этиловой жидкости, возможности увеличения антиідетонационяых свойств горючего все ж е ограниче­ ны. Отсюда эффективность дейст­ вия Этиловой іжидкоети по мере увеличения ее количества в бензи­ нах уменьшается, а после добавле­ ния 4 куб. сантиметров на 1 кг. топлива становится уже незначи­ тельной, Содержание в бензине этиловой жидкости свыше 4 куб. ом. на каждый килограмм топлива вследствии появления большого количества свинцовистых осадков на клапанах, .в камере сгорания, на партиях и свечах становится вред­ ным для мотора. 4 (ѳ 4 < * с & и О Т К А Т Д Л Я А В И А Ц И О Н Н Ы Х П У Л Е М Е Т О В Самолетсстрои- тельной компани­ ей „Белл" разра­ ботан откат для крупнокалиберных пулеметов, приме­ няющийся, на бом­ бардировщиках многих типов. Это устройство пр ед ­ ставляет собой лег­ кую переносную люльку, с о с т о я ­ щую из двух ст ал ь ­ ных трубок и гидравличе с к о г о амортизатора. Установка отк а­ та занимает всего несколько минут. Использование гидравлического амортизатора п о ­ выш ает меткость стрельбы, умень­ шает нагрузку на конструкцию само­ лета, вызываемую отдачей и, кроме того, снижает уто­ мляемость пуле­ метчика. .Сайентифик Американ". А Э Р О С Т А Т Ы В О З Д У Ш Н О Г О З А Г Р А Ж Д Е Н И Я В США выдан патент на изобре­ тение нового аэро ­ стата воздушного заграждения. Каж­ дый такой аэро­ стат представляет по существу обо­ лочку, в которой находится несколь­ ко меньших также привязных а э р о ­ статов. Таким образом, при простреле о д ­ ного или несколь­ ких аэростатов, за ­ граждение будет держаться в воз­ духе. В целях у си л е ­ ния действия т а ­ ких заграждений с аэростатов спус­ кают металличе­ ские канаты и ц е ­ пи. „Сайенл Ньюс Леттвр“.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz