Североморский летчик. 1945, март.

31 марта 1945 г., № 77 (457) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Торпедный катер Северного флота ведет огонь по вражеско­ му самолету. ♦ ♦ КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОВЕСТКА ДНЯ? ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМСОМОЛЬСКИХ СОБРАНИЙ Общеизвестно, какую роль иг­ рает ко’мсомолыское собрание в воспитании молодежи. Там, где собрания хорошо готовятся, где на> лих ставятся злободневные, вол­ нующие комсомольцев вопросы — трудно переоценить их значение в деле коммунистического воспита­ ния. В организации ВЛКСМ, где ком­ соргом т. Кузнецов, за последние •месяцы на собраниях обсуждаши-сь разнообразные вопросы, волновав­ шие членов ВЛКСМ: об укрепле­ нии воинской дисциплины, об уси­ лении идейного воспитания мо­ лодежи, о культурно-массовой ра­ боте и т. д. Комсомольцы активно участвовали в обсуждении, прини­ мали деловые решения и энергично их выполняли. Авторитет органи­ зации от этого намного возрос. Е тех же организациях, где ком­ сорги пренебрегают запросами комсомольцев и повестку дня вы­ бирают без учета насущных за­ дач, собрания .носят казенный ха­ рактер и не достигают своей цели. Недавно в одном иа подразделе­ ний я был свидетелем такого раз­ говора между комсоргом и комсо­ мольцами. —• Сегодня собрание. Обязатель­ но приходите, — оповещай ком­ сорг. • —• А какая повестка? — Задачи... Едва комсорг успевал произно­ сить это слово, как лица .юомсо- •мольцен вытягивались, а говорив­ шего перебивали: I — Опять задачи? — иронизиро­ вали комсомольцы. —- Ни одного собрания не про- ’■ ходит, чтобы не обсуждались ка­ кие-либо задачи ,посетовал мне •один из члеяоів ВЛКСМ. Упрек справедливый. Его мож­ но отнести ко многим нашим ком­ соргам. Но даже и в тех случаях, когда ѵжтаестка дня бывает не из «задач», собрания иногда проходят скучно я вяло. Кажется, все .подготовле­ на: докладчик, помещение, комсо­ мольцы извещены заранее, а на собрании нет живого обмена мне­ ниями, не чувствуется деловитости и активности. Недавно комсорг т. Шапурин делал отчетный доклад о работе -бюро ВЛКСМ. Казалось бы, столь важный вопрос должен был вы­ звать активное обсуждение. Этого не случилось. Выступило лишь три товарища—парторг части, парторг подразделения и один член ВЛКСМ. На этом «прения» закон­ чились. Решение оказалось не­ конкретным., никого оно не затра­ гивало, никого ни к чему не обя­ зывало. Собрание не достигла це- ли, н.е явилось школой большеви­ стского воспитания молодежи. В чем же дело? Оказывается в том, что так на­ зываемые «опекуны» зачастую •формально готовят собрания. Ком­ сорг и члены бюро заранее рас­ пределяют роли — комуі и как вы­ ступать. Стараясь, чтобы все прошло «гладко», они формально подходят к делу. Таким «активи­ стам» и невдомек, чіто, все распи­ сав заранее, они глушат инициа­ тиву комсомольцев. Можно, ска­ жем, допустить, что определенные I коАісорпи поступают так по не- опытности. іНо какую же позицию в таком случае занимает комсорг части т. Андрейчук? Не делает такая практика чести и опытному парторгу т. Акимову, который знал о готовившемся собрании и при­ сутствовал на нем, но во-время не поправил комсомольцев. Так .не готовят собрання. На­ стоящая подготовка предполагает не опеку, а умелый подбор пове­ стки дня и такую постановку вопро­ са, которая вызвала бы здоровую критику и самокритику, вэволнова. ла бы комсомольцев, дала бы. им возможность прочувствовать свою ответственность за решение тех задач, которые ставятся перед .ни­ ми. Недавно а комсомольской ор­ ганизации, где комсоргом т. Гу­ щин, на повестку собрания был поставлен вопрос о политическом воспитании молодежи. Его обсуж­ дение вызывалось тем, что отдель. аые комсомольцы плохо относи­ лись к повышению своих полити­ ческих знаний, на политзанятиях лишь отсиживали положенное вре­ мя, отмалчивались. Вопрос ока­ зался злободневным., Тов. Новиков сделал содержательный доклад, после которого начались горячие ■выступления. Комсомольцы тт. Бондаренко, Селиванова, Смысло­ ва: критиковали т. Горбунова, ко­ торый перестал повышать идей­ ный уровень. Досталось комсомол­ ке Роблетовой, слабо работавшей над собой. Комсомольцы .постави­ ли перед бюро вопрос оіб усилении •влияния на несояозную молодежь. Был приведен пример с беспартий­ ным т. Щукиным, способным то­ варищем. своевременная помощь которому могла бы оказать боль­ шую услугу. Собрание сыграло большую роль в воспитании мо­ лодежи. Отдельные .комсорги подчас за­ бывают, что комсомолец обязан активно участвовать во всей жиз­ ни организации. Уставом ВЛКСМ ему предоставлено «свободное и деловое обсуждение всех вопро­ сов ■работы своей организации или комсомола в целом...». Это значит, что деловое обсуждение вопросов на собраниях должно помогать ор­ ганизаций ВЛКСМ еще лучше осуществлять указания больше­ вистской партии, еще сильнее под­ нимать комсомольцев на оказание помощи командиру в учебно- бое.вой подготовке. На комсомольских собраниях, в горячих спорах и активном об­ суждении волнующих вопросов молодежь расширяет свой круго­ зор, вскрывает недостатки в ра­ боте, полнее сознает свои задачи, свой долг. Комсомол — резерв нашей пар­ тии. Комсомольские организации призваны воспитывать этот резерв з духе идей большевизма. Этой цели должны служить и комсо­ мольские собрания. Значит, гото­ вить их надо умело, ставить на них животрепещущие .вопросы. Нельзя забывать, что" собрание сыграет свою роль в том случае, если, его решение будет выполнено до конца силами комсомольцев. Необходимо превратить каждое комсомольское собрание в под­ линную школу большевистского воспитания, как этого требуют ре­ шения XIII пленума ЦК ВЛКСМ. Старший лейтенант В. СЕЛИКОВ. БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ ТЕМЫ Изобретатель радио Александр Степанович Попов •В старой аудитории Петербург, ского университета у кафедры стоял едва прикрытый чехлом ап­ парат. Люди осторожно обходили этот таинственный ящик и рассажива. ЛИ'СЬ в зале. С нетерпением ожидая начала опытов, они посматривали то на проволоку, черневшую за ок. ном, то на загадочный аппарат. В этот (Мартовский день 1896 го­ да в аудитории собрались ученые.— физики Петербурга,. Но вот предсе­ датель собрания предоставил сло­ во Александру Степановичу Попо­ ву — талантливому преподавателю минных классов, неутомимому изо. бретателго. — Мой помощник, — сказал По. пов, — находящийся в здании хи­ мической лаборатории, будет пере, давать сигналы лучами Герца. Эти сигналы запишет стоящий перед •вами аппарат Морзе., •'Наступила тишина. Глухо за. стрекотал аппарат и потяну, лась телеграфная лента, ' испещ­ ренная точками и тире. Пред­ седатель выводил на черноіі классной доске букву за бук. вой, расшифровывая черные знаки на телеграфной'ленте. Буквы сло­ жились в слова первой в мире ра­ диограммы. Демонстрация приборов закончи, лась. Десятки людей направились •к.взволнованному Попову и окру­ жили его. Изобретению Попова сулили исключительное будущее. Об историческом докладе изо­ бретателя радио в протоколе со­ хранилась скупая запись: «12 мар­ та 1896 года. Александр Степано. эич Попов показывает приборы для лекциюнного демонстрирования опытов Герцаі». Почти целый год отделяет день, когда бышэ принята первая ра­ диограмма — от знаменательной даты рождения радио. 7 мая 1895 года молодой физик Попов сделал доклад, — «Об отношении метал­ лических порошков к электриче­ ским колебаниям®, открывший но­ вую блестящую ■ главу в истории развития науки и техники. Попов изложил тогда' основы изобретен­ ной им телеграфии без проводов и продемонстрировал прибор для ре­ гистрации быстрых электрических колебаний. В заключение моладой физик, обращаясь к передовым иредстани. телям русской науки и техники, заявил: «Могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усо­ вершенствовании может быть при­ менен к передаче сигналов на рас­ стояние, . при помощи быстрых электрических колебаний». К концу прошлого века наука обогатилась открытиями, которые подготовили1почву для изобрете­ ния радио. Английский физик Ма­ ксвелл выдвинул мысль, что про водник, по которому тенет перио­ дически меняющийся во времени электрический ток, излучает осо­ бые электромагнитные волны, рас­ пространяющиеся в пространстве. Позже другой физик Генрих Герц нашел способ получения электро­ магнитных волн. Сейчас любой ра­ диолюбитель может повторить эти опыты. Но тогда оіни поразили фи­ зиков всего мира своей новизной. Попов после многих эксперимен­ тов в лаборатории минного класса в Кронштадте пришел к выводу, что злектромагяитным волнам суж­ дено сыграть большую роль. Это— решил молодой ученый — та сила,, с помощью которой человечество претворит в жизнь заветную мечту: мгновенно передавать свои мысли- па расстояние через высокие горы и необозримые моря и океаны. Электромагнитные лучи должны* зазвучать, необходимо найти новое средство связи, падежное;, доступ­ ное и быстрое, как солнечный луч, — решил Попов. 0« изучая природу и свойства электромагнит, ныя волн, конструировал новые приборы, медленно, шаг за шагом, приближаясь к осуществлению своей сокровенной цели. Не раз после бессонной ночи, проведенной за опытами в лабора­ тории, он наутро в лекции возвра­ щался к любимой теме. С жадным Профессор Н. А. КАППОВ, доктор физпко - мате­ матических наук. вниманием следила молодежь за рассказом о чудодейственных вол­ нах. Попов принадлежал к тем цель­ ным натурам, которые безраздель­ но, без остатка отдаются служе­ нию любимому делу. С юных лет Александр Степанович увидел в- ■научном творчестве свое призва­ ние. Он работал много и напряжен, но, труд для него был смыслом жизни. Русский народ выдвинул в про­ шлом столетии плеяду блестящих т щ ж ®ш>- ж у А. С. Попов. Рис. Б. Крылова. деятелей науки и техники, новато­ ров, прославивших свои имена ми­ ровыми открытиями и изобретения­ ми. Эти люди с поразительной стойкостью преодолевали все невзгоды и затруднения. Александр Степанович Попов был одним из плеяды этих богаты­ рей духа at революционеров мысли. Подобно міногим русским ученым и , изобретателям, Попов познал рав- 1нодушие высокопоставленных лиц , к его изобретению, он испытывал I материальные лишения — призрак бедности следовал за ученым по пятаМ'. Мытарства преждевременно подорвали его и без того слабое здоровье. Будучи студентом, Александр Степанович добывал уроками сред­ ства к жизни не только для себя, лю и для своих сестер. Нужда и болезни не сломили, его стремления к знаниям. Осенью 1883 года Попову, толь­ ко окончившему университет, пред. дожили место преподавателя в минном классе а Кронштадте. — первой в России электротехниче­ ской школе. Двадцатичетырехлет- і;ий физик с радостью принял лест. woe для него предложение и на многие годы связал свою судьбу с русским флотом. Попов полюбил флот, его слав­ ные боевые традиции. В русском' моряке он видел носителя славы русского оружия. Талантливый педагог, Попов воспитал в минном классе десятки способных электротехников для военных кораблей. Он об’единял вокруг себя всех, кто стремился проникнуть в тайны природы. Он выступал с докладами, лек­ циями, сообщениями, неутомимо пропагандируя идею беспроволоч­ ной связи. Трагедия этого талант­ ливого изобретателя-одиночки, вы. дающегося ученого, прокладывав, шето новые .пути наѵки, заключа­ лась ,в том, что его открытия не встречали поддержки в правящих кругам России. Он обращался с просьбой о помощи, но встречал равнодушие, а иногда и враждеб­ ное отношение к своему детищу—- беспроволочному телеграфу. Друзья убедили Александра Степановича написать о своем изобретении морскому министру. Из кабинета министра рапорт По­ пова вернулся с резолюцией: «На такую химеру средств отпускать не разрешаю». Попов .мужественно перенес и этот удар. Он не помышлял о сла­ ве и богатстве; его заботила лишь судьба его изобретения, — ведь оно умножило бы боеспособность родного флота,. И Александр Сте­ панович продолжает опыты. На скромное сзой жалованье он поку­ пает нужные части, детали и при- I боры для приемной станции, мно- I гое изготовляет своими руками I Подлинных друзей и помощников I Попов обрел среди матросов учеб­ ных кораблей и рабочих мастерской кронштадтского военного порта которые безвозмездно изготовляли по заказу изобретателя различные приборы. Ученый не удовлетворялся ус пешныіми результатами первых ис­ пытаний. ^Корабли, снабженные аппаратами Попова, уже поддерживали беспро­ волочную связь с берегом, отде­ ленным от них шестью километрами водного пространства. Смелая идея Попова торжествует победу. Но сам изобретатель стремится к но­ вым пределам дальности приема. Он .вносит усовершенствования в конструкцию приемной станции и передатчика, добиваясь особой чувствительности приборов и на­ дежности их в эксплоатации. Он •вводит прием сигналов на слух при помощи наіушшіков. Попов упорно отстаивал право на жизнь своему изобретению. Круп, ная иностранная фирма предложи.' ла ученому переехать на житель­ ство за границу. Попову обещали прекрасно оборудованные лабора. тории, штат высококвалифициро­ ванных сотрудников и помощников, неограниченные средет&а для опы­ тов, славу я богатство. Но он ка­ тегорически отказался. Подлинный патриот. Попов решил, что беспро­ волочный телеграф должен быть достоянием родины, достоянием отечественного флота и армии, до­ стоянием русской науки. И вот осенью 1899 года у остро­ ва Гогланд сед на камни бронено­ сец «Генерал-адмирал Апраксин». Затертый льдами, он был отрезан от берегов Финского залива, не имея средств связи. Тогда вспомни­ ли о Попове. Ему отпустили 'не­ большие средства. Вскоре на ост­ рове Гогланд и на острове Кутса- ла, связанном с Кронштадтом ка­ белем, заработали радиостанции, и в эфир полетели радиограммы. Четкая работа первой в мире •радиолинии подтвердила иа деле огромное значение радиотелеграфа. Повседневная радиосвязь с остро­ вом Гогланд поддерживалась до начала летней навигации, когда броненосец был снят с камней. О чудодейственных волнах, пре­ одолевающих пространство, появи­ лись восторженные статьи в газе­ тах и журналах. Громадный успех заставил морское министерство «признать» радио. Боевые суда бы. ли оборудованы радиотелеграфны­ ми установками, началось обучение •молодежи радиотелеграф'номѵ де­ лу. . Попову предложили кафедру в электротехническом иветитуте, где он до последнего дня своей жизни читал лекции. іВсе свободное время Александр Степанович попрежнему отдавал любимому делу. Непре­ рывно совершенствуя приборы, вно­ ся коренные изменения в конструк­ цию аппаратов, изобретатель осу­ ществил беспроволочною радио­ связь на расстоянии в 148 километ •ров. * ❖ £ Александр Степанович скончал­ ся 13 января 1906 года. Прошло полвека с того дня, ког. да молодой безвестный русски;? преподаватель физики изобрел ра­ диотелеграфию. С тех пор радиотехника шагнула далеко вперед. В. нашей стране рз. дно стало общенародным достоя­ нием. Люди передовой советской науки обогащают все новыми и но. вымя открытиями творческое на. следив Александра Степановича Попова. Радио приобрело исключите ль. но большое значение по всей на­ шей жиэнм и особенно большую роль играет в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz