Североморский летчик. 1945, март.
31 марта 1945 г., № 77 (457) СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 Торпедный катер Северного флота ведет огонь по вражеско му самолету. ♦ ♦ КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОВЕСТКА ДНЯ? ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМСОМОЛЬСКИХ СОБРАНИЙ Общеизвестно, какую роль иг рает ко’мсомолыское собрание в воспитании молодежи. Там, где собрания хорошо готовятся, где на> лих ставятся злободневные, вол нующие комсомольцев вопросы — трудно переоценить их значение в деле коммунистического воспита ния. В организации ВЛКСМ, где ком соргом т. Кузнецов, за последние •месяцы на собраниях обсуждаши-сь разнообразные вопросы, волновав шие членов ВЛКСМ: об укрепле нии воинской дисциплины, об уси лении идейного воспитания мо лодежи, о культурно-массовой ра боте и т. д. Комсомольцы активно участвовали в обсуждении, прини мали деловые решения и энергично их выполняли. Авторитет органи зации от этого намного возрос. Е тех же организациях, где ком сорги пренебрегают запросами комсомольцев и повестку дня вы бирают без учета насущных за дач, собрания .носят казенный ха рактер и не достигают своей цели. Недавно в одном иа подразделе ний я был свидетелем такого раз говора между комсоргом и комсо мольцами. —• Сегодня собрание. Обязатель но приходите, — оповещай ком сорг. • —• А какая повестка? — Задачи... Едва комсорг успевал произно сить это слово, как лица .юомсо- •мольцен вытягивались, а говорив шего перебивали: I — Опять задачи? — иронизиро вали комсомольцы. —- Ни одного собрания не про- ’■ ходит, чтобы не обсуждались ка кие-либо задачи ,посетовал мне •один из члеяоів ВЛКСМ. Упрек справедливый. Его мож но отнести ко многим нашим ком соргам. Но даже и в тех случаях, когда ѵжтаестка дня бывает не из «задач», собрания иногда проходят скучно я вяло. Кажется, все .подготовле на: докладчик, помещение, комсо мольцы извещены заранее, а на собрании нет живого обмена мне ниями, не чувствуется деловитости и активности. Недавно комсорг т. Шапурин делал отчетный доклад о работе -бюро ВЛКСМ. Казалось бы, столь важный вопрос должен был вы звать активное обсуждение. Этого не случилось. Выступило лишь три товарища—парторг части, парторг подразделения и один член ВЛКСМ. На этом «прения» закон чились. Решение оказалось не конкретным., никого оно не затра гивало, никого ни к чему не обя зывало. Собрание не достигла це- ли, н.е явилось школой большеви стского воспитания молодежи. В чем же дело? Оказывается в том, что так на зываемые «опекуны» зачастую •формально готовят собрания. Ком сорг и члены бюро заранее рас пределяют роли — комуі и как вы ступать. Стараясь, чтобы все прошло «гладко», они формально подходят к делу. Таким «активи стам» и невдомек, чіто, все распи сав заранее, они глушат инициа тиву комсомольцев. Можно, ска жем, допустить, что определенные I коАісорпи поступают так по не- опытности. іНо какую же позицию в таком случае занимает комсорг части т. Андрейчук? Не делает такая практика чести и опытному парторгу т. Акимову, который знал о готовившемся собрании и при сутствовал на нем, но во-время не поправил комсомольцев. Так .не готовят собрання. На стоящая подготовка предполагает не опеку, а умелый подбор пове стки дня и такую постановку вопро са, которая вызвала бы здоровую критику и самокритику, вэволнова. ла бы комсомольцев, дала бы. им возможность прочувствовать свою ответственность за решение тех задач, которые ставятся перед .ни ми. Недавно а комсомольской ор ганизации, где комсоргом т. Гу щин, на повестку собрания был поставлен вопрос о политическом воспитании молодежи. Его обсуж дение вызывалось тем, что отдель. аые комсомольцы плохо относи лись к повышению своих полити ческих знаний, на политзанятиях лишь отсиживали положенное вре мя, отмалчивались. Вопрос ока зался злободневным., Тов. Новиков сделал содержательный доклад, после которого начались горячие ■выступления. Комсомольцы тт. Бондаренко, Селиванова, Смысло ва: критиковали т. Горбунова, ко торый перестал повышать идей ный уровень. Досталось комсомол ке Роблетовой, слабо работавшей над собой. Комсомольцы .постави ли перед бюро вопрос оіб усилении •влияния на несояозную молодежь. Был приведен пример с беспартий ным т. Щукиным, способным то варищем. своевременная помощь которому могла бы оказать боль шую услугу. Собрание сыграло большую роль в воспитании мо лодежи. Отдельные .комсорги подчас за бывают, что комсомолец обязан активно участвовать во всей жиз ни организации. Уставом ВЛКСМ ему предоставлено «свободное и деловое обсуждение всех вопро сов ■работы своей организации или комсомола в целом...». Это значит, что деловое обсуждение вопросов на собраниях должно помогать ор ганизаций ВЛКСМ еще лучше осуществлять указания больше вистской партии, еще сильнее под нимать комсомольцев на оказание помощи командиру в учебно- бое.вой подготовке. На комсомольских собраниях, в горячих спорах и активном об суждении волнующих вопросов молодежь расширяет свой круго зор, вскрывает недостатки в ра боте, полнее сознает свои задачи, свой долг. Комсомол — резерв нашей пар тии. Комсомольские организации призваны воспитывать этот резерв з духе идей большевизма. Этой цели должны служить и комсо мольские собрания. Значит, гото вить их надо умело, ставить на них животрепещущие .вопросы. Нельзя забывать, что" собрание сыграет свою роль в том случае, если, его решение будет выполнено до конца силами комсомольцев. Необходимо превратить каждое комсомольское собрание в под линную школу большевистского воспитания, как этого требуют ре шения XIII пленума ЦК ВЛКСМ. Старший лейтенант В. СЕЛИКОВ. БЕСЕДЫ НА ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ ТЕМЫ Изобретатель радио Александр Степанович Попов •В старой аудитории Петербург, ского университета у кафедры стоял едва прикрытый чехлом ап парат. Люди осторожно обходили этот таинственный ящик и рассажива. ЛИ'СЬ в зале. С нетерпением ожидая начала опытов, они посматривали то на проволоку, черневшую за ок. ном, то на загадочный аппарат. В этот (Мартовский день 1896 го да в аудитории собрались ученые.— физики Петербурга,. Но вот предсе датель собрания предоставил сло во Александру Степановичу Попо ву — талантливому преподавателю минных классов, неутомимому изо. бретателго. — Мой помощник, — сказал По. пов, — находящийся в здании хи мической лаборатории, будет пере, давать сигналы лучами Герца. Эти сигналы запишет стоящий перед •вами аппарат Морзе., •'Наступила тишина. Глухо за. стрекотал аппарат и потяну, лась телеграфная лента, ' испещ ренная точками и тире. Пред седатель выводил на черноіі классной доске букву за бук. вой, расшифровывая черные знаки на телеграфной'ленте. Буквы сло жились в слова первой в мире ра диограммы. Демонстрация приборов закончи, лась. Десятки людей направились •к.взволнованному Попову и окру жили его. Изобретению Попова сулили исключительное будущее. Об историческом докладе изо бретателя радио в протоколе со хранилась скупая запись: «12 мар та 1896 года. Александр Степано. эич Попов показывает приборы для лекциюнного демонстрирования опытов Герцаі». Почти целый год отделяет день, когда бышэ принята первая ра диограмма — от знаменательной даты рождения радио. 7 мая 1895 года молодой физик Попов сделал доклад, — «Об отношении метал лических порошков к электриче ским колебаниям®, открывший но вую блестящую ■ главу в истории развития науки и техники. Попов изложил тогда' основы изобретен ной им телеграфии без проводов и продемонстрировал прибор для ре гистрации быстрых электрических колебаний. В заключение моладой физик, обращаясь к передовым иредстани. телям русской науки и техники, заявил: «Могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усо вершенствовании может быть при менен к передаче сигналов на рас стояние, . при помощи быстрых электрических колебаний». К концу прошлого века наука обогатилась открытиями, которые подготовили1почву для изобрете ния радио. Английский физик Ма ксвелл выдвинул мысль, что про водник, по которому тенет перио дически меняющийся во времени электрический ток, излучает осо бые электромагнитные волны, рас пространяющиеся в пространстве. Позже другой физик Генрих Герц нашел способ получения электро магнитных волн. Сейчас любой ра диолюбитель может повторить эти опыты. Но тогда оіни поразили фи зиков всего мира своей новизной. Попов после многих эксперимен тов в лаборатории минного класса в Кронштадте пришел к выводу, что злектромагяитным волнам суж дено сыграть большую роль. Это— решил молодой ученый — та сила,, с помощью которой человечество претворит в жизнь заветную мечту: мгновенно передавать свои мысли- па расстояние через высокие горы и необозримые моря и океаны. Электромагнитные лучи должны* зазвучать, необходимо найти новое средство связи, падежное;, доступ ное и быстрое, как солнечный луч, — решил Попов. 0« изучая природу и свойства электромагнит, ныя волн, конструировал новые приборы, медленно, шаг за шагом, приближаясь к осуществлению своей сокровенной цели. Не раз после бессонной ночи, проведенной за опытами в лабора тории, он наутро в лекции возвра щался к любимой теме. С жадным Профессор Н. А. КАППОВ, доктор физпко - мате матических наук. вниманием следила молодежь за рассказом о чудодейственных вол нах. Попов принадлежал к тем цель ным натурам, которые безраздель но, без остатка отдаются служе нию любимому делу. С юных лет Александр Степанович увидел в- ■научном творчестве свое призва ние. Он работал много и напряжен, но, труд для него был смыслом жизни. Русский народ выдвинул в про шлом столетии плеяду блестящих т щ ж ®ш>- ж у А. С. Попов. Рис. Б. Крылова. деятелей науки и техники, новато ров, прославивших свои имена ми ровыми открытиями и изобретения ми. Эти люди с поразительной стойкостью преодолевали все невзгоды и затруднения. Александр Степанович Попов был одним из плеяды этих богаты рей духа at революционеров мысли. Подобно міногим русским ученым и , изобретателям, Попов познал рав- 1нодушие высокопоставленных лиц , к его изобретению, он испытывал I материальные лишения — призрак бедности следовал за ученым по пятаМ'. Мытарства преждевременно подорвали его и без того слабое здоровье. Будучи студентом, Александр Степанович добывал уроками сред ства к жизни не только для себя, лю и для своих сестер. Нужда и болезни не сломили, его стремления к знаниям. Осенью 1883 года Попову, толь ко окончившему университет, пред. дожили место преподавателя в минном классе а Кронштадте. — первой в России электротехниче ской школе. Двадцатичетырехлет- і;ий физик с радостью принял лест. woe для него предложение и на многие годы связал свою судьбу с русским флотом. Попов полюбил флот, его слав ные боевые традиции. В русском' моряке он видел носителя славы русского оружия. Талантливый педагог, Попов воспитал в минном классе десятки способных электротехников для военных кораблей. Он об’единял вокруг себя всех, кто стремился проникнуть в тайны природы. Он выступал с докладами, лек циями, сообщениями, неутомимо пропагандируя идею беспроволоч ной связи. Трагедия этого талант ливого изобретателя-одиночки, вы. дающегося ученого, прокладывав, шето новые .пути наѵки, заключа лась ,в том, что его открытия не встречали поддержки в правящих кругам России. Он обращался с просьбой о помощи, но встречал равнодушие, а иногда и враждеб ное отношение к своему детищу—- беспроволочному телеграфу. Друзья убедили Александра Степановича написать о своем изобретении морскому министру. Из кабинета министра рапорт По пова вернулся с резолюцией: «На такую химеру средств отпускать не разрешаю». Попов .мужественно перенес и этот удар. Он не помышлял о сла ве и богатстве; его заботила лишь судьба его изобретения, — ведь оно умножило бы боеспособность родного флота,. И Александр Сте панович продолжает опыты. На скромное сзой жалованье он поку пает нужные части, детали и при- I боры для приемной станции, мно- I гое изготовляет своими руками I Подлинных друзей и помощников I Попов обрел среди матросов учеб ных кораблей и рабочих мастерской кронштадтского военного порта которые безвозмездно изготовляли по заказу изобретателя различные приборы. Ученый не удовлетворялся ус пешныіми результатами первых ис пытаний. ^Корабли, снабженные аппаратами Попова, уже поддерживали беспро волочную связь с берегом, отде ленным от них шестью километрами водного пространства. Смелая идея Попова торжествует победу. Но сам изобретатель стремится к но вым пределам дальности приема. Он .вносит усовершенствования в конструкцию приемной станции и передатчика, добиваясь особой чувствительности приборов и на дежности их в эксплоатации. Он •вводит прием сигналов на слух при помощи наіушшіков. Попов упорно отстаивал право на жизнь своему изобретению. Круп, ная иностранная фирма предложи.' ла ученому переехать на житель ство за границу. Попову обещали прекрасно оборудованные лабора. тории, штат высококвалифициро ванных сотрудников и помощников, неограниченные средет&а для опы тов, славу я богатство. Но он ка тегорически отказался. Подлинный патриот. Попов решил, что беспро волочный телеграф должен быть достоянием родины, достоянием отечественного флота и армии, до стоянием русской науки. И вот осенью 1899 года у остро ва Гогланд сед на камни бронено сец «Генерал-адмирал Апраксин». Затертый льдами, он был отрезан от берегов Финского залива, не имея средств связи. Тогда вспомни ли о Попове. Ему отпустили 'не большие средства. Вскоре на ост рове Гогланд и на острове Кутса- ла, связанном с Кронштадтом ка белем, заработали радиостанции, и в эфир полетели радиограммы. Четкая работа первой в мире •радиолинии подтвердила иа деле огромное значение радиотелеграфа. Повседневная радиосвязь с остро вом Гогланд поддерживалась до начала летней навигации, когда броненосец был снят с камней. О чудодейственных волнах, пре одолевающих пространство, появи лись восторженные статьи в газе тах и журналах. Громадный успех заставил морское министерство «признать» радио. Боевые суда бы. ли оборудованы радиотелеграфны ми установками, началось обучение •молодежи радиотелеграф'номѵ де лу. . Попову предложили кафедру в электротехническом иветитуте, где он до последнего дня своей жизни читал лекции. іВсе свободное время Александр Степанович попрежнему отдавал любимому делу. Непре рывно совершенствуя приборы, вно ся коренные изменения в конструк цию аппаратов, изобретатель осу ществил беспроволочною радио связь на расстоянии в 148 километ •ров. * ❖ £ Александр Степанович скончал ся 13 января 1906 года. Прошло полвека с того дня, ког. да молодой безвестный русски;? преподаватель физики изобрел ра диотелеграфию. С тех пор радиотехника шагнула далеко вперед. В. нашей стране рз. дно стало общенародным достоя нием. Люди передовой советской науки обогащают все новыми и но. вымя открытиями творческое на. следив Александра Степановича Попова. Радио приобрело исключите ль. но большое значение по всей на шей жиэнм и особенно большую роль играет в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz