Североморский летчик. 1945, март.

С Е В Е Р ОМО Р С КИ Й Л Е Т Ч И К 30 , ма.рт: г 1945 г., № 76 (456)', Майор Д. ХИБИН Методика обучения молодых летчиков Обучение'и воспитание молодого .воздушного воина, ввод его в ст рой--одна -из основных задач боевой подготовим частей и под­ разделений. Боевая часть - шко- пѵ -высотой летной, праиРшки, без которой невозможно и гги в бон. Только она, эта школа, дает агг- тестят зрелости летчику, ’только она воспигшшет- из вчерашнего курсанта хорошего воздушного бойца. Современный .воздушный бой, атака наземной или морокой дели, защищенной сильной проліюо- воздушной обороной, ггред’являют исклю-читедрно щіч OKijaie. требова­ ния к летном-у -составу. Ка.ж-дый член воэдушшото эк ниажа .должен уметь сосредоточить все. свое уме­ ние,'си. ту -и волю на Івыттолігеніиін осндапой боевой .задали к в то. же время '6ыі: тр<грешать іюзигркпікиіисе. во-нрем-й полет:»' ^частные эйя'алм. Для.' '9f.ef.oi . IfitM-XOAHiMM не. только сагм<иоблаідя.влр, решительное т і., нм- н.осущшст'Ь, выс«ка.я дисциплина. Решение _ та.кйх' ..трудных задач требует, обязательной пр’актиче- скоігпод готовіки; навыков, знания боевого опыгг-а/ Ясно, что все .это может- -дать экипажу только школа в.ы-с.ощй -аегной. практики - боевая часть.- Как же :лучше организовать обучение молодого летного соста­ ва- и части?-- ДіетодіИіка .обучения не может быть шаблонной. Она вырабаты­ вается конкретными условиями ра­ боты: качеством «рвдвариггелмюй подготовки летчиков, характером их будущей боевой деятельности, наличием средств я возможностей обучения. В процесс* подготовки молодых легких кадров нашими каміандиіраг ми -носним тел «ми, особенно за го­ ды войны, накоплен значительный опыт, нцрабогганы определенная система и метод обучения-. В ос по* в« аЬх лежл.т ДМі неизменных прин­ ципа.; строго іиінднішіідуальиыій под­ ход к обучению каждого молодого летчика и максимальное прибли­ жения ум'бы к боеным условіиія.м, М іюы« онШ’ные командиры i-клошіы разделять подготовку молодых, летчиков ага даа перио- д;уузШйІ>иед ознакомлении «..мау.-. Чс.ння. МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ II пе­ риод Плановых теоретических и практических занятой. Надо ск а­ зать, что такое разделение, на мой .взгляд, совершенно похмельно и методично. Правда, не везде еще в должной море придают этому ну>Кное знамение-. -Очень часто, особенно ві(> время -напряженных боеівых полетов, пренебрегают ііаучевдвм поступающих в части люден, на.чиіііая обучение, как ,-го- 'ООІрЬгся, с места в карьер. Я Дол­ жен свалать,- что такое положение недопустимо, -Кое-где с такой м е­ тодикой допускали серьезные ошибки. Необходимость -глубокого изучения поступающего пополне­ ния летчиков -в любых условиях оояэатёльш . Она»—к люч к быстрей­ шему ц _полнейшему. выполнению В;£ей учебной программы. .Остановимся отдельно на первой к второй стадии обучения. Рас­ смотрим йіх, более подробно и сд е­ лаем некоторые выводы. ПЕРВАЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ Эта .стадия включает и се­ бя, главным образом, изучение молодого пополнения, Естествен­ но, что она начинается с. первого дня прихода летчика (штурмана) ь часть. Прежде -всего командир, кото­ рому поручено обучение (в наших условиях ѵіо, кик правило, коман­ дир ::исмаі> обдоан подробно озна­ комиться с молодым летчиком наш штурманом но летной и строевой характеристика*» училища. Необ­ ходимость последнего неоді+ократ. по подтверждалась жизнью. Мож­ но было бы привести немало при­ меров, когда некоторые коман­ диры, не аиа-я характеристик на модрдых летчиков', методически неираівилыно подходили к обучаю­ щимся в са.ѵюм'на-чале, с первого знакомства. Здесь я имею ввиду первую беседу и главное, на чем мы остановимся несколько поз­ же.,-"составление первоначального плана-программы по ликвидации пробелов теоретической под-готов, ки молодого летчика. Обычно для обучающего коман­ дира (командир звена или заме­ ститель .командира по летной под- Тотовке) первая беседа с молодым уж-е дает общее Представление о летчике. Какие основные вопросы можно порекомендовать для пер­ вой бе-седыі? Прежде всего, надо выявить, как .молодой летчик по­ нимает свои задачи, как знает вопросы аэродинамики, на­ сколько хорошо знает свою ма­ териальную часть, особенно с точки зрении экеплоатании ее в воздухе, как им усвоено Наста,вде. ’ ние по проиіз-водотву полетав, как 'разбирается он -в элементарный вопросах метеорологии и, наконец, знает ли он основные руководящие приказы, инструкции и -указания но безопасности. йни-мате-льная и правильно ме­ тодически построенная. беседа., ох- ііатынішо-щаія этот перечень вопро- соів, наверняка даст командиру Iюэмож '1 іоеть npa.suілыгее состарить индивидуальный лла-и-ирограмм.у, .куда, кроме перечисленных вопро­ сов, должны также войти: 1. Изучение летных инструкций и положений; 2. Знакомство 'с географически­ ми, климатическими и .метеороло­ гическими особенностями данного театра; 3. Изучение района.-аэродрома и воздушного режима полетов; 4. Проработка аварийной доку­ ментации с .разбором ' характерны* случаем аварий -и поломок на дан­ ном аэродроме-. В плане-программе особо должны выделяться несколько бесед бы­ валым летчиков части по ознако­ млению молодежи с боевыми тра­ дициями части. Здесь командиру нельзя забывать, что .в этом ему может крепко помочь- партийна» *6 комсомольская организации. Говоря о первой стадии обуче­ ния молодых летчиков и, в частно­ сти, а методе етрогоиндивидуаль- ноіго подхода к каждому из .них, следует остановиться на той ог­ ромной 'воспитательной роли, ко­ торая ложится на;командира звена. Качество обучения будет высоко тогда, когда сам- командир по-на­ стоящему подготовлен теоретиче. еки, имеет безукоризненную тех­ нику пилотирования-. Это, наряду с чисто педагогическими качествами, 4 ( ъ £ о а п и СЖ АТЫЙ ВО ЗДУХ ДЛЯ БО РЬБЫ С ВОЛНОЙ В США выдан патент на способ успокаивания м о р ­ ских волн вблизи- корабля с целью обеспечения бе ­ зопасной посадки и взлета гидроса­ молетов. I При’помощи гиб­ кого шланга, сп у ­ скаемого с кораб­ ля, на небольшой глубине создается движущаяся в вос­ ходящем направ­ лении стена из сжатого воздуха и воды, преграждаю­ щая доступ волн на известное рас­ стояние от кораб­ ля. Таким обра­ зом, вдоль борта корабля создается спокойная поверх­ ность,. достаточная для посадки гид­ росамолета. .Попюляр Механике*. является главным в его воспита­ тельной работе. Мне хочется •привести -в при­ мер одного из наших командиров - воспита телей летчика-гва.рдешта командира звена гвардии капитана Казакова. Характерной чертой его воспитательной ■.работы является постоянное совершенствование ме­ тода обучения молодых летчиков и штурманов. В основу всей учебы он берет «то, что требует война® и строго индивидуальный подход к обучающимся. Он никогда не при­ держивается в обучении шаблона. Чтобы убедиться в это.м, достаточ­ но посмотреть, как внимательно в Эвене составляются индивидуа.ль . вые планы по подготовке каждого летчика., штурмана и в целом эки­ пажа-. -Согласовывая свои планы с общими планами подразделения и .части, т. 'Казаков всегда умеет найти специальные для отстающе­ го летчика вопросы,'изучение ко­ торых-быстрее-подтягивает его до уровня передоных: Приведу при­ мер. Один из молодых, летчиков, имею­ щий более низкую предваритель­ ную подготовку, чем его сверстни­ ки, продолжительное -время от­ ставал по- теоретическим вопросам аэродинамики. Часто беседуя -с этим летчик ом,, Казаков выявил, что молодой торпедоносец -слабо усвоил ' планирование. -Казаков быстро -набросал план индиви­ дуальных; -бесед и занятий. Н е­ сколько дней кропотливой учебы подтянули отстающего до уровня остальных. ■Чтобы уметь быстро ориентиро­ ваться и своевременно исправить ту -или иную ошибку в обучении, командир звена сам обязан отлич­ но знать всю -сумму теоретических и практических вопросов. Нечего грека таить, есть -у нас такие командиры звеньев, которые и са­ ми нуждаются в основательной шлифовке своих знаний, и приоб­ ретении навыков, правильно подой­ ти к молодому летчику, Таким, на­ пример, явля етоя небезыввестіный т. С. У него вс-агда «все летчики на одинаковом счету», нее равны. С. пи учитывает характёрны.х ин- дивидуліл-ыныіх особенностей под­ чиненных, слабо, односторонне изучает их. Не всегда этот коман­ дир эвена является примером для молодых Летчиков. Он сам нару­ шает 'Наставление по полетам. .Ка­ чество подготовки молодежи, естественно, у т. С. невысокое. .Первая стадия обучения моло­ дого летчика — ответственный и решающий этап ів формировании будущего -воздушного бойца. Об этом .никогда нельзя забывать командиру, обязанность и долг которого в первой стадии- обуче­ ния подготовить полноценное -мо­ лодое пополнение для дальнейшей боевой учебы. ** * тяг ш ш Ш я і *' & '-та&Ж jL '* ; ... Щ Ш : - % .— . ,. Ш ч W 'r Ш Втгрой Белорусский фронт. Германия. Первыми вышли к Балтийскому мерю в районе Кезлина разведчики из части пол­ ковника И. В. Рогова. НА СНИМКЕ: разведчики водружают советский флаг на берегу Балтийского моря. Фото Е. Копытаі и В. Бородина. Фотохроника ТА-СС. --------------------♦ Ф --------------------- А В Т О Р И Т Е Т Н О М М У Н И С Т А Партийная организация нашего подразделения — надежная оп-о-ра ■командира. Она -воспитала десятки бойцов и офицеров., показавших об­ разцы боевой работы, дисциплины., стойкости. Почти половина комму­ нистов имеет- правительственные ■награды, а некоторые отмечены дважды. Коммунисты заслужили любовь и уважение всего личного состава. С каждым днем растет и крепнет авторитет партийной орга­ низации. Лучше всего это под. тверждает такой факт: з-а три года- организация выросла в три с лиш­ ним раза за счет лучших Наших .воинов. ■Авторитет парторганизации д о ­ бывался упорной повседневной е-е работой с людьми.. Вот один из примеров'. Румянцев был исключен из ВЛКСМ за систематическую недисциплинированность. О нем сложилось .мнение, как о неиспра­ вимом бойце. Коммунисты тт. Ищенко и Савадзе решили помочь Румянцеву. В товарищеских бесе- дак они рассказали еміу о чести со ­ ветского воина, о том, какое зн а­ чение придают Ленин и Сталин дисциплине в Красной Армии и Воеино-іМорском Флоте. Коммунистам удалось об’яснит.ь Румянцеву, какими тяжелыми бы ­ ли бы последствия, если бы все бойцы были такими же недисцип- -о- лнінировіаінными, как он. Ищенко и Савадзе, кро.ми того, оказали Р у ­ мянцеву помощь в овладении спе­ циальностью. Вскоре Румянцев стал заметно дисциплинированнее, а еще че рез некоторое время о -нем заговорили, как о примерном бой­ це. Сейчас Румянцев награжден знаком «Отличный связист». Среди коммунистов нашего под­ разделения заметно выделяются тт. Котеінев и Гушянов. Личным примером ойи веду т за собой бес­ партийных. У тт. .Котенена и Гуля,. нова учились -мастерски владеть оружием тт. Лопи.нцеів, Волков и другие. іНын-е они, по -примеру -ком. мунистов, отлично несут боевую вахту. 'Когда к нам прибыли молодые бойцы, они ‘встретили в коммуии- стах первых друзей н наставников. Тт. Котене.в и Гулянов помогли тт. Голубеву, За.ва<рэнну и- .Кожев­ никову быстрее войти а строй. У нас -вопрос аіваінгардной ро­ ли; коммунистов стоит всегда в центре внимания партийной органи­ зации. Мы на .міногиіх примерах убедились, как вели ка организую­ щая роль личного примера комму­ нистов. П оэтому и добиваемся, чтобы все они были действитель­ но впереди. Парторг В. В А С И Л Ь Е В . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ УЧЕБА ШТУРМаВИКОВ -В дни нелетной погоды в под-раз. делениях штурмовиков проводятся теоретические занятия, подкрепля­ ющие практические полеты учебнО- бо-ево-й подготовки. Учебу проводят опытные специ­ алисты.: командиры подразделений, штурманы, инженеры. В последние дни летчики-штур­ мовики прослушали лекции инже­ нер-майора Гришина по теории воз. душной стрельбы. Летчики подробно узнали о при­ стрелке авиационного вооружения,- изучили расчеты стрельб по .на­ земным целям. Хорошие лекции по азронанига,- ции прочитал старший лейтенант’ Казаков, подробно рассказавший об особенностях самолетовождения в северный районах. Ю. КОСТРОВ. Рационализаторы североморской авиации -Изобретатели и рационализаторы североморской авиации сыграли важную роль .в- освоении- отечест­ венного и импортного боевого ос­ нащения, -в получении от него мак. сим-аільного эффекта, в экономии материальных и -технических средств. Боевые действия -в условиях З а­ полярья требовали от личного со­ става наибольшего напряжения сил и надежной работы материальной части. Наличие импортных самоле. тов, .неприспособленных к нашим условиям , недостаток, а подчас и отсутствие запасных частей — в-се это усложняло решение техниче­ ских и практических вопросоів. -Но здесь на помощь пришли рациона­ лизаторы и изобретатели наших ча. стей. В частях остро стоял вопрос о предохранении моторов от пыли, которая сильно снижала .ресурс мотора-. Инженеры тт. Мишук, Круглов и старший техник- лейгенант Маслов ■ .разработали уданную конструкцию противо-пе. сочного фильтра. Это дало воз­ можность мотора.м вырабатывать ресурс полностью. -В боевой обстановке необходимо было увеличить дальность полета некоторых самолетов. Эту работу нору-чили инженер-подполковнику т. Андрееву, и инженер-капитанам тт. Левину и Агро-скину, которые разработали ряд новых конструк­ тивных схем бензосистемы, обеспе­ чивших увеличение дальности по­ лета самолетов-. ■Подогрев моторов перед за.пу. с ком на импорт.ной материальной части, вследствие ее неприспособ­ ленности к условиям Севера., за ­ медлялся. Благодаря рационализа­ ции этого процесса в части, .где инженер-майор т. Жуков, по пред­ ложениям старшего техник-лейте­ нанта т. Михалева срок подготовки матчастя сократился и 2 раза.. Необходимо было также улуч­ шить боевую эффективность одно­ го из самолетов. Инженер-майоры тт. Соболевский и Козлов и инже­ нер-капитан т. Ермолаев изыскали ■возможности увеличения бомбовой нагрузки на самолет. В результате боевая эффективность машины эн®. :1 ‘ительно улучшил ась. Большая работа проделана изо. бретателя.ми и -рационализаторами в ремонтных органах. Многое сдела­ но по рационализации процессов труда, улучшению качества про­ дукции и освоению предложенных новых конструктивных схем при­ способлений, В мастеірских, где т. Комаров, изобретателями и ра­ ционализаторами .внесено 87 -рацио­ налиѳаторс кик предложений, от реализации которых,, кроме боевого эффекта., получена, экономия в 30.000 рублей. Лучшими рациона­ лизаторами мастерских являются младший сеіржант т. Лазарев, стар, ший краснофлотец т. (Крайнов, старший серж ан т т. С-м.ычко, стар­ ший техник-.лейтенант т. Щеоба- ков. В мастерских, гд е т. Соловьев, рационализаторами такж е ннесеи ря.д ценным предложений, о т внед­ рения которых получен значитель­ ный боеівой эффект. Лучшими р а­ ционализаторами в мастерской яв. ляіются техник-лейтенант т. Захар ­ ченко — .он же организатор по изо­ бретательской и рационализатор­ ской работе, старший техник-лей­ тенант т. Юдин, сержант т. Коя- до® и другие. -Инженер-капитан М. МАЛЬКОВ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz