Североморский летчик. 1945, март.
С Е В Е Р ОМО Р С КИ Й Л Е Т Ч И К 30 , ма.рт: г 1945 г., № 76 (456)', Майор Д. ХИБИН Методика обучения молодых летчиков Обучение'и воспитание молодого .воздушного воина, ввод его в ст рой--одна -из основных задач боевой подготовим частей и под разделений. Боевая часть - шко- пѵ -высотой летной, праиРшки, без которой невозможно и гги в бон. Только она, эта школа, дает агг- тестят зрелости летчику, ’только она воспигшшет- из вчерашнего курсанта хорошего воздушного бойца. Современный .воздушный бой, атака наземной или морокой дели, защищенной сильной проліюо- воздушной обороной, ггред’являют исклю-читедрно щіч OKijaie. требова ния к летном-у -составу. Ка.ж-дый член воэдушшото эк ниажа .должен уметь сосредоточить все. свое уме ние,'си. ту -и волю на Івыттолігеніиін осндапой боевой .задали к в то. же время '6ыі: тр<грешать іюзигркпікиіисе. во-нрем-й полет:»' ^частные эйя'алм. Для.' '9f.ef.oi . IfitM-XOAHiMM не. только сагм<иоблаідя.влр, решительное т і., нм- н.осущшст'Ь, выс«ка.я дисциплина. Решение _ та.кйх' ..трудных задач требует, обязательной пр’актиче- скоігпод готовіки; навыков, знания боевого опыгг-а/ Ясно, что все .это может- -дать экипажу только школа в.ы-с.ощй -аегной. практики - боевая часть.- Как же :лучше организовать обучение молодого летного соста ва- и части?-- ДіетодіИіка .обучения не может быть шаблонной. Она вырабаты вается конкретными условиями ра боты: качеством «рвдвариггелмюй подготовки летчиков, характером их будущей боевой деятельности, наличием средств я возможностей обучения. В процесс* подготовки молодых легких кадров нашими каміандиіраг ми -носним тел «ми, особенно за го ды войны, накоплен значительный опыт, нцрабогганы определенная система и метод обучения-. В ос по* в« аЬх лежл.т ДМі неизменных прин ципа.; строго іиінднішіідуальиыій под ход к обучению каждого молодого летчика и максимальное прибли жения ум'бы к боеным условіиія.м, М іюы« онШ’ные командиры i-клошіы разделять подготовку молодых, летчиков ага даа перио- д;уузШйІ>иед ознакомлении «..мау.-. Чс.ння. МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ II пе риод Плановых теоретических и практических занятой. Надо ск а зать, что такое разделение, на мой .взгляд, совершенно похмельно и методично. Правда, не везде еще в должной море придают этому ну>Кное знамение-. -Очень часто, особенно ві(> время -напряженных боеівых полетов, пренебрегают ііаучевдвм поступающих в части люден, на.чиіііая обучение, как ,-го- 'ООІрЬгся, с места в карьер. Я Дол жен свалать,- что такое положение недопустимо, -Кое-где с такой м е тодикой допускали серьезные ошибки. Необходимость -глубокого изучения поступающего пополне ния летчиков -в любых условиях оояэатёльш . Она»—к люч к быстрей шему ц _полнейшему. выполнению В;£ей учебной программы. .Остановимся отдельно на первой к второй стадии обучения. Рас смотрим йіх, более подробно и сд е лаем некоторые выводы. ПЕРВАЯ СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ Эта .стадия включает и се бя, главным образом, изучение молодого пополнения, Естествен но, что она начинается с. первого дня прихода летчика (штурмана) ь часть. Прежде -всего командир, кото рому поручено обучение (в наших условиях ѵіо, кик правило, коман дир ::исмаі> обдоан подробно озна комиться с молодым летчиком наш штурманом но летной и строевой характеристика*» училища. Необ ходимость последнего неоді+ократ. по подтверждалась жизнью. Мож но было бы привести немало при меров, когда некоторые коман диры, не аиа-я характеристик на модрдых летчиков', методически неираівилыно подходили к обучаю щимся в са.ѵюм'на-чале, с первого знакомства. Здесь я имею ввиду первую беседу и главное, на чем мы остановимся несколько поз же.,-"составление первоначального плана-программы по ликвидации пробелов теоретической под-готов, ки молодого летчика. Обычно для обучающего коман дира (командир звена или заме ститель .командира по летной под- Тотовке) первая беседа с молодым уж-е дает общее Представление о летчике. Какие основные вопросы можно порекомендовать для пер вой бе-седыі? Прежде всего, надо выявить, как .молодой летчик по нимает свои задачи, как знает вопросы аэродинамики, на сколько хорошо знает свою ма териальную часть, особенно с точки зрении экеплоатании ее в воздухе, как им усвоено Наста,вде. ’ ние по проиіз-водотву полетав, как 'разбирается он -в элементарный вопросах метеорологии и, наконец, знает ли он основные руководящие приказы, инструкции и -указания но безопасности. йни-мате-льная и правильно ме тодически построенная. беседа., ох- ііатынішо-щаія этот перечень вопро- соів, наверняка даст командиру Iюэмож '1 іоеть npa.suілыгее состарить индивидуальный лла-и-ирограмм.у, .куда, кроме перечисленных вопро сов, должны также войти: 1. Изучение летных инструкций и положений; 2. Знакомство 'с географически ми, климатическими и .метеороло гическими особенностями данного театра; 3. Изучение района.-аэродрома и воздушного режима полетов; 4. Проработка аварийной доку ментации с .разбором ' характерны* случаем аварий -и поломок на дан ном аэродроме-. В плане-программе особо должны выделяться несколько бесед бы валым летчиков части по ознако млению молодежи с боевыми тра дициями части. Здесь командиру нельзя забывать, что .в этом ему может крепко помочь- партийна» *6 комсомольская организации. Говоря о первой стадии обуче ния молодых летчиков и, в частно сти, а методе етрогоиндивидуаль- ноіго подхода к каждому из .них, следует остановиться на той ог ромной 'воспитательной роли, ко торая ложится на;командира звена. Качество обучения будет высоко тогда, когда сам- командир по-на стоящему подготовлен теоретиче. еки, имеет безукоризненную тех нику пилотирования-. Это, наряду с чисто педагогическими качествами, 4 ( ъ £ о а п и СЖ АТЫЙ ВО ЗДУХ ДЛЯ БО РЬБЫ С ВОЛНОЙ В США выдан патент на способ успокаивания м о р ских волн вблизи- корабля с целью обеспечения бе зопасной посадки и взлета гидроса молетов. I При’помощи гиб кого шланга, сп у скаемого с кораб ля, на небольшой глубине создается движущаяся в вос ходящем направ лении стена из сжатого воздуха и воды, преграждаю щая доступ волн на известное рас стояние от кораб ля. Таким обра зом, вдоль борта корабля создается спокойная поверх ность,. достаточная для посадки гид росамолета. .Попюляр Механике*. является главным в его воспита тельной работе. Мне хочется •привести -в при мер одного из наших командиров - воспита телей летчика-гва.рдешта командира звена гвардии капитана Казакова. Характерной чертой его воспитательной ■.работы является постоянное совершенствование ме тода обучения молодых летчиков и штурманов. В основу всей учебы он берет «то, что требует война® и строго индивидуальный подход к обучающимся. Он никогда не при держивается в обучении шаблона. Чтобы убедиться в это.м, достаточ но посмотреть, как внимательно в Эвене составляются индивидуа.ль . вые планы по подготовке каждого летчика., штурмана и в целом эки пажа-. -Согласовывая свои планы с общими планами подразделения и .части, т. 'Казаков всегда умеет найти специальные для отстающе го летчика вопросы,'изучение ко торых-быстрее-подтягивает его до уровня передоных: Приведу при мер. Один из молодых, летчиков, имею щий более низкую предваритель ную подготовку, чем его сверстни ки, продолжительное -время от ставал по- теоретическим вопросам аэродинамики. Часто беседуя -с этим летчик ом,, Казаков выявил, что молодой торпедоносец -слабо усвоил ' планирование. -Казаков быстро -набросал план индиви дуальных; -бесед и занятий. Н е сколько дней кропотливой учебы подтянули отстающего до уровня остальных. ■Чтобы уметь быстро ориентиро ваться и своевременно исправить ту -или иную ошибку в обучении, командир звена сам обязан отлич но знать всю -сумму теоретических и практических вопросов. Нечего грека таить, есть -у нас такие командиры звеньев, которые и са ми нуждаются в основательной шлифовке своих знаний, и приоб ретении навыков, правильно подой ти к молодому летчику, Таким, на пример, явля етоя небезыввестіный т. С. У него вс-агда «все летчики на одинаковом счету», нее равны. С. пи учитывает характёрны.х ин- дивидуліл-ыныіх особенностей под чиненных, слабо, односторонне изучает их. Не всегда этот коман дир эвена является примером для молодых Летчиков. Он сам нару шает 'Наставление по полетам. .Ка чество подготовки молодежи, естественно, у т. С. невысокое. .Первая стадия обучения моло дого летчика — ответственный и решающий этап ів формировании будущего -воздушного бойца. Об этом .никогда нельзя забывать командиру, обязанность и долг которого в первой стадии- обуче ния подготовить полноценное -мо лодое пополнение для дальнейшей боевой учебы. ** * тяг ш ш Ш я і *' & '-та&Ж jL '* ; ... Щ Ш : - % .— . ,. Ш ч W 'r Ш Втгрой Белорусский фронт. Германия. Первыми вышли к Балтийскому мерю в районе Кезлина разведчики из части пол ковника И. В. Рогова. НА СНИМКЕ: разведчики водружают советский флаг на берегу Балтийского моря. Фото Е. Копытаі и В. Бородина. Фотохроника ТА-СС. --------------------♦ Ф --------------------- А В Т О Р И Т Е Т Н О М М У Н И С Т А Партийная организация нашего подразделения — надежная оп-о-ра ■командира. Она -воспитала десятки бойцов и офицеров., показавших об разцы боевой работы, дисциплины., стойкости. Почти половина комму нистов имеет- правительственные ■награды, а некоторые отмечены дважды. Коммунисты заслужили любовь и уважение всего личного состава. С каждым днем растет и крепнет авторитет партийной орга низации. Лучше всего это под. тверждает такой факт: з-а три года- организация выросла в три с лиш ним раза за счет лучших Наших .воинов. ■Авторитет парторганизации д о бывался упорной повседневной е-е работой с людьми.. Вот один из примеров'. Румянцев был исключен из ВЛКСМ за систематическую недисциплинированность. О нем сложилось .мнение, как о неиспра вимом бойце. Коммунисты тт. Ищенко и Савадзе решили помочь Румянцеву. В товарищеских бесе- дак они рассказали еміу о чести со ветского воина, о том, какое зн а чение придают Ленин и Сталин дисциплине в Красной Армии и Воеино-іМорском Флоте. Коммунистам удалось об’яснит.ь Румянцеву, какими тяжелыми бы ли бы последствия, если бы все бойцы были такими же недисцип- -о- лнінировіаінными, как он. Ищенко и Савадзе, кро.ми того, оказали Р у мянцеву помощь в овладении спе циальностью. Вскоре Румянцев стал заметно дисциплинированнее, а еще че рез некоторое время о -нем заговорили, как о примерном бой це. Сейчас Румянцев награжден знаком «Отличный связист». Среди коммунистов нашего под разделения заметно выделяются тт. Котеінев и Гушянов. Личным примером ойи веду т за собой бес партийных. У тт. .Котенена и Гуля,. нова учились -мастерски владеть оружием тт. Лопи.нцеів, Волков и другие. іНын-е они, по -примеру -ком. мунистов, отлично несут боевую вахту. 'Когда к нам прибыли молодые бойцы, они ‘встретили в коммуии- стах первых друзей н наставников. Тт. Котене.в и Гулянов помогли тт. Голубеву, За.ва<рэнну и- .Кожев никову быстрее войти а строй. У нас -вопрос аіваінгардной ро ли; коммунистов стоит всегда в центре внимания партийной органи зации. Мы на .міногиіх примерах убедились, как вели ка организую щая роль личного примера комму нистов. П оэтому и добиваемся, чтобы все они были действитель но впереди. Парторг В. В А С И Л Ь Е В . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ УЧЕБА ШТУРМаВИКОВ -В дни нелетной погоды в под-раз. делениях штурмовиков проводятся теоретические занятия, подкрепля ющие практические полеты учебнО- бо-ево-й подготовки. Учебу проводят опытные специ алисты.: командиры подразделений, штурманы, инженеры. В последние дни летчики-штур мовики прослушали лекции инже нер-майора Гришина по теории воз. душной стрельбы. Летчики подробно узнали о при стрелке авиационного вооружения,- изучили расчеты стрельб по .на земным целям. Хорошие лекции по азронанига,- ции прочитал старший лейтенант’ Казаков, подробно рассказавший об особенностях самолетовождения в северный районах. Ю. КОСТРОВ. Рационализаторы североморской авиации -Изобретатели и рационализаторы североморской авиации сыграли важную роль .в- освоении- отечест венного и импортного боевого ос нащения, -в получении от него мак. сим-аільного эффекта, в экономии материальных и -технических средств. Боевые действия -в условиях З а полярья требовали от личного со става наибольшего напряжения сил и надежной работы материальной части. Наличие импортных самоле. тов, .неприспособленных к нашим условиям , недостаток, а подчас и отсутствие запасных частей — в-се это усложняло решение техниче ских и практических вопросоів. -Но здесь на помощь пришли рациона лизаторы и изобретатели наших ча. стей. В частях остро стоял вопрос о предохранении моторов от пыли, которая сильно снижала .ресурс мотора-. Инженеры тт. Мишук, Круглов и старший техник- лейгенант Маслов ■ .разработали уданную конструкцию противо-пе. сочного фильтра. Это дало воз можность мотора.м вырабатывать ресурс полностью. -В боевой обстановке необходимо было увеличить дальность полета некоторых самолетов. Эту работу нору-чили инженер-подполковнику т. Андрееву, и инженер-капитанам тт. Левину и Агро-скину, которые разработали ряд новых конструк тивных схем бензосистемы, обеспе чивших увеличение дальности по лета самолетов-. ■Подогрев моторов перед за.пу. с ком на импорт.ной материальной части, вследствие ее неприспособ ленности к условиям Севера., за медлялся. Благодаря рационализа ции этого процесса в части, .где инженер-майор т. Жуков, по пред ложениям старшего техник-лейте нанта т. Михалева срок подготовки матчастя сократился и 2 раза.. Необходимо было также улуч шить боевую эффективность одно го из самолетов. Инженер-майоры тт. Соболевский и Козлов и инже нер-капитан т. Ермолаев изыскали ■возможности увеличения бомбовой нагрузки на самолет. В результате боевая эффективность машины эн®. :1 ‘ительно улучшил ась. Большая работа проделана изо. бретателя.ми и -рационализаторами в ремонтных органах. Многое сдела но по рационализации процессов труда, улучшению качества про дукции и освоению предложенных новых конструктивных схем при способлений, В мастеірских, где т. Комаров, изобретателями и ра ционализаторами .внесено 87 -рацио налиѳаторс кик предложений, от реализации которых,, кроме боевого эффекта., получена, экономия в 30.000 рублей. Лучшими рациона лизаторами мастерских являются младший сеіржант т. Лазарев, стар, ший краснофлотец т. (Крайнов, старший серж ан т т. С-м.ычко, стар ший техник-.лейтенант т. Щеоба- ков. В мастерских, гд е т. Соловьев, рационализаторами такж е ннесеи ря.д ценным предложений, о т внед рения которых получен значитель ный боеівой эффект. Лучшими р а ционализаторами в мастерской яв. ляіются техник-лейтенант т. Захар ченко — .он же организатор по изо бретательской и рационализатор ской работе, старший техник-лей тенант т. Юдин, сержант т. Коя- до® и другие. -Инженер-капитан М. МАЛЬКОВ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz