Североморский летчик. 1945, июнь.
t СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ■14 «юля 1946 г., № 140 (520) Месяц учебы в звене гвардейцев-торпедоносцев П о сл е п о б е ды 'Командир звена гвардии лейтенант Федор Сидорович Гноевой, хаівалер ордена Красного Знаімени. Тов. Гноевой участвовал в 27 боевых вылетах и в группе с товарищами потОпил транспорт, сторожевой корабль, шесть малых катеров-охотников. Зарисовка Б. Крылова. IB начале марта 1945 гада, выступая на сове щание командиров звеньев своей части, обсуждав шем статыо майора т. Куренок «Об авторитете командира звеиа», опубликованную в «Северомор ское летчике», гвардии лейтенант т. Гіноевой го ворил: «Звеном я стал командовать недавно. Но и этот короткий срок дал імне возможность сде лать точный вывод о том,, что авторитет коман дира зависит от того, как Он уічит летчиков вое вать, нисколько сімело и умело водит их на вра га. в проводимой учебе мы, командиры звеньев, должны занять ведущее место...». Сделав совершенно травильный вывод, гвар дии лейтенант т. Гноевой быстро перестроил свою работу и за последнее время звено, которым он командует, тго показателям боевой подготовки вышло на оідно из іпервых мест в части. Как гвардии лейтенант т. іГноевОй добился хороших показателей ів учебе — он рассказывает сегодня в своей статье «После «обеды». Успехи звена гвардии лейтенанта т. Гноевого являются іне случайными. Это результат большой, іиаістойчивой работы івСех экипажей звена. Те перь для летного и технического состава звена т. Гноевого .важНо закрепить достигнутые успе хи, еще выше поднять уровень оперативно-так тической подготовки, добиваться задач только на 'отлично. Может став звена справиться с 'этими .вполне. Для этого надо: во-первых, еще выше поднять качество уче бы, всему офицерскому составу воспитывать из себя всесторонне образованных ьоинюв-професоио- 'налов; во-вторых, укреплять и развивать здоровую дружбу, взаимное понимание между членами эки пажей, летным и техническим составом. Больше собираться вместе, обсуіждать недостатки, рев ностно бороться за честь звена; ів-третьих, командирам экипажей твердо стать на свое место, больше требовать со своих под чиненных. У личного состава звена гвардии лейтенанта Ф. Гноевого есть все возможности, закрепив до- стигдаутое, еще быстрее и успешнее двигаться вперед. За месяц учебы летчиіки звена гвардии лейтенанта т. 'Гитевого выполняли полетыі: тренировочные, Строіем, та бомбометание, етреля- .ли -по коиусу и т. д. отработки всех ли личный со- зада'чами? Да, З а полеты! эк и п аж и получили следующие оценки: Техника, пилотирования 4 С трой звена. 4 С тр ел ьб а по конусу 4 '■Курс с л еп о й по д го то вк а 4 С в я зь '6 Бом бом етание звеном „б Ниізкопол етн ая т ренироівк.аі 4 •На зач етах в есь состав экипаж ей получил только хорошие и Гвардии лейтенант Ф. ГНОЕВОЙ О течественная война явилась для іасехі нас ш колой боевого м а стерства). В боях с н ем ец ко -ф а шистскими захватчиками воины К расной Армии \ц Военно-іМорско- го Ф лота доказали неп ревзо й ден ной м астерство. (Но озн ач ает ли это, ЧТО :М)Ы д о лж ны и/а этом усйюіісоиітъся и до во л ьство ваться только былыми знаниями? К о нечно, нет, П оётом у в первые же дни после окончания войны .перед сводом звеном я доставил н е с к о л ь ко задач, выполнение которых обеспечивало нам дальнейш ий рост. ■Прежде вісего мы долж ны бы ли вести постоянное изучение о п ы та, накопленного войной, более глубоко поізиаіть все особенности зкеплоатации материальной! части и вооружения, 'Кроме того, т а м н ад о было п о высить в 'Эвена требовательн ость к своей работе, научи ться ж и ть и летать строго п о (уставам. Теперь, когда .мы проучились месяц после войны,, .можно п о д в е сти некоторы е итоги, П овы силась а машем звене ди с циплина, подготовка любого п о л е та с та л а проходить б о л ее о с н о в а тельно и серьезно. В р е зу л ьт ат е этого почти все учебны е зад ач и выполнены н а хорош о и отлично. Особенно 'Я долж ен отм етить командира эки п аж а гвардии м л а д шего лейтенанта т. Бабичеяко. Э то исклю чительна дисциплинирован-^ ный, много работающий яіаід собой летчик. О д в се гд а строго вы п о л няет указании старш их командиров, старается д аж е м алейш ее н ар уш е ние не оставлять незамеченным. С тарания летчика не пропали д а ром. (Последнюю аад ачу по б о м бометанию гвардии младший л е й тенант т. іБабиіченко выполнил ОТ ЛИЧНО. У спехи эти не, пришли сам и по себе. В зять хотя бы прием) машин летчиками о т темников. /Ведь, ме особенно приятно встр ети л » тех н и ки наш у требовательность. А п о том ничего, привыкли. Т еперь прием самолетов перед вы летом стал необходнмюістью . Звено — основная так ти ческ ая единица, и о тдел ьны е вопросы боевой подготовки лучш е всего отрабаты вать именно в звене. П о чему так? Потому, что ком андир эвена лучше, чем кто-либо д р у гой, 'Зіваіет мндивидуалыные о с о бенности каж до го летчи ка, .лю бого члена эк и п аж а и им еет в о з можности работать с каж ды м в .от. дельности. Летчик- т. іБабиченіка в р я д е полетов доп ускал ош ибку з техни ке пилотирования. При развороте с креном д о 35—40 г р а дусов, о « , б уд у чи в строю в н у т ренним ведомым, зачастую /уходил под д руги е сам олеты или в ы с к а к и вал вп ер ед . іН.аі м л о н разборе п о л ето в мы укааы валй т. Баби- чеиіко н а .ошибки, р а с с о в ы в а л и ему, почем у оіни получаю тся и на м акетах п о к азы в ал а, как их и з б е ж ать. 'Во в р ем я учебных полетов я у д е л я л т. БабиченкіО особое вни мание. М н ого п оработал и сам летчи к над1 тем, чтобы- отш л иф о вать развороты . Теперь т., Бабиі- чеяк о д ерж и тся ві строю хорошо. Л етчи к т. Д енисенко ві первых п ол етах чрезмерно б о л тал ся в во зд у х е. Рааговоры о ненуж ности такой «болтанки» мало и с п р а в л я ли летчика'. «Не .могу стр ого д е р ж ать сам о л ет, л езет он почем у-то в сто р он у . 'К ак б у д то пам ять в это врем я п ри тупляется», — говорил т. Д ен и сен к о . Я решил, что раз л етч и к «болтает»1 машину, забьг- в ае т ся в п о л ете (ч то иногда, с мо лодыми бы вает), значит в о время' п о л ета н а д о командами! напоми н ать е м у о том , что он неправиль но д е р ж и т машиніу и что держяггь ее ааідо так -то . IB будущ ем так я и д е л а л . Е с л и виіжу, ч то т. Д е н и сен к о начи н ает н аскаки вать н а ме ня и л и , наоборот, уходить, ком ан дую : «Д ерж ать (выше1) ни ж е, и н тер в ал с то лыко-то». П о сл е ряд а т а к и х поЛетов т. Д ен и сен ко стал и сп р ав л я ться и теп ер ь н е п л о хо д е р ж и тс я в строю . Х орош о проводить в о б ’ем е з в е на и так ти ческ и е л етучки . Они, мне к аж е т с я , полностью о п р ав д а ли себя. О днако, опы т п оказал, что с ам а я ин тересная тем а на л ету ч к е не, б у д ет вол н о вать с л у ш ател ей , есл и ру ководитель к ак сл е д у е т н е п од го то ви тся н ее проведению.. Я твердо усвои л это и тщ ател ьн о іготовліосъ к к аж д о й Из них. О пы т учебы я звене д а л в о з м ож н о сть с д е л а ть вы воды и по е е организации, Я теперь строю у ч е б ны е п ол еты так1: с веч ер а самым подробным обравом мы разбираем задачу, прорабаты ваем плановую табли цу. УтроМ после построения я о твож у своих летчиков в сто р о ну от шума, работающих, моторов и даю последние указания, Во врем.я этих указан ий особенно тщ ательно проверяю , знаю т ли эки п аж и п о сл ед о вател ьн о сть вы полнения задачи. К огда, к а к говорят, всем! в с е ясно, летчи ки принимают машины от техни ков и и д у т в полет. П о с л е кажщ ого полета мы в своем звене проводим разбор. ГОТОВНОСТЬ К В Ы Л Е Т У У н ас не бы ло с л у ч ая , чтобы мы зад ерж ал и вы лет, чтобы сам олет и з-за неисправн ости м атериальной части по вине техн и ческого с о с т а в а в о зв р ати л ся с задания. Н аш ком андир в се гд а им еет в о зм ож ность д о л ож и ть о готовности раньше других эки п аж ей . іКак мы добиваем ся таких п о к а зател ей а работе? .Р асск аж у подробно. С в е ч е ра я собираю техсоетаві звен а и ставлю п е р ед ним задачу. .К аждый п о л у ч ает оп ределен н ое задание. Утром, приходя м машинам, к а ж ды й из н ас знает, что д е л а т ь , и ср азу ж е приним ается за работу. О д н аж д ы ком ан дир части з а - бы струю по д го то вк у к вы л ету о б ’явид в сем у тех н и ческом у и л е т ному. с о с т а в у благод ар н о сть. Р а б о ту м ы а то;т раз строили так. (Ввиду того, что к п о л ету го то в и л с я оди н сам олет, в ес ь со ст ав зв е на бы л собран к нему. М ех ан и к и .моторист стал и р а зж и га ть .лампы д л я п одогрева, .а затем поставили их так, чтобы бы стр ее под огр еть моторы. Второй м ехани к во гл ав е с первым стал и р асч ех л ять и рас- ш аарто вы вать сам олет. К о гд а м о торы подогрелись, м ехани к за л е з в кабину л ет ч и к а— го тови л м оторы к зап у ск у . IB іэтоі в р ем я м отори ст и второй м еханик в м ес те со міной убрали лам пы и н а ч а л и проворачи в ать винты . Мотюры были за п у щ ены , сам ол ет іготов к вы лету. В под готовке сам олетов к вы летам. помогает нам и летны й состав. П о д го то в и в сам олет к вы лету, мы д о к л ады ваем .летчикам об этом . К ом андиры экипаж ей проверяю т машины. Е сли они н а х одят к ак и е-н и бу дь неполадки, мы ту т іже ликвидируем их. П равда, н еп о л ад о к так и х у н а с п о ч те ие бы вает, н а кон тро л ь летчи к а з а с та в л я е т м ехани ка, моториста и о р у ж ей н ищ в о врем.я работы бы ть бо л ее вним ательными. К р ом е того, пример грамотной эксплоатации сам о л етов п од аю т нам летчики. Так, например, наш ком андир за 4 часа по л ета почти в с е г д а эк о н о мит п о 1.000—11.000 килограммов горю чего. Э то говори т о том, что летчик правильно, грам отно эк- .сплоатнруеіт м атериальную часть в воздухе. П од обны й пример в се г д а нам , техникам , напоминает: ум ело эксп лоати руй маш ину и на земле. С его дн я я м о гу с к а за ть , что тех- яйчесжий со став наш его звена неплохо с п р ав л я е тс я со своими обязанностями. О собен н о с л е д у е т отм етить тт. М асуню ва, Ш и х ал ева и (Кузнецова.. Гвардии старший техник- лейтенант (К. МБРКУШЕВ, ошгач.'шьве <иціеішш. О согласованности и взаимопонимании в экипаже гвардии лейтенант И. ЛАПШ ИН . Ш турман — первый помощник летчика. Э то д о к а за л а война, д о к азал ,и первый м есяц учебы н а ш его, эвена после победы. В самом дел е, май бы ни б ы л хорош л е т чик, если у п его нет. достаточной согласованности е работе со ш т у р маном., — все е'го усилия могут бы ть напрасными. Прекрасно понимая это,, мы, штурманы., івсЮ работу строим с о в местно с летчиком, и с о всеми ч л е нами экипаж а. П р и вед у н еск о л ько примеров. Э кипаж и и д у т н а б ом бометание. Д л я ш турм ана э т о о т ветственное задание. П о п у ти на полигон мы проверяем ветер. П р о верку ведем на' ттрех к урсах. З а тем по вы соте, скорости1 и ветру определяем прицельны е данные. Н айденный угол прицеливания устанавливаем н а прицеле., Во. врем я бомбометания особое вн им а ние обращаем на производство б о ковой иав'эдки и точность н аж а тии н а Кнопку прицела. К онечно, в ся эта работа с в е д е тс я к нулю , если не1 бу д ет у .нас взаим о дей ствия с летчиками. Л етчи ки п о могают нам и е только лучш е в ы п о л н ять задания п о бомбометанию , но и выручают, к о г д а возни каю т н еполадки. О д н аж д ы мы цро'води- лй учебное- бомбометание. П ри первом заходе бомбы почем у-то не сбросились;. П ри втором за х о д е я п е р ед ал летнику: «П рош у .продуб лировать аварийным сбр асы вате лем», а сам 'весь, к а к говорят, о т д а л ся прицеливанию . Бомбы, были сброшены и попали в -цель. К ак потом вы яснилось, я н едо статоч н о сил ьн о н аж и м ая н а 'электросбраісы- вате.ль . Л ет ч и к мне помог. П р и стрельбах п о к о н у су и щ и т у у н а с т а к ж е заняты все: и л е т чики, и ш турм аны , и стрелки, хотя вы полняет е е кто-нибудь, один. Н ай д я конус, л етч и к д ает с т р е л к у к о м ан д у .вести огонь, а ш ту р ман сл е д и т за обстановкой. К ром е взаим освязи в экипаж ах, помогающ ей нам б о л ее успеш но выполнить учебные задачи, б о л ь шую роль и грает тщ ательн ая п о д готовка к вы летам , р егулярны е зан яти я о классах. 'Как,, мы, ш турм аны , 'готовимся к вы летам ? П роверяем , хорошо ли п рои зведена п о д в е с к а бомб, э к а ком со сто ян и и при целы , в с е л и граф и ки наі м есте. Р О К о б я з а т е л ь но н астраи ваем н а станцию . Ч тобы у б ед и ться и исп равн ости о т роли - Столетов, н а зем л е и спользуем два! пиропатрона... З а д а ч и , к ото ры е вы полняли ш турм аны .в и стекш ем м есяц е, бы ли ср авн и тел ьн о простыми. В б у д ущ ем п е р ед нам и с т о я т бо л ее с л ож н ы е задачи . 'О тработка м арш рутных п олетов, прои зводство с’емок м естности, астронави га ц и я — івісе это. п отреб у ет нем алы * сил. 'Ч его у)н а с, наі мой в згл яд , не х в а т ае т ещ е? Н е д о с та то ч н о . мы л е таем» в сем звеном , а о тсю д а м ало «привыкли» д р у г к другу. Сама у чеба д о л ж н а проводиться более глубоко., 'Н екоторы е • товарищ и ПРИХОДЯТ Ий* ЗаН'Я'ТИЯ! ТОЛЬКО ^ДЛіЯ то го , чтобы , к а к говорят, уби.ть в р е м я .' 'Е сли мы э т и недостатки- и з ж и вем, к ач ество учебно-боевом п о д готовки © звен е ещ е более повы сятся .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz