Североморский летчик. 1945, июнь.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 июня! 1945 г., № 136 (516). 37 раз вокруг земного шара — іВ.ы, кажется, не туда по паши, — заявил вам майор т. Бажтинов. —• Я летчик трайс- иортной; а інеі боевой авиации, я в моей летной жиз-ги іпйего осо бенного <яе«г, просто дальние рей сы. '/В самом же, дел® летиаія жизнь этого й-етчика-миллионера ло- своему боіпата событиями, ясдои- ламя. Случается! так,, что майор т. Ба&тииоа завтракает в Запо- лярыи,обедает ,в Москве, а ужи нает) в Ейске.' Остальное время у неіпо замято® на воздушной траесіеі в несколько тьюя.ч кило метров, где встречаются г-розы я тумаіны, облака и снег, а иод самолетом пробегают горы и мо ря, реки « города,, чумы-я села-, ■станицы, кишлаки и аулы. • Наша беседа завязалась в об ширной пассажирской гондоле самолета. З.а /время івюйіяыя этой гондоле побывало больше ты сячи пассажиров, которых пере брасывали иаі фронт или с пере довой на оЬгідыіх. Здеісь, ініа эти:х мягких .креслах, сидели адмира лы, генералы, оіфиідарыі и бойцы, от спешности перяброски кото рых зависел ход и результаты многих боев. Майору Баіхтияову некоторый Обяізаиы своей жизнью, т. к. он доставлял их на место неотложной 'медицин ской номОіціи! во много раа бы стрее, чем по м<елеізной дороге. 'Боевой воспитанник Сафонова, капитан IB. Рогожин напоминает: — В Ш41 году яі получил 14 тяжелых ранений От осколков ■віряіжеской бомбы. Когда пере возили меня .на автомашине, то от тряски яі испытывал нечело- е.еческие муки и неоднократно терял сознание. Я поняіл, что в дальней дороге на санитарном поездіе я не івыінесу эти'х муче ний. Но командовамие для нас, раненых, дало самолет,, который пилотировал, міайор т. Баштанов. За несколько чаісов ой доставил н/ао н тыловой госпиталь и те перь я не могу без благодарно сти вспомнить о боевоім товари ще, который сіпаіс мне жизнь. Иннокентий Ба’хтйнов сел за штурвал самолета :1'5 лет назад, а с ‘1035 года стал летчиком ггаліярной авиации. — С первых же полетов в За полярья я помял, что летать здеоь могут смелые, выносливые хладнокровные И умелые люди,. ЭтИ качества я старался воспи тывать в себе ві каждом поле те^ — (говорит летчик. ,Майор т, Бахшнов летал на десятке машин различных ти пов. Он выполнил задания по ледов,ой разведке, поддеірживал транспортную связь с отдален ными зимовиаіми, перевозя почту я ценные грузы. С первых дней войны он при шел в ряды североморской авиа ции, где. думал о'гвоИть бомбар дировщик. Но и здесь коман дование .довіерило ему обслужи вать сложные дальние рейсы ніа самолете «іПС-84.». За время ©айвы летчик Бахти- нов налетал свыше 2 тіысяч ч-а сов. Выполняй ответственные за дания командования, он побывал •во многих городах Советского Союза-. Достаточно сказать, что эз три года он иеревіез боенрипа,- сов, вооружения,, запасных ча стей и различной аппаратуры столько, сколько с предельной нагрузкой можно разместить в 62 товарных! вагонах. 'Кроме то го, им перевезено огромное ко- миічество пассажир©в. Дальний рейс — это слож ный полет. Летчик долЖеИ быть всесторонним мастером своего деда, хорошим навигатором, пи лотом и знатоком материальной /части самолета. Командир тран спортного подраізделешія ска зал: «Обязательно запишите, что майор т. Баіхтинов отлично ле тает в любых метеоралогиче ских условиях иі днем и ночью». ІКаІК-то в сложнОМ' дальнем полете вышел из строя один мотор. /Положение сложи лось крайне тяжелое. Искусный летчик, лонимаія ответственность за жизнь пассажиров, показал в этом полете редкое хладнокро вие я высокое умение, благодаря чему самолет я пассажиры были спасены. За блестящее выполнение сложных 'И ответственных зада ний командования он награж ден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны ,1-й степени \и медалями і«3а оборону Москвы» и «За обо рону Советского Заполярья». Сейчас а летной книжке т. Бахтинова записано полтора миллиона километров налета,. Это равно 37 полным полетам вокруг земного шара. Такові итог 6^5 т ы с я ч і часов, проведенных ® воздухе летчиком т. Бахтино- ■выім,. НА СНИМКЕ: летчик-мил лионер майор ИнНокентий Гри горьевич Бахтинов. Фото и текст А. Типанта. ИЗ БОЕВОГО ОПЫТА Авиация союзников в борьбе с подводными лодками противника іВ периодической печати,, газ*е- та*,, журналах и в частности в «Британском союзнике» можно встретить ряд статей о борьбе со юзной авиации с немецкими под водными лодками. И з этих статей можно извлечь полезный опыт. Пользуясь этиМи источниками, я хочу остановиться на ряде такти ческих] приемов борьбы, союзной авиаций с .подводными лодками противника,. Союзной авиацией в> борьбе с поідмадіпыіми лодками успешно применялись асе виды сіамолетов— от истребителей да бамбардировг ■щиков. Тренировку летчики прохо дят не только я специальиьиь под разделениях, «о и іво всех частях морокой ашаіции. Часть/ нашего летнего состава считает, что в борьбе1о подводны ми лодками союзники применяли наиболее усовершенстівовшінные, новейшие типы самолетов. Это д а леко не так. іКаік уже отмечено выше, а борьбе с подводными лод ками участвуют • у союзников истребители и бомбардировщики. Вот некоторые данные об этих с а молетах. «Суордіфиш» — биіплаін, имеющий экипаж два человека и .вооружение1: 2 пулеМета, 3—4 глу- ' биниы/я бомібы весом около 120 кг., 4 реактивных снаряда и 2—3 Сиг нальных бомбы. Максимальна,я скорость «СуорДіфиіш» 80 миль, продолжительность полета 4 ча са.. Этот- самолет- далеко уступает нашему '«МБР-12», но тем не менее Он успешно применяется союзни ками в борьбе с нодводіныімиі лод ками противника., Зачастую в борь бе с подводными лодками можно встретить у союзников: и тяжелые бомбардировщики, й частности .«'Либерейтор»^ тактико- техНиче. скиа дйівые ‘которого хорошо, из вестны нашему летному составу. Тактика поиска подводных ло док у союзной авиации следую щая. Днем И ночью1поиск произ водится на высоте' 70,Оі—1.000 фу тов і(:280—330 метров), причем днем — визуально, ночью—с по мощью! радиолокатора (полеты производятся а удалении от конвоя до 16—20 миль по курсу его и до 10—116 миль н сторону от него),.. Если вылетают дваі самолета ,в паре, то один из них,, любого Типа. —«истребитель», предназначаетея, для подавления опия зенитной ар тиллерии інаі подводной лодке, ®то- СЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ 10 июня исполняется двухлетие со дня! присвоения Н-ской авиа части наименования гвардейской. Личный состаіві готовится к этой зиаменателыной- дате. /В подразделениях1 проводят ся беседы,' о гвардейских тра дициях, о выддаЗщихся, ®оияах- гвардейцах. іВ день .юбиілея Со стоится торжественный вечеір, на котором выступит с докладом, б боевом пути части Герой С<ик?т- ского Союза гвардии подполков ник т. Фокин. ВЕЧЕРОМ В ОФИЦЕРСКОМ ОБЩЕЖИТИИ Вечерами многие летчики и тех ники подразделения старшего лей тенанта т. Лапина проводят сво бодное .время за чтением' художе ственной литературы, газет и жур налов. За последнее время офицеры тт. Лапин,- ■Бойченко, Щ^ецов, Лиеи- хии прочитали ■ряд произведений Льва; Толстого, А. Новикова-При- боя, И. ИліЫф.а И' Е. Петрова, М,аь мин,а,-Сибиряка и .других. Офицеры часто* обмениваются мнениями о прочитанной литературе. . ;j рой для н.аяесейия бомбардировоч ного удара. !После бомбоудара этот самолет сбрасывает сигналь ные бомбы, которые горят до 120—26 минут, выделяя большой столб черного' дыма. Все после- дую'Щ'Ие самолеты приходят ;в район цели только с бомбами. Иногда подводная лодка успеш но атакуется бомбардировщиками без упрежденною удара истреби телей. Характерно для союзной іаівиаіцин то, что летный состав по замеченной поідводінюй лодке бом бы сбрасывает с высот 501—60 фу тов (10—20 метров). Бомбомета ние- с1 высот 400,>—>500 метров,, по заявлениям английских летчиков, дает исключительно слабую эф фективность. БоТ что рассказывает об одном боевом! вылете участник этоіт вылета старший лейтенант У.. Г. Л они: «іМы сопровождали большой ка- раіван Жзнали, что ■где-то поблизо сти рыскает стіая германских под водных лодок. Сгущались сумер ки, /Находясь я 70 км< от каравана, я увидел' ві бинокль подводную лодку, плывшую -в 20 км, прямо по курсу и дал полный ход. При на даем приближении лодка открыла оганіьі из крупнокалиберного зенит ного орудии. В это время я заме тил поблизости! другой самолет, частично отвлекавший на себя Огонь подводной лодки. Он тоже ,ок,азалея «Либерейтором». Наш стрелой зада,л лодке жару. Мы .видели, каім пули отскакивали от обшивки баішйи и палубы. Стрелок полностью очистил палубу лодки От лиодей, так чтО к моменту на шего пякироіваяия Лодочная артил лерия замюлчаіліа. іНаш штурман точно сбросил глубинные бомбы. В мюмеінш их взрыва' мы уже были впереди. Как видно, гліубиіннЫе бомбы только встряхнули подвод ную лодку. Появился третий самолет «Ли- берейтюр»-. Так что нам пришлось вст,аіт,ь! ій «очереды» для следующе го захода. Когда мы ,пошли на снижение, другой самолет впереди нас сбросил свой груз на подвод ную лодку Взрывы его глубинных боімб обдали брызгами наш само лет и Нас подбросило вверх мет ров ни 20. Мы находились на вы соте не более і10 метрові над по- верхностьк» моря, и а .одно мгно вений при сбрасывании бомб мне казалось, что1 мы вот-вот заце- S ' ' ВЫШЕ КАЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА 3 I Одной'из главных, задач, стоя щих сейчас перед, техническим со ставом эксплоашационной службы, является боевая учеба. В совер шенстве знаіть эксилоатациію ма териальной части — вот требова ние, которое пред’являетея се годня нашим техникам, механи кам-, мотористам и другим млад шим специалистам.. Как известно, знания не, прихо дят сами по себе. Они приобре таются в повседневной учебе. За/ последнее время регулярно, два раза н месяц, стали прово диться занятия о инженерами. Н е давно успешно закончили курс обучения и сдали зачет яа меха ника/ самолета 30 младших коман диров. Оргинизо'йрны 'занятия е руководящим инженерно-те,хниче - ским Составом в частях, где инже нерам т. ГоіробеЦ. Учеба руково дящего состава) не моігла не отра зиться на всем ходе учебной ■подготовки техіниюов, мотористов: занятия стали регулярнее, отли чаются более высоким к,аче<ство.м. Однако нельзя сказать, что с учебой технического состава все' уже благополучно. В ряде случаев занятия организуются без учета знаний слушателей, одна и т,а же тема повторяется несколько раз. Низок еще,, подчас я уроівеяъ под готовки руководителей. «Зачем ■готовиться, конспект составлять? Ведь .я ,.в авиации десять лет и неплохо анаго материальную часть»,—приходится иногда слъг. шать. Такие высказывания явно, вредны. Руководители занятий, рассуждающие так, ведут’ учебу ■схематично, суімо, неинтересно. В лекциях они пересказывают .то. •что знали еще несколько, лет на зад.. А ведь техника наша .ушла далеко вперед и, конечно, слушать давноі известные Истины обучаю щимся бывает неинтересно. Грош іцеіна, например, занятию, которой провел недавно капитан инженер но-технической службы т.. Ари стов. ,Не подготовившись по те ме, он не смог ответить на ряд д а ж е элементарных вопросов. Под вел капитана Аристова старый '«бапаж» знаний! 'Понадеялся то варищ из «авось»—попал '.впросак ■сам и у слушателей впустую за нял .время. Выше яі говоірил Об учебе, руко водящего инженерно-технжче'ског® состава. Такую учебу надо орга'- інизоваты во всех 'наших: частях, в частности,' где инженерами т,т. ІИоШмин и Беланов. Подобная учеба еще раз подтверждает золо тое правило, что для учения - ік т старости, постоянно наталкивает руководящий состав ва то, чтобы он лично следил за организацией ■занятий в своих частях и подраз-. -леленнях. Бодышуго роль в преподавании играют ,наглядные подобия; Мож но ли сказать, ‘что наглядных по дамся з,а башню подводной лодки. (■Когда же мы развернулись по смотреть на свою1работу, та уви дели лишь торчащий) из воды нОс доідки. Еще через минуту лодка исчезла под водой». Как івидно из рассказа, англий ские! летчики вражйские подвод ные лодки бомбят с, хода,, без вы бора направления ветра,. |В английском.1 флоте бомбы с парашютной системой не приме няются, ибо бомбометание с малых высот, которое Они обычно произ водят, исключает эту необходи мость,. (Положительно в союзной авиации разрешен и вопрос о при - .менений взрывателя, івзрываяоще- гоіся на глубине 25—30 футов. Ночью поиск подівоідных лодок у союз/никоя производитоя при по мощи радиолокатора, который дает возможность обнаруживать подводную ло/дку, находящуюся в крейсерской положении,, до рас стоянии ііб миль, в положении, когда над водой одна, • рубкаі—на /10 мівдй.;,, один* перископ—на 1,5 — 2 мили. При /обнаружения подводной лодки радио;локатором выход на нее производится по пеленгу. В момент прохода первой зоны штур ман пуск/ает секундомер и при под ходе к подводной •лодке {на милю по расчету времени), сбрасы вает 1—2 іОАІБ.. Оослеі сбрасывания самолет разворачивается вправо на |45 градусо/в. іПри этом он теряет высоту до 50—И00 фУтоів.. Пройдя подводную лодку, самолет снова разворачивается и' уже Mat 180 гра дусов. Ѳа/тем, обнаружив подвод- іиувд лодку в а световом фоне, про изводит, бомбометание. Линейный интервал! серии бомб 60 футов. Серия кладете я1 впереди лодки на удалении Ѳ0 футов. ■Фиксаций! уідаров союзники при дают исключительное знамение. Г лашніым вйдоМі.фиксации является фотографирование, которое ■про изводится до атаки,, щ момент ата ки и после нее., Фотографирование производят штурман и стрелкн- радиісты. Потопление подводной лодки адмиралтейство засчитывает лиши после подтвержденияі его хюірошиімі фотоснимком! или когда с погибшей лодки бугдут подняты трупы, пленные. Подполковник К. МУРАТХАНОВ. ообий везде у наіс достаточно? |Нет„ нельзя. Есть еще ,в-отдель- ныя частях учебные классы, кото рые пустуют,, а инженеры этих ча стей ждут, что кто-то начертит им ■схемы,, изготовит работающие ма- ке'ты, принесет разрезные, агрега ты. И инженер т.. ІНасощоІв, а ча сти у которого! в! большом учеб ном/ классе ощущается недоста ток макетов, и инженер т., Жуков, класс которого істра.дает. оіт недо статка! схем и, разрезных агрега тов, должны/ понять, ч!то забота о наглядных, пособиях/— иіхі долг.. В распоряжении тт.. Насонова; иі Ж у кова имеются ІПАіРІМ’ы, немало квалифици рованногбі технического состава., могущего начертить лю бые схемы, изготовить любые ма кеты. Дело за желанием, руково дителей. ІНекотораія часть нашего техни ч еском ,«Устава слабо знае1!, как проверить работу РіП© а устано вить магнето, какими данными ха рактеризуются сорта топлива/ и ма/сла, как заменить ■отдельные агрегаты и детали мотора, каю ра ботает дівухіскоросТваія передача. Я а ивучениеі этих -вопросов, техни ческому ісоіетаіву 1надо обратить ■сейчас! серьезное внимание. Руко водящий и инженерный состав должен помочь им сделать это. Техник д олжА знать «душу» ‘ма шины.. Д ля этого- нам. надо" еще івыша. поднять уровень проіводимы-х эаіЯяшин, добиваясь того, чтобы каждый учебный чаіс использовал ся <з наибольшим эффектом. Инженер-майор Н. САВЕЛЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz