Североморский летчик. 1945, июнь.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 8 июня! 1945 г., № 136 (516). 37 раз вокруг земного шара — іВ.ы, кажется, не туда по­ паши, — заявил вам майор т. Бажтинов. —• Я летчик трайс- иортной; а інеі боевой авиации, я в моей летной жиз-ги іпйего осо­ бенного <яе«г, просто дальние рей­ сы. '/В самом же, дел® летиаія жизнь этого й-етчика-миллионера ло- своему боіпата событиями, ясдои- ламя. Случается! так,, что майор т. Ба&тииоа завтракает в Запо- лярыи,обедает ,в Москве, а ужи­ нает) в Ейске.' Остальное время у неіпо замято® на воздушной траесіеі в несколько тьюя.ч кило­ метров, где встречаются г-розы я тумаіны, облака и снег, а иод самолетом пробегают горы и мо­ ря, реки « города,, чумы-я села-, ■станицы, кишлаки и аулы. • Наша беседа завязалась в об­ ширной пассажирской гондоле самолета. З.а /время івюйіяыя этой гондоле побывало больше ты­ сячи пассажиров, которых пере­ брасывали иаі фронт или с пере­ довой на оЬгідыіх. Здеісь, ініа эти:х мягких .креслах, сидели адмира­ лы, генералы, оіфиідарыі и бойцы, от спешности перяброски кото­ рых зависел ход и результаты многих боев. Майору Баіхтияову некоторый Обяізаиы своей жизнью, т. к. он доставлял их на место неотложной 'медицин­ ской номОіціи! во много раа бы­ стрее, чем по м<елеізной дороге. 'Боевой воспитанник Сафонова, капитан IB. Рогожин напоминает: — В Ш41 году яі получил 14 тяжелых ранений От осколков ■віряіжеской бомбы. Когда пере­ возили меня .на автомашине, то от тряски яі испытывал нечело- е.еческие муки и неоднократно терял сознание. Я поняіл, что в дальней дороге на санитарном поездіе я не івыінесу эти'х муче­ ний. Но командовамие для нас, раненых, дало самолет,, который пилотировал, міайор т. Баштанов. За несколько чаісов ой доставил н/ао н тыловой госпиталь и те­ перь я не могу без благодарно­ сти вспомнить о боевоім товари­ ще, который сіпаіс мне жизнь. Иннокентий Ба’хтйнов сел за штурвал самолета :1'5 лет назад, а с ‘1035 года стал летчиком ггаліярной авиации. — С первых же полетов в За­ полярья я помял, что летать здеоь могут смелые, выносливые хладнокровные И умелые люди,. ЭтИ качества я старался воспи­ тывать в себе ві каждом поле­ те^ — (говорит летчик. ,Майор т, Бахшнов летал на десятке машин различных ти­ пов. Он выполнил задания по ледов,ой разведке, поддеірживал транспортную связь с отдален­ ными зимовиаіми, перевозя почту я ценные грузы. С первых дней войны он при­ шел в ряды североморской авиа­ ции, где. думал о'гвоИть бомбар­ дировщик. Но и здесь коман­ дование .довіерило ему обслужи­ вать сложные дальние рейсы ніа самолете «іПС-84.». За время ©айвы летчик Бахти- нов налетал свыше 2 тіысяч ч-а сов. Выполняй ответственные за­ дания командования, он побывал •во многих городах Советского Союза-. Достаточно сказать, что эз три года он иеревіез боенрипа,- сов, вооружения,, запасных ча­ стей и различной аппаратуры столько, сколько с предельной нагрузкой можно разместить в 62 товарных! вагонах. 'Кроме то­ го, им перевезено огромное ко- миічество пассажир©в. Дальний рейс — это слож­ ный полет. Летчик долЖеИ быть всесторонним мастером своего деда, хорошим навигатором, пи­ лотом и знатоком материальной /части самолета. Командир тран­ спортного подраізделешія ска­ зал: «Обязательно запишите, что майор т. Баіхтинов отлично ле­ тает в любых метеоралогиче­ ских условиях иі днем и ночью». ІКаІК-то в сложнОМ' дальнем полете вышел из строя один мотор. /Положение сложи­ лось крайне тяжелое. Искусный летчик, лонимаія ответственность за жизнь пассажиров, показал в этом полете редкое хладнокро­ вие я высокое умение, благодаря чему самолет я пассажиры были спасены. За блестящее выполнение сложных 'И ответственных зада­ ний командования он награж­ ден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны ,1-й степени \и медалями і«3а оборону Москвы» и «За обо­ рону Советского Заполярья». Сейчас а летной книжке т. Бахтинова записано полтора миллиона километров налета,. Это равно 37 полным полетам вокруг земного шара. Такові итог 6^5 т ы с я ч і часов, проведенных ® воздухе летчиком т. Бахтино- ■выім,. НА СНИМКЕ: летчик-мил­ лионер майор ИнНокентий Гри­ горьевич Бахтинов. Фото и текст А. Типанта. ИЗ БОЕВОГО ОПЫТА Авиация союзников в борьбе с подводными лодками противника іВ периодической печати,, газ*е- та*,, журналах и в частности в «Британском союзнике» можно встретить ряд статей о борьбе со­ юзной авиации с немецкими под­ водными лодками. И з этих статей можно извлечь полезный опыт. Пользуясь этиМи источниками, я хочу остановиться на ряде такти­ ческих] приемов борьбы, союзной авиаций с .подводными лодками противника,. Союзной авиацией в> борьбе с поідмадіпыіми лодками успешно применялись асе виды сіамолетов— от истребителей да бамбардировг ■щиков. Тренировку летчики прохо­ дят не только я специальиьиь под­ разделениях, «о и іво всех частях морокой ашаіции. Часть/ нашего летнего состава считает, что в борьбе1о подводны­ ми лодками союзники применяли наиболее усовершенстівовшінные, новейшие типы самолетов. Это д а ­ леко не так. іКаік уже отмечено выше, а борьбе с подводными лод­ ками участвуют • у союзников истребители и бомбардировщики. Вот некоторые данные об этих с а ­ молетах. «Суордіфиш» — биіплаін, имеющий экипаж два человека и .вооружение1: 2 пулеМета, 3—4 глу- ' биниы/я бомібы весом около 120 кг., 4 реактивных снаряда и 2—3 Сиг­ нальных бомбы. Максимальна,я скорость «СуорДіфиіш» 80 миль, продолжительность полета 4 ча­ са.. Этот- самолет- далеко уступает нашему '«МБР-12», но тем не менее Он успешно применяется союзни­ ками в борьбе с нодводіныімиі лод­ ками противника., Зачастую в борь­ бе с подводными лодками можно встретить у союзников: и тяжелые бомбардировщики, й частности .«'Либерейтор»^ тактико- техНиче. скиа дйівые ‘которого хорошо, из­ вестны нашему летному составу. Тактика поиска подводных ло­ док у союзной авиации следую­ щая. Днем И ночью1поиск произ­ водится на высоте' 70,Оі—1.000 фу­ тов і(:280—330 метров), причем днем — визуально, ночью—с по­ мощью! радиолокатора (полеты производятся а удалении от конвоя до 16—20 миль по курсу его и до 10—116 миль н сторону от него),.. Если вылетают дваі самолета ,в паре, то один из них,, любого Типа. —«истребитель», предназначаетея, для подавления опия зенитной ар­ тиллерии інаі подводной лодке, ®то- СЛАВНЫЙ ЮБИЛЕЙ 10 июня исполняется двухлетие со дня! присвоения Н-ской авиа­ части наименования гвардейской. Личный состаіві готовится к этой зиаменателыной- дате. /В подразделениях1 проводят­ ся беседы,' о гвардейских тра­ дициях, о выддаЗщихся, ®оияах- гвардейцах. іВ день .юбиілея Со­ стоится торжественный вечеір, на котором выступит с докладом, б боевом пути части Герой С<ик?т- ского Союза гвардии подполков­ ник т. Фокин. ВЕЧЕРОМ В ОФИЦЕРСКОМ ОБЩЕЖИТИИ Вечерами многие летчики и тех­ ники подразделения старшего лей­ тенанта т. Лапина проводят сво­ бодное .время за чтением' художе­ ственной литературы, газет и жур­ налов. За последнее время офицеры тт. Лапин,- ■Бойченко, Щ^ецов, Лиеи- хии прочитали ■ряд произведений Льва; Толстого, А. Новикова-При- боя, И. ИліЫф.а И' Е. Петрова, М,аь мин,а,-Сибиряка и .других. Офицеры часто* обмениваются мнениями о прочитанной литературе. . ;j рой для н.аяесейия бомбардировоч­ ного удара. !После бомбоудара этот самолет сбрасывает сигналь­ ные бомбы, которые горят до 120—26 минут, выделяя большой столб черного' дыма. Все после- дую'Щ'Ие самолеты приходят ;в район цели только с бомбами. Иногда подводная лодка успеш­ но атакуется бомбардировщиками без упрежденною удара истреби­ телей. Характерно для союзной іаівиаіцин то, что летный состав по замеченной поідводінюй лодке бом­ бы сбрасывает с высот 501—60 фу­ тов (10—20 метров). Бомбомета­ ние- с1 высот 400,>—>500 метров,, по заявлениям английских летчиков, дает исключительно слабую эф­ фективность. БоТ что рассказывает об одном боевом! вылете участник этоіт вылета старший лейтенант У.. Г. Л они: «іМы сопровождали большой ка- раіван Жзнали, что ■где-то поблизо­ сти рыскает стіая германских под­ водных лодок. Сгущались сумер­ ки, /Находясь я 70 км< от каравана, я увидел' ві бинокль подводную лодку, плывшую -в 20 км, прямо по курсу и дал полный ход. При на­ даем приближении лодка открыла оганіьі из крупнокалиберного зенит­ ного орудии. В это время я заме­ тил поблизости! другой самолет, частично отвлекавший на себя Огонь подводной лодки. Он тоже ,ок,азалея «Либерейтором». Наш стрелой зада,л лодке жару. Мы .видели, каім пули отскакивали от обшивки баішйи и палубы. Стрелок полностью очистил палубу лодки От лиодей, так чтО к моменту на­ шего пякироіваяия Лодочная артил­ лерия замюлчаіліа. іНаш штурман точно сбросил глубинные бомбы. В мюмеінш их взрыва' мы уже были впереди. Как видно, гліубиіннЫе бомбы только встряхнули подвод­ ную лодку. Появился третий самолет «Ли- берейтюр»-. Так что нам пришлось вст,аіт,ь! ій «очереды» для следующе­ го захода. Когда мы ,пошли на снижение, другой самолет впереди нас сбросил свой груз на подвод­ ную лодку Взрывы его глубинных боімб обдали брызгами наш само­ лет и Нас подбросило вверх мет­ ров ни 20. Мы находились на вы­ соте не более і10 метрові над по- верхностьк» моря, и а .одно мгно­ вений при сбрасывании бомб мне казалось, что1 мы вот-вот заце- S ' ' ВЫШЕ КАЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА 3 I Одной'из главных, задач, стоя­ щих сейчас перед, техническим со­ ставом эксплоашационной службы, является боевая учеба. В совер­ шенстве знаіть эксилоатациію ма­ териальной части — вот требова­ ние, которое пред’являетея се­ годня нашим техникам, механи­ кам-, мотористам и другим млад­ шим специалистам.. Как известно, знания не, прихо­ дят сами по себе. Они приобре­ таются в повседневной учебе. За/ последнее время регулярно, два раза н месяц, стали прово­ диться занятия о инженерами. Н е­ давно успешно закончили курс обучения и сдали зачет яа меха­ ника/ самолета 30 младших коман­ диров. Оргинизо'йрны 'занятия е руководящим инженерно-те,хниче - ским Составом в частях, где инже­ нерам т. ГоіробеЦ. Учеба руково­ дящего состава) не моігла не отра­ зиться на всем ходе учебной ■подготовки техіниюов, мотористов: занятия стали регулярнее, отли­ чаются более высоким к,аче<ство.м. Однако нельзя сказать, что с учебой технического состава все' уже благополучно. В ряде случаев занятия организуются без учета знаний слушателей, одна и т,а же тема повторяется несколько раз. Низок еще,, подчас я уроівеяъ под­ готовки руководителей. «Зачем ■готовиться, конспект составлять? Ведь .я ,.в авиации десять лет и неплохо анаго материальную часть»,—приходится иногда слъг. шать. Такие высказывания явно, вредны. Руководители занятий, рассуждающие так, ведут’ учебу ■схематично, суімо, неинтересно. В лекциях они пересказывают .то. •что знали еще несколько, лет на­ зад.. А ведь техника наша .ушла далеко вперед и, конечно, слушать давноі известные Истины обучаю­ щимся бывает неинтересно. Грош іцеіна, например, занятию, которой провел недавно капитан инженер­ но-технической службы т.. Ари­ стов. ,Не подготовившись по те­ ме, он не смог ответить на ряд д а­ ж е элементарных вопросов. Под­ вел капитана Аристова старый '«бапаж» знаний! 'Понадеялся то­ варищ из «авось»—попал '.впросак ■сам и у слушателей впустую за­ нял .время. Выше яі говоірил Об учебе, руко­ водящего инженерно-технжче'ског® состава. Такую учебу надо орга'- інизоваты во всех 'наших: частях, в частности,' где инженерами т,т. ІИоШмин и Беланов. Подобная учеба еще раз подтверждает золо­ тое правило, что для учения - ік т старости, постоянно наталкивает руководящий состав ва то, чтобы он лично следил за организацией ■занятий в своих частях и подраз-. -леленнях. Бодышуго роль в преподавании играют ,наглядные подобия; Мож­ но ли сказать, ‘что наглядных по­ дамся з,а башню подводной лодки. (■Когда же мы развернулись по­ смотреть на свою1работу, та уви­ дели лишь торчащий) из воды нОс доідки. Еще через минуту лодка исчезла под водой». Как івидно из рассказа, англий­ ские! летчики вражйские подвод­ ные лодки бомбят с, хода,, без вы­ бора направления ветра,. |В английском.1 флоте бомбы с парашютной системой не приме­ няются, ибо бомбометание с малых высот, которое Они обычно произ­ водят, исключает эту необходи­ мость,. (Положительно в союзной авиации разрешен и вопрос о при - .менений взрывателя, івзрываяоще- гоіся на глубине 25—30 футов. Ночью поиск подівоідных лодок у союз/никоя производитоя при по­ мощи радиолокатора, который дает возможность обнаруживать подводную ло/дку, находящуюся в крейсерской положении,, до рас­ стоянии ііб миль, в положении, когда над водой одна, • рубкаі—на /10 мівдй.;,, один* перископ—на 1,5 — 2 мили. При /обнаружения подводной лодки радио;локатором выход на нее производится по пеленгу. В момент прохода первой зоны штур­ ман пуск/ает секундомер и при под ходе к подводной •лодке {на милю по расчету времени), сбрасы­ вает 1—2 іОАІБ.. Оослеі сбрасывания самолет разворачивается вправо на |45 градусо/в. іПри этом он теряет высоту до 50—И00 фУтоів.. Пройдя подводную лодку, самолет снова разворачивается и' уже Mat 180 гра­ дусов. Ѳа/тем, обнаружив подвод- іиувд лодку в а световом фоне, про­ изводит, бомбометание. Линейный интервал! серии бомб 60 футов. Серия кладете я1 впереди лодки на удалении Ѳ0 футов. ■Фиксаций! уідаров союзники при­ дают исключительное знамение. Г лашніым вйдоМі.фиксации является фотографирование, которое ■про­ изводится до атаки,, щ момент ата­ ки и после нее., Фотографирование производят штурман и стрелкн- радиісты. Потопление подводной лодки адмиралтейство засчитывает лиши после подтвержденияі его хюірошиімі фотоснимком! или когда с погибшей лодки бугдут подняты трупы, пленные. Подполковник К. МУРАТХАНОВ. ообий везде у наіс достаточно? |Нет„ нельзя. Есть еще ,в-отдель- ныя частях учебные классы, кото­ рые пустуют,, а инженеры этих ча­ стей ждут, что кто-то начертит им ■схемы,, изготовит работающие ма- ке'ты, принесет разрезные, агрега­ ты. И инженер т.. ІНасощоІв, а ча­ сти у которого! в! большом учеб­ ном/ классе ощущается недоста­ ток макетов, и инженер т., Жуков, класс которого істра.дает. оіт недо­ статка! схем и, разрезных агрега­ тов, должны/ понять, ч!то забота о наглядных, пособиях/— иіхі долг.. В распоряжении тт.. Насонова; иі Ж у ­ кова имеются ІПАіРІМ’ы, немало квалифици рованногбі технического состава., могущего начертить лю­ бые схемы, изготовить любые ма­ кеты. Дело за желанием, руково­ дителей. ІНекотораія часть нашего техни­ ч еском ,«Устава слабо знае1!, как проверить работу РіП© а устано­ вить магнето, какими данными ха­ рактеризуются сорта топлива/ и ма/сла, как заменить ■отдельные агрегаты и детали мотора, каю ра­ ботает дівухіскоросТваія передача. Я а ивучениеі этих -вопросов, техни­ ческому ісоіетаіву 1надо обратить ■сейчас! серьезное внимание. Руко­ водящий и инженерный состав должен помочь им сделать это. Техник д олжА знать «душу» ‘ма­ шины.. Д ля этого- нам. надо" еще івыша. поднять уровень проіводимы-х эаіЯяшин, добиваясь того, чтобы каждый учебный чаіс использовал­ ся <з наибольшим эффектом. Инженер-майор Н. САВЕЛЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz