Североморский летчик. 1945, июнь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1 июня 1945 г., № 129 (509) Осмотр шасси морского раз ведчмка. КОМАНДИР ЭКИПАЖА И БОЕВАЯ УЧЕБА ■После того, как кончились аж- ] іювные боевые действия в Зало- ; ілярьи, 'значительно возросла роль командиров звеньев. Они это п о няли и сегодня можно сказать, что абсолютное большинство из и»» тверда «стало в а свое, место. 'Наступило, .мне к аж ет ся, время, когдаі требуется более решительно поднимать нам роль и аівторитет командира эки пажа. Почему это так? Если в вой- і:у учеба до некоторой степени бы ла свернута, то теперь она для .нас — основная задача. А в учебе командир экипажа — одна из цент ральных фигур. Во-вторых, во вре мя войны командир экипажа- л ет чик шел в бой, мак правило, ведо мым и все делал по ведущему. Сейчас командиру экипажа д ает ся большая инициатива. Он сам ■вместе со своим экипажем будет отрйбатывать' поставленные за дачи. Все это, кіаік я сказал выше, тре бует от командира экипажа того, чтобы он был полным хозяином, умелым воспитателем подчинен ных. Являются ли такими наши командиры экипажей? Пока еще далеко не ж е . Приведу несколько ■примеров из ■своего подразделения. Если .младший лейтенант т. Фино- гееів систематически работает со своим экипажем, учит подчиненных и требует с них, то такие офицеры. K'j’K тт. Казаков, Гулак, Лечкис не наш.ти пока1своего места. Какой основной недостаток у этих това рищей? Они не чувствуют того, что они не просто рядовые летчи ки. а командиры, начальники, и с них спрашивается не только за свою личніуію работу, но и за работу под чиненных — штурмана, стрел ков, техников, младших специали стов. За выполнение задачи по бомбометанию экипаж младшего лейтенанта Лечкис получил .неудо. в ле творительную оценку. Когда от т. Лечкис потребова ли об’яеннть почему он. так плохо отбомбился, летчик ответил: — Спросите у штурмана Ново жилова. Ведь он бомбил... Верно, что сбрасывает бомбы штурман, на разве командир экипа жа не отвечает за> то, что бомбы, сброшенные с его самолета, не по тели а цель? Конечно,, отвечает. Іов. Лечкис следовало бы после посадки самолета подробно разоб рать причину неудовлетворитель ной бомбежки и наметить пути ис правления допущенных, ошибок. Непонимание своей роли, как начальника, приводит также, к то му, что командиры экипажей не контролируют подготовку своих подчиненных к вылету, не следят за ихі учебой,, ростом, не требуют дисциплинированности. В одном из учебных вылетов экипаж младішего лейтенанта т. К а закова выполнил бомбометание .не удовлетворительно. I Ірактически этот экипаж мог бомбить гораздо лучше. Когда занялись (выясне нием. причины слабого .выполнения задачи, та оказалось, что штурман т. Овчинников несерьезно отнесся к промеру ветра. А где ж е был летчик, почему он не проконтроли ровал .подготовку к вылету? Тов. Казаков об’ясеил просто: «Это не мое дело». '' Видно, что міладший лейтенант т. Казаков не -чувствует себя едино начальником, организатором бое вой подготовки в экипаже. Пора всем командирам экипажей встать на свое место, вплотную заняться боевой учебой подчинен ны,^. На какие ©опросы командир эки пажа должен сейчас обратить осо бое внимание, чтобы с успехом'за ниматься боевой подготовкой? Прежде всего, он обязан лично тщательно изучить все поставлен ные задачи, знаггь порядок их вы полнения и нормативы. Затем про верить, как усвоили эти задачи подчиненные. ■Перед каждым вылетом коман диру надо контролировать, на сколько хорошо подготовились все члены экипажа. Во вр е мя полета следить эа> действиями штурмана и стрелков, а затем, по сле посадки, ещ е до разбора поле тов в звене или летном подразде лении, вскрыть, проанализировать ошибки членов экипажа, отметить положительные стороны. Некото рые командиры экипажей иногда бывают не в силах вскрыть недо статки подчиненных. Не будет за зорным, если в>этом случае коман дир экипажа! обратится за по мощью к вышестоящим команди рам. Нам думается, что такая по мощь всегда будет оказана. Тща тельно должен следить командно ѳкигагжа и за полетной документа цией. Во всей работе командир экипа жа, обязан івсегда оставаться н а вы соте своего положения!—быть ди с циплинированным, требовательным и заботливым. Если командир эки пажа будет все это выполнять, он станет на свое место и явитсяі на стоящим помощником командира звена и эскадрильи в их работе по решению задач боевой подготовки. Капитан Г. ИЛЬЮШКИН . Лейтенант С. ПАНКРАШИН И З Б О Е В О Г О О П Ы Т А Использование облачности при разведывательных полетах И З У Ч А Ю Т Т Е О Р И Ю Во время войны учеба1стрелков- радистов Н-ского подразделения торпедоносцев была направлена главным обраізом на то, чтобы дать им необходимые знания по эксллоатации материальной части в воздухе. Разбирать более глубо кие вопросы не было времени. Сейчас стрелки-радисты это время имеют. Первые занятия, проведенные со стрелками, показали, 'что они недо статочно хорошо знают устройство раций и слабо разбираются в тео рии. На основе этого были состав лены программы боевой учебы я сейчас (начались регулярные заня тия. Стрелки-радисты, имеющие на своем счету немало боевых выле тев и сбитые немецкие самолеты, с большим интересом изучают о с новы электротехники и радиотех ники. Особенно добросовестно о т носятся к учебе младшие команди. ры тт. Смирнов, Олейник и Троиц кий В дальнейшем стрелки-радисты будут изутаать более сложную ап паратуру, ещ е не применявшуюся ими в боевой практике. В боевых вылетах на развед ку облачность, если уметь ею пользоваться, содействует выпол нению задания. Именно она помог ла мне выполнить некоторые зад а ния по разведке. Поэтому каждый летчик-разведчик должен уметь использовать облачность в своих интересах.. Экипаж, овладевший техникой пилотирования в облаках, приобретает себе надежного союз ника. Пользоваться облачностью н уж но умело. Необходимо знать, как пробивать облачность вверх и как вниз. Первое, что необходимо с д е лать при пробивке облака, — о с мотреть воздух и лишь убедив шись, что поблизости нет истреби телей противника — искать цель. Полет в облакак не всегда безопа сен. Зачастую, особенно в зимний период времени, а облачности п о является обледенение, которое з а ставит выйти из облачности в лучшем случае, а если облачность ! пробивалась сверху вниз и самолет I уже «глубоко» вошел в нее и об- I леденел — полет может закок- I читься плачевно. Приведу пример, ‘ происшедший с разведчиком Б., ! который, возвращаясь с задания, встретил на пути сильную облач ность и решил пробить ее вверх, не зная, насколько сильно обледе:- нение в ней. Б. с бреющего полета перешел в набор и заметил, что самолет начал обледеневать. Не придавая этому особенного значе ния, Б. продолжал набор высоты. Достигнув 1.600 м., самолет по крылся настолько толстым слоем льда, что набирать высоту дальше I уж е не было возможности. Б. дал полный газ, но и это не помогло. Машина нача ла резко терять вы>- 1соту, и лишь случайно Б. выско чил в окно и освободил машину от льда. Н е будь этой счастливой случайности, Б. уже никогда боль, ше не пришлось бы летать в обла ках, Значит,- если летчик принял ре шение войти в Облака, он обяза тельно должен иметь ясиое п ред ставление о том, сколько времени ему придется быть в облакак и есть ли обледенение и насколько оно сильно. Д л я того, чтобы иметь эти данные, необходимо заранее на метеостанции и от вернувшегося разведчика получить соответству ющую справку, іа вылетев на зада ние, «взять пробу», т. е. войти в облачность и пройти некоторое время, определив степень обледе нения на разных высотах и толь ко после этого итти на выполне ние задания. Облачность нужно максимально использовать в своих интересах. Если этого правила Придерживать, ся, результаты получаются непло хие. Об этом красноречиво гово рят примеры- из боевого опыта. О д нажды, возвращаясь с задания, я встретился с четырьмя «Ме-іІ09». Они атаковали меня. Но я во вре мя уклонился от атаки и ушел в облачность. Развернувшись на 90 градусов влево, прошел секунд 20—30 (в облачности) было сильное обледенение, находиться в ней долго было невозможно) и вновь пробил ее. Истребители противника сказались справа и на значитель ном расстоянии. Через некоторое зремя, заметив меня, они вновь развернулись ко мне, но. допустив их на предельно возможную ди станцию. я опять ушел в обла ка с левым разворотом. Войдя в облачность, я переложил машину в правый вираж, развернулся на 100 градусов, прошел 30 секунд и ког да вновь вышел из облачности, •истребители противника уже были далеко в стороне. Я вернулся д о мой. Используя облачность, нужно, как я уже говорил, хитрить. Вот как я однажды перехитрил врага. Мне была поставлена задача сфо» тографкровать цель. Облачность была 8—10 баллов, высота — 3.000 метров. Я решил воспользоваться этими условиями. Придя к цели, я заметил, что она прикрывается 2 «Ме-109», которые, как только я стал приближаться, направились ко мне. Я ушел .в облачность, так же как и в первый раз, развернулся в ней и когда вышел, то увидел, что •истребители меня потеряли и опять высят над целью. 'Несколько раз я пытался подойти к цел» незаме ченным, но как только включал аппараты и ложился на плановую ■аэрофотос’емку (где полет возмо ж ен только по прямой) немедленно подвергался атаке истребителей. Приходилось вновь уходить в об лака, не закончив с ’емку. Горючее подходило к концу, а задание все еще не было выполнено. Тогда мне пришлось самому атаковать про тивника. Подойдя к «іМе-іІОЭ», я открыл огонь с большой дистанции. Они сейчас же развернулись на меня и я стал уходить. Видя, что я ухожу, «стодевятые» оставили погоню и направились к цели, но я опять развернулся и открыл огонь. Они вновь погнались за мной, стреляя оба сразу. Удерживая большую дистанцию, я не давал им возмож ности подойти близко, Трассы пуль ложились в стороне. Так по вторялось два раза. Мы отошли уже от цели на порядочное рас стояние. Н а третий раз, уходя от «стодевятых», я горкой вошел в облачность и развернулся на 180 градусов. Д ал полный газ и в об лаках шел. держа курс па гиро компасу, на цель. «Стодевятые» проскочили меня и, когда я вышел из облачности, то оказался между «.стодевятыми» и целью . Пока и ст ребителя гнались за мной, я вклію. чил фотоаппараты, пройдя над целью, произвел с ’емку и ушел в облачность, таяв курс на аэродром. Задание было выполнено. Интересный случай произошел с разведчиком П., который, выполняя задание, обнаружил конвой против ника. Облачность была 6 — 8 б ал лов и частые снежные заряды опу скались в море и на суше. Летчик, маскируясь облачностью, подошел ближе и заметил вражеский самолет «зБФ-'138». Войдя в об лачность. 'чтобы внезапно и н еза меченным подойти к цели, П. приготовился к атаке. Но. выйдя из Облачности, он самолета не об наружил, т. к . последний ушел, вероятно, в заряд. Увлекшись розы ском, он ослабил осмотритель ность, а когда оглянулся, то уви дел в 10—15 метраж слева и спра ва по одному «Ме-іЫО». которые быстро поравнялись с ним. Опра вившись от изумлении. П. разворо. том хотел было уйти, но перед но сом его самолета легла предупре дительная трасса. В это время п о дошло еще два «Ме-109», которые ■следовали один выше, другой ни же. Положение стало критическим. П. решил убрать резко газ, чтобы ■противник проскочил его, а он, о т став. успел бы скрыться. Но толь ко самолет стал отставать, стрел ки с обоих «стодесятых» положили трассы по хвосту. іП. стало ясно: его хотят взять в плен! Л етчик со «стодесятаго» выразительно п ока зал рукой н а вражеский аэродром. Так они дошли до Хебугтена. Но т£т немцы дали «мазу». Уверен ные,. что ІП. уйти не удастся, они, стали заходить на посадку. П. заметил, что четвертый разво рот придется делать около заряда, выпуЬтил шасси д л я убедительно, сти, и когда оказался здесь, рез во рвануЛ машину в него. Зазевав шийся немец дал очередь, но было уже поздно. П. пошел сл е пым. Когда он выскочил из за ряда, то увидел, что немцы разы скивают его по всем направле ниям. Он опять вошел в облач ность и пошел домой. Этот пример показывает, как мож но маіскироівіатЬся облаками. Прав да, вначале немцы перехитрили П., который, увлекшись поиском «БФ. 138», позабыл об осмотритель ности. Противник при этом, ма скируясь облачностью, незаметно подошел к П., и 4 «мессере» взяли его в кліещи, Но наш летчик ока зался хитрее и более умело ис пользовал облачность. Уходя от истребителей піюпга- ника, никогда не следует итти од ним и тем же курсом в облаках, т. к. это облегчит противнику воз можность атаковать разведчика, особенно если облачность менее 10 баллов, а истребители против ника оснащены локаторными уста новками. Используя облачность, летчик ни в коем случае не должен ктти длительное время в ней одним кур- сом, хотя бы его и не преследова ли, т. к. противник, имея локатор- ные установки (наземные), и и> радиоперехвату легко засекает ме сто нахождения самолета, курс и скорость и, исходя из этаіх дан ных, наводит своих истребителей В процессе боевой работы было несколько случаев, подтверждаю щих это правило. Вот один из них. Разведчик С. выполнял боевое задание. Он про должительное время шел в облач ности, не меняя курса. Противнях, повидимому, успел его запеленго вать и навел истребителей, кото рые и следовали над облачностью его ж е курсом. Как только С. про бил облачность, сразу сзад і на не го полетели трассы, к сильный удар по хівосгу самолета заставил его быстро вновь уйти в облака. Так он шел, обдумывая и догадываясь, кто ж е мог атаковать его внезап но по курсу, которого, он не менял. Вновь выходя из облачности, С. увидел 4 «Ме-(109», которые вновь его атаковали, С. опять ушел в об лака. Но машина была уже на столько повреждена, что дальше продолжать задание было невоз- мож'Но, и он, развернувшись, пошел на свой аэродром, уже боясь выхо дить из облачности. Л етая в облаках, особое внима ние следует обращать на ориенти ровку. Так как полет происходят но расчету времени, с частым из ломом маршрута, то ориентировка и выход на цель сильно затруд няются. Особенно здесь, на Севере, где местность не богата ориентирами, а масса озер и сопок сильно затрудняет определение местонахождения. Каждый летчик, летающий в облаках, должен на столько хорошо изучить « знать свой район, чтобы в любом месте, пробив облака, быстро восста новить деталй іую ориентиров ку и взять правильный курс. Слепым* полетом должен овладеть каждый летчик, т. к. наш театр военных действий зачастую не рас. полагает хорошей погодой, а не редко бывает и так, что, вылетев в хорошую погоду, летчик .возвра щается и встречает низкую облач ность, снег, туман и вынужден пробиваться ада аэродром слепым полетом. Надо заметить, что в некоторых частях обучению слепому полету уделяется ещ е не совсем серьезное внимание. Летчики, работающие на кабине слепых полетов, не имеют определенного задания, самолеты недостаточно оборудованы прибо рами. обеспечивающими нормаль ный слепой полет. 'Кабины самоле тов колпаком закрываются плохо, оставляя большие щели, что «сму щает» обучаемого. Основной недо статок обучения слепым полетам— это несистематичность. Можно от лично овладеть техникой пилоти рования по приборам, а стоит осла бить тренировку, как у летчика теряется уверенность я появляет ся «ложное чувство». Только уде ляя серьезное внимание кабине слепого полета и повседневно тре нируясь, мож:но уверенно и безо пасно ходить в облаках, используя их, как своего верного союзника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz