Североморский летчик. 1945, июнь.

(б даоня 1945 г.„ № 133 (513). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 3 П о д п о л к о в н и к А . К А Р П У Х И Н П о д н я т ь роль адъютанта эскадрильи ^рут обязанностей ад аолаяшда ^шідрйілній очень велик. іВ корот- ѵойстаггье тр у д н о охарактери зо ­ вать его пюілтаостъю. Поэтому я оазберу лишь. один вопрос — роль Ѵютайт аі -эскадрильи в органи за­ ций л проведении оперативно-так­ тической подготовки л етн о го с о ­ става. Оперативно-тактическая под го ­ товка является ведущ ей дисципли­ ной в иайемной подготовке л етчи ­ ков. Хорошо подготовленны е и грамотна проведенные занятия вы­ рабатывают ім л етно го состава единство мышлеийя по определен - ,лыім-вопросам, помогают правильно .оценивать обстановку. ІВ опера- тиийа-тактичесюой подготовке, по. сда командира эскадрильи, а д ’ю- танчі является основной: органИзую- щей фигурой. Опыт лучших ,ад’ютаінтоа позволяет сд ел ать ряд 'выводов по организации их работы. Каковы эти выводы? 'Как тол.ьіко -.ад’готант получает из ш таба части ■ялаін учебно-боеівой подготовки, он, «роме недельного расписания .занятий, составляет свой план про­ ведения оперативНо-такт.ической ■яодгатюркя на месяц. IB план® у к а­ зывается-тема замятий и дата их проведения. (На основе этого плана ад’ютант требует, чтобы* такой) же длая составили командиры звеньев. Одніиім иа .видов боеівой подго­ товки а подразделении являются тактически® летучки . Подбор тем .летучек нередко возлагается, на командиров эскадрилий и звеньев. Здесь, на-долго адъютанта выпадает •ответственная работа по оказанию помощи командиру звена при под­ боре тем и сроков проведения л е ­ тучек. Опыт проведения занятий пока­ зывает, что пл ан оперативно-такти­ ческой подготовки1 в эскадрилье должен выполняться не позднее 26 здгслаі каіждоіго месяца. Проведение' занятий .в последние числа .месяца «тогда., по ряду причин, затруд­ нено. Готовить й изучать материал не- ■обходимо за 5.—6 суток до занятия. Основным руководителем опера- т.иівіно-тактической подготовки яів. .дяется командир подразделения. Роль ад’ютанта зд есь — подобрать командиру исчерпывающий м ате­ риал. В процессе подготовки к за ­ нятиям а д ’ютант беспокоится о ма­ кетах самолетов к а к своих, так и противника!, -аі такж е о схемам воз­ душных боев, отраж ающ их.выпол­ нение боевого ‘задания. Кроме т о ­ га, он подготавливает необходи­ мые .пособия: наставления,, уставы „ и другие руководящие документы, 'которые помогут, руководителю .' ■сделать обоснованные выводы по изучаемым вопросам. Очень важно, чтобыі а д ’ютант обеспечил занятия и материалами Па опыту боевой Деятельности своей части, соседей, а таікіже документами, получении - ЗД от вышестоящих штабов. 4 fe & » d n u 3 & /э у о 'е э * с * іо і ПАССАЖИРСКИЙ '’Непосредственная работа ад ’ю ­ тант аі с участниками занятий д олж ­ на заключаться ,в ознакомлении их с темой» обстановкой, документа­ цией по разбираемому вопросу. С л едует обеспечить участников необходимой литературой и конт­ ролировать ее изучение. От коман­ диров звеньев,, если это необходи­ мо по ходу занятий, надо потребо­ вать' плана проигрыша занятия со звеном. Д л я подготовки участни­ ков кі занятиям а д ’ютанту необхо­ димо отвести не менее двух часов времени, предусмотренных планом, готоівиіть ж е участников к занятию следует $а :1—2 дня. Д л я того, чтобы показать в аж ­ ность роли а д ’ют аінта в организа­ ции в проведении' оперативно-так­ тической подготовки, приведу два примера! из боевой работы эска- дрилъи, где ,ад’ютантоім капитан т. Соболев. О днажды ш есть истребителей ’с-оілравоіждали группу штурмови­ ков, наносящих бомбовой удар по аѳродрам/у противника. Перед вы­ летам с молодым летным составом не было проведено достаточной подготовки. У летчиков да и у в д ’-ютанта было смутное представ­ ление О том, к ак ая подготовка .во­ обще должна проводиться перед вылетом. (В результате над аэро­ дромом противника во .время воз­ душного бояі летчики, действовали неправильно и имели потери. (Этот у.рок заюггавил командова­ ние подразделения систематически заниматься оперативмо-токгиче - -ской подготовкой. Сам капитан Со. болев очень много стал работать над тем, чтобы подготовить, летный состав к,к аж дом у боевому вылету. Основную работу руководителя оперативно-тактической подготов. ки взя л на себя капитан т. Анучин. Труд двух оіфицеров не пропал д а­ ром- Через несколько времени ше­ стерка истребителей т. Анучина со ­ провождала торпедоносцев, нано­ сящих удар по конвою противника'. Д о удараі было проведено группо­ вое упражнение « а тему: «Обеспе­ чение торпедоносцев истребителя­ ми при ударе по конвою».. 'Все эле­ менты сопровождения и возможных воздушных боеа были разобравыі в звеньях на тактических летучках. 'Проведено было также учение по боевому управлению, изучены так­ тические приемы и данные самоле­ тов противника. В результате во .время действий но вражескому іконвюіго истребители сопровожде- кн.я .хорошо обеспечили удар тор­ педоносцев. Они провели уеяеш- ныій воздушный бой и, сбив пять самолетов противника, без единой ■потери -.возвратились на свой а э ­ родром. Позднее такая оперативно-так- тическая' подготовка проводилась р, подразделении систематически. Значимость ее'подтвердили успе- Л » . АВИАЦИИ САМОЛЕТ «КОНСОЛИДЕЙТЕД-39>: С к о р о б уд ет пу-. Щен в сер и йн о е производство н о ­ вый п ас саж и р с к и й само л ет а м е р и к а н ­ ской фирмы Кон- - солидёйтед-Валти. С ам о л е т р ас сч и ­ тан на п е р е в о з к у 48 п ассажи р о в , б а ­ г аж а и * 5 5 0 кг ПОЧТЫ. ДЛЯ ЭКСПЛОг ат ац ии на ночных лини ях он л е гк о п е р е о б о р у д у е т с я на 24 саа л ь ны х места. Вин томото рн ая группа на „Консо- лидейтед-39“ пред­ ставлена 4-м мото­ рам П ратт-Уи ттни „Туин Уо сп “ мощ ­ ностью по 1100 л.с. Длина фюзеляжа само л ета--27,4, р а з­ мах крыльев — 35,5 м. Крейсерская ск о р о сть 386 км. в час, дальность — свыше 6000 км., ПОСТАНОВКА МИННЫХ ЗАГРАЖДЕНИИ С САМОЛЕТОВ В период с 1940 по 1944 гг. около . процентов вы ­ летов- английских бомбардировщ и­ к о в делалось для постановки, мин заграждения в н е ­ приятельских во­ дах. Самолеты „Ланкастер", „Га­ лиф акс", линг т о н “ ставили такое к о ­ личество мин, вес которых превосхо ­ дил груз бомб, ,, „Стер- и „Вхллипг- в одну ночь сброшенных нем­ цами на Англию при наиболее и н ­ тенсивных в о з ­ душных налетах. Средний вес ан­ глийской ' донной мины—около 680 кг. хи, которых добились летчики т. ^Акучинаі: за 1-944 год подра-зд е­ ление гае имела ни одной боевой потери. А д ’ютантам эскадрилий и офи­ церам других наших частей .в -про- веде.нии опера тивно -так тичес к ой подготовки неплохо было бы п о ­ учиться у капитана т. Соболева. ‘Мы думаем, что сим т.. Соболев на страницах нашей .газеты поделится опытом своей работы по организа­ ции и проведению: занятий. Жизнь учит, что в тех подраз­ делениях, где а д ’ютант я.меет не­ достаточную тактическую подго­ товку, и не имеет «огонька» в рабо­ те,, — результаты, боевой учебы оставляют желать много лучшего. А д ’Ютант 'эскадрильи' значительная фигура в авиации. Сейчас, во вре­ мя- учебной' подготовки, его роль должна быть поднята особенно вы. соко. А д ’ютаят — это не писарь, который лишь составляет расписа­ ния да ведет учет, а тактически 'грамотный офицер, умеющий н а­ править и по-серьезному организо­ вать в подразделении ’оперативно- тактическую подготовку. Авиационный механик старший серж ант В. Панков готоівит самолет-истреби те ль к учебному вылету. Фото А . Типаноёа, ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ПОЛИТЗАНЯТИИ ЗАВИСИТ ОТ ПОДГОТОВКИ ГРУППОВОДА Еф. БОМЬСЕН. З а -последнее время на полити­ ческих; занятиях с личным соста­ вом- быіла изучено несколько тем. 'Какие выводы можно из этих- за­ нятий -сделать? Политические .заіняти.я- будут повышать уровень знаний, давать идейную заійаілку личному соста­ ву ® том случае, если группов-о.д достаточно грамотен сам,, серьезно относится к порученному делу, хо­ рошо .готовится, овладел методи­ кой. Учеба -не принесет большой ■пользы, если и.а занятии, неі будет высокой активности, живого и широкого обсуждения материала. Необходим-q излагать -материал просто, яісіно и доходчиво, обме­ нять .слушателям каждое непонят­ ное слово, специальным терм-ин 'Гак, при -изложении темы .«Декла­ рация об освобожденной Е пропей мівеі приішл-ofcb много времени уде­ лить рав’яснениЮ иностранньих с.лов. Трудность -в -проведении за­ нятия н.а эту» тему увеличивалась -еще и тем., что мне не удалось использовать художественную ли­ тературу. При изложении други-х тем я широко иі:иольз-ую произве­ дения русских классиков. Р ас­ сказывая об -исторических тр а­ дициям русского народа, я при­ водил1 для -иллюстрации цитаты Из «Сло'вл о полку Игореве»' — ѳтюй сокровищницы русского эпо­ са-, гд е оч-ены ярко и -образно пока­ зан а смелость, -смекалка, верность отчизне1 и любовь к' военному д е­ лу ру-сского человека, его 'воин­ ская удаль. Под трубами повиты,, под шл емами взл-елеяны, 'Концом копия -вскормлены, пути им ведомы, Овраги им знакомы, лу ки у них -напряжены, ІКолчаіны Отворены, сабли заострены... 'Рассказывая о нашествии татар на іРуюь, я привел ив книги Яна- «Батый» отрывки, повествующие о героической обороне Рязани, описание іКулшковской битвы из «Дмитрия Донского». ITId теме «Высоко держать честь и достоинство советского воина, быть бдительным», я прочитал выдержки из интересной книги Сп-екторова «Высокая бдитель. ностіы—важное условие, победы-». Беседу групповода оживляет ее только художественная литерату-. ра, но И примеры- из наших- кино­ фильмов. Так, рассказывая о бди­ тельности. я -напомнил слушате­ лям .момент из кинофильміа «Ча­ паев», когда,, блаіго-даря- преступ­ ной халатности часовых, чапаев­ ский шт.аб был уничтожен, а Ч а­ паев погиб. j B картине «Георги» Саакадзе» раіс-скаэывает-оя о том, что никто из богатырей на смог-сломать кол­ чан стрел, .а каждую стрелу в о т ­ дельности ломали детм. Этот факт очены убедительно звучит, когда рассказываешь о несокрушимом братстве советских Народов, жи­ вущих единой дружной семьей. В дружбе народов — сила, это одно из основ непобедимости Советско­ го государства. Особый интерес у слушателей вызвала т-ем-аі «Исторические тра­ диции русского народа». 'Красно­ флотец т. Иванов попросил под­ робно рассказать о борьбе русских с немцами во время Семилетней войны, сержіаінт т. Алеков — о походе 'Наполеона на Россию. Слушатели очень интересовались 1-760 и 1813 годами, когда русские1 побывали а Берлине. После факти­ ческого изложения материала я привел слова Фридриха II о сра­ жениях с русскими, войсками. «Я інеісч-аістліив,, что! еще жив,—писал Фридрих.-—И з 4-8 тысяч человек у меня остается едвіа три тысячи. (Когда я говорід это, все бежит, и у .меня уже нет власти н!ад этими людьми. Подумайте о безопасно­ сти 'Берлина. Последствия битвы хуже, чем сама битва. Средства наши истощены. Признаюсь откро. •вен'но, все пропалсн». Так- русские бивали прусских. Живо и интересно прошло заня­ тие' по теме «Оборона: Советского Заполярья». Сержіага.т т. Рогулин рассказал о своей пяіт-илетней ра­ боте на Севере, сержант т. П еш ­ ков о своих полетай На Киркенес. На занятия! в Ь пам Н'И Л И о -героя’х нашей части — слаійныія разведчи­ ка* -Ель-кине, іВ-ербицком я других. Для молодых стрелков эта бес-еда была) очень-поучительна,, Они ж.а.д- но ловили каждое -слово, каждую фразу бывалых воинов, ста-раясь больше узнать о боевом прошлом чйсти. Изучение темы «Оборона Советского Заполярья» способ­ ствовало воспитанию в молодежи волевых; качеств советских воинов, іВ загаятияж ва; подобные темы -сле­ дует руководствоваться указания­ ми М. И., Калинина, .говорившего, что дело -воспитания нужно поста­ вить так, «чтобы каждый новобра­ нец, придя в полк, зн.а-л не только его номер, во всю1его боевую исто­ рию, все* его героев я боевые н а ­ грады, -все его п-обеды, чтобы он гордиіліся своим полком и повсюду отстаивал его честь». При проверке знаний слушатели пок-азали хорошие результаты: 1-3 получили хорошие и о-т,личные оценки, 2 — удовлетворительные. Особенно обстоятельный ответ по вопросу о .международной безо­ пасности дал т. Ваійкіин, Отлично вн-ал материал т. Сорочииский и ■другие. Т еш .предстоящих занятий обыч­ но -об’я'вляется заранее, сразу -же после инструктажа., Это дает воз-, можность слушателям лучше под­ готовиться. (В группе организована взаимо­ помощь. Так, тт. іКоЛба!сникову, Шипиіну и др., у которы-х общеоб. разоват-едіыный уровень ниже , чем . у остальных, помогают агитаторы- -коммунисты тт. . Котлов. Попов, Потапов и[ другие. -Успехи нашей группы аб’яс-няют- !С!Я .вс/ мноігомі я тем, что парторг и заместитель комаіндира по полит­ части -систематиіческ-й проверяют подготовку, дают советы,. Парторг, .нередко присутствуя- н.а бе,седая, контролирует, как коммунисты' п о ­ вышают свои политические знания.. В заключению коту 'сказать, что инструктаж ійе -всегда- удовлетВо. ряет группоіводов. Основной недо­ статок — растянутость, слабое и с­ пользование художественной лите, раітуры. Неплохо была бы, чтобы -групп-аводоів.. также’ '.пермодичееки ■собирали для обме.нл опытом. нов^я В Отечественной войне неизме­ римо .вперед' шаігну-ла- аівміационнаи радиосвязь. Радио стало неиамек- ныім помощником .летчика -в бою и вождении самолета по Маршрутам. Практически оценив значение радио, летчики-североморцы ещ е в •войну глубоко изуч-али методы р а­ ционального и Полноценного и с / пользования радиоустановок само­ летов. К концу войініыі -в рядах северо­ морской авиации 'выросли первые мастера радиіоевяіэи. Особенно глубоко радиосвязь стали: изучать -сейчас, в период боевой уічебы. Вчера 'в іН-ской краснознаменной истребительнюй. авиачасти инспек­ тор радиосвязи Народного Комис­ сариата Военно-Морского Флота ин-женер-поднодк'о-в'ник т. Осипов принимал зачеты от летчиков на Г Р У П П А М А С Т Е Р О В Р АД ИО С В Я З И получение званияі мастеров радио­ связи. Экзаменуемые' должны- бы ­ ли ответить на 'вопросы по кон­ струкции рации, по практике и теории радиосвязи и ра-диовожде- нию самолета. (Всего на звание мастеров связи! претендовало че­ тыре человеке: нвіардни капитан т. Максимович, каНигган т, М али­ новский, старший лейтенант т, Л а ­ пин и лейтеніаінт т. Дмитрик. Н а все вопросы принимающего-зачеты, ле'тчики-истребители дали исчер­ пывающие ответы. Инженер-под­ полковник; т. Осипов дал отлич­ ную оценку знаниям -веек сдающих зачеты. (Гвардии капитан т. Максимович, капитан т. -Малиновский,, старшин лейтенант т. Лгіпин и лейтенант т. Дмитрик получили звание «ма­ стер радиовяз-н». Ю. КОСТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz