Североморский летчик. 1945, июнь.
5 июня 1943 г. As 132 (512). с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; 3 Беседа о великом русском народе Выступление товарища Сталина ка приезде а (Кремле в честь командующих войсками Красной Армии вызвало огромный интерес у личного состава Н-ского подраз деления. Газеты с выступлением ■великого вождя переходили из рук в руки. Летчики и механики по не сколько раз. перечитывали речь товарища Сталина. Агата торы-коммунисты тт. П о та пов и К отлоэ прочитали речь товарища Сталина сержантскому составу. Возникла беседа, в ^Оторой приняли участие многие механики, младшие специалисты. Сержант Мамонов рассказал мо лодым стрелкам о своих боевых вылетах, напомнил о том, ск о л ь к о мужества и настойчивости проявил экипаж капитана т. Ля- тин:! при* потопле»ии подводной лодки. — Они щк>яш!ли в бою1черты, — говорил т. Мамонов. — свойствен ные русским людям. — Русские всегда прусских би вали, — сказал в беседе т. Н ово селов.—'Русские три раза с о ру жием в рукахі вступали в немецкую столицу —• іБерлин. Суворовские ірусские чудо-богатыри поразили •весь мир своей стойкостью, храб ростью, презрением к смерти, н е гасимой любовью н Родине. В ели кий полководец Суворов говорил: —<Горгжусь, что я русский! Сержант т. ВайкиіН рассказал о своей боевой работе и а Л е н и н -1 традеком фронте в 1942 году. Он вспоминал, как в неимоверно тяже- ЛМод условиях отстаивали русские моряки, солдаты колыбель рево люции, город-герой — Ленинград. — Мужество ленинградцев, уми равших от м л о д а, но :не сдавав шихся врагу, —■говорил "т. Б ай ки*, — закаляло нашу волю, в о с питывало у «ас такие ж е качества, какими обладают ленинградские герои. Мы учились стойкости и мужеству у этих! простых русских людей,—рабочих,, служащих, до мохозяек. Механики обратились с прось-1 бой зачитать высказывания вы дающихся. людей о русском наро де. Мы вспомнили слова» великого Ленина, гордившегося своей при надлежностью к русскому народу. «Чуждо ли нам, великорусским с 0 . 3 нателыным пролетариям.—писал Владимир Ильич, — чувство на циональной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою ‘Родину»... и дальше: «Мы гордим- •ся тем, что1 среда, великороссов... выдвинула Радищева и декабри стов,, революционных разночинцев <70 гг., 'что великорусский на род создал в 1905 «г. могучую ре- волющиониую партию масс...». Белинский писал, что «русский народ смышлен и понятлив, усер ден Я горяч ко всему благому и прекрасному...». 'Когда русский народ выходил ва битву с врагом, перед ним б е жали гораздо более многочислен ные и подготовленные для с р а жений полчища иноземцев. Так было и на Куликовом иоле и на льду Чудского озера и во многих местаія нашей Родины, где русская рать сталкивалась с интервентами. Русская доблесть известна всему миру. Еще >в глубокой древности русский князь Святослав, обра щ аясь к воинам перед битвой, го ворил: — Не опозорим земли русской! Л яж ем костьми, ибо мертвые с р а му н е имут. Д олго еще продолжалась б есе да. Механики перечитывали к а ж дую фразу речи -вождя. С талин ское слово доходило до сердца, волновало своей теплотой, искрен. ностьто И правдивостью Кто-то начал читать стихи Маяковского о советском' паспорте. В землянке ■гулко отдавался голос чтеца: —- Читайте, завидуйте, Я—гражданин Советского Союза»... Б. ЕФИМО В . Передовики учебы вступают в партию ■Партийная организация, где т ГІерехрист, за последнее время приняла кандидатами в члены йКП'(б) комсомольцев тт. Терехо ва, ТрубарОва, Желошшиа. В чл е ны партии приняты тт. Нечаевский. Котове кий, Смороде кий и другие. Тт. Нечаевский и Котовский имеют благодарности от командира сое динения за- хорошую работу, среди товарищей пользуются заслуж ен ным авторитетом. Принятые в пар тию — передовики боевой подго товки. Парторг И. О В С Я Н Н И К О В . Из истории авиации ВОЗВРАЩЕНИЕ МОРЯКА Стихнет дождь. Я перейду овраг, Где блестят в запруде лопухи. Крыльями похлопав, Во дворах Будут заливаться петухи. Мне избу укажут на краюТ С любопытством молвя: — Сын, видать. Постучусь в волненьи. Постою. Выбежит и обомлеет мать. Но лишь только взор ее на миг Прояснится от внезапных слез — Мать увидит, что — не сын: Притих У ворот неведомый матрос. В долгий миг тревожной тишины, Все забыв, Чем утешать желал, Я скажу как есть: В конце войны Он погиб вблизи знакомых скал. Будет капли куст ронять с листов. Будет радуга в саду гореть. И еще скажу я, что готов Старость бедную ее пригреть. Но уже не слыша этих слов. Безутешная, В пустынный дом Поплетется старушонка вновь. Подымаясь на крыльцо с трудом. А кругом Под крупною росой Будут лепестки благоухать. Неприкосновенная. Красой Вся наша земля будет сиять. Дмитрий К О В А Л Е В . ------- О— Последнее слово Товарищ, я ранен, и ранен смертельно. Не надо мне помощи, время не ж дет. УЮрой меня серой с о л д атск о й шинелью. И снова з атаку, и скова вперед Когда доберешься, окажи командиру. Что взвод наш не сд ел ал н и шагу назад. Что тридцать бандитов в зеленых мундирах Прикончил без промаха мой автомат. Вот все. что хотел перед смертью сказать я... Как дышится трудно. Д ай руку свою. Д руг друга не зная, мы все-таки братья И ты отомстишь за погибель мою. Светает .. Зачем ты подносишь імне флягу? Ты видишь, минуты и так коротки. Я только немного повыше прилягу, Чтоб видеть, как наши ударягг ■в штыки. Г. ОСОКИН п е рвы й п о я е г самолета русснои НОНСТРУИЦИИ Г І ЕРВЫЕ русские летчики, как * * известно, поднимались в воз дух: на аэроіплаіиах типа «Блерио» я «Ргйт». Однако русская к о н структорская мысль, заявившая о себе а лице іД, Ф.. Можайдкого соз. даінием родного к полету самолета ,за двадцать лет до первого полета бр. Райт, продолжала развиваться самостоятельным путем, и 5 июня 1910 года Комиссия Всероссий ского аэроклуба официально заре гистрировала первый полет аэр о плана русской конструкции. Строителем этого самолета был инженер-электрии Яков Модесто вич Гаккелъ. Сыіи военного инже нера, . он родился а Иркутске в 187-4.ш д у , учился я реальном; учи лищ е и окончил Петербургский электротехнический институт. За участие в революционном движ е нии Гаккель был выслан, но в 1Ѳ04 году вернулся иіз ссылки и работал *13 яострсйке станций петербург- <Цй№ ЛРЯМ!Ч а , заішг маясь и проблемой полета. П ер вый аэроплан or сконструировал и построил собственными силами вместе с братом. Однако при йгя№ ганда этот самолет сгорел. Гак- I кель начал конструировать .новый аэрш л ан , перейдя от системы би плана к .впервые им разработанной системе бимоноялана: аппарата, имевшего две несущие поверхно сти, ни не связанные друг с д р у гом,. <Замолет Гаіккеля резко отл и чался от всех известных в то время м н о й аэропланов. Ои имел шасси, с резиновыми амортизаторами и двумя дополнительными колесика, ми, предохранявшими адаарат от капотирования. Летные испытания Происходили на мала приспособленном для взле та и) посадки Гатчинском аэродро ме. имевшем посредине неболь шую рощицу, которую царица М а рия Федоровна, мать Н иколая II, не разрешила орубиггь. так как у нее с этоіг рощицей бы ли связаны какие-то воспоминания. На эти д е ревья нередко налетали аэропланы, при посадке. При одном аэ испы таний такая ж е участь постигла и самолет Гаккеля. Однако вскоре самолет исправи ли, я 5 иіоня бы л официально, заре, ■гиетрировай его полет, как первый ц ттет самолета русской конструк ции. В последующие годы Я. М. Гак- кель сконструировал ряд самоле тов оригинальной конструкции. Некоторые из этих машин, благо даря поставлеш$ым на них р ек о р дам. получили в свое время ш - вестность. -На Первой м«ждународ. ной воздухоплавательной выстав ке поплавковый гадроовмолет Г е келя получил большую серебря ную медаль. Особенно» внимание русский конструктор уделял аэродинамике самолета и безопасности летчика. Он применял хорошо обтекаемые стойки; зо избежание падения мо тора на летчика' при неудачной по садке, устанавливал мотор впереди летчика. Вопреки общей тенден ции пренебрегать Прочностью за счет облегчения самолета, Гак- ке.ть делал ответственные части самолета наиболее прочными. П ервая русская конструкция с а молета отличалась глубокой про думанностью if свидетельство зала о.зр ел о сти русской \авиакояструк- торской .мысли. ' G 1913 год;; Г ак кель. занятый пэетрой-кой эл.ектг ■ С-ТЗЙШй й^ТОтербурге :: Киеве отойиел от авиации На с та д и о н а х и сп о р тп л ощ а д к а х * Еще в прошлом году ф ут больные команды штурмовиков и истребителей в нелетную погоду выходили на летное поле, устраи вали условный стадион и проводи ли между собой футбольные ветре, чи. В нынешнем году также наме чено провести нисколько товари щеских встреч по футболу. Уже сейчас ів подразделении Героя Со ветского Союза майора т. Сини цына спортсмены выходят на пло щ ад ку и проводят тренировки по футболу. * В гвардейской Краснознамен ной части многих: офицеров и сер жантов привлекает игра з городки. Городочные площадки построены силами личного состава у общежи. тий и у стоянок самолетов. На- ддагх прошли массовые игры в го родки на аэродроме перед началом учебных вылетов. В игре был за нят летно-технический состав под разделения '-гвардии майора т. Се те дина. * Н а Н -ском аэродроме обору довано несколько волейбольных ■площадок. И гры в волейбол п р о водятся систематически. Особен ную активность и интерес к во лейболу проявляет личный состав подразделений, где гвардии кали, так т. Максимович и старший л ей тенант т. Скопинцев. * В части, где комсоргом т. Лу- качев, проходит подготовка к мо надежному весеннему кроссу. Уже состоялся контрольный забег на местности. Мужчины бежали на дистанцию а 3 км., и на 1 kmj —д е вушки. Лучшего результата до бился младший лейтенант т. Дре- гадо, пробежав дистанцию за 12 минут. Двумя минутами п оз же гфишел т. Воронов. Лучших результатов среди девушек-крас нофлотцев добились тт. Евсевьева и Жемаінкина. Сейчас молодежь продолжает усиленно трениро ваться в бете. -о- ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ За! последнюю неделю на нашу полевую почту посту пило много журналов. Они разосланы по частям и имеются сейчас в ленкомнаітах, в комнатах отдыха офицерских клубов, в аігит. пунктах и парткабинетах. Среди поступивших журналов литературно-художественный и об ществен но-полит иче ски й ж ѵриал Октябрь» № 3, «Огонек» № 19. теоретический и политический журнал «Большевик» № 9. ж ур нал «В атн и к воздушного ф ло та» № 7, «Британский сою з ник» № 21, «Исторический ж у р н а л - № 4. «Военный вестник» tV£ 7—8, «Война и рабочий класс» До Ю, «Б л окн от агитатора» № 14— (15. В журнале «Большевик» опу бликованы Приказ Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года № 20, Обращение товарища И. В. Сталина к народу. Передо* ,вая журнала называется «Великая победа вашего народа над герман ским империализмом». Кроме того, помещены статьи Н. Коробкова «Историческое значение падения Берлина под ударами наших войск». М. Баскина «Реакционная немецкая историография», И,. Ши па нова «Философские и общ ествен но-политические воззрения Б елин ского». В статье «Памяти А. С. Щербакова» дана биография вы дающегося большевистского д е я теля. В раздел* журнала «Меж. I дународіный обзор» напечатана I статья П. Брани* «Освобождение Чехословакии от немецких захват чиков», в разделе «Ответы на во просы читателей» — статья «О группе имперской политики в анг лийском яарламен те ». Большую ценность дл я летного состава представляет «Вестник воздушного флота» № 7. В нем дано несколько статей и з опыта Отечественной воіры , в том числе материал гвардии подполковника И. Ашплатош «Особенности дей ствий авиации в горах», гвардии ■майора П. Покрошинского «Опыт подготовки и выполнения бомбар дировочного удара». В журнале «Октябрь» напечата на' первая часть большого романа писателя Аркадия Первенцева «Огненная земля», поэма Эсфира Якуба «Хлеб», несколько расска зов писателя-фронтовика Вадима (Кожевникова и начало записок командира партизанского со еди нения, прошедшего с боями по ты лам врага несколько тысяч кило метров, дважды Героя Советского Союза генерал-майора С. А. К ов пак. .Журнал «Огонек» № 19 хорошо иллюстрирован снимкам* из Б е р лина. Напечатано в нем несколько рассказов, очерк К . Симонова і«Прорыв» и ряд других материа лов. Много ценных и интересных ста. лей помещена также и з других журналах. -----о — Р А Н Ь Ш Е С Р О К А Н а самолете техник-лейтенанта т. Никитина после выработки р е сурса требовалось заменять мото ры. Командир поставил задачу в кратчайший срок ввести маНшну в строй. С особым воодушевлением взялись за эту сложную работ) т. Данилин и стрелки-мотористы тт., Вайкиін, Котлов, Мамонов 'Куроптеів и Новоселов. Не зтая усталости, они заменили моторы :: опробовали их в несколько раз бы. стрее установленная норм. Старшина Я. АКОПЯН .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz