Североморский летчик. 1945, июнь.

5 июня 1943 г. As 132 (512). с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; 3 Беседа о великом русском народе Выступление товарища Сталина ка приезде а (Кремле в честь командующих войсками Красной Армии вызвало огромный интерес у личного состава Н-ского подраз­ деления. Газеты с выступлением ■великого вождя переходили из рук в руки. Летчики и механики по не­ сколько раз. перечитывали речь товарища Сталина. Агата торы-коммунисты тт. П о та ­ пов и К отлоэ прочитали речь товарища Сталина сержантскому составу. Возникла беседа, в ^Оторой приняли участие многие механики, младшие специалисты. Сержант Мамонов рассказал мо­ лодым стрелкам о своих боевых вылетах, напомнил о том, ск о л ь ­ к о мужества и настойчивости проявил экипаж капитана т. Ля- тин:! при* потопле»ии подводной лодки. — Они щк>яш!ли в бою1черты, — говорил т. Мамонов. — свойствен­ ные русским людям. — Русские всегда прусских би ­ вали, — сказал в беседе т. Н ово­ селов.—'Русские три раза с о ру­ жием в рукахі вступали в немецкую столицу —• іБерлин. Суворовские ірусские чудо-богатыри поразили •весь мир своей стойкостью, храб­ ростью, презрением к смерти, н е ­ гасимой любовью н Родине. В ели ­ кий полководец Суворов говорил: —<Горгжусь, что я русский! Сержант т. ВайкиіН рассказал о своей боевой работе и а Л е н и н -1 традеком фронте в 1942 году. Он вспоминал, как в неимоверно тяже- ЛМод условиях отстаивали русские моряки, солдаты колыбель рево­ люции, город-герой — Ленинград. — Мужество ленинградцев, уми­ равших от м л о д а, но :не сдавав­ шихся врагу, —■говорил "т. Б ай ­ ки*, — закаляло нашу волю, в о с­ питывало у «ас такие ж е качества, какими обладают ленинградские герои. Мы учились стойкости и мужеству у этих! простых русских людей,—рабочих,, служащих, до­ мохозяек. Механики обратились с прось-1 бой зачитать высказывания вы ­ дающихся. людей о русском наро­ де. Мы вспомнили слова» великого Ленина, гордившегося своей при­ надлежностью к русскому народу. «Чуждо ли нам, великорусским с 0 . 3 нателыным пролетариям.—писал Владимир Ильич, — чувство на­ циональной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою ‘Родину»... и дальше: «Мы гордим- •ся тем, что1 среда, великороссов... выдвинула Радищева и декабри­ стов,, революционных разночинцев <70 гг., 'что великорусский на­ род создал в 1905 «г. могучую ре- волющиониую партию масс...». Белинский писал, что «русский народ смышлен и понятлив, усер­ ден Я горяч ко всему благому и прекрасному...». 'Когда русский народ выходил ва битву с врагом, перед ним б е ­ жали гораздо более многочислен­ ные и подготовленные для с р а ­ жений полчища иноземцев. Так было и на Куликовом иоле и на льду Чудского озера и во многих местаія нашей Родины, где русская рать сталкивалась с интервентами. Русская доблесть известна всему миру. Еще >в глубокой древности русский князь Святослав, обра­ щ аясь к воинам перед битвой, го­ ворил: — Не опозорим земли русской! Л яж ем костьми, ибо мертвые с р а ­ му н е имут. Д олго еще продолжалась б есе­ да. Механики перечитывали к а ж ­ дую фразу речи -вождя. С талин­ ское слово доходило до сердца, волновало своей теплотой, искрен. ностьто И правдивостью Кто-то начал читать стихи Маяковского о советском' паспорте. В землянке ■гулко отдавался голос чтеца: —- Читайте, завидуйте, Я—гражданин Советского Союза»... Б. ЕФИМО В . Передовики учебы вступают в партию ■Партийная организация, где т ГІерехрист, за последнее время приняла кандидатами в члены йКП'(б) комсомольцев тт. Терехо­ ва, ТрубарОва, Желошшиа. В чл е­ ны партии приняты тт. Нечаевский. Котове кий, Смороде кий и другие. Тт. Нечаевский и Котовский имеют благодарности от командира сое­ динения за- хорошую работу, среди товарищей пользуются заслуж ен­ ным авторитетом. Принятые в пар­ тию — передовики боевой подго­ товки. Парторг И. О В С Я Н Н И К О В . Из истории авиации ВОЗВРАЩЕНИЕ МОРЯКА Стихнет дождь. Я перейду овраг, Где блестят в запруде лопухи. Крыльями похлопав, Во дворах Будут заливаться петухи. Мне избу укажут на краюТ С любопытством молвя: — Сын, видать. Постучусь в волненьи. Постою. Выбежит и обомлеет мать. Но лишь только взор ее на миг Прояснится от внезапных слез — Мать увидит, что — не сын: Притих У ворот неведомый матрос. В долгий миг тревожной тишины, Все забыв, Чем утешать желал, Я скажу как есть: В конце войны Он погиб вблизи знакомых скал. Будет капли куст ронять с листов. Будет радуга в саду гореть. И еще скажу я, что готов Старость бедную ее пригреть. Но уже не слыша этих слов. Безутешная, В пустынный дом Поплетется старушонка вновь. Подымаясь на крыльцо с трудом. А кругом Под крупною росой Будут лепестки благоухать. Неприкосновенная. Красой Вся наша земля будет сиять. Дмитрий К О В А Л Е В . ------- О— Последнее слово Товарищ, я ранен, и ранен смертельно. Не надо мне помощи, время не ж дет. УЮрой меня серой с о л д атск о й шинелью. И снова з атаку, и скова вперед Когда доберешься, окажи командиру. Что взвод наш не сд ел ал н и шагу назад. Что тридцать бандитов в зеленых мундирах Прикончил без промаха мой автомат. Вот все. что хотел перед смертью сказать я... Как дышится трудно. Д ай руку свою. Д руг друга не зная, мы все-таки братья И ты отомстишь за погибель мою. Светает .. Зачем ты подносишь імне флягу? Ты видишь, минуты и так коротки. Я только немного повыше прилягу, Чтоб видеть, как наши ударягг ■в штыки. Г. ОСОКИН п е рвы й п о я е г самолета русснои НОНСТРУИЦИИ Г І ЕРВЫЕ русские летчики, как * * известно, поднимались в воз­ дух: на аэроіплаіиах типа «Блерио» я «Ргйт». Однако русская к о н ­ структорская мысль, заявившая о себе а лице іД, Ф.. Можайдкого соз. даінием родного к полету самолета ,за двадцать лет до первого полета бр. Райт, продолжала развиваться самостоятельным путем, и 5 июня 1910 года Комиссия Всероссий­ ского аэроклуба официально заре­ гистрировала первый полет аэр о ­ плана русской конструкции. Строителем этого самолета был инженер-электрии Яков Модесто­ вич Гаккелъ. Сыіи военного инже­ нера, . он родился а Иркутске в 187-4.ш д у , учился я реальном; учи­ лищ е и окончил Петербургский электротехнический институт. За участие в революционном движ е­ нии Гаккель был выслан, но в 1Ѳ04 году вернулся иіз ссылки и работал *13 яострсйке станций петербург- <Цй№ ЛРЯМ!Ч а , заішг маясь и проблемой полета. П ер­ вый аэроплан or сконструировал и построил собственными силами вместе с братом. Однако при йгя№ ганда этот самолет сгорел. Гак- I кель начал конструировать .новый аэрш л ан , перейдя от системы би­ плана к .впервые им разработанной системе бимоноялана: аппарата, имевшего две несущие поверхно­ сти, ни не связанные друг с д р у ­ гом,. <Замолет Гаіккеля резко отл и ­ чался от всех известных в то время м н о й аэропланов. Ои имел шасси, с резиновыми амортизаторами и двумя дополнительными колесика, ми, предохранявшими адаарат от капотирования. Летные испытания Происходили на мала приспособленном для взле­ та и) посадки Гатчинском аэродро­ ме. имевшем посредине неболь­ шую рощицу, которую царица М а­ рия Федоровна, мать Н иколая II, не разрешила орубиггь. так как у нее с этоіг рощицей бы ли связаны какие-то воспоминания. На эти д е­ ревья нередко налетали аэропланы, при посадке. При одном аэ испы­ таний такая ж е участь постигла и самолет Гаккеля. Однако вскоре самолет исправи­ ли, я 5 иіоня бы л официально, заре, ■гиетрировай его полет, как первый ц ттет самолета русской конструк­ ции. В последующие годы Я. М. Гак- кель сконструировал ряд самоле­ тов оригинальной конструкции. Некоторые из этих машин, благо­ даря поставлеш$ым на них р ек о р ­ дам. получили в свое время ш - вестность. -На Первой м«ждународ. ной воздухоплавательной выстав­ ке поплавковый гадроовмолет Г е ­ келя получил большую серебря­ ную медаль. Особенно» внимание русский конструктор уделял аэродинамике самолета и безопасности летчика. Он применял хорошо обтекаемые стойки; зо избежание падения мо­ тора на летчика' при неудачной по­ садке, устанавливал мотор впереди летчика. Вопреки общей тенден­ ции пренебрегать Прочностью за счет облегчения самолета, Гак- ке.ть делал ответственные части самолета наиболее прочными. П ервая русская конструкция с а ­ молета отличалась глубокой про­ думанностью if свидетельство зала о.зр ел о сти русской \авиакояструк- торской .мысли. ' G 1913 год;; Г ак­ кель. занятый пэетрой-кой эл.ектг ■ С-ТЗЙШй й^ТОтербурге :: Киеве отойиел от авиации На с та д и о н а х и сп о р тп л ощ а д к а х * Еще в прошлом году ф ут­ больные команды штурмовиков и истребителей в нелетную погоду выходили на летное поле, устраи­ вали условный стадион и проводи­ ли между собой футбольные ветре, чи. В нынешнем году также наме­ чено провести нисколько товари­ щеских встреч по футболу. Уже сейчас ів подразделении Героя Со­ ветского Союза майора т. Сини­ цына спортсмены выходят на пло­ щ ад ку и проводят тренировки по футболу. * В гвардейской Краснознамен­ ной части многих: офицеров и сер­ жантов привлекает игра з городки. Городочные площадки построены силами личного состава у общежи. тий и у стоянок самолетов. На- ддагх прошли массовые игры в го­ родки на аэродроме перед началом учебных вылетов. В игре был за­ нят летно-технический состав под­ разделения '-гвардии майора т. Се­ те дина. * Н а Н -ском аэродроме обору­ довано несколько волейбольных ■площадок. И гры в волейбол п р о­ водятся систематически. Особен­ ную активность и интерес к во­ лейболу проявляет личный состав подразделений, где гвардии кали, так т. Максимович и старший л ей ­ тенант т. Скопинцев. * В части, где комсоргом т. Лу- качев, проходит подготовка к мо надежному весеннему кроссу. Уже состоялся контрольный забег на местности. Мужчины бежали на дистанцию а 3 км., и на 1 kmj —д е ­ вушки. Лучшего результата до­ бился младший лейтенант т. Дре- гадо, пробежав дистанцию за 12 минут. Двумя минутами п оз­ же гфишел т. Воронов. Лучших результатов среди девушек-крас­ нофлотцев добились тт. Евсевьева и Жемаінкина. Сейчас молодежь продолжает усиленно трениро­ ваться в бете. -о- ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ За! последнюю неделю на нашу полевую почту посту­ пило много журналов. Они разосланы по частям и имеются сейчас в ленкомнаітах, в комнатах отдыха офицерских клубов, в аігит. пунктах и парткабинетах. Среди поступивших журналов литературно-художественный и об­ ществен но-полит иче ски й ж ѵриал Октябрь» № 3, «Огонек» № 19. теоретический и политический журнал «Большевик» № 9. ж ур­ нал «В атн и к воздушного ф ло­ та» № 7, «Британский сою з­ ник» № 21, «Исторический ж у р ­ н а л - № 4. «Военный вестник» tV£ 7—8, «Война и рабочий класс» До Ю, «Б л окн от агитатора» № 14— (15. В журнале «Большевик» опу­ бликованы Приказ Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года № 20, Обращение товарища И. В. Сталина к народу. Передо* ,вая журнала называется «Великая победа вашего народа над герман­ ским империализмом». Кроме того, помещены статьи Н. Коробкова «Историческое значение падения Берлина под ударами наших войск». М. Баскина «Реакционная немецкая историография», И,. Ши­ па нова «Философские и общ ествен ­ но-политические воззрения Б елин ­ ского». В статье «Памяти А. С. Щербакова» дана биография вы ­ дающегося большевистского д е я ­ теля. В раздел* журнала «Меж. I дународіный обзор» напечатана I статья П. Брани* «Освобождение Чехословакии от немецких захват­ чиков», в разделе «Ответы на во­ просы читателей» — статья «О группе имперской политики в анг­ лийском яарламен те ». Большую ценность дл я летного состава представляет «Вестник воздушного флота» № 7. В нем дано несколько статей и з опыта Отечественной воіры , в том числе материал гвардии подполковника И. Ашплатош «Особенности дей ­ ствий авиации в горах», гвардии ■майора П. Покрошинского «Опыт подготовки и выполнения бомбар­ дировочного удара». В журнале «Октябрь» напечата­ на' первая часть большого романа писателя Аркадия Первенцева «Огненная земля», поэма Эсфира Якуба «Хлеб», несколько расска­ зов писателя-фронтовика Вадима (Кожевникова и начало записок командира партизанского со еди ­ нения, прошедшего с боями по ты ­ лам врага несколько тысяч кило­ метров, дважды Героя Советского Союза генерал-майора С. А. К ов­ пак. .Журнал «Огонек» № 19 хорошо иллюстрирован снимкам* из Б е р ­ лина. Напечатано в нем несколько рассказов, очерк К . Симонова і«Прорыв» и ряд других материа­ лов. Много ценных и интересных ста. лей помещена также и з других журналах. -----о — Р А Н Ь Ш Е С Р О К А Н а самолете техник-лейтенанта т. Никитина после выработки р е­ сурса требовалось заменять мото­ ры. Командир поставил задачу в кратчайший срок ввести маНшну в строй. С особым воодушевлением взялись за эту сложную работ) т. Данилин и стрелки-мотористы тт., Вайкиін, Котлов, Мамонов 'Куроптеів и Новоселов. Не зтая усталости, они заменили моторы :: опробовали их в несколько раз бы. стрее установленная норм. Старшина Я. АКОПЯН .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz