Североморский летчик. 1945, июнь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 5 июня 1945 г., № 132 (512). В П О М О Щ Ь Б О Е В О Й У Ч Е Б Е Л Е Т Ч И К А Как т о экипажу отработать р п е д н у ю а т а к у В текущем году в основе боевой подготовки экипажей минно-тор­ педной авиации лежит отработка, во взаимодействии с другими вида, ми авиации торпедных атак. Чтобы с успехов начать т а ­ кую отработку, надо отшлифо­ вать боевое мастерство одиночно­ го экипажа.: 'На сегодня у отдель­ ны» экипажей ещ е .недостаточно отработано глазомерное определе­ ние дистанции до корабля-цели, пользование прицелом и противо- артиллерийское маневрирование при (выполнении торпедной атаки. К ак ж е лучше отработать к аж ­ дый и з этих элементов? Постоянно действующего рецеп­ та преподнести здесь невозможно. Все будет зависеть от индивиду­ альных способностей экипажа. Од. наіка ряд моментов, подсказанных боевой практикой, следует разоб- раггь. ОТРАі&ОТКА ГЛАЗОМЕРНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСТАНЦИИ Д л я отработки .глазомерного определения дистанции до цели с погрешностью до 10 процентов необходимо: в каждой торпедной атаке при помощи секундомера контро­ лировать дистанцию, определен­ ную «а глав. Д елать это надо так: включив секундомер в момент зал ­ па, остановить его при пролете диаметральной плоскости цели. Зная скорость полета самолета на указанном отрезке пути в м/сек., можно о небольшой погрешностью определить дистанцию залпа. (См. схему)). НА СХЕМЕ: Д — пеленг на цель, С—линия шути торпеДы, Б— место самолета в момеЦт пролета диаметральной плоскости цели (остановка секундомера), А—ко. рабль-цель. И з охе'мы видно, что путь само­ лета приблизительно равен ди­ станции залпа, или приблизитель­ но равен скорости самолета, умно­ женной на время, взятое по секун­ домеру. Если показатель скорости полета в морскил милях, то, п о­ лели,в показания скорости по .при­ бору на два. мы получим прибли­ женную скорость в м/сек. Умножив скорость на время, показанное се­ кундомером, полуічим дистанцию з.мпа-с погрешностью до 10 про­ центов. Например, скорость само­ лета/ посие сбрасывания торпеды приблизительно (равна 200 миль в час или приблизительно равна; 100 м сеж. Время по секундомеру при­ близительна равно 18 сек. Отсюда дистанция залпа — 100 на 18 — приблизительно рав.на 1.800 мет­ рам. А, - Примечание: неточность данного способа контроля в определении дистанции залпа складывается из ошибок, полученных при .взятии не путевой, а воздушной скорости са- моЛёѴа,’ от неточности показаний прибора скорости; от неточного пуска и остановки секундомера., а такж е по причине п-роти-воартилле- рийского маневрирования после залпа. Анализ указанных ошибок покааал, что сумма их не пре­ вышает 10 проц. Эти ошибки необ­ ходимо уметь определять глазо- мерно. (Вписывать длину цели в дальяомерное приспособление ви ­ зиров или прицелов необходимо со. гласно имеющихся описаний, уста­ новленных на самолетах. Эти при­ целы — «іВЛ-.І», «В -2» 'или ■«іПТН- 42», Указанный способ определе­ ния дистанции требует от летного состава большой тренировки и зна­ ния длины цели (если ее вписыва­ ние производится при курсовом уг. ііе, равном 90 градусам), а такж е— умении «определить длину проек­ ции цели при вписывании ее при курсовом угле (КУ) больше или меньше 90 градусов. Схема аписа- ния длины цели при ІКУ, равном .90 градусам, или ее проекции при КУ больше или меньше 90 град у ­ сов! а прицельную рамку .визиров «іВЛ-І» или «В-S», выглядит 'при­ мерно так: ТАБЛИЦА РАДИУСА РАЗВОРОТА Угол крена в градусах С к о р о с т ь 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 160 кім/ч 200 км /ч ■240 км /ч 080 км/ч 820 км/ч 2Э20 1'140 3640 1790 5230 2570 7140 3510 750 1170 1690 2300 9280 4570 3000 550 870 1240 1700 2210 430 680 970 1330 1730 360 км/ч 11760 5800 3800 2800 2190 350 650 780 /1070 1390 1760 290 450 650 080 1150 1450 '240 380 540 740 960 1210 200 170 310 260 450 380 620 520 800 670 1020 850 140 220 320 430 560 710 120 180 260 360 460 590 ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЦЕЛОМ ПРИ ТОРПЕДОМЕТАНИИ Если при торпедометании по одиночным, тихоходным кораблям противника можно было не пользо­ ваться прицелом, т. к. залп произ­ водился с короткой дистанции прямой наводкой и попадание обеспечивалось, то при атаках кон­ воев или боевых кораблей, произ­ водящихся. во время артиллерий­ ского* противодействия противника, когда дистанция залпа увеличи­ вается использование прице­ лов является обязательным. В условиях боевой- торпедной атаки при сфівнам противодейст­ вии противника не приходится иногда пользоваться прицелами. Однако это ие означает, что в у с ­ ловиях боевой поідгатовжи не с л е ­ дует отрабатывать применение прицелов. Летчики и штурманы торпедоносной авиации должны в совершенстве владеть .прицелом и ни одной атаки бее использования прицела не производить. Имеющимися н а самолетах-тор­ педоносца» визирами. — «*ВЛ-1» и, «Вн2» пользоваться очень неслож ­ но. Д л я этого требуются опреде­ ленные навыки в пилотировании самолета., необходимые при поворо­ те eirq на боевой курс, удержании на этом курсе, а также дл я при­ цельного сбрасывания торпеды, с учетом скорости и курсового угла корабля-цели. Какие навыки должен отрабо­ тать летчик торпедоносца для уве­ ренного пользования прицелом? Уметь быстра (в течени е'1— 2 сек.) определить скорость и курсовой угол цели и установить визирную линейку на соответствующий угол прицеливания, точно произвести разворот самолета на боевой курс. Сложность этого элемента пило­ тирования заключается в том, что иіуіжнюі производить координа­ цию движения рулями при ерз.в- нжгелыню небольшом угле поворота •(10—40 градусов). Таблицы време­ ни и радиуса разворота самолета в зависимости от крена и воздуш­ ной скорости приводятся ниже и будут выглядеть так: неіга времени наш летный состав мало занимается Дешифрированием и анализам произведенных фото­ снимков. Д ел ата іже это не так трудно. 'Пособием для усвоения техники дешифрирования может служить описание, составленное майором т. Калининым.. Это описа­ ние в частях торпедоносной ави а­ ции имеется. Фотоснимок позиции -сбрасывания торпеды, по которому можно определить дистанцию сбрасывания, курсовой угол ц ели и прицельность при сбрасывании должен выглядеть так: ТАБЛИЦА ВРЕМЕНИ РАЗВОРОТА НА І8Ѳ ГРАДУСОВ ѵ>ол крена в грлдус^* С к о р о с т ъ 1 j '5' • 10 15 20 25 30 36 40 45 50 55 60 160 км/ч 164 81 • . 53 39 30 ’ 25 20 17 14 12 10 8 200 хм/у 205 101 . 66 49 ■38 31 25 2К Ш 15. 12 10 240 клг 7\ 246 121 80 59 46 37 30 25- 21 18 16 - 12 280 кль/ч 288 ■’42 93 68 54 . 43 36 30 25 21. 17 14 км /ч 329 162 106 78 .61 49 41 34 28 24 20 16 З б К И /т 370 182 119 88 69 55 46 38 32 27 22 18 'Кроме вышесказанного летчик долж ен уметь быстро привести с а ­ молет в режим горизонтального полета, не унуская момента прохо. д а визирной линии на корабль- ц ель, и без замедления произвести сбрасывание торпеды. Летчики- торпедоносцы должны понять, что ошибки в определении угла прице­ ливания, а также от сноса' самолета при некоординированном действии рулей ш раз вороте и о т зап азды ­ вания произвести сбрасывание-, тор. педы, приводят к. большому, рас­ сеиванию торпед. Наилучшим способом контроля отработки- глазомерного определе­ ния дистанции и прицеливания с помощью .прицела, является тщ а­ тельное дешифрирование и анализ фотоснимков позиции условного или фактического сбрасывания торпеды, произведенного во -время атаки. К сожалению до послед- ПРОТИ ВОAPT ИЛЛ ЕРИЙСКОЕ МАН РВРИРОВАНИ Е ТОРПЕДОНОСЦА 'Чтобы ясно представить себе, какие способы маневрирования мо„ гут понизить эффективность ар ­ тиллерийского • противодействия, экипажи- торпедоносцев должны знать тактико-технические данные современной зенитном и противо­ минной артиллерии кораблей. П р ед ­ ставление О тактіико-технических данных зенитной артиллерии дают летникам таблицы. Они, имеются в ряде учебников. СОВРЕМЕННЫЕ ЗЕНИТНЫЕ О РУДИЯ КРУПНОГО КАЛИБ РА З А В О Д , С Т Р А Н А Виккерс (Англия) Бофорс (Швеция) Шнейдер (Франция) Ансельдо (Италия) Шкода. (Чехословакия) Ниппон (Яяанияі) Калибр в миллимет. Скорострель­ ность. Н а и б о л ь ш а я Горизон­ тальная дальность в метрах Верти­ кальная < дальность в метрах 75 05 13900 9235 75 26 16800. 10000 75 25 1&300 10090 75 00—25 15400 13000 76,5 15—20 14000 8300 -105 a s 17000 12000 ЗЕНИТНЫЕ О РУДИЯ МАЛОГО К АЛИ Б РА З А В О Д , С Т Р А Н А Калибр в метрах Скорострельность Дальнострельноств- Теорети­ ческая Практи­ ческая Горизон­ тальная 1 Верти­ кальная Мадсен (Дания) 20 зов 150 6000 3500 Эрликон (Швейцария) 20і -236 120 5000 3700 іБреда (И талия) 20 270 — 0600 3000 Бофорс (Швеция). 25 170 — 4500 3000 Виккерс (іАнглия) 25 — £. 100 5900 4800 Шнейдер (Франция) 37 250 120 6300 4500 Д л я понижения эффективно»ти арти ллерийокого яротиводейст вия н^облодимо: а) вести противоар- тиллерийский маневр, начиная с дистанции д о -цели. — 15— 16 клм. к кончая «го в момент отхода от цели на такую ж е дистанцию. (Прекращать маневр следует во время полета на боевом курсе. Это время должно бы ть сведено до ми. нимума (3—5 сек); б) путем изме­ нения курса полета н а 10—-16 г р а ­ дусов, через юажд^іе 10 — 15 сек. создавая максимальное боковое перемещение ^рмолета относитель­ но цели;’ в) и з расчета не иметь поражения от водяных всплесков и заградительного огня, изменять высоту; г) -сближаться с целью на высоте, затрудняющей обнаруже­ ние самолета с кораблей радиоло­ каторами. Если летчики-г^рпедоносцы бу.- ’д у т точно выполнять все эти усл о­ вия, -качество боевой учебы их- на-- много п овы сится., Вьсше я разобрал основные э л е ­ менты боевой подготовки, отлич­ ное усвоение которых поможет летному составу за сжатые срЬки отработать все задачи по вводу строй одиночных экипажей. Майор А. ШЕЙНКМАН . В частях и подразделениях ПО МАРШРУТУ U-I А -ДНЯХ экипаж морского разведчика капитана т. Бур- маги на провел дальний полет "по заданному маршруту. Трасса про­ ходила в малоизученном районе а сложных метеорологических усло­ виях, однако в полете экипаж Бурмагина работал слаженно. Штурман лейтенант Юров точ­ но определял местонахождение самолета и выводил машин-у. стро­ го на курсы, предусмотренные за­ данием. Большая доля заслуг в выполнении зад ани я падает на бортмеханика старшего техник- лейтенанта т. Никитина, который обеспечил бесперебойную работу материальной части во .асе время полета. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ УЧЕБА Г В А Р Д Е Й Ц Е # ' В П О Д РА ЗД Е Л Е Н И И гвардии майора т. 'Перехриста регу­ лярно выполняется план по теоре­ тической подготовке летного со­ става. Л етчики изучают самолето­ вождение в условиях Заполярья, отрабатывают строевые навыки, стрельбу из личного оружия. За истекшую неделю штурман лейте­ нант т. Лап-шин прочитал лекции: «Основы радионавигации», «Ос­ новные линии плоскости небесной сферы -и координаты светил». Лек­ ции слуш али летчики и /штурманы подразделени я. Одновременно с летными дис­ циплинами, офицеры регулярно изучают курс строевой -подготов­ ки. Уже проведены занятия по от работке командирских навыков На-дня-х командиры звеньев тт Трубороэ и Гребенников занима лись со своими/ подчиненными по отработке развернутых, строев взвода. ------ О— НА МО ЛО Д ЕЖНОМ ВОСКРЕСНИКЕ О РЕШ ЕНИЮ комсомольско­ го актива части, г д е т. Меще- в 'воскресенье проведен моло­ дежный воскресник. Комсомольцы и несоюзная молодежь- построили, спортивный городок, сделали про­ стейшие гимнастические снаряды. Д р у гая группа личного состава ра­ ботал а на разбивке клумб около •жилых помещений, подготовила почву к озеленению . — о — П рин, В ОФИЦЕ РСКОМ КЛУБЕ ОФИЦЕРСКОМ клубе, где начальником т. 'Купцов, д е­ моне трировались киножурналы «Новости дня». Летчики-северо, морцы увидели д а экране взятие нашим'и войсками города Буда­ пешта и другие эгшзоды из жизни героической -Красной Армии и на­ шей Родины. Стрелки-радисты североморских торпедоносцев перед вылетом на учебное задание. ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz