Североморский летчик. 1945, июнь.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 3 июня Л945 г., № Ш (дц) Радиосвязь—основное средство боевого управления РАДИСТЫ Н-ского ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЧАТСЯ НА ОПЫТЕ БОЕВ 'Радиісты н а ш е г о п о д р а з д е л е н и я за в р е м я ів о й іг ы п о к а з а л и с е б я , как у м е л ы е опепдааілмсты. Старший с е р ­ ж а н т т . Попов, обслуживший 1487 б оеівы х вылетоіа и полетов п о маршрутам, сержанты т т . Кудряв­ цев, СІуисаіреів, Лятиев, -Порубаіев, младшие сержаініты т т . Машоши- х ін н , Уміаініцаа, а также девушки- ращистюи старшие краснофлотцы тт. Лрупеіс, Агафонова, Яценко, Кузнецова) и другие яачянотся гор­ достью нашего подразделения. (Во время боевой работы, северо­ морской авиации радисты оказы­ вали летчикам немалую помощь. ■Находясь ші передоівой линии фронта и заінйма-я выгодную пози­ цию іиаі івіыісогге, младший сержант т. Бешоусов и (краснофлотец т. По. сдедоів заметили однажды возвра­ щающийся с задания советский гаикиіроащиік. (Неожиданно из-за облаков ніаі -самолет вынырнуло дви «ФіВ-190». Не: замечай врага , найи бомбардировщик шел па Піряімой. Младший сержаЬт т. Белоусов бы­ стро настроился! на волну пикиров. щик,а и, называя самолет по тину, предупредит его об опасности. Ра­ диста поняли. В тот момент, когда <«ФВ-І190» открыл Огонь, ніаШсамо­ лет сманеврировал. Атака врага быліа сорвана,. -Пикированик ушел от преследования. В другой раз т. Белоусову со­ общили по телефону с соседнего наблюдательного пункта, что у бе­ регов Противника; они видят траінЬ- порт, самоходную ба!ржу и малый охотник. В это время :вблизи не­ мецким кораблей пролетали наши легкие бомбардировщики. Они ие замечали врага. Младший сержант т. Белоусов незамедлительно со­ общил североморским ленчикам о кораблях противника и навел их на корабли. Транспорт и малый охотник были потоплены. Подобных примеров .можно при­ вести много. (Помимо непосредственного обес­ печения самолетов и нашего штаба связью, радисты работала и уси­ ленно продолжают работать сейчас ніаід освоением и усовершенствова­ нием! сложной аппаратуры. Во вре- мя войны маши радисты без посто­ ронней помоШи освоили более! деся­ ти .видов аппаратуры и внесли не­ сколько рационализаторских пред­ ложений по усовершенствованию ее. 'Часть из этих, предложений бы. ла принята, осуществлена на іпрак. тике и стала достоянием- ра­ дистов іэсего Сове*кого Союза. В проведении этой работы особенно следует отметить неутомимого ра­ ционализатора стаіршину т. Боко- викова, старших: сержантов тт. Ша. ханова, іПорубаева, Попова и сер­ жантов тт, (Кочева И Давыдова:. ' Впервые іна Северном флоте на­ ши радисты отработали радио­ связь буювопечаггаінием. Из экспе­ риментального этот вид свя­ зи, как наиболее удобный и деше­ вый, стал- сейчас постоянным. Он применялся у наіс при работе с отдаленніыми коррес понідевтами. Эта заслуга старшего техник-лей­ тенанта! т. Ярослаацева, сержанта, т. Жочиніа) и I стаіршего сержанта, т Попова. Сейчас радисты нашего подраз - деления, Лйользуя богатый опыт, -накопленный івО время войны, ра­ ботают над совершенствованием своих) знаний., ІВсяі аппаратураі изу­ чается более детально. Большой интерес к: занятиям и хорошие знаі- ния показывают старший сержант т. іПоруібаав, сіержант т. Сухарев, младшиа серіжаінты тт. Уманцев, Ю,Жаков, Морозов, Малошихин и краснофлотцы тт. С-имаіНов, Шах­ назаров. Попреіжнему отлично іве. деися нашими радистами магист­ ральная раідіиосівть, аі также связь с самолетами, летающими па даль- нйі-Ц и ближним маршрутам. Все нормативы по передаче радисты' выполняют отлично. Личный состав подразделения! понимает, что если он перестанет учиться, то (не сможет с таким же успехом, как .раньше, выполнить поставленные перед ним задачи. А задачи стоят большие. Поэтому по. стоянно совершенствовать свои знания, находить новые возможно­ сти. в эксплуатации материальной час ги ааіконі каждого нашего красноіфдотцаі и сержанта. Лейтенант В. ФЕЛИФОРОВ. Приказом командующего Се­ верным флотом летчик-истреби­ тель лейтенант тов. Демидов за образцовое выполнение боевых заданий командования награж­ ден орденом [Красного Знамени. Эгто второй орден отважного летчика. За время войны лейтенант т. Демидов совершил 57 боевых вылетов. 'Он летал на сопровож­ дение штурмовиков, на разведку коммуникаций и портов против- , ника. В нескольких ожесточен­ ных воздушных боях «ад морем т. Демидов сбил три немецких самолета и о'дин подбил. Сме­ лый летчик, умелый истребитель, он был ведомым у таких опыт­ ных воздушных воинов, как старшие лейтенанты тт. Лапин и 'Н.ужин. Сейчас лейтенант Демидов — командир звена. В классных за­ нятиях и во время учебных по- | летов он учит подчиненных бое- | івому 'мастерству. На с н и ivtк е: лейтенант Е. 3. Демидов. ____ Фото В. Абрамову__ I Мой Север Здесь нет істепных равнин и буйных южных трав. (Не трубит здесь пастух, сзывая скот, в долинах, С лазоргівых высот, в немую рань, с утра Я не слыхал весной здесь песен соловьиных. іКуда ни кинешь взгляд, холмы, холмы, холмы... (На запад и восток — ос.е снеговые горы. Здесь, победив гранит, воздвигли город мы: ІРаллук и теплых встреч родной полярный город. Здесь на скале стоял великий человек,, •'іГлядел на горизонт, туманами повитый. '— Здесь будет флот! — сказал, и стало так навек.. Напрасно -океан ярится Ледовитый. И ад ним, насторожен, молчит седой іКильдин ,И корабли та вест он провожает строго. Проходят катера... Охотники глубин... Эсминцы, тральщики здесь стерегут дорогу. Жак дорог імне гранив, поросший мхом сеідым! (Кустарник, что растет, припав к зеімле родимой... Залива синева... Разведчиков следы... ІИ мой могучий флот, мой флот непобедимый! ІИ все, что здесь люблю, любви не расплескав, (Крупинки радости в снегах глухого края Я соберу, как горсть жемчужного -песка, В одну любовь к тебе, земля моя родная! Я. ЯШУНИіН. Д о в е р я й , н о п р о в е р я й К Ч ЕМ У П Р И В О Д И Т О Т С У Т С Т В И Е К О Н Т Р О Л Я С О С Т О Р О Н Ы Л Е Т Ч И К А И Т Е Х Н И К А В-са шлю ісвіом-м чередом': летчи­ ки прорабатывали задачу,, тех-ниш проверяли іиісяраівнасть каждого агрегата самолета и мотора. На следующий день намечалось, лет- но-таіктичеСкое' учение. И .уі офи­ церов! и у сержантов подразделе­ ния было одінб желание1—провести это учение .на должной высоте, локазаггь,, что іне зря они напря­ женно учились почти, целую не­ делю. іРовма й назначенное -в-ре-мя -само­ леты .вырулили на старт. -Взмах- флажка, и «Ильюшины» пошли на -взлет. Техники н младшие специа­ листы взглядом провожали каж­ дую машину. Одна, вторая, третья... Хорошо работают моторы, без задоринки убираются шасси. Техники радуются-: не, пропал их труд, Рое идет, как положено. И вдруг... самолет ведущего «зачи­ ха.?», отделился от группы я резко пошел ш ■пае адіку... В-с-ѳ остальное протекала в' из­ вестной последовательности. Ког. да самолет, подрулил к месту сто­ янки, его обступили. Инженер, старшие техники и межіаіники прежде ©сего ждали, что скажет, летчик. Затем узнав, что во время полета па кругу, на самолете вне­ запно залило маслом козырек фо­ наря -и вся кабина- наполнилась газами, 'что -винт да,л боль­ шую раскрутку и тяіг.аі мотОра уменьшилась, —• специалисты ста­ ли искать приічиву. 'Опытные экеллоатационник-и, они быстро заключили: механик) самолета тех­ ник-лейтенант т. Сергеев при на­ несений добавочной контровки Окіернавіки) иа заглушке «Р-7» ха­ латно отнесся к делу и а -резуль­ тате -и полете заглушка выверну- ласъ. Эта 'заключение подтвердили и вышестоящие инстанции. 'На т. Сергеева было наложено дисци­ плинарное взыскание. Как будто .говорить 'больше не о чем-: причины вынужденной посад­ ки’самолета .выяснены, .виновник по­ лучил по заслугам. Ничего не воз­ разишь против. іНо .ведь саімолет ведущего возвратился с задания и если бы им управлял неопытный летчик, посадка/ могла бы кончить­ ся аварией. іКроме того., само воз­ вращение в-едущегО с задания не мо-гло на отразиться па1всем ходе учения. .Можно ли было предот­ вратить все это? (Конечно, можно. На как? IB-от. об этом не подумали как следует в 1Н-оком подразде­ лении-. Когда старшего техник- лейтенанта тов. 'Черемны-х спроси­ ли, каік же он- проверял работу, выполненную т. Сергеевым, т. Че- ремньм ответил: «Смотрел...-,». .Подобный -«контроль» встре­ чается у нас иногда и .в других подразделениях. -Лица, которым положено контролировать, об го­ няют это оч-еінь просто: «'Зачем специалиста опекать, -пусть чув­ ствует 'сам ответственность...». Довод ікаіжетс.я вполне основа­ тельным. [Однако в практике и особенна -в авиации он очень вре­ ден. 'Отсутствий контроля, во-пер­ вых, раісіхолаЖиваеіт технический состав, а, во-вторых, лишает его возможности своевременно вскрыть допущенную ошибку, лредотвра. тит-ь ее. Ведь если бы старший техник-лейтенант т. Че.рем иы 'Х, ■проверяя, как механик саімолета т. Сергеев произвел добавочную контровку 'заглушки, нашел неис­ правность, приведшую к вывер­ тыванию этой заглушки в пошете,, и указам) ему н а неіе, то д л я дела- и для техник-лейтенанта т. Сер­ геева была бы 'только польза. Не будет, видимо, отрицать этого -и сам т, Серг'еев. іВ народе говорят: «Доверяй, но проіверяй». В наставлении по эюсплоашаіции записано: «Техник звена обязан лично проверить ка­ чество п-редполетініай подготовки». Тов. Череімныхі прекрасно знаіет и .эту народную мудрость и этот пункт наставления. Забыл он лишь о том, что, как начальнику, ему лолоіжена постоянна и глубоко ин­ тересоваться работой Материаль­ ной чаісти всех вверенных самоле­ тов,, не «смотреть» их, к,а,к он сде­ лал на этот раз, .а -детально .влезать в «душу» каждого агрегата маши­ ны. Если т. Чіеремных будет строго выполнять все это, то .ни­ каких, отказов .материальной ч.а- Оти в полета щ его звене не будет. # * # Случай с возвращением самоле­ та., обслуживаемого механиком т Сергеевым, о учебного задания должен .заставить задуматься ин­ женеров, техников и мехіаін-ико.в другим наішихі -частей и подразде­ лений. (Недостаточный контроль за -исправностью материальной” части -посла ремонта и перед вылетом -ни. когда к' хорошему на приводил, оканчивался 'вісегдаі плачегіво. Сейчас, когда и наших частях идет баевіэя учеба, следует бо­ лее решительна поставить ,-ао- просі О строгом выполнении на­ ставления, предусматривающего систематический контроль за исправностью материальной части лет чиком-командиром экипажа, прием им перед вылетом машины от механика-. іКое-шде и кое-кто «осуществляет» контроль стары­ ми методами и формами: «Ну, как, все ,а порядке.-?». «іВсе». «[Выпу­ скай машину».. Или: «Давай книгу приеміа., распишусь». Не ясна ли пагубность такой практики конт­ роля, на пора ли отрешиться от нее? Всем—и техникам и летчикам надо строго руководствоваться теми статьями наставления, в ко­ торым указано о контроіліе за исправностью -материальной части, о прием® -ис даме самолета перед вылетом. Жизненный опыт пока­ зывает: доверяй, но проверяй. Строга выполнять это -правило — долг и обязанность каждого лет- пика и техника. 3. КЛЕіНОВ. Материальная часть готова к летней эксплоатации ів подразделении т. Соболева го­ товить материальную часть к летНеіі 'эксплтат.аіции начали уіже давно. Техіниіческий состав еже­ дневно имел эадаіние и- хо.ро- ш-о организовал работы по под­ готовке ік ле;ту< Главное вни­ мание; была уделена самолетам и моторам. На них заменялась смаз­ ка-, снималось отепление, делались регламентные работы.. После этого стали! готовить -стошку- и вспомо­ гательное экеллоатаіцианное обо­ рудование. IB период подготовительных ра­ бот состояшіоісь партийное собра- иие, на котором, был заслушан до­ клад старшего техник-лейтенанта т. іКолосовіа о задачаіх коммунистов в подготовке материальной части. На собрании некоторым механикам было указано наі их недостаточную разворотлиівостъ и работе. Высту­ пившие а прениях тт. Силантьев, С-оболеа -и :Казаков раіссказали мо­ лодым механикам об опыте подго­ товки, штурмовиков w летней экс­ плоатации в боевой Обстановке. Ю. КОСТРОВ. Второй орден Механик самолета сержант В. Даньшин ремонтирует материальную часть. Фото А. Типа нова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz