Североморский летчик. 1945, июль.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 27 июля 1945 г., № 177 (557). ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ БОЕВЫХ ОПЕРАЦИЙ Как лучше подготовить вылет на сопровождение ударной авиации Летом 1944 года обстановка на Северном театре значительно из­ менилась в нашу пользу. Есте­ ственно, что она наложила опре­ деленный отпечаток и на харак­ тер боевых действий нашей авиа­ ции. Имея 60—80 истребителей и до 40 самолетов других типов, противник вынужден был на Севе­ ре деятельность свою ограничить прикрытием об’ектов и разведкой. Причем при выполнении оборони­ тельных операций враг действовал неактивно, в бой вступал только лишь в тех случаях, когда имел численное превосходство. Для ПВО своих об’ектов немцы использовали истребителей типа «Ме-109» и «ФВ-190», которые патрулировали над об’ектами при­ крытия небольшими группами ст 4 до 8 самолетов. Близость аэродро­ мов и посадочных площадок от коммуникаций позволила немцам в момент налета нашей авиации своевременно наращивать свои си­ лы. В тех случаях, когда наше прикрытие было немногочислен­ но, немцы действовали более ак: тивно, когда же наши ударные группы прикрывались большим количеством истребительной авиа­ ции, противник боя не принимал, разбивался попарно, действовал методом неожиданных атак, вы­ годно используя для этого облач­ ность и солнце. Атаки враг про­ изводил обычно короткие, с пос­ ледующим уходом от наших само­ летов в облачность или бреющим полетом. Одним из излюбленных методов врага было выслеживание наших одиночных самолетов и уничтожение их неожиданными атаками с короткой дистанции. Изучая и анализируя тактику противника, мы строили свою тактику, обеспечивающую надеж­ ность прикрытия наших самолетов. ] Гвардии майор Л . БЫКОВ и всесторонне подго- то она всегда имеет тические группы. Ведущими групп, как правило, назначались команди­ ры подразделений и, в отдельных случаях, когда на прикрытие вы­ делялось два летных подразделе­ ния, или же вей часть, ведущими шел сам командир или его помощ­ ник. Во всех случаях идею операции на прикрытие разрабатывал лично командир части. Разработанная идея оформлялась ввиде схем и графиков. Примером такой разра­ ботки является схема прикрытия истребителей - бомбардировщиков при ударе по конвою противника и совместное выметание истребите­ лей врага из района цели 17 июня 1944 года. (См. схему № 1). На схеме указаны: маршрут по­ лета, зона расположения групп в момент нанесения удара и после удара, а также отход от цели и боевые порядки. Имея такую схе­ му, командир части подробно со всем летным составом прорабаты­ вал задание. После этого команди­ ры подразделений методом такти­ ческой летучки отрабатывали основные вопросы взаимодействия внутри своей группы. Кроме того, со специалистами тщательно про­ рабатывались вопросы связи, на­ блюдения и пр. Вся эта подготовка во многом способствовала успеш­ ному выполнению боевого задания. Например, в разработанной выше операции наши самолеты хорошо выполнили возложенную на них за­ дачу по прикрытию ударной авиа­ ции и, после бомбоудара по кон­ вою, очистили район цели от ист- тщательно товляётся, успех. Однако не все операции обеспе­ чивались у нас необходимым вре­ менем — не хватало подчас его для всесторонней подготовки не­ посредственных исполнителей опе­ рации — летчиков. В большинстве случаев, когда за неимением вре­ мени нельзя было провести тща­ тельную подготовку, операции про­ ходили неорганизованно и с поте­ рями. Анализируя боевой опыт летчи­ ков части в организации операции на сопровождение ударной авиации за период 1944 года, необходимо сказать, что в разработке и под­ готовке операции штаб должен принимать самое деятельное уча­ стие. Это вывод, который нам поз­ волила сделать война, должен быть учтен всеми. Работа штаба в подготовке к операции складывается из сл еду­ ющих элементов: 1. Тщательное и своевременное изучение обстановки с летным со­ ставом; 2. Путем предварительных рас­ поряжений, подготовка личного состава и материальной части к вылету организуются с таким рас­ четом, чтобы перед самым полетом большинство времени можно было уделить непосредственной подго­ товке к выполнению задания; 3. Быстрое оформление решения командира части; 4. Тщательная разработка марш­ рута, боевого порядка, места групп на различных этапах операции, по­ рядок отхода самолета от цели; 5. Организация договоренности ведущих групп между собой, как базирующихся на одном аэродро­ ме, так и на разных. сделаны В частности нами были следующие выводы: 1. Во что бы то ни стало лишить противника возможности, своевре-1 менно высылать подкрепления. Для неожиданности действия н а -' шей ударной авиации строжайше соблюдать радиодисциплнну; ) 2, Высоту полета брать мини­ мальной, чтобы пройти без засечки средствами радиолокации против­ ника и вражескими постами ВНОС; 3. Боевой порядок на маршруте и над целью строить с таким расче­ том, чтобы обеспечивалось надеж­ ное прикрытие своих самолетов; 4. Отход от цели производить •так, чтобы он был организованным. Для этого надо установить зоны сбора. Группы, собравшись в зоне сбора, должны были в соответст­ вующем боевом порядке отходить на свою территорию. Исходя из указанных выводов, прикрытие ударной авиации требо­ вало от нас особо тщательной под­ готовки полетов на земле. Получив боевое задание на сопровождение ударной авиации, штаб части не­ медленно приступал к подготовке необходимой документации и мате­ риалов. В первую очередь давались предварительные распоряжения о подготовке материальной части к П рик ры тие С о У дарная авиация А"* С о Схема № 1. ребнтелей противника. В процессе выполнения задачи по выметанию истребителей противника из райо­ на конвоя наши самолеты сбили три «Ме-109» и один «До-24». По­ терь со своей стороны мы не име­ ли. Ударная авиация также у с­ пешно выполнила свою задачу без единой потери от истребителей противника. После операции все самолеты, как было намечено в схеме, орга­ низованно отошли от цели и обес- I печнлн отход ударной авиации. вылету. После чего, по указанию I Из приведенного выше примера командира части, подбирались так-1 следует вывод, что если операция ф&атіи 4 c t 'ЗарУб'еэФсноЛ ^Ж^АБИАЦИИ ПРОПЕЛЛЕРЫ В КАЧЕСТВЕ ТОРМОЗОВ 3 Крупнейшие ди­ рижабли Военно- Морского Флота США мягкой си ­ стемы о б ор уд ова ­ ны особыми про­ пеллерами. кото­ рые при нормаль­ ном действии о б е ­ спечивают дири­ жаблю большую скорость, но в то же время могут служить в каче­ стве тормозов. При изменении хода пропеллеров дирижабль может мгновенно остано­ виться в воздухе, а при изменении хода одного из двух пропеллеров воздушный ко­ рабль делает пол­ ный поворот. Поразительная подвижность ди­ рижабля .М-1* достигается тем, что пропеллеры переменного хода могут вращаться в обратном напра­ влении, что о б ес­ печивается элек­ трическим регули­ рованием. .Попюляр Сайенс*. При выполнении всех этих у с ­ ловий, успех операции, как прави­ ло, обеспечивается. Сейчас, во время боевой учебы, стремясь ее приблизить к дейст­ вительности войны, весь опыт ор­ ганизации боевых вылетов должен штабами учитываться. Вылеты на учебные полеты штабы должны организовывать также, как они ор­ ганизовывали их во время боевых операций. ----- О ----- Молодые летчикисдают зачет На-днях в Н-ском подразделе­ нии молодые летчики сдавали за ­ чет по материальной части. Прибыв сюда, на север, из запас­ ной части, летчики принялись за учебу. Материальная часть для них была новая, изучение ее требо­ вало большой усидчивости и на~ стойчивостн. Занятия проходили в классе по 8 часов ежедневно. Кро­ ме того, молодые истребители учи­ лись самостоятельно вечерами. Преподавали летчикам опытные инженеры, отличные специалисты своего дела тт. Крыжановский и Глиничев. На зачете истребители показали неплохие знания. Особенно хорошо отвечали на все вопросы тт. Напал- кин и Молчанов. Теперь летчики приступят к практическому освоению самолета. На могиле гвардейца Заподобникова Н-СКИИ АЭРОДРОМ . (От наш. спец. корр.). Все здесь пом­ нят, как в хмурый августовский день прошлого года среди вернув­ шихся с боезого задания машин йё было самолета Тзардии млад­ шего лейтенанта Александра За- подобяикова. Это был любимец ча­ сти, с большими, навыкате глаза­ ми, с широкой, немного качающей­ ся при ходьбе фигурой. В каждом бою он первым из летчиков обна- Когда все подошли к могиле гвардии майор Быков сказал: ' — Товарищи офицеры, сержанты к рядовые! Мы пришли сюда, что. бы почтить память наших боевых товарищей, отдавших свою жизнь за Родину, не дождавшись радост­ ного дня победы. И в первую оче­ редь память любимца частя — гвардии младшего лейтенанта Заподобникова. Обнажим, товарищи, наши голо- На могиле гвардии младшего лейтенанта А. Заподобникова. Выступает гвардии подполковник т. Маренко. ,>-> Фото Н. Кузнецова. руживал противника и незамедли­ тельно в эфир неслись его слова «Я карась. Вижу немецкие само­ леты». Никому не верилось тогда, что погиб Заподобников. Напряженно вслушиваясь, долго сидел коман­ дир в радиорубке. Он ждал знако­ мый голос «карася». Но эфир мол­ чал.... Позже выяснилось, что в воз­ душном бою над вражеским аэрод­ ромом Заподобников, оставшись без ведущего, встал на его место сам и пристроил . к себе ведомым летчика Завирюху. Смело носилась машина молодого гвардейца над логовом врага. Заподобников отби­ вал атаки противника, наступал сам. На шестой минуте боя по ра­ дио прозвучали слова: «Я, карась. Подбит. Прикройте.» Они были пе­ реданы спокойным, чуть протяж­ ным голосом. Затем самолет Запо- добникоза, резко взмыв вверх, и, взяв курс к родной земле, полетел со снижением. Машина гвардейца то проваливалась, то вновь наби­ рала высоту: видимо, трудно при­ ходилось летчику. Наконец, мино­ вав линию фронта, машина стала медленно и нехотя падать, как па­ дает осенний лист, сорванный с дереза. Так мог падать только не­ управляемый истребитель... В тот же день самолет гвардей­ ца был найден у подножья одной из сопок. Заподобников был мертв. Тело летчика, полувывалившись из кабины, бездыханным лежало на крыле. На лице его запеклась кровь, осколок вражеского сна­ ряда впился в глаз и углубился в голову. Других ранений на теле Заподобникова не было. Раненый в лицо, с выбитым глазом, он не хо­ тел отдать себя врагу. Умирая, он продолжал тянуть машину к сво­ им, до последнего вздоха держал штурвал в руках... На другой день гвардии млад­ ший лейтенант Заподобников был похоронен. Хоронили его все б о ­ евые товарищи, со всеми воински­ ми почестями. Перед могилой д р у ­ га они поклялись отомстить вра­ гу. С того дня прошел почти год. Победоносно закончена величай­ шая в истории битЗв. Гитлеров­ ская армия позорно капитулиро­ вала. В последних, завершающих боях на Сезере хорошо показа­ ли себя сафоновцы-гвардейцы — друзья Заподобникова. Свято вы­ полняя клятву, данную на могиле боевого друга, они за короткое время сбили около 20 немецких самолетов. Недавно гвардейцы посетили могилу Александра Заподобннкоза и возложили на нее зенки из живых цветов. В 21 час летчики, техники, младшие специалисты собрались около командного пункта и направились к сопке, ка зершине которой .п о ­ коится гзардеец Заподобников. вы перед могилой боевых друзей... Слово берет ближайший- друг и командир Заподобникова, гвардии старший лейтенант Голодников. — Кто из нас не помнит моло­ дого, энергичного летчика Алек­ сандра Заподобникова, «карася», как мы любовно называли его. Он погиб в бою с врагом, не дожив до счастливого для всех нас дня, до дня Победы. Заподобников был настоящим соколом. Он любил ле­ тать и летал прекрасно. Первым всегда запускал Заподобников ма­ шину, первым взлетал и первым обнаруживал противника в возду- хе._ Смерть сразила Александра Заподобникова во цвете сил, ког­ да шли у нас, в Заполярьи, послед­ ние, завершающие бои. Умирая, он д о последних сил тянул свой само­ лет к родному аэродрому. Образ Александра Заподобникова будет вечно жить в наших сердцах, как пример пламенного беззаветного служения Родине. Вслед за Голодниковым слово получают: бывший механик само­ лета Заподобникова гвардии стар­ шина т. Ашуха, оставшийся слу­ жить в гвардейском сафоновском полку на сверхсрочную, гвардии лейтенант т. Беляев и гвардии старший техник-лейтенант т. Пе­ тухов. Последним говорит гвардии подполковник т. Маренко: — Александр Заподобников по­ гиб геройской смертью. Память о нем никогда не изгладится в на­ шей памяти. Жизнь Заподобнико­ ва — яркая молния, — мгновенно вспыхнула и погасла. Но своим светом она навечно оставила о се­ бе память. В последнем вылете, будучи смертельно раненым, За­ подобников до последнего взчоха тянул машину на свой аэродром, чтобы уж если и умереть придет­ ся, так на родной земле, на руках друзей и товарищей. Мы не можем забыть Александра Заподобни­ кова! Возложим венки на могилы на­ ших товарищей... Гвардии лейтенант т. Кастюрин и гвардии старшина т. Игнатов возлагают на м о ги л у Заподобни­ кова венок, спл етен ны й из жи­ вы х цветов. Г вардии подполков­ ник т. Маренко у кл а ды в ае т в сре­ д и н у венка б у к е т из незабудок, к о л о к о л ь ч и к о в и ромашек... Д олго еще стоят молча, склонив над могилой головы, гвардейцы. Для храбрых есть только бессмертие. Смерти для храбрых нет... Пройдут года, десятки, сотни лет, но не умрет образ тех, кто, храбро сражаясь за Родину, отдал свою жизнь, не умрет образ и Александра Заподобникова. Ни­ когда в сердцах гвардейцез-сз- фоновцев не изгладится память об этом молодом летчике-герое. К- ЗАРОДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz