Североморский летчик. 1945, июль.
;1 июля 1945 г., № 155 <(535) СЕВЕРОМОРСК ИИ ЛЕТЧИК 3 ПИСЬМА ПАРТОРГА ЭСКАДРИЛЬИ К о м м у н и с т ы — в а в а н г а р д е у ч е б ы 1. Опыт войны учит Учебно-боевая подготовка лет- аого подразделения в мирных усл о виях является центральным во просом деятельности парторгани зации. Долг коммунистов—возгла вить борьбу за высокое качество і учебы, личным примером, всеми формами агитационно-массовой1 работы учить беспартийных нас- | тойчиво овладевать специальными ] знаниями, выковывать из себя на-1 ву считается лучшим механиком в подразделении. На одном из заседаний партбюро мы заслушали также штурмана т. Телепайло, отставшего по некото рым дисциплинам. Он слабо раз бирался в тех вопросах навигации, которые его товарищи усвоили хо рошо. Члены бюро посоветовали и т. Телепайло чаще обращатся за помощью, предложили члену стоящих мастеров военного д е л а . j ВКП(б) т. Долгопятову заниматься Мы помним, как во время бое вых действий парторганизации помогали командиру организован но и четко решать задачи, постав ленные командованием, воспитыва ли любовь к Родине, верность воинскому долгу, высокие боевые качества, горячее стремление на носить врагу максимальный ущерб. Так было, когда коммунисты р аз бирали на собрании причины отста вания в летной подготовке члена партии т. Хромова, ранее работав шего инструктором по технике пилотирования. Молодые летчики, имевшие гораздо меньший опыт летной работы, вошли в строй раньше т. Хромова. И партийная организация в резкой форме по требовала от т. Хромова повыше ния ответственности за учебу. Он правильно понял требование парт организации и быстро вошел в строй .боевых летчиков. Накопленный опыт партийно-по- литической работы мы исполь зуем и сейчас, в дни учебы. Парт- неослабно с т. Гелепайло по штурманской и бомбардировочной . подготовке. Сейчас т. Телепайло выправился, идет в учебе наравне со всеми. Очень распространены и часто практикуются у нас непринужден ные беседы коммунистов с летной молодежью. Однажды мы замети ли, что молодые летчики и штур маны с холодком изучают спосо бы самолетовождения по радио, не ведут конспектов, не вникают в детали радиовождения. Вечером я пришел в общежитие молодежи и в товарищеской беседе рассказал им о значении радиосамолетовож- дення над морем, вспомнил случаи, когда радио меня спасало в т яж е лые минуты полета. Были случаи, когда я прокладывал маршрут д а леко в море, исключительно по радио приводил машину д о мой. и выходил на береговую чер ту в безопасном от истребителей противника районе. После таких бесед, которые провели и другие опытные летчики-коммунисты, летный состав приступил к глубо- организация о к о н т р о л я -. рует ход учебной подготовки ком- I кому изучению самолетовождения мунистов, следит чтобы ни один партиец не отставал в учебе. Мы понимаем, что сейчас главное — возглавить учебно-боевую подго товку. Поэтому уделяем ей са мое серьезное внимание. Партийное бюро часто разбирает коммунистов, не успевающих по отдельным дисциплинам, прикреп ляет к ним успевающих товарищей —передввиков боевой подготовки. Недавно мы заслушали на бюро члена партии старшину т. Кичецко, получившего плохую оценку по знанию материальной части. На бюро выяснились причины отста вания т. Киченко. Он несерьезно отнесся к изучению сложной бое вой техники, не использовал сво бодные часы д л я самостоятельной учебы. Члены бюро, разобрав его трудовой день, доказали т. Ки ченко, что он всегда может вы брать два-три часа в сутки для са мостоятельной подготовки. Ком мунисту т. Карапцу поручили на первых порах помогать т. Кичен ко в технической учебе. Спустя десять-пятнадцать дней т. Кичен ко показал отличные знания ма териальной части и теперь по пра- по радио, качество теоретических занятий заметно повысилось. Партийная организация уделяет большое внимание тому, как руко водители занятий—коммунисты — готовятся к изложению проходи мых тем. Мы ставили этот вопрос на партийном собрании, обязав ком мунистов со всей ответствен ностью, глубоко и серьезно гото виться к каждому занятию по лю бой, даже, на первый взгляд, не сложной теме, используя нагляд- [ ные пособия—схемы, чертежи, ма кеты. Этим мы добились глубоко го изложения материала, а следо вательно, и повысили качество учебы. Во время войны после каждой боевой операции мы выпускали боевые листки, оформляли плака ты, лозунги, рассказывающие о результатах боевого дня, о героях боев. Наглядная агитация помога ла нам тогда воспитывать в людях высокий боевой порыв, гордость за свои ратные успехи, стремление равняться по лучшим людям под разделения. Боевые листки, выпускаемые на ми теперь, после зачетных дней, отражают результаты учебы, под водят итоги, показывают лучших, выявляют отстающих. Заметка в боевом листке, ярко описывающая результаты зачетов, оказала боль шое влияние на т. Кочеткова, по лучившего тройку на зачетах по бомбардировочной подготовке. Он принялся за самостоятельную уче бу и в короткий срок наверстал упущенное, выправил отставание. Отсюда можно сделать вывод, что в борьбе за высокое качество учебно-боевой подготовки, наря ду с новыми формами работы, необходимо широко использовать опыт, накопленный во время бое вых операций. Гвардии капитан А. ОРЛОВ. Военно-морская ордена Ленина академия имени Ворошилова. НА СНИМКЕ : вице-адмирал Л. Г. Гончаров консультирует слушателей академии — капитан лейтенанта В. К. Лысенко, капитан- лейтенанта В. Федюшко и капитан-лейтенанта Н. Л, Бершаг. Фото Б. Васютинского. Фотохроника ТАСС. В минуты отдыха. Фото А. Типанова. ♦ -------------- — Инженер Хейфиц не торопится... Месяц тому назад Н -с к ую ' истребительную часть посетила инспекция. Она, проверив работу | на каждом участке, дала оценку боевой подготовки летчиков и тех ников, вскрыла ряд недостатков. В частности, инспекция указала на недопустимое состояние спецобо- рудования учебных машин, на к о торых были обнаружены оголен ные и незакрепленные проводники, неисправные и невыверенные при боры, отсутствие графиков про верки отдельных приборов, запу щенное аккумуляторное хозяйство и прочее. Делая выводы, инспек ция запретила использование обеих учебных самолетов для по летов и указала на необходимость немедленного устранения всех не поладок. Казалось, больше чем кого-ли бо другого выводы инспекции к а сались инженера по спецоборудо- ванию т. Хейфиц. Ему надо было немедленно учесть все замечания и как можно быстрее устранить указанные недостатки, нбо необ ходимость в учебных самолетах велика: каждый день дорог для выполнения программы боевой подготовки. Тов. Хейфиц вызы вался на партийное бюро части, где его заслушивали, указывали на недостатки в работе спецслуж бы и потребовали немедленного устранения указанных инспекцией недостатков. Вызывал к себе ин женера Хейфиц и командир. Он приказал ему в короткий срок проверить оборудование учебных машин и навести на них идеаль ный порядок. Прошло много времени. И вот на-днях летчик Чуксин на само лете «ПО-2» по заданию коман дования совершил перелет на д р у гой аэродром. Там машина сразу была осмотрена старшим инжене ром и вновь отстранена от поле тов. Оказалось, что на ней ак к у муляторное хозяйство находилось в таком же запущенном виде, электропроводники попрежнему имели оголенные места, ряд пило тажных приборов — не выверен. Когда старший инженер стал про верять показания приборов скоро сти в передней и задней кабинах, то они показывали недопустимую разность. Сейчас молодые летчики полу чили возможность ежедневно тре тироваться, выполнять учебные упражнения. Но по вине инжене ра Хейфиц оба учебных самолета пока еще не в строю. Тов. Хейфиц не спешит... Д. НИКОЛАЕВ О— ИНТЕРЕСНАЯ ЛЕКЦИЯ На-днях старший лейтенант т. Аристархов провел интересное занятие с офицерами своего под разделения. В 2-х часовой лекции он подробно разобрал действия японской и английской авиации и их военно-морских сил на тихо океанском театре. Детальному разбору было подвергнуто взаимо действие различных типов япон ской авиации и контрудары анг лийских морских и воздушных сил в одной из операций. Встречи с Джамбулом 2 , И песня Джамбула еще громче зазвучала в казахской степи, и не было большей услады казаху, чем услышать песню из уст Джамбул ). Песни Джамбула любили сы новья степей, но баям была его песня ненавистна. Молодой Акын упорно отказывается от мягких ковров их просторных юр г., от пряных кушаний и жирного беш- мермака, от пьянящего кумыса... Конь молодого акына обходил байские юрты, домбра его не у сл а ждала слух степных владык. Не гнулся Джамбул перед баями, а своеволие молодого акына дошло до того, что осмеивал он в своих песнях жадность баев, их тщесл а вие и алчность.„. Сколько засад устраивали на не покорного акына. Но Джамбул скакал ііб степи на быстром коне, подобно «Шан-Тимесу», как звали по древним преданиям сказочного коня, который мчался с такой бы стротой, что пыль к нему не при ставала... И Джамбул ускользал ■от байской стражи. Однажды у свирепого Курл-бая сдохла любимая собака. Бай в ел ел 1соорать^лучших акы- Начало см. в номере за 30 июня Майор Б. РЕС Т нов и приказал песнями оплакивать смерть его пса. Нашлись угодли вые акыны, они прискакали к юр- ! те, бая. и настраивали уже домбры, ■ подсчитывая золото, которым ] обещал их наградить бай, но Курл- баю доложили, что поблизости, в юрте пастуха, остановился Дж а м бул. Бай велел любой ценой доста вить ему Джамбула. Окруженный стражей, пришел Джамбул, ведя на поводу своего коня. —Я хочу, —сказал бай, —чтобы ты, Джамбул, сложил песню о мо ей собаке. Я не пожалею золота и ковров, драгоценностей и шелков, коней и овец, чтобы оплатить пе сню. Но предупреждаю тебя, Джамбул, есть у меня и острый меч, чтобы отрубить им голову упрямцу... —Я не продаю своей песни на золото,—ответил Джамбул, — но если ты хочешь, бай, пусть рассту пится стража, и я тогда спою пес ню о твоей собаке. Стража расступилась, и Дж а м бул запел. О, какие только слова он не на ходил, чтобы восхвалить собаку бая, и бай, умильно закатив глаза и поглаживая бороду, одобритель но кивал Джамбулу. А у песни будто не было конца. Она лилась и лилась: разве была собака умней, сильней, верней, благородней, чем сдохшая собака бая? И вдруг... —Лучше бы жил пес, —неожи данно закончил Джамбул,—а сдох бы ты сам, собака-бай!... Бай задохся от неслыханной дер зости акына, а когда он пришел в себя, Джамбул, вскочив на коня, уже был далеко и, вместе с ним, умчалась в далекие степи песня о собаке Курл-бая... Песню о собаке Курл-бая Дж ам бул, по нашей просьбе, вспомнил в юрте из белого войлока, поставлен ной вблизи каменного, тоже бело го дома, построенного ему в колхо зе им. Джамбула. В пору, когда роДНлся Дж ам бул, — заметил сопровождающий нас Мухтар Ауэзов, — казахские кочевники не отошли еще от родо вого быта. Джамбул прошел веко вой жизненный путь — от родово го быта до социализма! Дж а м бул—живая история казахского на рода... Юношей в середине 19-го века степной певец превратил домбру в оружие против произвола феода- лов-баев. Всенародно известным и почитаемым акыном он сражался і за свой народ в одном ряду с ба- ! тырем Амангельды. Аксакалом певцов своего народа он славил преобразивший Казахстан социа листический строй, славил боль шевистскую партию, открывшую казахам дорогу к счастью, славил великого Сталина... Портрет Сталина висел в его д о ме над письменным столом, у ко торого он работал со своими секре тарями записывавшими песни акына. Портрет товарища Сталина склонялся над войлочным ложем в юрте, где акын, перебирая стру ны домбры, складывал новые пес ни... $ $ # Джамбул подарил мне юбилей ный сборник русских переводов его стихов и я попросил поэта украсить книгу автографом. — Песни, которые записаны на этих листах, — ответил Дж а м бул, — это — песни, рожден ные большим и мудрым народом. Что значит в сравнении с песней имя певца? И все же, не желая мне отка зать, он нанес под фотографией, которой начинался сборник, три буквы казахского алфавита, обо значающие имя Джамбула. Эти три буквы — все, что умел писать Джамбул. Казахский народ, в громадном своем большинстве, до Великой Октябрьской революции был негра мотным. Письменная казахская ли тература появилась всего лишь полвека тому назад, и осново положник ея Абай знаменит тем. что первый перевел на казахский язык Пушкина. Но большинство казахов не уме ло ни читать, ни писать... Акыны с голоса Абая заучивали песни о девушке Татьяне, полю бившей джигита Онегина, и, не зная имени Пушкина, казахи повто ряли пушкинские стихи. Джамбул нам спел и эту песню о джигите Онегине. Он прочел нам тысячи строк из древнего иранского поэта Фердо- уси и десятки тысяч строк из «Ма- наса» киргизского эпоса. Не было произведения казахского народно го устного творчества, которые были бы неведомы Джамбулу. Многовековая народная поэзия казахских степей, древняя поэзия и других народов, граничавших с Казахстаном, были известны Джамбулу может быть лучше и ярче, чем многим, кто изучает ли тературу в академиях и институ тах. Но ученый Джамбул не умел читать и писать... Джамбул не умел читать и пи сать. но был великим поэтом, пев- цом-импровизатором, акыном, чьи мысли и думы, воспоминания и мечты, все, что он знал, видел, слышал, решительно все не могло укладываться и осознаваться ина че, чем в четком ритме поэтиче ских строф.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz