Североморский летчик. 1945, июль.

;1 июля 1945 г., № 155 <(535) СЕВЕРОМОРСК ИИ ЛЕТЧИК 3 ПИСЬМА ПАРТОРГА ЭСКАДРИЛЬИ К о м м у н и с т ы — в а в а н г а р д е у ч е б ы 1. Опыт войны учит Учебно-боевая подготовка лет- аого подразделения в мирных усл о­ виях является центральным во­ просом деятельности парторгани­ зации. Долг коммунистов—возгла­ вить борьбу за высокое качество і учебы, личным примером, всеми формами агитационно-массовой1 работы учить беспартийных нас- | тойчиво овладевать специальными ] знаниями, выковывать из себя на-1 ву считается лучшим механиком в подразделении. На одном из заседаний партбюро мы заслушали также штурмана т. Телепайло, отставшего по некото­ рым дисциплинам. Он слабо раз­ бирался в тех вопросах навигации, которые его товарищи усвоили хо­ рошо. Члены бюро посоветовали и т. Телепайло чаще обращатся за помощью, предложили члену стоящих мастеров военного д е л а . j ВКП(б) т. Долгопятову заниматься Мы помним, как во время бое­ вых действий парторганизации помогали командиру организован­ но и четко решать задачи, постав­ ленные командованием, воспитыва­ ли любовь к Родине, верность воинскому долгу, высокие боевые качества, горячее стремление на­ носить врагу максимальный ущерб. Так было, когда коммунисты р аз­ бирали на собрании причины отста­ вания в летной подготовке члена партии т. Хромова, ранее работав­ шего инструктором по технике пилотирования. Молодые летчики, имевшие гораздо меньший опыт летной работы, вошли в строй раньше т. Хромова. И партийная организация в резкой форме по­ требовала от т. Хромова повыше­ ния ответственности за учебу. Он правильно понял требование парт­ организации и быстро вошел в строй .боевых летчиков. Накопленный опыт партийно-по- литической работы мы исполь­ зуем и сейчас, в дни учебы. Парт- неослабно с т. Гелепайло по штурманской и бомбардировочной . подготовке. Сейчас т. Телепайло выправился, идет в учебе наравне со всеми. Очень распространены и часто практикуются у нас непринужден­ ные беседы коммунистов с летной молодежью. Однажды мы замети­ ли, что молодые летчики и штур­ маны с холодком изучают спосо­ бы самолетовождения по радио, не ведут конспектов, не вникают в детали радиовождения. Вечером я пришел в общежитие молодежи и в товарищеской беседе рассказал им о значении радиосамолетовож- дення над морем, вспомнил случаи, когда радио меня спасало в т яж е ­ лые минуты полета. Были случаи, когда я прокладывал маршрут д а ­ леко в море, исключительно по радио приводил машину д о ­ мой. и выходил на береговую чер­ ту в безопасном от истребителей противника районе. После таких бесед, которые провели и другие опытные летчики-коммунисты, летный состав приступил к глубо- организация о к о н т р о л я -. рует ход учебной подготовки ком- I кому изучению самолетовождения мунистов, следит чтобы ни один партиец не отставал в учебе. Мы понимаем, что сейчас главное — возглавить учебно-боевую подго­ товку. Поэтому уделяем ей са­ мое серьезное внимание. Партийное бюро часто разбирает коммунистов, не успевающих по отдельным дисциплинам, прикреп­ ляет к ним успевающих товарищей —передввиков боевой подготовки. Недавно мы заслушали на бюро члена партии старшину т. Кичецко, получившего плохую оценку по знанию материальной части. На бюро выяснились причины отста­ вания т. Киченко. Он несерьезно отнесся к изучению сложной бое­ вой техники, не использовал сво­ бодные часы д л я самостоятельной учебы. Члены бюро, разобрав его трудовой день, доказали т. Ки ­ ченко, что он всегда может вы­ брать два-три часа в сутки для са­ мостоятельной подготовки. Ком­ мунисту т. Карапцу поручили на первых порах помогать т. Кичен­ ко в технической учебе. Спустя десять-пятнадцать дней т. Кичен­ ко показал отличные знания ма­ териальной части и теперь по пра- по радио, качество теоретических занятий заметно повысилось. Партийная организация уделяет большое внимание тому, как руко­ водители занятий—коммунисты — готовятся к изложению проходи­ мых тем. Мы ставили этот вопрос на партийном собрании, обязав ком­ мунистов со всей ответствен­ ностью, глубоко и серьезно гото­ виться к каждому занятию по лю­ бой, даже, на первый взгляд, не­ сложной теме, используя нагляд- [ ные пособия—схемы, чертежи, ма­ кеты. Этим мы добились глубоко­ го изложения материала, а следо­ вательно, и повысили качество учебы. Во время войны после каждой боевой операции мы выпускали боевые листки, оформляли плака­ ты, лозунги, рассказывающие о результатах боевого дня, о героях боев. Наглядная агитация помога­ ла нам тогда воспитывать в людях высокий боевой порыв, гордость за свои ратные успехи, стремление равняться по лучшим людям под­ разделения. Боевые листки, выпускаемые на­ ми теперь, после зачетных дней, отражают результаты учебы, под­ водят итоги, показывают лучших, выявляют отстающих. Заметка в боевом листке, ярко описывающая результаты зачетов, оказала боль­ шое влияние на т. Кочеткова, по­ лучившего тройку на зачетах по бомбардировочной подготовке. Он принялся за самостоятельную уче­ бу и в короткий срок наверстал упущенное, выправил отставание. Отсюда можно сделать вывод, что в борьбе за высокое качество учебно-боевой подготовки, наря­ ду с новыми формами работы, необходимо широко использовать опыт, накопленный во время бое­ вых операций. Гвардии капитан А. ОРЛОВ. Военно-морская ордена Ленина академия имени Ворошилова. НА СНИМКЕ : вице-адмирал Л. Г. Гончаров консультирует слушателей академии — капитан лейтенанта В. К. Лысенко, капитан- лейтенанта В. Федюшко и капитан-лейтенанта Н. Л, Бершаг. Фото Б. Васютинского. Фотохроника ТАСС. В минуты отдыха. Фото А. Типанова. ♦ -------------- — Инженер Хейфиц не торопится... Месяц тому назад Н -с к ую ' истребительную часть посетила инспекция. Она, проверив работу | на каждом участке, дала оценку боевой подготовки летчиков и тех­ ников, вскрыла ряд недостатков. В частности, инспекция указала на недопустимое состояние спецобо- рудования учебных машин, на к о ­ торых были обнаружены оголен­ ные и незакрепленные проводники, неисправные и невыверенные при­ боры, отсутствие графиков про­ верки отдельных приборов, запу­ щенное аккумуляторное хозяйство и прочее. Делая выводы, инспек­ ция запретила использование обеих учебных самолетов для по­ летов и указала на необходимость немедленного устранения всех не­ поладок. Казалось, больше чем кого-ли­ бо другого выводы инспекции к а ­ сались инженера по спецоборудо- ванию т. Хейфиц. Ему надо было немедленно учесть все замечания и как можно быстрее устранить указанные недостатки, нбо необ­ ходимость в учебных самолетах велика: каждый день дорог для выполнения программы боевой подготовки. Тов. Хейфиц вызы­ вался на партийное бюро части, где его заслушивали, указывали на недостатки в работе спецслуж­ бы и потребовали немедленного устранения указанных инспекцией недостатков. Вызывал к себе ин­ женера Хейфиц и командир. Он приказал ему в короткий срок проверить оборудование учебных машин и навести на них идеаль­ ный порядок. Прошло много времени. И вот на-днях летчик Чуксин на само­ лете «ПО-2» по заданию коман­ дования совершил перелет на д р у ­ гой аэродром. Там машина сразу была осмотрена старшим инжене­ ром и вновь отстранена от поле­ тов. Оказалось, что на ней ак к у ­ муляторное хозяйство находилось в таком же запущенном виде, электропроводники попрежнему имели оголенные места, ряд пило­ тажных приборов — не выверен. Когда старший инженер стал про­ верять показания приборов скоро­ сти в передней и задней кабинах, то они показывали недопустимую разность. Сейчас молодые летчики полу­ чили возможность ежедневно тре­ тироваться, выполнять учебные упражнения. Но по вине инжене­ ра Хейфиц оба учебных самолета пока еще не в строю. Тов. Хейфиц не спешит... Д. НИКОЛАЕВ О— ИНТЕРЕСНАЯ ЛЕКЦИЯ На-днях старший лейтенант т. Аристархов провел интересное занятие с офицерами своего под­ разделения. В 2-х часовой лекции он подробно разобрал действия японской и английской авиации и их военно-морских сил на тихо­ океанском театре. Детальному разбору было подвергнуто взаимо­ действие различных типов япон­ ской авиации и контрудары анг­ лийских морских и воздушных сил в одной из операций. Встречи с Джамбулом 2 , И песня Джамбула еще громче зазвучала в казахской степи, и не было большей услады казаху, чем услышать песню из уст Джамбул ). Песни Джамбула любили сы ­ новья степей, но баям была его песня ненавистна. Молодой Акын упорно отказывается от мягких ковров их просторных юр г., от пряных кушаний и жирного беш- мермака, от пьянящего кумыса... Конь молодого акына обходил байские юрты, домбра его не у сл а­ ждала слух степных владык. Не гнулся Джамбул перед баями, а своеволие молодого акына дошло до того, что осмеивал он в своих песнях жадность баев, их тщесл а­ вие и алчность.„. Сколько засад устраивали на не­ покорного акына. Но Джамбул скакал ііб степи на быстром коне, подобно «Шан-Тимесу», как звали по древним преданиям сказочного коня, который мчался с такой бы ­ стротой, что пыль к нему не при­ ставала... И Джамбул ускользал ■от байской стражи. Однажды у свирепого Курл-бая сдохла любимая собака. Бай в ел ел 1соорать^лучших акы- Начало см. в номере за 30 июня Майор Б. РЕС Т нов и приказал песнями оплакивать смерть его пса. Нашлись угодли­ вые акыны, они прискакали к юр- ! те, бая. и настраивали уже домбры, ■ подсчитывая золото, которым ] обещал их наградить бай, но Курл- баю доложили, что поблизости, в юрте пастуха, остановился Дж а м ­ бул. Бай велел любой ценой доста­ вить ему Джамбула. Окруженный стражей, пришел Джамбул, ведя на поводу своего коня. —Я хочу, —сказал бай, —чтобы ты, Джамбул, сложил песню о мо­ ей собаке. Я не пожалею золота и ковров, драгоценностей и шелков, коней и овец, чтобы оплатить пе­ сню. Но предупреждаю тебя, Джамбул, есть у меня и острый меч, чтобы отрубить им голову упрямцу... —Я не продаю своей песни на золото,—ответил Джамбул, — но если ты хочешь, бай, пусть рассту­ пится стража, и я тогда спою пес­ ню о твоей собаке. Стража расступилась, и Дж а м ­ бул запел. О, какие только слова он не на­ ходил, чтобы восхвалить собаку бая, и бай, умильно закатив глаза и поглаживая бороду, одобритель­ но кивал Джамбулу. А у песни будто не было конца. Она лилась и лилась: разве была собака умней, сильней, верней, благородней, чем сдохшая собака бая? И вдруг... —Лучше бы жил пес, —неожи­ данно закончил Джамбул,—а сдох бы ты сам, собака-бай!... Бай задохся от неслыханной дер­ зости акына, а когда он пришел в себя, Джамбул, вскочив на коня, уже был далеко и, вместе с ним, умчалась в далекие степи песня о собаке Курл-бая... Песню о собаке Курл-бая Дж ам ­ бул, по нашей просьбе, вспомнил в юрте из белого войлока, поставлен­ ной вблизи каменного, тоже бело­ го дома, построенного ему в колхо­ зе им. Джамбула. В пору, когда роДНлся Дж ам ­ бул, — заметил сопровождающий нас Мухтар Ауэзов, — казахские кочевники не отошли еще от родо­ вого быта. Джамбул прошел веко­ вой жизненный путь — от родово­ го быта до социализма! Дж а м ­ бул—живая история казахского на­ рода... Юношей в середине 19-го века степной певец превратил домбру в оружие против произвола феода- лов-баев. Всенародно известным и почитаемым акыном он сражался і за свой народ в одном ряду с ба- ! тырем Амангельды. Аксакалом певцов своего народа он славил преобразивший Казахстан социа­ листический строй, славил боль­ шевистскую партию, открывшую казахам дорогу к счастью, славил великого Сталина... Портрет Сталина висел в его д о ­ ме над письменным столом, у ко ­ торого он работал со своими секре­ тарями записывавшими песни акына. Портрет товарища Сталина склонялся над войлочным ложем в юрте, где акын, перебирая стру­ ны домбры, складывал новые пес­ ни... $ $ # Джамбул подарил мне юбилей­ ный сборник русских переводов его стихов и я попросил поэта украсить книгу автографом. — Песни, которые записаны на этих листах, — ответил Дж а м ­ бул, — это — песни, рожден­ ные большим и мудрым народом. Что значит в сравнении с песней имя певца? И все же, не желая мне отка­ зать, он нанес под фотографией, которой начинался сборник, три буквы казахского алфавита, обо­ значающие имя Джамбула. Эти три буквы — все, что умел писать Джамбул. Казахский народ, в громадном своем большинстве, до Великой Октябрьской революции был негра­ мотным. Письменная казахская ли­ тература появилась всего лишь полвека тому назад, и осново­ положник ея Абай знаменит тем. что первый перевел на казахский язык Пушкина. Но большинство казахов не уме­ ло ни читать, ни писать... Акыны с голоса Абая заучивали песни о девушке Татьяне, полю­ бившей джигита Онегина, и, не зная имени Пушкина, казахи повто­ ряли пушкинские стихи. Джамбул нам спел и эту песню о джигите Онегине. Он прочел нам тысячи строк из древнего иранского поэта Фердо- уси и десятки тысяч строк из «Ма- наса» киргизского эпоса. Не было произведения казахского народно­ го устного творчества, которые были бы неведомы Джамбулу. Многовековая народная поэзия казахских степей, древняя поэзия и других народов, граничавших с Казахстаном, были известны Джамбулу может быть лучше и ярче, чем многим, кто изучает ли ­ тературу в академиях и институ­ тах. Но ученый Джамбул не умел читать и писать... Джамбул не умел читать и пи­ сать. но был великим поэтом, пев- цом-импровизатором, акыном, чьи мысли и думы, воспоминания и мечты, все, что он знал, видел, слышал, решительно все не могло укладываться и осознаваться ина­ че, чем в четком ритме поэтиче­ ских строф.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz