Североморский летчик. 1945, июль.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 20 июля 1945 г., № 171 (551) УЧИСЬ НА ОПЫТЕ ВОЙНЫ Доразведка морского противника I. ЗНАЧЕНИЕ ДОРАЗВЕДКИ Своевременная целеустремлен ная разведка и доразведка, осно ванная на достоверности и полно те добываемых сведений, решает успех операции в целом. Л е й т е н а н т В . Д О С О В С К И Й не с остальными самолетами у д ар ной группы, в противном случае он не сможет держать связь с други- Доразведка является звеном цепи наблюдений за обнаруженным ми самолетами. Так, в сентябре противником, — она дает досто- 1 9 4 4 г. в Тана-фиорд вошел конвой верное представление о протиШТЙ- противника. Здесь он стал рассре- ке, ее данные являются путеводи- , дотачиваться. Доразведчик, при- телем ударных групп. Кроме э т о - . летевший всего за 6 минут перед го, необходимость доразведки бы - 1 ударной группой, имел разную ла продиктована самой специфи-^ волну с самолетами ударной кой северного театра военных группы и поэтому не смог наве- действий. I сти их на транспорт противника, Погода, один из важных* фак- идущий без охранения. Ударная торов, решающих выполнение за- ! г Руппа вышла в атакУ на первые дания изменяется буквально каж- ' попавшиеея два миноносца, идущие дый час. Точные данные о погоде К>'РС0М *80 градусов. В результа- те атаки был поврежден лишь один миноносец. Весьма очевид- по маршруту и непосредственно над целью дают возможность ударным группам выбрать наибо-! н0’ что Целесообразнее было ата- ' 1 * Г 1 I/r .D O T L А т т ОГГГтіфтті 14 ТПОЧАПЛІП-Г лее удобный маневр и заход на противника. Когда не было свежих данных о противнике, о погоде, ударная группа порой не обнару живала противника и ударяла по запасной цели. 27 октября 1943 года наш раз ведчик в районе Сюльте-фиорд об наружил конвой противника в со ставе 4-х транспортов, 6 стороже вых кораблей и до 14 мелких су дов неопознанного типа. Конвой шел курсом 1 2 0 градусов, при крывался с воздуха 6 «ФВ-190» и 2 «Ме-109». Непрерывного наблю дения за конвоем не велось. Д а н ные доразведки и состояние по годы в районе це}*и до командова ния не дошли, т. к. летчик-дораз- ведчик был подбит в воздушном бою и произвел вынужденную по садку. В 12 час. 58 минут на бом- бо-штурмовой удар по конвою противника вылетело 35 самоле тов. Конвой они не обнаружили из-за плохих метеоусловий — т у мана и, в 13 час. 40 мин. все само леты разрядились по запасной цели. А вот другой пример, так же по казывающий необходимость д о разведки. ковать беззащитный транспорт. Если бы доразведчик работал на одной радиоволне с самолетами ударной группы, так бы не было. 3. ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ В НАВИГАЦИОННОМ ОТНОШЕНИИ И ВЫБОР МАРШРУТА Задание на доразведку требует от экипажа хороших навыков в навигационном отношении. Л е т чик, идущий в доразведку, д о л жен безукоризненно владеть компасной навигацией, радионави гацией, инструментальной, (а для одноместных самолетов — глазо мерной) прокладкой. Знание ко раблей противника, его военно- морских баз, якорных стоянок, наконец, знание напамять и до мелочей береговой черты — вот те условия, при соблюдении к о торых задание всегда будет вы полнено наверняка. Поэтому на доразведку посылаются наиболее опытные и грамотные экипажи. При подготовке к полету с л е дует обращать особое внимание на исправность компасов, радио оборудования, вооружения, на пра вильность подготовки и заправки полетных карт, на правильность « 1 ° М ЯбГ 1 9 4 3 І раз*ед™к “ , распределения секторов обзора ас. 36 мин. в районе Бос-фиорд і внутри экипажа и знание запасных обнаружил конвой противника - 1 и х составе 3 транспортов, 2 минонос цев, 1 0 сторожевых катеров, шедших курсом 130 градусов, со скоростью 8 узлов. Было органи зовано непрерывное наблюдение и доразведка конвоя. Данные о противнике периодически переда вались по радио флоту. В 14 час. 53 мин., в 15 час. 05 мин., 15 час. 07 мин. был произведен комбини рованный удар по конвою штур мовиками, высотными и низкими торпедоносцами. В результате этих ударов потоплено 2 транспор та, один сторожевой корабль, по вреждены 1 транспорт, сбито в воздушном бою 15 самолетов про тивника. Необходимость доразведки оче видна. Уточнение места и элемен тов движения противника, погоды в районе цели к моменту удара, при благоприятных условиях, спо собствует успешному выполнению поставленной задачи. 2. КОГДА ВЕДЕТСЯ ДОРАЗВЕДКА Доразведка конвоя противника ведется в следующих случаях: 1. После получения данных о выходе или движении конвоя; 2. После обнаружения конвоя воздушной разведкой; 3. Непосредственно перед тор- педо-бомбовым ударом. В первом случае доразведка ве дется с целью уточнения количе ства и типа кораблей, а главное — уточнения ордера конвоя, курса следования, скорости и места. Во втором случае доразведка ве дется с целью контроля за направ лением движения и изменением состава конвоя в радиусе недося гаемости торпедоносной и бомбар дировочной авиации. В третьем случае са*олет:доразведчик д о л жен вылетать раньше ударной группы на 15—20 минут. Работа его должна вестись на одной радиовол- аэродромов и площадок на сл у чай вынужденной -посадки или закрытия основного аэродрома. Уточняя последнее место обна ружения противника, его курс, скорость, состав, метеообстановку, обстановку на море и в воздухе—■ экипаж прокладывает такой марш рут, который соответствовал бы быстрому приходу к цели, внезап ному и безопасному появлению над ней. Д л я быстрого прихода на цель маршрут следует навстречу с конвоем, но отнюдь не на место последнего обнаружения. 4. ТАКТИКА И ТЕХНИКА ДОРА ЗВЕДКИ ДЛЯ ТОРПЕДОНОСЦЕВ Тактика доразведки в ходе бое вых действий функционально из менялась сообразно с ростом тех ники противника. Если до 1943 го да на один транспорт в составе конвоя приходилось 1 — 2 эскорт ных корабля, то с начала 1943 г., Огонь по конусу, воздушной цели, с катера. Фото А. ТИПАНОВА . в связи с увеличением противо действия нашей бомбардировоч ной и торпедоносной авиации, на один транспорт противника в с о ставе конвоя стало появляться 5—6 эскортных кораблей. Кроме того, противник стал в е сти барраж над конвоем, построил ряд площадок д л я своей авиа ции, насытил коммуникации мно гочисленными постами н аблюде ния, локаторными установками, усилил береговую и зенитную артиллерию. Соблюсти полную скрытность ла протяжении всего полета стало много труднее и этому дел у приш лось уделить особое внимание. Полет от ИПМ происходил на вы- соте 50— 100 м. З а 20—25 мин. до подхода к цели самолет набирал высоту в безоблачную погоду до 3 , 5 тысяч метров, в облачность 8 — 1 0 баллов шел на высоте не выше 3,5—4 тысяч метров к ее кр®мке. но не вплотную, а оставляя 150—200 метров до нее. При по вороте на береговую черту про тивника штурман уведомлял об этом весь экипаж, усиливалось наблюдение за воздухом и водной поверхностью. При обнаружении противника надо было быстро, и в то же вре - 1 мя точно определить его место, курс, ход и установить наличие барража над конвоем. Если за д а ча была поставлена произвести и аэрофотос’емку противника, то з а ход произвести сразу же, с хода, на повышенной скорости. При каждом подходе к конвою необходимо в первую очередь осматривать воздух. Если есть над конвоем истребители, устано вить высоту их барража, уходом в море набрать высоту до кромки облачности. В безоблачную погоду нужно заходить на конвой со ст о роны солнца с повышенной ско ростью, в зимнее время с темной части горизонта. Известно, что на нашем театре зимой солнце почти не восходит, и темной частью го ризонта, по обыкновению, я вл я ет ся западная сторона. 5. ДОНЕСЕНИЕ РЕ ЗУЛ Ь ТА ТА ДО РА ЗВ ЕДКИ Обнаружив противника, опреде лив его точное место и элементы дг.ижения, нужно уходить в море на 45—50 километров. Штурман немедленно составляет радио-до- несение, в котором указывает ме сто, курс, скорость, погоду над целью и время обнаружения про тивника. При изменении состава конвоя, его курса, скорости, а такж е по годы над целью надо немедленно сообщать об этом по радио, д о биваясь, чтобы на к ажд ое радио- донесение была получена кви танция. е е * Изучение театра военных дей ствий, его особенностей, знание противника и своей материальной части, хитрость, настойчивость и храбрость — вот те качества, ко торыми должен обладать до р аз ведчик д л я успешного выполнения поставленной задачи. ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ТАРАН СОВЕТСКИХ ЛЕТЧИКОВ Высокое звание Героев Советско го Союза первыми в Великую О т е чественную войну получили три отважных летчика — Здоровцев, Ж у к о в и Харитонов. Это были летчики, которые впервые, после Нестерова, почти одновременно на разных участках фронта и при раз ных обстоятельствах, но с равным успехом применили таранный удар в воздухе. 19 июля, находясь в боевом по лете и гоняясь за вражеским само летом, лейтенант Ж у к о в расстре л ял все патроны. Самолет его был поврежден. Немецкий летчик пе решел к нападению, но Ж у к о в на нес ему совершенно неожиданный удар: он отрубил ему хвостовое оперение винтом своего самолета. Враг был уничтожен. Ж у к о в б л а гополучно сел на свой аэродром. Таким ж е образом почти одн о временно с Жу к о вым поступили младший лейтенант Харитонов и лейтенант Здоровцев. П о с л е пер вых сообщений Советского И н формбюро о применении тарана в воздухе Жуковым, Здоровцевым и Харитоновым, таранный удар во шел в боевой обиход советской авиации и на протяжении всей войны считался почти рядовым эпизодом в военной практике. Что представляет собой таран ный удар с точки зрения летчика? Об этом очень хорошо сказал л е т чик Митин: л «Многим кажется, что таран это удар в стену. Это неверно тС все д е л о в соотношении скоростей надо подогнать вплотную маліинѵ подравнять скорость, потом газа нуть и легонько стукнуть. Лучш, всего винтом. Много ли этой стройке н адо? Сразу развалится! А вы то л ь ко винт себе погнете спланирѵете-t- ® Н а ск о л ь к о представление 0 та ранном ударе, как о безрасчетном удальском, бесшабашном «ударе стенку» неверно, показывает это зод, происшедший ттод Сталин градом. З д е с ь младший лейтенант Надеев, подойдя на таранный удар, плоскостью своего самол«тз отсек хвостовое оперение немец кому бомбардировщику, однако в р аж еск ая машина удержалась „ воздухе. Тогда Надеев с еще бо лее точным и хладнокровным рас четом, зай д я в хвост бомбарди ровщику винтом своего самолета отсек вражескому руль глубины Немец упал. Недеев приземлился благополучно. Забавно, что немецкое коман дование долго и упрямо не хотело верить в возможность таких та. ранных ударов, основанных на точном расчете. Впрочем немцы поверили в та ран после того, как на подступах к Москве к осени 1941 года та ранным ударом &ыл сбит двадцать один самолет. ПАМЯТНИК ГЕРОЯМ ЗАПОЛЯРЬЯ На 28-м километре автотракта Мурманск-Петсамо на склоне одной из сопок возвышается п а мятник Героям Заполярья. Высо кий, четырехугольный с метал ли ческой красной звездой на шпиле, он виден далеко в окрестности. «Героям Заполярья. 1941-1945 гг.» —гласит на памятнике надпись. На постаменте памятника набита ме таллическая доска, на которой з о лотыми буквами написаны слова товарища Сталина: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!» От дороги к памятнику ведет вы сокая, широкая лестница. Вокруг памятника рассажены деревья. Сам памятник и идущ»~ ~ чему лестни ца обнесены оградой. Т акой ж е памятник «Героям Заполярья» поставлен в Петсамо. КАК НАУЧИТЬСЯ М ЕТКО СТРЕЛЯТЬ Ответ на этот вопрос дает бро шюра д в аж ды Героя Советского Союза майора А. Ворожейкина «Заметки об огневом мастерстве», поступившая на-днях в наши части. В простой форме, на простых при мерах автор брошюры раскрывает тайны своих успехов, обеспечив ших ему возможность сбить 52 вражеских самолета. Заключая, что «искусно маневрировать, точно прицеливаться, бить с близкого расстояния, грамотно, используя прицел и трассу, — и победа будет за тобой,» — майор т. Ворожейкин показывает свой боевой путь. Несомненно, эта брошюра ока ж е т -немалую у сл у гу нашим лет чикам и поможет им научиться бо лее умело сочетать огонь с манев ром. Новости литературы и искусства # В украинском издательстве . С о ветский п и са т е л ь ' выходит роман Ю . Смолича „Они не ирошли*. Р о ман п о свящ ен о с вободительной б о р ьб е со в етско го народа в дни В е лик ой О те ч е с т в е н ной войны . Д е й с т вие романа п р о и с ходит в Х арькове и сел ьских р а й о нах, временно з а хваченных н ем е ц кими оккупантами. # В Н о в о с и бирске открылся новый г о с у д а р с т венный теа тр о п е ры и балета, я в ляющийся одним из кр упн ейших теа тр о в в н ашей стране. З р и т е л ь ный зал театра вм ещ ает до двух ты сяч чел о век. Т р упп а т е а т р а с о стоит из 5 2 со л и с тов, 72 артистов балета, 107 ар т и с тов х о р а и 74 а р тистов о р к е с т р а . 15 р е п е р т у а р е п е р вого с е з о н а—о п е ры .Е в г е н и й Оне- г и н “, . К н я з ь И г о р ь " , . Т р а виата", .К а р м е н * . .З а п о р о ж е ц за Д у н а ем " и балет . Конек-Г о р б у н о к * . Ф В Моск в е вновь о тк ры л ся Го су д ар с тв е н ны й му зей В ос т о чны х к у л ь ту р . Н о в а я э к с п о зи ц и я , с о с т о ящ ая из разделов: а) и ск у сс т в о Д а л ь н его В остока, б) и с к у с с т в о Б л и ж н его и С р е дн его Востока, в) и с к у с ство С о в е т с к о г о Востока, зн ак ом и т посетителей с х у д о ж е ст ве н ным т в о р ч е с тв ом н ар о д о в Востока. % .Л е н и н г р а д— 1944 г.*—так н а зы вается сб о р ни к о ч е р к о в и р а с с к а зов, в ы п ущ е н ны й Л енинградским га- зетно- журнальным издательством. С б о р н и к посвящен теме восстановле ния Ленинграда. В нем опублико ваны произведе ния В. Азарова, М. З ощ е н к о , В. Ке т л ин с к о й , Н. Ни к и т и н а и других Л е ни н г р а д с к и х пи сателей. # В новой про гр амм е хора им П ятниц к о го боль ш о е м е с т о отведе но старинным оус ским песням. Осо^ б ен н о й простотой о т л и ч а ет ся протя ж н а я р у с ск ая пес ня „С то р о н а моя с т о р о н уш к а ". Во втором отде л ен и и программы — „Сцены кресть я н ск ой свадьбы ”, (.С м о т р и н ы * , „П лач н е ве сты * ,^ .С г о в о р * ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz