Североморский летчик. 1945, июль.

УЧИСЬ НА ОПЫТЕ ВОЙНЫ ПА Р А—ОСНОВ А Б О Е В О Г О ПО Р Я Д К А Как отрабатывать пару Ч ТО значит отработать пару? Какие требования пред'ян- ляются к слетанности пары? Слетанность в паре — большое, важное дело. Ее необходимо отра-, батывать настолько, чтобы летчи­ к и (ведущий и ведомый), не пода-1 вая друг другу сигналов (команд). ■ могли по эволюции самолета—на - ; «арника понимать его намерения и строить правильный маневр. При­ чем при выполнении маневра веду­ щий должен учитывать возмож­ ности ведомого, а ведомый — иметь запас скорости, обеспечи­ вающий ему сохранение своего места в боевом порядке пары. Что такое маневр? Маневром в воздушном бою на­ зывается изменение направления полета в вертикальной и горизон­ тальной плоскости с целью: а) выйти на огневую позицию; б) внезапно произвести первую атаку; в) выйти из атаки, из-под удара, из боя. По своему характеру маневры можно разделить на горизонталь­ ный, вертикальный и контрманевр. Вертикальным маневром в бою называются все изменения направ­ ления в вертикальной плоскости. Применение этого маневра дает аозможноъть захвата инициативы нападения, создает необходимый запас скорости. Горизонтальным маневром на­ зываются все изменения, направ­ ления полета в горизонтальной плоскости. Этот маневр является оборонительным и не дает возмож­ ности использовать полностью ка­ чества самолета. Контрманевром называется на­ рушение огневой позиции напа­ дающего. Прежде чем перейти к отработ­ ке всех этих маневров, ведомый должен научиться сохранять такие дистанцию м интервал, которые бы не затрудняли его «волюций. Зна­ чит, вначале следует отработать строи пары. Строи (фронт, пеленг! прекрасно изложены в Наставле­ нии и понять их не трудно. ГІрн отработке слетанности пары летчики обязаны строго выдер­ живать последовательность. Все ли эго у пас хорошо понимают? Нет, далеко не все. Опыт подска- іывает, что за I—2 полета летчики ни при каких, даже самых замеча­ тельных, качествах не могут сле­ таться. Л аж е отличный летчик не удержится в строю при резких эволюциях. Поэтому неправильно, в ущерб качеству подготовки, делают те командиры, которые в погоне іа количеством введенных в строй летчиков не соблюдают в учебе последовательность, начи- н; юг полеты прямо со сложных задач. Какой последовательности при­ держиваться при отработке пар? Известно, что в боевые чпетн летчики приходят из училищ. Там, иод руководством инструкто­ ров, они проходят большую школу. Однако это не значит, что летчик, окончивший училище — зрелый воздушный воин. С ним нужно еще много И упорно работать. Здесь, зри вводе летчиков в строй, у нас встречаются две ошибки. Некото­ рые товарищи, получиз пополне- Капитан Д. Богданов с ним т е , начинают вести работу с самых азов, продолжительное время задерживаясь на элементар- 1 ных вопросах, другие, наоборот, | слишком быстро перескакивают на выполнение сложных задач. Как то, так и другое неправильно. При отработке пар следует придержи­ ваться следующего порядка. В первых полетах ведомому на­ до дать возможность усвоить, как правильно сохранять свое место, выдерживать интервал и дистан­ цию. Эта задача молодым летчи­ кам кажется слишком простой. На самом деле отработать строй пары—не легкое дело, требующее от них немалых усилий. Это долж ­ ны понять и ведущий и ведомый. Когда будет отработан строй, следует приступить к отработке изменений направления полета: небольших змеек, плавных разво­ ротов и т. п. К концу полета, при условии, если ведомым предыду­ щие элементы отлично усвоены, можно увеличивать темп маневри­ рования. Последующими элементами для отработки являются: перестраива- ние ведомого, по командам веду­ щего, в пеленг и вертикаль. Как первое, так и второе требуют нема­ ло времени. Ограничиваться здесь 1—2 полетами нельзя. Если веду­ щий хочет иметь хорошего ведомо­ го, он обязан его научить хорошо держаться на вертикали, ибо вер­ тикаль — основа наступательного, победного боя и при воздушных сражениях diia чаще всего приме­ няется нашими истребителями. В іавершении всего паре сле- лует провести произвольное энер­ гичное маневрирование при р.момк- нутых интервалах и дистанциях, как по горизонтали, так и по вер­ тикали. При этом ведомый, повто­ ряя эволюции ведущего, должен сохранить свое место. Последним мерилом слетанности пары будет ѵменке выполнять летчиками все фигуры пилотажа в строю. Выше перечислены основные элементы, последовательность ко­ торых всегда следует учитывать при отработке пары. Эти элементы предусмотрены учебными програм­ мами н их следует строго выпол­ нять. Ход боевой подготовки вскрыл ряд недостатков в отработке пар. Эпі недостатки идут по линии ме­ тодики и неправильных действий ведущего и ведомого. О неправильности в методике об_\ чения я уже говорил. Погоня за тем. чтобы быстрее пройти \ чебную программу ведет к непо­ следовательности обучения: веду­ щий с первого же полета начинает резко, маневрировать и этим не д.іет возможности удержаться ве­ домому в хвосте своего самолета. Как-то раз мне пришлось слышать разговор одной пары. Летчики вернулись с учебного задания. — Что же ты оторвался? Пер­ вый раз мы с тобой поднялись в воздух и сразу ты себя скомпроме­ тировал, — корил ведомого веду­ щий. Не мог удержаться, товарищ Решите эти задачи 70 », лейтенант, — оправдывался лет 'іик. — Да и потом вы резко и с такой скоростью пошли, что я как ни газовал — угнаться за вами не смог... Кто же виноват в этом отрыве ведомого от ведущего? Нам дум ается, что ведущий. Тем более, что подобный пример — не единичен: ведущие очень часто при учебных полетах «бывают создавать іапас скорости для ве­ домого и ставят его в такое поло­ жение, что как бы он ни «газо­ вал» — догнать ведущего не мо­ жет. Сие, как говорят, от него не зависит. Кроме этого недостатка есть и другие. Ведущие пар производят внутренний разворот на слишком малой скорости и создают для ве­ домого или угрозу сорваться в штопор (если он будет стараться удержаться в хвосте самолета ве­ дущего), или проскочить вперед командира. При вертикальном ма­ невре в верхней точке ведущие вывод самолета производят иногда на малой скорости. Ведомые, в та­ ком случае, зависают. Большая доля вины за медлен­ ную отработку пары, за недостат­ ки в процессе этой отработки па­ дает на ведомых. Не все ведомые придирчиво подходят к своей уче­ бе. Встречается в практике немало случаен, когда ведомые, пройдя весь курс обучения, не умеют держаться как следует в строю, выдерживать интервал и дистан­ цию. Когда выясняешь причину почему так произошло, оказывает­ ся, что ведомый не знает своего места и при учебе раньше старался итти по линии наименьшего сопро­ тивления, летать так, как проще— ходил с ведущим фронтом, жался в хвост его самолета. [ Не всегда умело пользуются ве­ домые и мотором. Резкость газа и нсучет инерции самолета ведет к отрыву ведомого от ведущего. Чтобы грамотно пользоваться мо­ тором, надо хорошо знать все его возможности. А чтобы шать надо учиться и учиться не только в воз­ духе, но и на земле. Лучшим учи­ телем при любых обстоятельствах должен являться командир пары. Отрешаться должен ведомый во время учебы и от ненужной осто­ рожности. Разве не ясно, что бо­ язнь произвести за ведущим ту или иную фигуру пилотажа произ­ водство ее, как в авиации говорят, блинчиком, ведет к затягиванию ввода летчика в строй. В заключение остановлюсь на силе, которая является лучшим стимулом в отработке пары.' Сила эта — дружба, боевая дружба между ведущим и ведомым. Эта дружба помогает сколачивать па- ру. ускоряет процесс ввода ведо­ мого в строй. Боевая практика дает нам десятки примеров, когда дружба п паре, обеспечивала лет­ чикам успех, победу, когда веду­ щий и ведомый по-настоящему, сердечно любя друг друга, шли на самопожертвование ради спасения товарища и выходили победите­ лями. Сейчас, во время учебы, дружба і! паре должна укрепляться и по­ ощряться. Ее надо всемерно под­ держивать. І X ? ' ч ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПАРЕ, РОШДЕННЬІЕ ВОЙНОЙ ~ Ф Слетанная пара — непобедима. ф Ведущий, и ведомый — одно целое. ф Понимай ведѵіцего, и ты всегда будешь с ним. ф Крепка пара, когда слетана. ф Хороший ведомый — половина успеха. ф Хочешь побеждать — сколачивай крепкую пару. ♦ Береги ведущего, как зеницу ока. ф Дружба в паре — главное. Ф У хорошего ведущего и ведомый хорош:. ф В паре — сила истребителей. 30 « . Дружба и мастерство — Ч ТО жа ты отстал, Б е­ ляев? 11 Ом IXs• j \ ? На схемах нарисованы два различных поряд­ ка пары истребителей. Расскажите, что это за боевые порядки и когда они применяются. Кроме того, на первой схеме высчитайте рас- f стояние между самолетами, на второй—угол, под которым ведомый должен находиться по отношению к ведущему. НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОДОБНЫХ СЛУЧАЕВ Война продиктовала для пары своеобраз­ ные законы, точно определила строй, функ­ ции ведущего и ведомого. Однако в процес- КАК НА... ПАРАДЕ Вы видите пару. Она идет крыло в крыло. Ориентировкой для ведомого, как он сам признается, является профиль ведущего. Бывает ли так в бою? Конечно нет, никогда никто из наших летчиков так не ходил. Сейчас война окончилась, опасности, что вот подкрадутся «мессера» и собьют, нет. По­ этому некоторые наши летчики решили: з а ­ чем у груждать себя, держать дистанцию и интервал? Ведь легче нтти крыло в крыло. Да, легче и с земли красивее смотреть на такой парадный строй. Но если подобный строй будет на войне, — ни ведущий, ни ведомый не могут рассчитывать на победу, на успех. НА ВСЮ „ЖЕЛЕЗКУ" «Куда? Куда. вы?..». Напрасен ваш вопль, ведомый. Он останется голосом вопиющего н пустыне. Ведущий на развороте дал газ на всю «железку», и как бы вы ни форси­ ровали свой, равный с ним по силе, мотор— не догоните. Он не оставил для вас запаса скорости. Некоторые ведущие, уходя таким «мане­ ром» от ведомого, об’ясняют это необходи­ мостью приучать ведомого к резким эволю­ циям. Да, надо приучать. Но приучать по­ следовательно, умно, обязательно с учетом возможностей своего напарника, а не так, как выше нарисованная пара. Пословица гласит: «Когда вдвоем — всегда помни о друге». Чтобы не забыть о ведомом з бою, надо приучать себя помнить о во время учебных полетов. се боевой учебы некоторые летчики прене­ брежительно относятся к этим законам, упрощают отработку слетанности пары. Не нем сейчас. имея возможности подробно останавли-- ваться на всех этих случаях, разберем неко­ торые из них. В ОДНОМ „ТЕЧЕНИИ" Говорят, что привычка действует на чело­ века сильнее всего. У некоторых наших ве­ домых пар, во время учебных полетов появи­ лась привычка, выражаемая желанием итти со своим командиром в одном «течении», в хвосте, смотря ему точно в затылок. Надо прямо сказать — нехорошая привычка. Она суживает маневр пары, ослабляет осмотри­ тельность. Рекомендовать отучиться от этой привычки следует всем летчикам. Способ отучиться один — больше ходить стооем фронта. КУДА ТЫ ВЗОР НАПРАВИЛ СВОЙ?.. Хоть и спокоен ведущий за то, что ведо­ мый не отводит от него своего взора, но на­ прасно. Противник никогда не будет влезать з середину между ведущим и ведомым. Он атакует обычно сзади, с хвоста. А хвост-то ;і остался у пары неприкрытым. Подобные случаи неправильной осмотри­ тельности внутри пары у нас еще встреча­ ются. Хорошая, грамотная осмотритель­ ность, как показал опыт войны, имеет не­ малое значение в успехе любого боя. Кто перзьім заметил врага — половину успеха одержал, такое правило выдвинула вой­ на. Зачем нам от него отступать? В настав­ лении точно записаны обязанности внутри пэры. Летчикам надо их строго выполнять. На рисунках по-порядку показаны опи­ санные случаи. К О Г Д А в В О З Д У Х И Д У с В Е Д О М Ы М . . . удержаться ему не удасться, пере -1 ти ходил в другой пеленг с большим ' ка: TAB ведущим пары, я сразу же столкнулся с рядом трудно­ стей. С чего начать и как лучше креном и терял высоту. Я об’яс- передавать свои знания ведомому! нил т. Скоробогатько, что если мы ІГ •» J ' I ППі к и метод тренировки избрать? будем итти на бреющей высоте, то Посоветовавшись со своими учите­ лями, мы, молодые ведущие, преж­ де всего рассказали ведомым об особенностях полета парой, по са­ молетам. пролетающим над аэро­ дромом, показали правильные строи. После наземной подготовки мы поднялись с ведомым в воздух. Два-три полета в разомкнутом и плотном строю вскрыли ошибки молодых пилотов. Мы разобрали эти ошибки и рассказали почему они получаются. Не все молодые летчики сразу освоили свою про­ фессию быть ведомым истребите­ лем. В начале при разворотах они отрывались. Летчик т. Скоробо­ гатько долгое время не мог нау­ читься перестраиваться из пеленга в пеленг сверху машины ведущего. На развороте, делая большой крен, он терял высоту, скорость и отста­ вал. Такую ошибку т. Скоробо­ гатько допускал потому, что чув­ ствовал себя в строю напряженно и на развороте старался удержать­ ся в том пеленге, в котором шел. Когда же летчик замечал. он при перестроении обязатель­ но врежется в землю или в воду. Затем я доказал летчику выгод­ ность перехода из одного пеленга в другой сверху моей машины. «В случае,—сказал я ему,—-если ве­ домый и отстанет при таком пере­ строении, то он, за счет высоты, может быстро занять свое место». В полетах перед тем как сделать разворот, я напомнил т. Скоробо­ гатько по радио: «Крен... меньше, крен... выше..., ниже...» Иногда в полет мы шли в составе четверки вместе с хорошо слетанной парой. Скоробогатько мог наглядно ви­ деть, как перестраивается ведомый второй пары. Тщателбная трени­ ровка помогла исправить недос­ татки летчика т. С к о р о б о га т ь к о ^ он стал умело перестраиваться. Очень важно, чтобы ведомый летчик воочию убеждался в том к чему могут привести те или иные ошибки, допущенные им в полете. Тогда он быстрее найдет пути для их исправления. Тот же летчик т. Скоробогатько после первого бое- что вого вылета произвел посадку поч- с пустыми баками, в то время как остальные летчики израсходо­ вали всего 2/3 запаса бензина. По-1 чему так получилось? Потому, что т. Скоробогатько при полете для , удержания самолета в строю не- ■ правильно пользовался газом. Мы рассказали летчику каковы м о гл и j быть последствия допущенной им ! ошибки, еще раз напомнили, как | нужно было работать газом. П о с л е ' ряда полетов, в которых я застав­ лял т. Скоробогатько все пере­ строения и маневрирвание д е ­ лать без пользования газом, а только используя инерцию само­ лета, летчик не стал допускать ошибок. Не менее наглядный урок полу­ чил и истребитель т. Будников. Он неплохо держался в строю, хорошо маневрировал, но на по­ садке дважды погнул передние вилки. Пришлось отстранить его от полетов и дать возможность потренироваться ему на учебном самолете. Будников хорошо проду­ мал последовательность посадки, очень крепко переживал, что ему не дают летать на боевых маши­ нах, настойчиво учился, и стал пре­ красно производить посадку. Очень важно с первых же поле­ тов приучать летчика к осмотри- Гвардии капитан Диденко с д е­ лал строгое лицо, но взглянув на растерявшегося молодого летчика, улыбнулся. — Ничего, дружок, только в следующий раз смотри лучше. По дороге к столовой Диденко рассказал Беляеву причину его отрыва. 200 метров, отделявшие стоянку самолетоз от столовой, летчики шли почти целый час. Ч а­ сто останавливаясь, гвардии капи­ тан показывал атаки, чертил на земле схемы боя. — Не робей, привыкнешь. Толь­ ко усвой главное—ты мой щит и всегда должен быть со мной, — заключил Диденко. Как и все впечатлительные лю ­ ди, Беляев долго и напряженно думал, вспоминал весь ход воздушного сражения. Он помнил, как Диденко передал по радио: «Слева «стодевятые». как зашуме­ ло, затрещало в телефонах, как чуть выше в стороне мелькнуло крыло с белым крестом. Затем летчик остался один, без в едуще­ го... На все это было затрачено несколько секунд, меньше минуты. На аэродром пришел Беляев с то­ варищами, к которым пристроился в конце скоротечного боя. Вспоминая это, молодой гвар­ деец не мог осознать и твердо сказать: «Вот здесь я сделал ошибку, вот в этом причина моего отрыва». Помог Беляеву Диденко. На другой день, прежде чем выле­ теть на тренировку, он сказал: «В бою для летчика важно ориентиро­ ваться в обстановке, не раскиды­ вать свой взгляд по «мелочам». Сегодня я буду приучать тебя к этому». Поднявшись в воздух, гвардии капитан стал делать раз­ личные фигуры. Одновременно следил за ведомым, направляя его действия командами по радио. «Слева «стодевятый», — переда­ вал Диденко,—а сам производил резкий разворот. Пока Беляев искал врага, Диденко уходил в сторону. «Отстал, снова от­ стал», — упрекал гвардии капитан своего ведомого.— «Иду на вертикаль. Срезай угол, дого­ няй меня!». Когда такие наглядные уроки в воздухе кончались и лет­ чики производили посадку, начинал­ ся разбор каждого шага, каждой ата­ ки. Рано ли утром, днем или вечером Диденко и Беляе­ ва товарищи поч­ ти всегда видели вместе. Разбирая бой, учебные выле­ ты офицеры все ближе родни­ лись друг с дру- вым разворотом постарается1 зайти им в хвост; или если немцы приняли бой на виражах, Диденко обязательно переведет его на вертикали. Причем сделает это неожиданно и даже, на первый взгляд, невыгодно для себя. Зная 0 подобных повадках командира, гвардеец Беляев всегда был на че­ ку и старался опережать действия ведущего, «срезать» его углы. Ес­ ли при развороте ведущий делал крен 20—30 градусов, то Беляев производил его в 40—50 градусов, т. е. в 2, а иногда и в 3 раза боль­ ше. Одновременно с креном Беляев резко увеличивал наддув. Бывало и так. Заметив, что ведущий на­ чинает менять направление полета, Беляев «подпрыгивает» вверх. Та­ кое «подпрыгивание» создавало ему запас высоты и скорости. А высота и скорость для ведомого летчика — все: куда бы не повер­ нул ведущий, какой бы он газ не дал, его всегда можно нагнать. Правильно старался использовать Беляев и метеообстановку. Если, например, ведущий уходил на солнце, он не метался из стороны в сторону, не лез за командиром вслепую, а поджидал, когда он выйдет из солнечной орбиты. " Мастерство это к гвардейцу Беляеву приходило постепенно. Он, как хороший исследователь, неспеша, чувствуя постоянную по­ мощь и поддержку своего боевого друга гвардии капитана Диденко, 1открывал все новые и новые зако- 1ны, обеспечивающие ему умелое I прикрытие ведущего. Сегодня он убеждался, что во время верти­ кального маневра ведомому надо быть Там-то, завтра он делал вы­ вод как лучше удержаться ведо­ мому в бою на виражах. День ото дня отличалась в боях пара Диденко—Беляев. Вместе они уходили в бой, вместе, с победными салютами, возвраща­ лись на аэродром. Тринадцатый, тельности. Во всех полетах обяза­ тельно держать связь с ведомым, требовать от него, чтобы он умел j гом. Постепенно для Беляева выри­ совывался воздуш­ ный «почерк» Д и ­ денко. Он знал, например, что если немецкие самоле­ ты, замеченные командиром и иду­ щие на встречных курсах, будут иметь превышение в высоте, Диденко не пойдет на них с набором высоты, а разгонит по гори­ зонтали достаточ­ ную скорость, за ­ тем резким бое- хорошо подстраиваться в воздухе Обычно все молодые летчики "на­ страиваются на наземную радио­ станцию, а ведущего в воздухе плохо слышат. В результате нару­ шаются правила радиообмена: ве­ домый связывается не со своим ве­ дущим, а с наземной станцией, а поэтому ведущий не может ничего подсказать ведомому. Такая на­ стройка радиостанций неправиль­ на. Она затрудняет боевую учебу нары. В первых полетах все внима­ ние молодого летчика загружено пилотированием самолета. Поэто­ му необходимо напоминать ему о своевременном перекрытии бензо­ баков, о том чтобы летчик не о с т у ­ дил мотор и т. п. Это, на первый взгляд, мелочь, но ее также не следует упускать. Пара — крепкая тактическая единица. Любой ведущий тогда б у ­ дет иметь ѵспех в сколачивании этой пары, когда он сам тактиче­ ски хорошо грамотен, имеет опыт, и «ее с и л » и знания отдаст Воспи­ танию своего боевого напарника. Гвардии лейтенант Н. УШ КО В Летчики-истребители (справаналево) Герой Со ветского Союза гвардии капитан Н . Д и д ен ко , гвардии лейтенант А . Беляев четырнадцатый, пятнадцатый... Росло число воздушных побед гвардии капитана Диденко, шири­ лась о нем слава. Вместе со славой ведущего росла и слава ведомого. Некоторые говорили: Беляев вы­ двигается из за Диденко. Другие наоборот: Диденко увеличивает счет благодаря Беляеву. На самом же деле их успехи были плодом взаимных усилий, имеющих в о с ­ нове — мастерство. Иногда с л у ­ чалось, что гвардии капитану Д и ­ денко давали другого ведомого. Пары крепкой тогда не получа лось, и Беляеву вновь приходилось вылетать со своим старым коман­ диром. В бою не только Беляев спасал жизнь Диденко, но и Д и ­ денко Беляеву. Одн ажды произо­ шел даже следующий случай. Во время воздушного боя над в р аж е ­ ским аэродромом «Мессершмитт» атаковал Диденко и Беляева с за­ ди. Первым его заметил Диденко. — В хвосте «стодевятый, — пе­ редал он Беляеву. Но ведомый не слышал голоса ведущего. У него отказала рация. Видя, что Беляев продолжает спо­ койно следовать за ним и чув­ ствуя, что вот-вот его может «снять» немец, Диденко мгновен­ но сделал переворот. Беляев не оторвался. Всегда строго с л е д о ­ вавший за ведущим, он повторил его фигуру и на этот раз. Трассы «стодевятого» прошли выше. Хо­ рошая слетанность с ведущим спасла Беляеву жизнь. ...Сейчас на краю летного поля одного из наших аэродромов, в середине между другими машина­ ми, недалеко друг от друга стоят два истребителя. На фюзеляже одного из них 17 маленьких зв ез­ дочек, окаймленных белой по­ лоской, на фюзеляже другого — две таких же звездочки. Владель­ цем первой машины является Ге­ рой Советского Союза гвардии ка питан Николай Диденко, владель­ цем второй—быва­ лый летчик, кава­ лер двух о р д е н о ; Красного Знамен гвардии лейтенант Андрей Беляев. Оба они, пройдя большой боевой путь, стали почет< ными членам:! славной Сафонов ской семьи. У Ди денко и Беляев- есть сейчас сво: ведомые, но когд летчики идут . н.г учебные бои, отр;: батывать группу вую слетанность,-і поднимаются в во^->. дух парой, вместѵ Иногда вспомну Диденко: «А п о л ­ нишь. как мы пл- рой первый ра з > с тобой дрались?.. Нехорошо по лу ч а­ лось». «Да, — о т ­ ветит Беляев. — было дело. Теперь не то — дружба, спайка помогла...». Может быть судьба разрознит когда-нибудь лет чнков, но ни Нико­ лаи Диденко, ни Андрей Беляев ни­ когда не забудут друг друга, ибо незабываема, не -разрывна дружба, скрепленная го д а­ ми войны. К ЗАРОДОВ . Г Е Р О И О П А Р Е «Д р уж б а на земле —■основа успеха в во зду­ хе вот закон д л я пары истребителей. Он выве­ ден кровью войны, подтвержден д есятками при­ меров из боевой практики». Герой С о ветского Союза капитан Е . П Е Т Р Е Н К О . «П ар у — обязательно подбирать. Подбор долж ен бы ть очень ум елым . И зве стн о , например что каж ды й летчик имеет свай воздушный «по черк». С та в и ть в пару и стр еб и іел ей с разным «по­ черком» не р еком ендуется... Ведомый долж ен чувствовать в полете все действия своего веду щего». Герой С о ветско го Сою за гвардии капитан П С Г Н Ь Н Е В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz