Североморский летчик. 1945, июль.
УЧИСЬ НА ОПЫТЕ ВОЙНЫ ПА Р А—ОСНОВ А Б О Е В О Г О ПО Р Я Д К А Как отрабатывать пару Ч ТО значит отработать пару? Какие требования пред'ян- ляются к слетанности пары? Слетанность в паре — большое, важное дело. Ее необходимо отра-, батывать настолько, чтобы летчи к и (ведущий и ведомый), не пода-1 вая друг другу сигналов (команд). ■ могли по эволюции самолета—на - ; «арника понимать его намерения и строить правильный маневр. При чем при выполнении маневра веду щий должен учитывать возмож ности ведомого, а ведомый — иметь запас скорости, обеспечи вающий ему сохранение своего места в боевом порядке пары. Что такое маневр? Маневром в воздушном бою на зывается изменение направления полета в вертикальной и горизон тальной плоскости с целью: а) выйти на огневую позицию; б) внезапно произвести первую атаку; в) выйти из атаки, из-под удара, из боя. По своему характеру маневры можно разделить на горизонталь ный, вертикальный и контрманевр. Вертикальным маневром в бою называются все изменения направ ления в вертикальной плоскости. Применение этого маневра дает аозможноъть захвата инициативы нападения, создает необходимый запас скорости. Горизонтальным маневром на зываются все изменения, направ ления полета в горизонтальной плоскости. Этот маневр является оборонительным и не дает возмож ности использовать полностью ка чества самолета. Контрманевром называется на рушение огневой позиции напа дающего. Прежде чем перейти к отработ ке всех этих маневров, ведомый должен научиться сохранять такие дистанцию м интервал, которые бы не затрудняли его «волюций. Зна чит, вначале следует отработать строи пары. Строи (фронт, пеленг! прекрасно изложены в Наставле нии и понять их не трудно. ГІрн отработке слетанности пары летчики обязаны строго выдер живать последовательность. Все ли эго у пас хорошо понимают? Нет, далеко не все. Опыт подска- іывает, что за I—2 полета летчики ни при каких, даже самых замеча тельных, качествах не могут сле таться. Л аж е отличный летчик не удержится в строю при резких эволюциях. Поэтому неправильно, в ущерб качеству подготовки, делают те командиры, которые в погоне іа количеством введенных в строй летчиков не соблюдают в учебе последовательность, начи- н; юг полеты прямо со сложных задач. Какой последовательности при держиваться при отработке пар? Известно, что в боевые чпетн летчики приходят из училищ. Там, иод руководством инструкто ров, они проходят большую школу. Однако это не значит, что летчик, окончивший училище — зрелый воздушный воин. С ним нужно еще много И упорно работать. Здесь, зри вводе летчиков в строй, у нас встречаются две ошибки. Некото рые товарищи, получиз пополне- Капитан Д. Богданов с ним т е , начинают вести работу с самых азов, продолжительное время задерживаясь на элементар- 1 ных вопросах, другие, наоборот, | слишком быстро перескакивают на выполнение сложных задач. Как то, так и другое неправильно. При отработке пар следует придержи ваться следующего порядка. В первых полетах ведомому на до дать возможность усвоить, как правильно сохранять свое место, выдерживать интервал и дистан цию. Эта задача молодым летчи кам кажется слишком простой. На самом деле отработать строй пары—не легкое дело, требующее от них немалых усилий. Это долж ны понять и ведущий и ведомый. Когда будет отработан строй, следует приступить к отработке изменений направления полета: небольших змеек, плавных разво ротов и т. п. К концу полета, при условии, если ведомым предыду щие элементы отлично усвоены, можно увеличивать темп маневри рования. Последующими элементами для отработки являются: перестраива- ние ведомого, по командам веду щего, в пеленг и вертикаль. Как первое, так и второе требуют нема ло времени. Ограничиваться здесь 1—2 полетами нельзя. Если веду щий хочет иметь хорошего ведомо го, он обязан его научить хорошо держаться на вертикали, ибо вер тикаль — основа наступательного, победного боя и при воздушных сражениях diia чаще всего приме няется нашими истребителями. В іавершении всего паре сле- лует провести произвольное энер гичное маневрирование при р.момк- нутых интервалах и дистанциях, как по горизонтали, так и по вер тикали. При этом ведомый, повто ряя эволюции ведущего, должен сохранить свое место. Последним мерилом слетанности пары будет ѵменке выполнять летчиками все фигуры пилотажа в строю. Выше перечислены основные элементы, последовательность ко торых всегда следует учитывать при отработке пары. Эти элементы предусмотрены учебными програм мами н их следует строго выпол нять. Ход боевой подготовки вскрыл ряд недостатков в отработке пар. Эпі недостатки идут по линии ме тодики и неправильных действий ведущего и ведомого. О неправильности в методике об_\ чения я уже говорил. Погоня за тем. чтобы быстрее пройти \ чебную программу ведет к непо следовательности обучения: веду щий с первого же полета начинает резко, маневрировать и этим не д.іет возможности удержаться ве домому в хвосте своего самолета. Как-то раз мне пришлось слышать разговор одной пары. Летчики вернулись с учебного задания. — Что же ты оторвался? Пер вый раз мы с тобой поднялись в воздух и сразу ты себя скомпроме тировал, — корил ведомого веду щий. Не мог удержаться, товарищ Решите эти задачи 70 », лейтенант, — оправдывался лет 'іик. — Да и потом вы резко и с такой скоростью пошли, что я как ни газовал — угнаться за вами не смог... Кто же виноват в этом отрыве ведомого от ведущего? Нам дум ается, что ведущий. Тем более, что подобный пример — не единичен: ведущие очень часто при учебных полетах «бывают создавать іапас скорости для ве домого и ставят его в такое поло жение, что как бы он ни «газо вал» — догнать ведущего не мо жет. Сие, как говорят, от него не зависит. Кроме этого недостатка есть и другие. Ведущие пар производят внутренний разворот на слишком малой скорости и создают для ве домого или угрозу сорваться в штопор (если он будет стараться удержаться в хвосте самолета ве дущего), или проскочить вперед командира. При вертикальном ма невре в верхней точке ведущие вывод самолета производят иногда на малой скорости. Ведомые, в та ком случае, зависают. Большая доля вины за медлен ную отработку пары, за недостат ки в процессе этой отработки па дает на ведомых. Не все ведомые придирчиво подходят к своей уче бе. Встречается в практике немало случаен, когда ведомые, пройдя весь курс обучения, не умеют держаться как следует в строю, выдерживать интервал и дистан цию. Когда выясняешь причину почему так произошло, оказывает ся, что ведомый не знает своего места и при учебе раньше старался итти по линии наименьшего сопро тивления, летать так, как проще— ходил с ведущим фронтом, жался в хвост его самолета. [ Не всегда умело пользуются ве домые и мотором. Резкость газа и нсучет инерции самолета ведет к отрыву ведомого от ведущего. Чтобы грамотно пользоваться мо тором, надо хорошо знать все его возможности. А чтобы шать надо учиться и учиться не только в воз духе, но и на земле. Лучшим учи телем при любых обстоятельствах должен являться командир пары. Отрешаться должен ведомый во время учебы и от ненужной осто рожности. Разве не ясно, что бо язнь произвести за ведущим ту или иную фигуру пилотажа произ водство ее, как в авиации говорят, блинчиком, ведет к затягиванию ввода летчика в строй. В заключение остановлюсь на силе, которая является лучшим стимулом в отработке пары.' Сила эта — дружба, боевая дружба между ведущим и ведомым. Эта дружба помогает сколачивать па- ру. ускоряет процесс ввода ведо мого в строй. Боевая практика дает нам десятки примеров, когда дружба п паре, обеспечивала лет чикам успех, победу, когда веду щий и ведомый по-настоящему, сердечно любя друг друга, шли на самопожертвование ради спасения товарища и выходили победите лями. Сейчас, во время учебы, дружба і! паре должна укрепляться и по ощряться. Ее надо всемерно под держивать. І X ? ' ч ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ПАРЕ, РОШДЕННЬІЕ ВОЙНОЙ ~ Ф Слетанная пара — непобедима. ф Ведущий, и ведомый — одно целое. ф Понимай ведѵіцего, и ты всегда будешь с ним. ф Крепка пара, когда слетана. ф Хороший ведомый — половина успеха. ф Хочешь побеждать — сколачивай крепкую пару. ♦ Береги ведущего, как зеницу ока. ф Дружба в паре — главное. Ф У хорошего ведущего и ведомый хорош:. ф В паре — сила истребителей. 30 « . Дружба и мастерство — Ч ТО жа ты отстал, Б е ляев? 11 Ом IXs• j \ ? На схемах нарисованы два различных поряд ка пары истребителей. Расскажите, что это за боевые порядки и когда они применяются. Кроме того, на первой схеме высчитайте рас- f стояние между самолетами, на второй—угол, под которым ведомый должен находиться по отношению к ведущему. НЕ ДОПУСКАЙТЕ ПОДОБНЫХ СЛУЧАЕВ Война продиктовала для пары своеобраз ные законы, точно определила строй, функ ции ведущего и ведомого. Однако в процес- КАК НА... ПАРАДЕ Вы видите пару. Она идет крыло в крыло. Ориентировкой для ведомого, как он сам признается, является профиль ведущего. Бывает ли так в бою? Конечно нет, никогда никто из наших летчиков так не ходил. Сейчас война окончилась, опасности, что вот подкрадутся «мессера» и собьют, нет. По этому некоторые наши летчики решили: з а чем у груждать себя, держать дистанцию и интервал? Ведь легче нтти крыло в крыло. Да, легче и с земли красивее смотреть на такой парадный строй. Но если подобный строй будет на войне, — ни ведущий, ни ведомый не могут рассчитывать на победу, на успех. НА ВСЮ „ЖЕЛЕЗКУ" «Куда? Куда. вы?..». Напрасен ваш вопль, ведомый. Он останется голосом вопиющего н пустыне. Ведущий на развороте дал газ на всю «железку», и как бы вы ни форси ровали свой, равный с ним по силе, мотор— не догоните. Он не оставил для вас запаса скорости. Некоторые ведущие, уходя таким «мане ром» от ведомого, об’ясняют это необходи мостью приучать ведомого к резким эволю циям. Да, надо приучать. Но приучать по следовательно, умно, обязательно с учетом возможностей своего напарника, а не так, как выше нарисованная пара. Пословица гласит: «Когда вдвоем — всегда помни о друге». Чтобы не забыть о ведомом з бою, надо приучать себя помнить о во время учебных полетов. се боевой учебы некоторые летчики прене брежительно относятся к этим законам, упрощают отработку слетанности пары. Не нем сейчас. имея возможности подробно останавли-- ваться на всех этих случаях, разберем неко торые из них. В ОДНОМ „ТЕЧЕНИИ" Говорят, что привычка действует на чело века сильнее всего. У некоторых наших ве домых пар, во время учебных полетов появи лась привычка, выражаемая желанием итти со своим командиром в одном «течении», в хвосте, смотря ему точно в затылок. Надо прямо сказать — нехорошая привычка. Она суживает маневр пары, ослабляет осмотри тельность. Рекомендовать отучиться от этой привычки следует всем летчикам. Способ отучиться один — больше ходить стооем фронта. КУДА ТЫ ВЗОР НАПРАВИЛ СВОЙ?.. Хоть и спокоен ведущий за то, что ведо мый не отводит от него своего взора, но на прасно. Противник никогда не будет влезать з середину между ведущим и ведомым. Он атакует обычно сзади, с хвоста. А хвост-то ;і остался у пары неприкрытым. Подобные случаи неправильной осмотри тельности внутри пары у нас еще встреча ются. Хорошая, грамотная осмотритель ность, как показал опыт войны, имеет не малое значение в успехе любого боя. Кто перзьім заметил врага — половину успеха одержал, такое правило выдвинула вой на. Зачем нам от него отступать? В настав лении точно записаны обязанности внутри пэры. Летчикам надо их строго выполнять. На рисунках по-порядку показаны опи санные случаи. К О Г Д А в В О З Д У Х И Д У с В Е Д О М Ы М . . . удержаться ему не удасться, пере -1 ти ходил в другой пеленг с большим ' ка: TAB ведущим пары, я сразу же столкнулся с рядом трудно стей. С чего начать и как лучше креном и терял высоту. Я об’яс- передавать свои знания ведомому! нил т. Скоробогатько, что если мы ІГ •» J ' I ППі к и метод тренировки избрать? будем итти на бреющей высоте, то Посоветовавшись со своими учите лями, мы, молодые ведущие, преж де всего рассказали ведомым об особенностях полета парой, по са молетам. пролетающим над аэро дромом, показали правильные строи. После наземной подготовки мы поднялись с ведомым в воздух. Два-три полета в разомкнутом и плотном строю вскрыли ошибки молодых пилотов. Мы разобрали эти ошибки и рассказали почему они получаются. Не все молодые летчики сразу освоили свою про фессию быть ведомым истребите лем. В начале при разворотах они отрывались. Летчик т. Скоробо гатько долгое время не мог нау читься перестраиваться из пеленга в пеленг сверху машины ведущего. На развороте, делая большой крен, он терял высоту, скорость и отста вал. Такую ошибку т. Скоробо гатько допускал потому, что чув ствовал себя в строю напряженно и на развороте старался удержать ся в том пеленге, в котором шел. Когда же летчик замечал. он при перестроении обязатель но врежется в землю или в воду. Затем я доказал летчику выгод ность перехода из одного пеленга в другой сверху моей машины. «В случае,—сказал я ему,—-если ве домый и отстанет при таком пере строении, то он, за счет высоты, может быстро занять свое место». В полетах перед тем как сделать разворот, я напомнил т. Скоробо гатько по радио: «Крен... меньше, крен... выше..., ниже...» Иногда в полет мы шли в составе четверки вместе с хорошо слетанной парой. Скоробогатько мог наглядно ви деть, как перестраивается ведомый второй пары. Тщателбная трени ровка помогла исправить недос татки летчика т. С к о р о б о га т ь к о ^ он стал умело перестраиваться. Очень важно, чтобы ведомый летчик воочию убеждался в том к чему могут привести те или иные ошибки, допущенные им в полете. Тогда он быстрее найдет пути для их исправления. Тот же летчик т. Скоробогатько после первого бое- что вого вылета произвел посадку поч- с пустыми баками, в то время как остальные летчики израсходо вали всего 2/3 запаса бензина. По-1 чему так получилось? Потому, что т. Скоробогатько при полете для , удержания самолета в строю не- ■ правильно пользовался газом. Мы рассказали летчику каковы м о гл и j быть последствия допущенной им ! ошибки, еще раз напомнили, как | нужно было работать газом. П о с л е ' ряда полетов, в которых я застав лял т. Скоробогатько все пере строения и маневрирвание д е лать без пользования газом, а только используя инерцию само лета, летчик не стал допускать ошибок. Не менее наглядный урок полу чил и истребитель т. Будников. Он неплохо держался в строю, хорошо маневрировал, но на по садке дважды погнул передние вилки. Пришлось отстранить его от полетов и дать возможность потренироваться ему на учебном самолете. Будников хорошо проду мал последовательность посадки, очень крепко переживал, что ему не дают летать на боевых маши нах, настойчиво учился, и стал пре красно производить посадку. Очень важно с первых же поле тов приучать летчика к осмотри- Гвардии капитан Диденко с д е лал строгое лицо, но взглянув на растерявшегося молодого летчика, улыбнулся. — Ничего, дружок, только в следующий раз смотри лучше. По дороге к столовой Диденко рассказал Беляеву причину его отрыва. 200 метров, отделявшие стоянку самолетоз от столовой, летчики шли почти целый час. Ч а сто останавливаясь, гвардии капи тан показывал атаки, чертил на земле схемы боя. — Не робей, привыкнешь. Толь ко усвой главное—ты мой щит и всегда должен быть со мной, — заключил Диденко. Как и все впечатлительные лю ди, Беляев долго и напряженно думал, вспоминал весь ход воздушного сражения. Он помнил, как Диденко передал по радио: «Слева «стодевятые». как зашуме ло, затрещало в телефонах, как чуть выше в стороне мелькнуло крыло с белым крестом. Затем летчик остался один, без в едуще го... На все это было затрачено несколько секунд, меньше минуты. На аэродром пришел Беляев с то варищами, к которым пристроился в конце скоротечного боя. Вспоминая это, молодой гвар деец не мог осознать и твердо сказать: «Вот здесь я сделал ошибку, вот в этом причина моего отрыва». Помог Беляеву Диденко. На другой день, прежде чем выле теть на тренировку, он сказал: «В бою для летчика важно ориентиро ваться в обстановке, не раскиды вать свой взгляд по «мелочам». Сегодня я буду приучать тебя к этому». Поднявшись в воздух, гвардии капитан стал делать раз личные фигуры. Одновременно следил за ведомым, направляя его действия командами по радио. «Слева «стодевятый», — переда вал Диденко,—а сам производил резкий разворот. Пока Беляев искал врага, Диденко уходил в сторону. «Отстал, снова от стал», — упрекал гвардии капитан своего ведомого.— «Иду на вертикаль. Срезай угол, дого няй меня!». Когда такие наглядные уроки в воздухе кончались и лет чики производили посадку, начинал ся разбор каждого шага, каждой ата ки. Рано ли утром, днем или вечером Диденко и Беляе ва товарищи поч ти всегда видели вместе. Разбирая бой, учебные выле ты офицеры все ближе родни лись друг с дру- вым разворотом постарается1 зайти им в хвост; или если немцы приняли бой на виражах, Диденко обязательно переведет его на вертикали. Причем сделает это неожиданно и даже, на первый взгляд, невыгодно для себя. Зная 0 подобных повадках командира, гвардеец Беляев всегда был на че ку и старался опережать действия ведущего, «срезать» его углы. Ес ли при развороте ведущий делал крен 20—30 градусов, то Беляев производил его в 40—50 градусов, т. е. в 2, а иногда и в 3 раза боль ше. Одновременно с креном Беляев резко увеличивал наддув. Бывало и так. Заметив, что ведущий на чинает менять направление полета, Беляев «подпрыгивает» вверх. Та кое «подпрыгивание» создавало ему запас высоты и скорости. А высота и скорость для ведомого летчика — все: куда бы не повер нул ведущий, какой бы он газ не дал, его всегда можно нагнать. Правильно старался использовать Беляев и метеообстановку. Если, например, ведущий уходил на солнце, он не метался из стороны в сторону, не лез за командиром вслепую, а поджидал, когда он выйдет из солнечной орбиты. " Мастерство это к гвардейцу Беляеву приходило постепенно. Он, как хороший исследователь, неспеша, чувствуя постоянную по мощь и поддержку своего боевого друга гвардии капитана Диденко, 1открывал все новые и новые зако- 1ны, обеспечивающие ему умелое I прикрытие ведущего. Сегодня он убеждался, что во время верти кального маневра ведомому надо быть Там-то, завтра он делал вы вод как лучше удержаться ведо мому в бою на виражах. День ото дня отличалась в боях пара Диденко—Беляев. Вместе они уходили в бой, вместе, с победными салютами, возвраща лись на аэродром. Тринадцатый, тельности. Во всех полетах обяза тельно держать связь с ведомым, требовать от него, чтобы он умел j гом. Постепенно для Беляева выри совывался воздуш ный «почерк» Д и денко. Он знал, например, что если немецкие самоле ты, замеченные командиром и иду щие на встречных курсах, будут иметь превышение в высоте, Диденко не пойдет на них с набором высоты, а разгонит по гори зонтали достаточ ную скорость, за тем резким бое- хорошо подстраиваться в воздухе Обычно все молодые летчики "на страиваются на наземную радио станцию, а ведущего в воздухе плохо слышат. В результате нару шаются правила радиообмена: ве домый связывается не со своим ве дущим, а с наземной станцией, а поэтому ведущий не может ничего подсказать ведомому. Такая на стройка радиостанций неправиль на. Она затрудняет боевую учебу нары. В первых полетах все внима ние молодого летчика загружено пилотированием самолета. Поэто му необходимо напоминать ему о своевременном перекрытии бензо баков, о том чтобы летчик не о с т у дил мотор и т. п. Это, на первый взгляд, мелочь, но ее также не следует упускать. Пара — крепкая тактическая единица. Любой ведущий тогда б у дет иметь ѵспех в сколачивании этой пары, когда он сам тактиче ски хорошо грамотен, имеет опыт, и «ее с и л » и знания отдаст Воспи танию своего боевого напарника. Гвардии лейтенант Н. УШ КО В Летчики-истребители (справаналево) Герой Со ветского Союза гвардии капитан Н . Д и д ен ко , гвардии лейтенант А . Беляев четырнадцатый, пятнадцатый... Росло число воздушных побед гвардии капитана Диденко, шири лась о нем слава. Вместе со славой ведущего росла и слава ведомого. Некоторые говорили: Беляев вы двигается из за Диденко. Другие наоборот: Диденко увеличивает счет благодаря Беляеву. На самом же деле их успехи были плодом взаимных усилий, имеющих в о с нове — мастерство. Иногда с л у чалось, что гвардии капитану Д и денко давали другого ведомого. Пары крепкой тогда не получа лось, и Беляеву вновь приходилось вылетать со своим старым коман диром. В бою не только Беляев спасал жизнь Диденко, но и Д и денко Беляеву. Одн ажды произо шел даже следующий случай. Во время воздушного боя над в р аж е ским аэродромом «Мессершмитт» атаковал Диденко и Беляева с за ди. Первым его заметил Диденко. — В хвосте «стодевятый, — пе редал он Беляеву. Но ведомый не слышал голоса ведущего. У него отказала рация. Видя, что Беляев продолжает спо койно следовать за ним и чув ствуя, что вот-вот его может «снять» немец, Диденко мгновен но сделал переворот. Беляев не оторвался. Всегда строго с л е д о вавший за ведущим, он повторил его фигуру и на этот раз. Трассы «стодевятого» прошли выше. Хо рошая слетанность с ведущим спасла Беляеву жизнь. ...Сейчас на краю летного поля одного из наших аэродромов, в середине между другими машина ми, недалеко друг от друга стоят два истребителя. На фюзеляже одного из них 17 маленьких зв ез дочек, окаймленных белой по лоской, на фюзеляже другого — две таких же звездочки. Владель цем первой машины является Ге рой Советского Союза гвардии ка питан Николай Диденко, владель цем второй—быва лый летчик, кава лер двух о р д е н о ; Красного Знамен гвардии лейтенант Андрей Беляев. Оба они, пройдя большой боевой путь, стали почет< ными членам:! славной Сафонов ской семьи. У Ди денко и Беляев- есть сейчас сво: ведомые, но когд летчики идут . н.г учебные бои, отр;: батывать группу вую слетанность,-і поднимаются в во^->. дух парой, вместѵ Иногда вспомну Диденко: «А п о л нишь. как мы пл- рой первый ра з > с тобой дрались?.. Нехорошо по лу ч а лось». «Да, — о т ветит Беляев. — было дело. Теперь не то — дружба, спайка помогла...». Может быть судьба разрознит когда-нибудь лет чнков, но ни Нико лаи Диденко, ни Андрей Беляев ни когда не забудут друг друга, ибо незабываема, не -разрывна дружба, скрепленная го д а ми войны. К ЗАРОДОВ . Г Е Р О И О П А Р Е «Д р уж б а на земле —■основа успеха в во зду хе вот закон д л я пары истребителей. Он выве ден кровью войны, подтвержден д есятками при меров из боевой практики». Герой С о ветского Союза капитан Е . П Е Т Р Е Н К О . «П ар у — обязательно подбирать. Подбор долж ен бы ть очень ум елым . И зве стн о , например что каж ды й летчик имеет свай воздушный «по черк». С та в и ть в пару и стр еб и іел ей с разным «по черком» не р еком ендуется... Ведомый долж ен чувствовать в полете все действия своего веду щего». Герой С о ветско го Сою за гвардии капитан П С Г Н Ь Н Е В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz