Североморский летчик. 1945, июль.

18 июля 1945 г., № 169 (549). - —----------- СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3 ЛЕТЧИКИ И ЗУЧАЮ Т СВОЙ ФЛОТ Неустанно совершенствовать военно-морскую подготовку офицера Школа морской выучки Несколько дней на кораблях флота находилась группа офице­ ров североморской авиации. Летчики, штурманы, штабные офицеры с интересом изучали основы морского дела. Пребывание в море на учениях дало возможность летному составу глубоко усвоить основ­ ные разделы учебной программы по морской подготовке. Офицеры авиации внимательно следили за ходом учений, с помощью моря­ ков анализировали отдельные этапы перехода морем и действия ко­ раблей. 8 первый день похода группа летчиков, находившаяся на борту крейсера «Мурманск», наблюдала стрельбы из главного калибра по щитам, которые буксировал один из миноносцев. Затем ко­ рабль решал задачу поиска главных сил «противника». Обнаруже­ ние крейсером главных сил, торпедные атаки миноносцев под при­ крытием дымовой завесы и последующие этапы боя — все это на конкретных -примерах обогащало знания летчиков по вопросам морской тактики. Офицеры авиации, разместившись на линкоре «Архангельск», получили полное представление о технике постановки паравана, о подаче с линкора топлива и питания в походе легким силам и т. д. Вместе со всем личным составом кораблей летчики по тревогам занимали определенные места и наблюдали, изучали наиболее инте­ ресующие их вопросы. Штурманы тт. Писарев, Шулин и другие значительную часть времени проводили в штурманской рубке, часть участников похода подробно интересовалась вооружением корабля и другими вопросами. Серьезное внимание всех офицеров авиации привлекли вопросы: устройство радиоприборов и способы обнаружения целей, особенно воздушных, методы атаки надводных кораблей с воздуха и проти­ водействие самолетам со стороны кораблей, противовоздушная обо­ рона корабля и т. д. Интересными и содержательными были беседы между летчи­ ками и моряками. Они, как правило, проходили в кают-компании и носили непринужденный характер. Какими силами и возможностями располагает корабль дл я отражения воздушной атаки, какие наибо­ лее уязвимые места у самолета и подводного корабля, под каким углом и с какой дистанции лучше атаковать корабль, — вот основ­ ные вопросы вокруг которых велись эти беседы. Штабные офицеры и командиры боевых частей корабля, а также летный состав иска­ ли ответа на эти вопросы из личного опыта, накопленного в период Великой Отечественной войны. Длительный переход морем явился прекрасной школой морской выучки для летчиков-североморцев. Сегодня мы предоставляем слово участникам этого похода. Группа летчиков-североморцев на линкоре «Архангельск». Капитан III ранга т. Пахомов рас­ сказывает об устройстве корабельной артиллерии. НА СНИМКЕ (слева направо): гвардии лейтенант Масалов, Герой Советского Союза майор Писарев, капитан Гладилин, майор Лачков, гвардии майор Шулин, майор Тульский. Фото Г. Солодкова. Морская подготовка офицеров авиаци ЧТО ДАЛ МН Е ПОХОД НА КО РА БЛ Е Нет нужды доказывать необхо­ димость обстоятельного изучения кораблей флота летчикам-торпедо- носцам. Жизнь, особенно опыт я?йны, убедительно доказали это. .Летчик обязан знать классы и ти­ пы кораблей, уметь различать их с воздуха по характерным призна­ кам, в частности, по размеру, по отношению длины к ширине, по вооружению, по надстройкам. Зн а­ ние средств ПВО дает возмож­ ность летчику-торпедоносцу более эффективно использовать свое оружие при минимальных потерях. ^ Участвуя в походе на кораблях Северного флота, я хорошо позна- лей и особенно изучил артиллерий­ ское вооружение кораблей: сущ е­ ствующие системы, калибр, секто­ ры обстрела, дальность, высоту, скорострельность, время изготов­ ления к выстрелу, а также подроб­ но ознакомился со средствами обнаружения самолетов. В результате-я сделал для себя практические выводы — под каким углом, на каком курсе торпедоно­ сцу лучше выйти в атаку на над­ водный корабль, в каком секторе корабль может дать наиболее сильный и самый слабый огонь по самолету. В целом поход явился дл я нас кэмился с классами, типами кораб-1 хорошей школой. Можно сказать, что лучший ме­ тод изучения * основ морского дела — это не­ посредствен­ ное пребывание на корабле и особенно—з по­ ходе. Лейтенант А. МАСАЛОВ. Опыт совместных боевых дей­ ствий авиации с надводными к о ­ раблями и подлодками учит, что лучшие результаты в бою достига­ лись, как правило, тогда, когда летный состав понимал основы тактики взаимодействующих ко ­ раблей и обладал необходимыми знаниями по морскому делу. П о ­ этому не случайно в учебной про­ грамме текущего года значитель­ ное место отведено морской под­ готовке летчика. В учебной практике частей ВВС морская подготовка офицеров осу­ ществляется различными способа­ ми. Основными из них являются: повышение кругозора по морской тактике и морскому делу в процес­ се проведения совместных игр, уче­ ний авиации с кораблями и частя­ ми флота; самообразование и пла­ новые занятия с руководителем; временное пребывание офицеров ВВС в соединениях флота, с целью морской подготовки. Последний способ.надо признать наиболее плодотворным, хотя он не исключает, а, наоборот, предпо­ лагает предварительное знание теоретических основ военно-мор­ ского дела. В начале текущего месяца штаб ВВС с целью 'морской подготовки командировал на корабли Северно­ го флота группу офицеров, в со­ ставе которой находились летчи­ ки, штурманы и штабные офицеры. В результате наблюдения за ходом учений на кораблях соединения в походе, путем организации заня­ тий непосредственно на кораблях и бесед с офицерами-моряками, і. офицеры ВВС за короткий период получили неплохие знания основ любых условиях любое время суток готовы своевременно отражать атаки. Поэтому при уничтожении боевых кораб­ лей необходи­ мы весьма зна­ чительные си­ лы авиации и ? ; четкое взаимо­ действие. і В результате наблюдения бое­ вой деятельности кораблей в по­ ходе, ознакомления с мероприя­ тиями по обеспечению боеспособ­ ности корабля, офицеры ВВС уяс- бы не менее j няли основные вопросы, которые I надо учитывать при совместных действиях авиации с надводными кораблями в проведении типовых морских операций. Мы убедились, что многие вопросы военно-мор­ ского дела наиболее полно можно изучить лишь в походе. В частно­ сти, это относится к таким вопро­ сам, как порядок выхода соедине­ ния из базы, торпедная атака ми- эволюции, орде- и уборка пара­ ванов, отражение налета авиа­ ции, питание легких сил топливом и электроэнергией -в открытом мо­ ре, с’емка с якоря и постановка на якорь и другие. Во время пребывания офицеров ВВС краснофлотцы, старшины и офицеры кораблей работали весь­ ма напряженно. Несмотря на это, командование и офицерский состав оказали нам исключительное вни­ мание и помощь в изучении основ военно-морского дела. Майор Ф. ЛАЧКОВ. морского дела. Можно смело ска­ зать: для того, чтобы нам узнать то, что мы узнали во время учений в походе в несколько дней, при обычных плановых занятиях в ча­ стях потребовалось двух-трех месяцев. За время пребывания на кораб­ лях офицеры ВВС изучили сле­ дующие вопросы: общие сведения о кораблях; деление надводных кораблей на классы и типы; боевая организация корабля; боевые сред­ ства корабля; общие основы такти­ ки надводных кораблей в морском бою; строи, эволюции, ордера и порядки; маневрирование кораб- j ноносцев, строи лей при уклонении от атак торпе- j ра, постановка доносцев и т. д. В результате изучения зенитно­ го вооружения, тактико-техниче­ ских данных радиосредств, спо­ собов отражения огнем ЗА самоле­ тов и маневрирования кораблей при уклонении от атак авиации, офицеры ВВС сделали вывод, что при современной технике зенитно­ го вооружения и средств обнару­ жения цели внезапный подход авиации к кораблям совершенно исключается. Зенитные средства в погоды и в ' На линкоре «Архангельск».' 1. Линкор уходит в море. 2. Под’ем флага на корабле. 3. Корабль сии мается с якоря. Фото Г. Солодкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz