Североморский летчик. 1945, июль.
18 июля 1945 г., № 169 (549). - —----------- СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К ------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3 ЛЕТЧИКИ И ЗУЧАЮ Т СВОЙ ФЛОТ Неустанно совершенствовать военно-морскую подготовку офицера Школа морской выучки Несколько дней на кораблях флота находилась группа офице ров североморской авиации. Летчики, штурманы, штабные офицеры с интересом изучали основы морского дела. Пребывание в море на учениях дало возможность летному составу глубоко усвоить основ ные разделы учебной программы по морской подготовке. Офицеры авиации внимательно следили за ходом учений, с помощью моря ков анализировали отдельные этапы перехода морем и действия ко раблей. 8 первый день похода группа летчиков, находившаяся на борту крейсера «Мурманск», наблюдала стрельбы из главного калибра по щитам, которые буксировал один из миноносцев. Затем ко рабль решал задачу поиска главных сил «противника». Обнаруже ние крейсером главных сил, торпедные атаки миноносцев под при крытием дымовой завесы и последующие этапы боя — все это на конкретных -примерах обогащало знания летчиков по вопросам морской тактики. Офицеры авиации, разместившись на линкоре «Архангельск», получили полное представление о технике постановки паравана, о подаче с линкора топлива и питания в походе легким силам и т. д. Вместе со всем личным составом кораблей летчики по тревогам занимали определенные места и наблюдали, изучали наиболее инте ресующие их вопросы. Штурманы тт. Писарев, Шулин и другие значительную часть времени проводили в штурманской рубке, часть участников похода подробно интересовалась вооружением корабля и другими вопросами. Серьезное внимание всех офицеров авиации привлекли вопросы: устройство радиоприборов и способы обнаружения целей, особенно воздушных, методы атаки надводных кораблей с воздуха и проти водействие самолетам со стороны кораблей, противовоздушная обо рона корабля и т. д. Интересными и содержательными были беседы между летчи ками и моряками. Они, как правило, проходили в кают-компании и носили непринужденный характер. Какими силами и возможностями располагает корабль дл я отражения воздушной атаки, какие наибо лее уязвимые места у самолета и подводного корабля, под каким углом и с какой дистанции лучше атаковать корабль, — вот основ ные вопросы вокруг которых велись эти беседы. Штабные офицеры и командиры боевых частей корабля, а также летный состав иска ли ответа на эти вопросы из личного опыта, накопленного в период Великой Отечественной войны. Длительный переход морем явился прекрасной школой морской выучки для летчиков-североморцев. Сегодня мы предоставляем слово участникам этого похода. Группа летчиков-североморцев на линкоре «Архангельск». Капитан III ранга т. Пахомов рас сказывает об устройстве корабельной артиллерии. НА СНИМКЕ (слева направо): гвардии лейтенант Масалов, Герой Советского Союза майор Писарев, капитан Гладилин, майор Лачков, гвардии майор Шулин, майор Тульский. Фото Г. Солодкова. Морская подготовка офицеров авиаци ЧТО ДАЛ МН Е ПОХОД НА КО РА БЛ Е Нет нужды доказывать необхо димость обстоятельного изучения кораблей флота летчикам-торпедо- носцам. Жизнь, особенно опыт я?йны, убедительно доказали это. .Летчик обязан знать классы и ти пы кораблей, уметь различать их с воздуха по характерным призна кам, в частности, по размеру, по отношению длины к ширине, по вооружению, по надстройкам. Зн а ние средств ПВО дает возмож ность летчику-торпедоносцу более эффективно использовать свое оружие при минимальных потерях. ^ Участвуя в походе на кораблях Северного флота, я хорошо позна- лей и особенно изучил артиллерий ское вооружение кораблей: сущ е ствующие системы, калибр, секто ры обстрела, дальность, высоту, скорострельность, время изготов ления к выстрелу, а также подроб но ознакомился со средствами обнаружения самолетов. В результате-я сделал для себя практические выводы — под каким углом, на каком курсе торпедоно сцу лучше выйти в атаку на над водный корабль, в каком секторе корабль может дать наиболее сильный и самый слабый огонь по самолету. В целом поход явился дл я нас кэмился с классами, типами кораб-1 хорошей школой. Можно сказать, что лучший ме тод изучения * основ морского дела — это не посредствен ное пребывание на корабле и особенно—з по ходе. Лейтенант А. МАСАЛОВ. Опыт совместных боевых дей ствий авиации с надводными к о раблями и подлодками учит, что лучшие результаты в бою достига лись, как правило, тогда, когда летный состав понимал основы тактики взаимодействующих ко раблей и обладал необходимыми знаниями по морскому делу. П о этому не случайно в учебной про грамме текущего года значитель ное место отведено морской под готовке летчика. В учебной практике частей ВВС морская подготовка офицеров осу ществляется различными способа ми. Основными из них являются: повышение кругозора по морской тактике и морскому делу в процес се проведения совместных игр, уче ний авиации с кораблями и частя ми флота; самообразование и пла новые занятия с руководителем; временное пребывание офицеров ВВС в соединениях флота, с целью морской подготовки. Последний способ.надо признать наиболее плодотворным, хотя он не исключает, а, наоборот, предпо лагает предварительное знание теоретических основ военно-мор ского дела. В начале текущего месяца штаб ВВС с целью 'морской подготовки командировал на корабли Северно го флота группу офицеров, в со ставе которой находились летчи ки, штурманы и штабные офицеры. В результате наблюдения за ходом учений на кораблях соединения в походе, путем организации заня тий непосредственно на кораблях и бесед с офицерами-моряками, і. офицеры ВВС за короткий период получили неплохие знания основ любых условиях любое время суток готовы своевременно отражать атаки. Поэтому при уничтожении боевых кораб лей необходи мы весьма зна чительные си лы авиации и ? ; четкое взаимо действие. і В результате наблюдения бое вой деятельности кораблей в по ходе, ознакомления с мероприя тиями по обеспечению боеспособ ности корабля, офицеры ВВС уяс- бы не менее j няли основные вопросы, которые I надо учитывать при совместных действиях авиации с надводными кораблями в проведении типовых морских операций. Мы убедились, что многие вопросы военно-мор ского дела наиболее полно можно изучить лишь в походе. В частно сти, это относится к таким вопро сам, как порядок выхода соедине ния из базы, торпедная атака ми- эволюции, орде- и уборка пара ванов, отражение налета авиа ции, питание легких сил топливом и электроэнергией -в открытом мо ре, с’емка с якоря и постановка на якорь и другие. Во время пребывания офицеров ВВС краснофлотцы, старшины и офицеры кораблей работали весь ма напряженно. Несмотря на это, командование и офицерский состав оказали нам исключительное вни мание и помощь в изучении основ военно-морского дела. Майор Ф. ЛАЧКОВ. морского дела. Можно смело ска зать: для того, чтобы нам узнать то, что мы узнали во время учений в походе в несколько дней, при обычных плановых занятиях в ча стях потребовалось двух-трех месяцев. За время пребывания на кораб лях офицеры ВВС изучили сле дующие вопросы: общие сведения о кораблях; деление надводных кораблей на классы и типы; боевая организация корабля; боевые сред ства корабля; общие основы такти ки надводных кораблей в морском бою; строи, эволюции, ордера и порядки; маневрирование кораб- j ноносцев, строи лей при уклонении от атак торпе- j ра, постановка доносцев и т. д. В результате изучения зенитно го вооружения, тактико-техниче ских данных радиосредств, спо собов отражения огнем ЗА самоле тов и маневрирования кораблей при уклонении от атак авиации, офицеры ВВС сделали вывод, что при современной технике зенитно го вооружения и средств обнару жения цели внезапный подход авиации к кораблям совершенно исключается. Зенитные средства в погоды и в ' На линкоре «Архангельск».' 1. Линкор уходит в море. 2. Под’ем флага на корабле. 3. Корабль сии мается с якоря. Фото Г. Солодкова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz